Анализ стиха кто мне откликнулся в чаще лесной
Анализ стихотворения Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной. »
Личная жизнь Николая Заболоцкого сложилась непросто. Женившись в 1930 году на Екатерине Клыковой, поэт не мог и предположить, что эта женщина будет ждать его возвращения из лагеря долгие пять лет, а после станет хлопотать о том, чтобы Заболоцкому разрешили вернуться в Москву, восстановив его в Союзе писателей. Тем тяжелее он воспринял расставание с супругой, которая в 1956 году влеклась другим мужчиной и ради него согласилась разрушить семью, где подрастало двое детей. Однако очень скоро Екатерина Клыкова осознала свою ошибку и вернулась к поэту. Он принял ее без единого слова упрека, мысленно поблагодарив судьбу за подобный подарок. Поэт еще не знал, что ему готовит судьба, рассчитывая прожить с любимой супругой долгую и счастливую жизнь. Ее он считал самым светлым и чистым человеком, своей путеводной звездой и музой.
В 1957 году поэт посвятил своей избраннице стихотворение под названием «Кто мне откликнулся в чаще лесной. », первую часть которого можно было бы отнести к пейзажной лирике, если не учитывать особенность поэта вкладывать в каждую строчку глубинный философский смысл. Судьба была довольно жестока к Заболоцкому, и в какой-то момент он оказался не просто изолированным от общества, но и лишится всех своих друзей. Поэтому, задаваясь вопросом о том, кто же откликнулся на его призыв о помощи в «чаще лесной» житейских трудностей, автор приводит в пример старый дуб, сосну, рябину, щегла и малиновку, которые стали невольными свидетелями его краха. Но при этом автор отмечает, что и его возлюбленная не осталась в стороне. Причем, в первый раз она мысленно была рядом с поэтом, когда он отбывал свой лагерный срок, а во второй раз протянула ему руку помощи именно тогда, когда Заболоцкий пережил свой первый инфаркт. Понимая, что ему нужны не только сочувствие, но и реальная поддержка, Екатерина Клыкова вернулась к супругу. Обращаясь к ней, поэт с душевным трепетом отмечает: «Вспомнила наши прошедшие годы, наши заботы и наши невзгоды».
Заболоцкий отмечает, что своею любовью эта женщина не просто согрела, но и опалила его душу. Поэтому чувства поэта так обострены, и он вновь, как и много лет назад, испытывает подлинное счастье от того, что может быть вместе со своей избранницей.
Любовь способна творить чудеса, она прощает ошибки и обиды. Именно ради нее, как признается поэт, его «трепетный стих рвался к тебе из ладоней моих». Это чувство Заболоцкий считает ключевым не только в своей жизни, но и в творчестве, понимая. Что без любви он бы вряд ли состоялся, как поэт.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются – это закономерно.
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.
Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.
Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Организационный момент.
Лекция учителя
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).
Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.
В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».
Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светлят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.
Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
Чтение и анализ стихотворения «Завещание»
В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могли – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
– Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?
– Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?
– Каков главный мотив стихотворения?
Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспоминала наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, –
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
– Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?
– Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»
Слово учителя
Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».
Выразительное чтение стихотворения учениками.
– О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?
Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»
Слово учителя
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».
– Как изображена героиня стихотворения?
– Как проявляет себя автор?
– Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?
Слово учителя
Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).
Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!
Слово учителя
И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.
Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).
Олимпиада по русскому языку и литературе
Описание разработки
Задание 1.
Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной. » какую роль играет в лирической медитации (размышлении) поэта образ леса?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,—
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих.
*) Окарина — духовой музыкальный инструмент, род флейты.
Задание 2.
Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
а) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).
18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
в) Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.
В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…
Задание 3.
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно)
а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступеление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
Весь материал – в документе.
Содержимое разработки
Задания для 10 класса.
Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной. » какую роль играет в лирической медитации (размышлении) поэта образ леса?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,—
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих.
*) Окарина — духовой музыкальный инструмент, род флейты.
Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
(По А. Гришунину)
Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).
18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
(По Ю. Лотману)
Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.
В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…
(по Т. Орнатской)
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступеление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:
Словом — всем пришли на память
Золотые сердца годы,
Золотые грезы счастья,
Золотые дни свободы…
к) Выделенные слова образуют анафору.
л) Выделенные слова являются эпитетами.
м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.
4.Какие строки из комедии «Горе от ума» стали крылатыми выражениями? Вспомните и запишите пять крылатых выражений из этого произведения.
5..Кто из русских поэтов переводил 30-ю оду Горация «К Мельпомене»? Как назывались эти стихотворения?
6.Установите жанровое соответствие:
1. И.С. Тургенев «Ася» а) баллада
2. А.С. Пушкин «Дубровский» б) рассказ
3. «Повесть временных лет» в) поэма
4. А. П. Чехов «Дама с собачкой» г) роман
5. В. А. Жуковский «Людмила» д) повесть
6. Н.А. Некрасов «Русские женщины» е) комедия
7. А.Н. Островский «Таланты и поклонники» ж) летопись
7. Каким был герб и девиз Царскосельского Лицея? Дайте развернутый ответ. Объясните, почему вы так думаете.
– Сова, сидящая на лире;
– двуглавый орёл, держащий в лапах свиток;
– древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.
8. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
а) «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится». – «А как неравно напоешь себе горе?» – Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко».
б) – А дом этот давно стоит?
– Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.
– Кто он был, твой дед?
– Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть.
в) – И-и в воскресение Лазаря веруете?
– Ве-верую. Зачем вам все это?
– Вот как-с… так, полюбопытствовал. Извините-с.
г) – Все скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что-нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька!
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.
д) – Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.
– По родительскому обещанию.
– И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
– Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
9.В античном стихосложении это явление было правилом. В системах стихосложения, использующих рифму, – исключением. Однако это исключение можно найти в произведениях почти всех русских поэтов. Назовите явление и приведите примеры произведений, в которых оно используется.
10. Напишите литературоведческую статью «Эпиграмма». Не забудьте привести примеры.
Ответы к олимпиаде для 10 класса
Ответ оценивается по прилагаемым критериям.
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
– Обнаружить понимание проблематики стихотворения, ее философского характера. Н. Заболоцкий размышляет о природе любви и искусства.
– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию темы и образного ряда природы в стихотворении. Лесная чаща — это мир, с которым поэт разговаривает на языке искусства. Это мир естественный, живущий по вечным, высшим законам природы. Мир откликается на голос человека, а человек должен слышать голос мира. Голос мира — это любовь как высший природный закон. Человек откликается на него своей любовью, выражаемой на высшем языке — языке искусства.
– Отметить характерные поэтические средства стихотворения. Вопросно-ответная форма стихотворения характерна для философской лирики. Мысль Заболоцкого разворачивается в форме трехчастной композиции. Повтор начального стиха (рефрен) сопоставляет три строфы стихотворения и заставляет услышать в них три взгляда на тему, выстроенные в порядке философского углубления (которое допустимо определить как градацию):
– природа говорит с человеком своей красотой,
– природа говорит с человеком устами любимых людей,
– природа говорит с человеком словами высшего закона любви.
Выразительность текста определятся многочисленными метафорами, олицетворениями, сопоставляющими природу, духовную жизнь человека и искусство: щегол как окарина; стих как птица, вылетающая из рук; малиновка как друг; дуб шепчет и т.д.
Количество баллов — 20.
Количество баллов – 3
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Ответ: а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) Ф.М. Достоевский.
III. Заключительное слово учителя
Мы лишь прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не старалась угодить вкусу читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.
Все творчество вся жизнь Марины Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души и в этих ее словах: «Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда. все на вертящемся шаре, внутри которого — огонь!».
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть одно из стихотворений М. И. Цветаевой (По выбору учеников).
2. Прочитать статью учебника о Н. А. Заболоцком выбрать стихотворения для выразительного чтения.
Урок 93. Человек и природа
В поэзии Н. А. Заболоцкого
Цель урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958), показать особенности раскрытия темы «Человек и природа» в его лирике.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Чтение стихотворений М. И. Цветаевой,
II. Вступление к теме «Творчество Н. А. Заболоцкого»
Предварим разговор о творчестве Заболоцкого стихотворением «В этой роще березовой» или если есть возможность, покажем кадры из кинофильма «Доживем до понедельника», где герой, учитель истории Мельников, поет песню на эти стихи.
III. Слово учителя
Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, где его отец служил агрономом. Учился в реальном училище в Уржуме, в Вятской губернии. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 1920-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте.
Еще студентом активно включился в литературную жизнь, был одним из создателей авангардной литературной группы — Объединение реального искусства (ОБЕРИУ).
В 1929 г. вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». В духе Маяковского поэт выступает против мещанской косности, ограниченности, осмеивает советскую «дрянь». Но уже тогда особое значение в его творчестве приобретает мир природы: он волшебен, одушевлен, «очеловечен».
Из стихотворения «Лицо коня»:
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
IV. Чтение стихотворений и комментарии к ним
Читаем стихотворение «Прогулка».
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
Это внешне детски-наивное, легкое стихотворение приближается к философскому осмыслению природы, которое станет главной темой творчества Заболоцкого.
Комментарий учителя
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутам» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Обериуты» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились.
Как и у большинства «обериутов» судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 г. он был арестован по сфабрикованному обвинению и несколько лет провел в лагерях и ссылке. Годы заключения наложили неизгладимую печать на его судьбу, на его творчество. Читаем стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» (1956). Это воспоминание о лагерных ужасах, о том, как души перегорают от “постоянных «опасностей и бед». Герои стихотворения — «два несчастных русских старика». Идея единства человека и природы, столь близкая Заболоцкому, приобретает трагическое звучание:
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Природа равнодушно отворачивается от людей, становится враждебной им: герои замерзают в снежном поле, в вихре вьюги:
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь они, созвездья Магадана,
Засверкают, встав над головой.
Бесконечная Вселенная сжимается для стариков до одной точки на карте — Магадана, места их заключения, места их последних мгновений на земле.
Комментарий учителя
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 г. Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме — теме родства природы и духовной жизни. Поэт отказывается от демонстративной сложности в своем творчестве, стремится к большей ясности. Ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздание, всю природу, обостряется в поздних стихах. Читаем стихотворение «Завещание» (1947):
. Я не умру, мой друг, дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Комментарий учителя
Произведений с подобным заглавием достаточно много в русской и уж тем более в мировой литературе, но это — одно из самых оптимистичных «завещаний». И все потому, что речь здесь идет не об ожидаемой смерти, а о бесконечной жизни, о непрерывном процессе метаморфоз, происходящих в бескрайнем мире. В стихотворении заметна прямая перекличка с поэзией Пушкина: сходны образы природы в стихотворении «Вновь я посетил. » и в стихотворении Заболоцкого, на пушкинское «На свете счастья нет, но есть покой и воля Заболоцкий отвечает: «Покоя в мире нет». «Весь я не умру», — писал Пушкин. «Я не умру, мой друг» — утверждает Заболоцкий. Последние строки стихотворения тоже напрямую соотносятся с поэзией Пушкина:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Едва ли не центральный смысловой мотив лирики поэта — взаимные превращения людей и объектов животного и растительных миров.
В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение взаимообогащение человека и природы. Здесь речь идет не просто об образном параллелизме, о сопоставлении происходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой. Читаем стихотворение «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, —
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром в вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих.
— Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении? Человек и природа — явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются. Все строфы начинаются одинаково — вопросом: «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Откликаются и дуб, и сосна, и рябина, и щегол, и малиновка, и «ты», любимая, к которой стих рвется из ладоней подобно птице. Все стихотворение пронизано дыханьем «любви необъятной». Вечен «отзвук невнятный» растворенной в мире любви.
Читаем стихотворение «Сентябрь» (1957).
— О чем это стихотворение? Кто изображен — орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?
Комментарий учителя
В стихотворении передаются щемящая любовь и нежность ко всему живому. «Сентябрь» — пример одушевления пейзажа. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе — от ненастной погоды к лучу солнца, на земле — от куста орешины к улыбающейся плакавшей девушке.
Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций и размышлений. Образ-переживание дан в развитии (соотносятся мотивы непогоды и солнца, увядания и расцвета, ассоциации переходят из сферы природы в мир человека и обратно).
Стихотворение повествует об осени, но общий колорит его весенний, оно пронизано красками расцвета, дышит ароматом юности. На наших глазах происходит удивительное взаимопревращение молодого деревца и девушки-царевны. Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов. Но дело не только в образно-живописной конкретике. Содержание стихотворения шире: его герои — природа и человек, торжество в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал. Основная проблема творчества Заболоцкого — «человек и природа» — нашла здесь поэтическое воплощение и предстает в живом движении, отражении, перетекании этих образов друг в друга.
Природа и человек уподобляются; неважно, кто именно изображается, важно впечатление, которое оставляет красота. Красота мгновенна, постигается чувством, это красота намека, недосказанности.
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда не явную для окружающих. Об этом стихотворение «О красоте человеческих лиц». (Читаем его.)
Вопрос о сущности красоты центральный и в своеобразном стихот ворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). (Читаем его.)
— Как изображена героиня стихотворения?
— Как проявляет свою позицию автор?
Комментарий учителя
Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические, даже как бы нарочито сниженные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Собственно первая часть стихотворения и представляет своего рода портрет, жанровую зарисовку, незамысловатую сценку, действующие лица которой — «два мальчугана», гоняющие по двору на велосипедах, и их сверстница, «бедная дурнушка», в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя».
А дальше эта, казалось бы, простая фиксация внешних впечатлений переходит во второй части в активное авторское размышление по поводу увиденного. Стремясь представить в воображении будущее «некрасивой девочки», поэт приглашает нас задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного.
Прелесть и обаяние этих стихов, раскрывающих «чистый пламень», который горит в душе «некрасивой девочки», в том, что Заболоцкий сумел показать и поэтически утвердить подлинную духовную красоту человека — то, что было постоянным предметом ею размышлений на протяжении 1950-х годов.
Портрет девочки — это портрет ее внешности и одновременно ее «внутренний» портрет, портрет души, «охваченной счастьем бытия». Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умиленный сочувствием некрасивой девочке. В его словах — надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду. Поэт замечает то, что «для иных мертво», — «младенческую грацию души». Стихотворение заканчивается развернутым размышлением о красоте. Это размышление подключает стихотворение Заболоцкого к одной из важнейших тем искусства. Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Ответ на этот вопрос для поэта ясен: красота — божественный дар добра и человечности, душевного изящества.
«Не позволяй душе лениться!» — последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. (Читаем его.) В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
За этими строками, звучащими на первый взгляд несколько наставительно и риторично, — нелегкий жизненный опыт Заболоцкого, в судьбе которого слова «этап» и «бурелом» имели достаточно конкретное и более того — зловещее содержание. Но, конечно же, смысл этих жизненных и творческих препятствий, которые поэт сам выбирает себе для неустанного преодоления, шире и может быть отнесен ко многим и разным судьбам. В этом стихотворении, обращенном к собственной душе, нет назидательности — это выражение творческого кредо, подтвержденного опытом всей жизни.
V. Задание для обсуждения
Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Заболоцкого: «Человек и природа — это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей». Что вы думаете о «покорении природы»? Возможно ли оно? Приведите аргументы в защиту своего мнения.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть стихотворение Заболоцкого (по выбору учеников).
2. Прочитать статью о М. А. Шолохове в учебнике-хрестоматии; прочитать рассказ «Судьба человека».
Анализ стиха кто мне откликнулся в чаще лесной
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Свежие записи
- Архив
- Друзья
- Инфо
- Избранное
“Кто мне откликнулся в чаще лесной?”
Золотая осень продолжается. Несмотря на ночные заморозки днём ещё довольно тепло. А если светит солнышко, то вообще красота! А не отправиться ли нам в лес? И не обязательно ехать далеко, за город, можно прогуляться и в лесу рядом с городом. Пейзажей хороших тут не найдёшь, а вот живности всякой достаточно
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,-
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих.
Утренняя аллея ведёт в пригородный лес. Два цвета главенствуют на ней: зелёный и золотой. Видя такой цвет берёзовой листвы, понимаешь, почему его называют цветом сусальной позолоты: именно такого оттенка купола церквей
Золотое и зелёное
Это гриб называется, кажется, трутовик окаймлённый
Бабочки ещё летают.
Урожай калины немалый
Под клёнами груды “золота”
Берёзки тянутся к небу
Здесь лет пятнадцать назад вырубили участок леса, так ничего и не посадили, и вырубка густо заросла
Вспомнились строчки из другого стихотворения, бунинского:
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Если снимать против света, то листва выходит ещё ярче, особенно на тёмном фоне
Маленькая пищуха резво бегает по стволам, собирает корм
Снять её трудно: она так и норовит спрятаться за дерево
На опушку вдруг вылетела большая серая птица
Это ястреб-тетеревятник, гроза мелких птиц
Нападает неожиданно, из засады
А этот маленький пушистый комочек с длинным хвостиком называется ополовничком