Анализ стиха какая ночь на всем какая нега
Анализ стихотворения «Майская ночь» (А. А. Фет)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.05.2020 · Обновлено 09.05.2020
А. А. Фет (1820-1892) – поэт-лирик 19 века. Афанасий Афанасьевич считал, что поэзия должна быть прекрасной, что она не должна быть связана с проблемами и тяготами жизни. Основная цель лирики, её миссия, считал поэт, – это воспевание красоты мира, служба всему прекрасному. В этом и заключается особенность Фетовской лирики. Все произведения автора очень романтические и нежные. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ одного из них по плану. Разбор стихотворения «Майская ночь» поможет Вам разобраться в особенностях произведения.
История создания
Стихотворение «Майская ночь» было написано автором в 1870 году. Оно вошло в последний сборник стихов с многозначительным названием «Вечерние огни».
Посвящено стихотворение «Майская ночь» Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая погибла во время пожара. Они любили друг друга, но, по мнению поэта, их брак был обречен на провал, так как Мария была практически бесприданницей. О трагедии автор узнал не сразу, а лишь через несколько месяцев. Образ возлюбленной преследовал его до конца дней.
С возрастом Афанасий Афанасьевич осознал, что духовная близость куда важнее и ценнее всех физических благ. Это осознание очень повлияло на лирику поэта. Сердце Фета принадлежало не его жене (Марии Боткиной), а той, с которой он мог вновь встретиться только после смерти.
В последней строфе автор открыто делится с нами этой мыслью:
«А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!»
Всё стихотворение пропитано надеждами о воссоединении с любимой.
Основными направлениями поэзии автора являются: философская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика. Хотя творчество Фета не поддаётся классическому, привычному дроблению по направлениям. Все произведения автора вращаются вокруг трех составляющих (любовь, природа, творчество), которые неразрывно сплетены в каждом творении автора.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Майская ночь» относится в большей степени к любовной лирике, хотя первая часть стиха – это описание красоты природы.
Поздняя лирика автора не отличалась особым романтизмом, который был присущ ранним произведениям поэта. Однако данное стихотворение такое же легкое и прозрачное. Но восклицание «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле» раскрывает всю гамму нерадостных чувств автора. Вторая композиционная часть стихотворения немного трагична и печальна, но все же в ней можно уловить ноты надежды.
Тематика вечера и ночи, наступления темноты, погружения в сны – новый виток в творчестве А. А. Фета. Стихотворение «Майская ночь», анализ которого предлагает Многомудрый Литрикон, является примером «ночной поэзии» автора.
Размер стихотворения «Майская ночь» двусложный ямб. Данная ритмическая форма придаёт стихотворению понятность и плавность. Перекрестная рифма создаёт «порядок» в стихотворении, то есть написанное воспринимается нами легко, быстро, без усилий.
Композиция
Стихотворение «Майская ночь» А. А. Фета состоит из трех четверостиший и имеет две композиционные части. Строка «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила» — это граница, разделяющая две части стихотворения.
- В первой части Фет описывает природу, весеннюю ночь, небо. То есть автор изначально направляет наш взор ввысь, подготавливает нас к чему-то ещё более высокому, к глубине души. Можно сказать, что здесь автором проведена некая параллель между глубокой красотой природы и красотой глубины души.
- Вторая часть посвящена откровениям автора. Он обращается к своей возлюбленной, делится с ней своим открытием, своим поздним пониманием о том, что она (возлюбленная) ему «счастье сулила на суетной земле», но теперь это счастье «не здесь, в среде убогой», оно не на этой земле, до него нужно лететь «воздушною дорогой». Эти крайние строки наполнены надеждой и светом. Да, автор тоскует, но надеется на встречу с любимой, ждет воссоединения.
Образы и символы
Весна и ночь – это излюбленные образы поэта. Данные образы — это символ обновления природы, новые надежды, мечты.
С этими образами связанна и другая важнейшая тема лирики Афанасия Афанасьевича – любовь. Лирическая героиня-возлюбленная в данных стихах нежна и светла, дарит покой и вдохновение поэту, она – это образ-воспоминание. Лирический герой стихотворения «Майская ночь» — влюбленный созерцатель природы, который может разглядеть красоту окружающего мира.
Фет винил себя в гибели Марии Лазич. Может быть поэтому во всех любовных стихотворениях автора сильно просматривается, чувствуется раскаяние.
Темы, проблемы, настроение
Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.
Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта.
Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного.
Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.
Основная идея
Стихотворение «Майская ночь» — это размышление. Любуясь красотой природы, поэт обращается к прошлому, мысли автора приходят к воспоминаниям и тоске о любимой. В произведении автор описывает схожесть человека и природы, сопоставляет тишину, хрустальность майской ночи с волнениями души человека. В этом и заключается смысл стихотворения «Майская ночь».
Не случайно поэт описывает именно ночь! Этим он пытается передать многообразие оттенков человеческих чувств, хрупкость и нежность человеческого сердца, тайные душевные переживания. Это и есть главная мысль стихотворения «Майская ночь». Во всех своих стихотворениях автор утверждает единство природы и человеческой души.
Средства художественной выразительности
Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.
В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:
- Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;
- Сравнение: «счастье, как дым»;
- Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;
- Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;
- Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;
- Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».
«Еще майская ночь» – анализ стихотворения А.А. Фета
Тема стихотворения
Кто бы ни был музой, вдохновлявшей поэта, на первом месте в стихотворении находится природа. Оно проникнуто приподнятым восторженным настроением. Воспевание свежей и невинной природной красоты — вот главная тема этого произведения, изучаемого в 6 классе. Красота ночи пробуждает в сердце поэта возвышенные чувства, он чутко отзывается на ее призыв. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима душой человека.
Стихотворение можно отнести к жанру «невольных песен» поэта. Его творение — не просто тщательно выверенное чередование размеров и рифм на определенную тему, а спонтанное выражение восторга, радости, красоты, подобно «песне соловьиной», вырвавшейся из груди под натиском переполняющих чувств. «Невольная песнь» — это поэтический порыв, вспышка вдохновения, внезапно приходящая по воле небесных сил, а не по желанию человека.
Художественные средства
Фет рисует образ ночи, пытаясь остановить мгновение, запечатлеть его в слове. Он редко использует сравнения, образность создается метафорами, эпитетами, порядком слов в предложении, именными восклицательными предложениями. Это делает стихотворение Фета безошибочно узнаваемым и незабываемым.
Эпитеты и метафоры
Образные сравнения и олицетворения передают восхищение поэта картиной весенней ночи. Они являются отражением глубоких эмоций лирического героя. Например:
«из царства льдов, …как свеж и чист твой вылетает май» — новизна и чистота природы в эту ночь навевают автору мысль, что май — существо не от этого мира, рожденное в неведомых снежных краях, он лишь мимолетный гость русской весны;
«звезды… в душу смотрят вновь» — небесные светила соединяются с духом человека под необыкновенным действием прекрасной ночи;
«в воздухе… разносится тревога и любовь» — воздух становится не просто физическим веществом, а духовным эфиром, в котором обитают сокровенные чувства;
«березы ждут» — образ березки как молодой девушки издавна жил в русских песнях, Фет запечатлел его в своей лирике задолго до Есенина.
Пейзажу придают выразительности эпитеты. Читая стихотворение, человек переносится в сад с деревьями, сплошь усеянными белыми цветами. Ночь, словно мягкая ласковая шаль, окутала плечи. Сначала взгляд обнимает всю ширь прекрасной равнины, затем обращается к небу, где созерцает луну и звезды, наконец, видит прекрасные березки. Эпитеты, используемые автором при создании стихотворения:
- свеж и чист;
- песня соловьиная;
- дева новобрачная;
- невольная песня;
- полночный край;
- полупрозрачный лист.
Описание Фета подобно акварельным рисункам, настолько оно воздушно и эфемерно. Даже лист становится «полупрозрачным» — так автор увидел сияющий сквозь него таинственный лунный свет в кристально чистом воздухе.
Синтаксические особенности
Фет мастерски пользуется безглагольным методом рисования словесных образов. Высшей точки этот способ достиг в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», однако и в «Майской ночи» бросается в глаза именной характер предложений, особенно в первой половине стихотворения. Фет описывает движения души, а не действия.
Восклицательные предложения выражают спонтанность, неудержимый душевный порыв. Вся первая строфа состоит из восклицаний:
- «Какая ночь!»;
- «На всем такая нега!»;
- «Благодарю, родной полночный край!»;
- «…как… вылетает май!».
Восклицания передают мощные эмоции лирического героя. Ведь все душевные силы поэта при виде красоты расцвели, нежность и прелесть окружающего мира повелевают ему петь, а он не вправе отказать, ведь Фет — служитель красоты, «чистого искусства».
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» будет неполным, если хотя бы кратко не упомянуть об инверсиях. Обратный порядок слов делает стих необыкновенно певучим, напоминающим «трель соловья»: «вылетает май», «лист полупрозрачный».
Анализ названия
Название стихотворения вовсе не случайно. Слово «еще» добавлено автором с умыслом. Это ответ критикам, которые с иронией и сарказмом насмехались над «поэтическими глупостями», написанными поэтами всех времен и народов в лунные весенние ночи. Фет как бы утверждает, что каждая весна единственная в своем роде, любое пробуждение чувств уникально и имеет право на жизнь, поэтому майские волшебные ночи должны повторяться еще и еще.
Кроме того, слово «еще» имеет личное значение для поэта. Кажется, будто он говорит всем и себе самому, что весна его жизни еще не прошла, он еще может испытывать нежность и петь в унисон пробуждающейся природе.
Это стихотворение наполнено сильнейшими эмоциями, но трудно сказать, чего здесь больше — радости или грусти. С одной стороны, поэт восхищается чудесной ночью. Ему хорошо, он полон благодарности просто за возможность быть свидетелем такой красоты, к тому же рядом жена, он надеется, что в его жизнь войдут гармония, счастье, понимание близкого человека.
С другой стороны, эти чувства настолько сильны и остры, что граничат с болью и буквально разрывают его душу. К нежности и любви примешивается тревога. Возможно, это отголоски старого щемящего чувства к Марии Лазич или просто следствие неуловимости и мимолетности кратких майских мгновений.
В последней строфе звучит какая-то непонятная грусть. Автору грустно из-за того, что вдруг это последний май, который он видит. Как известно, эти ожидания не сбылись, ведь Фета ожидало еще много лет плодотворной жизни и немало весенних ночей, однако постороннему человеку сложно судить, был ли он счастлив. Что наполняло историю его жизни и лирику: красота настоящего или боль невозвратно прошедшего?
Л. Толстой о произведении
А.Фет, как известно, был близким другом Льва Николаевича. Толстой, прочитав строки стихотворения, воскликнул: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?».
Он дает этому стихотворению высшую оценку: «Стихотворение одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно» (проникновенные строки из письма Л. Толстого А. Фету).
В том, что «Еще майская ночь…» является живым стихотворением, убеждаются новые поколения читателей. Рассказ о чувствах, описанных Фетом, вечен. Они близки и людям последнего времени, хотя городские огни затмевают лунный свет, а фабричные трубы лишают май свежести и чистоты. Но как раз поэтому «чистое искусство» Фета побуждает людей выбраться на природу и испытать эти прекрасные чувства.
Стихотворение и анализ «Еще майская ночь…»
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
Краткое содержание
И. Крамской. Лунная ночь. 1880
Читатели узнают о том, что поэт искренне восхищён весенней ночью: он дышит её ароматами, наслаждается её звуками. Дальнейшее прочтение удивляет нас большой палитрой эмоций, испытанных лирическим героем. Он переполнен чувствами блаженства и одновременной тревоги. Главная коллизия в том, что майская ночь преподносит не одно лишь упоение, но и порождает раздумья о быстротечности жизни.
История создания
Стихотворение увидело свет и было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1857 г. Это произошло практически параллельно с женитьбой Фета на Марии Боткиной. В этом же году стихотворение было опубликовано в журнале «Русский вестник».
Брачные узы поэт заключил по расчёту. Фет в произведении описывает одну из первых майских ночей с молодой женой. Он смог начать новую страницу жизни, обретя материальную независимость. Но забыть свою первую возлюбленную Марию Лазич, умершую при пожаре, ему так и не удалось. Фет желает обрести вкус жизни, но грусть по утраченной любви заметна даже в этом восторженном стихотворении.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру «невольная песня». Это не просто строго выверенное чередование размеров и рифм на определённую тематику, а спонтанное выражение восторга и счастья. Оно, подобно «песне соловьиной», вырывается из груди поэта под действием переполняющих чувств.
«Невольная песнь» – это всегда поэтический порыв, вспышка вдохновения: она приходит к человеку по воле мироздания, а не по его желанию.
Стихотворные строки написаны пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.
Композиция
Композиционное решение не отличается особой сложностью. По смысловой нагрузке оно делится на две части:
Первая часть – это цельный монолог поэта, с восхищением описывающим всё, что он видит в майскую ночь.
Вторая часть – это непосредственный рассказ о переживаниях поэта.
Произведение включает в себя четыре катрена, каждый из которых посвящён конкретному пейзажному элементу.
Образы и символы
Настроение автора отражено в образной палитре его стихотворения:
- образ лирического героя – он ощущает себя единой частью бескрайнего мира, вдохновляется природой на лирическое творчество: «Какая ночь! На всём какая нега!»;
- образ возлюбленной героя – любовное терзание поэта чувствуется во всём стихотворении. Мысли о Марии Лазич не покидают его;
- образ берёз символизирует Россию. Поэт пишет о них с большим теплом, проводя параллель с юной красавицей. Деревья символизирует духовную чистоту;
- образ «девы новобрачной» – под этим образом следует понимать молодую жену поэта Марию Боткину. Поэт пишет: «…так деве новобрачной и сладостен, и чужд её убор».
Темы и настроение
Тема стихотворения – красота весенней природы, способной вдохновить человека. Майская ночь вызывает в сердце поэта возвышенные эмоции и чувства. Он восторгается тёмным временем суток, выражая благодарность родному краю за подобную благодать: «Какая ночь! Все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь…». Поэт полагает, что свежесть и чистота мая были подарены ему «царством льдов»: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега, как чист и свеж твой вылетает май!».
Основная идея
Это философское произведение. Оно выражает идею о гармонии окружающего мира, невозможности понять её силами человеческого ума. Основная идея произведения подтверждается звуковой организацией, имеющей возвышенно – торжественную интонацию.
Средства выразительности
Фет описывает атмосферу майской ночной поры посредством определённых выразительных средств:
- метафоры – «разносится тревога и любовь», «царство льдов»;
- эпитеты – «невольная» песня, «чужд и радостен» убор, манит «застенчиво», «свеж и прост» май;
- сравнение – «дрожащих» листов с «девой новобрачной»;
- олицетворения – «берёзы ждут, дрожат», «лист… застенчиво манит», звёзды «в душу смотрят»;
- риторические восклицания – «какая ночь! На всём какая нега!»;
- риторическое обращение – «твой лик, о ночь…»
В стихотворении присутствует большое количество слов женского рода: такая морфология помогает при передаче эмоционального состояния лирического героя.
Афанасий Фет — Ещё майская ночь: Стих
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета
Стихотворение «Еще майская ночь» было написано Фетом практически сразу же после брака с М. Боткиной (1857 г.). С первого взгляда в нем описаны ощущения человека, нашедшего счастье в семейной жизни. В реальности все было намного сложнее. Фет был безумно влюблен в М. Лазич, но не смог на ней жениться из материальных соображений. Взяв в жены Боткину, обладающую большим наследством, он обеспечил свою жизнь, но уничтожил надежду на счастье в любви. Ранняя трагическая смерть Лазич потрясла Фета и породила в нем ощущение огромной вины перед любимой. Произведение «Еще майская ночь» — попытка поэта отгородиться от печальных воспоминаний и притвориться счастливым молодым мужем.
Автор выражает свое восхищение свежей майской ночью. Он подчеркивает, что такое чувство можно испытать только в российском «царстве льдов, …вьюг и снега». На родине очень остро ощущается торжество весны над суровой русской зимой. Этот переход символизирует для Фета возможное счастье в семейной жизни (в действительности, финансовое благополучие).
Фет остается верен себе, воспевая красоту окружающей природы: «звезды… кротко в душу смотрят», в тишине громко раздается «песня соловьиная», которая вместе с любовью почему-то распространяет тревогу. В третьей строфе поэт вводит традиционный образ березы. Под впечатлением от недавней свадьбы поэт сравнивает дерево с «девой новобрачной». Не испытывая к Боткиной любви, он все же относился к ней с большим уважением и признавал ее безусловное право на семейное счастье.
Фет все-таки надеялся на русскую поговорку «стерпится-слюбится». Боткина любила поэта по-настоящему и была готова стать для него единственной верной и заботливой женой. А финансовая независимость позволяла ему полностью отдаться поэзии и попытаться забыть о прошлой не сложившейся любви.
В финале прорываются настоящие чувства Фета. Становится понятно, что нежная майская ночь помогает ему справиться с утратой М. Лазич и ненадолго поверить в счастье с нелюбимой женой. Вызванная обаянием ночи «невольная песня» вполне может стать последней. Широко известно, что Фет до конца жизни горько сожалел о своем роковом решении при выборе между любовью и деньгами. С годами в его стихотворениях все чаще появлялось желание скорой смерти. Поэт верил, что в другом мире он вновь встретится с любимой и сможет искупить свою вину.
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.)
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.) поможет нам понять и полюбить мир природы так же сильно, как любил его поэт.
А.А. Фета не зря называют певцом природы. Ведь мало кто из поэтов умел так же тонко чувствовать ее связь с человеком.
Стихотворение «Еще майская ночь» написано в 1857 году. Поэт совсем недавно женился, и, видимо, его сердце переполняли чувства, и хотелось поделиться ими с каждым. А лучше всего у Фета получалось передать состояние своей души через образы природы. Вот и в этом стихотворении рука об руку идет весна и влюбленность автора.
Тема стихотворения кажется легкой на первый взгляд. Ведь оно о природе, о теплой и светлой майской ночи. Но в последнем четверостишии мы читаем и о настроении самого лирического героя. Именно последние строчки дают нам понять, что это не просто весенний пейзаж, а философское стихотворение. И даже можно отнести его к жанру элегии, потому что в нем чувствуется легкая грусть, несмотря на восхищение и влюбленность в природу. Так что можно сказать, что тема стихотворения — это тема любви к природе и взаимодействие ее с человеком.
Так как в последних строках немного меняется тематика стихотворения, то его композицию можно разделить на две части. К первой части относятся три первых четверостишия, а к последней — последнее четвертое.
Стихотворение начинается с восклицательных предложений. Ими написано все первое четверостишие, что сразу создает читателю нужное настроение: радость, восторг, восхищение. Начиная первые предложения со слова «какая», автор как будто призывает каждого любоваться майской ночью. И невольно сам начинаешь понимать, что спать в такую удивительную ночь совершенно невозможно.
Интересно говорит поэт о том, как май «вылетает». Создается ощущение, что этот месяц с туманами и теплыми ночами, совершенно невесомый и бесшумный, как птица в воздухе. А может, он вылетает с шумом распустившихся деревьев и голосов птиц? Он будто вырвался из снежной зимы:
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Видимо, ночь была безоблачной, потому что автор говорит о звездном небе. Они, как живые, «тепло и кротко смотрят в душу» лирическому герою. Это олицетворение делает звезды живыми. Но главное — то, что они, кажется, понимают автора. Ведь они смотрят в душу, значит, понимают, что он чувствует. И смотрят они «кротко» — скромно, наверное, боясь обидеть его.
Очень метафорично сказал Фет и о соловьиной песне, за которой «разносится тревога и любовь». Это песня ночной птицы навевает на лирического героя такие чувства.
Все вокруг оживает. Вот и березы ждут своего часа. Автор использует сравнение их с новобрачной, которая и радуется, и тревожится одновременно. Эпитет «полупрозрачный», которым наделяет поэт березовый лист, говорит о том, что зелень еще настолько свежая, что не заслоняет ему небо и звезды. А для берез все новое, непривычное, как и для девушки, выходящей замуж.
Приподнятое настроение первой части сменяется на грустное — во второй. Поэт признается, что испытывает такие чувства впервые:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Кажется, он признается в любви самой ночи. Говоря о своих чувствах, автор использует эпитеты «нежней» и «бестелесней». Последний говорит о том, что поэт оторвался в своих размышлениях и восторгах от земных проблем. Но вот в последних строках автор как будто прощается с природой:
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
Чтобы понять до конца эти строки, нужно знать историю Фета. Он не любил свою жену и был влюблен в другую девушку, но, женившись, он попрощался навсегда со своей любимой. Может быть, ему кажется, что он больше не сможет так писать о природе, чтобы передать через ее образы свои чувства.
Стихотворение Фета такое же нежное и бестелесное, как и его любовь к природе. Поэтому его хочется перечитывать снова и снова, чтобы насладиться майской ночью вместе с поэтом.
Анализ стихотворения Фета «Ещё майская ночь»
Многие поэты восхваляли природу родного края в своём творчестве. Однако Афанасий Фет не просто описывает пейзажи при помощи обилия метафор, а буквально пытается передать искреннюю любовь к родине через строчки своего произведения. В нём писатель повествует об обычном времени суток — ночи, но для него она кажется чем-то магически и воодушевляющим. Подобающее название дал своему произведению Фет «Ещё майская ночь». Анализ стихотворения поможет при написании сочинения. Краткое содержание подготовит читателя к уроку литературы в 7 классе.
- История написания стихотворения
- Основная тема и проблематика
- Композиция и жанр
- Средства художественной выразительности
История написания стихотворения
История создания произведения Фета берёт начало из его биографии. Стихотворение было написано в 1857 году, когда писатель женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости он был влюблён в другую девушку, но их отношения не сложились из-за материального положения Фета. Однако после расставания со своей возлюбленной писатель узнаёт, что та погибла при пожаре в доме. Ему было нелегко смириться с этой мыслью и не упасть духом, но он всё-таки пересилил себя, отпустил прошлое и решил создать семью.
Мария Боткина была из богатой семьи, чего нельзя сказать о семье Афанасия. Брак для писателя стал маленькой надеждой на дальнейшее счастливое будущее. Однако он не любил её настолько же сильно, как свою предыдущую возлюбленную. Писатель не скрывал этого факта, но признавался, что испытывает к Марии симпатию. Когда Фет вступил с ней в брак, мысли о счастливом будущем пробудили в нём вдохновение, и тот решился написать свой стихотворение «Ещё майская ночь».
Однако мысли о своей предыдущей возлюбленной так и не покинули автора во время написания произведения, поэтому упоминание о ней можно заметить в последней строфе.
Основная тема и проблематика
В русской литературе большое количество произведений, в которых писатели и поэты восхваляют весенние пейзажи родного края. У Афанасия Фета же стих тесно связан с его историей любви. В своё произведение он решил вложить всю душу и чувства.
Основной темой стихотворения является восхваление майской ночи. Лирический герой любуется пейзажами и благодарит свою родину за то, что та ему преподнесла такой подарок. Писатель описывает безоблачное небо, на котором он может наблюдать небесные светила. Звёзды смотрят прямо в душу героя, отчего в воздухе возникает печаль и чувство любви. Поэт упоминает о соловьиной песне, которая является любовным символом.
Также в своём произведении писатель не забывает про описание берёз. Фет делает это с особым трепетом и любовью. Он сравнивает молодое деревце с непорочной девушкой. Таким образом, берёза является олицетворением чистоты.
В своём произведении писатель поднимает проблемы, которые актуальны и в настоящее время:
- проблема красоты природы;
- проблема любви.
В последней строфе стихотворения Фет предаётся воспоминаниям о своей предыдущей возлюбленной, что навевает тоску на строки произведения. Он вспоминает с горестью и никак не может забыть счастливые моменты с ней. Писатель намекает, что брак с Марией Боткиной произошёл не из-за сильной любви к девушке, а из-за нужды.
Композиция и жанр
Композиция произведения не является какой-то необычной. Наоборот, это классическое разделение на смысловые части, которое свойственно большинству поэтов. Стихотворение Фета можно разделить на 2 основные части: любование красотой природы родного края и воспоминания о бывшей возлюбленной, чувства к которой никак не могут угаснуть в сердце писателя. Первая часть чуть больше второй, но связаны они между собой при помощи плавного перехода.
Жанром произведения является элегия, так как автор описывает с восхищением природу, но в то же время чувствуется некая грусть, которую Фет испытывает из бывшей возлюбленной.
Средства художественной выразительности
Фет в своём произведение прибегнул к использованию риторических восклицаний, при помощи их он смог в полной мере передать те чувства и эмоции, которые испытывает от увиденной картины. Также для более красочного описания весенней природы писатель использует различные тропы, благодаря которым задаётся общее настроение стихотворения.
Фет использует следующие средства художественной выразительности:
- метафоры — «звёзды… в душу смотрят вновь», «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май»;
- эпитеты — «свеж и чист», «невольная песня»;
- олицетворение — «берёзы ждут, дрожат», «в душу смотрят»;
- возвышенная лексика — «нега», «тешат».
Анализ стихотворения даёт читателю кратко понять, какие эмоции испытывает автор от пейзажа родного края. Фет в своём стихотворении смог рассказать о красоте природы, но в то же время предаться воспоминаниям о бывшей возлюбленной, с которой у него могло бы быть настоящее счастье. Произведение проникнуто печалью писателя, дающую понять читателям, каково терять по-настоящему любимого человека.