Анализ стиха сколько просьб у любимой всегда
«Столько просьб у любимой всегда. » А. Ахматова
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану – Христос, помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
Дата создания: 1913 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»
В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом. Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской. Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».
Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.
Столько просьб у любимой. Столько просьб у любимой всегда! Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»
«Не будем пить из одного стакана…»
Обращено к М. Л. Лозинскому. Подтверждение этого – в записи Л. К. Чуковской от 10 мая 1940 г.:
«…Продиктовала мне мелкие поправки к стихотворению «Не будем пить из одного стакана…» – Михаил Леонидович обиделся, увидев, что я переменила, сделала не так, как было в молодости. И вот, восстанавливаю по-старому, – объяснила она. «Как? Значит, это ему!» – подумала я, но не произнесла» (Чуковская, т. 1, с. 108).
«Настоящую нежность не спутаешь…»
«Речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия? А что если еще раз прочесть да заметить, что когда бы мы так разговаривали, то, для полного исчерпания многих людских отношений, каждому с каждым довольно было бы обменяться двумя-тремя восьмистишиями – и было бы царство молчания. А не в молчании ли слово дорастает до той силы, которая пресуществляет его в поэзию?
Настоящую нежность не спутаешь
какая простая, совсем будничная фраза, как она спокойно переходит из стиха в стих, и как плавно и с оттяжкою течет первый стих – чистые анапесты, коих ударения отдалены от концов слов, так кстати к дактилической рифме стиха. Но вот, плавно перейдя во второй стих, речь сжимается и сечется: два анапеста, первый и третий, стягиваются в ямбы, а ударения, совпадая с концами слов, секут стих на твердые стопы. Слышно продолжение простого изречения:
…нежности не спутаешь
Ни с чем, и она тиха, –
но ритм уже передал гнев, где-то глубоко задержанный, и все стихотворение вдруг напряглось им. Этот гнев решил все: он уже подчинил и принизил душу того, к кому обращена речь; потому в следующих стихах уже выплыло на поверхность торжество победы – в холодноватом презрении:
Ты напрасно бережно кутаешь…
Чем же особенно ясно обозначается сопровождающее речь душевное движение? Самые слова на это не расходуются, но работает опять течение и падение их: это «бережно кутаешь» так изобразительно и так, если угодно, изнеженно, что и любимому могло бы быть сказано, оттого тут и бьется оно. А дальше уже почти издевательство в словах:
Мне плечи и грудь в меха… –
это дательных падеж, так приближающий ощущение и выдающий какое-то содрогание отвращения, а в то же время звуки, звуки! «Мне плечи и грудь…» – какой в этом спондее и анапесте нежный хруст все нежных, чистых и глубоких звуков.
Но вдруг происходит перемена тона на простой и значительный, и как синтаксически подлинно обоснована эта перемена: повторение слова «напрасно» с «и» перед ним:
И напрасно слова покорные…
На напрасную попытку дерзостной нежности дан был ответ жесткий, и особо затем оттенено, что напрасны и покорные слова; особливость этого оттенения очерчивается тем, что соответствующие стихи входят уже в другую рифмическую систему, во второе четверостишие:
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как это опять будто заурядно сказано, но какие отсветы играют на лоске этого щита – щит ведь все стихотворение. Но сказано: и напрасно слова покорные говоришь… Усиление представления о говорение не есть ли уже и изобличение? И нет ли иронии в словах «покорные», «о первой»? И не оттого ли ирония так чувствуется, что эти слова выносятся на стянутых в ямбы анапестах, на ритмических затаениях?
В последних двух стихах:
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои! –
опять непринужденность и подвижная выразительность драматической прозы в словосочетании, а в то же время тонкая лирическая жизнь в ритме, который вынося на стянутом в ямб анапесте слово «эти», делает взгляды, о которых упоминается, в самом деле «этими», то есть вот здесь, сейчас видимыми. А самый способ введения последней фразы, после обрыва предыдущей волны, восклицательным словом «как», – он сразу показывает, что в этих словах нас ждет нечто совсем новое и окончательное. Последняя фраза полна горечи, укоризны, приговора и еще чего-то. Чего же? – Поэтического освобождения от всех горьких чувств и от стоящего тут человека; он несомненно чувствуется, а чем дается? Только ритмом последней строки, чистыми, этими совершенно свободно, без всякой натяжки раскатившимися анапестами; в словах еще горечь «несытые взгляды твои», но под словами уже полет.
«Столько просьб у любимой всегда!…» Анна Ахматова
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану – Христос, помоги!-
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
Анализ стихотворения Ахматовой «Столько просьб у любимой всегда!…»
В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом. Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской. Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».
Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.
«Столько просьб у любимой всегда. »
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану – Христос, помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
«Эти муки, жалобы и такое уж крайнее смирение – не слабость ли это духа, не простая ли сентиментальность? Конечно, нет: самое голосоведение Ахматовой, твердое и уж скорее самоуверенное, самое спокойствие в признании и болей, и слабостей, самое, наконец, изобилие поэтически претворенных мук – все это свидетельствует не о плаксивости по случаю жизненных пустяков, но открывает лирическую душу, скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную.
Огромное страдание этой совсем не так легко уязвимой души объясняется размерами ее требований, тем, что она хочет радоваться ли, страдать ли только по великим поводам. Другие люди ходят в миру, ликуют, падают, ушибаются друг о друга, но все это происходит здесь, в середине мирового круга; а вот Ахматова принадлежит к тем, которые дошли как-то до его «края» – и что бы им повернуться и пойти обратно в мир? Но нет, они бьются, мучительно и безнадежно, у замкнутой границы, и кричат, и плачут. Не понимающий их желания считает их чудаками и смеется над их пустячными стонами, не подозревая, что если бы эти самые жалкие юродивые вдруг забыли бы свою нелепую страсть и вернулись в мир, то железными стопами пошли бы они по телам его, живого мирского человека; тогда бы он узнал жестокую силу там у стенки по пустякам слезившихся капризниц и капризников».
Николай Недоброво. «Анна Ахматова»
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных.
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
«Цветов и неживых вещей. »
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.
Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха.
«Вижу выцветший флаг над таможней. »
Вижу выцветший флаг над таможней
И над городом желтую муть.
Вот уж сердце мое осторожней
Замирает, и больно вздохнуть.
«О стихах Анны Ахматовой говорить особенно трудно, и мы не боимся признаться в этом. Отметив их очаровательную интимность, их изысканную певучесть, хрупкую тонкость их как будто небрежной формы, мы все-таки ничего не скажем о том, что составляет их обаяние. Стихи Ахматовой очень просты, немногоречивы, в них поэтесса сознательно умалчивает о многом – и едва ли не это составляет их главную прелесть.
Владислав Ходасевич. «Рецензия на книгу Анны Ахматовой «Четки»». 1914
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
«Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской девчонке», они мало того что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволистической поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут окажетесь самыми значительными».
😢 Столько просьб у любимой всегда!
- 💕 Ревность
- 🎈 Ахматова
Как и всякая женщина Анна Ахматова испытывает боль от измены дорогого человека, она так же страдает, у неё такие же солёные слёзы. В 1912 году на фоне очередной измены мужа Николая Гумилёва поэтесса пишет стих «Столько просьб у любимой всегда», которое отражает состояние души обманутой женщины.
Сарказм на фоне боли
В стихотворение легко проскальзывает сарказм, коим она пытается защититься, как щитом, от внутренней боли.
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
Начинается стихотворение со сравнения отношения к мужчине любимой и нелюбимой женщины. Любимая всегда есть источник просьб, так как она знает, что мужчина её не откажет, а какая женщина не любит подарки от дорогого человека. Другое дело разлюбленные – просить у того, кто тебя не любит, кто тебе изменяет и предаёт – это плевок в себя.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Причина измены банальна – это слишком сладкое земное питьё на фоне плотных любовных сетей. По мнению поэтессы и жены, Гумилёв не смог пройти мимо расставленных силков и не сумел противостоять сладости земного пития.
Горькая слава вместо любви
На фоне измены, тая в душе ревность, Ахматова отказывается от покоя и любви, оставляя себе горькую славу обманутой женщины. Да, пусть будет так, это больно, но любая боль проходит, а делать вид, что ничего не случилось Анна Андреевна не хочет.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
Отрадой являются только дети и стихи, последние помогают пережить душевную боль, они утешают и нежно гладят по головке, как-бы повторяя слова Соломона «И это пройдёт».
Технический анализ
Стихотворение написано в перекрёстной рифме (всегда – не бывает – вода – замирает) в жанре любовно лирики. Строки легко читаются, не хранят тайн между строф и быстро учатся. В качестве средств украшения используются эпитеты (светлый покров, земное питье, биографии славной и т д.). Имеются метафоры (любовные сети, ломкий покров и т п.).
Текст
И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
Слушаем аудио стиха
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога – это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
- Все (1)
–Постоянные читатели
- Все (213)
–Сообщества
–Статистика
Анна Андреевна Ахматова. «Столько просьб у любимой всегда!…»
Анна Андреевна Ахматова
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану — Христос, помоги!—
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича.
Анна Ахматова и Николай Гумилёв
Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. В итоге мрачное предсказание сбылось. После свадьбы Гумилев довольно быстро охладел к молодой супруге. Скорей всего, процесс завоевания для него был куда важнее и интереснее последующего обладания полученным призом. В марте 1912 года Николай Степанович выпустил сборник «Чужое небо». На его страницах Ахматова представала то отравительницей, то колдуньей с Лысой Горы, то влюбленной в Мефистофеля Маргаритой. Так или иначе – с женщиной лирический герой вел борьбу не на жизнь, а на смерть. В сентябре 1912 года Анна Андреевна родила Гумилеву сына, которого назвали Львом.
Лев с родителями, Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой
Спустя короткое время после появления мальчика на свет отношения между супругами окончательно превратились практически в формальность. Как вспоминала Ахматова, они «перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга». Осенью 1913 года Николай Степанович вернулся из очередной африканской экспедиции. Анна Андреевна встретила мужа с адресованными ему письмами от актрисы Ольги Высотской.
Ольга Высотская
Он в ответ только смущенно улыбался. После этого эпизода на свет появилось стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда. ».
Главное, что необходимо знать о лирической героине рассматриваемого текста, дается в самом начале – ее разлюбил мужчина. Интересный момент – ничего не говорится о его уходе к другой женщине. Получается, формально отношения продолжаются, но любви с одной стороны уже нет. Далее упоминается пейзажная деталь, помогающая определить примерно время действия: вода замирает под бесцветным ледком, значит, на дворе стоит осень. Героиня стихотворения готова пойти на отчаянный шаг – встать на тонкий лед. К возлюбленному у нее остается единственная просьба – беречь ее письма, чтобы потомки смогли их рассудить. С нескрываемой иронией она называет мужчину мудрым и смелым, а его биографию именует славной. В финале текста героиня выражает надежду на посмертную славу, хоть и горькую. Эта слава служит своего рода возмещением за любовь и покой, которые не сумел додать ей возлюбленный при жизни.
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс
Класс: 11
Презентация к уроку
Цели:
- создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
- развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
- воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.
Оборудование:
- стихи А.А. Ахматовой – р/м у каждого уч-ся;
- Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.
Слайд 1. Организационный момент.
Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и рассказать о нём, самое серьёзное внимание – анализу поэтического текста, повторить размеры русского стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста.
Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.
Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).
– Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?
Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.
Прошу обратить внимание на следующий вид – Развалины древнего Парфенона.
В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?
Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии.
Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати. ”
– Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?
– Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в. до н.э…..20 век н.э.
Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре – появилась “вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо – Анна Ахматова
Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”.
I. Лирическая героиня Ахматовой.
Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:
“Столько просьб у любимой всегда!”
“А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”
“Высокие своды костела. ”
“Меня покинул в новолунье. ”
Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса.
II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).
– Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей)
– Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.
Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает.
Как много камней брошено в меня.
III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.
Слайд 8. “Песенка”.
1) Чтение наизусть учащимся.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой
2) Образ лирической героини в стихотворении.
Слайд 9. Художественные средства создания образа.
Фольклорно-песенные традиции – характерный приём народной поэзии.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во время работы.
Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю.
Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?
3) Слайды 12-14. Беседа “Размеры русского стихосложения”.
а) Комментарии слайдов учащимися:
“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”
“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”
Дольник – вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.
– Как организована поэтическая речь Ахматовой.
б) Давайте определим стихотворный размер произведения.
в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.
Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник – излюбленный размер в фольклоре)
Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества.
4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.
Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния л. г.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.
Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема – тема женщины-поэта, крестного пути поэта.
5) Символика звукового фона произведения.
Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.
Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое – вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.
И наконец Голос твой – на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам
надындивидуальный голос судьбы,
голос доли – муки и в национальном, и в мировом масштабе.
Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.
IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?
Самостоятельная работа с учебником.
За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта, её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.
Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914).
Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня?
(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно. )
Слайд 20. “Мини-тестовое задание”.
. А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
б) сравнительного оборота;
Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает возложенную на неё миссию. Поэтический дар – для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.
Слайд 22. Рефлексия.
Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.
Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.
Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914 года началась I мировая война.
Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.
Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.
Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма “Реквием” – чтение, комментарии; стр.342-347 – изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.
Конспект урока: «Я научила женщин говорить…» (Любовная лирика Анны Ахматовой)
Урок-размышление
Тема: «Я научила женщин говорить…» (Любовная лирика Анны Ахматовой)
Цель: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой.
– совершенствовать навыки поэтического анализа стихотворений;
– вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, иллюстрации, интерактивная доска, презентация «Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой».
Определение учащимися темы и цели урока.
Работа по теме урока.
Слово учителя (сопровождается показом слайдов презентации).
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о любви. Мы уже говорили с вами, как изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Кого-то из вас уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё впереди. Говорить мы будем о творчестве поэтессы А.Ахматовой, которая своим творчеством смогла глубоко проникнуть в души многих людей. Мы живём в начале XXI века, она жила в первой трети XX, но ее поэзия до сих пор задевает за живое, не оставляет человека равнодушным. А.А. Ахматова – совершенно уникальная поэтесса своего времени, стихи которой читали и перечитывали, незаурядную внешность которой сравнивали с античными героями. Она даже стала в Оксфорде почетным доктором наук. Ее стихи стали предметом исследования многих литераторов. Сама Ахматова неоднократно указывала на тот факт, что частенько вдохновлялась творчеством Пушкина, которому были свойственны и краткие выразительные формы и меткий психологизм в создании образов и произведений.
Ахматова родилась на рубеже двух веков, детство провела в Царском Селе, особая атмосфера которого стала дорогой ее сердцу на многие годы. Там она вдохновлялась романтическими встречами с Николаем Гумилевым. Тут она начала писать стихи, которые буквально раскрывали перед читателем многогранность ее женской души, где каждый стих глубоко личный, выстраданный и потому такой пронзительный и уникальный. Ахматова щедро делилась с читателем своими переживаниями и сугубо сокровенными событиями. Она буквально жила рифмованным слогом. За такую обнаженную искренность ее и ценят до сих пор и коллеги, и читатель, и критик.
Любовная лирика, остросюжетная психологическая драма, трагические эмоции, влюбленность и отверженность, гордость и смирение – все это можно найти в ее стихах. Герои ее произведений сложны и многогранны. Это может быть друг, любовник или брат в зависимости от контекста стихотворения. В своих любовных проявлениях она торжествует, страдает, молит и скорбит. В этом и была вся Ахматова – за что ее любили и продолжают любить массы читателей. Ее лирика искренняя и для каждого своя.
Анна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь.
Поэтесса входила в поэзию в ту пору, которая известна теперь как серебряный век в истории русского искусства. Её стихи вызывали желание говорить об открывшемся в них мире женской души, страстной, нежной, гордой.
Это о ней скажет Н.Гумилев: «… ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Сама А. Ахматова не любила этого слова и предпочитала называть себя поэтом.
Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.
В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!
Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой учащимися.
Стихотворение “А ты думал – я тоже такая…”.
– О чём это стихотворение? Назовите метафоры, сравнения, используемые автором.
Стихотворение “То пятое время…”
– В одном из своих стихотворений Анна Ахматова назвала любовь “пятым временем года”.
– Да, стихи Ахматовой вызывают желание говорить о мире, рамки которого были очерчены любовью-чувством, составлявшим в её стихах содержание человеческой души.
Стихотворение “Сердце к сердцу не приковано”.
– В своих стихах поэтесса является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставленной.
Стихотворение “Столько просьб у любимой всегда…”
– В стихах о любви она говорит о том, какими переживаниями живёт сердце героини. Когда Ахматова говорила о любви, она говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Поэтому мир любовной лирики поэтессы предстаёт перед нами реальным.
Стихотворение “Разлука”
-Ребята, а вам понравилось это стихотворение? Содержание одного стихотворения перекликается с содержанием другого?
5. Поэтический анализ стихотворения.
Любовь, по словам одного современника А.Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.
Чтение наизусть ученицей стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью».
-Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?
(Стихотворение поражает нас силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания. А заканчивается оно молитвой о женщине « дай вам Бог любимой быть другим!»)
Это не как у Лермонтова: «Будь счастлива несчастием моим».
А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?
(Лирическая героиня второго стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве).
Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.
Что в них необычного?
Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого
стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.
Обратимся к первой строке: «Сжала руки под темной вуалью…» Это словно снимок остановленного мгновения! На это указывает многоточие. Героиня закрывает бледное лицо и вуалью, и руками. О чем это свидетельствует?
-Что из себя представляет 2 строчка?
Можем ли знать, кто задает этот вопрос?
-Разговор ведется с невидимым собеседником.
-Как выдумаете, кто это мог быть?
-Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.
Вопрос: Что дает нам возможность так считать?
Ответ: Героиня чувствует свою вину.
Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.
Обратите внимание: нет ни имени, ни пока – других «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.
-Узнаем ли мы, о чем был разговор?
Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!
-В чем признается читателю лирическая героиня?
«… я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?
Метафора – выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.
-А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?
(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)
Но поэтесса нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.
И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?
Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?
(Кислый и вяжущий на вкус, вызывающий оскомину)
Тут кроме слов появился и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.
«Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?
И здесь мы видим, что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.
-А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совершенном. Ошеломлена произошедшим.
– Как поступает героиня?
« Я сбежала, перил не касаясь.
Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности…
Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.
Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это последняя возможность. Мы ведь понимаем, что он ей не безразличен!
И здесь Ахматова использует интересный стихотворный прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!
«Как забуду? Он вышел шатаясь, —- это видит героиня
Искривился мучительно рот… —- внутренний монолог поэта, ведь этого героиня уже видеть не может.
-Как дальше поступает героиня?
Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?
И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.
Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.
Уже не верит ей, но благородно изображает… спокойствие.
«Улыбнулся спокойно ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко. Что это?
(Оксюморон). Это не просто противопоставление противоположного, а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!
-Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.
Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.
Главное, мы не остаемся равнодушными!
-Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.
Сильная или слабая лирическая героиня?
Возможный ответ: сильная женщина, она может противостоять судьбе.
Вопрос: В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?( уч-ся дают ответ в тетради).
– раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.
– А. Ахматова « дала литературе целую книгу женской души»
6. Итог урока: Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.
7. Домашнее задание:
1. Написать свои размышления над строками стихотворения А.Ахматовой
2 .Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть.