Анализ стиха кайсын кулиев когда на меня навалилась беда
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.04.2020
Кулиев К. «Когда на меня навалилась беда»
Главные герои стихотворения «Когда на меня навалилась беда» и их характеристика
- Автор. Поэт-романтик. Лирический герой. Патриот своего края.
План пересказа стихотворения «Когда на меня навалилась беда»
- Беда
- Предложение воды
- Слова выси
- Шуршание дороги
- Снега гор
- Луга
- Облегчение
- Рай
Главная мысль стихотворения «Когда на меня навалилась беда»
Нет в мире места краше родного дома.
Чему учит стихотворение «Когда на меня навалилась беда»
Стихотворение учит любить родную землю, родной дом. Учит любить природу родного края. Учит помнить о своих корнях. Учит искать утешения и поддержки в своей семье, у своих близких.
Отзыв на стихотворение «Когда на меня навалилась беда»
Мне очень нравится это стихотворение о родном доме. Поэт очень красиво и образно описал ту поддержку, которую чувствует от родных мест, от родного неба, дорог, гор, лугов. Общение с родной природы утешает его, смягчает горе, точно также как и любого другого человека.
Анализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда»
Стихотворение было написано Кайсыном Кулиевым в 1967 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика.
Начинается стихотворение с тревожной нотки, поэт признается в том, что с ним случилась беда. Но далее настроение стихотворения меняется. Поддержка, которую получает поэт от природы родного края, облегчает его страдания. Он уже не чувствует себя одиноким, его горе растворяется в красоте родной природы. Эта природа кажется поэту живой, живым представляет он все что его окружает. И заключение стихотворения звучит торжественно и радостно, поэт понимает, что настоящий рай здесь, у него дома, на Родине. И это главный вывод стихотворения.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Когда на меня навалилась беда»
Эпитеты: отчему краю, горному склону, голубые снега, родимого края.
Метафоры: навалилась беда, отдай боль, растает тревога.
Олицетворения: сказала вода, сказала высь, шуршала дорога, гора шептала, поманили луга.
Пословицы к стихотворению «Когда на меня навалилась беда»
Дома и стены помогают.
Мой дом — моя крепость.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родной край — сердцу рай.
Где родной край, там и рай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Когда на меня навалилась беда»
На поэта навалилась беда, но он был на Родине. Вода попросила отдать ей боль, небеса предложили удалить тревогу, дорога обещала спокойствие. Горы предложили взглянуть на снега, луга предложили прилечь в траву. Поэт прилег и ему действительно стало легче.
Автор понял, что ему не нужен рай, ведь он обрел его в родных местах.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Когда на меня навалилась беда»
Читать стихотворение «Когда на меня навалилась беда»
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,—
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,— поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,—
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края,
Открытый урок литературы в 6 классе К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Открытый урок литературы в 6 классе
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.
Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в сравнении с самобытными поэтами.
Задачи урока:
Образовательные
Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.
Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве.
Формирование умения анализировать стихотворный текст.
Воспитательные
Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.
Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России
Развивающие
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Обогащение словарного запаса.
Терминология, национальные понятия:
Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания).
Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»)..)
Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )
Смежная рифма ( первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема ААВВ ).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда. )
Карточки с заданием.
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу работу на уроке.
II.Проверка домашнего задания:
— На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения, и вы учили их дома наизусть. Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в них (2-3 человека читают наизусть и коротко говорят о теме стихотворения)
Творчество К.Ш. Кулиева.
Каркусов Алан познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева ( Оценка )
Вопросы классу
— Где родился К.Кулиев? Родился он на Кавказе: в ауле Верхний Чегем, в Чегемском ущелье,
-Как назывался первый сборник поэта?
— Какие темы избрал для творчества?
Подготовленные ученики читают стихотворения.
«Когда на меня навалилась беда…»
-Какую роль родной край сыграл в жизни героя?
— избавляет от бед и переживаний, врачует душу…
-Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.
— Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).
-Почему автор одушевляет природу родного края?
— Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают».
«Каким бы малым ни был мой народ»… (читает 1 ученик)
-Какую мысль автор хочет донести до читателя?
— неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.
-Приведите примеры из текста стихотворения.
V. Слово учителя.
Томара Залиханова- первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери поэта- Жанны.
Макка Дахкильгова — вторая жена К. Кулива- мать Эльдара, Алима и Азамата.
Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества. Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата- младшего сына поэта.
Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике.
Кулиев Эльдар Кайсынович — сын , кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.
Кулиев Алим Кайсынович — сын , советский и американский актёр театра и кино, режиссёр. Живёт и работает в США
Кулиев Азамат Кайсынович — сын , художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.
Кулиев Ахмат Кайсынович — сын , кандидат экономических наук. Живет и работает в городе Нальчике.
VI. Оценки. Подведение итогов.
VII. Релаксация выберите себе кружок зеленого цвета, если вы узнали новое на уроке, желтого – узнали немного, красного ничего не узнали.
VIII. Домашнее задание: — Давайте запишем домашнее задание. Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.
IX. Спасибо за работу! До свидания!
1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г.
2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г.
3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия Габдуллы Тукая».
4.Фонохристоматия «Литература» 6 класс
5.Из воспоминаний Марьям Жумакуевны Элекуевой- племянницы К.Ш. Кулиеава (моей мамы).
«Когда на меня навалилась беда. ». «Каким бы малым ни был мой народ. »
Когда на меня навалилась беда.
Когда на меня навалилась беда
И шёл я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», — сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега», —
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», — поманили луга.
Прилёг я, и легче мне стало.
И стало всё просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Каким бы малым ни был мой народ.
Каким бы малым ни был мой народ,
Он всё равно меня переживёт,
И будет жив мой край, гнездо в котором
И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.
Я верую, что будет жить, как жил,
Мой малый род, чьё мужество, бывало,
И мужество и силу возвращало
Мне, потерявшему остаток сил.
В долинах будет созревать пшеница,
Как прежде, будут пахари трудиться,
И будет в небесах всходить луна,
И зимними ночами будет сниться
Уставшим людям близкая весна.
И пусть потом иные песни сложат,
Но всё же люди, прошлое ценя,
Те песни тоже будут петь, быть может,
Что пели и при мне и до меня.
И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив язык родной,
В звучании которого продлится
Моя судьба и век недлинный мой.
С тобою, мой народ, должник твой вечный,
Ни дня я в жизни не был одинок
И сотворил за век свой быстротечный
Хоть и немногое, но всё, что мог.
Размышляем о прочитанном
1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда. ». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?
3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?
4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?
Творческое задание
Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Открытый урок литературы в 6 классе К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Открытый урок литературы в 6 классе
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».
Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.
Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в сравнении с самобытными поэтами.
Задачи урока:
Образовательные
Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.
Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве.
Формирование умения анализировать стихотворный текст.
Воспитательные
Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.
Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России
Развивающие
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Обогащение словарного запаса.
Терминология, национальные понятия:
Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания).
Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»)..)
Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )
Смежная рифма ( первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема ААВВ ).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда. )
Карточки с заданием.
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу работу на уроке.
II.Проверка домашнего задания:
— На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения, и вы учили их дома наизусть. Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в них (2-3 человека читают наизусть и коротко говорят о теме стихотворения)
Творчество К.Ш. Кулиева.
Каркусов Алан познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева ( Оценка )
Вопросы классу
— Где родился К.Кулиев? Родился он на Кавказе: в ауле Верхний Чегем, в Чегемском ущелье,
-Как назывался первый сборник поэта?
— Какие темы избрал для творчества?
Подготовленные ученики читают стихотворения.
«Когда на меня навалилась беда…»
-Какую роль родной край сыграл в жизни героя?
— избавляет от бед и переживаний, врачует душу…
-Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.
— Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).
-Почему автор одушевляет природу родного края?
— Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают».
«Каким бы малым ни был мой народ»… (читает 1 ученик)
-Какую мысль автор хочет донести до читателя?
— неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.
-Приведите примеры из текста стихотворения.
V. Слово учителя.
Томара Залиханова- первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери поэта- Жанны.
Макка Дахкильгова — вторая жена К. Кулива- мать Эльдара, Алима и Азамата.
Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества. Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата- младшего сына поэта.
Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике.
Кулиев Эльдар Кайсынович — сын , кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.
Кулиев Алим Кайсынович — сын , советский и американский актёр театра и кино, режиссёр. Живёт и работает в США
Кулиев Азамат Кайсынович — сын , художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.
Кулиев Ахмат Кайсынович — сын , кандидат экономических наук. Живет и работает в городе Нальчике.
VI. Оценки. Подведение итогов.
VII. Релаксация выберите себе кружок зеленого цвета, если вы узнали новое на уроке, желтого – узнали немного, красного ничего не узнали.
VIII. Домашнее задание: — Давайте запишем домашнее задание. Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.
IX. Спасибо за работу! До свидания!
1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г.
2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г.
3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия Габдуллы Тукая».
4.Фонохристоматия «Литература» 6 класс
5.Из воспоминаний Марьям Жумакуевны Элекуевой- племянницы К.Ш. Кулиеава (моей мамы).
Конспект урока литературы в 6 классе » Литература народов России»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Кулиева и Г. Тукая; определить основные темы их поэзии; отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе » Литература народов России»»
Конспект урока литературы в 6 классе.
К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда». Г. Тукай «Родная деревня», «Книга»».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Кулиева и Г. Тукая; определить
основные темы их поэзии; отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний.
Учащиеся пересказывают биографию В.М. Шукшина и его рассказ «Срезал».
III. Мотивация учебной деятельности.
— Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?
Слово учителя: Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке. Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина — Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в
XIII—XV веках. В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию. После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоны Кавказских гор.
IV. Изучение нового материала:
I. Кайсын Кулиев (1917-1985 гг.): слово о балкарском поэте
Чтение статьи учебника.
Беседа с учащимися:
— В учебнике для 6 класса мы уже встречались с именем и строками стихов Кайсына Кулиева. Когда это было? При изучении произведений какого писателя?
«Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры. Первоначально цикл рассказов и назывался «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предварял его: «Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далек, и лишь воспоминанья все чаще возвращают нас туда» .
Стихотворение «Когда на меня навалилась беда. ».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка,поэзии, обычаев в стихотворении.
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь:
«Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,—
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,—поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне края,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
– Как вы поняли основную идею стихотворения Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»?
– Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
– Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду?
– Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?(Олицетворение.)
– Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
– Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?
II. Габдулла Тукай (1886-1913 гг.): слово отатарском поэте
— Наша страна состоит из областей, краев и республик, которые официально называются субъектами
— Какие еще субъекты Федерации вы знаете?
— Знаете ли вы, где находится Татарстан? Как называется столица этой республики? Что вам известно
об этом крае? (Столица — город Казань. Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской,
Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой, Чувашией).
Родная деревня (Пер. В.Тушновой)
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде,
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу, — ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я, —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
Любовь к своей малой родине, верность обычаям, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня».
– Какова основная тема произведения «Родная деревня» Г. Тукая?
– Какие чувства автора прослеживаются в стихотворении?
– Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?
– Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете: почему?
После выразительного чтения стихотворения Г. Тукая «Родная деревня» вспомним стихотворение Н.М. Рубцова «Родная деревня» («Хотя проклинает проезжий. », которое изучалось в 5 классе). И в том и в другом стихотворении выражена общая для поэтов мысль о том, что новые края, которые увидит человек, никогда не затмят для него память о родной стороне. Напротив, жизненный опыт помогает лучше понять ценность родной земли.
Н.М. Рубцов «Родная деревня»
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.
Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
— Как вы думаете, какое значение имеет книга для человека?
«Верите ли вы в спасительную силу книги?» На наш взгляд, этот вопрос можно было бы
расширить и дополнить следующим образом:
— Были ли в вашей жизни случаи, когда книга помогала вам находить ответы на важные для вас вопросы? Что это были за вопросы? Какие книги пришли вам на помощь?
Чтение стихотворения « Книга»
– В стихотворении «Книга» поэт описывает жизненные обстоятельства, в которых книга помогает человеку. Каково ваше мнение: действительно книга способна помочь?
– Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?
— Какую роль в жизни лирического героя играет книга?
V. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке?
— Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Интерактивный прием «Микрофон» Продолжите фразу:
«На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для даннойтемы я считаю…».
VI. Информация о домашнем задании:
— развернутый ответ «Верите ли вы спасательную силу книги;
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
конспект урока по литературе — 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
Цель: познакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая и балкарского поэта К. Кулиева, а также с художественными особенностями их произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
51_urok_yayayayaya.docx | 16.38 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА».
К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
Цель : познакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая и балкарского поэта К. Кулиева, а также с художественными особенностями их произведений.
ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК, ПОРТРЕТЫ ПОЭТОВ
2.Проверка д.з. Чтение наизусть стих.
3. Изучение нового материала. 1 . Работа с учебником (стр. 169- 170)
о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая .
1 Где родился Габдулла Тукай? // Казанская губерния.
2.Рассказать о детстве мальчика. // в 3 года остался сиротой, рос в чужих семьях .
3. Когда он переехал в Уральск?// в 9 лет его забрали дальние родственники.
4.Где училсяТукай? // медресе в русском классе. В 19 лет закончил медресе.
5. О чем поэма-сказка «Шурале»? // о молодом джигите, кот. побеждает лешего .
4.Чтение статьи о жизни и творчестве балкарского поэта Кайсына Кулиева ( стр.172-173).
5.Беседа о поэте.
1 Где родился Кайсын Кулиев? // в ауле Эл-Тюбю, в семье скотовода и охотника.
2. Где учился Кайсын Кулиев? // в 18 лет он приезжает в Москву и поступает в Институт театрального искусства. (ГИТИС), вечернее отделение Литературного института.
3. Когда вышел его первый сборник? // в 1940г. Под названием «Привет, утро»
4.Рассказать о Кулиеве на войне. // с первых дней войны. В 1944г демобилизовался, но домой вернуться не смог, т.к. его народ был выслан в Среднюю Азию.
5. Удается ему вернуться на Родину? // в 1956г вернулся.
6. Выразительное чтение и анализ произведений поэтов.
– Какова основная тема произведения «Родная деревня» Г. Тукая?
– Какие чувства автора прослеживаются в стихотворении?
– Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?
– Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете: почему?
– В стихотворении «Книга» поэт описывает жизненные обстоятельства, в которых книга помогает человеку. Каково ваше мнение: действительно книга способна помочь?
– Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?
– Как вы поняли основную идею стихотворения Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»?
– Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
– Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду?
– Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»? (Олицетворение.)
– Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание : подготовить развернутый ответ на вопрос 5
(с. 175) – Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания.
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
Конспект открытого урока по основам духовно — нравственной культуры народов России «Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России»
Конспект урока по теме «Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России» поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно — поисковых, творчески.
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения Габдуллы Тукая «Родная деревня».
Анализ стихотворения «Родная деревня» Г.Тукая.
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…».
Методическая разработка урока по литературе «Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай». Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений «Родная деревня» и ".