265 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха как нас не угнетай разлука

«Как нас ни угнетай разлука…» Ф. Тютчев

Как нас ни угнетай разлука,
Но покоряемся мы ей –
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.

Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.

И знаем мы: под этой дымкой
Всё то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится – и молчит.

Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.

Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!

Дата создания: 14 октября 1869 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…»

Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только один ребенок.

Елена Денисьева была не только музой поэта, но и его последней любовью. Поэтому смерть этой женщины Тютчев переживал очень болезненно. Он признавался, что утратил смысл существования, осознав, что ни успешная карьера, ни высокое положение в обществе лично для него не имеют уже никакого значения.

Говорят, что время лечит, и Федор Тютчев испытывает его болеутоляющее воздействие на собственном опыте. В 1869 году, спустя пять лет после смерти Елены Денисьевой, он публикует стихотворение «Как нас ни угнетай разлукой…», в котором признается, что смерть любимой хоть и стала для него ударом, однако «для сердца есть другая мука, невыносимей и больней».

Речь идет о том, что годы притупляют не только память, но и остроту чувств. Тютчев с ужасом замечает, что Елена Денисьева уже не занимает в его жизни главное место, как это было когда-то. С ее гибелью пришла душевная боль, но когда она ослабла, то некое «прозрачное покрывало» накрыло и все те воспоминания, которые были так дороги поэту. Любовь, по его мнению, теперь «какой-то странной невидимкой от нас таится – и молчит». Это еще больше угнетает Тютчева, которому совсем недавно казалось, что он будет хранить в душе верность свое возлюбленной до самой смерти. Но, к собственному изумлению, 70-летний поэт продолжает обращать внимание на других женщин и даже испытывает к ним очень теплые и возвышенные чувства. Конечно, о новом романе не может быть и речи, но «душа невольно смущена и в колее недоумений вертится нехотя она».

По прошествии лет автор признается, что хоть «пора разлуки миновала», ему не хочется сдергивать это полупрозрачное покрывало, под которым похоронены его чувства к Елене Денисьевой. Еще совсем недавно он мечтал о том, чтобы воскресить былую любовь, которая приносит ему одни лишь страдания. Однако теперь все изменилось, и поэт готов идти дальше по жизни, не оглядываясь на собственное прошлое и не терзая себя воспоминаниями. Правда, Тютчеву кажется, что по отношению к Елене Денисьевой, которая при жизни пожертвовала всем ради любви, он поступает подло. Поэтому поэт укоряет самого себя за то, что он по-прежнему может наслаждаться окружающим его миром, в то время как жизнь любимой женщины прервалась в расцвете лет.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога – это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд – столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читать еще:  Как вручить диплом юбиляру в стихах

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Фёдор Иванович Тютчев. «Как нас ни угнетай разлука…»

Фёдор Иванович Тютчев

Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей —
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.

Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.

И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится — и молчит.

Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.

Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!

Елена Денисьева

Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только один ребенок.

Елена Денисьева была не только музой поэта, но и его последней любовью. Поэтому смерть этой женщины Тютчев переживал очень болезненно. Он признавался, что утратил смысл существования, осознав, что ни успешная карьера, ни высокое положение в обществе лично для него не имеют уже никакого значения.

Говорят, что время лечит, и Федор Тютчев испытывает его болеутоляющее воздействие на собственном опыте. В 1869 году, спустя пять лет после смерти Елены Денисьевой, он публикует стихотворение «Как нас ни угнетай разлукой…», в котором признается, что смерть любимой хоть и стала для него ударом, однако «для сердца есть другая мука, невыносимей и больней».

Речь идет о том, что годы притупляют не только память, но и остроту чувств. Тютчев с ужасом замечает, что Елена Денисьева уже не занимает в его жизни главное место, как это было когда-то. С ее гибелью пришла душевная боль, но когда она ослабла, то некое «прозрачное покрывало» накрыло и все те воспоминания, которые были так дороги поэту. Любовь, по его мнению, теперь «какой-то странной невидимкой от нас таится – и молчит». Это еще больше угнетает Тютчева, которому совсем недавно казалось, что он будет хранить в душе верность свое возлюбленной до самой смерти. Но, к собственному изумлению, 70-летний поэт продолжает обращать внимание на других женщин и даже испытывает к ним очень теплые и возвышенные чувства. Конечно, о новом романе не может быть и речи, но «душа невольно смущена и в колее недоумений вертится нехотя она».

По прошествии лет автор признается, что хоть «пора разлуки миновала», ему не хочется сдергивать это полупрозрачное покрывало, под которым похоронены его чувства к Елене Денисьевой. Еще совсем недавно он мечтал о том, чтобы воскресить былую любовь, которая приносит ему одни лишь страдания. Однако теперь все изменилось, и поэт готов идти дальше по жизни, не оглядываясь на собственное прошлое и не терзая себя воспоминаниями. Правда, Тютчеву кажется, что по отношению к Елене Денисьевой, которая при жизни пожертвовала всем ради любви, он поступает подло. Поэтому поэт укоряет самого себя за то, что он по-прежнему может наслаждаться окружающим его миром, в то время как жизнь любимой женщины прервалась в расцвете лет.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ФОТО (2819)
  • КУЛИНАРИЯ (1123)
  • ЗДОРОВЬЕ (1076)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (956)
  • ПОЭЗИЯ (782)
  • МОДА И КРАСОТА (772)
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ (643)
  • ЖИВОТНЫЕ (557)
  • РАЗНОЕ (314)
  • ЗНАМЕНИТОСТИ (246)
  • ПРИРОДА (229)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИН (225)
  • ФИТНЕС И СПОРТ (211)
  • ИСКУССТВО (204)
  • КРАСИВО (197)
  • ВИДЕО (186)
  • МУДРОСТЬ (164)
  • CАД И ОГОРОД (159)
  • ПСИХОЛОГИЯ (153)
  • ЮМОР (144)
  • КИНО (131)
  • ДОМОВОДСТВО (130)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (110)
  • ИСТОРИЯ (98)
  • ДИЗАЙН (93)
  • РУКОДЕЛИЕ (57)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (52)
  • СВОИМИ РУКАМИ (44)
  • АРХИТЕКТУРА (30)
  • РОМАНТИЧНО И КРАСИВО (22)
  • МУЗЫКА (22)
  • НАУКА (19)
  • КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (14)
  • ФИЛОСОФИЯ (9)
  • АРХИТЕКТУРА (7)
  • ПОЗИТИВ (3)
  • ОБОИ НА РАБОЧИЙ СТОЛ (2)
  • КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (0)
Читать еще:  Как хорошо на море стихи

Видео

  • Все (101)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Как нас ни угнетай разлука

Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей —
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.

Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.

И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится — и молчит.

Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.

Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!

Рубрики:ПОЭЗИЯ

Метки: стихи Как нас ни угнетай разлука Федор Тютчев

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 19.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 19.

Горечь расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.

История создания – Стихотворение написано в 1817 году и посвящено близкому другу поэта – Кюхельбекеру.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Разностопный ямб со всеми видами рифмовки.

Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».

Эпитеты – «последние мгновенья», «верный круг», «милый брат», «в счастливой тишине», «родимого ручья».

Олицетворения – «внимает наш пенат».

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но « святое братство », нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит ещё встречу со столь близкими по духу людьми.

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности « святому братству ». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.
Стих написан разностопным ямбом, поэт применил все виды рифмовки в данном произведении.

Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимого Пушкиным в начале его творческого пути.

Средства выразительности

Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры («прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине », « в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы »), эпитеты (« последние мгновенья», «верный круг», «милыйбрат», «в счастливой тишине», «родимого ручья »), олицетворения (« внимает наш пенат».

Читать еще:  Чьи это стихи позвольте жители страны

Федор Иванович Тютчев
«Как нас ни угнетай разлука. »

Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей –
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.

Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.

И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится – и молчит.

Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.

Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: разлука-ей-мука-больней.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: миновала-нас-покрывало-глаз.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: дымкой-болит-невидимкой-молчит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: искушений-смущена-недоумений-она.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: миновала-час-покрывало-нас.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: