Анализ стиха там где капустные грядки
«Там, где капустные грядки…» С. Есенин
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Дата создания: 1910 г.
Анализ стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…»
Оригинальность и зрелое мастерство, проявившиеся в есенинской миниатюре 1910 г., заставляют некоторых литературоведов предположить, что произведение было написано гораздо позже и умело стилизовано автором под раннюю лирику. Сомнений прибавляют свидетельства современников, в разговорах с которыми поэт варьировал сведения о дате создания стихотворения. Есенин относил ее то к детскому, то к подростковому периоду.
Авторские намерения «омолодить» миниатюру не умаляют художественных достоинств текста. Предметом изображения последнего становится сцена восхода, постепенно освещающего весьма прозаичные деревенские детали: огородные грядки и пару деревьев. Здесь важен особый угол зрения, преображающий художественное пространство, оживляющий его. В основе авторской картины мира лежат особенности крестьянского сознания, уходящего корнями в языческое прошлое. Нехитрая, но освященная древней мудростью народная философия является одним из источников оригинальности есенинского стиля: автору удается уловить в обыденном высокую природную гармонию, без которой немыслимо человеческое счастье.
Структура основных образов стихотворения создана по принципам антропоморфизма, характерным для фольклорных произведений. Образы восхода, большого и маленького кленов настолько персонифицированы, что их можно назвать персонажами. Поступки главных действующих «лиц» напоминают осмысленные манипуляции человека или поведение млекопитающих, повинующихся инстинкту. Очевидны источники, послужившие отправной точкой для развернутой метафорической конструкции: поливка грядок огородником и наблюдение за домашним скотом, среди которого есть молодняк, вскармливаемый самками-матерями.
Стройность композиции добавляют два цветовых эпитета: «красная вода» и «зеленое вымя». Появление первого навеяно отблеском восходящего солнца, второго – нарядом деревьев. Нельзя обойти вниманием авторский окказионализм, ставший классикой, – «кленёночек», нежный и трогательный детеныш заботливой матери.
Залогом дальнейшего развития сквозного образа клена послужила метафоричность восприятия, свойственная есенинской поэтике. Страж «голубой Руси», приметный, полный сил или старый, подгнивший, обледенелый, лишенный листвы – судьба многоликого клена драматична и связана с жизненными перипетиями лирического героя.
Анализ стихотворения Есенина Там где капустные грядки
Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.
В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.
Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.
Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.
Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.
Картинка к стихотворению Там где капустные грядки
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой
Все стихотворения Цветаевой, по праву считаются самыми глубочайшими по своему смыслу. Критики, нередко сравнивают её Творчество с произведениями Лермонтова. И ведь они это делают не зря. Все её стихотворения, написано с невероятно точной
Творчество Ивана Алексеевича Бунина началось с раннего детства. Получая домашнее образование, в возрасте семи лет начинающий поэт создавал свои первые стихи. Его кумирами на тот момент являлись Пушкин и Лермонтов.
«Персидские мотивы» Есенин не зря считал лучшим из всего, что было им написано. Этот цикл великолепен. Есенин давно хотел посетить Персию и рвался туда, как ненормальный. Но политическое руководство теперь уже СССР постановило:
Описание красоты родной природы, не свойственное творчеству Александра Александровича Блока, все же имело место в ранних произведениях выдающегося русского поэта–символиста.
А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,
Урок литературы «Клен – сквозной образ в лирике Есенина». 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Ключевые слова: С.А. Есенин
Урок, иллюстрирующий использование технологии интегрированного обучения
«Двойник» или «талисман»?
Цели:
- подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта;
- знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитывать интерес к слову поэта.
Оборудование:
1) подборка стихотворений по теме:
- Там, где капустные грядки (1910г)
- Я покинул родимый дом (1918г)
- Исповедь хулигана (1920г)
- Не жалею, не зову, не плачу… (1921г)
- Дорогая, сядем рядом (1923г)
- Я усталым таким ещё не был (1924г)
- Сукин сын (1924г)
- Метель (1924г)
- Русь Советская (1924г)
- Весна (1924г)
- Возвращение на Родину (1924г)
- Слышишь – мчатся сани… (октябрь 1925г)
- Клён ты мой опавший (ноябрь 1925г)
2) репродукция картины Н.Ромадина «Золотой клён»
3) словарь-справка:
- клён (этимология) – общеславянское, восходящее к греческому glinos= скользкий, вязкий, липкий;
- метаморфоза = полная, совершенная перемена;
- предикат (лат., высказанное) = логическое сказуемое – то, что в суждении высказывается о его субъекте;
- талисман – предмет, приносящий счастье, удачу.
4) совмещённая таблица для практической работы
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I – Беседа
Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.
Подготовленное чтение «Там, где капустные грядки»
? найдем метафоры и объясним их. Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клёна, названный «кленёночком» (слово построено по модели – котёночек, ягнёночек, телёночек) уподоблён детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.
? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.
Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.
Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, клён проходит через всё творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший» (28 ноября 1925г)
Чтение стихотворения учителем.
? – Каков лирический герой. Клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с самим собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом»
Подготовленное чтение «Я покинул родимый дом»
Поэзия Есенина выросла на почве русского фольклора. Сильно влияние народного «древесного» образотворчества, на который опирался поэт, создавая свой собственный поэтический образ.
? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.
II — Практическая работа
Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.
? – Что такое «эпитет»? «Метафора»?
Поэт стремится сблизить два плана – реальность и образность; прямое значение и метафору. Образ дерева становится одушевлённым участником «художественной ситуации», получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.
Подготовленное чтение: «Возвращение на Родину» (фрагмент)
Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.
Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.
? – Что такое «предикат»?
Название стихотворений
Предикат
Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.
Подготовленное чтение фрагментов стихотворений «Исповедь хулигана», «Русь Советская».
Слово учителя. Высказывается мысль, что клён «символ и двойник собственной жизни поэта». Проверим.
Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.
Название стихотворений
Взаимоотношения автора и образа
Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.
Подготовленное чтение: «Я усталым таким ещё не был».
Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.
Чтение учителем фрагментов из стихотворений «Метель» и «Весна».
III – Работа с репродукцией
Творчество Есенина не оставляет равнодушными художников и музыкантов. Рассмотрите картину Н.Ромадина. («Золотой клён» (1951г.) из цикла пейзажей «Есенинская Русь») Какое стихотворение она иллюстрирует?
IV – Музыкальный вывод
Прослушайте романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении Н.Кадышевой, ответьте на вопрос: «Как меняется замысел поэта, с отсутствием последней строфы?»
Формула стихотворения
Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони — шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.
Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.
Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…
Внимательный, удивительно ясный и открытый взгляд низенького белокурого мальчишки переходит от причудливых капустных листочков к покосившемуся плетню и чуть дальше – туда, где стройный клён, случайно выросший на краю огорода из прилетевшей двойной крылатки — «вертолётика». Скорее всего, из леса через всё поле прилетело лишь одно семечко, а молоденький КЛЕНЕНОЧЕК, прижавшийся к МАТКЕ, растёт из побега.
Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.
И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.
Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?
————————————————————————————————————-
Один из вариантов ИКТ-поддержки этого текста – виртуальная экскурсия по Константиново с применением технологии интерактивного видео. Упрощенный вариант – видеофильм со звуковыми комментариями, в качестве которых использован текст, помещенный выше.
————————————————————————————————-
————————————————————————————————
А теперь другой (традиционный и научный)вариант анализа стихотворения на уроках литературы. И какой Вам, уважаемые коллеги, больше нравится?
Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):
1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин — выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.
2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.
3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.
4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.
5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.
6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.
7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.
8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.
9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.
10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).
11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.
12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход» и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.
13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.
14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.
15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).
16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).
Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.
————————————————————————————————
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
————————————————————————————————
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Рецензии на произведение «Там, где капустные грядки»
Теперь буду внимательнее рассматривать картины. Спасибо Вам!
Замечательно написали!
Эти строчки Есенина поразили меня еще в школе.
И через зеленое стеклышко на солнце смотрела, и особенно изумительно было наблюдать затмение.
Удачи во всем!
Ныне на нашем оптическом производстве делаем светофильтры из желтого и сине-зеленого стекла, Егорыч. вздрогнул, прочитав твое прои : )
Вздрогнул. Вы меня пугаете.
Раньше была такая игрушка — калейдоскоп. И у меня она тоже была. Она состояла из трубки, в которой заложены были осколочки разноцветного стекла. При вращении трубки перед глазом видно было взаимное влияние цветов стёкол и изменение узоров, создававшихся этими же взаимно движущимися, при вращении трубки, стеклышками.
Я не знаю, что стало с моим калейдоскопом. Я его не ломала и не разбирала на
составные части, как это делают мальчики.
Да, калейдоскоп — одна из самых загадочных и увлекательных игрушек. Куда подевалась? Да, скорее всего, отдали кому-нибудь из младших подружек, а те, когда подросли, отдали другим младшим подружкам. Коловращение жизни!
Ерунда! Не было никаких девочек! Я всегда была одна.
А тебя, значит, нашли в капусте?
В капусте? Это вряд ли.
Ну, щёки на фото такие круглые, как капустные листья.
Розовощёкий оптимист — это один из соавторов. Которому принадлежит несколько полных сочинений, но, как правило, в нашем соавторском дуэте он отвечает за иллюстрации.
А ты писал одну часть «Поэма у Бранденбургских ворот» «в ДВУХ частях». Вторая часть не появилось уже почти 10 лет.
Нет. Не застеснялся.
Значит, не ЗАСТЕНЧИВЫЙ. Пока ты тут прохлаждался, я уже очерк написала про собкорра.
Они из капусты все такие.
Ну, ладно. От темы уходишь. Гудбай.
Вы не только Застенчивый.
. но и внимательноноэкзотический.
А вы разве не смотрели на зелёный луг через синее стёклышко? А на солнышко через чёрное стёклышко? Так не откладывайте!
Даже и в голову не могло такое прийти, что в складках зелёной материи цвет становится красным. Век живи — век учись. А что художник это отобразил — потрясающе. Спасибо за это наблюдение!)
А вы разве в цветные стёклышки не смотрели в детстве?
Я уже не помню этого совсем. А в детстве вроде никаких вопросов не возникало. )
Вот разница между простым смертным и гением: у Есенина вопроса тоже не возникало. Сразу — ответ.
А вы знаете как сталевары определяют температуру в печи? Через пирометрический клин. Это такой зелёный стеклянный клин с делениями. Опытный пользователь смотрит, при какой толщине стекла цвет металла будет белым.
Ну это мне отец рассказывал!)
Вот! Это как раз применение закона Бугера в быту.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Урок литературы.
план-конспект урока на тему
Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы | 25.65 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сергей Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.
Цель: познакомиться с очерком жизни и творчества Есенина, своеобразием его лирики, формирование у учащихся целостного взгляда на творчество С.Есенина;
воспитание внимательного отношения к родному языку , любви к родной земле, родному краю, Родине.
Оборудование: портрет поэта, презентация по биографии Есенина, материалы фонохрестоматии.
1.Объявление темы и цели урока.
Прослушивание стихотворения С.А. Есенина «Там, где капустные грядки…» . Краткие сведения о стихотворении.( Одно из первых стихотворений поэта. Написано в 19010 году. )
-Найдите метафоры и объясните их.
Картина природы, изображенная здесь, необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «клененочек», уподоблен детенышу. Неживая природа наделена чертами живого существа. Почему это так? В чем оригинальность этой метафоры? ( Кому придет в голову назвать молодой побег клена «клененочком»? ) Вы узнали это стихотворение? Кто его автор? Сергей Александрович Есенин. Поэт «верил ,что задача его поэзии, ее высшее предназначение, — пишет одна исследовательница,- возвратить человеку его утраченное «детское» зрение». — Какие из его стихов вы знаете? Что привлекает вас в поэзии Есенина?
Одушевленность природы — одна из главных черт поэтического мира Есенина. Поэта отличает острое чувство красоты, умение это чувство облекать в совершенную гармоническую форму, чтобы и остальных сделать причастным своей радости.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией поэта, основными темами его творчества, прослушаем ряд стихотворений, проанализируем некоторые из них.
2. Биография поэта. ( Показывается презентация, учащиеся комментируют слайды презентации)
1) Детство. Родители поэта. Родная Рязанщина. Село Константиново.
3)Литературный дебют. Успех. «Радуница»
Чтение стихотворений «Вот уж вечер. Роса…» ( учебник с.89), «Гой ты, Русь моя родная…», выткался на озере алый свет зари», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Край ты мой заброшенный…».
Какие темы становятся основными в его творчестве?
— Природа родного края
Заполнение таблицы. Класс делится на 4 группы, по количеству подтем. Каждая группа готовит выразительное чтение одного стихотворения, определяет взгляд поэта на поднятую в стихотворении тему).
Средства художественной выразительности, свойственные поэтическому миру Есенина.
Край любимый. («Гой ты, Русь моя родная…» , « Край любимый! Сердцу снятся…» (с.45), «Край ты мой заброшенный…»(с.90 учебник)
«Все встречаю, все приемлю,// Рад и счастлив душу вынуть…» — устойчивая авторская позиция по отношению к патриархальной Руси. «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою. Есенин не просто восхищается родным краем, чувство ликования, вызываемое им, подчас переходит в настоящее поклонение: «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля.»
Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)
Аллитерация (на свистящие)
Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?
Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)
Природа родного края. ( «Вот уж вечер. Роса…», «Топи да болота…(с. 61)
«Природа – средоточие красоты. Она увидена как бы впервые, свежим, детским взглядом. Опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной.Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметам крестьянского быта и животным. Деревенский облик имеет вся Вселенная. Природа напоминает Храм.»
Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)
Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?
Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)
Человек . «Хороша быта Танюша, краше не было в селе…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»
Есенин часто изображает деревенские гулянья , праздники. Крестьяне одеты нарядно; «белая свитка», «красный кушак»…Крестьянский труд опоэтизирован. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие.
Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица) Преобладающие цвета:
Почему такое богатство красок? Какие из них наиболее любимы?
Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, славянизмы)
Лирический герой. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Запели тесаные дроги…»
«Пойду в скуфье смиренным иноком…» Это странник, путник, человек ищущий, духовный
Животные. ( Корова» (с.74). «Лисица» с.88) Часть природы, живой, разумной. Огромная теплота, любовь, сострадание «к братьям нашим меньшим»
Время, лицо глаголов (повествование ведется от… лица)
Лексика (книжная, общеупотребительная, диалектные слова, религиозная)
-Что отличает стихи поэта от стихов других поэтов?
(Лиризм, народно-песенная основа, метафоричность , искренность).
Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Неслучайно поэтому характерная черта его творчества – автобиографичность: «Что касается…автобиографических сведений, — они в моих стихах,» — указывал Есенин. «Стихи мои,// Спокойно расскажите про жизнь мою». (Стихотворение «Мой путь»).
6) «Москва кабацкая».
7). Последние годы жизни. Смерть поэта.
3.Стихотворение «Отговорила роща золотая»
Написано в 1924 году, одно из лучших, итоговое стихотворение Есенина.
1)Чтение стихотворения учеником.
2) — Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
«За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносят куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить- поживать да добра наживать, для этого и вкопали на хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, но не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Н.Некрасова «Несжатая полоса». Шепот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» — тихо вторит журавлиному рыданию и горьким грезам конопляника . «О всех ушедших грезит конопляник…».
Что мы можем сказать об авторе-повествователе?
Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.
— Сколько раз в стихотворении варьирует поэт слова «не жаль»?
1-я строфа: Уж не жалеют…
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет…
Почти в полном соответствии фольклорному канону – особенностям построения лирической необрядовой песни – решена и композиция стихотворения.
- Описательная часть ( первые две строфы) рисует общую картину осени, улетающих журавлей, конопляника, опустевшего дома.
- За описательной частью следует монолог лирического героя (три последующие строфы.
Каково душевное состояние героя?
Герой одинок, дом « его души» пуст, юность прошла, но ее не жаль.
«В саду горит костер рябины красной,//Но никого не может он согреть.» «Красная рябина , как и в народной песне, означает муку- печаль. Костер в системе есенинских иносказаний – символ творческого горения. Сдвоив две близкие фигуральности — рябину красную и костер,- поэт получил нужный ему образ рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», другими словами, сгорая, не сгорают.»
Следующий последний образ предельно сужен:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова….
«Перед нами узловая связь человека и природы: человек-дерево. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, герой оказался в полном одиночестве: безлиственным деревом на голой равнине?»
Попытка разрешить этот роковой вопрос – в шестой, последней строфе:
- Шестая строфа – третья часть стихотворения – кольцо.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
«Кольцо – композиционно –стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых элементов, использованных в его конце. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком… Скажите так…что роща золотая отговорила милым языком» — кольцо.) Обращение «скажите так»…вводит в подтекст образ собеседника, незримо присутствующего, это скорее всего «читатель в потомстве» (Е.Боратынский). Образуется последовательно содержательный ряд: время –ветром разметая – ненужный ком – скажите так –роща золотая –березовым языком.
Помня, что ключ к этому шифру, (слово-иероглиф: человек-дерево )спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова») мы уже можем прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей».
— Кто попробует расшифровать послание Есенина, поэта, человека, нам, потомкам?
«Моим согражданам, «ловцам вселенной мнится: стихи на березовом языке сложные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике это мусор истории, ненужный суровому времени ком. Но это лишь ложный ревприговор – истина откроется. И первыми, кому откроется,…будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть всем россиянам, скажите так…что роща золотая, в могучей своей красоте, стоит, где стояла по весне распуская, по осени сбрасывая лист. … что березовая сия опада, сия золотая словесная руда – не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России –« все, что мы зовем родиной». (Ю.Лебедев)
4).Прослушивание песни «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина ( материалы фонохрестоматии).
«Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…
…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!» (В.П.Астафьев «Есенина поют» из книги «Затеси»).
1.Учебник «Литература 9 класс» автор Коровина В.Я. 2008год
2.Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. М., Советская Россия. 1990год.
3.Журналы «Литература в школе»:
№5 – 1995год, №4 -2001год, №5-2001год, №11-2005год,№10-2003год.