Анализ стиха как нас не угнетай разлука
«Как нас ни угнетай разлука…» Ф. Тютчев
Как нас ни угнетай разлука,
Но покоряемся мы ей –
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.
Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.
И знаем мы: под этой дымкой
Всё то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится – и молчит.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.
Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!
Дата создания: 14 октября 1869 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…»
Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только один ребенок.
Елена Денисьева была не только музой поэта, но и его последней любовью. Поэтому смерть этой женщины Тютчев переживал очень болезненно. Он признавался, что утратил смысл существования, осознав, что ни успешная карьера, ни высокое положение в обществе лично для него не имеют уже никакого значения.
Говорят, что время лечит, и Федор Тютчев испытывает его болеутоляющее воздействие на собственном опыте. В 1869 году, спустя пять лет после смерти Елены Денисьевой, он публикует стихотворение «Как нас ни угнетай разлукой…», в котором признается, что смерть любимой хоть и стала для него ударом, однако «для сердца есть другая мука, невыносимей и больней».
Речь идет о том, что годы притупляют не только память, но и остроту чувств. Тютчев с ужасом замечает, что Елена Денисьева уже не занимает в его жизни главное место, как это было когда-то. С ее гибелью пришла душевная боль, но когда она ослабла, то некое «прозрачное покрывало» накрыло и все те воспоминания, которые были так дороги поэту. Любовь, по его мнению, теперь «какой-то странной невидимкой от нас таится – и молчит». Это еще больше угнетает Тютчева, которому совсем недавно казалось, что он будет хранить в душе верность свое возлюбленной до самой смерти. Но, к собственному изумлению, 70-летний поэт продолжает обращать внимание на других женщин и даже испытывает к ним очень теплые и возвышенные чувства. Конечно, о новом романе не может быть и речи, но «душа невольно смущена и в колее недоумений вертится нехотя она».
По прошествии лет автор признается, что хоть «пора разлуки миновала», ему не хочется сдергивать это полупрозрачное покрывало, под которым похоронены его чувства к Елене Денисьевой. Еще совсем недавно он мечтал о том, чтобы воскресить былую любовь, которая приносит ему одни лишь страдания. Однако теперь все изменилось, и поэт готов идти дальше по жизни, не оглядываясь на собственное прошлое и не терзая себя воспоминаниями. Правда, Тютчеву кажется, что по отношению к Елене Денисьевой, которая при жизни пожертвовала всем ради любви, он поступает подло. Поэтому поэт укоряет самого себя за то, что он по-прежнему может наслаждаться окружающим его миром, в то время как жизнь любимой женщины прервалась в расцвете лет.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога – это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
- Все (1)
–Постоянные читатели
- Все (213)
–Сообщества
–Статистика
Фёдор Иванович Тютчев. «Как нас ни угнетай разлука…»
Фёдор Иванович Тютчев
Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей —
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.
Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.
И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится — и молчит.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.
Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!
Елена Денисьева
Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только один ребенок.
Елена Денисьева была не только музой поэта, но и его последней любовью. Поэтому смерть этой женщины Тютчев переживал очень болезненно. Он признавался, что утратил смысл существования, осознав, что ни успешная карьера, ни высокое положение в обществе лично для него не имеют уже никакого значения.
Говорят, что время лечит, и Федор Тютчев испытывает его болеутоляющее воздействие на собственном опыте. В 1869 году, спустя пять лет после смерти Елены Денисьевой, он публикует стихотворение «Как нас ни угнетай разлукой…», в котором признается, что смерть любимой хоть и стала для него ударом, однако «для сердца есть другая мука, невыносимей и больней».
Речь идет о том, что годы притупляют не только память, но и остроту чувств. Тютчев с ужасом замечает, что Елена Денисьева уже не занимает в его жизни главное место, как это было когда-то. С ее гибелью пришла душевная боль, но когда она ослабла, то некое «прозрачное покрывало» накрыло и все те воспоминания, которые были так дороги поэту. Любовь, по его мнению, теперь «какой-то странной невидимкой от нас таится – и молчит». Это еще больше угнетает Тютчева, которому совсем недавно казалось, что он будет хранить в душе верность свое возлюбленной до самой смерти. Но, к собственному изумлению, 70-летний поэт продолжает обращать внимание на других женщин и даже испытывает к ним очень теплые и возвышенные чувства. Конечно, о новом романе не может быть и речи, но «душа невольно смущена и в колее недоумений вертится нехотя она».
По прошествии лет автор признается, что хоть «пора разлуки миновала», ему не хочется сдергивать это полупрозрачное покрывало, под которым похоронены его чувства к Елене Денисьевой. Еще совсем недавно он мечтал о том, чтобы воскресить былую любовь, которая приносит ему одни лишь страдания. Однако теперь все изменилось, и поэт готов идти дальше по жизни, не оглядываясь на собственное прошлое и не терзая себя воспоминаниями. Правда, Тютчеву кажется, что по отношению к Елене Денисьевой, которая при жизни пожертвовала всем ради любви, он поступает подло. Поэтому поэт укоряет самого себя за то, что он по-прежнему может наслаждаться окружающим его миром, в то время как жизнь любимой женщины прервалась в расцвете лет.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- ФОТО (2819)
- КУЛИНАРИЯ (1123)
- ЗДОРОВЬЕ (1076)
- ИНТЕРЕСНОЕ (956)
- ПОЭЗИЯ (782)
- МОДА И КРАСОТА (772)
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ (643)
- ЖИВОТНЫЕ (557)
- РАЗНОЕ (314)
- ЗНАМЕНИТОСТИ (246)
- ПРИРОДА (229)
- ДЛЯ ЖЕНЩИН (225)
- ФИТНЕС И СПОРТ (211)
- ИСКУССТВО (204)
- КРАСИВО (197)
- ВИДЕО (186)
- МУДРОСТЬ (164)
- CАД И ОГОРОД (159)
- ПСИХОЛОГИЯ (153)
- ЮМОР (144)
- КИНО (131)
- ДОМОВОДСТВО (130)
- ДЛЯ ДЕТЕЙ (110)
- ИСТОРИЯ (98)
- ДИЗАЙН (93)
- РУКОДЕЛИЕ (57)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (52)
- СВОИМИ РУКАМИ (44)
- АРХИТЕКТУРА (30)
- РОМАНТИЧНО И КРАСИВО (22)
- МУЗЫКА (22)
- НАУКА (19)
- КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (14)
- ФИЛОСОФИЯ (9)
- АРХИТЕКТУРА (7)
- ПОЗИТИВ (3)
- ОБОИ НА РАБОЧИЙ СТОЛ (2)
- КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ (0)
–Видео
- Все (101)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Как нас ни угнетай разлука
Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей —
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.
Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.
И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится — и молчит.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.
Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!
Рубрики: | ПОЭЗИЯ |
Метки: стихи Как нас ни угнетай разлука Федор Тютчев
Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям
Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 19.
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 19.
Горечь расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.
История создания – Стихотворение написано в 1817 году и посвящено близкому другу поэта – Кюхельбекеру.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Разностопный ямб со всеми видами рифмовки.
Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».
Эпитеты – «последние мгновенья», «верный круг», «милый брат», «в счастливой тишине», «родимого ручья».
Олицетворения – «внимает наш пенат».
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но « святое братство », нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит ещё встречу со столь близкими по духу людьми.
Композиция
Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.
Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.
В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности « святому братству ». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.
Стих написан разностопным ямбом, поэт применил все виды рифмовки в данном произведении.
Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимого Пушкиным в начале его творческого пути.
Средства выразительности
Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры («прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине », « в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы »), эпитеты (« последние мгновенья», «верный круг», «милыйбрат», «в счастливой тишине», «родимого ручья »), олицетворения (« внимает наш пенат».
Федор Иванович Тютчев
«Как нас ни угнетай разлука. »
Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей –
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.
Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.
И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится – и молчит.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.
Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!
Экспресс- анализ стихотворения
Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: разлука-ей-мука-больней.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: миновала-нас-покрывало-глаз.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: дымкой-болит-невидимкой-молчит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: искушений-смущена-недоумений-она.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: миновала-час-покрывало-нас.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа
Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стихотворная стопа
Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Стихотворный размер
Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма
Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка
Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке