26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха сколько просьб у любимой всегда

«Столько просьб у любимой всегда. » А. Ахматова

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос, помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Дата создания: 1913 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»

В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом. Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской. Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».

Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.

Столько просьб у любимой. Столько просьб у любимой всегда! Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»

«Не будем пить из одного стакана…»

Обращено к М. Л. Лозинскому. Подтверждение этого – в записи Л. К. Чуковской от 10 мая 1940 г.:

«…Продиктовала мне мелкие поправки к стихотворению «Не будем пить из одного стакана…» – Михаил Леонидович обиделся, увидев, что я переменила, сделала не так, как было в молодости. И вот, восстанавливаю по-старому, – объяснила она. «Как? Значит, это ему!» – подумала я, но не произнесла» (Чуковская, т. 1, с. 108).

«Настоящую нежность не спутаешь…»

«Речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия? А что если еще раз прочесть да заметить, что когда бы мы так разговаривали, то, для полного исчерпания многих людских отношений, каждому с каждым довольно было бы обменяться двумя-тремя восьмистишиями – и было бы царство молчания. А не в молчании ли слово дорастает до той силы, которая пресуществляет его в поэзию?

Настоящую нежность не спутаешь

какая простая, совсем будничная фраза, как она спокойно переходит из стиха в стих, и как плавно и с оттяжкою течет первый стих – чистые анапесты, коих ударения отдалены от концов слов, так кстати к дактилической рифме стиха. Но вот, плавно перейдя во второй стих, речь сжимается и сечется: два анапеста, первый и третий, стягиваются в ямбы, а ударения, совпадая с концами слов, секут стих на твердые стопы. Слышно продолжение простого изречения:

…нежности не спутаешь

Ни с чем, и она тиха, –

но ритм уже передал гнев, где-то глубоко задержанный, и все стихотворение вдруг напряглось им. Этот гнев решил все: он уже подчинил и принизил душу того, к кому обращена речь; потому в следующих стихах уже выплыло на поверхность торжество победы – в холодноватом презрении:

Ты напрасно бережно кутаешь…

Чем же особенно ясно обозначается сопровождающее речь душевное движение? Самые слова на это не расходуются, но работает опять течение и падение их: это «бережно кутаешь» так изобразительно и так, если угодно, изнеженно, что и любимому могло бы быть сказано, оттого тут и бьется оно. А дальше уже почти издевательство в словах:

Мне плечи и грудь в меха… –

это дательных падеж, так приближающий ощущение и выдающий какое-то содрогание отвращения, а в то же время звуки, звуки! «Мне плечи и грудь…» – какой в этом спондее и анапесте нежный хруст все нежных, чистых и глубоких звуков.

Но вдруг происходит перемена тона на простой и значительный, и как синтаксически подлинно обоснована эта перемена: повторение слова «напрасно» с «и» перед ним:

И напрасно слова покорные…

На напрасную попытку дерзостной нежности дан был ответ жесткий, и особо затем оттенено, что напрасны и покорные слова; особливость этого оттенения очерчивается тем, что соответствующие стихи входят уже в другую рифмическую систему, во второе четверостишие:

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как это опять будто заурядно сказано, но какие отсветы играют на лоске этого щита – щит ведь все стихотворение. Но сказано: и напрасно слова покорные говоришь… Усиление представления о говорение не есть ли уже и изобличение? И нет ли иронии в словах «покорные», «о первой»? И не оттого ли ирония так чувствуется, что эти слова выносятся на стянутых в ямбы анапестах, на ритмических затаениях?

В последних двух стихах:

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои! –

опять непринужденность и подвижная выразительность драматической прозы в словосочетании, а в то же время тонкая лирическая жизнь в ритме, который вынося на стянутом в ямб анапесте слово «эти», делает взгляды, о которых упоминается, в самом деле «этими», то есть вот здесь, сейчас видимыми. А самый способ введения последней фразы, после обрыва предыдущей волны, восклицательным словом «как», – он сразу показывает, что в этих словах нас ждет нечто совсем новое и окончательное. Последняя фраза полна горечи, укоризны, приговора и еще чего-то. Чего же? – Поэтического освобождения от всех горьких чувств и от стоящего тут человека; он несомненно чувствуется, а чем дается? Только ритмом последней строки, чистыми, этими совершенно свободно, без всякой натяжки раскатившимися анапестами; в словах еще горечь «несытые взгляды твои», но под словами уже полет.

«Столько просьб у любимой всегда!…» Анна Ахматова

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос, помоги!-
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»

В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом. Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской. Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».

Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.

Читать еще:  Как незнайка сочинял стихи иллюстрации

«Столько просьб у любимой всегда. »

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос, помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

«Эти муки, жалобы и такое уж крайнее смирение – не слабость ли это духа, не простая ли сентиментальность? Конечно, нет: самое голосоведение Ахматовой, твердое и уж скорее самоуверенное, самое спокойствие в признании и болей, и слабостей, самое, наконец, изобилие поэтически претворенных мук – все это свидетельствует не о плаксивости по случаю жизненных пустяков, но открывает лирическую душу, скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную.

Огромное страдание этой совсем не так легко уязвимой души объясняется размерами ее требований, тем, что она хочет радоваться ли, страдать ли только по великим поводам. Другие люди ходят в миру, ликуют, падают, ушибаются друг о друга, но все это происходит здесь, в середине мирового круга; а вот Ахматова принадлежит к тем, которые дошли как-то до его «края» – и что бы им повернуться и пойти обратно в мир? Но нет, они бьются, мучительно и безнадежно, у замкнутой границы, и кричат, и плачут. Не понимающий их желания считает их чудаками и смеется над их пустячными стонами, не подозревая, что если бы эти самые жалкие юродивые вдруг забыли бы свою нелепую страсть и вернулись в мир, то железными стопами пошли бы они по телам его, живого мирского человека; тогда бы он узнал жестокую силу там у стенки по пустякам слезившихся капризниц и капризников».

Николай Недоброво. «Анна Ахматова»

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных.
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

«Цветов и неживых вещей. »

Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.

Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха.

«Вижу выцветший флаг над таможней. »

Вижу выцветший флаг над таможней
И над городом желтую муть.
Вот уж сердце мое осторожней
Замирает, и больно вздохнуть.

«О стихах Анны Ахматовой говорить особенно трудно, и мы не боимся признаться в этом. Отметив их очаровательную интимность, их изысканную певучесть, хрупкую тонкость их как будто небрежной формы, мы все-таки ничего не скажем о том, что составляет их обаяние. Стихи Ахматовой очень просты, немногоречивы, в них поэтесса сознательно умалчивает о многом – и едва ли не это составляет их главную прелесть.

Владислав Ходасевич. «Рецензия на книгу Анны Ахматовой «Четки»». 1914

Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.

«Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской девчонке», они мало того что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволистической поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут окажетесь самыми значительными».

😢 Столько просьб у любимой всегда!

  • 💕 Ревность
  • 🎈 Ахматова

Как и всякая женщина Анна Ахматова испытывает боль от измены дорогого человека, она так же страдает, у неё такие же солёные слёзы. В 1912 году на фоне очередной измены мужа Николая Гумилёва поэтесса пишет стих «Столько просьб у любимой всегда», которое отражает состояние души обманутой женщины.

Сарказм на фоне боли

В стихотворение легко проскальзывает сарказм, коим она пытается защититься, как щитом, от внутренней боли.

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.

Начинается стихотворение со сравнения отношения к мужчине любимой и нелюбимой женщины. Любимая всегда есть источник просьб, так как она знает, что мужчина её не откажет, а какая женщина не любит подарки от дорогого человека. Другое дело разлюбленные – просить у того, кто тебя не любит, кто тебе изменяет и предаёт – это плевок в себя.

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.

Причина измены банальна – это слишком сладкое земное питьё на фоне плотных любовных сетей. По мнению поэтессы и жены, Гумилёв не смог пройти мимо расставленных силков и не сумел противостоять сладости земного пития.

Горькая слава вместо любви

На фоне измены, тая в душе ревность, Ахматова отказывается от покоя и любви, оставляя себе горькую славу обманутой женщины. Да, пусть будет так, это больно, но любая боль проходит, а делать вид, что ничего не случилось Анна Андреевна не хочет.

Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Отрадой являются только дети и стихи, последние помогают пережить душевную боль, они утешают и нежно гладят по головке, как-бы повторяя слова Соломона «И это пройдёт».

Технический анализ

Стихотворение написано в перекрёстной рифме (всегда – не бывает – вода – замирает) в жанре любовно лирики. Строки легко читаются, не хранят тайн между строф и быстро учатся. В качестве средств украшения используются эпитеты (светлый покров, земное питье, биографии славной и т д.). Имеются метафоры (любовные сети, ломкий покров и т п.).

Текст

И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Слушаем аудио стиха

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога – это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд – столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Анна Андреевна Ахматова. «Столько просьб у любимой всегда!…»

Анна Андреевна Ахматова

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича.

Читать еще:  Я эту собаку запомнил как человека стихи

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом.

Лев с родителями, Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой

Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской.

Ольга Высотская

Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».

Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.

А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Цели:

  • создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
  • развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
  • воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • стихи А.А. Ахматовой – р/м у каждого уч-ся;
  • Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.

Слайд 1. Организационный момент.

Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и рассказать о нём, самое серьёзное внимание – анализу поэтического текста, повторить размеры русского стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста.

Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.

Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).

– Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?

Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.

Прошу обратить внимание на следующий вид – Развалины древнего Парфенона.

В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?

Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии.

Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати. ”

– Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?

– Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в. до н.э…..20 век н.э.

Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре – появилась “вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо – Анна Ахматова

Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”.

I. Лирическая героиня Ахматовой.

Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:

“Столько просьб у любимой всегда!”

“А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”

“Высокие своды костела. ”

“Меня покинул в новолунье. ”

Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса.

II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).

– Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей)

– Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.

Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает.
Как много камней брошено в меня.

III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.

Слайд 8. “Песенка”.

1) Чтение наизусть учащимся.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой

2) Образ лирической героини в стихотворении.

Слайд 9. Художественные средства создания образа.

Фольклорно-песенные традиции – характерный приём народной поэзии.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.

На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во время работы.

Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю.

Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?

3) Слайды 12-14. Беседа “Размеры русского стихосложения”.

а) Комментарии слайдов учащимися:

“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”

“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”

Дольник – вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.

– Как организована поэтическая речь Ахматовой.

б) Давайте определим стихотворный размер произведения.

в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.

Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник – излюбленный размер в фольклоре)

Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества.

4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.

Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.

Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.

Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния л. г.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.

Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема – тема женщины-поэта, крестного пути поэта.

5) Символика звукового фона произведения.

Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.

Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое – вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.

И наконец Голос твой – на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам

надындивидуальный голос судьбы,

голос доли – муки и в национальном, и в мировом масштабе.

Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.

IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?

Самостоятельная работа с учебником.

За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта, её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.

Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914).

Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня?

(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно. )

Слайд 20. “Мини-тестовое задание”.

. А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.

Возникает образ Музы, созданный с помощью:

б) сравнительного оборота;

Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает возложенную на неё миссию. Поэтический дар – для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.

Слайд 22. Рефлексия.

Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.

Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.

Читать еще:  Кому дано писать стихи

Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914 года началась I мировая война.

Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.

Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.

Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма “Реквием” – чтение, комментарии; стр.342-347 – изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.

Конспект урока: «Я научила женщин говорить…» (Любовная лирика Анны Ахматовой)

Урок-размышление

Тема: «Я научила женщин говорить…» (Любовная лирика Анны Ахматовой)

Цель: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой.

– совершенствовать навыки поэтического анализа стихотворений;

– вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, иллюстрации, интерактивная доска, презентация «Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой».

Определение учащимися темы и цели урока.

Работа по теме урока.

Слово учителя (сопровождается показом слайдов презентации).

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о любви. Мы уже говорили с вами, как изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Кого-то из вас уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё впереди. Говорить мы будем о творчестве поэтессы А.Ахматовой, которая своим творчеством смогла глубоко проникнуть в души многих людей. Мы живём в начале XXI века, она жила в первой трети XX, но ее поэзия до сих пор задевает за живое, не оставляет человека равнодушным. А.А. Ахматова – совершенно уникальная поэтесса своего времени, стихи которой читали и перечитывали, незаурядную внешность которой сравнивали с античными героями. Она даже стала в Оксфорде почетным доктором наук. Ее стихи стали предметом исследования многих литераторов. Сама Ахматова неоднократно указывала на тот факт, что частенько вдохновлялась творчеством Пушкина, которому были свойственны и краткие выразительные формы и меткий психологизм в создании образов и произведений.

Ахматова родилась на рубеже двух веков, детство провела в Царском Селе, особая атмосфера которого стала дорогой ее сердцу на многие годы. Там она вдохновлялась романтическими встречами с Николаем Гумилевым. Тут она начала писать стихи, которые буквально раскрывали перед читателем многогранность ее женской души, где каждый стих глубоко личный, выстраданный и потому такой пронзительный и уникальный. Ахматова щедро делилась с читателем своими переживаниями и сугубо сокровенными событиями. Она буквально жила рифмованным слогом. За такую обнаженную искренность ее и ценят до сих пор и коллеги, и читатель, и критик.

Любовная лирика, остросюжетная психологическая драма, трагические эмоции, влюбленность и отверженность, гордость и смирение – все это можно найти в ее стихах. Герои ее произведений сложны и многогранны. Это может быть друг, любовник или брат в зависимости от контекста стихотворения. В своих любовных проявлениях она торжествует, страдает, молит и скорбит. В этом и была вся Ахматова – за что ее любили и продолжают любить массы читателей. Ее лирика искренняя и для каждого своя.

Анна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь.

Поэтесса входила в поэзию в ту пору, которая известна теперь как серебряный век в истории русского искусства. Её стихи вызывали желание говорить об открывшемся в них мире женской души, страстной, нежной, гордой.

Это о ней скажет Н.Гумилев: «… ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Сама А. Ахматова не любила этого слова и предпочитала называть себя поэтом.

Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.

В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!

Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой учащимися.

Стихотворение “А ты думал – я тоже такая…”.

– О чём это стихотворение? Назовите метафоры, сравнения, используемые автором.

Стихотворение “То пятое время…”

– В одном из своих стихотворений Анна Ахматова назвала любовь “пятым временем года”.

– Да, стихи Ахматовой вызывают желание говорить о мире, рамки которого были очерчены любовью-чувством, составлявшим в её стихах содержание человеческой души.

Стихотворение “Сердце к сердцу не приковано”.

– В своих стихах поэтесса является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставленной.

Стихотворение “Столько просьб у любимой всегда…”

– В стихах о любви она говорит о том, какими переживаниями живёт сердце героини. Когда Ахматова говорила о любви, она говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Поэтому мир любовной лирики поэтессы предстаёт перед нами реальным.

Стихотворение “Разлука”

-Ребята, а вам понравилось это стихотворение? Содержание одного стихотворения перекликается с содержанием другого?

5. Поэтический анализ стихотворения.

Любовь, по словам одного современника А.Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.

Чтение наизусть ученицей стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью».

-Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?

(Стихотворение поражает нас силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания. А заканчивается оно молитвой о женщине « дай вам Бог любимой быть другим!»)

Это не как у Лермонтова: «Будь счастлива несчастием моим».

А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?

(Лирическая героиня второго стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве).

Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.

Что в них необычного?

Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого

стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.

Обратимся к первой строке: «Сжала руки под темной вуалью…» Это словно снимок остановленного мгновения! На это указывает многоточие. Героиня закрывает бледное лицо и вуалью, и руками. О чем это свидетельствует?

-Что из себя представляет 2 строчка?

Можем ли знать, кто задает этот вопрос?

-Разговор ведется с невидимым собеседником.

-Как выдумаете, кто это мог быть?

-Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.

Вопрос: Что дает нам возможность так считать?

Ответ: Героиня чувствует свою вину.

Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.

Обратите внимание: нет ни имени, ни пока – других «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.

-Узнаем ли мы, о чем был разговор?

Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!

-В чем признается читателю лирическая героиня?

«… я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?

Метафора – выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

-А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?

(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)

Но поэтесса нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.

И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?

Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?

(Кислый и вяжущий на вкус, вызывающий оскомину)

Тут кроме слов появился и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.

«Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?

И здесь мы видим, что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.

-А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совершенном. Ошеломлена произошедшим.

– Как поступает героиня?

« Я сбежала, перил не касаясь.

Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности…

Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.

Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это последняя возможность. Мы ведь понимаем, что он ей не безразличен!

И здесь Ахматова использует интересный стихотворный прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!

«Как забуду? Он вышел шатаясь, —- это видит героиня

Искривился мучительно рот… —- внутренний монолог поэта, ведь этого героиня уже видеть не может.

-Как дальше поступает героиня?

Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?

И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.

Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.

Уже не верит ей, но благородно изображает… спокойствие.

«Улыбнулся спокойно ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко. Что это?

(Оксюморон). Это не просто противопоставление противоположного, а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!

-Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.

Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.

Главное, мы не остаемся равнодушными!

-Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.

Сильная или слабая лирическая героиня?

Возможный ответ: сильная женщина, она может противостоять судьбе.

Вопрос: В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?( уч-ся дают ответ в тетради).

– раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.

– А. Ахматова « дала литературе целую книгу женской души»

6. Итог урока: Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.

7. Домашнее задание:

1. Написать свои размышления над строками стихотворения А.Ахматовой

2 .Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: