0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха не говори меня он как и прежде любит

Анализ стихотворения Тютчева Не говори

Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит»

Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит»

15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.

Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность.

В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».

Не говори: меня он, как прежде, любит,
Мной, как прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу. им, им одним живу я —
Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» Ф.Тютчев

«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» Фёдор Тютчев

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь. о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!

Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»

15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.

Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».

Тема любви в лирике Тютчева

Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева занимает немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.

Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О, господи. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е.Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой. », «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».

О, как убийственно мы любим

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! —

Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей…

Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

Федор Тютчев — Не говори: меня он, как и прежде, любит

Ne govori: menya on, kak i prezhde, lyubit,
Mnoy, kak i prezhde, dorozhit.
O net! On zhizn moyu beschelovechno gubit,
Khot, vizhu, nozh v ruke yego drozhit.

To v gneve, to v slezakh, toskuya, negoduya,
Uvlechena, v dushe uyazvlena,
Ya strazhdu, ne zhivu. im, im odnim zhivu ya —
No eta zhizn. O, kak gorka ona!

On merit vozdukh mne tak berezhno i skudno.
Ne meryat tak i lyutomu vragu.
Okh, ya dyshu yeshche boleznenno i trudno,
Mogu dyshat, no zhit uzh ne mogu.

Yt ujdjhb: vtyz jy, rfr b ght;lt, k/,bn,
Vyjq, rfr b ght;lt, ljhj;bn///
J ytn! Jy ;bpym vj/ ,tcxtkjdtxyj ue,bn,
[jnm, db;e, yj; d hert tuj lhj;bn/

Читать еще:  Кто автор стиха докладчик

Nj d uytdt, nj d cktpf[, njcrez, ytujlez,
Edktxtyf, d leit ezpdktyf,
Z cnhf;le, yt ;bde/// bv, bv jlybv ;bde z —
Yj nf ;bpym!// J, rfr ujhmrf jyf!

Jy vthbn djple[ vyt nfr ,tht;yj b crelyj///
Yt vthzn nfr b k/njve dhfue///
J[, z lsie tot ,jktpytyyj b nhelyj,
Vjue lsifnm, yj ;bnm e; yt vjue/

Послушать стихотворение Тютчева Не говори

Анализ стиха не говори меня он как и прежде любит

Тема трагической любви очень часто используется поэтами в их произведениях. Она легла и в основу стихотворения Ф.И. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде любит. «

Перед нами монолог лирической героини, которая познала, что представляет собой любовь. и страдания от неё.

Мы видим, что слова несчастной девушки обращены не к Нему (любимому), а к иному неизвестному адресату.

Это понятно по самым первым ловам — «не говори. «. Того, кто пытается открыть влюблённой до потери сознания и страдающей героине глаза, она не хочет слышать. Несчастная пытается уверить себя : «меня он, как и прежде, любит, мной, как и прежде, дорожит. «. Но потом голос разума услышан ею и она восклицает, осознавая реальное положение вещей, понимая наконец, что она не хотела признавать правду.

Тот, кого она так страстно любит, «бесчеловечно губит» её жинь. Но всё же в сердце её надежда на ответные чувства — нож, которым он её «убивает», дрожит. Но он убивает не её тело, он уничтожает её душу. Девушка может лишь продолжать существовать на земле — «могу дышать, но жить уж не могу».

Жизнь для лирической героини — сам возлюбленный. » Но эта жизнь!» Она приносит девушке лищь ужасные страдания, она «в душе уязвлена», постоянно переживая гнев и слёзы, тоску и неогодования она продолжает поддаваться умертвляющей любви. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Построение стихотворения позволяет автору ещё более полно показать трагизм любви, и состояние лирической героини. С помощью восклицаний и вместе с ними, умолчания придают поэтическому произведению вид льющихся в голове несчастной мыслей, её переживаний. Тому же служит как-бы перескакивающие фразы-размышления ( «я стражду, не живу. им, им одним живу я»).

Это любовное стихотворение показывает читателям, что переживает человек, который страдает от любви. Что он может чувствовать, когда понимает, что её (или его0 смысл жизни. любимый человек превращает жизнь в череду страданий и несчастий.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Фёдор Иванович Тютчев. «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»

Фёдор Иванович Тютчев

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь. о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!

Елена Александровна Денисьева

15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.

Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».

Федор Тютчев — Не говори, Меня он как и прежде любит: Стих

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь. о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!

  • Следующий стих → Федор Тютчев — В душном воздуха молчанье
  • Предыдущий стих → Федор Тютчев — Наш век

Читать похожие стихи:

  1. Федор Сологуб — Люби меня ясно, как любит заря
  2. Федор Тютчев — О, как убийственно мы любим
  3. Федор Тютчев — Как ни бесилося злоречье
  4. Федор Тютчев — О, не тревожь меня укорой справедливой
  5. Федор Тютчев — Как над горячею золой

ну что могу сказать слегка трагично но тем не менее это стихотворение оказалось пророческой

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читать еще:  Стихи когда кормишь ребенка

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Альманах педагога

Автор: Попович Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Гимназия №2»
Населённый пункт: Железнодорожный
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева (элемент анализа лирического стихотворения).
Раздел: среднее образование

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

(элемент анализа лирического стихотворения).

Цель:
развитие навыков анализа стихотворения через анализ лирики Ф.И. Тютчева.
Домашнее

уроку:
подчеркнуть ключевые слова в стихотворениях:
«Я помню время золотое», «Я встретил вас и всё былое»,

«Не говори: меня он, как и прежде, любит. », «Она сидела на полу».
Подготовить с учащимися выразительное чтение наизусть, желательно иметь галерею портретов: Ф.И. Тютчева, адресатов его лирики. На прошлом уроке мы с вами анализировали лирику Тютчева, посвященную теме: «Мир и человек». Каковы особенности философской лирики поэта? — космическое видение жизни; — контрастность и использование приёма антитезы; — человек смертен, а мироздание бессмертно; — противоречивость лирического героя: стремится к гармонии с природой и осуждает свою ничтожность в мире; — ощущение полярности бытия: день – ночь, земля – небо, человек – вселенная; — ночь не менее прекрасна, чем день; по мнению Д. Мережковского, Тютчев – поэт ночи, тайны; — композиция, как правило: 2 строфы из 8 строк; — преобладают 2-сложные размеры стиха; звукопись (в основном, аллитерация), приём повтора, многозначные эпитеты; — Тютчев – основоположник русского символизма. Цель нашего урока – посмотреть, каковы особенности любовной лирике Ф.И. Тютчева, проанализировав ряд его стихотворений. Тема урока
: «
Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева (элемент анализа лирического стихотворения)». Итак, два известных стихотворения:
2 «Я помню время золотое» и «Я встретил вас и всё былое». Вам знакома творческая история стихотворений? (Оба посвящены Амалии Крюденер ( Лерхенфельд). Начался этот роман ещё до женитьбы Тютчева
.

Чтение стихотворения «Я помню время золотое»
Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела: Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.
3 И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день: И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. Какое настроение стихотворения? Печали, грусти, недосказанности, сожаление о разлуке и юности. А какие ключевые слова (образы) вы подчеркнули? Время золотое, милый край, день, двое, Дунай, холм, руины замка, младая фея, мшистый гранит, младенческая нога, обломки груды вековой, солнце, ветер тихий, одежда, дикие яблони, цвет яблонь, юные плечи, даль, край неба, река, берега, быстротечная жизнь, тень. Можете ли вы сказать, что перед нами действительно мир лирики Тютчева? Каков мир в стихотворении? Таинственен: сначала время золотое, день лишь на пути к вечеру, Дунай шумит, руины глядят вдаль, младая фея стоит, но солнце медлит прощаться «С холмом, и замком, и тобой». Ветер играет одеждой героини, но «… с диких яблонь цвет за цветом // На плечи юные свевал». Всё предрекает разлуку: догорел день, край неба погас в лучах, река была в померкших берегах. Какие приёмы автор использует для создания картины? С какой целью? Эпитеты время золотое, младенческая нога, тихий ветер, померкшие берега реки, беспечная весёлость, быстротечная жизнь. Метафора – руина замка вдаль глядит, младая фея, обломки груды вековой, «И с диких яблонь цвет за цветом // На плечи юные свевал», «Край неба дымно гас в лучах», «И сладко жизни быстротечной // Над нами пролетала тень», «День догорал». Олицетворения – руина глядит, солнце прощается, ветер играет одеждою, пела река.
4 Способ стихосложения – 5-стопный ямб. Какова мелодия стиха? Композиция – состоит из 6 катренов. Перекрёстная рифма, причём очень интересно рифмуются семантически значимые слова (например, золотое — двое, край –Дунай, белея — фея и т.д.). Посмотрите, автор использует старославянизмы руина, опершись, младая, свевал. С какой целью? Создать образ высокого чувства. Каков лирический герой? Он вспоминает прошлую встречу как счастливый миг со стороны наблюдателя. Герой понимает смысл бытия, быстротечность жизни и восхищается красотой, весёлостью героини. А героиня? Она беспечна, беззаботна, юна, молода, красива, автор отождествляет её с младой феей. Автор счастлив воспоминаниями. Судьба их развела. Амалия была замужем за человеком, которого не любила, но через всю жизнь пронесла любовь к русскому поэту. И вот через много лет встреча героев. Родилось стихотворение, которому суждено было стать романсом. Так мелодично оно!
Чтение учеником наизусть стихотворения «Я встретил вас и всё

былое».
Я встретил вас — и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло: Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, — Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты,
5 С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты: Как после вековой разлуки Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне: Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. Каково настроение стихотворения? Герой счастлив встречей. Но есть ощущение трагизма. Какое стихотворение вспоминается вами? Верно, «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина Может быть, кто-нибудь вспомнит и прочтёт. Они очень близки по настроению, поэтическому сюжету, по особой трепетности и возвышенности в изображении лирической героини. Ритмический рисунок полностью совпадает, имеются схожие образы. Какие образы в стихотворении Тютчева? Отжившее сердце, время золотое, поздняя осень, дни, час, весна, милые черты, упоенье, вековая разлука, сон, звуки, воспоминанье, очарованье, душа, любовь. Откуда ощущение грусти? Тютчевская метафора говорит, что ведь у героя «сердце отжившее». А звуки не умолкали в его сердце! Что это за звуки? Любовь. Какова героиня? Она также обожествлена, как у Пушкина? Нет, она земная, у неё «милые черты».
6 А как же излюбленный приём Тютчева: мир – вселенная? Их нет? Есть. Это осень, дни, час, весна как пробуждение жизни, звуки, воспоминанья, жизнь, душа, любовь – мир и состояние героя неразделимы. Но если герой Пушкина пробуждается, то что же происходит с героем Тютчева? Он погружается в сон: «Гляжу на вас, как бы во сне…» Почему так много умолчаний в стихотворении? Это ещё один излюбленный приём Тютчева: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Итак, Тютчев — последователь традиций Пушкина. Не слепой подражатель, он видит космическое, ощущает свою ничтожность в мире, если Пушкин – поэт дня, то Тютчев – поэт ночи, тайны. Давайте вспомним: в 8 классе мы говорили с вами о Денисьевском цикле стихотворений Тютчева. Что представляют собой эти стихотворения? Их творческая история? Стихотворения, написанные при жизни Денисьевой, и стихотворения, посвященные ее памяти, издавна ценятся как высокие достижения русской лирики. Сам Тютчев, создавая их, менее всего думал о литературе. Это исповедь, самоотчет. Мы видим желание поэта искупить вину перед этой женщиной, а он признавал это всегда. Каждое стихотворение, по душевному своему содержанию, было цельным. Радость, страдание, жалобы – все это излагалось одним порывом, с чрезвычайной смелостью выражения, без раздумья о том, что, собственно, означают эти состояния души. Там не было суда поэта над самим собой.
Стихотворение

Прочитать наизусть.
Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит:
7 О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу: им, им одним живу я Но эта жизнь. О, как горька она! Он мерит воздух мне так бережно и скудно. Не мерят так и лютому врагу: Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу. В чём особенности стихотворения? Стихотворение написано от ее имени, и все оно – обвинительная речь против него. Автор поменялся местами с героиней, чтобы понять её чувства, эмоции. Он говорит от её имени: «Он мерит воздух мне так бережно и скудно. », – слово «бережно» здесь обвинительное слово, имеется в виду не бережность в отношении кого- то другого, а бережность в отношении самого себя, осмотрительность в расходовании собственных запасов. Почему герой мерит воздух так бережно и скудно? Даёт любить лишь изредка, а без любви героиня задыхается! Каковы ключевые образы? Героиня, герой, жизнь, гнев, слёзы, душа, жизнь, воздух, враг. Какая картина возникает перед нами? Уязвлённости, страдания, безысходности. За счёт чего возникает это восприятие? В стихотворении много глаголов. Восклицания: «О нет!», «О, как горька она!»…Умолчания, которые говорят об эмоциональности переживаний, сомнения героини, вечное сомнение сердца: любят – не любят.
8 А стихотворный размер? 7-стопный ямб. Какая мелодия звучит благодаря этому размеру? (Мелодия страсти, накала эмоций). Композиция: состоит из 3 катренов. 1 – сомнение в любви, 2 – состояние героини, 3 – пограничное состояние. Герой сильный? Да. А героиня? Нет. Но вот парадокс. Сильный ищет спасения у слабой, защищенный – у беззащитной. Сильный мечтает, нуждается в защите не менее, чем слабый. Да, герой даёт воздух бережно и скудно, поэтому героиня дышать (любить) ещё может, но жить устала. Почему мы того, кого любим, раним очень больно: О, как убийственно мы любим, Как в буйно слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. 14 лет были связаны узами гражданского брака Тютчев и Е.А. Денисьева. Петербургский свет открыто осуждал их отношения. Вся тяжесть осуждения легла на плечи Денисьевой. Поэт был вне осуждения. Тютчева боготворили две женщины. Эрнестина в минуту горькой утраты (смерти Лели) злорадствующим и лицемерам ответила: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Тютчев любил и заставлял страдать. Но возлюбленные были счастливы любовью. А теперь ещё один шедевр лирики Ф.И. Тютчева. Творческая история: «Однажды Тютчев застал свою жену сидящей на полу возле камина. Она с глазами, полными слёз, перебирала письма. Перед её глазами проходила история любви – страсть, встречи, венчание в Швейцарии, наказание за любовь и вынужденный уход с дипломатической службы. Строки любви и признания говорили о былом, рассказывали тайны, они сгорали в огне, как горит пламя любви ».
Чтение учащимися наизусть стихотворения «Она сидела на полу».
Она сидела на полу И груду писем разбирала —
9 И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала — Брала знакомые листы И чудно так на них глядела — Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело: О, сколько жизни было тут; Невозвратимо-пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, — И страшно-грустно стало мне, Как от присущей милой тени. Ваше восприятие стихотворения? Назовите ключевые образы? Она, груда писем, листы, души, тело, жизнь, горестные минуты, любовь, радость, герой, милая тень. Почему возникает ощущение трагедии, сожаления, невозможности что- то исправить? Мы слышим аллитерацию. Звуки «р, с».Что они создают?(Мы слышим шуршание писем, движение рук, ощущение тоски и трагедии). По данному стихотворению можно снять кинематографическую картину. Какие картины представило ваше воображение? Увидели ли цвета в стихотворении? Белый (письма), жёлто-красный (цвет огня), полумрак комнаты. Как нам представлена героиня? Она в смятении. Это подчёркивает сравнение:
10 Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело. Есть ли ещё сравнения? Да, брала письма, «как остывшую золу», стало страшно герою «как от присущей милой тени». Стихотворение очень музыкально. Это создаётся за счёт 5-стопного ямба. Опять пронзительная боль, накал страстей! Что создаёт анафора? Единую картину, перечисление событий. Каков лирический герой? Почему он стоит молча в стороне? Он понимает душевные муки героини. Но почему не упал на колени? Наверное, потому что прошлое и ушедшее не вернуть. Слишком поздно. Ещё в начале романа с Денисьевой он написал жене очень искреннее письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!…» Она защищала поэта от мнения света, от ударов судьбы, принимала и прощала. Но что может быть выше, чем суд над самим собой?! Он себя никогда не простил… Итак, каковы особенности любовной лирики Ф.Ф. Тютчева? — контрастность: мир – герой и героиня; — свет против любви, выступая за соблюдение условностей; — герой одинок, счастлив любовью; — преобладают 2-сложные размеры стиха; звукопись ( в основном, аллитерация), приём повтора, многозначные эпитеты и метафоры, использование старославянизмов; — последователь традиций Пушкина.
Домашнее

Читать еще:  Кто написал стих разгром

задание.
Очень интересно, на мой взгляд, проходит это домашнее задание: мы перекидываем мостик к А.Фету, а, самое главное, учим ребят видеть особенности лирики, уметь отличать творчество этого
11 поэта от поэзии других авторов. Именно в таких работах подводится итог изучения лирики поэта. Задание: сделать сопоставительный анализ двух стихотворений. Одно из них принадлежит перу Тютчева, попробуйте определить какое, докажите, написав анализ.
Выдать листочки с заданием.

Сделать сопоставительный анализ двух стихотворений. Одно из

принадлежит

докажите, написав анализ.
Чему молилась ты с любовью, Шёпот, робкое дыханье, Что, как святыню берегла, Трели соловья, Судьба людскому суесловью Серебро и колыханье На поруганье предала. Сонного ручья. Толпа вошла, толпа вломилась Свет ночной, ночные тени, В святилище души твоей, Тени без конца. И ты невольно постыдилась Ряд волшебных изменений И тайн и жертв, доступных ей. Милого лица. Ах, если бы живые крылья В дымных тучках пурпур розы Души, парящей над толпой, Отблеск янтаря, её спасали от насилья И лобзания, и слёзы, Бессмертной пошлости людской! И заря, заря.

Тема любви в лирике Тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева. Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам – вражде и любви. Любовь – это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же – «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение», написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь – это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и – погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь – это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии – не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, – пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, – любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, – счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», – все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

И далее, переходя с первого лица на третье, обращаясь к самому себе, поэт пишет:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной – губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу . им, им одним живу я –
Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви – вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа – ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Читайте также другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector