Анализ стиха когда вы стоите на моем пути
Ser-Esenin.ru
В помощь школьнику и студенту!
Анализ стихотворения Блока «Когда вы стоите на моем пути…»
Стихи Александра Блока должны читать и перечитывать все женщины мира, независимо от возраста и семейного положения, потому что для каждой в его творчестве найдется особая, лично ей одной предназначенная строфа.
Поэта можно было бы по-современному назвать прекрасным, талантливым психологом, психотерапевтом, врачевателем женской души, потому что никто другой не мог так тонко и глубоко проникать в женскую душу, играя на струнах души непередаваемой красоты очаровательные мелодии. Стихотворение, названное по первой своей строке «Когда вы стоите на моем пути», относится к таким поэтическим вещам.
Мы привыкли к тому, что строчки стихов рифмуются, заключая в себе скрытую или явно звучащую музыку со своим особым ритмом и тональностью. Существуют так называемые белые стихи, в которых каким-то невероятным образом при отсутствии традиционной рифмы, продолжает звучать дивная мелодия. Даже написанные в одну строку, они не перестают быть стихами. У Блока это звучит так: «Когда вы стоите на моем пути, такая живая, такая красивая, но такая измученная. Говорите все о печальном, думаете о смерти, никого не любите и презираете свою красоту…» С кем не случалось такого состояния, особенно если «вам только пятнадцать лет».
Веками педагогика всего мира пытается решить проблему переходного возраста и в растерянности разводит руками, столкнувшись с очередным отчаявшимся подростком. Нет рецепта от юношеской депрессии, когда мир рушится, разваливается на части и летит в пропасть только потому, что сердце разрывается от переполняющей его любви, с которой не знаешь что делать. Или испытываешь острую потребность во внимании, но не получаешь его и задыхаешься, как от нехватки кислорода. Одному поэту известно, как быть в таком случае: «…я хотел бы, чтобы вы влюбились в простого человека, который любит землю и небо».
Таким образом, найден короткий и простой ответ на вопрос: «Что такое счастье?» Это внутренне состояние гармонии человека с самим собой, с окружающим миром – землей и небом, возможное при условии, что рядом есть любимое и любящее живое существо.
Именно любовь является основным законом природы, но мы забыли об этом, к сожалению. А ведь жизнь приобретает смысл, находясь в пространстве любви. Рассматриваемое стихотворение именно об этом. Оно заканчивается самым правильным на свете выводом: «Только влюбленный имеет право на звание человека».
Анализ стихотворения А. А Блока
Анализ стихотворения поэта – символиста. А.А. Блок “Когда вы стоите на моем пути . ”
Любовь – это сердце всего.
В. Маяковский
Поэтический мир Александра Блока особо притягателен. Но каждый из нас может лишь стремиться к пониманию его стихов, ведь поэзия Блока – это сама жизнь …
В каждом своем стихотворении автор не просто говорит о тех или иных проблемах, а пристально и углубленно вглядывается в духовную жизнь личности, воплощает её внутренний мир в поэтическом слове …
Одним из ярких примеров поэзии Блока является стихотворение “Когда вы стоите на моем пути …”, написанное в 1908 году и вошедшее в цикл “Фаина”.
Сначала автор рисует перед нами мимолетный женский образ:
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая …
Поэт восхищается совершенством внешнего облика девушки, к которой обращается.
Далее он описывает душевное состояние молодой особы в минуты отчаяния. Серое “облако” пессимизма обволакивает все существо ее:
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту …
В стихотворении автор размышляет о самом себе, о своем характере. Беседуя с прекрасной незнакомкой, он приходит к определенным выводам:
Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой …
Далее Блок опять обращается к женскому образу, но уже с пожеланием:
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо …
Поэт уверен, что есть ещё надежда на будущее, что горе и страдания будут преодолены. Ведь человек находится в гармонии с собой, с миром, когда рядом с ним есть любящие и понимающие его люди.
Последние строки стихотворения звучат как своего рода совет молодой особе:
Право я буду рад за вас,
Так как – только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Поэт верил, что любовь может спасти каждого из нас. Ведь бессмысленно жить, если ты никого не любишь.
У человека должна быть всепоглощающая любовь к жизни, из которой он будет черпать силу и энергию, чтобы преодолевать трудности и невзгоды.
“Любовь должна быть неизменна, как закон природы”, – утверждал Осип Максимович Брик.
Хотелось бы также отметить, что любовная лирика Блока из цикла “Фаина”, на мой взгляд, уже совершенно иная, нежели в ранние годы его творчества. Здесь нет прежних любовных страстей, создается впечатление, что поэт живет теперь, прежде всего, умом, всё подвергает анализу.
Произведения Александра Блока отличаются характерными художественными особенностями, такими, как стройность фраз, строгость в оформлении мыслей. Именно они создают такой неповторимый стиль его стихов.
Язык Блока создан для тайн. Всякое отчётливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Все другие звуки казались ему докучливым шумом, мешающим слушать свою единственную.
Стихи поэта о любви нужно читать подряд, потому что в них одно вырастает из другого. Нет, в сущности, отдельных стихотворений Блока о любви, а есть одно неделимое стихотворение всей его жизни.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Метки
–Рубрики
- актрисы (46)
- певицы (31)
- исторические личности (24)
- модели (16)
- портреты, живопись, графика (13)
- героини (12)
- поэтессы, писательницы (7)
- эротическое фото (5)
- наши прекрасные читательницы (4)
- с фотосайтов (3)
–Музыка
- Все (1)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Когда вы стоите на моем пути. Матери Марии
Каждый год 31 марта мир вспоминает удивительную женщину – поэтессу Серебряного века – Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву (20.12.1891, Рига – 1945).
Ее девичья фамилия Пиленко, по второму мужу – Скобцова. Она окончила женские Бестужевские курсы, в 1912 году выпустила в издательстве «Цех поэтов» первый сборник стихов «Скифские черепки», на который обратил внимание Александр Блок. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Блока. Ей адресовано стихотворное обращение поэта: «Когда Вы стоите на моем пути,Такая живая, такая красивая. » Многие годы они состояли в переписке. В 1919 году Елизавета навсегда покидает Россию и поселяется в Париже. В 1932 году принимает монашеский постриг и новое имя – мать Мария, под которым и вошла в историю. Кузьмина-Караваева не уходит в монастырь, а несет служение в миру, организует приют для бездомных и продолжает писать стихотворения. Во время войны Матерь Мария принимает участие в движении Сопротивления. 9 февраля была арестована за укрывательство евреев и отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Мать Мария погибла в газовой камере 31 марта 1945 года, по словам очевидцев вставь на место обреченной женщины. 1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых русскую монахиню Марию (Скобцову).
В 1947 году под именем матери Марии вышел посмертный сборник «Стихотворения, поэмы, мистерии. Воспоминания об аресте и лагере Равенсбрюк», изданный ее бывшим мужем Скобцовым. Главный мотив лирики – с Богом не страшны ни грядущая смерть, ни мучения.
Увидишь ты не на войне,
Не в бранном, памятном восторге,
Как мчится в латах на коне
Великомученик Георгий.
Ты будешь видеть смерти лик,
Сомкнешь пред долгой ночью вежды,
И только в полночь громкий крик
Тебя разбудит – Знак Надежды.
И алый всадник даст копье,
Покажет, как идти к дракону;
И лишь желание твое
Одно – начать заутра оборону.
Пусть длится каждодневный ад –
Рассвет мучительный и скудный –
Нет славного пути назад
Тому, кто зван для битвы чудной.
И знай, мой царственный, не я
Тебе кую венец и латы:
Ты в древних книгах бытия
Отмечен, вольный и крылатый.
Смотреть в тумане – мой удел,
Вверяться тайнам бездорожья
И под напором вражьих стрел
Твердить простое слово: “Боже”.
И Всадника вести к тебе,
И покорить надеждой новой,
Чтоб был ты к утренней борьбе
И в полночь – мудрый и готовый.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я – сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908 года
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем не уважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух “Макбета”.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908 года
Сайт, посвященный жизни и творчеству этой замечательной женщины:Мать Мария
Презентация “Судьба адресата стихотворения А.А. Блока “Когда Вы стоите на моём пути. Е. Кузьминой-Караваевой”
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Только влюбленный имеет право на звание Человека…»: судьба адресата стихотворения
А.А. Блока
Работа выполнена студенткой 1 курса группы 15-ПИ
Переславского колледжа им. А. Невского
Суминой Татьяной
Научный руководитель –
Волкова Яна Александровна, преподаватель русского языка и литературы
Описание слайда:
А.А.Блок – Е.Е. Кузьминой-Караваевой
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я – сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Описание слайда:
Цель работы – поиск информации о жизни
Е.Ю. Кузьминой-Караваевой
Задачи:
1) узнать об истории создания стихотворения «Когда Вы стоите на моем пути…»;
2) выяснить, как встречи с Блоком отразились на жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой;
3) прочитать ее воспоминания о Блоке.
Описание слайда:
Литературные и интернет-источники
«Википедия», сайты «Культурология. Ру», «Топос. Литературно-философский журнал», социальная сеть читателей книг « LiveLib»
Описание слайда:
Из воспоминаний Лизы Пиленко о первой встрече с Блоком
«… Читает стихи, очевидно новые . В моей душе — огромное внимание. Передо мной что-то небывалое, головой выше всего, что я знаю. Что-то отмеченное… Я уже знаю, что ОН владеет тайной, около которой я брожу, с которой почти сталкивалась столько раз во время своих скитаний по островам этого города»
Описание слайда:
Из воспоминаний о встрече с Блоком
«Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я, что ему ещё тоскливее. Мне этого БОЛЬШОГО ЧЕЛОВЕКА ужасно жалко». «Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там»
Описание слайда:
А.А.Блок – Е.Е. Кузьминой-Караваевой
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я – сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Описание слайда:
Из воспоминаний о Блоке
«Знаю, что в наших отношениях не играют роли пространство и время, но чувствую их очень мучительно…Все уже, и не только Блок, чуяли приближение конца. Одни думали, что конец будет, потому что Россией распоряжается Распутин, другие, как Блок, …в ознаменование конца сами погибали медленно и неотвратимо».
Описание слайда:
В 1935-м мать Мария создала братство «Православное Дело»
Описание слайда:
«На Страшном Суде меня не спросят,успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов,а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме»
Мать Мария
(Скобцова)
Описание слайда:
Героическая смерть за ближнего
Описание слайда:
После смерти
В 1985 году мать Мария, в числе других бесстрашных героев французского Сопротивления, была посмертно награждена орденом Отечественной войны.
6 января 2004 года мать Мария канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
Описание слайда:
31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело».
Описание слайда:
Е. Кузьмина-Караваева – Александру Блоку , 1916
Пусть длится каждодневный ад –
Рассвет мучительный и скудный –
Нет славного пути назад
Тому, кто зван для битвы чудной.
И знай, мой царственный, не я
Тебе кую венец и латы:
Ты в древних книгах бытия
Отмечен, вольный и крылатый.
Смотреть в тумане – мой удел,
Вверяться тайнам бездорожья
И под напором вражьих стрел
Твердить простое слово: “Боже”.
И Всадника вести к тебе,
И покорить надеждой новой,
Чтоб был ты к утренней борьбе
И в полночь – мудрый и готовый.
Описание слайда:
«…Только влюбленный имеет право на звание ЧЕЛОВЕКА. »
«На Страшном Суде меня не спросят,
успешно ли я занималась
аскетическими упражнениями
и сколько я положила земных и поясных поклонов,
а спросят: накормила ли я голодного,
одела ли голого, посетила ли больного
и заключенного в тюрьме.»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация сопровождает проект по изучению биографии женщины яркой судьбы Е.Е.Кузьминой-Караваевой, которой А.А. Блок посвятил один из шедевров своей лирики – стихотворение “Когда Вы стоите на моём пути. “
Общая информация
- Литература
- 11 класс
- Презентации
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа Литература 5 класс
Контрольная работа по теме “Проза русской эмиграции”
Презентация на тему “Кавказ в жизни Лермонтова”
Конспект урока по литературе “Нравственные проблемы рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”
Рабочая программа “Литература Бурятии” 8 класс
Тестовые задания по латинскому языку
П.П. Бажов. Презентация и задания к уроку в 5 классе.
Проверочная работа по произведению “Левша” Н.С. Лескова
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5228890 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
- Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 – начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
- Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
- Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
- Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
- Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
- Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
- Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
- Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Судьба девушки,которой Блок посвятил это стихотворение.
Жизнь
Ксения Кривошеина
Елизавета Юрьевна Пиленко – так звали в миру мать Марию – родилась в Риге 8 декабря 1891 года. При рождении маленькую Лизу удалось спасти, ей сделали серьёзную операцию. Через несколько дней, во время крещения, она захлебнулась в купели, и ребенка второй раз вернули к жизни.
Всю последующую жизнь Елизавета Юрьевна подвергалась много раз страшным опасностям. С ранней молодости она была уверена, что ее ожидают мучения, мытарства, мучительная смерть и сожжение.
В сожжение и в то, что у нее “будут спутники в гробах”, она уверовала в последние годы своей жизни. Как ни страшно говорить, но грузовик с газом, а потом сожжение в крематории оказались для м. Марии и ее спутницам одним общим гробом.
Детство и отрочество будущей матери Марии прошло около Анапы. Там у ее отца, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. Зимой вся семья ездила к родным в Петербург. После смерти отца семья переселяется окончательно в Петербург, Лиза там поступает в гимназию.
С самого раннего детства в Лизе проявились большие способности к рисованию, литературе, рукоделию – кроме музыки (она была к ней равнодушна).
Еще девочкой она стала задумываться над вопросом, в чем правда и есть ли Бог – Бог любви и справедливости. Кончина отца вызвала в ней страстный протест против смерти как мировой несправедливости.
В 15 лет она стала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал Блок. Так завязалась дружба. Ей было 15 лет, а знаменитому поэту – 25-ть.
В 18 лет Лиза выходит замуж за Д.В.Кузьмина-Караваева – юриста, близкого друга многих литераторов. В период их недолгого брака Елизавета Юрьевна всё больше углубляется в религиозные поиски, в ней всё больше утверждается дух христианства. Скоро у нее выходят из печати первые книги: “Скифские черепки”, “Юрали”, “Руфь”.
Через несколько лет она расходится с мужем и уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу. Тут она переживает начало революции и встречается со своим вторым мужем – Даниилом Скобцовым. С ним и уже с двумя детьми она эмигрирует сначала в Константинополь, в Югославию, а потом в Париж. В Константинополе у нее рождается еще одна дочь – Настя.
Заграница встретила их тяжелейшей нуждой и первой смертью. Умерла двухлетняя дочь Настя. Жизнь в эмиграции и выброшенность в нищету, смерть любимой дочери дали огромный толчок будущей матери Марии для духовного расцвета.
Она тогда говорила: “Любите друг друга, только до конца и без исключения, как бы ни тяжела была пытка. ” От своего несчастья она обратилась к горю других, близких и далеких ей людей. Умерла ее девочка Настя, но материнство ее не умерло, оно пронизало ее насквозь, и всё сильнее у нее было желание служить всем обездоленным. С конца 20-х годов в Париже она стала помогать всем, кто нуждался в поддержке и помощи. А этих несчастных в эмигрантской среде во Франции было очень много: была безработица, толкавшая мужчин в кабаки, марсельские трущобы были переполнены эмигрантами со всего мира, падшие женщины, шахтерские поселения, белые русские офицеры, которые, оказавшись за границей, иногда сходили с ума. Елизавете Юрьевне казалось, что все это вопиет о помощи!
За всей ее деятельностью, которой она отдалась без остатка, встал вопрос о совершенно невозможной дальнейшей жизни супругов. Елизавета Юрьевна стала стремиться к монашеству как самоотверженному служению Господу и людям.
Митрополит Евлогий (Георгиевский) поддерживал в ней это стремление, с согласия ее супруга дал ей церковный развод и сам постриг ее в церкви парижского Богословского института с именем Мария – в честь преподобной Марии Египетской.
На первое время ей дали тихую светлую келью в институте, где она могла спокойно молиться и готовиться к своему монашескому подвигу. Как пишет о ней о. Сергий Гакель: “Елизавета Юрьевна Скобцова отложила мирское одеяние, облеклась в простую белую власяницу, спустилась по тёмной лестнице с хоров Сергиевского храма и распростёрлась крестообразно на полу”.
В рубаху белую одета.
О, внутренний мой человек.
Сейчас ещё – Елизавета,
А завтра буду – имя рек.
В 1932 году мать Мария поехала в Латвию и Эстонию и посетила тамошние женские монастыри. Как странно: именно в Пюхтицкой обители, ещё в советское время, были сняты многие кадры художественного фильма о ней!
Еще до пострига она насмотрелась на жизнь русских эмигрантов, на нужду и трущобы, в которых жили русские люди.
Теперь мать Мария поставила перед собой цель – создать настоящий “приют” – дом, где люди могли бы не только поесть, но и получить гражданские права и потом найти работу.
Судьба била мать Марию безжалостно. В 1935 году ее дочь Гаяна, не мыслившая себя без России, едет в СССР. Меньше чем через два года она умирает в Москве от дизентерии.
Ещё до начала войны м. Мария основывает движение “Православное Дело”. Её ближайшими помощниками стали о. Димитрий Клепинин, молодой Юрий Скобцов, Ф.Т. Пьянов, Ю.П. Казачкин.
События развивались быстрее, чем все ожидали. Мать Мария оказывается в оккупированном нацистами Париже. И дом, который она основала на ул. Лурмель, 77, становится одним из штабов Сопротивления. Высокая, статная, с доброй улыбкой, уже стареющая женщина еще раз увидела смысл жизни в том, чтобы добро стало делом – на этот раз рискованным.
Лурмельский комитет стал центром антифашистской деятельности в Париже. В нем жили бежавшие из плена советские солдаты, посылались посылки, деньги, устраивались побеги. Душой лурмельского комитета была мать Мария.
В феврале 1943 года её восемнадцатилетний сын Юра и о. Димитрий Клепинин были арестованы гестапо. Их арестовали и в декабре месяце их перевезли в Бухенвальд. 9 февраля 1994 года о. Димитрий Клепинин скончался в лагере Дора.
Мать Мария была тоже арестована и отправлена в лагерь Равенсбрюк.
Существует несколько версий ее гибели. Даже в лагере мать Мария вышивала икону и платок (который сохранился). “Вот успею закончить вышивку иконы – выживу”, – часто говорила она соседкам по нарам. По одной из версий, 31 марта 1945 года мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами девушек.
По другой, она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так она ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру.
Мать Мария не боялась смерти, потому что для нее смерть означала встречу с Богом, к Которому она стремилась всей душой и шла всю жизнь. Да, в одном из писем Блоку она писала: “Я ищу тяжестей!” Пророчествовала она и о том, что ей предстоит быть сожженной и погребенной в “общих гробах”!
Она была поэтом, художником, философом, прекрасно вышивала. Но, приняв монашеский постриг, весь талант своей души, все свои силы и любовь посвятила помощи ближним и обездоленным. “В личности м. Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах – обращённость к миру, жажда облегчать страдания, жертвенность, бесстрашие” – говорил о ней Николай Бердяев.
Вот так, не дожив до победы двух месяцев, мать Мария закончила свой земной путь в печах Равенсбрюка.
Александр Блок. “Когда вы стоите на моем пути. ” 6 февраля 1908
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Монахиня Мария (известна как Мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева (8 (21) декабря 1891, Рига— 31 марта 1945, концлагерь Равенсбрюк) В 2004 году была канонизирована Константинопольским Патриархатом. Одна из ярких многогранных людей Серебряного века, человек разнообразных дарований.
Путь Матери Марии, её героическая жизнь и не менее героическая смерть – подтверждение плодотворности этой эпохи. Ещё девочкой она была знакома с Блоком. Это она — адресат его известного стихотворения «Когда Вы стоите на моем пути,/ Такая молодая, такая красивая…». Затем она была регулярным посетителем салонов того времени, «Башни» Вячеслава Иванова, гумилевского «Цеха поэтов». С юности она искала какого-то в высшей степени оправданного пути, и, выпустив первые книги «Скифские черепки» и «Руфь», уже пыталась дать ответ миру, где люди стали чужими друг другу. В романе А. Толстого «Хождение по мукам» петербургский период ее жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна». Состояла членом партии эсеров.
В эмиграции Елизавета Кузьмина-Караваева получила богословское образование и встретила близких по духу людей, среди которых были митрополит Евлогий, глава Русской православной церкви за рубежом, Николай Бердяев, Георгий Федотов.
Возможно, решающим толчком для её выбора оказалась смерть маленькой дочери Насти. Тогда будущая Мать Мария поняла, что может быть матерью для всех. В 1932 году она и приняла постриг.
Устало дышит паровоз,
Под крышей легкий пар клубится,
И в легкий утренний мороз
Торопятся людские лица.
От города, где тихо спят
Соборы, площади и люди,
Где темный каменный наряд
Веками был, веками будет,
Где зелена струя реки,
Где все в зеленоватом свете,
Где забрались на чердаки
Моей России милой дети,
Опять я отрываюсь вдаль,
Опять душа моя нищает,
И только одного мне жаль, –
Что сердце мира не вмещает.
Безансон. Осень 1931
В 1930-е годы Елизавета Кузьмина-Караваева основала в Париже общежитие для одиноких женщин. Это общежитие на улице Лурмель стало местом, куда стекались обездоленные Парижа. Все они знали об этом месте. Мать Мария, которую многие упрекали в том, что она не соблюдает правил — курит, пишет стихи и позволяет себе иногда опаздывать на службу, — так вот, мать Мария сама, на своих плечах, носила мешки с овощами, которые покупала на базаре в те — дневные уже — часы, когда овощи продавались со скидкой. Мать Мария сама готовила для этих людей. Она пыталась сделать их жизнь переносимой. Кроме того, она ездила по маленьким городам, по заводам, где говорила с рабочими, — и известен случай, когда кто-то из рабочих сказал ей: «Что же вы приехали с нами разговаривать? Посмотрите, в какой мы живём грязи. Вы бы лучше нам помогли». Она, ни слова не сказав, подоткнула юбку и вымыла пол — и только потом состоялся разговор, в ходе которого она совершенно этих людей к себе расположила.
Во время германской оккупации Парижа её дом на ул. Лурмель, 77, стал одним из штабов Сопротивления. Она помогала тем, кто становился узниками концлагерей: передавала им передачи, помогала обрести свободу. У неё в общежитии на улице Лурмель скрывались люди, бежавшие от фашистов. В 1942 г. мать Мария пыталась помочь евреям, согнанным на зимний велодром на парижском бульваре Гренель для последующей отправки в Освенцим, и ей удалось тайно вынести четверых детей с велодрома в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази стали важнейшими пунктами укрытия евреев и отправки их в безопасные места, мать Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные справки о крещении, которые иногда помогали. Одно время у матери Марии также укрывались двое бежавших советских военнопленных. Однажды её вызвали в гестапо и предупредили о том, что эта деятельность чревата последствиями, на что мать Мария ответила: «Всякий, кто придёт ко мне и попросит о помощи, эту помощь у меня получит». В феврале 1943 года Мать Мария вместе со своим несовершеннолетним сыном Юрой была арестована, и оба они погибли в немецких концлагерях. Мать Мария погибла в сорок пятом году в Равенсбрюке, Юра погиб несколько раньше в Бухенвальде.
Существует несколько легенд о смерти матери Марии. Согласно одной, накануне Пасхи, 31 марта 1945 года она «заступила» место женщины, которая должна была идти в газовую камеру. Вместо неё, вроде бы, пошла мать Мария.
Фрагмент из её публицистики. «…Каждому из нас дана судьба, которая ничуть не меньше и не менее трагична оттого, что дана она нам в Париже, а не в Москве. Каждому из нас было дано рождение, любовь, дружба, жажда творчества, чувство сострадания, справедливости, тоски о вечности, и каждому будет дана смерть… Люди выбирают между скорбным ликом Христа и радостью жизни. Отрекшийся от скорбного лика Христа во имя радостей жизни верит в эти радости, но трагедия зарождается в момент, когда обнаруживается, что радости эти не очень-то радостны. Радости не дает нам подневольный механизированный труд, радости не дают развлечения, более или менее однообразные, в разной степени треплющие нервы — и только, радости не дает и вся жизнь — горькая. Без Христа мир достигает максимальной горечи, потому что — максимальной бессмысленности. Христианство — это пасхальна радость, христианство — это сотрудничество с Богом…
Подлинное, богочеловеческое, целостное, соборное христианство зовет нас пасхальной песней: друг друга обымем. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Возлюбим — это не только единомыслие, но и единодействие, это значит — общая жизнь.
Необходимо отношение к человеку и к миру строить не на законах человеческих и мирских, а в откровении заповеди Божией. Видеть в человеке образ Божий и в мире создание Божие. Необходимо понять, что христианство требует от нас не только мистики богообщения, но и мистики человекообщения».
В 1936-м году на парижской конференции в докладе “Настоящее и будущее Церкви” она говорила: “Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные… сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т.д. А в какую-то минуту, почувствовав себя, наконец, церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений – какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению как ложные. Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенеся на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости.
Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей и охранителями ортодоксии. Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать в Соловки. Свободная же мысль будет караться смертной казнью. Тут нельзя иметь никаких иллюзий – в случае признания Церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета. А это значит – на долгие годы замирание свободы. Это значит – новые Соловки, новые тюрьмы и лагеря для всех, кто отстаивает свободу в Церкви. Это значит – новые гонения и новые мученики и исповедники”.