1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха почему мы исчезаем

50 великих стихотворений: Булат Окуджава. Почему мы исчезаем…

Теме ценности человеческой жизни и присутствии в ней Бога посвящено одно из самых сокровенных его стихотворений «Почему мы исчезаем…». Булат Окуджава — в проекте «50 великих стихотворений».

Почему мы исчезаем…

Почему мы исчезаем,
превращаясь в дым и пепел,
в глинозем, в солончаки,
в дух, что так неосязаем,
в прах, что выглядит нелепым, —
нытики и остряки?

Почему мы исчезаем
так внезапно, так жестоко,
даже слишком, может быть?
Потому что притязаем,
докопавшись до истока,
миру истину открыть.

Вот она в руках как будто,
можно, кажется, потрогать,
свет ее слепит глаза…
В ту же самую минуту
Некто нас берет под локоть
и уводит в небеса.

Это так несправедливо,
горько и невероятно —
невозможно осознать:
был счастливым, жил красиво,
но уже нельзя обратно,
чтоб по-умному начать.

Может быть, идущий следом,
зная обо всем об этом,
изберет надежный путь?
Может, новая когорта
из людей иного сорта
изловчится как-нибудь?

Все чревато повтореньем.
Он, объятый вдохновеньем,
зорко с облака следит.
И грядущим поколеньям,
обожженным нетерпеньем,
тоже это предстоит.

Стихотворение «Почему мы исчезаем…» было написано в 1986 году. Это было время перехода от долгого периода в истории СССР — эпохи застоя — к так называемой «перестройке». Кардинальные изменения в идеологической, политической и культурной жизни общества, которые начались уже в 1985 году, находили отражение в литературном процессе.

Утверждается свобода слова, гласность, совсем скоро из тени выйдет «возвращенная литература» — произведения Бунина, Шмелева, Ходасевича, Гумилёва, Тэффи, различные критические работы, статьи и мемуары, находившиеся под запретом в СССР до перестройки.

В это переходное время продолжают творить авторы, заявившие о себе еще во времена «оттепели», в 1960-е годы: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Вадим Шефнер, Новелла Матвеева и другие. Среди них был известный представитель жанра авторской песни, поэт Булат Окуджава.

Булат Окуджава (1924–1997) родился в семье партийных работников в Москве, где и прожил большую часть жизни. В 1937 году, в период репрессий, его отца расстреляли, а мать сослали в исправительно-трудовой лагерь. Эти обстоятельства сильно повлияли на характер и последующее творчество Окуджавы, который еще в детстве начал писать стихи. За его воспитание взялась бабушка, а вскоре мальчик уехал к родственникам в Грузию.


Булат Окуджава на сцене

В 1942 году он ушел добровольцем на фронт, где служил минометчиком и радистом и был тяжело ранен. Отношение Окуджавы к войне было противоречивым. С одной стороны он прекрасно осознавал значение победы над нацизмом, о чем, к примеру, свидетельствует его всенародно известная песня со словами «Нас ждет огонь смертельный / И все ж бессилен он». Одновременно с этим Окуджава ненавидел войну, считал ее противоестественным явлением, которое лишает человека самого главного — права на жизнь, и это тоже отражалось в его творчестве. Тема ценности человеческой жизни навсегда станет определяющей в стихах поэта.


Почтовая марка

В 1945 году Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета, после окончания которого работал учителем. В это время он активно пишет стихи и сотрудничает с некоторыми газетами. С начала 1950-х годов стихи Окуджавы стали регулярно печатать, но настоящий успех пришел к нему в середине 50-х годов, когда он положил свои стихотворения на музыку и стал исполнять их под гитару. В своих текстах он обращался к повседневным, камерным темам, которые волновали всех.

Начинают выпускаться сборники стихов Окуджавы, он пишет киносценарии, его песни звучат в кино и на радио, магнитофонные записи расходятся тысячными экземплярами, выходят виниловые пластинки поэта, первая из которых — во Франции в 1968 году.

«Бард» — это не про него

Окуджаву называют одним из первых российских бардов наряду с Александром Галичем и Владимиром Высоцким. При этом все они давали своему творчеству совершенно иное жанровое определение. Окуджава постоянно поправлял: «Не барды, не менестрели, а поющие поэты». На своем первом публичном вечере Окуджава даже попросил, чтобы его представили публике именно как поэта: «Только не говорите, что это песни. Это стихи».

Булат Окуджава: стихотворение «У поэтов соперников нету…»

Отношение к авторской песне у него было сложное. В 1988 году, когда поэт стал говорить, что жанр авторской песни изжил себя, он признался: «Я не знаю, что такое — бард. Для меня все равно в первую очередь существуют стихи (…) Хотя меня и называют бардом, певцом, исполнителем — все это проходит мимо, все это очень условно (…). Повторю, для меня существует Поэт, читающий свои стихи и напевающий их…»

«Всю жизнь стихами атеиста / Тебе он, Господи, служил!»

На протяжении всего жизненного пути Окуджава не раз характеризовал свое мировоззрение как атеистически скептическое. Особенно это было заметно в раннем творчестве: «Не верю в Бога и в судьбу». Но наряду с этим поэт задавался вопросом «Пусть Бога нет, но что же значит Бог?».

Окуджава не был настроен богоборчески и подчеркивал: «Я уважаю веру других людей и хочу, чтобы они также уважали мои убеждения». Однако христианские мотивы в его поэзии присутствовали постоянно.

Вот комната эта — храни ее Бог —
Мой дом, мою крепость и волю.
Четыре стены, потолок и порог,
И тень моя с хлебом и солью.

И в комнате этой ночною порой
Я к жизни иной прикасаюсь.
Но в комнате этой, отнюдь не герой,
Я плачу, молюсь и спасаюсь.

Весь его долгий жизненный путь — это постоянный духовный поиск, путь к вере.

«Всю жизнь стихами атеиста / Тебе он, Господи, служил!», — так противоречиво высказался поэт Андрей Вознесенский о Булате Окуджаве.


В последние годы жизни Окуджава совершал попытки воцерковиться. Окрестили его с именем Иоанн перед самой смертью по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина. Отпевали поэта в московском храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Священник Георгий Чистяков, который отпевал Окуджаву, отмечал: «Почти во всех без исключения его стихах ощущается присутствие Божие, невидимое, но реальное. Поэт, хотя сам он, своей головой, своим интеллектом не верил, вернее, не хотел верить в Бога, — именно как поэт он блестяще почувствовал Его присутствие».


Церковь Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, где отпевали Окуджаву. Link

В лирике Окуджавы постоянно встречаются библейские образы и религиозные мотивы, которые на протяжении творческого пути меняли свой смысловой вектор. Воцерковлению поэта предшествовал переломный период, в который Окуджава написал одно из стихотворений, где рассуждает о самых волнующих его темах — о вере и человеческой жизни. Это стихотворение «Почему мы исчезаем…».

Стихотворение «Почему мы исчезаем…» было написано в 1986 году, когда Булату Окуджаве было уже 62 года. Впервые текст был опубликован в журнале «Юность» вместе с другими девятью лирическими произведениями, которые составили целостный цикл. Стихотворение стало важным этапом осмысления поэтом темы существования Бога и Его присутствия в жизни людей.

«Почему мы исчезаем…» — это поэтический отклик Булата Окуджавы на одну из ветхозаветных книг — книгу Екклесиаста. В стихотворении поэт размышляет о своем жизненном пути. Он осознает неизбежный исход всего, конечность жизни. Трагический тон стихотворения, заданный уже в первых строках, соответствует тому настроению, с каким автор книги Екклесиаста, которым в христианском предании является царь Соломон, рассказывает о том, что ничто не вечно в этом мире — все «суета сует».

Читать еще:  Когда я уйду далеко далеко стихи


Царь Соломон (иконографическое изображение)

Как Екклесиаст пытался изведать все премудрости мира, так и герой стихотворения Окуджавы с высоты собственного опыта говорит о том, что все стремятся изведать и открыть истину. Екклесиаст описывает картину вечного круговорота вселенной и говорит, что накопление богатства, наслаждения и почести, — все это уже было. Возвратится прах в землю, чем он и был (Еккл 12:7), — «в дым и пепел, в глинозем, в солончаки».

Екклесиаст утверждает: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1:4). Об этом вечном повторении рассуждает герой стихотворения: «И грядущим поколеньям… тоже это предстоит».


Французская виниловая пластинка с песнями Окуджавы (1972)

Время рождаться и время умирать (Еккл 3:2); эта ветхозаветная цитата — один из главных мотивов стихотворения Окуджавы. Герой стихотворения постиг библейскую истину о том, что непреходящим, вечным, зорким, всеведущим является только Бог. Здесь Окуджава не отрицает Его, а принимает, пусть пока и в духе ветхозаветного мудреца. Со стихотворения «Почему мы исчезаем» началось серьезное осознание поэтом Окуджавой подлинного присутствия Бога в человеческой жизни.

Глинозём — твердая глинистая почва.

Солончаки — почвы степных, пустынных и полупустынных зон, содержащие соли.

Притязать — предъявлять свои права на что-либо, претендовать.

Когорта — здесь: группа людей.

Булат (Иоанн) Окуджава. Почему мы исчезаем…

Он напи­сал более 800 сти­хо­тво­ре­ний, мно­гие из них ста­ли извест­ны­ми пес­ня­ми. Он ‒ все­мир­но извест­ный бард, кото­рый сам не любил это­го опре­де­ле­ния: «Для меня преж­де все­го важен Поэт». Теме цен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни и при­сут­ствии в ней Бога посвя­ще­но одно из самых сокро­вен­ных его сти­хо­тво­ре­ний «Поче­му мы исчезаем…».

Поче­му мы исчезаем…

Поче­му мы исчезаем,
пре­вра­ща­ясь в дым и пепел,
в гли­но­зем, в солончаки,
в дух, что так неосязаем,
в прах, что выгля­дит нелепым, ‒
ныти­ки и остряки?

Поче­му мы исчезаем
так вне­зап­но, так жестоко,
даже слиш­ком, может быть?
Пото­му что притязаем,
доко­пав­шись до истока,
миру исти­ну открыть.

Вот она в руках как будто,
мож­но, кажет­ся, потрогать,
свет ее сле­пит глаза…
В ту же самую минуту
Некто нас берет под локоть
и уво­дит в небеса.

Это так несправедливо,
горь­ко и невероятно ‒
невоз­мож­но осознать:
был счаст­ли­вым, жил красиво,
но уже нель­зя обратно,
чтоб по-умно­му начать.

Может быть, иду­щий следом,
зная обо всем об этом,
избе­рет надеж­ный путь?
Может, новая когорта
из людей ино­го сорта
излов­чит­ся как-нибудь?

Все чре­ва­то повтореньем.
Он, объ­ятый вдохновеньем,
зор­ко с обла­ка следит.
И гря­ду­щим поколеньям,
обо­жжен­ным нетерпеньем,
тоже это предстоит.

Исторический контекст

Сти­хо­тво­ре­ние «Поче­му мы исче­за­ем…» было напи­са­но в 1986 году. Это было вре­мя пере­хо­да от дол­го­го пери­о­да в исто­рии СССР ‒ эпо­хи застоя ‒ к так назы­ва­е­мой «пере­строй­ке». Кар­ди­наль­ные изме­не­ния в идео­ло­ги­че­ской, поли­ти­че­ской и куль­тур­ной жиз­ни обще­ства, кото­рые нача­лись уже в 1985 году, нахо­ди­ли отра­же­ние в лите­ра­тур­ном процессе.

Утвер­жда­ет­ся сво­бо­да сло­ва, глас­ность, совсем ско­ро из тени вый­дет «воз­вра­щен­ная лите­ра­ту­ра» ‒ про­из­ве­де­ния Буни­на, Шме­ле­ва, Хода­се­ви­ча, Гуми­лё­ва, Тэф­фи, раз­лич­ные кри­ти­че­ские рабо­ты, ста­тьи и мему­а­ры, нахо­див­ши­е­ся под запре­том в СССР до перестройки.

В это пере­ход­ное вре­мя про­дол­жа­ют тво­рить авто­ры, заявив­шие о себе еще во вре­ме­на «отте­пе­ли», в 1960‑е годы: Евге­ний Евту­шен­ко, Бел­ла Ахма­ду­ли­на, Вадим Шеф­нер, Новел­ла Мат­ве­е­ва и дру­гие. Сре­ди них был извест­ный пред­ста­ви­тель жан­ра автор­ской пес­ни, поэт Булат Окуджава.

Автор

Булат Окуд­жа­ва (1924–1997) родил­ся в семье пар­тий­ных работ­ни­ков в Москве, где и про­жил боль­шую часть жиз­ни. В 1937 году, в пери­од репрес­сий, его отца рас­стре­ля­ли, а мать сосла­ли в испра­ви­тель­но-тру­до­вой лагерь. Эти обсто­я­тель­ства силь­но повли­я­ли на харак­тер и после­ду­ю­щее твор­че­ство Окуд­жа­вы, кото­рый еще в дет­стве начал писать сти­хи. За его вос­пи­та­ние взя­лась бабуш­ка, а вско­ре маль­чик уехал к род­ствен­ни­кам в Грузию.

В 1942 году он ушел доб­ро­воль­цем на фронт, где слу­жил мино­мет­чи­ком и ради­стом и был тяже­ло ранен. Отно­ше­ние Окуд­жа­вы к войне было про­ти­во­ре­чи­вым. С одной сто­ро­ны, он пре­крас­но осо­зна­вал зна­че­ние побе­ды над нациз­мом, о чем, к при­ме­ру, сви­де­тель­ству­ет его все­на­род­но извест­ная пес­ня со сло­ва­ми «Нас ждет огонь смер­тель­ный / И все ж бес­си­лен он». Одно­вре­мен­но с этим Окуд­жа­ва нена­ви­дел вой­ну, счи­тал ее про­ти­во­есте­ствен­ным явле­ни­ем, кото­рое лиша­ет чело­ве­ка само­го глав­но­го ‒ пра­ва на жизнь, и это тоже отра­жа­лось в его твор­че­стве. Тема цен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни навсе­гда ста­нет опре­де­ля­ю­щей в сти­хах поэта.

В 1945 году Окуд­жа­ва посту­пил на фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Тби­лис­ско­го уни­вер­си­те­та, после окон­ча­ния кото­ро­го рабо­тал учи­те­лем. В это вре­мя он актив­но пишет сти­хи и сотруд­ни­ча­ет с неко­то­ры­ми газе­та­ми. С нача­ла 1950‑х годов сти­хи Окуд­жа­вы ста­ли регу­ляр­но печа­тать, но насто­я­щий успех при­шел к нему в сере­дине 50‑х годов, когда он поло­жил свои сти­хо­тво­ре­ния на музы­ку и стал испол­нять их под гита­ру. В сво­их текстах он обра­щал­ся к повсе­днев­ным, камер­ным темам, кото­рые вол­но­ва­ли всех.

Начи­на­ют выпус­кать­ся сбор­ни­ки сти­хов Окуд­жа­вы, он пишет кино­сце­на­рии, его пес­ни зву­чат в кино и на радио, маг­ни­то­фон­ные запи­си рас­хо­дят­ся тысяч­ны­ми экзем­пля­ра­ми, выхо­дят вини­ло­вые пла­стин­ки поэта, пер­вая из кото­рых ‒ во Фран­ции в 1968 году.

«Бард» ‒ это не про него

Окуд­жа­ву назы­ва­ют одним из пер­вых рос­сий­ских бар­дов наря­ду с Алек­сан­дром Гали­чем и Вла­ди­ми­ром Высоц­ким. При этом все они дава­ли сво­е­му твор­че­ству совер­шен­но иное жан­ро­вое опре­де­ле­ние. Окуд­жа­ва посто­ян­но поправ­лял: «Не бар­ды, не мене­стре­ли, а пою­щие поэты». На сво­ем пер­вом пуб­лич­ном вече­ре Окуд­жа­ва даже попро­сил, что­бы его пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке имен­но как поэта: «Толь­ко не гово­ри­те, что это пес­ни. Это стихи».

Отно­ше­ние к автор­ской песне у него было слож­ное. В 1988 году, когда поэт стал гово­рить, что жанр автор­ской пес­ни изжил себя, он при­знал­ся: «Я не знаю, что такое ‒ бард. Для меня все рав­но в первую оче­редь суще­ству­ют сти­хи (…) Хотя меня и назы­ва­ют бар­дом, пев­цом, испол­ни­те­лем ‒ все это про­хо­дит мимо, все это очень услов­но (…). Повто­рю, для меня суще­ству­ет Поэт, чита­ю­щий свои сти­хи и напе­ва­ю­щий их…»

«Всю жизнь стихами атеиста / Тебе он, Господи, служил!»

На про­тя­же­нии все­го жиз­нен­но­го пути Окуд­жа­ва не раз харак­те­ри­зо­вал свое миро­воз­зре­ние как ате­и­сти­че­ски скеп­ти­че­ское. Осо­бен­но это было замет­но в ран­нем твор­че­стве: «Не верю в Бога и в судь­бу». Но наря­ду с этим поэт зада­вал­ся вопро­сом «Пусть Бога нет, но что же зна­чит Бог?».

Окуд­жа­ва не был настро­ен бого­бор­че­ски и под­чер­ки­вал: «Я ува­жаю веру дру­гих людей и хочу, что­бы они так­же ува­жа­ли мои убеж­де­ния». Одна­ко хри­сти­ан­ские моти­вы в его поэ­зии при­сут­ство­ва­ли постоянно.

Вот ком­на­та эта ‒ хра­ни ее Бог ‒
Мой дом, мою кре­пость и волю.
Четы­ре сте­ны, пото­лок и порог,
И тень моя с хле­бом и солью.

И в ком­на­те этой ноч­ною порой
Я к жиз­ни иной прикасаюсь.
Но в ком­на­те этой, отнюдь не герой,
Я пла­чу, молюсь и спасаюсь.

Весь его дол­гий жиз­нен­ный путь ‒ это посто­ян­ный духов­ный поиск, путь к вере.

Читать еще:  Стихи того кого люблю

«Всю жизнь сти­ха­ми ате­и­ста / Тебе он, Гос­по­ди, слу­жил!», ‒ так про­ти­во­ре­чи­во выска­зал­ся поэт Андрей Воз­не­сен­ский о Була­те Окуджаве.

В послед­ние годы жиз­ни Окуд­жа­ва совер­шал попыт­ки воцер­ко­вить­ся. Окре­сти­ли его с име­нем Иоанн перед самой смер­тью по бла­го­сло­ве­нию архи­манд­ри­та Иоан­на Кре­стьян­ки­на. Отпе­ва­ли поэта в мос­ков­ском хра­ме свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Дами­а­на в Сто­леш­ни­ко­вом переулке.

Когда-то мно­го лет назад жена извест­но­го бар­да-шести­де­сят­ни­ка Була­та Окуд­жа­вы Оль­га – при­ез­жа­ла в Пско­во-Печер­ский мона­стырь к извест­но­му сво­ей пра­вед­но­стью отцу Иоан­ну (Кре­стьян­ки­ну). В раз­го­во­ре с иеро­мо­на­хом была затро­ну­та тема рав­но­ду­шия Була­та Шал­во­ви­ча к вопро­сам веры; сам он был некре­ще­ным, да и не думал при­об­щать­ся к Церк­ви. Все это очень силь­но бес­по­ко­и­ло веру­ю­щую Ольгу.

В ответ на ее сето­ва­ния отец Иоанн лишь спо­кой­но заме­тил: «Не вол­нуй­ся, ты сама его окре­стишь». У Оль­ги округ­ли­лись гла­за: как это она, не име­ю­щая духов­но­го сана, да к тому же жен­щи­на, будет кре­стить сво­е­го мужа!

«А вот так и окре­стишь!» – зага­доч­но отве­тил ста­рец. Оль­га лишь спро­си­ла в рас­те­рян­но­сти: «А как же я назо­ву его? Булат ведь имя не пра­во­слав­ное?» В ответ отец Иоанн ска­зал: «А назо­вешь, как меня, Ива­ном», – и поспе­шил по сво­им делам.

Весь этот стран­ный раз­го­вор Оль­га вспом­ни­ла лишь мно­го лет спу­стя в Пари­же – и даже не в те дни, когда уми­рал Окуд­жа­ва, а уже непо­сред­ствен­но после его смер­ти: тре­вол­не­ния и скорбь, свя­зан­ные с кон­чи­ной мужа, вытес­ни­ли тогда этот слу­чай из ее памя­ти. Толь­ко потом, вспом­нив все, она пора­зи­лась про­зор­ли­во­сти старца.

А про­изо­шло вот что: перед самой смер­тью Булат Шал­во­вич выска­зал жене во мно­гом неожи­дан­ное жела­ние кре­стить­ся. Окуд­жа­ва был настоль­ко плох, что звать свя­щен­ни­ка было уже позд­но. Оль­га зна­ла, что в подоб­ных осо­бых слу­ча­ях цер­ковь при­зна­ет таин­ство кре­ще­ния дей­стви­тель­ным, даже если его совер­шил миря­нин, глав­ное, что­бы была искрен­няя и горя­чая Вера. Имен­но тако­вой и была ситу­а­ция в Пари­же. В ответ на вопрос жены, какое имя он выби­ра­ет при кре­ще­нии, Булат Шал­во­вич сам назвал его: «Иван!».

Так вот и ото­шел Булат Окуд­жа­ва в мир иной с име­нем кре­щен­но­го во Хри­сте раба Божия Иоан­на, через 15 лет после про­зор­ли­вых слов отца Иоан­на (Кре­стьян­ки­на) – архи­манд­ри­та Пско­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, знав­ше­го, что имен­но так все и случится.

Свя­щен­ник Геор­гий Чистя­ков, кото­рый отпе­вал Окуд­жа­ву, отме­чал: «Почти во всех без исклю­че­ния его сти­хах ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие Божие, неви­ди­мое, но реаль­ное. Поэт, хотя сам он, сво­ей голо­вой, сво­им интел­лек­том не верил, вер­нее, не хотел верить в Бога, ‒ имен­но как поэт он бле­стя­ще почув­ство­вал Его присутствие».

В лири­ке Окуд­жа­вы посто­ян­но встре­ча­ют­ся биб­лей­ские обра­зы и рели­ги­оз­ные моти­вы, кото­рые на про­тя­же­нии твор­че­ско­го пути меня­ли свой смыс­ло­вой век­тор. Воцер­ко­в­ле­нию поэта пред­ше­ство­вал пере­лом­ный пери­од, в кото­рый Окуд­жа­ва напи­сал одно из сти­хо­тво­ре­ний, где рас­суж­да­ет о самых вол­ну­ю­щих его темах ‒ о вере и чело­ве­че­ской жиз­ни. Это сти­хо­тво­ре­ние «Поче­му мы исчезаем…».

Произведение

Сти­хо­тво­ре­ние «Поче­му мы исче­за­ем…» было напи­са­но в 1986 году, когда Була­ту Окуд­жа­ве было уже 62 года. Впер­вые текст был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Юность» вме­сте с дру­ги­ми девя­тью лири­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, кото­рые соста­ви­ли целост­ный цикл. Сти­хо­тво­ре­ние ста­ло важ­ным эта­пом осмыс­ле­ния поэтом темы суще­ство­ва­ния Бога и Его при­сут­ствия в жиз­ни людей.

«Поче­му мы исче­за­ем…» ‒ это поэ­ти­че­ский отклик Була­та Окуд­жа­вы на одну из вет­хо­за­вет­ных книг ‒ кни­гу Еккле­си­а­ста. В сти­хо­тво­ре­нии поэт раз­мыш­ля­ет о сво­ем жиз­нен­ном пути. Он осо­зна­ет неиз­беж­ный исход все­го, конеч­ность жиз­ни. Тра­ги­че­ский тон сти­хо­тво­ре­ния, задан­ный уже в пер­вых стро­ках, соот­вет­ству­ет тому настро­е­нию, с каким автор кни­ги Еккле­си­а­ста, кото­рым в хри­сти­ан­ском пре­да­нии явля­ет­ся царь Соло­мон, рас­ска­зы­ва­ет о том, что ничто не веч­но в этом мире ‒ все «суе­та сует».

Как Еккле­си­аст пытал­ся изве­дать все пре­муд­ро­сти мира, так и герой сти­хо­тво­ре­ния Окуд­жа­вы с высо­ты соб­ствен­но­го опы­та гово­рит о том, что все стре­мят­ся изве­дать и открыть исти­ну. Еккле­си­аст опи­сы­ва­ет кар­ти­ну веч­но­го кру­го­во­ро­та все­лен­ной и гово­рит, что накоп­ле­ние богат­ства, насла­жде­ния и поче­сти, ‒ все это уже было. Воз­вра­тит­ся прах в зем­лю, чем он и был ( Еккл.12:7 ), ‒ «в дым и пепел, в гли­но­зем, в солончаки».

Еккле­си­аст утвер­жда­ет: Что было, то и будет; и что дела­лось, то и будет делать­ся, и нет ниче­го ново­го под солн­цем ( Еккл.1:9 ), Род про­хо­дит, и род при­хо­дит, а зем­ля пре­бы­ва­ет во веки ( Еккл.1:4 ). Об этом веч­ном повто­ре­нии рас­суж­да­ет герой сти­хо­тво­ре­ния: «И гря­ду­щим поко­ле­ньям… тоже это предстоит».

Вре­мя рож­дать­ся и вре­мя уми­рать ( Еккл. 3:2 ); эта вет­хо­за­вет­ная цита­та ‒ один из глав­ных моти­вов сти­хо­тво­ре­ния Окуд­жа­вы. Герой сти­хо­тво­ре­ния постиг биб­лей­скую исти­ну о том, что непре­хо­дя­щим, веч­ным, зор­ким, все­ве­ду­щим явля­ет­ся толь­ко Бог. Здесь Окуд­жа­ва не отри­ца­ет Его, а при­ни­ма­ет, пусть пока и в духе вет­хо­за­вет­но­го муд­ре­ца. Со сти­хо­тво­ре­ния «Поче­му мы исче­за­ем» нача­лось серьез­ное осо­зна­ние поэтом Окуд­жа­вой под­лин­но­го при­сут­ствия Бога в чело­ве­че­ской жизни.

50 великих стихотворений: Булат Окуджава. Почему мы исчезаем…

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Он написал более 800 стихотворений, многие из них стали известными песнями. Он — всемирно известный бард, который сам не любил этого определения: «Для меня прежде всего важен Поэт». Теме ценности человеческой жизни и присутствии в ней Бога посвящено одно из самых сокровенных его стихотворений «Почему мы исчезаем…». Булат Окуджава — в проекте «50 великих стихотворений».

Почему мы исчезаем…

Исторический контекст

Автор

О произведении

Трудные слова

Почему мы исчезаем…

Почему мы исчезаем,
превращаясь в дым и пепел,
в глинозем, в солончаки,
в дух, что так неосязаем,
в прах, что выглядит нелепым, —
нытики и остряки?

Почему мы исчезаем
так внезапно, так жестоко,
даже слишком, может быть?
Потому что притязаем,
докопавшись до истока,
миру истину открыть.

Вот она в руках как будто,
можно, кажется, потрогать,
свет ее слепит глаза.
В ту же самую минуту
Некто нас берет под локоть
и уводит в небеса.

Это так несправедливо,
горько и невероятно —
невозможно осознать:
был счастливым, жил красиво,
но уже нельзя обратно,
чтоб по-умному начать.

Может быть, идущий следом,
зная обо всем об этом,
изберет надежный путь?
Может, новая когорта
из людей иного сорта
изловчится как-нибудь?

Все чревато повтореньем.
Он, объятый вдохновеньем,
зорко с облака следит.
И грядущим поколеньям,
обожженным нетерпеньем,
тоже это предстоит.

Исторический контекст

Стихотворение «Почему мы исчезаем. » было написано в 1986 году. Это было время перехода от долгого периода в истории СССР — эпохи застоя — к так называемой «перестройке». Кардинальные изменения в идеологической, политической и культурной жизни общества, которые начались уже в 1985 году, находили отражение в литературном процессе.

Утверждается свобода слова, гласность, совсем скоро из тени выйдет «возвращенная литература» — произведения Бунина, Шмелева, Ходасевича, Гумилёва, Тэффи, различные критические работы, статьи и мемуары, находившиеся под запретом в СССР до перестройки.

В это переходное время продолжают творить авторы, заявившие о себе еще во времена «оттепели», в 1960-е годы: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Вадим Шефнер, Новелла Матвеева и другие. Среди них был известный представитель жанра авторской песни, поэт Булат Окуджава.

Читать еще:  Стихи графа де бюсси

Автор

Булат Окуджава (1924–1997) родился в семье партийных работников в Москве, где и прожил большую часть жизни. В 1937 году, в период репрессий, его отца расстреляли, а мать сослали в исправительно-трудовой лагерь. Эти обстоятельства сильно повлияли на характер и последующее творчество Окуджавы, который еще в детстве начал писать стихи. За его воспитание взялась бабушка, а вскоре мальчик уехал к родственникам в Грузию.

Булат Окуджава на сцене

В 1942 году он ушел добровольцем на фронт, где служил минометчиком и радистом и был тяжело ранен. Отношение Окуджавы к войне было противоречивым. С одной стороны он прекрасно осознавал значение победы над нацизмом, о чем, к примеру, свидетельствует его всенародно известная песня со словами «Нас ждет огонь смертельный / И все ж бессилен он». Одновременно с этим Окуджава ненавидел войну, считал ее противоестественным явлением, которое лишает человека самого главного — права на жизнь, и это тоже отражалось в его творчестве. Тема ценности человеческой жизни навсегда станет определяющей в стихах поэта.

В 1945 году Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета, после окончания которого работал учителем. В это время он активно пишет стихи и сотрудничает с некоторыми газетами. С начала 1950-х годов стихи Окуджавы стали регулярно печатать, но настоящий успех пришел к нему в середине 50-х годов, когда он положил свои стихотворения на музыку и стал исполнять их под гитару. В своих текстах он обращался к повседневным, камерным темам, которые волновали всех.

Начинают выпускаться сборники стихов Окуджавы, он пишет киносценарии, его песни звучат в кино и на радио, магнитофонные записи расходятся тысячными экземплярами, выходят виниловые пластинки поэта, первая из которых — во Франции в 1968 году.

«Бард» — это не про него

Окуджаву называют одним из первых российских бардов наряду с Александром Галичем и Владимиром Высоцким. При этом все они давали своему творчеству совершенно иное жанровое определение. Окуджава постоянно поправлял: «Не барды, не менестрели, а поющие поэты». На своем первом публичном вечере Окуджава даже попросил, чтобы его представили публике именно как поэта: «Только не говорите, что это песни. Это стихи».

Булат Окуджава читает свое стихотворение «У поэтов соперников нету. «

Отношение к авторской песне у него было сложное. В 1988 году, когда поэт стал говорить, что жанр авторской песни изжил себя, он признался: «Я не знаю, что такое — бард. Для меня все равно в первую очередь существуют стихи (…) Хотя меня и называют бардом, певцом, исполнителем — все это проходит мимо, все это очень условно (. ). Повторю, для меня существует Поэт, читающий свои стихи и напевающий их…»


«Всю жизнь стихами атеиста / Тебе он, Господи, служил!»

На протяжении всего жизненного пути Окуджава не раз характеризовал свое мировоззрение как атеистически скептическое. Особенно это было заметно в раннем творчестве: «Не верю в Бога и в судьбу». Но наряду с этим поэт задавался вопросом «Пусть Бога нет, но что же значит Бог?».

Окуджава не был настроен богоборчески и подчеркивал: «Я уважаю веру других людей и хочу, чтобы они также уважали мои убеждения». Однако христианские мотивы в его поэзии присутствовали постоянно.

Вот комната эта — храни ее Бог —
Мой дом, мою крепость и волю.
Четыре стены, потолок и порог,
И тень моя с хлебом и солью.

И в комнате этой ночною порой
Я к жизни иной прикасаюсь.
Но в комнате этой, отнюдь не герой,
Я плачу, молюсь и спасаюсь.

Весь его долгий жизненный путь — это постоянный духовный поиск, путь к вере.

«Всю жизнь стихами атеиста / Тебе он, Господи, служил!», — так противоречиво высказался поэт Андрей Вознесенский о Булате Окуджаве.

В последние годы жизни Окуджава совершал попытки воцерковиться. Окрестили его с именем Иоанн перед самой смертью по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина. Отпевали поэта в московском храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Священник Георгий Чистяков, который отпевал Окуджаву, отмечал: «Почти во всех без исключения его стихах ощущается присутствие Божие, невидимое, но реальное. Поэт, хотя сам он, своей головой, своим интеллектом не верил, вернее, не хотел верить в Бога, — именно как поэт он блестяще почувствовал Его присутствие».

Церковь Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, где отпевали Окуджаву. Link

В лирике Окуджавы постоянно встречаются библейские образы и религиозные мотивы, которые на протяжении творческого пути меняли свой смысловой вектор. Воцерковлению поэта предшествовал переломный период, в который Окуджава написал одно из стихотворений, где рассуждает о самых волнующих его темах — о вере и человеческой жизни. Это стихотворение «Почему мы исчезаем…».

Произведение

Стихотворение «Почему мы исчезаем…» было написано в 1986 году, когда Булату Окуджаве было уже 62 года. Впервые текст был опубликован в журнале «Юность» вместе с другими девятью лирическими произведениями, которые составили целостный цикл. Стихотворение стало важным этапом осмысления поэтом темы существования Бога и Его присутствия в жизни людей.

«Почему мы исчезаем…» — это поэтический отклик Булата Окуджавы на одну из ветхозаветных книг — книгу Екклесиаста. В стихотворении поэт размышляет о своем жизненном пути. Он осознает неизбежный исход всего, конечность жизни. Трагический тон стихотворения, заданный уже в первых строках, соответствует тому настроению, с каким автор книги Екклесиаста, которым в христианском предании является царь Соломон, рассказывает о том, что ничто не вечно в этом мире — все «суета сует».

Царь Соломон (иконографическое изображение)

Как Екклесиаст пытался изведать все премудрости мира, так и герой стихотворения Окуджавы с высоты собственного опыта говорит о том, что все стремятся изведать и открыть истину. Екклесиаст описывает картину вечного круговорота вселенной и говорит, что накопление богатства, наслаждения и почести, — все это уже было. Возвратится прах в землю, чем он и был (Еккл 12:7), — «в дым и пепел, в глинозем, в солончаки».

Екклесиаст утверждает: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1:4). Об этом вечном повторении рассуждает герой стихотворения: «И грядущим поколеньям… тоже это предстоит».

Французская виниловая пластинка с песнями Окуджавы (1972)

Время рождаться и время умирать (Еккл 3:2); эта ветхозаветная цитата — один из главных мотивов стихотворения Окуджавы. Герой стихотворения постиг библейскую истину о том, что непреходящим, вечным, зорким, всеведущим является только Бог. Здесь Окуджава не отрицает Его, а принимает, пусть пока и в духе ветхозаветного мудреца. Со стихотворения «Почему мы исчезаем» началось серьезное осознание поэтом Окуджавой подлинного присутствия Бога в человеческой жизни.

Трудные слова

Глинозём — твердая глинистая почва.

Солончаки — почвы степных, пустынных и полупустынных зон, содержащие соли.

Притязать — предъявлять свои права на что-либо, претендовать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector