1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха дано мне тело что мне делать с ним

«Дано мне тело – что мне делать с ним…» О. Мандельштам

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.

Дата создания: 1909 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»

Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей широтой суждений и возможностью самореализации. Но о том, чтобы стать поэтом, автор всерьез задумался лишь в 18 лет.

На это указывает его стихотворение под названием «Дано мне тело – что мне делать с ним…», написанное в 1909 году. Автор настойчиво пытается докопаться до истины и понять: «За радость тихую дышать и жить кого, скажите, мне благодарить?».

Философское мировоззрение Осипа Мандельшьтама в этот период еще только формируется под воздействием трудов великих исследователей и ученых. Тем не менее, юный поэт уже отождествляет себя со всем миром, считая, что является его неотъемлемой частью. Поэтому он говорит о том, что одновременно выступает и в роли садовника, и в роли цветка, отмечая: «В темнице мира я не одинок». Автор интуитивно догадывается о том, что не он один ищет смысл жизни и ответы на многочисленные вопросы. Он знает, что наверняка рано или поздно встретит единомышленников, которые испытывают подобные чувства и стремятся к познанию мира. При этом Мандельштам осознает, что у каждого человека – свой жизненный путь. И самое главное заключается в том, чтобы следовать ему, не отвлекаясь на пустяки и не сворачивая на более удобные и легкие дороги.

Именно в этот период Осип Мандельштам начинает идентифицировать себя как поэта, хотя до конца еще не уверен в том, что литература является его призванием. Тем не менее, он отмечает, что «на стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло». Это означает, что Мандельштам внутреннее покоряется воле судьбы, и готов следовать туда, куда она его ведет. Автор на собственном опыте знает, как переменчива жизнь, ведь еще вчера он мечтал стать выдающимся ученым. Сегодня же «стекло вечности» изменилось до неузнаваемости и «запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор». Как именно переплетутся линии судьбы, автору неизвестно, но он уверен, что им «узора милого не зачеркнуть». Нет такой силы, которая бы заставила поэта отказаться от своих новых намерений. Правда, Осип Мандельштам даже не предполагает, что за свою любовь к литературе ему очень скоро придется расплачиваться жизнью. Но если бы автор знал свое будущее в далеком 1909 году, то это вряд ли остановило бы его и вынудило отказаться от поэзии.

Дано мне тело — О. Мандельштам

Ф. Феллини как-то написал: «Единственное обоснованное свидетельство, на которое имеет право человек, – это свидетельство о себе самом. «Настоящим реалистом может быть только фантазер» – кто это сказал? Ведь фантазер свидетельствует о событиях, являющихся его реальной действительностью, то есть самым реальным из всего, что есть на свете» .

Одной из первостепенных задач лингвоэстетического анализа художе-ственного текста является показ «действительности воображения», предстающей в виде действительности поэтического слова. Выводя наружу скрытые закономерности семантической композиции литературного произведения, необходимо учитывать сложный, «партитурный» характер модальности художественного текста, его внутреннюю диалогичность. Отношение высказывания в действительности оказывается осложненным отношением высказывания к самому себе. Продемонстрируем это на примере конкретного текста – одного из ранних стихотворений О. Мандельштама.

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть, –
Узора милого не зачеркнуть. [1910]

Местоимение «Я», выступающее в узусе как средство фиксирования ли-шенного самостоятельности эгоцентра речи, как способ обозначения говорящего, в этом стихотворении, приобретает очень сложную, несвойственную ему в практическом языке семантическую структуру, получая способность выражать «различающее нахождение себя и как иного себе, и как себя самого» [1, с. 85]. Источником внутреннего драматизма, энергетической направленности лирического текста данном случае является столкновение и взаимопроникновение расчленяющей мысли и нерасчлененного чувства. «Я» поэта оказывается то отделенным от тела, то слитым с ним («Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?»). В первых двустишьях использованы безличные конструкции, личное местоимение употреблено в форме дательного падежа (эта форма повторяется в начале стихотворения трижды).

Мандельштам вообще высоко оценивал скрытые лингвокреативные возможности дательного падежа, считая даже неправомерным выносить именительный падеж на первое место в парадигме склонения и в предложении: « . нас путает синтаксис. Все именительные падежи следует заменить указующими направление дательными. Это закон обратимой и обращающейся материи, существующей только в исключительном порыве . здесь все вывернуто: существительное является целью, а не подлежащим фразы» [2, 152]. В этих замечаниях очень точно подмечена лингвистическая природа дательного падежа, обозначающего субъект как цель глагольного действия, которая ставится тем же самым субъектом глагольного действия.

А.Ф. Лосев, исследовавший парадигму склонения в аспекте математиче-ского понятия окрестности, указывал на промежуточный субъектно-объектный характер дательного падежа, наиболее ярко проявляющийся в безличных конструкциях: «объект», выраженный здесь в дательном падеже, почти уже готов стать подлинным субъектом. Ему пока не хватает самостоятельной субстанциональности, поскольку он здесь – нечто воспринимающее, претерпевающее, и, тем самым, пассивное. Но по своему внутреннему состоянию этот объект здесь уже вполне активен и переживает эту активность вполне непосредственно» [3, с. 238].

Дательный падеж личного местоимения, в силу его амбивалентной при-роды, в максимальной степени способствует реализации идеи стихотворения О.Мандельштама, суть которой – в поиске путей преодоления пропасти между субъектом и объектом, конечностью существования и бесконечностью вечности, космоса. Разрушая стереотипы обыденного мышления и практической речи, поэт вскрывает внутреннюю динамику, потенциальную энергию языка.. Имманентный антропоцентризм грамматических форм и категорий, выводимый наружу в результате актуализации сложных семантико-стилистических ассоциаций, выступает средством создания целостного образа наряду с лексическими: средствами выражающими различные аспекты идеи стихотворения. Внутреннее здесь переходит во внешнее, содержание в форму и наоборот. В.Н.Топоров определяет данную идею стихотворения О.Мандельштама как «авторефлексивный акт, то раздвоение единого, которое оказывается толчком, позволяющим преодолеть… замкнутость первоначального тела-мира»[4, с.432].

В третьем двустишии стихотворения («Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок») Мандельштам возвращается к начальной форме личного местоимения, идея взаимодополнительности и взаимопроникновения субъекта и объекта, выражаемая в первых двустишиях стихотворения в косвенной форме, здесь получает прямое, прямое выражение в словах-символах «садовник» и «цветок». Вторая строка этого двустишия завершает личную «микрокосмическую»» тему стихотворения и открывает выход в макрокосмический план вечности. Символ «темница мира» также обладает амбивалентной семантикой, совмещая в себе значение субъекта и объекта. «Темница мира» – это одновременно и само тело, внутри которого заключено созерцавшее и рефлектирующее «чистое Я» и окружающая вселенная: «Я не одинок» – это значит: «Я не замкнут солипсическим кругом своего субъективного сознания, я ощущаю и мыслю себя одновременно и объектом, космосом, с которым вступаю в диалог».

В следующих трех двустишиях, как уже сказано, развивается тема макрокосмоса, тема вечности. В четвертом двустишии («На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло») имплицитно возникает образ окна: символы «темница мира» и «стекла вечности», вне всякого сомнения, соотносительны. Внешнее противоречие (какие же в темнице окна?) здесь приглушено, гораздо более важными в данном случае оказываются ассоциации, связанные с окном как выходом в мир, свернутым пространством, и оконное стекло выступает границей – проницаемой, невидимой, легко преодолимой – между бесконечностью вселенной и конечностью человеческого жилища. Вместе с тем у Мандельштама местоположение вечности и «Я» не фиксировано, и, следовательно, взаимообратимо и относительно: «Я» как и «вечность» находятся одновременно и вне и внутри.

Читать еще:  Братские могилы стих кто написал

Очень важным для полного и целостного понимания идеи стихотворения является слово «неузнаваемый» в пятом двустишии («Запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор»). Казалось бы, здесь опять неразрешимое противоречие: «запечатленный узор» – это след дыхания «Я», отпечаток меня, а как же я не смогу узнать свое, себя? Но дело в том, что здесь идет о «методологическом» (П.А. Флоренский ), сверхличном Я, которое неизбежно становится «неузнаваемым» для Я индивидуального, неотделимого от ограниченного во времени и пространстве смертного существа во плоти и крови. Драматизм этого противопоставления в наиболее яркой форме оказывается выраженным в антиномии вечность – мгновение. («Пускай мгновения стекает муть, Узора милого не зачеркнуть»).

В одном из своих эссе определяя двустороннюю и обратимую природу поэтического слова О.Мандельштам прибегает к форме метаописания, к построению своеобразной образно-пространственной модели слова: «Значимость слова можно рассматривать как свечу, горящую изнутри в бумажном фонарике, и обратно, звуковое представление, так называемая фонема, может быть помешена внутри значимости, как та же самая свеча в том же самом фонарике» [2, с.66].

Первый путь – это путь читателя, который идет от звучания слова и целого текста к смыслу слова, к идее текста. Второй путь – это путь поэта, для которого исходным пунктом является нерасчлененный внутренний образ, воплощаемый в дискретное слово, в звучащий текст, хотя для поэта оба пути могут оказаться равнозначными и обратимыми, и к «семеме» (т.е. к индивидуальной неповторимой значимости) он может придти от «фонемы» (т.е. от устойчивой внешней формы слова, представления о его звучании, «впечатления»).

Следует сказать, что пространственная модель, к которой прибегает О.Мандельштам для наглядного объяснения сути отношений между значимостью и знаком, внутренним и внешним в словообразе, носит неэвклидовый характер, предполагая релятивность исходной точки наблюдения. В проанализированном стихотворении О. Мандельштама данные закономерности субъективно-объективной организации семантической композиции художественного текста проявляются с большей открытостью и очевидностью.

Литература:
1. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. – М.: Изд. автора, 1927
2. Мандельштам О. Слово и культура. – М.: Сов. писатель, 1987.
3. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968.
4. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // В.Н.Топоров Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М.: Изд. группа «Прогресс»-«Культура», 1995.
5. Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитою на степень магистра книги «О духовной истине» [М., 1912], сказанное 19 мая 1914 г. // П.А. Флоренский Столп и утверждение истины. I.П. – М.: Правда, 1990. – с.817-826.

«Узора милого не зачеркнуть» (Смысловая палитра стихотворения О.Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цели урока:

  • Используя приемы ассоциативного мышления осмыслить стихотворение поэта «серебряного века». Определить смысловое содержание стихотворения.
  • Развивать ассоциативное мышление, воображение, речь, словарный запас, умение проводить аналогии, анализ поэтического произведения.
  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, интерес к творчеству поэта, доверительное и доброжелательное отношение к мнениям других.

Тип урока – изучение новой темы.

Оборудование: раздаточный материал (стихотворение поэта О. Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»), предметы для работы с ассоциативным мышлением, музыкальные фрагменты, мультимедийная презентация, включающая репродукции картин известных художников.

Урок может быть использован как вступительный к изучению темы «Поэзия серебряного века», а также может открывать изучение творчества поэта. На уроке используются элементы методики «Французский демарш», элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии.

1. Организационный момент. Стадия вызова

Учитель читает стихотворение

Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить,
И глазами добычу найти,
И за ней незаметно следить.

А пока – в неизвестном живем.
И не ведаем сил мы своих.
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других… (А. Блок)

– Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке?
Нам предстоит игра – постижение тайн поэзии «серебряного века». Мы прикоснемся к творчеству известного поэта начала XX века О. Мандельштама, осмыслив одно из его стихотворений. (Приложение 1, слайд 1)
Мазок за мазком создается картина художника. Мы же шаг за шагом войдем в загадочный мир поэзии.
Работать мы будем на ассоциативном уровне, потому что постичь поэзию без ассоциаций нельзя. Словарный ряд – это выражение художественного образа, картины, созданной мастером слова.

2. Стадия осмысления

Этап 1.

Учитель демонстрирует учащимся яблоко

– С чем ассоциируется у вас яблоко?

Учащихся выстраивают ассоциативный ряд. Учитель помогает учащимся сформулировать понятие – тело.
Учитель принимает участие в игре и предлагает свои ассоциации на каждом этапе.
После демонстрации открывается строка из стихотворения поэта на мультимедийной презентации. (Приложение 1, слайд 2)

Этап 2.

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент. (Лев Лещенко исполняет песню «Родительский дом»).

– На какие мысли наводит вас этот музыкальный фрагмент? О ком вы думаете, когда слышите строки этой песни? (Ассоциативный ряд может быть следующим: родители, дом, мама, детство, счастье, жизнь и т.д.)

Этап 3.

Учитель читает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева». (Описание сада волшебницы).

– Нарисуйте предметы, с которыми ассоциируется у вас это описание.

Учащимся предлагаются бумага и фломастеры. Далее каждый показывает свои рисунки. Открывается слайд 4 (Приложение 1). На нем следующие строки стихотворения О. Мандельштама.

Этап 4.

(Приложение 1, слайд 5 – репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»)

– Посмотрите на эту прекрасную картину и поделитесь своими ассоциациями. (Бессмертие, рождение, поколения …)

Этап 5.

– Подумайте, что оставляет мороз на стекле окна? (Узоры). (Приложение 1, слайд 7)
– Какие вы знаете узоры?

Этап 6.

– Прочитайте строфу. Какие зрительные ассоциации у вас возникают? В этой строфе – вся смысловая палитра стихотворения. Посмотрите на репродукцию картины Ю. Ракши «Продолжение». Думаю, она поможет вам понять смысл произведения.

4. Стадия рефлексии

Этап 1.

(Приложение 1, слайд 10 – полностью представлено стихотворение О. Мандельштама.)

– Внимательно вчитайтесь в каждую строфу и напишите сочинение-миниатюру на тему «Смысловая палитра стихотворения О. Мандельштама».

Этап 2.

Учащиеся читают свои сочинения.

Вот отрывки из некоторых работ учащихся:

«Я хочу быть матерью и оставить после себя след в своем ребенке»; «От того, какой след мы оставим, зависит жизнь будущих поколений…»; «Это большая ответственность – жить на Земле»; «Любовь, Добро, Справедливость должны быть вечны»; «Узор на земле – это мои дела. И пусть он будет ярким и красочным».

Этап 3.

– Вот мы и попытались открыть для себя мир поэта, осмыслили его стихотворение. И каждый нашел в нем то, что близко ему лично. Вы открыли сегодня что-то новое и в себе.
А помогла всем нам вот такая необычная игра.

И онемев от изумленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры. (А. Блок)

5. Домашнее задание

Предлагается выучить стихотворение наизусть.

Осип Мандельштам — Дано мне тело: Стих

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Если утро зимнее темно
  • Предыдущий стих → Роберт Бернс — Прекрасная Дженет

Читать похожие стихи:

  1. Осип Мандельштам — Мне холодно, Прозрачная весна
  2. Осип Мандельштам — Может быть, не хватит мне свечи
  3. Осип Мандельштам — Мне Тифлис горбатый снится
  4. Осип Мандельштам — На бледно-голубой эмали
  5. Осип Мандельштам — Мне жалко, что теперь зима
Читать еще:  Анализ стиха а я иду где ничего не надо

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Лирика Мандельштама – особенности ранних и поздних стихов

Уникальная по своей смысловой и философской наполненности, лирика Мандельштама – особенности ранних и поздних стихов позволяют лучше раскрыть внутренний мир одного из самых необычных писателей начала 20 века.

Есть поэты, стихи которых находятся вне времени, вне духовного развития автора. А есть такие, как Блок и Мандельштам, чье творчество развивается и растет вместе с личностью поэта. Стихи Мандельштама, пожалуй, невозможно рассматривать и анализировать в отрыве от его судьбы, потому что для их понимания необходимо знать, в какой период жизни поэта они были созданы, чем жил писатель, что волновало его в момент создания стихотворения.

Осип Мандельштам – знаменитый поэт творческой плеяды Серебряного века. Признанный читателями буквально с первых строк, он подвергался гонениям и непризнанию в конце своей жизни. Это человек, посвятивший свою жизнь искусству, он жил ради искусства, жертвуя ради него всем, отказываясь порой от самого необходимого. И конечно же, столь сложный путь не смог нанести свой отпечаток на творчество одного из самых неординарных поэтов начала 20 века.

Мандельштам рос в семье купца, переехавшего жить из Варшавы в Петербург. Мать увлекалась музыкой и искусством, и, наверное, это увлечение передалось и Осипу, который начал писать стихи с 14 лет. И с этих пор он несмотря ни на что шел своей дорогой поэта. Его увлечения не одобряли родители, но в 1910 году в печать выходит его первое стихотворение, а в 1913 печатается его первый сборник стихов «Камень», средства на издание которого собирала вся семья.

Ранняя лирика Мандельштама характеризуется пессимистичными взглядами на жизнь, основные мотивы произведений – философское осмысление бытия, размышления над смыслом жизни. Это и понятно, ведь молодой поэт в начале своего творческого пути примыкал к когорте символистов. Поэтому в самых первых стихах Мандельштама читатель еще видит образы сна, хаоса, часто слышится голос одиночества поэта среди людей. Но символизм к моменту вступления в его ряды Мандельштама уже практически изжил себя, возможно, поэтому его образы и символы становятся более осязательными и бытовыми, как, например, мы можем видеть в одном из самых ранних стихотворений «Невыразимая печаль». Удивительно музыкальное по своей структуре и импрессионистичное стихотворение наполнено образами света и тепла. Но интересно то, что эти образы создаются за счет совершенно бытовых предметов и явлений: цветочная ваза, красное вино, бисквит. Цвета, запахи, предметы в этом небольшом словесном натюрморте осязаемые, вкусные. Здесь нет глубинной завуалированности и загадочности символа, как нет и его многогранности, но стихотворение построено из метафор и олицетворений «проснулась ваза», «выплеснула свой хрусталь», создающих не просто застывшую картину царства истомы – образы существуют в постоянном движении, которое задается солнечными бликами.

В стихотворении «Дано мне тело — что мне делать с ним…» молодой поэт поднимает тему соотношения вечности и момента. Поэт задается вопросом о смысле жизни, о человеческой судьбе и сам же находит ответы на них с помощью развернутых метафор «Я и садовник, я же и цветок, //В темнице мира я не одинок…», «На стекла вечности уже легло //Мое дыхание, мое тепло…». Мандельштам считает, что путь человека предначертан ему свыше и, возможно, он начинает осознавать свое предназначение писателя, как бы принимая этим стихотворением свою судьбу. И в то же время он понимает, что он не только цветок, но и садовник, совершающий ошибки, спотыкающийся, самостоятельно принимающий решения в жизни.

Продолжает тему вечности и мгновения Мандельштам и в стихотворении «Медлительнее снежный улей…». Удивительное переплетение метафор «снежный улей», «окна хрусталь», ледяные алмазы вечности мороз, который там за окном, рисуют вечность, с бирюзовой вуалью, опьяненной собой и испытывающей лето. Зима и мороз вечны, как и снежный улей. Все за окном застыло в этой вечности, время замедлилось. На фоне этой торжественности бирюзовая вуаль небрежно брошена, как жизнь каждого человека. Она изнежена светом, но быстротечна, как жизнь синеглазых стрекоз.

Сборник стихотворений «Камень», хоть и начинал создаваться под гимн символизма, все-таки больше примыкает к акмеизму. В этом же направлении вскоре начал писать и Мандельштам. Слово для поэта становится более земным, оно – основа всего, как камень в фундаменте созданных человеком зданий, поэт – архитектор, строитель стихов.

Акмеизм меняет тематику и проблематику произведений Мандельштама, в его стихотворениях появляются образы архитектуры, философское осмысление камня, глины, яблока. Появление опредмеченных образов в лирике поэта знаменует переход его на новый этап творчества. Именно с началом воспевания камня, который в руках архитектора превращается в произведение искусства, начинается зрелая лирика Мандельштама, все дальше уводящая его от символизма.

Мандельштам полностью подтверждает мысль о том, что архитектура – это застывшая музыка. Под его пером известные шедевры архитектуры, такие как Адмиралтейство, Софийский собор в Константинополе, Айя-София, Успенский храм Кремля в Москве, Казанский собор в Петербурге и Собор Парижской Богоматери, становятся живыми, одушевленными. Так, в стихотворении «Notre Dame» собор «Играет мышцами крестовый легкий свод», «…чудовищные ребра». Поэта приводит в восхищение то, как из такого грубого материала получается монументальное и в то же время воздушное величественное здание, в котором переплелись «Египетская мощь и христианства робость». И одновременно он признает, что без рук талантливого художника из мертвого камня никогда не получилось бы произведение искусства, уникальное во всех отношениях.

Читать еще:  Стихи когда плачут цикады

В конце стихотворения Мандельштам дает и философский вывод о том, что когда-нибудь и он «…из тяжести недоброй» создаст «что-нибудь прекрасное».

В этот период жизни Мандельштам черпает вдохновение у великих композиторов, творцов слова, архитекторов и художников. Об этом читателю говорят стихи с говорящими названиями: «Кинематограф», «Бах», «Ода Бетховену» и, конечно же, знаменитое стихотворение, включенное в школьную программу, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», в котором поэт обращается к шедеврам античной литературы, чтобы раскрыть тему силы люби. Поэт как бы спорит с Гомером, считая, что любовь должна быть созидательной силой. В конце он задается вопросом: «Кого же слушать мне?», но даже гений античности не может дать ему ответа, в чем правда.

Несомненно, в зрелый период творчества Мандельштама можно назвать певцом цивилизации. Но есть среди его произведений этой творческой ступени и стихотворения другой тематики. «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» раскрывают «равноденствие» природы и творчества. Душа человека, откликаясь на гармонию в природе, рождает свою гармонию, воплощенную в стихах. В своих произведениях Мандельштам выражает уважение и почитание к творению рук человеческих и к природной гармонии.

Мандельштам не мог пройти мимо такого события в стране, как революция. Отношение к ней было неоднозначным. С одной стороны, поэт понимал, что Россия требует перемен, но способы, какими пытались эти перемены внедрить, навязать обществу, Мандельштам не одобрял и даже осуждал. Не могло это не отразиться и на его творчестве. Но, получивший абсолютное признание в начале своего творческого пути, теперь Мандельштам стал неугоден власти, и в 1925 году его лишают права печати, объявив второстепенным поэтом. Сам писатель говорил, что революция отняла у него индивидуальность. В стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…» поэт изливает душу, в нем боль и нежелание жить в той реальности, которая свалилась на плечи многострадальной России. Его лишили «чаши на пире отцов», веселья, чести. Он не согласен воевать с волками, отказывается быть таким же волком.

«Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…» — это предчувствия беды поэта, осознание скорой трагической развязки его открытого противостояния власти. И кульминацией душевного напряжения Мандельштама стало стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», которое Пастернак назвал приговором самому себе. В нем поэтом брошен вызов не только Сталину, но и его режиму, направленному на уничтожение лучших людей страны.

Поздняя лирика Мандельштама связана с горькими событиями в стране, поэтому и его стихи переполнены драматизмом и болью. Поэту просто необходимо чувствовать себя нужным своей стране, но его творчество остается непонятым и непринятым. В произведениях появляется мотив глухоты и немоты. Он не услышан и фактически лишен права творческого голоса. Эти настроения раскрыли новую тему поэта и Родины в его поздних стихах. Даже предчувствуя предательство страны и свою скорую гибель, поэт остается верен своим убеждениям.

Урок литературы в 11 классе на тему: «Узора милого не зачеркнуть». (Смысловая палитра стихотворения Осипа Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»)

Урок литературы в 11 классе на тему: «Узора милого не зачеркнуть». (Смысловая палитра стихотворения Осипа Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»)

1. Используя приемы технологии «Мастерская письма», элементы технологии развития критического мышления, осмыслить стихотворение поэта «серебряного века». Определить смысловое содержание стихотворения.

2. Развивать ассоциативное мышление, воображение, речь, словарный запас, умение проводить аналогии, анализировать поэтическое произведение.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, интерес к творчеству поэта, доверительное и доброжелательное отношение к мнениям других.

Тип урока – изучение новой темы.

Урок может быть использован как вступительный к изучению темы «Поэзия серебряного века», а также может открывать изучение творчества поэта.

Оборудование: раздаточный материал (стихотворение поэта О. Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»), предметы для работы с ассоциативным мышлением, музыкальные фрагменты, мультимедийная презентация, включающая репродукции картин известных художников.

На уроке используются элементы методики «Французский демарш», элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии.

1.Организационный момент. Стадия вызова.

Учитель читает стихотворение

Есть игра: осторожно войти,

Чтоб вниманье людей усыпить,

И глазами добычу найти,

И за ней незаметно следить.

А пока – в неизвестном живем.

И не ведаем сил мы своих.

И, как дети, играя с огнем,

Обжигаем себя и других… (А. Блок)

— Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке?

Нам предстоит игра – постижение тайн поэзии «серебряного века». Мы прикоснемся к творчеству известного поэта начала 20 века О. Мандельштама, осмыслив одно из его стихотворений.

Мазок за мазком создается картина художника. Мы же шаг за шагом войдем в загадочный мир поэзии.

Директор МАУ ШИЛИ Карпов М.А.

Работать мы будем на ассоциативном уровне, потому что постичь поэзию без ассоциаций нельзя. Словарный ряд – это выражение художественного образа, картины, созданной мастером слова.

2.Стадия осмысления.

Этап 1. Учитель демонстрирует учащимся яблоко. Слайд №1.

— С чем ассоциируется у вас яблоко?

Учащихся выстраивают ассоциативный ряд. Учитель помогает учащимся сформулировать понятие – тело. Слайд №2.

Учитель принимает участие в игре и предлагает свои ассоциации на каждом этапе.

Учащиеся представляют свои ассоциации, и открывается строка из стихотворения поэта на мультимедийной презентации. Слайд №3.

Этап 2. Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент.

(Лев Лещенко исполняет песню «Родительский дом»).

— На какие мысли наводит вас этот музыкальный фрагмент? О ком вы думаете, когда слышите строки этой песни? (Ассоциативный ряд может быть следующим: родители, дом, мама, детство, счастье, жизнь и т.д.)

После прослушивания музыкального фрагмента открывается слайд презентации. Слайд №4.

Этап 3.Ученица читает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева». (Описание сада волшебницы). Слайд №5.

— Нарисуйте предметы, с которыми ассоциируется у вас это описание.

(Учащимся предлагаются бумага и фломастеры).

Далее каждый показывает свои рисунки. На слайде презентации следующие строки стихотворения О. Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок».

Этап 4. Открывается слайд №6 презентации. На нем репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

— Посмотрите на эту прекрасную картину и поделитесь своими ассоциациями.

(Бессмертие, рождение, поколения …)

Демонстрируется слайд презентации. На нем строки из стихотворения: «На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло».

— Подумайте, что оставляет мороз на стекле окна? (Узоры). Слайд презентации со словами: «Запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор».

— Какие вы знаете узоры?

Этап 6. Открывается слайд презентации, на котором слова: «Пускай мгновения стекает муть – Узора милого не зачеркнуть».

— Прочитайте строфу. Какие ассоциации у вас возникают? В этой строфе – вся смысловая палитра стихотворения. Посмотрите на репродукцию картины Ю. Ракши «Продолжение». Думаю, она поможет вам понять смысл произведения. Слайд №7. Можете проиллюстрировать свои мысли. Слайд №8.

4. Стадия рефлексии.

Этап 1. Открывается слайд. На нем полностью представлено стихотворение О. Мандельштама.

— Внимательно вчитайтесь в каждую строфу и напишите сочинение-миниатюру на тему «Смысловая палитра стихотворения О. Мандельштама».

Этап 2. Учащиеся читают свои сочинения. Слайд №9 .

Вот отрывки из некоторых работ учащихся:

«Я хочу быть матерью и оставить после себя след в своем ребенке»; «От того, какой след мы оставим, зависит жизнь будущих поколений…»; «Это большая ответственность – жить на Земле»; «Любовь, Добро, Справедливость должны быть вечны»; «Узор на земле – это мои дела. И пусть он будет ярким и красочным».

– Вот мы и попытались открыть для себя мир поэта, осмыслили его стихотворение. И каждый нашел в нем то, что близко ему лично. Вы открыли сегодня что-то новое и в себе.

А помогла всем нам вот такая необычная игра.

И онемев от изумленья,

Ты узришь новые миры –

Создания моей игры. (А. Блок)

5. Домашнее задание. Предлагается выучить стихотворение наизусть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector