Анализ стиха когда читала ты мучительные строки
«Когда читала ты мучительные строки…» А. Фет
Дата создания: 15 февраля 1887 г.
Анализ стихотворения Фета «Когда читала ты мучительные строки…»
Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого расстался, поселила в душе Фета чувство вины. Он считал, что если бы женился на той, которое принадлежало его сердце, то сохранил бы ей жизнь. Но вернуть прошлое никому не под силу, поэтому в своих стихах более позднего периода творчества Фет постоянно обращался к любимой, пытаясь таким образом найти ответы на мучившие его вопросы.
В 1887 году он написал стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…», пытаясь представить себе последние мгновения жизни Марии Лазич. Каким именно литературным произведением была увлечена избранница поэта, так и осталось тайной, потому что книга погибла вместе с ее обладательницей в огне. Однако Фет тщетно пытается разгадать эту загадку и спрашивает у любимой: «Когда читала ты мучительные строки… Не вспомнила ль о чем?». Поэт рассчитывает на то, что в свои последние минуты жизни Мария Лазич мысленно была вместе с ним, думая о любви и мысленно прощая Фета, который отказался стать ее законным супругом из-за того, что приданое девушки, по его представлениям, было недостаточно большим.
Фету действительно нужно было это прощение, чтобы не испытывать чувства вины перед любимой, которую он предал ради своего финансового благополучия. При этом поэт подозревал, что несчастный случай с Марией Лазич мог быть не чем иным, как самоубийство. Именно в этом автор обвиняет избранницу, которая, поддавшись очарованию утренней зари, решила возвести себя на импровизированный костер и даже не предприняла ни одной попытки спастись от всепоглощающего огня. Однако девушка не подозревала, что вместе с ней сгорит и душа Фета, который после рокового известия станет замкнутым и нелюдимым, откажется от восторженных и лирических стихов и будет предпринимать попытки хоть как-то искупить свою вину перед избранницей. Но сделать ему это не удастся, и поэт с горечью констатирует, что «там человек сгорел», подразумевая самого себя, который испепелил собственное сердце раскаянием, но так и не смог вымолит прощения за то, что, возможно, подтолкнул Марию Лазич к самоубийству.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога – это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
- Все (1)
–Постоянные читатели
- Все (213)
–Сообщества
–Статистика
Афанасий Афанасьевич Фет. «Когда читала ты мучительные строки…»
Афанасий Афанасьевич Фет
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки, —
Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел, —
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого расстался, поселила в душе Фета чувство вины. Он считал, что если бы женился на той, которой принадлежало его сердце, то сохранил бы ей жизнь. Но вернуть прошлое никому не под силу, поэтому в своих стихах более позднего периода творчества Фет постоянно обращался к любимой, пытаясь таким образом найти ответы на мучившие его вопросы. В 1887 году он написал стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…», пытаясь представить себе последние мгновения жизни Марии Лазич. Каким именно литературным произведением была увлечена избранница поэта, так и осталось тайной, потому что книга погибла вместе с ее обладательницей в огне. Однако Фет тщетно пытается разгадать эту загадку и спрашивает у любимой: «Когда читала ты мучительные строки… Не вспомнила ль о чем?». Поэт рассчитывает на то, что в свои последние минуты жизни Мария Лазич мысленно была вместе с ним, думая о любви и мысленно прощая Фета, который отказался стать ее законным супругом из-за того, что приданое девушки, по его представлениям, было недостаточно большим.
Фету действительно нужно было это прощение, чтобы не испытывать чувства вины перед любимой, которую он предал ради своего финансового благополучия. При этом поэт подозревал, что несчастный случай с Марией Лазич мог быть не чем иным, как самоубийство. Именно в этом автор обвиняет избранницу, которая, поддавшись очарованию утренней зари, решила возвести себя на импровизированный костер и даже не предприняла ни одной попытки спастись от всепоглощающего огня. Однако девушка не подозревала, что вместе с ней сгорит и душа Фета, который после рокового известия станет замкнутым и нелюдимым, откажется от восторженных и лирических стихов и будет предпринимать попытки хоть как-то искупить свою вину перед избранницей. Но сделать ему это не удастся, и поэт с горечью констатирует, что «там человек сгорел», подразумевая самого себя, который испепелил собственное сердце раскаянием, но так и не смог вымолит прощения за то, что, возможно, подтолкнул Марию Лазич к самоубийству.
Анализ стихотворения Фета «Когда читала ты мучительные строки
Вариант 2
А вот самым поздним произведением Фета является «Когда читала ты мучительные строки». Больше всего оно относится не только философии, но еще немного к лирике. Автор писал послание, которое никогда уже не придет по нужному адресу, а все, потому что его любимая уже давно покинула этот мир и приходит к нему только во снах, от которых ему не хочется просыпаться, а хочется находиться всегда рядом с ней.
Главными героями стал не только автор, но и его любимая Мария, с которой они встретились совершенно случайно. И больше расстаться не смогли. Вот только когда об этом узнали родители девушки, то решили разными способами сделать все для того чтобы разлучить их. И тогда мужчина решил на некоторое время расстаться с ней, но это пока не достигнет успеха и не станет богатым, а потом обязательно к ней вернется, и они обязательно будут вместе. А пока ее любимый старается заработать деньги она решила немного обогатить свои знания и в помощь взяла книгу, а в руках держала сигарету. Неожиданно сигарета выпала у нее из рук и запылала ярким огнем, пожирая все, что находится в доме. И после этого автор испытывает угрызения совести, ведь он не оказался рядом и не спас ее. Кроме этого он давно мечтает о свадьбе с этой девушкой и счастливой жизни.
На протяжении всего произведения автор много раз обращается к своей любимой, которой уже давно нет в живых, но он считает, что она все равно находится рядом с ним и во всем ему помогает. Кроме этого он задает ей очень много вопросов, на которые она не дает ему ответы и они остаются нерешенными. Но больше всего ему было интересно, что это была за интересная книга, от которой она не могла отвлечься для того чтобы потушить дым сигареты, а также вовремя потушить огонь. Вот только это также остается неизвестным, а все, потому что все книги, которые имелись у нее в доме сгорели.
Ему хочется, чтобы его любимая простила его и всегда находилась рядом и помогала, как это ему и казалось.
Всего здесь представлено около двенадцати строк, катренов, при помощи которых можно легко и просто передать не только эмоциональность, но и другие эмоции у каждого из героев.
Теперь поэт постоянно терзает себя и постоянно думает о том, что произошло с девушкой. А может быть она специально это сделала. И даже не сделала ничего для того чтобы спасти себе жизнь.
Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки по плану
Анализ стихотворения Фета «Когда читала ты мучительные строки
Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого расстался, поселила в душе Фета чувство вины. Он считал, что если бы женился на той, которое принадлежало его сердце, то сохранил бы ей жизнь. Но вернуть прошлое никому не под силу, поэтому в своих стихах более позднего периода творчества Фет постоянно обращался к любимой, пытаясь таким образом найти ответы на мучившие его вопросы. В 1887 году он написал стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…» , пытаясь представить себе последние мгновения жизни Марии Лазич. Каким именно литературным произведением была увлечена избранница поэта, так и осталось тайной, потому что книга погибла вместе с ее обладательницей в огне. Однако Фет тщетно пытается разгадать эту загадку и спрашивает у любимой: «Когда читала ты мучительные строки… Не вспомнила ль о чем?». Поэт рассчитывает на то, что в свои последние минуты жизни Мария Лазич мысленно была вместе с ним, думая о любви и мысленно прощая Фета, который отказался стать ее законным супругом из-за того, что приданое девушки, по его представлениям, было недостаточно большим.
Фету действительно нужно было это прощение, чтобы не испытывать чувства вины перед любимой, которую он предал ради своего финансового благополучия. При этом поэт подозревал, что несчастный случай с Марией Лазич мог быть не чем иным, как самоубийство. Именно в этом автор обвиняет избранницу, которая, поддавшись очарованию утренней зари, решила возвести себя на импровизированный костер и даже не предприняла ни одной попытки спастись от всепоглощающего огня. Однако девушка не подозревала, что вместе с ней сгорит и душа Фета, который после рокового известия станет замкнутым и нелюдимым, откажется от восторженных и лирических стихов и будет предпринимать попытки хоть как-то искупить свою вину перед избранницей. Но сделать ему это не удастся, и поэт с горечью констатирует, что «там человек сгорел», подразумевая самого себя, который испепелил собственное сердце раскаянием, но так и не смог вымолит прощения за то, что, возможно, подтолкнул Марию Лазич к самоубийству.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну. - Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс
Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы — главные герои: лебедь, орел… В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку - Анализ стихотворений Блока
- Анализ баллады Толстого Василий Шибанов
По жанровой направленности произведение относится к разновидности исторической баллады, созданной в стиле устного фольклорного народного творчества. - Анализ стихотворения Снежок Некрасова
Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике поэта, раскрывающей отношение человека к природным явлениям, и адресованной маленьким любителям поэзии.
Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки» Фет Афанасий Афанасьевич
Когда читала ты мучительные строки, Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки,- Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло, В тот величавый блеск за темный весь предел,- Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел!
(2 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Когда зимы между коврами Когда зимы между коврами Отрадные повеют сны, Проталинка перед глазами Вещает языком весны. Прошедшего остаток лета Еще и в зелень не одета, Под снегом травка лишь мелькнет — Явленье Флоры…
- Когда застынут берега Когда застынут берега И месяц встанет величавый, Иду в туманные луга, Где никнут млеющие травы, Где бродят трепетные сны, Мелькают призрачные лики, И там, в сиянии луны, Внимаю сов ночные…
- Когда я в зале многолюдном Когда я в зале многолюдном, Тревогой тайною томим, Внимаю Штрауса звукам чудным, То полным грусти, то живым; Когда пестреет предо мною Толпа при свете ярких свеч; И вот, улыбкой молодою…
- Когда Невы, окованной гранитом Когда Невы, окованной гранитом, Алмазный блеск я вижу в час ночной И весело по освещенным плитам Толпа людей мелькает предо мной — Тогда на ум невольно мне приходит Минувший век,…
- Когда порой воспоминанье Когда порой воспоминанье Грызет мне сердце в тишине, И отдаленное страданье Как тень опять бежит ко мне; Когда, людей повсюду видя В пустыню скрыться я хочу, Их слабый ум возненавидя,-…
- Песня (Когда взойдет денница золотая…) Когда взойдет денница золотая, Горит эфир, И ото сна встает, благоухая, Цветущий мир, И славит все существованья сладость, С душой твоей Что в пору ту? скажи: живая радость, Тоска ли…
- Когда повлажнеют ресницы Когда повлажнеют ресницы У дочери нежной моей — То слезы мои, словно птицы, Росою слетаются к ней. Когда же ей нравятся грозы И перлы весенних дождей — То думы мои,…
- Умей затихнуть, когда снегами Умей затихнуть, когда снегами Вдруг заметется твоя стезя. И в белой тайне, как за стенами — Заря ли, ночь ли — узнать нельзя. Когда невнятно, о чем веленье, Гроза иль…
- Стансы (Люблю, когда, борясь…) Люблю, когда, борясь с душою, Краснеет девица моя: Так перед вихрем и грозою Красна вечерняя заря. Люблю и вздох, что ночью лунной В лесу из уст ее скользит: Звук тихий…
- Когда голодает гранит Был день и час, когда уныло Вмешавшись в шумную толпу, Краюшка хлеба погрозила Александрийскому столпу. Как хохотали переулки, Проспекты, улицы. И вдруг Пред трехкопеечною булкой Склонился ниц Санкт-Петербург. И в…
- Когда былые дни Когда былые дни я вижу сквозь туман, Мне кажется всегда — то не мое былое, А лишь прочитанный восторженный роман. И странно мне теперь, в томительном покое, Припомнить блеск побед…
- Когда нежданная утрата Когда нежданная утрата Подруги, сына или брата Нас тяжкой скорбью поразит, Тогда в тоске невыразимой Весь мир, и зримый, и незримый, Душа в свой траур облачит; И тяжело она страдает,…
- В тот год, когда, теряясь в днях В тот год, когда, теряясь в днях, Весь мир от стужи костенел — Я в первый раз, глаза подняв, Увидел море на стене: Был воздух — синь перед грозой, И…
- Всю жизнь читала Библию, и вот Всю жизнь читала Библию, и вот Я очутилась на Земле Святой, — Среди знакомых гор, пустынь и вод Я чувствую торжественный заход Всей жизни, бесполезно прожитой. Но что есть польза?…
- Когда так радостно, так нежно Когда так радостно, так нежно Глядела ты в глаза мои И лобызал я безмятежно Ресницы длинные твои; Когда, бывало, ты стыдливо Задремлешь на груди моей И я любуюсь боязливо Красой…
- Когда кругом безмолвен лес дремучий Когда кругом безмолвен лес дремучий И вечер тих; Когда невольно просится певучий Из сердца стих; Когда упрек мне шепчет шелест нивы Иль шум дерев; Когда кипит во мне нетерпеливо Правдивый…
- Посадские строки Ключ свистнул кто от Божьих нюнь, Рак на горе ли — Леса горели весь июнь, Июль горели. Жгли горечь — горло, душу — страх И резь — глазницы, Зной —…
- «Когда-то раньше, в расцвете сил…» Когда-то раньше, в расцвете сил, Десятилетий я в дар просил, Чтоб изваять мне из косных руд Во имя Божье мой лучший труд. С недугом бился я на краю И вот…
- Когда Божественный бежал людских речей Когда Божественный бежал людских речей И празднословной их гордыни, И голод забывал и жажду многих дней, Внимая голосу пустыни, Его, взалкавшего, на темя серых скал Князь мира вынес величавый. «Вот…
- Когда владыка ассирийский Когда владыка ассирийский Народы казнию казнил, И Олоферн весь край азийский Его деснице покорил,- Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил, Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил;…
Вы сейчас читаете стих Когда читала ты мучительные строки, поэта Фет Афанасий Афанасьевич
Афанасий Фет — Когда читала ты мучительные строки: Стих
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки,-
Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел,-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
- Следующий стих → Афанасий Фет — Кот поёт, глаза прищуря
- Предыдущий стих → Афанасий Фет — Когда у райских врат изгнанник
Читать похожие стихи:
- Афанасий Фет — Гаснет заря в забытьи, в полусне
- Афанасий Фет — Когда опять по камням заиграет
- Афанасий Фет — Когда мечтательно я предан тишине
- Афанасий Фет — Когда я блестящий твой локон целую
- Афанасий Фет — Когда Божественный бежал людских речей
Отзывы к стихотворению:
- Стихи Александра Пушкина
- Стихи Михаила Лермонтова
- Стихи Сергея Есенина
- Басни Ивана Крылова
- Стихи Николая Некрасова
- Стихи Владимира Маяковского
- Стихи Федора Тютчева
- Стихи Афанасия Фета
- Стихи Анны Ахматовой
- Стихи Владимира Высоцкого
- Стихи Иосифа Бродского
- Стихи Марины Цветаевой
- Стихи Александра Блока
- Стихи Агнии Барто
- Омар Хайям: стихи, рубаи
- Стихи Бориса Пастернака
- Стихи Самуила Маршака
- Стихи Корнея Чуковского
- Стихи Эдуарда Асадова
- Стихи Евгения Евтушенко
- Стихи Константина Симонова
- Стихи Ивана Бунина
- Стихи Валерия Брюсова
- Стихи Беллы Ахмадулиной
- Стихи Юлии Друниной
- Стихи Вероники Тушновой
- Стихи Николая Гумилева
- Стихи Твардовского
- Стихи Рождественского
- Евгений Онегин
- Бородино
- Я помню чудное мгновенье (Керн)
- Я вас любил, любовь еще, быть может
- Парус (Белеет парус одинокий)
- Письмо матери
- Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
- Не жалею, не зову, не плачу
- Стихи о советском паспорте
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный
- У лукоморья дуб зеленый
- Ночь, улица, фонарь, аптека
- Сказка о царе Салтане
- Жди меня, и я вернусь
- Ты меня не любишь, не жалеешь
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Кому на Руси жить хорошо
- Я пришел к тебе с приветом
- Незнакомка
- Письмо Татьяны к Онегину
- Александр Пушкин — Пророк
- Анна Ахматова — Мужество
- Николай Некрасов — Железная дорога
- Сергей Есенин — Письмо к женщине
- Александр Пушкин — Полтава
- Стихи о любви
- Стихи для детей
- Стихи о жизни
- Стихи о природе
- Стихи о дружбе
- Стихи о женщине
- Короткие стихи
- Грустные стихи
- Стихи про осень
- Стихи про зиму
- Стихи о весне
- Стихи про лето
- Смешные стихи
- Матерные стихи
- Стихи с добрым утром
- Стихи спокойной ночи
- Стихи про семью
- Стихи о маме
- Стихи про папу
- Стихи про бабушку
- Стихи про дедушку
- Стихи о войне
- Стихи о родине
- Стихи про армию
- Стихи про школу
- Стихи о музыке
- Стихи для малышей
- Стихи о доброте
- Стихи на конкурс
- Сказки в стихах
- Популярные стихи Пушкина
- Популярные стихи Лермонтова
- Популярные стихи Есенина
- Популярные басни Крылова
- Популярные стихи Некрасова
- Популярные стихи Маяковского
- Популярные стихи Тютчева
- Популярные стихи Фета
- Популярные стихи Ахматовой
- Популярные стихи Цветаевой
- Популярные стихи Бродского
- Популярные стихи Блока
- Популярные стихи Хайяма
- Популярные стихи Пастернака
- Популярные стихи Асадова
- Популярные стихи Бунина
- Популярные стихи Евтушенко
- Популярные стихи Гумилева
- Популярные стихи Рождественского
- Другие поэты
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Анализ стиха когда читала ты мучительные строки
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 843
- КНИГИ 655 933
- СЕРИИ 25 108
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 650
Поэзия Фета — одна из вершин русской лирики. Сейчас в этом вряд ли возможны сомнения. Но современники Фета оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Только один из них сказал о творческой силе Фета проникновенные слова, которые, наверное, многим тогда показались странными. Эти слова принадлежат величайшему поэту эпохи — Некрасову. Вот что он писал
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Из этого не следует, чтобы мы равняли г. Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области»1.
Это было сказано в 1856 г. Позднее Некрасов так о поэзии Фета не написал бы и, можно думать, так ее уже не оценивал.
Оценка поэзии Фета в литературном кругу, как мы увидим, резко менялась, но вне литературного круга Фет не был популярен на протяжении всего своего более чем полувекового творческого пути. В 1857 г., в пору апогея литературных успехов Фета, такой пропагандист его поэзии, как В. П. Боткин, писал «Все журналы наши встретили книжку г. Фета сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный»2.
Но и в литературном кругу положение Фета резко изменилось в 60-е годы, в результате чего он оказался совсем оторванным от литературной жизни.
Вышедшее в 1863 г. собрание стихотворений Фета, итоговое для первых двух десятилетий его литературной деятельности, не разошлось до самой его смерти.3 Свой последний сборник семидесятилетний поэт выпустил в шестистах экземплярах — тираж для маститого поэта крайне мизерный и по тому времени.
Литературная карьера Фету совершенно не удалась, но это было лишь звено в цепи неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни.
Уже самое рождение Фета произошло при обстоятельствах, грозивших ему большими бедами, которые затем и начали обрушиваться на него.
Фет был сыном Шарлотты-Елизаветы Фет (Foeth), жены дармштадтского чиновника Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета. Но родился будущий поэт не в Германии, а в России, в Орловской губернии, в имении Новоселки, принадлежавшем помещику Афанасию Неофитовичу Шеншину. Младенец был окрещен в православную веру, наречен Афанасием и записан в метрическую книгу законным сыном неженатого Шеншина.
Этим странным обстоятельствам предшествовали события еще более странные.
В начале 1820 г. (или, может быть, в самом конце 1819-го) в Дармштадте появился лечившийся в Германии 44-летний русский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. Из-за отсутствия мест в гостинице он поселился в доме оберкригскомиссара Карла Беккера. Вдовый Беккер жил с дочерью Шарлоттой, зятем и внучкой. Дочери было в то время 22 года. За полтора года до этого она вышла замуж за амт-асессора Иоганна Фета, имела уже дочь Лину (Каролину) и была беременна вторым ребенком.
Шеншин прожил у Беккеров до осени, а в сентябре 1820 г. Шарлотта бежала с ним в Россию, в его имение. Трудно понять, чем так пленил молодую женщину пожилой — вдвое ее старше — небогатый, некрасивый, угрюмый иностранец, что она бросила мужа, отца, годовалую дочь, свою страну, все родное и близкое. В недоумении и ужасе отец Шарлотты писал Шеншину (7 октября 1820 г.) «Употреблением ужаснейших и непонятнейших средств прельщения лишена она рассудка и до того доведена, что без предварительного развода оставила своего обожаемого мужа Фета и горячо любимое дитя…».4
Поступок Шарлотты Фет можно было бы понять, если бы ожидаемый ребенок был от Шеншина. Но такая возможность исключалась, как видно из писем Шеншина и Шарлотты к ее брату Эрнсту Беккеру.5 Так, после смерти Иоганна Фета в 1826 г. Шеншин писал Э. Беккеру «Очень мне удивительно, что Фет в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы — очень уж большая ошибка».
Сам Фет называл своим отцом Шеншина. В написанных им в конце жизни мемуарах, где многое утаено и искажено, он старается не оставить в этом сомнений. Но своей будущей жене он решился открыть тайну своего рождения. За месяц до свадьбы он отправил ей письмо, в котором называет своим отцом И. Фета и рассказывает о том, как Шеншин увез от него его беременную жену. Фет дважды просит сжечь письмо. На конверте его рукой написано «Читай про себя» и рукой его жены — «Положить со мной в гроб».
В Новоселки Шарлотта Фет прибыла в конце сентября 1820 г., а 29 октября (по другим данным 29 ноября) родился будущий поэт. Сыном Шеншина записал его местный священник, горький пьяница, страшно поэтому бедствовавший. Надо думать, он получил хорошую мзду за дерзкий подлог.
Через два года Шеншин обвенчался с Шарлоттой — теперь уже Елизаветой Петровной. Удалось ли предварительно добиться развода с И.-П. Фетом или решились на уголовно наказуемое двоемужество? Вероятнее первое, поскольку (согласно «Летописи» Г. П. Блока) и И.-П. Фет затем, в 1824 г., вторично женился. С другой стороны, в письмах матери Фета к брату упоминаний о разводе, видимо, нет, — иначе сведения об этом попали бы в упомянутую «Летопись». Как бы то ни было, братья и сестры Фета невозбранно звались Шеншиными. Не так получилось с ним. Фамилию Шеншин он носил до четырнадцати лет, а затем лишился ее.
Что-то и в эти годы было неладно. В 1823 г. Елизавета Петровна жалуется брату на то, что бывший муж ее шантажирует, требуя денег за «усыновление» Афанасия; в 1826 г. она просит брата помочь мальчику получить «честную фамилию». «Должен же он получить фамилию», — повторяет она, а Шеншин при этом просит как-нибудь «втиснуть» в желаемый документ частицу «фон», чтобы можно было выдавать Афанасия за потомственного дворянина.
Все это как-то неясно. Во всяком случае мальчик, надо думать, ни о чем этом не знал и рос в имении Шеншина, считаясь и сам себя считая старшим сыном помещика.
Детство было нерадостным, вспоминалось впоследствии невесело.
Самым близким и интимным другом Фета был с детских лет и навсегда остался Иван Борисов — мальчик из соседнего поместья. Когда крепостные убили его отца — приятного шутника в обществе и свирепого деспота дома, — А. Н. Шеншин стал опекуном детей Борисовых. Впоследствии И. П. Борисов женился на сестре Фета, Надежде Шеншиной.
Вот что писал Фет этому другу в 1850 г.
«…С тобой, мой друг, я люблю окунаться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с твоей любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником и ухающим земляникой и клубникой, по крутым тропинкам, с которых спускали нас деревенские лошадки, — но один я никогда не уношусь в это детство — оно представляет мне совсем другие образы — интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживание в страхе изо дня в день. Бог с ней с этой, как выражается капитан Крюднер, паршивой молодостью».
Учили юного Афанасия очень плохо. Его образование было предоставлено постоянно сменявшимся семинаристам, равно невежественным и не способным учить.
«Если бы я, — вспоминал впоследствии Фет, — обладал и первоклассною памятью, то ничему бы не мог научиться при способе обучения, про которое можно сказать только стихом из Энеиды
Несказанную скорбь обновлять мне велишь ты, царица».
Серьезное ученье началось только на пятнадцатом году жизни Фета, когда его отвезли в пансион Крюммера, находившийся в Лифляндии, в маленьком городке Верро (ныне Выру в Эстонии). Учили и учились там одни немцы. Русский язык, видимо, входил в число учебных предметов, однако говорить по-русски не умел и сам ученый директор школы. Питомцев кормили скудно, но учили серьезно, с утра до ночи, особенно налегая на математику и латынь.
Афанасий Фет
«Когда читала ты мучительные строки. »
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки,-
Не вспомнила ль о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел,-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
Экспресс- анализ стихотворения
Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: строки-кругом-потоки-чем.
Рифмовка: отсутствует – белые стихи
2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: диво-горя-красиво-заря.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тянуло-предел-шепнуло-сгорел.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа
Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стихотворная стопа
Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Размер стихотворения
Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма
Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка
Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке