0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха как неразгаданная тайна

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Фёдор Иванович Тютчев. «Как неразгаданная тайна…»

Фёдор Иванович Тютчев

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

Мария Александровна, супруга Александра II

Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне – супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II продлился почти сорок лет. Жена родила императору восемь детей. В течение долгих лет супружество было счастливым. После восшествие на престол Александр II начал заводить любовниц, практически не встречая препятствия со стороны Марии Александровны. Умерла императрица в 1880 году. Через несколько месяцев российский правитель вновь заключил брак.

В стихотворении «Как неразгаданная тайна…» Тютчеву удалось очень точно воссоздать образ Марии Александровны. Поэт отмечает тихий свет ее очей, живую прелесть, дышащую в ней. Лирический герой задается риторическим вопросом:

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать.

Душа его хочет молиться императрице, но сердце диктует совсем другие чувства. Мемуаристы отмечали, что Мария Александровна была необычайно религиозна, строго соблюдала догматы православной веры, которую приняла после замужества. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, сыграла не последнюю роль в отмене крепостного права. Военный министр Милютин писал, что императрица «была святой женщиной в нравственном отношении». По словам короля Баварии Людвига II, Мария Александровна была «осенена ореолом святой». В первой строфе стихотворения «Как неразгаданная тайна…» Тютчев употребляет местоимение «мы», изначально говоря, словно от лица некой группы людей. Получается, главное место в произведении занимает общественное мнение, а не индивидуальные представления лирического героя об императрице.

«Как неразгаданная тайна…» — не единственное стихотворение, посвященное Тютчевым Марии Александровне. Зачастую оно печатается в паре с миниатюрой «Кто бы ты ни был, но, встретясь с ней…», созданной также в 1864 году в Ницце. Согласно этому произведению, встреча с императрицей – это возможность «почувствовать живей, что есть мир лучший, мир духовный». Еще одно стихотворение Тютчева, адресованное супруге Александра II, написано на французском языке и называется «Pour sa m l’imp?ratrice».

Анализ стихотворения Тютчева Как неразгаданная тайна

LiveInternet LiveInternet

Приложения

  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Поиск по дневнику

Статистика

Создан: 17.12.2011
Записей: 11457
Комментариев: 67994
Написано: 123737

«Как неразгаданная тайна»/Женский образ/стихи Ф Тютчева

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 15:29 + в цитатник

«Как неразгаданная тайна»/Женский образ/стихи Ф Тютчева

Бетховен — Лунная соната

Художник Joseph — Desire Court / Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной урожденной Голициной

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Emile Vernon (French artist, 1872 — 1919)

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать.

Emile Vernon (French artist, 1872 — 1919)

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.

Шарль Джошуа Шаплен (Charles Joshua Chaplin), 1825-1891.

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Художники, Владимир Лукич Боровиковский/«Портрет Марии Лопухиной»

Ещё томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой —

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой.

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Как ночью на небе звезда.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезда в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя ?
Другому как понять тебя ?
Поймёт ли он, чем ты живёшь ?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно — волшебных дум,
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет её очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать ?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать.

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

Если смерть есть ночь, если жизнь есть день —
Ах, умаял он, пёстрый день, меня.
И сгущается надо мною тень,
Ко сну клонится голова моя.

Обессиленный, отдаюсь ему.
Но всё грезится сквозь немую тьму —
Где-то там, над ней, ясный день блестит
И незримый хор о любви гремит.

«Как неразгаданная тайна. «

По тематикам

«Как неразгаданная тайна…» Ф.Тютчев

«Как неразгаданная тайна…» Фёдор Тютчев

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

Анализ стихотворения Тютчева «Как неразгаданная тайна…»

Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне – супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II продлился почти сорок лет. Жена родила императору восемь детей. В течение долгих лет супружество было счастливым. После восшествие на престол Александр II начал заводить любовниц, практически не встречая препятствия со стороны Марии Александровны. Умерла императрица в 1880 году. Через несколько месяцев российский правитель вновь заключил брак.

В стихотворении «Как неразгаданная тайна…» Тютчеву удалось очень точно воссоздать образ Марии Александровны. Поэт отмечает тихий свет ее очей, живую прелесть, дышащую в ней. Лирический герой задается риторическим вопросом:
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать.
Душа его хочет молиться императрице, но сердце диктует совсем другие чувства. Мемуаристы отмечали, что Мария Александровна была необычайно религиозна, строго соблюдала догматы православной веры, которую приняла после замужества. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, сыграла не последнюю роль в отмене крепостного права. Военный министр Милютин писал, что императрица «была святой женщиной в нравственном отношении». По словам короля Баварии Людвига II, Мария Александровна была «осенена ореолом святой». В первой строфе стихотворения «Как неразгаданная тайна…» Тютчев употребляет местоимение «мы», изначально говоря, словно от лица некой группы людей. Получается, главное место в произведении занимает общественное мнение, а не индивидуальные представления лирического героя об императрице.

«Как неразгаданная тайна…» — не единственное стихотворение, посвященное Тютчевым Марии Александровне. Зачастую оно печатается в паре с миниатюрой «Кто бы ты ни был, но, встретясь с ней…», созданной также в 1864 году в Ницце. Согласно этому произведению, встреча с императрицей – это возможность «почувствовать живей, что есть мир лучший, мир духовный». Еще одно стихотворение Тютчева, адресованное супруге Александра II, написано на французском языке и называется «Pour sa m l’imp?ratrice».

Читать еще:  Какая бывает интонация в стихах

Фёдор
Тютчев

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Как неразгаданная тайна»

Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне – супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II продлился почти сорок лет. Жена родила императору восемь детей. В течение долгих лет супружество было счастливым. После восшествие на престол Александр II начал заводить любовниц, практически не встречая препятствия со стороны Марии Александровны. Умерла императрица в 1880 году. Через несколько месяцев российский правитель вновь заключил брак.

В стихотворении «Как неразгаданная тайна…» Тютчеву удалось очень точно воссоздать образ Марии Александровны. Поэт отмечает тихий свет ее очей, живую прелесть, дышащую в ней. Лирический герой задается риторическим вопросом: Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать. Душа его хочет молиться императрице, но сердце диктует совсем другие чувства. Мемуаристы отмечали, что Мария Александровна была необычайно религиозна, строго соблюдала догматы православной веры, которую приняла после замужества. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, сыграла не последнюю роль в отмене крепостного права. Военный министр Милютин писал, что императрица «была святой женщиной в нравственном отношении». По словам короля Баварии Людвига II, Мария Александровна была «осенена ореолом святой». В первой строфе стихотворения «Как неразгаданная тайна…» Тютчев употребляет местоимение «мы», изначально говоря, словно от лица некой группы людей. Получается, главное место в произведении занимает общественное мнение, а не индивидуальные представления лирического героя об императрице.

«Как неразгаданная тайна…» — не единственное стихотворение, посвященное Тютчевым Марии Александровне. Зачастую оно печатается в паре с миниатюрой «Кто бы ты ни был, но, встретясь с ней…», созданной также в 1864 году в Ницце. Согласно этому произведению, встреча с императрицей – это возможность «почувствовать живей, что есть мир лучший, мир духовный». Еще одно стихотворение Тютчева, адресованное супруге Александра II, написано на французском языке и называется «Pour sa m l’impératrice».

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Роландов рог»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «О красном вечере задумалась дорога»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Сон (В полдневный жар. )»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Морская царевна»
  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Хмель»

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней –

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Послушать стихотворение Тютчева Как неразгаданная тайна

«Как неразгаданная тайна», или что есть любовь?

Урок – исследование

Автор конспекта:

«Как неразгаданная тайна»,

или что есть любовь?

( По рассказам «О любви», «Кавказ», «Куст сирени )

· Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

· Если сколько голов – столько умов,

то сколько сердец – столько родов любви.

Ø Выявить идейно-художественные особенности изучаемых произведений; показать многомерность понятия «любовь»;

Ø Развивать навыки анализа художественного текста, умения сравнивать эпизоды текста, героев, их характеры, обобщать и делать самостоятельные выводы;

Ø Воспитывать внимательное отношение к душевному состоянию человека и потребность в собственном суждении о любви.

1.Вступительное слово.

Понятие любви бесконечно разнообразно. Оно не имеет однозначного определения, ибо каждый любит по-своему, влюбляется иначе, чем другой, переживает своё чувство не так, как другие… Но во все времена люди одинаково мечтали проникнуть в тайны любви. Всем нужна эта тайна.

Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

Тема любви неисчерпаема в литературе. Она всегда нова и неповторима. В неповторимости её мы убедились, читая рассказы Чехова, Бунина и Куприна. Это разные, совершенно не похожие друг на друга истории любви, заставляющие сопереживать, сравнивать, размышлять. И может быть, итогом этих размышлений будет ваше читательское определение: что есть любовь, которая непременно случится в вашей будущей жизни.

Для того чтобы нам с вами легче было ориентироваться в содержании произведений, обозначим их ключевые моменты :

2. Форма повествования

5. Динамика повествования

6. Идея произведения; проблемы, затронутые в повествовании.

7. Авторская позиция

8. Любовь в жизни героев

2. Анализ рассказа «О любви».

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Ему всегда были интересны люди, их взаимоотношения, чувства. Об этом и его рассказ «О любви».

-Кто ведёт повествование? (Алёхин)

-Назовите героев рассказа. (, Луганович Дмитрий и его жена Анна Алексеевна)

-Расскажите о героях, их отношениях.

-Вспомните, какую роль может играть пейзаж в произведении?(1/ фон, обстановка действия; 2/ средство обрисовки образа-персонажа; 3/ способ передачи авторского отношения к жизни)

-Какова роль пейзажа в этом рассказе? (широта, размах, величие русской природы противопоставлены футлярной действительности, внутренней ограниченности человека)

-На протяжении какого периода мы наблюдаем за взаимоотношениями героев?

( События развиваются в течение нескольких лет, мы имеем возможность наблюдать за развитием взаимоотношений между Алёхиным и Анной Алексеевной: от симпатии к любви, от любви к разочарованию )

— В чём разочаровываются герои? ( Прошли годы, а они по-прежнему держат свои чувства при себе, как результат – испорченная, несчастливая жизнь.)

-Какова идея рассказа? (Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Запоздалое объяснение, пропущенное счастье)

Прежде чем мы определим авторскую позицию, предлагаю вам 2 точки зрения о герое рассказа Алёхине.

1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумался над тем, как я отношусь к главному герою – Алёхину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алёхин начал опускаться.… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

Когда Алёхин влюбился в Анну Алексеевну, он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну.… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что всё это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что всё то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алёхин мог оставить всё, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви. Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его.… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»

— Чьё мнение вам ближе и почему?

— А как мыслил сам Чехов? Подтвердите это словами текста. («…Как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…»)

— Чем, по-вашему, для героев этого рассказа стала любовь?

Для героев этого рассказа любовь стала испытанием на долгие годы, которая не увенчалась успехом из-за слабоволия, нерешительности главного героя.

3. Анализ рассказа «Кавказ».

Иван Бунин – непревзойдённый мастер лирического рассказа. А любовь всегда была одной из главных его тем. Произведения Бунина наполнены светом и молниеносной, обжигающей силой любви. В то же время его рассказам свойственна некоторая недосказанность, что настраивает читателя на раздумья, заставляет домысливать судьбу героев самостоятельно. Поэтому зачастую у каждого читателя свой финал. Постараемся выяснить, как видите вы дальнейшую судьбу героев рассказа «Кавказ».

— Какова форма повествования?

— Назовите героев. ( Я, Он, Она)

— Почему у бунинских героев нет имён? (Обобщённый смысл)

— Расскажите о функции пейзажа в тексте произведения. (Средство обрисовки образа-персонажа)

— Докажите своё мнение, опираясь на текст. (Ученик пользуется таблицей, которую заполнял дома: картина природы – настроение героев; цитаты из текста)

— Какова динамика повествования? (Сразу обращаем внимание на текст, с первых строк – стремительность в развитии сюжета; временные рамки -3-4 недели)

-Сначала мы следим за парой влюблённых, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть…. Кто в ней виноват?

— Как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счёты с жизнью и что этим хотел сказать автор?

— Рассказчик говорит подробно о том, как герой искал свою жену, ревновал, переживал, страдал, но почему же автор, описывая самоубийство, рассказывает о последних действиях его как о фарсе, как о чём-то театральном, недостойном сожаления и сочувствия? В чём тут дело?

Бунин смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. Возможно, он предпочёл смерть не потому, что, как человек, как муж, испытал личное оскорбление. А потому, что оскорбили, прежде всего, офицера, задели его честь.

— В качестве домашнего задания вам были предложены вопросы: Какие чувства вызвали у вас поступки героев? или Над чем заставил задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?

(ответы учеников)

Рассказ Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом Чехова сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. У Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. Но главная идея произведения состоит в том, что читатель должен увидеть обратную сторону любви: любовь не только счастье, но и страдание, и боль.

Оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» своё счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Тревожно оттого, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким. Радость же была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Читать еще:  Асадов стихи как много тех видео

Авторская позиция заключается в следующем: счастье одного может привести к трагедии другого.

— Чем же была любовь для героев рассказа «Кавказ»? (Любовь – борьба, они пытались обрести счастье, пытались побороться за свою любовь.)

— Мы обсудили рассказы Чехова и Бунина. Чем они похожи, а чем различаются? (стр.58 «Из Геленджика и Гагр…» — зачитать, сделать вывод о нерешительности героини, которая, как чеховский Алёхин, не может решительно изменить свою жизнь, цепляется за прошлое…)

4. Анализ рассказа «Куст сирени».

«Если сколько голов – столько умов, то, сколько сердец – столько родов любви», — так понимал любовь . И подтвердить эту мысль нам поможет ещё одно произведение о любви. Рассказ Куприна «Куст сирени». Это одно из ранних произведений писателя, но, как и другие его рассказы, побуждает читателя к раздумьям, позволяет понять, что большое, настоящее чувство встречается не каждому в жизни, но если это происходит, то нужно это ценить, беречь, суметь пронести через всю жизнь. И всё это под силу только по-настоящему любящим сердцам.

— Форма повествования?

-Герои произведения? Что мы о них узнали? Понравились ли они вам и почему? Укажите особенности их характеров, пользуясь заготовленной дома таблицей. (Сравнительная характеристика, вывод о самоотверженности героини)

— Встретился ли вам пейзаж в произведении? Как вы думаете, почему Куприн не счёл нужным обратиться к пейзажу? ( Развёрнутый пейзаж отсутствует, писатель открыто выражает своё отношение к героям и ко всему, что происходит с ними, поэтому не считает нужным добавлять подтекст, который, как правило, заключается в пейзаже. Но элемент пейзажной зарисовки всё-таки единожды встречается в тексте: «…белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком». Белая ночь, безусловно, создаёт атмосферу романтики, подчёркивает авантюрное начало предприятия. Кроме того, в этой единственной пейзажной зарисовке автор воспользовался метафорой.)

— В течение какого времени разворачиваются события? (2 дня, но и этих двух дней достаточно для того, чтобы понять о жизни и взаимоотношениях героев абсолютно всё)

-Как вы думаете, какова идея произведения? (Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини)

— Что же хотел сказать Куприн своему читателю? Определите авторскую позицию. (Ученики предлагают свои ответы о внимании героев друг к другу, о согласии, о готовности к самопожертвованию, о том, что все проблемы решаются героями сообща и т. д. Всё сказанное ими следует подвести под слова «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»

— Что же на этот раз вы скажете о любви героев? Чем она стала для них? (Любовь – счастье)

5. Заключительная часть. Рефлексия. Выводы по уроку

Итак, мы обсудили три произведения, все они о любви. Стало ли понятнее для вас, что есть любовь, удалось ли вам разгадать её тайну?

Слушаем ответы учеников: что есть любовь по их мнению?

Представьте себя на месте героев, как бы поступили вы?

Любовь – уникальное чувство по той простой причине, что она неповторима. Она бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, но в любом случае она – удача, которая не каждому встречается на жизненном пути. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Так говорил И. Бунин и также вторил ему И. Тургенев: «Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная…».

«Тайна сия велика есть» — это древнейшее изречение о любви, но даже спустя тысячелетия, тайна любви не открылась людям, потому-то она и притягивает, и завораживает, и каждому по-прежнему хочется постичь её. Да здравствует любовь!

(Таблица заполняется в процессе работы над анализом произведений и решением поставленных проблем)

Создание «мозаичного» целого, составленного из отдельных рассказов.

Как неразгаданная тайна…

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Как неразгаданная тайна…

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Как неразгаданная тайна…»

Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце . Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне – супруге Александра II . Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II продлился почти сорок лет. Жена родила императору восемь детей. В течение долгих лет супружество было счастливым. После восшествие на престол Александр II начал заводить любовниц, практически не встречая препятствия со стороны Марии Александровны. Умерла императрица в 1880 году. Через несколько месяцев российский правитель вновь заключил брак.

В стихотворении «Как неразгаданная тайна…» Тютчеву удалось очень точно воссоздать образ Марии Александровны . Поэт отмечает тихий свет ее очей, живую прелесть, дышащую в ней. Лирический герой задается риторическим вопросом:

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать.

Душа его хочет молиться императрице, но сердце диктует совсем другие чувства. Мемуаристы отмечали, что Мария Александровна была необычайно религиозна, строго соблюдала догматы православной веры, которую приняла после замужества. Кроме того, она активно занималась благотворительностью, сыграла не последнюю роль в отмене крепостного права. Военный министр Милютин писал, что императрица «была святой женщиной в нравственном отношении». По словам короля Баварии Людвига II, Мария Александровна была «осенена ореолом святой». В первой строфе стихотворения «Как неразгаданная тайна…» Тютчев употребляет местоимение «мы», изначально говоря, словно от лица некой группы людей. Получается, главное место в произведении занимает общественное мнение, а не индивидуальные представления лирического героя об императрице.

«Как неразгаданная тайна…» — не единственное стихотворение, посвященное Тютчевым Марии Александровне. Зачастую оно печатается в паре с миниатюрой «Кто бы ты ни был, но, встретясь с ней…», созданной также в 1864 году в Ницце . Согласно этому произведению, встреча с императрицей – это возможность «почувствовать живей, что есть мир лучший, мир духовный». Еще одно стихотворение Тютчева, адресованное супруге Александра II , написано на французском языке и называется «Pour sa m l’imperatrice».

Урок литературы «Как неразгаданная тайна, или Что есть любовь?»

Урок – исследование

Автор конспекта: Костикова Т.М.

«Как неразгаданная тайна»,

или что есть любовь?

( По рассказам Чехова А.П. «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени )

Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

Если сколько голов – столько умов,

то сколько сердец – столько родов любви.

Выявить идейно-художественные особенности изучаемых произведений; показать многомерность понятия «любовь»;

Развивать навыки анализа художественного текста, умения сравнивать эпизоды текста, героев, их характеры, обобщать и делать самостоятельные выводы;

Воспитывать внимательное отношение к душевному состоянию человека и потребность в собственном суждении о любви.

1. Вступительное слово.

Понятие любви бесконечно разнообразно. Оно не имеет однозначного определения, ибо каждый любит по-своему, влюбляется иначе, чем другой, переживает своё чувство не так, как другие… Но во все времена люди одинаково мечтали проникнуть в тайны любви. Всем нужна эта тайна.

Итак, любовь. Она ли не воспета,

Любви ль в веках не воздано своё!

Влюблённые великие поэты

«Сильна как смерть» твердили про неё.

Тема любви неисчерпаема в литературе. Она всегда нова и неповторима. В неповторимости её мы убедились, читая рассказы Чехова, Бунина и Куприна. Это разные, совершенно не похожие друг на друга истории любви, заставляющие сопереживать, сравнивать, размышлять. И может быть, итогом этих размышлений будет ваше читательское определение: что есть любовь , которая непременно случится в вашей будущей жизни.

Читать еще:  Стихи есенина о родине которые легко учатся

Для того чтобы нам с вами легче было ориентироваться в содержании произведений, обозначим их ключевые моменты :

6. Идея произведения; проблемы, затронутые в повествовании.

7. Авторская позиция

Любовь в жизни героев

2 . Анализ рассказа А.П. Чехова «О любви».

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Ему всегда были интересны люди, их взаимоотношения, чувства. Об этом и его рассказ «О любви».

-Кто ведёт повествование? (Алёхин)

-Назовите героев рассказа. (Алёхин Павел Константинович, Луганович Дмитрий и его жена Анна Алексеевна)

-Расскажите о героях, их отношениях.

-Вспомните, какую роль может играть пейзаж в произведении ?(1/ фон, обстановка действия; 2/ средство обрисовки образа-персонажа; 3/ способ передачи авторского отношения к жизни)

-Какова роль пейзажа в этом рассказе? (широта, размах, величие русской природы противопоставлены футлярной действительности, внутренней ограниченности человека)

-На протяжении какого периода мы наблюдаем за взаимоотношениями героев?

( События развиваются в течение нескольких лет, мы имеем возможность наблюдать за развитием взаимоотношений между Алёхиным и Анной Алексеевной: от симпатии к любви, от любви к разочарованию )

— В чём разочаровываются герои? ( Прошли годы, а они по-прежнему держат свои чувства при себе, как результат – испорченная, несчастливая жизнь.)

-Какова идея рассказа? (Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Запоздалое объяснение, пропущенное счастье)

Прежде чем мы определим авторскую позицию, предлагаю вам 2 точки зрения о герое рассказа Алёхине.

1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумался над тем, как я отношусь к главному герою – Алёхину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алёхин начал опускаться.… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

Когда Алёхин влюбился в Анну Алексеевну , он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну.… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что всё это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что всё то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алёхин мог оставить всё, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви. Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его.… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»

— Чьё мнение вам ближе и почему?

— А как мыслил сам Чехов? Подтвердите это словами текста . («…Как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…»)

— Чем, по-вашему, для героев этого рассказа стала любовь?

Для героев этого рассказа любовь стала испытанием на долгие годы, которая не увенчалась успехом из-за слабоволия, нерешительности главного героя.

3. Анализ рассказа И.А. Бунина «Кавказ».

Иван Бунин – непревзойдённый мастер лирического рассказа. А любовь всегда была одной из главных его тем. Произведения Бунина наполнены светом и молниеносной, обжигающей силой любви. В то же время его рассказам свойственна некоторая недосказанность, что настраивает читателя на раздумья, заставляет домысливать судьбу героев самостоятельно. Поэтому зачастую у каждого читателя свой финал. Постараемся выяснить, как видите вы дальнейшую судьбу героев рассказа «Кавказ».

— Какова форма повествования?

— Назовите героев. ( Я, Он, Она)

— Почему у бунинских героев нет имён? (Обобщённый смысл)

— Расскажите о функции пейзажа в тексте произведения. (Средство обрисовки образа-персонажа)

— Докажите своё мнение, опираясь на текст. (Ученик пользуется таблицей, которую заполнял дома: картина природы – настроение героев; цитаты из текста)

— Какова динамика повествования? (Сразу обращаем внимание на текст, с первых строк – стремительность в развитии сюжета; временные рамки -3-4 недели)

-Сначала мы следим за парой влюблённых, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть…. Кто в ней виноват?

— Как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счёты с жизнью и что этим хотел сказать автор?

— Рассказчик говорит подробно о том, как герой искал свою жену, ревновал, переживал, страдал, но почему же автор, описывая самоубийство, рассказывает о последних действиях его как о фарсе, как о чём-то театральном, недостойном сожаления и сочувствия? В чём тут дело?

Бунин смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. Возможно, он предпочёл смерть не потому, что, как человек, как муж, испытал личное оскорбление. А потому, что оскорбили, прежде всего, офицера, задели его честь.

— В качестве домашнего задания вам были предложены вопросы: Какие чувства вызвали у вас поступки героев? или Над чем заставил задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?

(ответы учеников)

Рассказ Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом Чехова сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. У Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. Но главная идея произведения состоит в том, что читатель должен увидеть обратную сторону любви : любовь не только счастье, но и страдание, и боль.

Оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» своё счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Тревожно оттого, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким. Радость же была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Авторская позиция заключается в следующем: счастье одного может привести к трагедии другого.

— Чем же была любовь для героев рассказа «Кавказ»? (Любовь – борьба , они пытались обрести счастье, пытались побороться за свою любовь.)

— Мы обсудили рассказы Чехова и Бунина. Чем они похожи, а чем различаются? ( стр.58 «Из Геленджика и Гагр…» — зачитать, сделать вывод о нерешительности героини, которая, как чеховский Алёхин, не может решительно изменить свою жизнь, цепляется за прошлое…)

4. Анализ рассказа А.И. Куприна «Куст сирени».

«Если сколько голов – столько умов, то, сколько сердец – столько родов любви», — так понимал любовь Л.Н. Толстой. И подтвердить эту мысль нам поможет ещё одно произведение о любви. Рассказ Куприна «Куст сирени». Это одно из ранних произведений писателя, но, как и другие его рассказы, побуждает читателя к раздумьям, позволяет понять, что большое, настоящее чувство встречается не каждому в жизни, но если это происходит, то нужно это ценить, беречь, суметь пронести через всю жизнь. И всё это под силу только по-настоящему любящим сердцам.

— Форма повествования?

-Герои произведения? Что мы о них узнали? Понравились ли они вам и почему? Укажите особенности их характеров, пользуясь заготовленной дома таблицей . (Сравнительная характеристика, вывод о самоотверженности героини)

— Встретился ли вам пейзаж в произведении? Как вы думаете, почему Куприн не счёл нужным обратиться к пейзажу ? ( Развёрнутый пейзаж отсутствует, писатель открыто выражает своё отношение к героям и ко всему, что происходит с ними, поэтому не считает нужным добавлять подтекст, который, как правило, заключается в пейзаже. Но элемент пейзажной зарисовки всё-таки единожды встречается в тексте: «…белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком». Белая ночь, безусловно, создаёт атмосферу романтики, подчёркивает авантюрное начало предприятия. Кроме того, в этой единственной пейзажной зарисовке автор воспользовался метафорой.)

— В течение какого времени разворачиваются события? (2 дня, но и этих двух дней достаточно для того, чтобы понять о жизни и взаимоотношениях героев абсолютно всё)

-Как вы думаете, какова идея произведения ? (Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини)

— Что же хотел сказать Куприн своему читателю? Определите авторскую позицию. (Ученики предлагают свои ответы о внимании героев друг к другу, о согласии, о готовности к самопожертвованию, о том, что все проблемы решаются героями сообща и т. д. Всё сказанное ими следует подвести под слова Л.Н. Толстого «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»

— Что же на этот раз вы скажете о любви героев? Чем она стала для них? (Любовь – счастье )

5. Заключительная часть. Рефлексия. Выводы по уроку

Итак, мы обсудили три произведения, все они о любви. Стало ли понятнее для вас, что есть любовь, удалось ли вам разгадать её тайну?

Слушаем ответы учеников: что есть любовь по их мнению ?

Представьте себя на месте героев, как бы поступили вы?

Любовь – уникальное чувство по той простой причине, что она неповторима. Она бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, но в любом случае она – удача, которая не каждому встречается на жизненном пути. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Так говорил И. Бунин и также вторил ему И. Тургенев: «Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная…».

«Тайна сия велика есть» — это древнейшее изречение о любви, но даже спустя тысячелетия, тайна любви не открылась людям, потому-то она и притягивает, и завораживает, и каждому по-прежнему хочется постичь её. Да здравствует любовь!

(Таблица заполняется в процессе работы над анализом произведений и решением поставленных проблем)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector