21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха когда волнуется желтеющая нива лермонтов

Полный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает понять основной смысл произведения, узнать историю создания и насладиться непревзойденным творчеством автора. Команда Литеровед.ру подготовила подробный анализ, который сможет помочь учащимся лучше подготовиться к уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основной смысл произведения

История создания

Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.

Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.

Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.

Жанр, размер

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одинокого человека, который противопоставляет себя всему миру. Он мечтает о мире, который будет совершенным и гармоничным. Так же лирический герой осознает, что такой мир является лишь мечтой, поэтому душа его наполнена страданиями и тоской.

Единственное, где он находит умиротворение – это природа, которая сама по себе идеальна. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» — это пейзажная лирика, которая имеет нотки философской. Размер написания – это разностопный ямб, но больше всего автор использует шестистопный, чем придает стихотворению некое движение, которое заканчивается в конце стихотворения.

Рифмовку автор так же использует разнообразную. Если в первых трех строфах мы видим перекрестную рифмовку, то в последнем её сменяет кольцевая.

Композиция

Данное стихотворение состоит из четырех строф. И, что самое интересное, состоит из одного предложения.

В первых трех строфах автор придается раздумьям и восхищается природой, обращая внимания даже на мелкие детали. Он получает удовольствие от природы, она питает его и придает силы.

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Он наслаждается красотой ручья, который спешит поведать нам историю своего странствия.

В последней же строфе мы видим некое подведение итогов, мы переходим от созерцания природных явлений к душевным переживаниям героя. Но целительное влияние природы разглаживает морщины лирического героя, и забирает все его тревоги.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром. Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит.

Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.

Темы и проблемы

Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа. Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года. Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.

Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.

Средства выразительности

Использование огромного количества эпитетов дает возможность автору передать как можно ярче красоту окружающих его пейзажей. С их помощью Михаилу Юрьевичу удалось «оживить» природу, и перенести читателя в то место, где находится лирический герой.

Использование олицетворений помогает передать общение лирического героя с ручьем и остальной природой. Природа оживает и заигрывает с ним. Это так же придает особую «изюминку» произведению.

Метафоры же наглядно показывают нам то, как меняется лирический герой за это время. Меняется его настроение и взгляды.

Совокупность всего этого придает тексту особую легкость, певучесть и музыкальность.

Основной смысл произведения

Основной мыслью, которую постарался заложить в стихотворение поэт, является то, какую огромную силу имеет над человеком природа. С какой легкостью она может изменить его мысли, настроения и состояния души.

В самом начале мы наблюдаем, как лирический герой просто любуется окружающей его природой, но с каждой строчкой он все больше и больше начинает понимать окружающий его мир. Он проникается, видит то, что раньше просто не замечал.

К сожалению, мы все очень мало времени уделяем на простое созерцание прекрасного. Мы тратим свою жизнь, находясь в вечном поиске идеала. И очень редко задумываемся над тем, что идеал находится все это время рядом с нами. Он везде. Он нас окружает. Стоит только присмотреться, и мы обязательно увидим великое творение природы. Каждый листик и каждый стебелек уникален, безупречен.

К сожалению, человек находится в вечном поиске. Зачем? Ведь никакая картина мира не сравниться с той картиной, которую рисует на окнах мороз.

Лишь признав превосходство, уникальность и красоту природы, мы обретем свою внутреннюю гармонию.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.11.2019 · Обновлено 08.11.2019

В своей лирике М. Ю. Лермонтов любил обращаться к философским рассуждениям об общественном устройстве, человеческой природе и душевных исканиях. Часто отправной точкой для таких рассуждений становились реальные картины жизни и природы, как в его простом и глубоком стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» по плану.

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтов написал в 1837 году, когда находился в заключении. Только что вышел текст «Смерть поэта», в котором нашли отражение политические взгляды молодого Лермонтова и, прежде всего, жесткая критика общества и системы, приведшей к гибели А. С. Пушкина. На время разбирательства Лермонтова решено было заключить под арест.

История рассказывает, что поэту запрещено было иметь бумагу и чернила, поэтому стихотворение он писал обгоревшими спичками и сажей на серой бумаге, в которой ему приносили еду. Примечательно, что именно в таких условиях Лермонтов вспоминал красоту и величие природы и создал стихотворение, где каждая строчка дышит спокойствием и свободой.

Опубликовано оно было в 1840 году в сборнике стихотворений поэта.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.

Композиция

Все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой период – одно предложение.

  1. Первые три строфы начинаются с «когда» и рисуют обстоятельства, толкающие героя на раздумья. Сначала мы видим широкую картину поля, леса и сада. Далее фокус внимания сужается, мы вместе с лирическим героем любуемся маленьким серебристым ландышем, а затем отправляемся в путешествие по оврагу и наслаждаемся лепетом студеного ручья.
  2. Картины природы как будто отдельными яркими вспышками возникают перед лирическим героем. Если первые картины почти статичны, то в третьей строфе появляется мотив движения: ручей рассказывает историю про край, откуда он родом, связывая таким образом воедино все природное и мировое пространство.
  3. Наконец, последняя строфа начинается с «тогда» и подводит некий итог, переводит внимание с внешних деталей на внутренний мир героя и его размышления. Умиротворение и красота природы смиряют его тревогу, разглаживают морщины на челе и помогают приблизиться к пониманию замысла мироздания.
Читать еще:  Как читать стихи цветаевой

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» предстает чутким, глубоко чувствующим человеком. Он оказывается способен не только отметить прелесть «румяного вечера» и «тени сладостной зеленого листка», но и увидеть потайные грани, вступить с природной стихией в диалог: поприветствовать «серебристый ландыш» или услышать «таинственную сагу» в шуме сбегающего по оврагу ручья.

Закономерно, что природа в этом стихотворении представлена живой действующей силой, которой, как и человеку, свойственны эмоции и мысли. Детали привычного среднерусского пейзажа, будь то желтеющая нива или скромные полевые цветы, для Лермонтова становятся воплощением земного идеала красоты. Образ природы при этом прорисовывается очень объемно и становится символом совершенства божественного замысла, все отдельные части которого складываются в единое полотно мироздания.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» сужена Многомудрым Литреконом до главных истин, но если Вам понадобится более подробное раскрытие данного раздела, то напишите об этом в комментариях, и мы совместными усилиями дополним его.

  1. Пейзаж. Глубоко и последовательно в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» прорабатывается основная тема природы. Каждая строфа представляет природу по-своему. Меняется не только место действия, но и время дня («румяный вечер» и «утра час златой»), время года (весенний нежный ландыш и осенние поля), то есть природа предстает не статичной, а находящейся в постоянном движении, вечно обновляющейся стихией.
  2. Поиск гармонии и веры. Наблюдение за природой и диалог с ней дают лирическому герою энергию и силы для жизни, дарят ощущение счастья и свободы. Последняя строфа в полной мере изображает произошедшие изменения. Преображается внутренний мир («смиряется души моей тревога») и сам облик героя («расходятся морщины на челе»), он становится способен иначе посмотреть на окружающий мир («и счастье я могу постигнуть на земле») и возвыситься до понимания мироздания («и в небесах я вижу Бога»).
  3. Настроение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает умиротворение автора и его просветление. Природа открыла ему загадку мироздания и позволила увидеть божественный промысел.

Основная идея

Смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» — преображение человека через созерцание им красоты и величия окружающего мира. Природа раскрывает перед лирическим героем свои сокровища, и именно это общение становится для него источником сил и вдохновения, позволяет почувствовать гармонию мира и приобщиться к этой гармонии.

Стороннее наблюдение очень быстро переходит в диалог с природной стихией, и этот диалог приближает героя к избавлению от тревоги, пониманию себя и способности увидеть божественное начало мира.

Вспомним, что стихотворение было создано поэтом в период заключения, когда он был лишен возможности свободно любоваться родной природой и черпать силы в общении с ней. Оттого особенно объемными получились созданные воображением и памятью образы, особенно пронзительно звучит главная мысль о необходимости связи с природой для полноценной жизни и понимания мира.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» весьма разнообразны:

  • Для создания ярких пейзажей поэт использует в своем стихотворении многочисленные эпитеты: «свежий лес», «сладостная тень», «душистая роса», «румяный вечер». Каждый из этих эпитетов создает перед читателем живой образ, позволяет увидеть необъятное поле, ощутить прохладу росы или услышать шум ручья.
  • Показать диалог с природой помогают олицетворения: слива кокетливо «прячется» в саду, ландыш «приветливо кивает головой» при встрече с лирическим героем, а «студеный ключ» нашептывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с героем, рассказывает истории, открывает свою красоту и даже те грани, которые заметны не сразу, а лишь при внимательном чутком рассмотрении.
  • Дополнительный объем стихотворению придают метафоры: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
  • Не только увидеть гармонию окружающего мира, но и услышать его единую мелодию помогает фонетическое своеобразие текста. Звуковые повторы, ассонансы и внутренние рифмы добавляют стихотворению неповторимую легкость и музыкальность.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» изображает движение лирического героя от простого любования природой к пониманию ее гармонии и готовности к принятию высших истин. Невероятные по красоте и образности пейзажи сменяются диалогом с природой и дарят герою ощущение спокойствия и свободы.

Созданное М. Ю. Лермонтовым стихотворение продолжает традицию русской пейзажной и философской лирики и становится, одновременно, самобытным текстом с яркими живыми образами и глубоким философским обобщением в финале.

Когда волнуется желтеющая нива… (анализ стихотворения Лермонтова)

Известно, что стихотворение «Нива» («Когда волнуется желтеющая нива…») было написано Лермонтовым в заточении. В это сложно поверить, настолько ярко и образно описана деревенская природа. Но, может быть, именно в заточении так обостряются чувства и восприятие мира, что будь поэт на воле, он, возможно, не создал бы такого произведения.

За стихотворение «На смерть поэта», в котором он гневно обвинил царское правительство в гибели Пушкина, Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге.

История написания и жанр

Условия, в которых Лермонтов писал стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», совершенно противоположны и противоречивы тем условиям, в которых автор находился в момент его создания. Поэтому биографичным это творение назвать нельзя.

Лермонтов писал его, не имея бумаги, перьев и чернил. Бумагой служила оберточная серая бумага, в которую заворачивали ему хлеб. Чернила он готовил из печной сажи и вина, а вместо перьев использовал деревянные спички. В мрачной тесной комнате воображение рисовало поэту залитое солнечным светом поле, журчащий ручей, зеленый, свежий лес.

Стихотворение можно отнести к жанру пейзажной лирики, но наличие философской концовки приближает его к думе. Был такой жанр в XIX столетии. Думой называлось стихотворное размышление поэта на социально-философские темы.

Композиция и тема стихотворения

Темой стихотворения служит описание российской природы летом. Главная мысль произведения и его идея заключены в последней строфе. Находясь в заключении, поэт понимает, что он был счастлив, когда был свободен. Человек способен постигнуть Бога, только будучи свободным и имея возможность видеть Его творения.

Композиция этого произведения не укладывается в привычную схему. Стихотворение состоит из двух частей.

  1. Описание природы. Эта часть занимает три строфы;
  2. Собственные переживания поэта вмещаются в одно четверостишие.

Три строфы разделены между собой вопросительным наречием «когда», которое устанавливает четкие границы, отделяющие картинки природы. И как подведение итога – появляется наречие тогда.

Средства художественной выразительности и стихосложения

Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.

В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:

  • Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
  • Архаизм – чело;
  • Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
  • Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
  • Метафора – лепечет таинственную сагу.

С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.

В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что

Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 68.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 68.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” отражена идея, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу, только в гармонии с природой. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану пригодится для подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.

История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитетысвежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение“нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Читать еще:  М.матусовский стихи какой ты мост чудесный

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического героя. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора, передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).

Это лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К только философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов ( “свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край” ) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений: “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

(1) Когда волнуется желтеющая нива,

(2) И свежий лес шумит при звуке ветерка,

(3) И прячется в саду малиновая слива

(4) Под тенью сладостной зеленого листка;

(5) Когда росой обрызганный душистой,

(6) Румяным вечером иль утра в час златой,

(7) Из-под куста мне ландыш серебристый

(8) Приветливо кивает головой;

(9) Когда студеный ключ играет по оврагу

(10) И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

(11) Лепечет мне таинственную сагу

(12) Про мирный край, откуда мчится он, –

(13) Тогда смиряется души моей тревога,

(14) Тогда расходятся морщины на челе, –

(15) И счастье я могу постигнуть на земле,

(16) И в небесах я вижу бога…

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?).

– Тема стихотворения – душевный покой лирического героя при виде картин родной природы (спеющее поле, шум деревьев в лесу, сад, ландыш, журчание студеного ключа); звучит тема единения человека с природой.

2. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

– В стихотворении можно выделить 2 смысловые части:

1-я: первые три строфы (лирический герой перечисляет картины родной природы, то, что успокаивает его душу),

2-я: последняя строфа (лирический герой анализирует свое душевное состояние: на душе нет тревоги, он счастлив).

3. Из скольки предложений состоит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»? Как вы думаете, почему?

– Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение. Лирический герой перечисляет то, что дорого его сердцу, желая сказать об этом как бы на одном дыхании, сразу, поэтому возможно оформление мыслей в одно большое сложное предложение.

4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы).

– Лирический герой, нива (засеянное поле), лес, ветер, слива, листок, ландыш, ключ, бог.

5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя?

– Художественное пространство стихотворения достаточно объемно: взгляд лирического героя охватывает самые разные объекты окружающего мира: ниву, лес, малиновую сливу в саду, ландыш, журчащий ключ, который мчится «из мирного края». Лирический герой постигает счастье на земле , и в то же время видит Бога в небесах . Можно сказать, что он связан со всем миром, со всей Вселенной.

6. Каково художественное время стихотворения?

– В стихотворении описываются летние дни: и «румяный вечер», и «утра час златой», «спеющая нива», «малиновая слива». В то же время ландыши цветут весной. Таким образом, можно сказать, что художественное время в стихотворении достаточно объемно.

7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя.

Эпитеты : “желтеющая”, “свежий”, “малиновая”, “сладостной”, “зелёного”, “душистой”, “румяным”, “златой”, “серебристый”, “приветливо”, “студёный”, “смутный”, “таинственный”, “мирный”.

8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении?

Олицетворения : ” волнуется желтеющая нива”, ” прячется малиновая слива”, “ландыш приветливо качает головой “, “студёный ключ играет и лепечет “.

Олицетворения как бы одухотворяют природу, делают ее живой, духовно соединяют с лирическим героем.

9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк).

Первые три строфы объединяются повторяющимся союзом «когда» (строки №№ 1, 5, 9); строки №№ 2, 3 – союз «и», строки №№ 13, 14 – «тогда», строки №№ 15, 16 – «и».

10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой.

– Ландыш качает головой румяным вечером иль утром . Ключ играет и лепечет .

11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение?

Желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный душистой.

Причастия и причастные обороты как бы замедляют ритм стихотворения, придают ему плавность, неторопливость, напевность: умиротворенный взгляд лирического героя неспешно скользит по картинам окружающего мира.

12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов).

(1) Когда волнуется желтеющая нива , (3) И прячется в саду малиновая слива, (4) Под тенью сладостной зеленого листка; (13) Тогда смиряется души моей тревога , (14) Тогда расходятся морщины на челе, (15) И счастье я могу постигнуть на земле, (16) И в небесах я вижу бога.

13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения?

– Стихотворение обладает довольно сложным синтаксическим рисунком: одно большое сложное предложение вмещает в себя и анафору, и однородные члены, и причастные обороты, и инверсию. Автор использует сложный синтаксис, для того, чтобы красиво оформить свои мысли, ибо душа его умиротворена.

14. Каким размером оно написано?

– Стихотворение написано разностопным ямбом.

15. Охарактеризуйте тип рифмовки.

– Первые три строфы – рифмовка перекрестная (абаб), строфа № 4 – кольцевая (абба).

16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

– Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается её красотой и чувствует себя частью вселенной. Стихотворение наполнено ощущением счастья, безмятежного покоя, который разлит в природе и в наполняет душу лирического героя.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

Читать еще:  Почему он меня не любит стихи

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). 2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? 3. Из скольки предложений состоит стихотворение? Как вы думаете, почему? 4. Охарактеризуйте образную систему стихотворения (перечислите художественные образы). 5. Каково художественное пространство стихотворения? Куда обращен взор лирического героя? 6. Каково художественное время стихотворения? 7. Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвета, запахи, душевное состояние лирического героя. 8. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в стихотворении? 9. Найдите примеры анафоры (единоначатия строк). 10. Найдите в тексте однородные члены и выпишите их вместе с грамматической основой. 11. Найдите в стихотворении причастия и причастные обороты. Для чего они вводятся в предложение? 12. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). 13. Какой вывод можно сделать о характере синтаксического построения стихотворения? 14. Каким размером оно написано? 15. Охарактеризуйте тип рифмовки. 16. Сделайте обобщающий вывод об идейно-художественном содержании стихотворения.

Стихотворение и анализ «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Краткое содержание

М.Ю. Лермонтов принадлежал к тем поэтам, которые для своего вдохновения использовали, в том числе, и пейзажи. В его произведениях можно увидеть восхищение русской природой, поражающее читателей своеобразным восприятием ее красоты.

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892

Примером этому может служить очень яркое и образное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» Оно демонстрирует умиротворение поэта от созерцания самых обычных вещей: шума леса, журчания воды в роднике, покачивания серебристого ландыша, волнующейся нивы. При помощи метких сравнений все окружающее пространство как бы окрашивается невероятно живыми красками. При чтении стихотворения невольно возникают вопросы, связанные с сотворением мира, ведь только божественная сила могла создать подобную красоту.

Цель Лермонтова – приобщить читателя к собственному ощущению восторга от этой первозданности. Лирическое описание пейзажа покоряет возвышенной поэтичностью, выразительностью художественных средств, тонким восприятием изумительной картины природы.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1837 году, в застенках петербургской тюрьмы. Там Лермонтов ожидал решения по делу, возбужденному против него после выхода знаменитого стихотворения на смерть А.С. Пушкина. В нем звучало обвинение обществу и той системе, которая ускорила смерть великого поэта. Чернила и бумага входили в список запрещенных вещей, поэтому текст данного стихотворения писался Лермонтовым кончиками обгоревших спичек, на той бумаге, в которую была завернута принесенная ему еда.

Именно тюремная обстановка, ощущение замкнутости пространства послужили поводом для создания такого стихотворения. Заключение дало ему возможность почувствовать, как прекрасна свобода, единение с природой, полной спокойствия и гармонии. Это произведение вошло в состав сборника стихов Лермонтова, вышедшего в 1840 году.

Персонажи и образы

В стихотворении роль центрального персонажа принадлежит лирическому герою. Остальные образы читатель «видит» его глазами: это тень зеленого листа, румяный вечер, серебристый ландыш и другие. Но герой здесь – не сторонний наблюдатель, описывающий пейзаж. Он ведет диалог с природой, отмечает только ему понятные знаки и символы, складывает из них цельные образы и картины и делится ими с читателем.

Природа в данном стихотворении, словно живое существо, все чувствующее и наделенное способностью говорить. Для поэта она – воплощение чистоты, благородства и мудрости. Благодаря ей, автора покидают переживания и тревога, она помогает ему отстраниться от жизненных проблем и найти утешение в этой отрешенности.

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию, эпизоды природы последовательно сменяют друг друга. Предложения в этом произведении относятся к предложениям-периодам. Они отличаются музыкальной напевностью, многочленством и мало похожи на простую разговорную речь.

Началом первых трех строф является слово «когда». Здесь изображены обстоятельства, наводящие героя на размышления. Сначала возникает картина желтеющей нивы, свежего леса и тенистого сада. Далее внимание героя переключается на конкретный образ – серебристый ландыш, после чего следует описание оврага и холодного ручья.

Картинки природы, подобно кадрам фильма или вспышкам, мелькают перед глазами. В отличие от первых зарисовок, в третьей строфе появляется динамика: ручей, играя по оврагу, рассказывает историю своего происхождения.

Четвертая строфа начинается словом «тогда». Этим подводится своего рода итог, и переключается внимание читателя с внешних образов на внутреннее состояние героя. Умиротворенность природой снимает его напряжение, разглаживает морщины на челе, позволяет приблизиться к тайне мироздания.

Стихотворение Лермонтова – не просто пейзажная лирика, так определять его жанр было бы не правильно. Нельзя забывать, что последняя строфа – это философско направленный текст. Но, и философской лирикой оно также не является, так как большая его часть – это картины пейзажа. Поэтому лучшим определением жанровой принадлежности для этого произведения будет пейзажно-философское лирическое стихотворение.

Размер и средства художественной выразительности

При написании данного стихотворения Лермонтов использовал разностопный ямб, но преобладающим является шестистопный. Из-за присутствия в тексте длинных слов некоторая часть ударений выпадает, ритм становится рваным, неровным, имеющим сходством с танго. Три первых строфы несут перекрестную рифму, последняя – кольцевую. На протяжении всего произведения идет чередование женских и мужских рифм.

Яркие образы пейзажных зарисовок выполнены при помощи разнообразных средств художественной выразительности. Среди них многочисленные эпитеты: «душистая роса», «свежий лес», «сладостная тень», «румяный вечер». Диалог поэта с природой передают олицетворения: кокетливо «прячется» слива, студеный ключ шепотом рассказывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он», «приветливо кивает головой» серебристый ландыш.

Метафоры помогают наблюдать изменения, происходящие с героем, его внутренним состоянием: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». Звуковые повторы, ассонансы (повторение гласных звуков, в отличие от аллитерации, где наблюдается повторение согласных) превращают текст стихотворения в легкую и прекрасную музыку.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении затрагивается проблема отношений человека с природой. Только в единении с ней любое живое существо способно ощущать себя счастливым. Герой произведения любуется пейзажем в различные времена года и видит во всем этом великолепии руку Создателя. Все прекрасное, что есть на земле, создано Богом, так считает автор. Вместе с этим осознанием к нему приходит успокоение, исчезают тревоги, наступает умиротворение. Таким образом, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» можно назвать гимном единства человека и природы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: