0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха есенина вечер как сажа

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Сергей Александрович Есенин. «Вечер, как сажа…»

Сергей Александрович Есенин

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина.

С. А. Есенин (отмечен стрелкой) на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва

С. А. Есенин (отмечен) в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина» 1914. Москва

Сергей Есенини (верхний ряд, второй слева)

Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки.

Александр Блок

Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой, так называемых «новокрестьянских поэтов». В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница».

Первый сборник стихов С. Есенина, 1916 г.

Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря ним поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.

Школе NET

  • Колесо Фортуны
  •  через Вконтакте

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 603198

Пармезан Черница

Анализ Стихотворения С.Есенина «Вечер как сажа. «пожалууйста ответьтее побыстрее. заранее спасибо☺

Лучший ответ:

Главный Попко

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» — парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» — инверсия.

Тропы: эпитеты «большой», «мёртвой»; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки», «как большие свечки»).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Читать еще:  Статья смоленского как научиться читать стихи

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то», «вдалеке» — эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.

Прокоментировать стихотворение «вечер как сажа» срочно. ​

u0412 1912 u0433u043eu0434u0443 u0415u0441u0435u043du0438u043d u0437u0430u0432u0435u0440u0448u0438u043b u043eu0431u0443u0447u0435u043du0438u0435 u0432 u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du043e-u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0441u043au043eu0439 u0448u043au043eu043bu0435 u0438 u043fu043eu043au0438u043du0443u043b u043eu0442u0447u0438u0439 u0434u043eu043c, u0447u0442u043eu0431u044b u043eu0442u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044cu0441u044f u0432 u041cu043eu0441u043au0432u0443. u0422u0430u043c u043eu043d u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u0442u0440u0443u0434u0438u043bu0441u044f u0432 u043cu044fu0441u043du043eu0439 u043bu0430u0432u043au0435, u043fu043eu0442u043eu043c u043fu0435u0440u0435u0448u0435u043b u0432 u0442u0438u043fu043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u0421u044bu0442u0438u043du0430. u0415u0433u043e u043fu0435u0440u0432u044bu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043eu043fu0443u0431u043bu0438u043au043eu0432u0430u043b u0436u0443u0440u043du0430u043b u0434u043bu044f u0434u0435u0442u0435u0439 u00abu041cu0438u0440u043eu043au00bb. u0412 1915-u043c u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0439 u043fu043eu044du0442 u043fu0440u0438u0431u044bu043b u0432 u041fu0435u0442u0440u043eu0433u0440u0430u0434, u0433u0434u0435 u043fu043eu0437u043du0430u043au043eu043cu0438u043bu0441u044f u0441 u0411u043bu043eu043au043eu043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0432u044bu0441u043eu043au043e u043eu0446u0435u043du0438u043b u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043e u043du0435 u0442u0430u043a u0434u0430u0432u043du043e u043fu0440u0438u0435u0445u0430u0432u0448u0435u0433u043e u0438u0437 u0434u0435u0440u0435u0432u043du0438 u0437u043bu0430u0442u043eu043au0443u0434u0440u043eu0433u043e u043fu0430u0440u043du0438u0448u043au0438. u0412u0441u043au043eu0440u0435 u0421u0435u0440u0433u0435u0439 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u043eu0432u0438u0447 u0441u0431u043bu0438u0437u0438u043bu0441u044f u0441 u0433u0440u0443u043fu043fu043eu0439 u0442u0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u043cu044bu0445 u043du043eu0432u043eu043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0441u043au0438u0445 u043fu043eu044du0442u043eu0432. u0412 1916 u0433u043eu0434u0443 u0441u0432u0435u0442 u0443u0432u0438u0434u0435u043b u0434u0435u0431u044eu0442u043du044bu0439 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043a u0415u0441u0435u043du0438u043du0430, u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0432u0448u0438u0439 u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435 u00abu0420u0430u0434u0443u043du0438u0446u0430u00bb. u0414u043bu044f u0432u043eu0448u0435u0434u0448u0435u0439 u0442u0443u0434u0430 u043bu0438u0440u0438u043au0438 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043du044b u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0432u0430u0436u043du044bu0445 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043eu0441u0442u0435u0439: u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0444u043eu043bu044cu043au043bu043eu0440u043du044bu0445 u043fu0440u0438u0435u043cu043eu0432, u0443u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0435 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u043au0438u0445 u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432, u0447u0430u0441u0442u043eu0435 u043eu0431u0440u0430u0449u0435u043du0438u0435 u043a u0442u0435u043cu0435 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b, u0443u043fu043eu0442u0440u0435u0431u043bu0435u043du0438u0435 u043du0430u0440u043eu0434u043du043e-u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440u043du043eu0439 u0438 u043du0430u0440u043eu0434u043du043e-u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043bu0435u043au0441u0438u043au0438. u0417u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du0443u044e u0447u0430u0441u0442u044c u0440u0430u043du043du0435u0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0421u0435u0440u0433u0435u0439 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u043eu0432u0438u0447 u043du0435 u0441u0442u0430u043b u0432u043au043bu044eu0447u0430u0442u044c u0432 u043fu0435u0440u0432u0443u044e u043au043du0438u0433u0443. u0422u0435u043c u043du0435 u043cu0435u043du0435u0435, u0432 u043du0435u0439 u0447u0430u0441u0442u043e u043cu043eu0436u043du043e u043eu0431u043du0430u0440u0443u0436u0438u0442u044c u0432u044bu0448u0435u043du0430u0437u0432u0430u043du043du044bu0435u00a0u0447u0435u0440u0442u044b. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Ответ:

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки. Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой так называемых новокрестьянских поэтов. В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница». Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Сергей Есенин — Вечер, как сажа: Стих

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Над окошком месяц, под окошком ветер
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — На плетнях висят баранки

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Вот уж вечер
  2. Сергей Есенин — Весенний вечер
  3. Сергей Есенин — Задымился вечер, дремлет кот на брусе
  4. Сергей Есенин — Дымом половодье зализало ил
  5. Сергей Есенин — Белая береза под моим окном

Стих очень красивый:):)

стихотворение с первых строк мне понравилось
но есть один минус слова слишком устаревшие

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Читать еще:  Где же ты любовь моя стихи

Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Исследовательская работа

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина

Работу выполнила:

студентка 1 курса очного отделения (гр. 114)

Научный руководитель:

Кара-Мурза Е.С.

Деревня и природа в лирике Есенина..……………………………………….4

Использование изобразительно-выразительных средств………………….4

Функции диалектной лексики……………………………………. ……….7

Лексика, отражающая досуг крестьянства……………………………..…..13

В творчестве Есенина тема родины занимает главное место. Это связано с детством писателя: ранние годы своей жизни он провёл в деревне, в селе Константиново (Рязанская область). Поэт рано покинул родной край. Какое-то время он жил в Москве, Петербурге, а потом, женившись, стал путешествовать по Европе. Несмотря на разлуку с домом, писатель ещё глубже проникся чувством любви к отчизне, что не могло не отразиться на его творчестве. Именно поэтому в произведениях автора мы так часто встречаем описание деревенского уклада жизни, порядков и обычаев, характерных русской культуре. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». «Русское начало», которое так важно было для Есенина в годы кардинальных перемен в стране, писатель видел в деревне – хранительнице культуры и традиций русского человека. Именно поэтому деревня является сквозной темой в его произведениях.

Актуальность работы

Тема, выбранная мною для подробного изучения и написания работы актуальна ввиду значимости специальной лексики, используемой автором. Определённый словарный состав позволяет поэту особенно ёмко отобразить все стороны деревенского быта и является неотъемлемой компонентой в создании колорита произведения.

Продемонстрировать роль специальной лексики в творчестве писателя и функции, которые она выполняет.

· Рассмотреть стихотворения, в которых автор прибегает к использованию специфической лексики для раскрытия деревенского уклада жизни;

· Провести подробный анализ языка произведений;

· Дать толкование сложным для понимания словам.

Деревня и природа

Рассуждая о деревенском укладе жизни, отображённом в лирике Есенина, невозможно обойти стороной важнейшую составляющую этой темы – описание природы, на фоне которой разворачиваются события.

«Радуница» — первый сборник стихов Есенина, включающий в себя стихотворения, посвящённые описанию деревенского быта и природы.

Поле в лирике Есенина выступает символом России, родины: «О Русь — малиновое поле /И синь, упавшая в реку,-/Люблю до радости и боли/Твою озерную тоску» (стихотворение «О Русь — малиновое поле»).

Неотъемлемой частью быта русского человека во времена Есенина являлся конь (кобыла, лошадь), который существенно облегчал повседневную крестьянскую работу и символизировал хозяйственный труд. В лирике поэта зачатую можно встретить образ коня. Например, в стихотворении «Табун» Есенин рисует картину отдыхающих коней, которые ждут завтрашнего дня для выполнения новой работы. Украдкой мы замечаем и человека, который также причастен к происходящему:

«Погасло солнце. Тихо на лужке. // Пастух играет песню на рожке. // Уставясь лбами, слушает табун, //Что им поет вихрастый гамаюн».

Использование изобразительно – выразительных средств

Деревенский уклад жизни создают и животные, и окружающая природа. Лексика поэта наполнена всяческими изобразительно-выразительными средствами – тропы, стилистические фигуры играют важнейшую роль в построении произведения.

· Эпитеты: просторы полей, прозрачные озера и реки, «рощи золотые», «плакучие ивы»

· Олицетворения: «Заколдован невидимкой, /Дремлет лес под сказку сна. /Словно белою косынкой /Повязалася сосна» («Пороша»). Природа в лирике Есенина приобретает черты человека.

· Сравнения: «Мне навстречу, как сережки, / Прозвенит девичий смех». Автор описывает берёзу, сравнивая её образом девушки; в этом же стихотворении лирический герой отождествляет себя с «захожим богомольцем». Таким образом родина в представлении поэта возвеличивается до храма. («Гой ты, Русь, моя родная. »).

Диалектная лексика широко используется автором в его творчестве. Есенин воссоздает в стихотворениях особенности звучания рязанской речи (так как родился и вырос поэт в селе Рязанской области), включает некоторые местные словообразовательные явления, рязанскую диалектную лексику.

Диалект, используемый Есениным, можно разделить на 2 группы:

1. Диалектизмы, понятные читателю ввиду их частого употребления русскими писателями и принадлежности ко многим русским говорам. Например, «дуброва», «аль», «шибко», «лежанка» и т.д.

«Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку»

(«Шёл Господь пытать людей в любови», 1914).

2. Местные слова. Смысл таких слов затруднителен без подробного объяснения. Даже в широком контексте определение значений местных слов будет сложным, необходимо толкование. Примеры местных слов: «подожок» — дубинка, трость; «кулижка» — крутой изгиб, поворот реки (арх.); «бластиться» — казаться; мерещеться; «косники» — лента или шнурок, вплетаемые в косу, и др.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники»

Функции диалектной лексики

· Основной функцией диалектной лексики в творчестве Есенина является подлинное изображение русской природы, культуры, характеров.

В стихотворении «Вечер, как сажа» автор даёт очень подробное описание внутреннего убранства избы. Здесь автор также использует этнографизмы (лексические диалектизмы; слова, которые используются для обозначения предметов, характерных той или иной местности).
Стихотворение «Вечер, как сажа» описывает тёплую вечернюю обстановку в доме, и немаловажным элементом в описании убранства избы является слово «гасница» — маленькая керосиновая лампа без стекла, коптилка. Использованное автором слово подчёркивает уют, царящий в доме и напоминает о типичном деревенском укладе жизни:

«Пляшет гасница ,
Прыгает тень,
В окна стучится
Старый плетень».
Похожее стихотворение «Задымился вечер…» также включает в себя этнографизмы:

«Вьются паутины с золотой повети .
Где-то мышь скребется в затворенной клети…».

Поветь – это помещение под навесом на крестьянском дворе.
В стихотворении «Русь» автор, описывая мирный уклад жизни деревни в ночное время суток, подчеркивает обстановку тишиной природы: всё дремлет, слышен храп лошадей. И здесь автор также использует диалектную лексику:

«По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей».

Застреха — полукрыша, намёт соломы у карниза (толкование С. А. Есенина, т. 1, стр. 351).

Образец «деревенской поэзии», стихотворение «В хате» (1914) подробно описывает внутреннее убранство избы, деревенский быт и повседневную жизнь крестьян.

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз…
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Дежка – кадка (бочка) для кваса из дерева;

Махотка – глиняный горшок для молока;

Кудлатый – лохматый, мохнатый;

Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

Читать еще:  Откуда стихи

В стихотворении «В Хате» встречаются даже элементы русской крестьянской кухни – драчёны – пышные блины, в составе которых пшённая мука, сбитая с яйцами и молоком; иногда представляет собой нечто вроде омлета.

· Специфическая лексика, выбранная Есениным для отображения деревенского уклада жизни, позволяет нам более ярко представить картину русской рязанской избы: слова, характерные этой местности, переносят нас на родину поэта.

Деревенский быт, а точнее, сельская улица, изображается автором путем использования диалектизмов и в стихотворении «Пойду в скуфье смиренным иноком…»:

«Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой».

Прясло – приспособление, используемое для сушки сена (состоит из продольных жердей на столбах).

· С помощью лексических диалектизмов Есенин даёт характеристики своим героям (крестьянам, преимущественно живущим в селе Константинове Рязанской области). Названия одежды также имеют диалектические черты (слова деревенского распространения):

1. «Эх, достану я ей пикой//Душегрейку на меху» («Удалец», 1915).

Душегрейка – тёплая кофта без рукавов (бывает на меху или на вате), может быть короткой.

2. «Что ты часто ходишь на дорогу//В старомодном ветхом шушуне» (Письмо к матери, 1924).

Шушун – предмет женской верхней одежды.

3. «На плечах его котомка//Стягловица в две тесьмы…» («Микола», 1915).

Стягловица – бечёвка.

4. «Кто-то в солнечной сермяге// На осленке рыжем едет» («Сохнет стаявшая глина…», 1914).

Сермяга – верхняя одежда, кафтан из грубого сукна.

5. «Отряхают старухи дулейки,//Вяжут девки косницы до пят» («По дороге идут богомолки», 1914).

Дулейка – ватный женский жилет. В Константинове (родном селе поэта) это слово имеет особенную известность.

«Дулеточкя» — безрукавка: а — вид спереди; б — вид сзади.

Село Чернава, Милославский район, 1960-е годы.

URL : http :// rjaz . net / publ / rjazanskaja _ dialektnaja _ leksika / dialektnaja _ leksika _ v _ poehzii _ sergeja _ esenina _6_ chast /2-1-0-14

6. «Идет в златой ряднине//Твой Алексей Кольцов» — («О Русь, взмахни крылами…»).

Ряднина – грубый холст, изготавливаемый из низкокачественного льна.

Нужно заметить, что некоторые диалектизмы Есенин употребляет и в прямом, и в переносном значениях. Например, слово «косники» (ленты, вплетаемые в косы):

«Заслонили вётлы сиротливо

Косниками мёртвые жилища.

Словно снег, белеется коливо —

На помин небесным птахам пища».

В данном отрывке слово употребляется в переносном значении. Косники – это ветви былой ивы, тонкие, как ленточки, в данном контексте.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники».

В приведенной выше цитате слово «косники» имеет прямое значение – украшение.

Домашнее хозяйство, быт

Женщины-крестьянки с раннего детства занимались ткачеством, что также нашло своё отражение в творчестве Есенина.

«Выдёргивая нитку из кудели,

Ведёт беседу мать».

Кудель – это волокнистый материал, обработанный для пряжи.

Лексика, отражающая досуг крестьянства

Крестьянская молодёжь, несмотря на заботы о хозяйстве, также любила и веселье (песни, частушки, пляски и т.д.):

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха,

Пусть послушает красавица прибаски жениха».

Тальянка – разновидность гармони.

Выводы

Лексические диалектизмы, которые составляют основу лирического произведения в творчестве С. Есенина, выполняют множество функций. Для того, чтобы наиболее ясно и полно проникнуться идеей автора, необходимо уметь распознавать специфическую лексику, используемую поэтом, понимать её значение. Только в этом случае читатель сможет постичь глубину мысли, заложенную писателем в произведении.

Библиография:

1. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Правда, 1977.

2. Локшина, Б. С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. — Л.: Просвещение, 1978.

3. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – M.: Знание, 1972.

4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. — М.: Просвещение, 1978.

5. Смирнова, Л. А. Русская литература XX века. — М.: Просвещение, 1999.

6. Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. Имя существительное. — Баку: Мутарджим, 2013.

7. Воспоминания о Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. — М.: Просвещение, 1999.

Вечер, как сажа…

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector