0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха когда же смерть блок

Александр Блок — Когда же смерть? Я всё перестрадал: Стих

Когда же смерть? Я всё перестрадал,
Передо мною — мир надзвездный.
Отсюда — юноше, мне Сириус сверкал,
Дрожал и искрился над бездной.
Прими, стоцветная звезда!
Прими меня в свой мир высокий.
Чтоб я дрожал и искрился всегда
Твоею мощью одинокой!
Дай мне твой свет — пустыню озарить,
Спасти от боли, от юдоли!
Дай сладкий яд мне — стражу отравить!
Дай острый луч мне — двери отворить!

  • Следующий стих → Александр Блок — Когда кончается тетрадь моих стихов
  • Предыдущий стих → Александр Блок — Когда докучливые стоны

Читать похожие стихи:

  1. Александр Блок — Всё, чем дышал я
  2. Александр Блок — В ночи, когда уснет тревога
  3. Александр Блок — Когда я был ребенком
  4. Александр Блок — Душа! Когда устанешь верить
  5. Александр Блок — Когда замрут отчаянье и злоба

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Конспект урока литературы «Страшный мир в лирике А.Блока»

Александр Александрович Блок — поэт-символист. Своими произведениями заставляет читателей задуматься о смысле жизни. То, как он выражает чувства и эмоции позволяет полностью проникнуться и понять, что хотел сказать автор. Тема страшного мира в лирике Блока показывала двойственность человеческой натуры. В своих сборниках поэт описывал судьбы людей, которые ради удовольствий теряли душу и смысл жизни.

Мотивы цикла

Мотивы страшного мира чаще всего трактуют как олицетворение буржуазного общества. Но это лишь та часть зловещего айсберга, которая на поверхности. Есть и другая, скрытая его часть: человек, погрузившийся глубже, испытывает вредоносное влияние мира. Особенно пагубно он воздействует на общепринятые нормы нравственности и морали.

Внутреннее противостояние прекрасного и порицательного доведено в цикле до высшей точки. Автору больно осознавать причастность ко всей этой скверности. Он глубоко переживает чувство собственной греховности и душевной замкнутости.

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А. Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

Читать еще:  Вечер фет о чем стихи

Образы героев

Анализ цикла страшного мира Блока указывает на то, что некоторые его стихотворения воспринимаются как отдельные части, собранные воедино. К таковым вполне можно отнести «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Чёрную кровь». Последовательность их имеет неслучайный характер. Она наделена вполне логичным смыслом:

  • в первом — картина бессмысленности бытия;
  • во втором — предопределение человеческой судьбы;
  • в третьем — внутренний мир личности.

Яркое впечатление оставляет после прочтения стихотворение Блока «Чёрная кровь». Оно являет собой монолог несчастного человека, глубоко поражённого страстью, которая впоследствии стала причиной страшной трагедии. Очень хлёсткий образ цивилизации обрисован в стихотворении «Фабрика». Мысль о роковом жизненном круговороте весьма проницательно передана в одном из самых узнаваемых произведений автора «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Обзор всех стихотворений позволяет выделить тот факт, что даже попытки обрести своё личное счастье лирический герой отождествляет с греховностью. Так, в строках своей «Незнакомки» Блок наделяет художественные образы символическим подтекстом.

Произведение представляет собой рассказ о человеке, которого гнетёт грязь окружающей его действительности.

Список сочинений

Весь «страшный мир» в творчестве блока можно увидеть в сравнении с идеалами писателя. Некоторые произведения основаны на вечной любви и знакомстве с девушкой. Казалось бы, это прекрасное чувство, но все же описание обстановки и концовка подтверждают названия сборника. В самом цикле «Страшный мир» содержится 28 стихотворений. Вот несколько из них:

  1. «В ресторане» — сцену любви омрачает пение цыганки, игра на скрипке. Главная героиня закована в условности. Она печально смотрит на поэта, но другие рассматривают ее взор как насмешку.
  2. «Авиатор» — описывается трагедия, а именно смерть пилота разбившегося самолета. В конце стихотворения поэт обращается с риторическими вопросами к погибшему капитану.
  3. «Униженье» — это произведение, основанное на рассказе о притоне и встрече поэта с «ангелом». Но все ассоциации, которые видит герой кажутся грязными.
  4. «Песня ада» имеет основные черты, а именно притворство, лесть, пошлость и мерзость.
  5. «Демон». В этом повествовании некое существо, питается страхами людей. Оно обращается к своей жертве и грозит заколдовать ее.
  6. «На островах». Поэт пишет о любви и о чувствах, которые преследуют его, но в них он давно разочаровался. Все путешествие герою, казалось привычным и обыденным он не чувствовал адреналина, и это наводило грусть.
  7. «Пляски смерти». Произведение раскрывает тему смерти, а именно писывается мертвец, который пытается отравить существование и совратить обывателей.
  8. «Голос из хора». В этом стихотворении описываются жалкое отношение к жизни, а также затронута тема будущих дней. Лирик говорит о том, что смерть далеко и нужно радоваться каждому моменту.
  9. «Как растет тревога к ночи!». В этом разделе автор описывает чувства человека, который не хочет жить в неспокойном мире у него нет сил. Разочарование в своем существовании приводит к тому, что герой пьет вино со лживой улыбкой. За ней он пытается скрыть свой страх попасть в могилу.
  10. «Как тяжело ходить среди людей….». Писатель рассказывает о мертвой душе, которая притворяется живой.

Кратко рассматривая эту тему, можно понять, что сборник является неким творческим этапом Блока. В своем конспекте он отразил все острые противоречия времени и эпохи в целом так, как представлял и видел это.

Анализ цикла «Страшный мир» Блока А.А.

Тревожным ожиданием «неизвестного», ощущением трагически нарастающего в мире напряжения проникнуты и стихи сборника «Ночные часы» (1911). Вошедшие в собрание сочинений поэта, выпущенное символистским издательством «Мусагет» в 1911—1912 гг., в виде заключительного третьего тома, они явились вершиной лирики Блока. Здесь запечатлены итоги пройденного им пути, который, как писал поэт А. Белому 6 июня 1911 г., привел «к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру». В годы общественной реакции, когда, по свидетельству современницы Н. Я. Мандельштам, значительной части интеллигенции были свойственны «снисходительность к себе, отсутствие критериев и не покидавшая никого жажда счастья», позиция поэта резко выделялась своим «морализмом», который, как писал в рецензии на «Ночные часы» Николай Гумилев, «придает поэзии Блока впечатление какой-то особенной… шиллеровской человечности». В речи «О современном состоянии символизма» (1910), полемизируя с некоторыми новыми литературными течениями (в первую очередь с акмеизмом), Блок говорил: «…Нам предлагают: пой, веселись и призывай к жизни, — а у нас лица обожжены и обезображены лиловым сумраком» (образ, выражавший смутную и противоречивую атмосферу эпохи революции и сменившей ее реакции).

«Страшный мир», как назван один из важнейших циклов поэта, — это не только окружающая «объективная» реальность, отобразившаяся в знаменитых стихах «На железной дороге», «Поздней осенью из гавани» и др. В лирике Блока преобладает «ландшафт» современной души, беспощадно правдивый, во многом исповедально окрашенный. Брюсов писал, что Блок «с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души». Сам поэт впоследствии с явным сочувствием о близкого ему писателя — Аполлона Григорьева: «Если… идеалы подорваны и между тем душа не в силах помириться с неправдою жизни… то единственным выходом для музы поэта будет беспощадно ироническая казнь, обращающаяся и на самого себя, поколику в его собственную натуру въелась эта неправда…»

Само выражение «страшный мир» впервые возникает в «песнях личных» (как ни условно их отделение в блоковской лирике от «объективных»):

Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем — твоих поцелуев бред, Темный морок цыганских песен, Торопливый полет комет! («Черный ворон в сумраке снежном…»)

Стихотворение «На островах» начинается полной поэзии картиной любовного свидания:

Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня. И голос женщины влюбленный. И хруст песка и храп коня.

Но вскоре обнаруживается, что и любовь «обезображена», подлинное чувство подменено «обрядом», низведенным почти до автоматизма, холодного расчета:

…С постоянством геометра Я числю каждый раз без слов Мосты, часовню, резкость ветра, Безлюдность низких островов.

А в стихотворении «Унижение» смелая метафора (эшафот, шествие на казнь) беспощадно характеризует сцены «продажной» любви, усиливаясь выразительной звукописью, достигающей высокого драматизма: «Желтый Зимний Закат За окном… на казнь осужденных поведут на Закате таком… Только губы с Запекшейся кровью / на иконе твоей Золотой / разве это мы Звали любовью? / преломились безумной чертой?»

Тема страшного мира в лирике А.А. Блока — анализ и описание цикла стихов

Мотивы цикла

Мотивы страшного мира чаще всего трактуют как олицетворение буржуазного общества. Но это лишь та часть зловещего айсберга, которая на поверхности. Есть и другая, скрытая его часть: человек, погрузившийся глубже, испытывает вредоносное влияние мира. Особенно пагубно он воздействует на общепринятые нормы нравственности и морали.

Внутреннее противостояние прекрасного и порицательного доведено в цикле до высшей точки. Автору больно осознавать причастность ко всей этой скверности. Он глубоко переживает чувство собственной греховности и душевной замкнутости.

Образы героев

Анализ цикла страшного мира Блока указывает на то, что некоторые его стихотворения воспринимаются как отдельные части, собранные воедино. К таковым вполне можно отнести «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Чёрную кровь». Последовательность их имеет неслучайный характер. Она наделена вполне логичным смыслом:

  • в первом — картина бессмысленности бытия;
  • во втором — предопределение человеческой судьбы;
  • в третьем — внутренний мир личности.

Яркое впечатление оставляет после прочтения стихотворение Блока «Чёрная кровь». Оно являет собой монолог несчастного человека, глубоко поражённого страстью, которая впоследствии стала причиной страшной трагедии. Очень хлёсткий образ цивилизации обрисован в стихотворении «Фабрика». Мысль о роковом жизненном круговороте весьма проницательно передана в одном из самых узнаваемых произведений автора «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Обзор всех стихотворений позволяет выделить тот факт, что даже попытки обрести своё личное счастье лирический герой отождествляет с греховностью. Так, в строках своей «Незнакомки» Блок наделяет художественные образы символическим подтекстом.

Произведение представляет собой рассказ о человеке, которого гнетёт грязь окружающей его действительности.

Последующие сборники

Лики страшного мира в поэзии Блока продолжают своё существование и в его последующих работах. В них он отразил определённые события и собственные душевные переживания.

Так, в свет вышли циклы:

  • «Возмездие»;
  • «Ямбы».

Выражая свой протест тёмному настоящему, Блок твёрдо верил, что крах опостылевших ему устоев жизни неизбежен. Он отвергает главенство пороков над человеческими душами и не намерен сдавать своих позиций в борьбе с ними. Тема «страшного мира» является весьма значимым периодом творческого пути Александра Блока. С её помощью автор передал в своих кратких строках злободневные социальные вопросы той эпохи.

Блок в своём творчестве поднял животрепещущие темы, которые рано или поздно встают на пути каждого человека. Это извечные душевные переживания, когда необходимо сделать решающий выбор между такими вечными ценностями, как добро и зло, любовь и ненависть, радость и уныние. Не каждому под силу преодолеть подобного рода испытание. Вот здесь и начинается чувство неудовлетворённости жизнью, которая превращается в череду монотонных и бессмысленных дней.

Сборник Блока «Страшный мир» даёт читателю возможность ощутить печаль и увидеть глубокое отчаяние. Но не стоит при этом забывать, что всё в мире относительно.

Не испытав негативных эмоций и не попав в трудную житейскую ситуацию, человек не оценит ярких положительных моментов. Мир предстает перед нами многогранным. Понятия гармонии и счастья у каждого свои.

Символы жизни и смерти в лирике А.Блока

Символы жизни и смерти в лирике А.Блока

На рубеже XIX — начала XX столетия возник символизм — литературное направление в модернистском искусстве. Отличительная черта символизма — это преобразование конкретного художественного образа в многозначные символы. Представители этого течения проповедуют собственные, эстетические принципы и противопоставляют их реализму и натурализму. У истоков этого направления стояли Дмитрий Мережковский, его супруга Зинаида Гиппиус , Валерий Брюсов, Александр Добролюбов , Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт. На младшее поколение русских символистов (А.Белый, М.Волошин, С.Соловьёв, А.Блок) заметно повлияла философия Владимира Соловьёва. Им была созвучна его обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия.

Читать еще:  Сколько стихов написал лермонтов

Александр Блок знал творчество В. Соловьева и восхищался его философской трактовкой женственного начала мира, двойной природой всего существующего: темная сторона света, которая известна всем, и светлая, духовная, которая раскрывается избранным.

В своём творчестве А.Блок прошёл несколько этапов: страстное увлечение символизмом, охлаждение к этому течению и обращение к реализму, возвращение к поэтической символике. С помощью символов Блок затрагивает потусторонние, сверхчувствительные материи, те, что нельзя увидеть, а можно только ощутить внутренним зрением, открытой душой. Символ связывает Блока в творческом и человеческом плане, помогает ему отыскать соответствие между явлениями в реальном и нереальном мире.

Творческое наследие поэта полностью раскрыло перед современниками и его последователями силу символа, его таинственные возможности для понимания замысла, образа. Но судьба Блока стала предостережением для писателей, ведь если жить в нереальном мире, воссоздавать его, играть с ним, этот мир может жестоко отомстить. Жизнь не должна обременять человека, а желание полного слияния с потусторонним, нереальным — это желание смерти, а значит, великий грех перед Богом.

А. Блок ни от кого не получил предостережения. Он свободно блуждал в нереальном демоническом мире, который не давал воодушевления творчеству, забирал душевную силу, раскрывал перед поэтом только темные стороны жизни и будущего. Ум поэта отказывался служить душевной тьме, психика не выдерживала надругательств над сознанием. Физическое тело поэта умерло в сорок два года, но многие из тех, кто видел его задолго до смерти, говорили о нем как о живом трупе.

Поэтому состояние между жизнью и смертью, отсутствие чёткой грани между ними пронизывает всё творчество поэта. Так что же жизнь для Блока и что есть смерть?

Эта тема звучит в цикле стихов «Арфы и скрипки» (1908-1916), проникнутом мотивами отчаяния, тоски, утрат, мотивами зловещих, неживых, нелюдских плясок.
Когда-то гордый и надменный,
Теперь с цыганкой я в раю,
И вот—прошу ее смиренно:
«Спляши, цыганка, жизнь мою».
И долго длится пляс ужасный,
И жизнь проходит предо мной
Безумной, сонной и прекрасной
И отвратительной мечтой.
Так радость, прекрасная и непостоянная гостья улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье. Блок тонко почувствовал вынужденность веселья, призрачность и непостоянство радости. Поэт, который пел о нечаянной радости, но жил постоянной тревогой, слышал одинокий звук скрипки, воспринимавшийся им как тревожный, трагический.

С этим стихотворением перекликается другое произведение А.Блока.
Жизнь медленная шла, как старая гадалка,

Таинственно шепча забытые слова.

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова.

«Цыганщина» здесь не поэтизируется, а является частью сферы острых социальных проблем. Недаром он употребляет эпитеты «медленная и старая», что полностью исключает какое — либо романтизирование этого образа.

И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои.
Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем — твоих поцелуев бред,
Темный морок цыганских песен,
Торопливый полет комет!
Опустись, занавеска линялая,
На больные герани мои.
Сгинь, цыганская жизнь небывалая,
Погаси, сомкни очи твои!

У Блока даже умирающий может плясать лишь в припадке безумия или полнейшего равнодушия к людям, как пляшут притворяющиеся живыми мертвецы в «Плясках смерти» поэта. Скрежещущие звуки, которые проходят через все стихотворение, открывающее этот цикл, — это лязг костей, это тот диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности «страшного мира».

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон.
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Как звенья одно цепи разбирает поочерёдно поэт, препарируя цыганский быт, со всеми его атрибутами. Здесь и песни, и пляски, и огонь — и всё мимолётное, диссонансное.

Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,

Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
Разве сердце Твое — не весна?

Спалена моя степь, трава свалена,

Ни огня, ни звезды, ни пути.

Как цыганский яркий костёр, сгорающий дотла, а потом наступающая непроглядная ночь воспринимается А.Блоком человеческая жизнь.

Была ты всех ярче, верней и прелестней,

Не кляни же меня, не кляни!

Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни.

Когда устанем на пути,
И нас покроет смрад туманный,
Ты отдохнуть ко мне приди,
А я — к тебе, мой друг желанный

Здесь образ жизни связан с дорогой, хотя опять присутствуют моменты цыганского колорита. Но «цыганка» и сама цыганская стихия выступают и как самостоятельные герои многих стихотворений позднего периода жизни А.Блока. Здесь тоже можно отметить известное движение, развитие образа. В 1909-1912 гг. преобладает мотив роковой страсти — тема эта идет рядом с темой смерти.

Разрешенье всех мучений,

Всех хулений и похвал,

Всех змеящихся улыбок,

Всех просительных движений,

Жизнь разбей, как мой бокал!

Чтоб на ложе долгой ночи

Не хватило страстных сил!

Чтоб в пустынном вопле скрипок

Смертный сумрак погасил .

Но были в творчестве А.Блока более светлые моменты в освещении вечного философского тандема жизни и смерти. Правда, иногда это «примирение с действительностью» получало на первых порах характер полного принятия всякого земного бытия, независимо от нравственной сущности явлений и событий. Характерно, например, появление в «Распутьях» и особенно в «Городе» и «Разных стихотворениях», где даже смерть рисуется эстетично («День поблек, изящный и невинный. «, «В голубой далекой спаленке. » и другие). Блок сам так остро чувствовал и так не любил впоследствии в своем творчестве 1903-1906 г. Прежде всего, поэт,»принявший мир, как звонкий дар», принял не «действительность вообще». Здесь современная жизнь имеет некую положительную ценность «сама по себе», вне мистических абстракций. И хотя Блоку этого периода подчас кажется, что ценность земного мира только в его красоте, однако по существу дорога от «Распутий «к «Городу» вела к тем элементам конкретно-исторического мышления, которые будут так важны для Блока 1910-х гг.

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне…

Роковой круговорот жизни, её безысходность удивительно просто и сильно выражены в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь — начнешь опять сначала»).

Таким образом, А.Блок в своём творчестве совершает определённый круг : от мистики к реализму и снова на исходную позицию — к потустороннему миру. Символы жизни и смерти взаимосвязаны и нет определённых границ, как в настроении, так и в художественном воплощении.

Александр Блок. Собрание сочинений в 8 томах. — М.: « Государственное издательство художественной литературы», 2000-2002.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. : «Искусство- СПБ», 1996.

Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока .- М.: Советский писатель, 1981.

Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели.:«Искусство- СПБ», 2000.

Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1984.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Когда же смерть? Я всё перестрадал…

Когда же смерть? Я всё перестрадал,
Передо мною — мир надзвездный.
Отсюда — юноше, мне Сириус сверкал,
Дрожал и искрился над бездной.
Прими, стоцветная звезда!
Прими меня в свой мир высокий.
Чтоб я дрожал и искрился всегда
Твоею мощью одинокой!
Дай мне твой свет — пустыню озарить,
Спасти от боли, от юдоли!
Дай сладкий яд мне — стражу отравить!
Дай острый луч мне — двери отворить! 4 июня 1899

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Читать еще:  Когда я тебя увидел стихи

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Александр Блок перед смертью просил жену: «Люба, сожги все, все экземпляры поэмы «Двенадцать»!

4 августа 2021 19:12

Август 1921 года был трагическим месяцем для русской поэзии. 7 августа умер Александр Блок, 26-го был расстрелян Николай Гумилев. Велик соблазн сказать, что тогда-то и кончился Серебряный век (а почему бы и нет: Корней Чуковский вообще тогда записал в дневнике, что с Блоком «кончилась русская литература»).

И смерть Гумилева была для современников шоком, но уход всеобщего кумира Блока оказался совсем страшным, опустошающим событием. Другие поэты не понимали, от чего он умер, но кончина крупнейшего символиста на четвертом году революции казалась им предельно символичной. Блока называли «самым серафическим, самым «неземным» из поэтов»; казалось, что и умер он не так, как обычные люди, а по неуловимым, мистическим причинам. И в этом находили печальную поэтическую логику — причем каждый свою.

«Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». Эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственно правильный диагноз его болезни», — писал Георгий Иванов. Впрочем, он еще ненавидел «кощунственную» поэму «Двенадцать» (особенно за ее последние строки, которые тогда шокировали многих). И добавлял: «Блок понял ошибку «Двенадцати» и ужаснулся ее непоправимости. Как внезапно очнувшийся лунатик, он упал с высоты и разбился. В точном смысле слова он умер от «Двенадцати», как другие умирают от воспаления легких или разрыва сердца».

Но то эмигрант Иванов. А красный поэт Маяковский вспоминал одно из последних выступлений Блока и объяснял его смерть тем, что он просто «надорвался», столкнувшись с темой революции — и одновременно понял, что его время прошло. «В полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал старые строки о цыганском пении, о любви, о прекрасной даме, — дальше дороги не было. Дальше смерть. И она пришла».

А Чуковский писал в дневнике о тоске и пошлости, которыми было пронизано все вокруг, и именно эту тоску, как-то резко обнажившуюся в отсутствие Блока, винил в его гибели: «Грустно до самоубийства. Я не плакал о Блоке, но просто — все вокруг плакало о нем. И даже не о нем, а обо мне. «Вот едет старик, мертвый, задушенный — без ничего»… Каждый дом, кривой, серый, говорил: «А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок». И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его».

«Не странно ли: Блок умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи, — и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все-таки умер? Неизвестно. Он умер как-то «вообще», оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти» — писал Владислав Ходасевич.

И то сказать: внешне здоровый человек, которому нет еще сорока, вдруг сильно и резко сдает. Начинает болеть сердце, обостряются «неврастения и меланхолия», налицо резкий упадок сил и истощение. Он резко меняется внешне. «Передо мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый», — вспоминал тот же Чуковский одну из последних их встреч…

Одни считали, что Блока погубил сифилис, другие всерьез говорили, что умер он от психического заболевания, третьи считали, что причиной всему переутомление: мол, советская власть сначала поручила Блоку много работы, а потом, летом 1921-го, отказала ему в выездной визе в Финляндию, где он собирался лечиться в санатории. Нарком просвещения Анатолий Луначарский потом рвал на себе волосы: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Просто поразительно, что в перестройку никому не пришло в голову написать книгу о том, что советская власть физически убила Блока (например, что его отравили): похоже, все силы у тогдашних публицистов ушли на аналогичные фантазии в отношении Есенина, Маяковского и Горького.

ЕГО ЛЕЧИЛИ МЫШЬЯКОМ И СТРИХНИНОМ

Несколько лет назад в издательстве «Пятый Рим» вышла хорошая книга научных журналистов Алексея Паевского и Анны Хоружей «Смерть замечательных людей». На основании сохранившихся документов авторы устанавливали причины смерти знаменитых писателей, политиков, художников и прочих выдающихся деятелей. Спустя почти сто лет после смерти Блока поставили посмертный диагноз и ему, а заодно ответили на вопрос, можно ли было его вылечить.

Блок рос сравнительно здоровым — хотя и нервным ребенком. Диагнозы «неврастения» и «ипохондрия» ставили ему еще в юности. (Ипохондриком его сделала мать, убежденная, что мальчику грозят страшные опасности, бесконечно таскавшая Сашу по врачам и не обращавшая внимания на их фразы «Грешно лечить этого молодого человека»). Правда, у него обнаруживали цингу и частые простуды. И цингу в то время еще не умели толком лечить — простой факт, что она вызывается недостатком витамина C, был тогда не известен, потому что о самих витаминах медики в 1900-е годы имели самые смутные, практически нулевые представления. Блоку советовали удалить миндалины — он этому совету не последовал. Вскоре его поразили «меланхолия» и «невыразимая тоска», он начал плохо спать — но в целом еще казался относительно здоровым.

А вот зимой 1920 года началось что-то и вправду нехорошее. У него заболели ноги, было трудно без одышки преодолеть пару лестничных пролетов. Тем не менее, врачи думают, что у нервного поэта «невроз» — грубо говоря, ему просто кажется, что он умирает. Поэты — они такие, впечатлительные. Блоку велят поменьше ходить и поменьше лежать, а в качестве лекарств прописывают в небольших дозах мышьяк и стрихнин (!) Причем эти рекомендации дает не какой-нибудь знахарь, а врач Кремлевской больницы…

В мае 1921-го Блок пишет в дневнике: «Сейчас у меня ни души, ни тела нет, я болен, как не был никогда еще: жар не прекращался и все всегда болит. уже вторые сутки — сердечный припадок. я две ночи почти не спал, температура то ниже, то выше 38. Принимаю массу лекарств, некоторые немного помогают. Встаю с постели редко, больше сижу там, лежать нельзя из-за сердца». Вот и врачи наконец начинают думать, что с пациентом что-то неладно: помимо «неврастении», ему наконец-то диагностируют эндокардит. Но диагностируют уже со словами «мы потеряли Блока». Через полтора месяца после консилиума он умирает.

Итак, подострый септический эндокардит. Воспаление внутренней оболочки сердца, которое вызывается микробами — стафилококком, стрептококком и тому подобной гадостью. Медленная болезнь, которая долго развивается: ее поначалу трудно заметить, а потом — отличить от невроза. Но под конец она осложняется менингоэнцефалитом — то есть воспалением мозга. Видимо, этим и объясняются припадки бреда, которые происходили у Блока в последние дни, от которых по Петербургу пошла гулять новость, что он потерял рассудок. («Он непрерывно бредил», — писал Иванов. — «Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? «Люба, хорошенько поищи, и сожги, все сожги». Любовь Димитриевна, жена Блока, терпеливо повторяла, что все уничтожены, ни одного не осталось. Блок ненадолго успокаивался, потом опять начинал: заставлял жену клясться, что она его не обманывает, вспомнив об экземпляре, посланном Брюсову, требовал везти себя в Москву: «Я заставлю его отдать, я убью его…»)

Увы: ни рекомендованный «полный покой», ни санаторий в Финляндии, ни мышьяк с бромом его бы не спасли. Помогли бы только антибиотики — но до их появления оставалось еще много лет.

И еще, возможно, «серафическому поэту» помогла бы самая прозаическая на свете операция: то самое удаление миндалин, которое советовали сделать врачи. Совершенно не исключено, что именно несчастные гланды обеспечили ему хронический тонзиллит, воспаление, которое могло перейти на сердце.

Но он умер. И через четверть века после этого, на вечере его памяти в Ленинграде, Анна Ахматова прочла посвященные ему стихи:

«Он прав — опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит.

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит —

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самые интересные факты из биографии Александра Блока

7 августа 1921 года от воспаления сердечных клапанов умер главный поэт Серебряного века Александр Блок. Говорить о его произведениях – лишне, их нужно читать, поэтому мы приводим десять самых любопытных фактах из биографии этого поэта (подробнее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector