1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха блока ты как отзвук забытого гимна

«Ты – как отзвук забытого гимна…» А. Блок

Ты – как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.

Спишь, змеею склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.

Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.

В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

Дата создания: 28 марта 1914 г.

Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Широко известная новелла Проспера Мериме о свободолюбивой цыганке вдохновляла многих поэтов и композиторов. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…» написано в 1914 году. Оно навеяно чувством А. А. Блока к артистке Любови Дельмас, которая исполняла в Петербурге в 1913–1914 годах роль Кармен в классической опере Ж. Бизе.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «черная и дикая судьба», «одичалая прелесть», «дикие сны», «вешний (в контексте речи – впервые случившийся) трепет», «блаженные времена», «сказочный сон», «дивный голос», «прихотливая (в контексте речи – затейливо свернувшаяся) змея»;
  • обращение – «Кармен» – дает ясно понять, каков психологический тип лирической героини;
  • инверсию – «приснился сон», «проходишь ты», «змеею склубясь прихотливой», «даль морскую», «родимый свой», «тишина бездыханна», «голос твой», которая диктуется необходимостью рифмовки;
  • разговорное слово – «родимый»;
  • сравнения – «ты – как отзвук», «проходишь, как царица»;
  • ряды однородных членов предложения – «трепет, и лепет, и шелест, сны, прелесть», «даль, берег, мечту», «дивный, низкий, странный», позволяющие точнее описать ощущения лирического героя;
  • метафоры – «бубен весны», «утопающая в розах», «буря страстей», «царица времен»;
  • риторическое восклицание – «… прелесть – как бубен весны!» – используется для акцента на действии героини – она возрождает, как весна, мотивирует автора к творчеству;
  • авторский неологизм – «склубясь»;
  • лексические повторы – «спишь, … склубясь…, спишь в тумане…», «синий, синий», «певучий, певучий», создающие акценты на ключевых словах;
  • олицетворение – «голос славит бурю», «тишина бездыханна (то есть мертва, глубока)»;
  • аллитерацию – «…Кармен, мне печально и дивно, что приснился мне сон…», отсылающую читателя к звуку гитарных струн и придающую тексту удивительную музыкальность;
  • религиозную лексику – «блаженный (счастливый, благоденствующий)», «куща», «рай»;
  • контекстуальные синонимы – «думы, грезы, дурман, сон» – так как все перечисленные явления отрешают лирическую героиню от действительности;
  • контекстуальные антонимы – «морская даль – берег».

Слово «куща» в контексте речи означает «шатер, хижина».

Текст держит нас в сильном эмоциональном напряжении, хотя в нем всего четыре глагола – поэт отражает не действия, а состояние собственной души. Автор убеждает читателя в том, что любовь возвышает человека. Но он воспевает некий идеал, притягательную силу роковой женщины, с которой вряд ли было бы возможно тихое семейное счастье.

История русской литературы второй половины XIX века на тему: Анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна»
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

В статье дан полный анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна», которое относится к циклу «Кармен». Цикл «Кармен» — одна из глав в сюжетном развитии блоковского «романа в стихах», а внутри этой «новеллы» есть свое самостоятельное сюжетное движение. Цикл, состоящий из 10 стихотворений, образовывал некую борьбу противоположных устремлений, чем отражал и внутренний мир художника и противоречия самой эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_a._bloka.doc37 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

История русской литературы второй половины XIX века

на тему: Анализ стихотворения А. Блока

«Ты — как отзвук забытого гимна».

Я в своей работе хотела бы проанализировать стихотворение А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна», которое относится к циклу «Кармен». Цикл «Кармен» — одна из глав в сюжетном развитии блоковского «романа в стихах», а внутри этой «новеллы» есть свое самостоятельное сюжетное движение. Цикл, состоящий из 10 стихотворений, образовывал некую борьбу противоположных устремлений, чем отражал и внутренний мир художника и противоречия самой эпохи.

Ты — как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погружённая в сказочный сон.

Спишь, змеёю склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.

Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.

В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.

Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна» начинается с воспоминания поэта. Автор вспоминает о сне, который ему приснился о его любимой, и он сам не может понять рад он ему или нет («мне печально и дивно»). Печально от того что все хорошее между ними уже пройдено, а дивно от того, что все пригрезилось неожиданно. Блок в стихотворении также пишет о могучей освободительной страсти, высоко поднимающей человека над миром обыденным.

С первых строк мы в мире чарующих воспоминаний, наполненных истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край фантастических грез, мир музыки, наслаждений, в мир любви, который не знает предела. Этот сон как глоток воздуха для поэта, который он ждал в глубине души. Голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Этот глоток свежего воздуха, вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…». Автор словно отдается этой влекущей силе и важно то, что он сам желает этого, хочет оказаться в этом «блаженном раю». А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Именно такая любовь вызывает у Блока безмерный и прекрасный образ женщины.

Образ Кармен для автора – это образ «царицы», сказочного виденья, «утопающего в розах». Кармен Блока – не только женщина, чей образ видится поэту «царицей блаженных времен», а что-то большее, не имеющее границ.

В стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…» можно уловить нотки прекрасных звуков, музыки. Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают, и мы оказываемся в мире весны, ощущается легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы это слышим так явно, будто сразу перенеслись в мир пробуждающейся от зимнего сна природы. В лице наступающей весны автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. Автор воспевает гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный».

Другие художественные особенности стихотворения не менее выразительны. Эпитеты автор подбирает необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения образны: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…»

В стихотворении есть одна интересная деталь это отсутствие глаголов. Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»…

Блок также использует повторы, задающие ритм стихотворения: «синий, синий», «певучий, певучий», употребляет старославянизмы: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху.

В стихотворении можно проследить контрасты и противоречия, запечатленные автором между горьким отчаянием и светлой надеждой еще хоть раз увидеть свою любовь, смертной тоской о Кармен и бурными страстями, душевными страданиями Блока и в то же время счастьем приснившегося сна – «печально и дивно», «непробудные, дикие сны», «ты в думах и грезах», «даль морскую и берег счастливый». Эти контрастные картины показывают противоречия жизни различные её проявления. Мир поэта разделяется на мир «иной» и мир обыденный. Автор не собирается уходить от жизни в неизвестные миры, хотя в душе ему этого хотелось бы, ведь он рад приснившемуся сну. Поэт прекрасно понимает «страшность», «дикость» положения Кармен и «здесь» (в мире земном), и «там» (в мире небесном). Однако именно оно, в конце концов, влечёт его к женщине, вызывает «любовь». Образ Кармен ассоциируется с бушующей страстью, жаждой жизни, бурными эмоциями. Кармен это яркая пылающая роза среди серого пепла бытия, как его видел Блок. А противоположности, как известно, тянуться друг к другу.

С синтаксической стороны стихотворение не отличается особой сложностью, предложения в основном простые по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность:

«И приходишь ты в думах и грезах,

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей в розах…»

В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира. У человека возникает чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие.

Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Анализ стиха блока ты как отзвук забытого гимна

Цикл «Кармен» посвящён актрисе Любови Александровне Дельмас, исполнительнице партии Кармен в спектакле по опере Бизе. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого мира» отсылает к сюжету не столько оперы, сколько новеллы П. Мериме «Кармен». Сюжет символически переосмыслен Блоком.

В стихотворении два основных образа: лирического героя и героини. Составим словесные ряды, характеризующие их образы, раскроем взаимоотношения между ними.

Начинается стихотворение с местоимения «ты». Лирический герой обращается к своей возлюбленной и передаёт своё отношение к ней. «Ты» — это «отзвук забытого гимна», «Кармен», «одичалая прелесть». Для характеристики героини автор использует много сравнений: «как гитара», «как бубен весны», «как царица блаженных времён». В облике героини подчёркивается её красота, необычность, страстность. Она изображена «с головой, утопающей в розах», кажется погружённой «в сказочный сон». У неё «дивный голос». «низкий и странный», рождающий «бурю цыганских страстей». Возлюбленная лирического героя – цыганка Кармен. Автор подчёркивает в ней страстность, своеволие, прихотливость, дикость, необузданность. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В образе героини воплощены и стихия сжигающей, безумной страсти, и стихия творчества, дающая надежду на просветление. О лирическом герое сообщается, что у него «чёрная и дикая судьба». Образ лирического героя трагичен, так как он не может противостоять своей судьбе, мечта о счастье для него недоступна.

Сквозным для этого стихотворения является мотив сна. Герой видит сон о возлюбленной. Героиня погружена в сон и видит во сне «даль морскую и берег счастливый». Здесь имеется в виду не только Андалусия Мериме или легендарная прародина цыган, сколько мир, позволяющий быть счастливым в реальности, мир, где можно отгородиться от мировых событий. Блок считал, что для настоящего художника это немыслимо. Он должен страдать. С темой судьбы художника как страдания связана поэма А. Блока «Соловьиный сад», которая также была навеяна Л. Дельмас. В этой поэме мотив «возможности счастья» вступает в противоречие с представлениями автора о «пути» и долге художника. Герой поэмы занят тяжёлой физической работой. Он «ломает слоистые скалы». Сад, в котором цветут розы и поют соловьи, — символ счастья. Герой уклоняется от своего пути и оказывается в саду «гостем желанным» у возлюбленной. Но личное счастье невозможно:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Герой возвращается на свой каменистый путь, но его место уже занял «рабочий с киркою». В такой же ситуации оказался герой поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Он хотел войти в саклю «грузинки молодой», но не посмел уклониться от своего пути, остался верен своей цели: «пройти в родимую сторону».

Соловьиному саду в стихотворении соответствует образ той страны, которую видит во сне героиня. Мы видим «даль морскую и берег счастливый». В этой стране «день беззакатный и жгучий». Здесь воссоздаётся картина первобытного рая, где пребывали в безмятежном счастье Адам и Ева. Атрибуты этого рая – отсутствие времени, движения, тишина, покой. Как антитеза райской тишине, звучит голос героини, которая «славит бурю цыганских страстей». Истинный смысл жизни не в счастье, а в его достижении, то есть в вечном движении. Каждый должен нести свой крест, идти по тернистому, крестному пути. Нужно иметь мужество художника, чтобы страдать, оставаясь верным своему долгу. «Без страстей и противоречий» нет жизни и подлинного искусства. Рай на земле недостижим.

Мотив двойного сна вызывает реминисценцию, связанную со стихотворением Лермонтова «Сон». Герой этого стихотворения лежит «в долине Дагестана» «с свинцом в груди» и спит «мёртвым сном». Он видит во сне родину, «вечный пир» и возлюбленную, которой, в свою очередь, снится герой.

В стихотворении А. Блока раскрывается тема счастья, любви и судьбы.

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Анализ стихотворения Блока «Ты — как отзвук забытого гимна…»


Цикл стихов А. А Блока «Кармен», посвященных Л. А. Дельмас, можно считать одними из самых ярких и солнечных представителей слегка мрачных стихотворений великого русского поэта.

Не зря самым выразительным, глубокомысленным, пропитанным нежным , идеальным чувством к женщине можно смело назвать стихотворение :«Ты — как отзвук забытого гимна…»

Это своего рода баллада об обретённом рае, о мире всех исполняющихся грёз, наполненным счастьем и безудержной любовью…

Данное произведение- как реалистичный сон, представляющий собой незапятнанный идеал, который будет хранится в сердце Блока ещё многие годы.

Для поэта любовь самое прекрасное чувство, воплотившееся в образе таинственной и страстной «Кармен», подарившей новые ощущения и смысл жизни.

Автор полон печали о несбыточности своего сна, он знает насколько не осуществимы его призрачные мечты.

Анализируя образ его героини сердца, полновластно владеющим им, он обрисовывает неземной облик богини пришедший из другого, фантастического мира:

«И твоя одичалая прелесть —

Как гитара, как бубен весны!»

Идеализируя свою любовь, он видит её нимфой, непостижимой царицей сна:

«…Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей в розах,

Погруженная в сказочный сон.»

Он верит, что лишь его лирическая героиня, поможет обрести ему долгожданный рай, который он искал так долго среди земной суеты. Лишь она, воплощение того неземного и прекрасного, что ощутимо только во сне, и не подвластно людской реальности.

Как обычно, обрисовать роль неземной сущности дамы его сердца помогают яркие эпитеты, поражающие своей глубокой задумкой и продуманностью,подчеркивают идеальность образа и оторванность от обыденного скучного мира людей.

Героиня не только прекрасна внешне, но и внутренне. Она загадочна, страстна и неукротима…

Стихотворение представляет собой сон, наполненный мечтаниями, пестрящий всеми цветами радуги и звучащий райскими сладостными мелодиями, непостижимых человеческому уху…

Его любимая-отзвук волшебного гимна, забытой песни о Рае, воплощение сказочных надежд.

Более того, она не просто женщина, она ангел, навеки, окруженный ореолом бессмертной и недосягаемой Вселенной Сновидений.

Для него она целый мир, воплощение самой весенней природы, приносящей животворящее дыхание ветерка и шелест молодой листвы, нежно шепчущей о любви.

Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен»)

Тема: Стихотворение А.Блока «Ты – как отзвук забытого гимна»

Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» — и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» — один из самых важных и значительных в лирике Блока. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос. «Ты – как отзвук забытого гимна» — воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в а, и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах». И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба. А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, — и голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…» Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, — и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством. И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю». Я перечитываю строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли, насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный». Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…» Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это «безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»… К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху. Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность: И приходишь ты в думах и грезах, Как царица блаженных времен, С головой, утопающей в розах… В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие. Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»
mygdz | 06.11.2012 |

Анализ оды Державина «Водопад»

Мастер литературного слова и один из основоположников русской классической поэзии, Гавриила Державин в 1794 году опубликовал свою знаменитую оду «Водопад», которая носит аллегорический характер. Из дневников поэта становится ясно, что над этим произведением Державин начал работать после смерти Григория Потемкина. Он вошел в историю как фаворит императрицы Екатерины-2, однако Державину он запомнился, прежде всего, как выдающийся русский полководец и политический деятель. Именно его автор сравнивает с водопадом, который «кипит внизу, бьет вверх буграми».
Подробнее…

Анализ стихотворение Заболоцкого “Гром идем”

По свидетельству Н. А. Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е – начало 30-х г; 2) с 1932 г.-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В. Хлебникова. Первые стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчеркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы. По выражению самого поэта – это “стих почти непохожий на стих”. Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический мир Н. Заболотского.
Подробнее…

Анализ стихотворения Пушкина «Обвал»

В 1836 году Пушкин намеревался издать новый поэтический сборник, один из циклов которого получил заглавие «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию вошли девять произведений. Одно из них – «Обвал». Впоследствии исследователи наследия Александра Сергеевича рассматривали вышеназванную группу стихотворений как отдельный кавказский цикл. В советское время литературовед и пушкинист Дмитрий Благой из этой серии выделил триптих, включающий в себя «Кавказ », «Обвал» и «Монастырь на Казбеке».

Блок «Ты – как отзвук забытого гимна» — сочинение «Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен») (Восприятие, истолкование, оценка)» Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» — и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» — один из самых важных и значительных в лирике Блока. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л. А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л. А. Дельмос. «Ты – как отзвук забытого гимна» — воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в а, и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах». И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба. А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, — и голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…» Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, — и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством. И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю». Я перечитываю строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли, насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный». Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…» Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это «безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»… К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху. Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность: И приходишь ты в думах и грезах, Как царица блаженных времен, С головой, утопающей в розах… В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие. Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»
.

Сочинение Ты – как отзвук забытого гимна — Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен») (Восприятие, истолкование, оценка)

Анализ стихотворения Блока “Ты — как отзвук забытого гимна…”

Цикл стихов А. А Блока «Кармен», посвященных Л. А. Дельмас, можно считать одними из самых ярких и солнечных представителей слегка мрачных стихотворений великого русского поэта.

Не зря самым выразительным, глубокомысленным, пропитанным нежным , идеальным чувством к женщине можно смело назвать стихотворение :«Ты — как отзвук забытого гимна…»

Это своего рода баллада об обретённом рае, о мире всех исполняющихся грёз, наполненным счастьем и безудержной любовью…

Данное произведение- как реалистичный сон, представляющий собой незапятнанный идеал, который будет хранится в сердце Блока ещё многие годы.

Для поэта любовь самое прекрасное чувство, воплотившееся в образе таинственной и страстной «Кармен», подарившей новые ощущения и смысл жизни.

Автор полон печали о несбыточности своего сна, он знает насколько не осуществимы его призрачные мечты.

Анализируя образ его героини сердца, полновластно владеющим им, он обрисовывает неземной облик богини пришедший из другого, фантастического мира:

«И твоя одичалая прелесть —

Как гитара, как бубен весны!»

Идеализируя свою любовь, он видит её нимфой, непостижимой царицей сна:

«…Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей в розах,

Погруженная в сказочный сон.»

Он верит, что лишь его лирическая героиня, поможет обрести ему долгожданный рай, который он искал так долго среди земной суеты. Лишь она, воплощение того неземного и прекрасного, что ощутимо только во сне, и не подвластно людской реальности.

Как обычно, обрисовать роль неземной сущности дамы его сердца помогают яркие эпитеты, поражающие своей глубокой задумкой и продуманностью,подчеркивают идеальность образа и оторванность от обыденного скучного мира людей.

Героиня не только прекрасна внешне, но и внутренне. Она загадочна, страстна и неукротима…

Стихотворение представляет собой сон, наполненный мечтаниями, пестрящий всеми цветами радуги и звучащий райскими сладостными мелодиями, непостижимых человеческому уху…

Его любимая-отзвук волшебного гимна, забытой песни о Рае, воплощение сказочных надежд.

Более того, она не просто женщина, она ангел, навеки, окруженный ореолом бессмертной и недосягаемой Вселенной Сновидений.

Для него она целый мир, воплощение самой весенней природы, приносящей животворящее дыхание ветерка и шелест молодой листвы, нежно шепчущей о любви.

Подобные записи

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium»

Анализ стихотворения Цветаевой “Федра”

«Знаете, я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь», — писал Чайковский своей покровительнице Надежде фон Мекк в начале 1878 года. И трудно предложить лучшего композитора для альтернативного российского гимна.

Спустя сто восемьдесят лет после рождения Чайковского так и вышло, потому что на Олимпийских играх 2021 года из-за допингового скандала на смену названию «Россия» пришел стерильный «Олимпийский комитет России» или ОРК.

Там, как и на Паралимпийских играх, вместо государственного гимна «Россия — священная наша держава» зазвучал Концерт №1 Чайковского для фортепиано с оркестром в исполнении великого русского пианиста Дениса Мацуева.

По сравнению с бесспорно величественным, но помпезным и немного чопорным государственным гимном, произведение Чайковского — глубоко романтичное и неподражаемое — едва ли покажется понижением в ранге.

Во всяком случае, когда из громкоговорителей на Олимпиаде и Паралимпиаде в Токио гремит трубный зов валторн, открывающих пьесу, а за ним — решительные фортепианные аккорды и, наконец, роскошные струнные, это лишний раз подчеркивает спортивные достижения России.

А российское правительство радостно сбросило с себя статус аутсайдера. В причудливом видео в Instagram, где пресс-секретарь МИД Мария Захарова помимо прочего боксирует с манекеном с надписью «пресса», она высказалась о смене гимна так: « Своих соперников на пьедестале мы уважаем, поэтому пусть слушают классику».

В финале ролика Захарова заявляет: «И хочется процитировать зарубежных партнеров и всем вместе сказать: We will ROC you! (английская аббревиатура ОКР и намек на песню Queen, прим. перев.)» — после чего звучит барабанная партия Queen, которую ни с чем ни спутаешь. По соцсетям быстро разошелся хэштег #willROCyou.

ИноТВИТ 29.10.2018 ИноСМИ 02.03.2018 Eastday.com 02.03.2018 Чайковскому было за 30, когда он сочинил этот концерт в приступе безумной активности и уже через несколько дней сыграл его для друга и бывшего учителя пианиста Николая Рубинштейна, которому и собирался его посвятить.

Однако позже Чайковский признался своей покровительнице, что Рубинштейн сказал, что это «грубо» и «никуда не годится», заявив, что некоторые части «настолько неуклюжи и так дурно написаны», что их «уже не спасти».

Рубинштейн потребовал обширной правки перед публичным исполнением, но композитор отрезал: «Я не поменяю ни единой ноты».

Премьеру пьесы в первоначальном виде исполнил немецкий пианист Ганс фон Бюлов, которому Чайковский перепосвятил концерт после оскорбительных слов Рубинштейна, однако его решимость пошатнулась, и позже произведение было переработано — причем трижды.

Между первой редакцией концерта и окончательной правкой конца 1880-х Чайковский пережил катастрофически неудачный брак, внутреннюю борьбу с гомосексуальными наклонностями и смерть Рубинштейна. Сам Чайковский умер всего несколько лет спустя в возрасте 53 лет, предположительно совершив самоубийство и выпив в ресторане Санкт-Петербурга стакан воды, зараженной холерой.

Прошло более века, но произведение Чайковского сохранило свою мощь и поныне. Например, дня Кена Рассела концерт стал личным спасением, открыв в нем режиссера. После нервного срыва во время службы на торговом флоте он провел полгода в полукоматозном состоянии в кресле в гостиной у матери, пока однажды не услышал конгцерт по радио. «Я вдруг осознал невероятную красоту, о чьем существовании которой даже не мечтал», — вспоминал он в своей автобиографии. Он мгновенно выздоровел, стряхнул с себя усталость, сел на велосипед и помчался в город за пластинкой.

Концерт Чайковского открыл Расселу мир классической музыки, подсказал сюжет многих его произведений и даже сформировал его своеобычный режиссерский стиль: «С музыкой приходили образы, — сказал он позже. — Я закрывал глаза, и видел сновидения наяву».

В фильме Рассела «Любители музыки» (1971) крайне субъективная биография Чайковского представлена именно в таких «сновидениях наяву». У Рассела премьеру концерта энергично исполняет раскрасневшийся Ричард Чемберлен, и музыка становится фоном для мечтательных сцен с намеком на главные темы фильма. Как выразился сам Рассел: «Это когда нимфоманка влюбляется в гомосексуалиста».

Позже концерт прозвучит и в других лентах. В «Мизери» Стивена Кинга (1990) под этот эйфорический аккомпанемент персонажа Джеймса Каана охватывает писательское вдохновение — несмотря на все страдания, увечья и практически тюремное заключение. Клавиши пишущей машинки стучат в унисон с фортепианными аккордами.

В эмоциональном пропагандистском фильме Фрэнка Капры 1943 года «Битва за Россию» концерт звучит как символ культурной русской цивилизации против жестокости нацистов.

Этим же летом концерт Чайковского навеки связался с реальной драмой, как на олимпийском стадионе сбываются и разбиваются мечты. Пожалуй, никогда больше он так не зазвучит.

Чайковский и гимн России в пяти песнях

Матвей Блантер, «Катюша»

«Катюша» Блантера 1938 года на народный мотив стала излюбленной песней патриотов во время Второй мировой, дав имя советской ракетной установке. Олимпийский комитет России предлагал ее на замену государственному гимну России.

Михаил Глинка, «Патриотическая песня»

После распада Советского Союза эта мелодия Глинки служила гимном при Борисе Ельцине, но российская публика не оценила ее бессловесности.

Александр Александров, «Россия — священная наша держава»

Нынешний государственный гимн России на мотив прошлого, советского, принятого еще Сталиным в 1943 году, исполняется в 2000 году. Писатель-фантаст Борис Стругацкий назвал его «символическим возвращением к тоталитарной власти».

Чайковский, «Серенада к именинам Николая Рубинштейна»

Композитор посвятил это воздушное произведение своему другу-пианисту (вместе с еще шестью) за два года до того, как они поссорились из-за Концерта №1.

Соломон Катнер с Оркестром Халле под управлением Гамильтона Харти, Концерт №1Чайковского для фортепиано с оркестром

Эта запись концерта британских и ирландских исполнителей в 1929 году вырвала режиссера Кена Рассела из душевного кризиса и посеяла в нем многолетнюю любовь к классической музыке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читать еще:  Как выучить стих есенина с добрым утром
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector