0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха со мною вот что происходит

Евгений Евтушенко — Со мною вот что происходит: Стих

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той —
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Анализ стихотворения «Со мною вот что происходит» Евтушенко

Стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит…» написано в 1957 году и посвящено поэтессе Белле Ахмадулиной. Произведение относится к числу лучших произведений русской и советской поэзии. Именно с него началось восхождение Евтушенко как поэта.

В стихотворении раскрывается тема душевного одиночества, обусловленного внутренним беспокойством. Лирический герой страдает из-за «разобщённости близких душ». Речь идёт и о дружбе, и о любви: «ко мне мой старый друг не ходит», «совсем не та ко мне приходит». Вместо близких по духу людей рядом оказываются люди случайные, «не те». Герой не ищет виноватых, но он не может понять причины происходящего, от этого его переживания и боль ещё острее: «наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним», «та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть». Страдания героя достигают кульминации в словах:

О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!

Расположение стихов лесенкой помогает лучше передать терзания героя, его нервное напряжение.

Герой, понимая и свою вину, мучается осознанием того, что не в силах разорвать порочный круг. В отчаянии он вопиет:

О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Накал чувств героя автор подчёркивает своеобразной структурой текста (лестничным построением), обилием восклицательных и вопросительных предложений во второй части произведения.

Стихотворение построено на рефлексии. Читая рифмованные строки, мы всё глубже и глубже проникаем в самые потаённые уголки души главного героя. Лейтмотивом звучат слова: «Со мною вот что происходит». Обнажённость чувств, характерная для этого произведения, объясняется необходимостью высказать то, что наболело, что тревожит и мешает спокойно жить.

Стихотворение «Со мною вот что происходит…» очень поэтично. Певучесть достигается за счёт анафорического написания союза и, дважды употреблённого междометия О в начале восклицательных предложений, передающих эмоциональность героя. Каждое последующее предложение в тексте как бы нанизывается на предыдущее, составляя неразрывную цепочку, — поток непрерывных мыслей и нескончаемых размышлений.

Произведение Евтушенко по праву можно назвать шедевром. Неслучайно стихотворение больше известно как песня. Эта песня, музыку к которой написал М. Таривердиев, звучит в известном фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром», вышедшего на экраны в 1975 году. Интересен тот факт, что в песне строчка «Куда от этого я денусь?!» заменена словами «Во мне уже осатанённость», ещё сильнее передающими душевную неустроенность героя.

Евтушенко Е. «Со мною вот что происходит. » (Анализ стихотворения, стиха)

История создания. Стихотворение написано поэтом в 1957 году. У него есть посвящение: Б. Ахмадулиной. С поэтессой Беллой Ахмадулиной поэта связывало многое: и поэзия, и любовь и супружеские отношения. К сожалению, всё негладко складывалось у молодых талантливых людей. Разлад с друзьями, с любимой женщиной мучает поэта, находит отражение в стихотворении.

В 1975 году в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы» звучит песня на слова этого стихотворения. В фильме молодые пары не могут разобраться в себе, в своих партнерах. Герои фильма Надя и Женя ищут родные души, но разрушить ненужные связи отказывается сложно и болезненно для всех.

Жанр — элегия, потому что главное в нём — чувства, душевные муки, которыми делится лирический герой с читателем.

Тема, идея. Лирический герой.

Стихотворение «Со мною вот что происходит…» — монолог лирического героя, его исповедь. Чувствуется, что душа человека изболелась, ему необходимо высказаться. Е. Евтушенко — он же лирический герой — говорит о боли разобщенности родных душ, о праздной суете, которая сводит человека с совсем ненужными людьми. И друзья, и любимая теряются в этом мире. Горечь потерь переполняет душу. Он чувствует себя одиноким, несчастным. Проблема в том, что человек правильно оценивает ситуацию, понимает ненужность одних связей и необходимость других, но не умеет исправить ситуацию. С другом оба мучаются. И любимая «живет в борьбе с собой», будет искать другого партнера. Сам лирический герой терзается, но бессилен изменить ситуацию. Что же не дает человеку решить эту проблему самому? Наверное, понимание, что мир человеческих отношений бывает очень сложен, не всегда искренность помогает перемирию, часто обида захлестывает людей и разобщает их. Поэт просит кого-нибудь установить гармонию в отношениях, нарушить соединенность чужих людей» и «разобщенность близких душ». Кто этот «кто-нибудь»? Может быть, это какая-то неожиданная ситуация, которая сделает то, что не получается у человека. Такой ситуацией для героев в фильме Рязанова стал Женя Лукашин, неожиданно «свалившийся из бани». Явно, что лирический герой Евтушенко рассчитывает на чудо.

Стихотворение не разделено абзацами, отделяющими строфы, строф 6. Это придает единство монологу. Это позволяет высказаться герою одним духом. В 1 части — первой и второй строфе — он высказывает горечь от потери друга, 2 часть — три следующих строфы — содержит рассуждения о сложных отношениях с женщиной. Кульминация стихотворения заключена в восклицании: «О, сколько нервных и недужных, ненужных связей». Заключительная часть — мольба о помощи.

Художественные средства выразительности.

Эпитеты: старый (друг), праздная (суета), нервные, недужные связи)

Метафоры: крадет (у другой), наметит.

Фразеологизм — «жить с самой собой в борьбе»

Эпитеты, метафоры, фразеологизм образно передают мир чувств и переживаний.

Обращают внимание слова с обобщенным значением, неологизмы самого автора или нечасто используемые в речи: «осатаненность, «соединенность».

Союз И во второй строфе используется в каждой строке, передает взаимосвязь всех действий и чувств, подчеркивая, важность каждого.

Междометие О в двух последних строфах усиливает эмоциональность и переживания лирического героя.

Повтор фразы «Со мною вот что происходит» придает единство всему монологу, подчеркивает доверительную интонацию автора.

Инверсия: «со мною… происходит», «ходят… те» и другие — придают естественность речи героя, стиху — плавность.

Риторический вопрос в четвертой строфе подчеркивает безвыходность ситуации.

Восклицательные предложения усиливают эмоциональность всего стихотворения.

Рифма, стихотворный размер.

Рифма преимущественно парная в четверостишиях. 4 и 5 строфы с перекрестной рифмой. 6 строфа имеет парную в двустишии и перекрестную в четверостишии.

Стихотворный размер — ямб.

Мое восприятие стихотворения. Стихотворение, переложенное на музыку, запоминается больше как песня. Но слова волнуют, переживания героя близки и понятны. Для меня это одно из лучших стихотворений русской поэзии.

Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение написано ещё молодым поэтом. Оно подчеркнуло его талантливость, важность для поэта темы — внутренний мир человека — и актуальность темы для читателя. Поэтому оно так популярно уже несколько десятилетий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Анализ стиха со мною вот что происходит

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021

Больше рецензий

  • Все рецензии movealong
  • Все рецензии на книгу &laquoСо мною вот что происходит&raquo
  • Все рецензии на книги Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко Со мною вот что происходит Евгений Евтушенко 978-5-699-66906-6

1 сентября 2016 г. 22:01

4 Ну не зря же я писала курсовую, уважаемые.

Я сразу предупреждаю: длиннопост из моей исследовательской работы. Но кому-то это все может оказаться полезным и интересным

«Я комнату снимаю на Сущевской…»
В этом стихотворении промелькнула тема одиночества – это одновременно и разговор с самим собой, и монолог, обращенный к любимой. Нарастание образов подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с окружающими и – в первую очередь – с самим собой. Эту же дисгармонию подчеркивают антитезы: «Он – тот, кто надо, / ибо он – не тот»; «…и в этом странном положенье, / одержанная час назад в бою, / мне кажется победа пораженьем», резонирующая с «…и, мучившее час тому назад, / мне пораженье кажется победой».
Эта история автобиографична для Евтушенко – та, к кому он обращается местоимением «ты», — его первая возлюбленная Белла Ахмадулина, что все же ушла к другому. Сущевская – улица, на которой Евгений нашел себе тихий уют, покинув комнату тещи.

«Одиночество»
Здесь снова поднимается тема трагического одиночества. Об «Одиночестве» сам автор писал в Волчьем паспорте : «Когда было плохо, я никогда не прятал этого, выговаривался бумаге. Это и было спасением».
Пастернак, прослушав эту работу, со слезами на глазах сказал: «Это про всех нас – и про вас, и про меня…».
«Одиночество» отображает картину жизни всего поколения не только того времени, но и теперешнего. Человек, которого покинул кто-то близкий; человек, чувствующий себя лишним в «нелепых» компаниях; возлюбленные, которых невозможно забыть и разлюбить.
Каждый творческий человек знает, что значит «прочувствовать наслаждение боли». Евтушенко об этом написал так: «Спасибо женщинам… / …за то, что в лживости так царственно-горды, / даруют нам блаженные страданья / и одиночества прекрасные плоды». Таким «плодом» и является это стихотворение.

Читать еще:  Стих что в человеке самое главное

«Карьера»
Идейный центр стихотворения – образ Галилея. Кроме того, упоминается и Шекспир, Пастер (скорее всего подразумевая, написав фамилию ученого среди перечисления писателей, Пастернака), Гомер и Лев Толстой. Посыл довольно прост, заключен в выражение «Зачем их грязью покрывали? / Талант – талант, как ни клейми. / Забыты те, кто проклинали, / но помнят тех, кого кляли», однако эта работа была очень негативно встречена критиками, которые упрекали Евтушенко в оплошности трактовки образов.
Варлам Шаламов пояснил: «Галилей – великий ученый, но он – не Джордано Бруно. Он не всходил на костер, он отказался от своих взглядов и дожил жизнь в довольстве и почете. Исторический Галилей – это приспособленец, человек слабой души. Евтушенко надо бы знать хоть брехтовского «Галилея».
Оплошность в трактовке образа Галилея – не единственная ошибка стихотворения. Упомянутые писатели – люди, во время своей жизни, пользовавшиеся симпатией всего человечества».

«Ты спрашивала шепотом…»
Молодой Евтушенко в те года только познал первую любовь. В стихотворении присутствует такая определительная черта его зазнобы, как «рыжая челочка», о которой он говорил и в своей автобиографии. Это стихотворение – его личное воспоминание, которое само по себе – проявление поэтичности. Здесь лирический герой сменил пыл от утраты возлюбленной на смиренное спокойствие в осознании, что та, которую он прежде любил, сейчас – другой человек.

«Много слов говорил умудренных…»
Это стихотворение – ответ на историю, взявшую начала еще в молодости Евтушенко — он встретил «Лолиту» — пятнадцатилетнюю девушку, чьей любви испугался. Эта девушка была приглашена на пруд вместе с ним, где и была отвергнута. Через пять лет они встретились, говорили и, «когда остались вдвоем, она заплакала, но бесслезно. Я никогда не видел, чтобы кто нибудь плакал так долго и в то же время без единой слезинки», — написал позже Евгений. Девушка поделилась своими былыми чувствами к нему, рассказала о муках, что имели место в ее жизни – уже не связанные с ним.
Евтушенко это все не оставило равнодушным хотя бы потому, что он с самого начала обладал теми качествами, которые поэт ничем не может восполнить, ни опытом, ни мастерством, ни стихотворной техникой – горячим чувством справедливости и доброты к людям.

«Все, как прежде…»
Стихотворение – времянка, в которую уже вселилось будущее. В этой работе Евтушенко оказался сильным в инстинктах – в том числе и в инстинкте опасностей, и многое предугадал.
Это стихотворение написано еще до периода оттепели, время тогда было богато событиями, заставившими говорить о росте националистических настроений в России, о каком-то «поколении», которое всерьез озабочено будущим страны и собирается предъявить обществу новую идеологию. Какова эта идеология – непонятно, но у Евтушенко появляются строчки, которые потом еще многие годы запрещала цензура: «Все обычно – и фасады, и названия. / Ни событий чрезвычайных, ни свержений. / Но во всем подозреваю назревание / и возможность неожиданных движений».

«Со мною вот что происходит…»
Написанное в 1957 году стихотворение «Со мною вот что происходит…» было посвящено Белле Ахмадулиной. В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать: «…чужих людей соединенность и разобщенность близких душ!». Самобичевание, представленное в этом стихотворении, было необычным для поэзии того времени.
Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как «старый друг» к нему не ходит, а вместо любимой «совсем не та ко мне приходит». Эта разобщенность людей в мире — причина грусти поэта и его одиночества.

«Сквер величаво листья осыпал…»
Возвращение за часами, разговор с женщиной в халатике японском, артистическая обстановка ее жилья, сознание неприкаянности и необязательности этой связи, расставание и короткая встреча с похожим на себя попутчиком — весь сюжет о том, что «немолодость угрюмо наступает, / и молодость не хочет отступать” – это внутреннее состояние героя, переживающего кризис среднего возраста.

«Парк»
В стихотворении изображено современное общество, взволнованное изменением социально-политической ситуации в стране. Автор иронично оценивает шаблонные размышления людей (фраза «неправдой к правде не придешь» имеет свойства устойчивого выражения с признаками штампа), свидетельствующие о растерянности человека в современных условиях.

«Станция Зима. По ягоды» (из поэмы)
Прищепа В.П. назвал главу «По ягоды» «своего рода поэтическим справочником, в котором толкуются редкие в русской поэзии дары природы».
В этой, полной жизни, работе Евтушенко через образы русских женщин передает нравственный облик России, сегодняшней и прошлой: «Она стояла с гордой головою, / и все вперед – и сердце, и глаза, / а по лицу – хлестанье мокрой хвои, / и на ресницах – слезы и гроза».

«Пролог»
В своих мемуарах Евтушенко поделился: «Для того чтобы иметь право беспощадно правдиво писать о других, поэт должен беспощадно правдиво писать и о себе». В этой работе рефлексия Евтушенко как раз на себя и направлена. Он разный, противоречивый, и в этом его ценность: «Я разный – я натруженный и праздный. / Я целе- и нецелесообразный. / Я весь несовместимый, неудобный, / застенчивый и наглый, злой и добрый… / …Я знаю – вы мне скажете: «Где цельность?» / О, в этом всем огромная есть ценность!». В душевной обнаженности автор этих строк находит самоутверждение, ведь откровенность такого характера выглядела на фоне принятого в советской поэзии пуризма вызывающе.

«Зависть»
В первую очередь он подвергает взыскательному анализу самого себя. Оказывается, жизнь его души очень нелегка прежде всего потому, что он не в ладах с самим собою с детства. Наблюдаем в этом стихотворении нарастающее противопоставление себя и мальчишки – настоящего и прошлого. В этих строчках чувствуется сожаление о прошедшем, неизменно несодеянном: «Я скрою зависть. Буду улыбаться. / Я притворюсь, как будто я простак: / «Кому-то же ведь надо ошибаться, / кому-то же ведь надо жить не так». / Но сколько б ни внушал себе я это, / твердя: «Судьба у каждого своя»,- / мне не забыть, что есть мальчишка где-то, / что он добьется большего, чем я».

«Окно выходит в белые деревья»
Посвящая его Л. Мартынову, Евтушенко смог передать ту трагедию, которая произошла в жизни героя, показавшего себя в реальности одновременно и большим художником, и большим знатоком человеческой души. Стихотворение строится на постоянных повторах, которые были свойственны самому Мартынову, но у Евтушенко они играют особую роль – они обращают внимание читателя на отдельные моменты – профессор одет в старый костюм, он долго смотрит на деревья. Это отображает безразличность лирического субъекта к мелочам, его потерянность и задумчивость. Настроение стихотворения в целом не похоже на обычное настроение стихов со страданиями, где все переполнено чувствами и сожалением, напротив, — о чувствах профессора Евтушенко не говорит ни слова, но читатель сам догадывается и по поступкам героя понимает, как ему тяжело. Очень важны в этой работе эпитеты «сутулый», «беззащитно неумелый» – именно таким должен быть человек, переживающий тяжелую жизненную ситуацию.

«Свадьбы»
«Свадьбы» посвящены поэту-фронтовику Александру Межирову. Здесь Евтушенко вспоминает эпизод своего детства в годы войны, который и тогда его впечатлил, а сейчас вызывает щемящее чувство жалости к юным солдатам, которым суждено не вернуться с полей сражения: «Сидит с невестой – Верою. / А через пару дней / шинель наденет серую, / на фронт поедет в ней. / Землей чужой, не местною, / с винтовкою пойдет, под пулею немецкою, / быть может, упадет».
«…довольно таки странное впечатление производит стихотворение Евтушенко «Свадьбы». Тема живописуется так, словно речь идет о давнишней судьбе какого нибудь рекрута, а не советского солдата. Ужас, паника – такова общая атмосфера этого стихотворения, нелепо искажающего жизнь», — так отозвался о стихотворении критик Вадим Назаренко.

«При каждом деле есть случайный мальчик…»
В этом стихотворении Евтушенко пробует медитировать на тему социальной морали. «При каждом деле есть случайный мальчик…» — о тех, кому «судьба таланта не дала», но творить и вытворять им это не мешает. В таких стихах нет крика — только нравоучительная линия, протянувшаяся по сей день: «Когда порою, без толку стараясь, / все дело бесталанностью губя, / идет на бою за правду бесталанность, — / талантливость, мне стыдно за тебя».

«Ты большая в любви, ты смелая…»
В этом стихотворении звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоящее со стороны возлюбленного. Она большая в любви — он хорошее сделать вряд ли сможет; она ведет его по лесу без тропинки – он размышляет о цветах вокруг; «Видишь, небо какое синее? / Слышишь, птицы какие в лесу? / Ну так что же ты? / Ну? / Неси меня!» — требует от него девушка. «А куда я тебя понесу. » — только и может ответить молодой человек.

Читать еще:  Взрослые как дети стихи

«Я люблю тебя больше природы…»
«Маша, я люблю тебя, и ты любишь меня, правда? Только если мы любим, мы живы. Разлюбить – это значит умереть прежде смерти. Маша, я уже не выдержу смерти еще одной моей любви до моей смерти», — обращается к своей возлюбленной Евтушенко, которой верен уже тридцать лет. «Я люблю тебя больше природы…» именно о такой всеобъемлющей любви. Это чувство Евтушенко очищает, делает сильнее, побуждает творить, рождает одновременно чувство боли, возможной утраты, страха. «Я люблю…я люблю…я люблю…» повторяются эхом чувства и переживания с дополнительной смысловой энергией, впитывающей каждое сравнение: «Я люблю тебя больше природы, / ибо ты, как природа сама. / Я люблю тебя больше свободы – / без тебя и свобода – тюрьма».
В итоге можем сказать, что образ лирического субъекта у Евгения Евтушенко зачастую создается на основе жизненного опыта, его чувств, ощущений, ожиданий, закрепленных в памяти. Героям характерна особая искренность, самонаблюдение и исповедь, преобладающая над вымыслом. Для всего корпуса лирики Евтушенко характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Они, эти образы и слова, наделяются не только словарными значениями, но и дополнительной смысловой энергией, впитывают новые семантические оттенки из ближайшего словесного окружения.

Источник: Мацуга А.В. Лирические субъекты сборника Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит» [Текст] / А.В. Мацуга. – Днепропетровск: Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2016. – 29 с.

«Со мною вот что происходит»: романтическая поэзия Евтушенко

Меню статьи:

Текст стихотворения

Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.
И он не с теми ходит где-то,
И тоже понимает это,
И наш раздор необъясним,
Мы оба мучаемся с ним.

Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А той, скажите бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных и недужных,
Ненужных связей, дружб ненужных!
Во мне уже осатаненность…
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ!

Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.

Со мною вот что происходит…

История создания произведения

Мир знает Евгения Евтушенко как оригинального русского поэта, творчество которого воплотилось даже в кинематографе. «Со мною вот что происходит» – лирическое произведение. Между тем, наследие этого автора включает прозаические, драматические тексты, а также сценарии. Евтушенко часто декламировал собственные стихи, выступал в роли актера.

Текст русского поэта увидел свет в 1957 году. Автор посвятил свое творение другому деятелю литературного мира. Музой поэта выступила Белла Ахмадулина. Герой (он же автор) высказывается предельно откровенно и чувственно.

В центре повествования – вещи, которые заставляют человека страдать, волноваться и мучиться. О чем думает писатель? Прежде всего, автора расстраивает «разобщенность близких душ». Родственные создания отдаляются друг от друга, а чужие люди, напротив, сближаются.

ХХ век – эпоха, которая перемещает акцент в литературе: с чувственности, эмоциональности на событийность, аналитику. Евтушенко нарушает это негласное правило. Писатель подчеркивает мотив самобичевания, пишет о любви и дружбе – казалось бы, забытых в ХХ веке чувствах.

Дружеские, любовные отношения не приносят герою полноты ощущений, не дают чувства настоящей жизни. В облике «старого друга» и «любимой женщины» к автору являются лишь пустые формы, лишенные нужного содержания. Мир охватила безумная разобщенность. И эта разобщенность является причиной одиночества людей, грусти, тоски и меланхолии.

Образ нового человека

В центре поэзии Евтушенко – образ нового человека. На самом деле, этот образ впервые появляется еще в произведениях Маяковского. «Новый человек» – это художественный ориентир для поэта. Евтушенко предстает в ипостаси исследователя от мира литературы. Писатель изучает особенности будничного героизма, романтику массового труда.

Евтушенко принадлежит к поколению литераторов, которые получили название «шестидесятников». Эти писатели по-новому рассматривают мир, человека в мире, его роль и особенности натуры. Творчество поэтом направлено на отображение человека мирной профессии – обычного человека и его повседневной жизни. Произведения Евтушенко характеризуются обращением к романтике будней, энтузиазмом будущего, психологизмом.

Романтические тенденции поэзии

В произведении чувствуется дух середины ХХ века: Советский Союз, «пятилетки», строительство нового порядка. Эти процессы обусловливали обращение писателей к темам социально-политической жизни, психологической реакции человека на перемены. Евтушенко часто описывал социальную эволюцию – развитие демократических тенденций в общественной жизни.

На отечественную поэзию середины ХХ века повлияли разные источники: реализм, романтизм, дореволюционная русская классика, фольклор. Эти истоки нашли отражение и в творчестве Евтушенко. Ранние произведения литератора отличаются светлым, позитивным, мажорным тоном. Читатель не найдет здесь конкретики: это мир общих очертаний и ярких красок. Анализируемая поэзия относится к переходному периоду литературной жизни автора. Евтушенковская лирика постепенно обретает четкую направленность – ориентацию на социально-антропологические темы. Поэт обращается к проблемам отдельного человека и целостного общества. Именно интересующая нас поэзия стала первой ступенью на пути писателя к литературному Олимпу.

Тематика стиха

Автор обращается к традиционной литературно-философской теме. Речь идет об одиночестве человека. Сначала писатель обращает внимание на внутреннее беспокойство, которое постоянно тревожит его. Боль поэту причиняет «разобщенность близких душ». Такие необходимые людям чувства, как дружба, романтика, больше не приносят прежнего удовлетворения. Это похоже на детство, когда мир кажется окрашенным в яркие краски.

Но такие яркие краски взрослому человеку увидеть уже трудно: вселенная для него тускнеет и блекнет. Мир наполнился случайностями. Писатель говорит о необходимом для человека порядке вещей: важно, чтобы рядом оказывались не случайные, а важные, близкие, родные люди. Но этот порядок нарушен. Творческие люди всегда остро чувствуют дисгармонию, разбалансированность мира. Кого винить в этой дисгармонии? Евтушенко поступает мудро: поэт никого не винит. Понять причины такой ситуации невозможно. Непонимание еще больше усиливает боль, которую чувствует герой.

Художественные особенности поэзии

Евтушенко – поэт-модернист. Для модернисткой литературы (особенно для поэзии ХХ века) характерно обращение ко всяческим экспериментам. Маяковский вводит моду на стихи, написанные «лесенкой». Евтушенко очень уважал Маяковского, поэтому часто наследовал приемы эпатажного писателя. «Лесенка» передает мучения героя, терзания человеческой души, уровень нервного напряжения.

Автор осознает, что в чувстве разобщенности, отстраненности есть и его вина. Цепи порочного круга оказались крепкими: поэт не в силах ничего с этим сделать. Поэзия отличается настроем отчаяния, разочарования.

Читатель ощущает накаливание чувств – с каждым новым рядком текста. Эта атмосфера дополняется восклицательными и вопросительными предложениями, а также риторическими фигурами.

Рефлексия писателя

Одна из ключевых особенностей стиха – рефлексия, которую применяет автор. Рифма скрывает спрятанный меж строк смысл. Однако писатель оставляет для читателей возможность проникнуть за завесу словесного тумана. Постепенно поэт обнажает темные уголки своей души.

Название стиха – это одновременно и лейтмотив произведения. Обнаженность эмоций и внутреннего мира, откровенность, прямота – приемы, которые выражают наболевшие вещи. Читатель узнает о причинах тревоги автора. Писатель рассказывает о своей тайне: спокойная жизнь невозможна, потому что он слишком хорошо видит суть этого мира.

Музыкальность стиха

Евтушенко – мастер создавать невероятно музыкальные произведения. Мелодичность текста обеспечивается наличием:

  • анафорических союзов;
  • междометий «о»;
  • восклицаний.

Эти средства передают эмоциональные переживания автора. Следующее предложение продолжает предыдущую фразу, нанизывается на нее. Так создается ощущение непрерывности мысли, цепочки слов, потока размышлений.
Музыкальность произведения подтвердилась судьбой стиха: шедевр Евтушенко превратился в песню. Музыкальное сопровождение тексту обеспечил М. Таривердиев. Более того, в 1975-м слова поэта увековечил в своем фильме Эльдар Рязанов.

Так, песня зазвучала в кино «Ирония судьбы, или с легким паром». Она еще больше подчеркнула центральную идею автора – отстраненность людей.

Идея стиха: детали

Люди, к сожалению, упускают из виду действительно важные, дорогие вещи. Исчезновение из жизни настоящих друзей и любимых толкает человека искать спасения в случайностях. Писатель имеет в виду случайных людей, случайные объятия. Евтушенко трогательно, глубоко и лирично, простыми словами передает вековую мудрость. Русский поэт сумел в одном произведении соединить щемящую боль и радость, надежду и отчаяние. Название стиха выражает попытку рассказчика разобраться в себе, ответить на вопрос, что происходит.

Со мною вот что происходит

Со мною вот что происходит

«Со мною вот что происходит»
© Евгений Евтушенко

О, женщина, пришедшая ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов,
ты — если сад, то сгруженных камней
из самосвала абстракциониста.

Когда тебя разденешь донага,
предчувствуя азарт и трепет асса,
предстанет не фигура от Дега,
скорее точка зрения Пикассо.

Но я и сам, признаюсь, не Ван Гог,
и сдюжу всё, что свойственно природе.
Тебя любить — и крест, и перст, и рок,
но ведь ко мне другие не приходят.
05.08.2020

«Со мною вот что происходит»
© Евгений Евтушенко

Одна приходит женщина ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов.
Она мой сад, но сваленных камней
из самосвала абстракциониста.

Её порой разденешь донага,
предчувствуя азарт и трепет асса,
а там. — лепил , простите, не Дега,
скорее точка зрения Пикассо.

Читать еще:  Как назывался известный сборник стихов сергея есенина

Но я и сам не скажешь, что Ван Гог,
и сдюжу всё, что свойственно природе.
Её любовь — и крест, и перст, и рок,
но ведь ко мне другие не приходят.
05.08.2020

Меню пользователя semecky
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от semecky

Re: Со мною вот что происходит

Меню пользователя Shaol
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Shaol
Читать дневник

Re: Со мною вот что происходит

Меню пользователя semecky
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от semecky

Re: Со мною вот что происходит

для начала лучше это

Юрий, нмв «предчувствуя азарт» — не очень. С азартом и трепетом аса. Азарт или есть или его нет. А раздеть донага ещё только предчувствуя азарт. Неа. Может «предчувствуя экстаз» — это больше в тему.
И лепил не Дега, а точка зрения? Точка лепила? Несогласование налицо.

Хорошая концовка, с самоиронией. Но чуток и тут хочется. Что-то типа: к тому ж ко мне другие не приходят. Чтобы уже дожать с иронией.

Всё, естественно, имхо.

Меню пользователя Оксана Картельян
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Оксана Картельян

Re: Со мною вот что происходит

Оксана Картельян, то есть лучше скрестить эти варианты?

О, женщина, пришедшая ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов.
Она мой сад, но сваленных камней
из самосвала абстракциониста.

Когда её разденешь донага,
предчувствуя азарт и трепет аса,
предстанет не фигура от Дега,
скорее точка зрения Пикассо.

Но я и сам, признаюсь, не Ван Гог,
и сдюжу всё, что свойственно природе.
Её любовь — и крест, и перст, и рок,
но ведь ко мне другие не приходят.
05.08.2020

Про азарт понял, но не согласен. Полагаю, это чисто гендерное непонимание.

Меню пользователя semecky
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от semecky

Re: Со мною вот что происходит

Уже раздел, а ещё только предчувствует азарт. Хм. Но так хоть ушла лепящая точка зрения. Явно лучше. Но я б ещё поколдовала.

Добавлено через 2 минуты

. и рок.
Другие ж всё равно ко мне не ходят.

Меню пользователя Оксана Картельян
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Оксана Картельян

Re: Со мною вот что происходит

Меню пользователя А. Рублев
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от А. Рублев
Читать дневник

Re: Со мною вот что происходит

На мой взгляд, симбиоз читается хуже. Первые две строки идут от второго лица с обращением, а дальше возникает некое отстранение. Вроде того, что л. г. говорит в присутствии героини в третьем лице. Что само по себе нонсенс. Если и править первую строфу, то нужно убирать соотносительную конструкцию (если, то). Вот она мне там помешала. Тем более, что в следующей строфе опять есть условие.

О, женщина, пришедшая ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов,
ты — сад (небрежно) сгруженных камней
из самосвала абстракционистом.

Во второй строфе помешало деепричастие (предчувствуя). Здесь бы поискать что-то поточнее. Испытывая — подходит к обоим понятиям, но в метр не укладывается. Стоит покрутить эту строку. Трепет асса сбивает с мысли. Понятие многозначное — и монета, и вес, да и в значении профессионала было употребимо с двумя СС не так давно. В последней строфе немного помешала последняя строка из-за (ведь). Терпимо, конечно, но стоит покрутить. Слишком намельчили в начале строки.

«Со мною вот что происходит»: 8 песен на стихи Евгения Евтушенко

18 июля советскому и российскому поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 85 лет. Евгений Александрович не дожил до этого дня чуть более, чем три месяца, – он ушел из жизни 1 апреля. Его стихи живы до сих пор – в виде песен, прозвучавших в кино, театре и на эстраде, ставших практически народными. M24.ru предлагает послушать восемь главных песен на стихи Евтушенко.

Фото: ТАСС/Виктор Клюшкин

«А снег идет» (1961)

Песню «А снег идет» композитор Анатолий Эшпай написал на стихи Евтушенко специально для картины «Карьера Димы Горина». В фильме она звучит в исполнении Майи Кристалинской. По иронии судьбы, слова песни в фильме почти не слышны – ее слушают во время празднования Нового года, и голос певицы постоянно заглушают тосты и радостные восклицания. Впрочем, это не помешало песне уйти в народ и получить множество интерпретаций. Мечтательные строки перепевали и на семейных застольях, и на разнообразных телепередачах. В видео ниже голос Кристалинской слышен хорошо – это не фрагмент из фильма, а любительская нарезка.

Видео: YouTube/Эйно Антилла

«Бежит река» (1960)

Песня «Бежит река» («Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня») посвящена Олегу Ефремову. В 1960 году Ефремов ставил в «Современнике» спектакль «Без креста» по повести Юрия Тендрякова «Чудотворная». Для одной из сцен требовалась девичья лирическая песня. Композитор Эдуард Колмановский написал музыку на стихи Евтушенко, песня Ефремову понравилась, но премьера спектакля была заморожена на некоторый срок. Колмановскому не терпелось «протестировать» песню на публике – так появилось первое исполнение песни. Ее в свой репертуар включили солистки хора русской песни Всесоюзного радио и телевидения Екатерина Семенкина и Антонина Фролова. Песня получила огромную популярность. К моменту, когда «Современник» решил вернуться к спектаклю «Без креста» в 1963 году, зрители с трудом сдерживались, чтобы не начать подпевать знакомые слова.

«Со мною вот что происходит» (1957)

Печальные строки, полные упрека, адресованного «старому другу», который не заходит к лирическому герою и предоставляет ему общаться с «разнообразными не теми», Евгений Евтушенко посвятил своей первой жене – поэтессе Белле Ахмадулиной. К моменту появления стихотворения, изначально озаглавленного «Б. Ахмадулиной» , они были женаты три года. В отношениях наметилось охлаждение – как позже сформулирует Евтушенко в одном из интервью, их любовь «просто перестала быть». Спустя 18 лет песня на стихи Евтушенко и музыку Микаэла Таривердиева прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Долгое время зрители были уверены, что песню в фильме исполняет сам Андрей Мягков, сыгравший роль Жени Лукашина. Однако на самом деле за Лукашина поет Сергей Никитин. Его имя не попало в титры фильма, и позже Рязанову приходилось регулярно развеивать сомнения на своих творческих вечерах.

«Нас в набитых трамваях болтает» (1956)

А вот в «Служебном романе», вышедшем на экраны спустя два года после «Иронии судьбы», Андрею Мягкову уже дали петь самостоятельно – и снова песню на стихи Евтушенко, написанные примерно в то же время, что и «Со мною вот что происходит».

«Не надо бояться» (1977)

В 1977 году на советские телеэкраны вышел шестисерийный фильм «И это все о нем» по повести Виля Липатова. В центре сюжета – расследование дела то ли о самоубийстве, то ли об убийстве молодого рабочего Евгения Столетова, при жизни перешедшего дорогу жуликоватому начальству. На лесозаготовке, где работал Столетов, – засилье воров, отправляющих часть древесины налево. Столетов и его товарищи противостояли преступлениям, перевыполняя искусственно заниженный для отвода глаз план на 100 и 200 процентов. Детектив по форме, производственная драма по сути, фильм «И это все о нем» откровенно демонстрировал, что в СССР не все в порядке.

«Сережка ольховая» (1975)

Еще одна песня на стихи Евтушенко из фильма «И это все о нем». В фильме песня «Сережка ольховая» звучит в исполнении Александра Кавалерова, советского и российского музыканта и актера, известного по роли Мамочки в фильме «Республика Шкид». Большую известность песня получила, когда ее спел Эдуард Хиль.

«Заклинание» (1960)

Песня «Заклинание», более известная как «Думай обо мне», звучит в комедии Эдуарда Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987). Ее трогательная шестидесятническая чувственность («О чем захочешь, можешь думать днем,
а ночью – только обо мне одном») смешно обыграна в фильме. Высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени» Леонид Семенов (Леонид Филатов), посвятивший свою жизнь стремлению запретить любое народное творчество, в котором можно заметить намек на крамолу, прослушивает песню «Заклинание» в исполнении женского хора. Когда хористки смолкают, он морщится и рекомендует заменить песню на «что-то менее сексуальное», а руководитель ансамбля уверяет его, что «когда поет хор, слов не слышно, а музыка ведь хорошая». Посмотреть этот фрагмент можно вот здесь.

«Хотят ли русские войны» (1961)

Стихотворение «Хотят ли русские войны» стало ответом Евгения Евтушенко на вопрос, который ему постоянно задавали во время поездок по Западной Европе и США. Вернувшись домой из очередного путешествия, поэт написал настоящую отповедь: «Под шелест листьев и афиш / ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. / Пусть вам ответят ваши сны, / хотят ли русские войны». Стихи он передал композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальный вариант музыки не понравился Марку Бернесу, которого видел исполнителем своей песни Евтушенко, и Колмановский написал еще один. По словам Евтушенко, в Главном политическом управлении Красной Армии песню посчитали пацифистской и пытались запретить. Однако уже в 1962 году на Международном конгрессе за всеобщее разоружение и мир в Москве пластинки с записью песни на английском, французском, испанском и испанском языках в исполнении Георга Отса раздавали в качестве сувениров делегатам из разных стран.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector