0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха тютчева не то что мните вы природа

«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа: Стих

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.

Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Композиция и жанр

Краткий анализ показывает, что композиционно стихотворение делится на 2 части. Сначала автор повествует о своём ви́дении природы, рассказывает, что у неё есть язык и душа. Затем он переходит к размышлениям о тех, кто душевно глух и слеп, поэтому не может увидеть красоты природных явлений и услышать, о чём говорит всё живое.

В первоначальном варианте стихотворения было 8 катренов, затем их осталось 6, потому что 2 автор убрал по требованию цензуры. Из-за этого смысл оказался искажённым. Чтобы показать, что стихотворение неполное, при публикации вырезанные катрены заменяют точками.

Жанр, выбранный Тутчевым, — элегия. На это указывают философские размышления о вечном. Тема произведения актуальна во все времена: философы всегда задавались вопросами, как появилось всё сущее, обладают ли растения и животные душой. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Схема рифмовки — перекрёстная, рифмы — мужские и женские.

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Читать еще:  Что такое свободные стихи

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Тютчевская лирика как выражение распада пространства и времени

Тютчев воспринимал мир в контексте гибели вселенной. Читая произведения русского классика, вы, безусловно, заметили, что поэт увлечен образами кризисных, радикально крайних ситуаций. Например, Тютчев часто обращается к мотивам грома, бури, борьбы стихий в целом. Экологическая тематика характерна не для одного этого стиха, но для многих произведений писателя. В центре всех них – почтение к Природе как Матери. Одухотворение природы Тютчевым критики расценивают с точки зрения психологизации этой сущности, демонстрации самодостаточности, наполненности, целостности, органичности и гармоничности природы.

Тютчев – в качестве поэта – поклонник пессимистичного умонастроения. Несмотря на то, что по части поэтического языка литератор довольно архаичен, мотив катастрофичности делает Тютчева новатором. Страсти стихий, однако, бурлят не только в природе, но и в жизни человека. Это, к примеру, любовь.

Образ любви в поэзии Тютчева

Любовь занимает одно из главных мест в лирике русского литератора. Это чувство представлено наивысшим счастьем, однако постоянно сопровождается борьбой двух уникальных личностей, индивидуальностей. Любовную лирику поэта отличает роковая предопределенность, выступающая центральным мотивом таких произведений. На одной чаше весов находится любовь и счастье, а на другой стороне – смерть и отчаянье. Любовь, хоть и способна подарить человеку удовлетворенность, все же часто приводит и к расколу личности. Среди жертв любви чаще всего оказываются женщины – наиболее чувственные создания. Этот драматизм и отражают стихотворения русского классика.

Для любовной лирики писателя характерен мотив осмысления любви в контексте трагичности, фатальности этого чувства. Тютчев считает, что любовь нередко опустошает человека и приводит его к гибели. Стихи поэта носят исповедальный характер, а чувства, которые описывает Тютчев, всегда отдают болезненностью.

Философский характер тютчевских произведений

По мнению Юрия Тынянова – русского лингвиста и исследователя литературы – творчество Тютчева далеко не ограничивается философским характером. Философский элемент находится на самой поверхности тютчевских произведений, однако проанализировать их недостаточно для полного понимания специфики текстов русского поэта. Как считает Тынянов, Тютчев изобрел собственный поэтический язык. Стоит также отметить, что на Тютчева сильно повлияла философия Шеллинга, с которым литератору удалось лично встретиться в Германии.

Какие же основные философские темы предстают в тютчевской лирике? Во-первых, это размышления о гармоничности и противоречивости человека. Во-вторых, это мотив борьбы в природы, а также внутри самого человека. Наконец, в-третьих, это тема любви, о которой мы уже сказали выше.

Тынянов делает акцент на том, что лирику поэта отличает сложность исторического положения, когда час забвений сменяется периодом воскрешений. Кроме того, расцвет тютчевской лирики принадлежит периоду экспериментов с жанровыми формами и стилями в литературе.

Тютчев утверждает, что природа спокойнее и гармоничнее, чем человеческая жизнь. Для писателя путь, который суждено из поколения в поколение проходить людям, представляется сотканным из мучительной необходимости найти себя и свое предназначение, из размышлений и сомнений, наконец, из постоянных противоречий. С такой же противоречивостью сопряжена и любовь, которая одновременно является и блаженством, и безнадежностью. Философски Тютчев близок к экзистенциалистам, которые тоже рассматривали человеческую жизнь в свете катастрофичности и безысходности.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Тема произведения

В литературных произведениях разных времён и народов природа воспевается очень часто.

Она изображается поэтами и писателями как живое существо, обладающее душой, разумом, способностью испытывать страдание и любовь.

Именно так выглядит природа в стихотворениях Тютчева.

В одном произведении он даже называет её сфинксом.

Есть и другие стихи, проникнутые безмерной любовью к природе, например:

  • «Снежок»;
  • «Альпы»;
  • «Первый лист»;
  • «Ещё земли печален вид»;
  • «Как весел грохот летних бурь».

Фёдор Иванович противопоставляет растительный и животный мир, способный тонко чувствовать, людям, не умеющим ни видеть, ни слышать. Повествование ведётся от лица рассказчика — лирического героя. Сначала он обращается к читателям и уверяет их, что их представление о природе основано на заблуждении. Люди считают зелёный мир бесчувственным и бездушным, а на самом деле он способен любить, говорить и слышать.

Сила мироздания в том, что оно не зависит от человека и способно развиваться без его участия. Любое вмешательство извне чуждо естественному миру, для него это не благо, а зло. Строфы, следующие за изъятыми, начинаются словами «они не видят», «не слышат». Но к кому это было обращено, можно только догадываться. Очевидно, это люди, которые равнодушны к природе.

По мнению поэта, те, кому чужд окружающий мир, живут в темноте. Они многого не видят, не слышат. В море, лесах, полях, есть жизнь, но увидеть и услышать её удаётся немногим. Со своей стороны природа, видя пренебрежительное отношение, замыкается и не хочет раскрывать секретов любопытным. Только тот, кто открывает перед ней душу, получает доступ к самым сокровенным тайнам.

Автор даёт понять, люди, что люди, бесчувственные к голосу природы, изначально останутся глухими, даже если к ним будет обращаться собственная мать.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Тютчев – поэт на стыке эпох

Поэтические эпохи не обязательно совпадают с эпохами историческими. Так, Тютчев принадлежит – исторически – девятнадцатому веку, однако творчество писателя – это плод переходного периода в лирике. Центральная особенность тютчевских текстов – эксперименты с литературной формой и поиск новых стилей. Вот, что по этому поводу говорит Тынянов:

Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизирован Гейне Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаический.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиливает все стилистические ее особенности. И, прежде всего, словарный, лексический колорит…

Тынянов также вспоминает отзывы о стихах Тютчева. Например, Некрасов говорил, что произведения писателя очень короткие, однако эти тексты нельзя удлинить, потому что здесь всего хватает. Тургенев считал, что наиболее удачными как раз являются самые малые тютчевские произведения. То, что Тютчев сознательно придерживается некой архаичности в своем творчестве, делает из поэта наследника другого русского классика – Державина. Здесь, как считает Тынянов, вырабатывается своеобразная монументальная малая форма, как бы это парадоксально ни звучало. Краткость и мастерскую, содержательно емкую фрагментарность произведений русского писателя подчеркивал и Мережковский. Литератор писал, что толковать тютчевское творчество – все равно что «превращать алмаз в уголь», потому что Тютчев «солнечные системы, туманные пятна… сжимает… в один алмаз». Поэтому лирика писателя фрагментарна и масштабна одновременно, философична, потому что Тютчев склонен использовать глубокие обобщения (отличительная черта философии в целом), созерцательна и трагична.

Несколько слов о периодах и мотивах творчества писателя

Традиционно, творческую жизнь Тютчева делят на несколько периодов, среди которых мы можем назвать следующие:

  • 1810–1820-е годы: к этому времени принадлежат первые, еще юношеские и незрелые, пробы пера; тексты юного поэта наследуют архаичный стиль предшественников в литературе;
  • 1820–1840-е годы: в этот период формируется оригинальный тютчевский стиль; поэт заимствует элементы одической лирики эпохи Просвещения, совмещая эти компоненты с традициями романтизма – стиля, набирающего популярность на Западе и в Российской империи;
  • 1840-е годы считаются отдельным периодом творчества писателя, потому что в это время Тютчев почти не занимается литературой;
  • 1850 –1870-е годы: время создания знаменитого и трагического «Денисьевского цикла»; в этот период Тютчев занят написанием произведением на политическую тематику, а также так называемыми стихами «на случай».
Читать еще:  Твоя любовь как море стихи

Подводя итоги, скажем, что среди главных мотивов творчества русского гения наличествуют, прежде всего, темы:

  • человека, стоящего на краю пропасти, зависшего над бездной существования;
  • тайны и интуиции;
  • ночи и дня, смены периодов времени и эпох;
  • одиночества;
  • природы (экологическая проблематика, которую мы и проанализируем дальше);
  • земли и неба;
  • воспоминаний и ностальгии;
  • а также, конечно, любви.

Природные мотивы в тютчевском творчестве

Итак, мы уже говорили, что писатель обращается к уподоблению человеческого внутреннего мира и материального природного космоса. Человек – часть природного мира и связан со вселенной, с мирозданием родственными узами. В этой логике искусство предстает формой интуитивного познания мира. Конечно, катастрофичность, характерная для творчества Тютчева в целом, сказывается и на экологической тематике текстов писателя. Мир всегда предстает окрашенным в темные цвета, трагичным, противоречивым. Человеческое восприятие также оказывается амбивалентным, подобно миру. Образы и символы в лирике Тютчева тоже отличаются противоречивым характером.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться с одним из самых важных произведением автора. Команда Литеровед.ру собрала необходимый материал, благодаря которому мы можем узнать о настоящей позиции автора.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основной смысл

История создания

Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.

Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.

Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.

Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.

Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.

Композиция

Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.

В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.

В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Образы и символы

Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.

Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.

Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.

Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.

Что касается настроения данного произведения, то стихотворение «Не то, что мните вы, природа» носит достаточно боевой характер. Это хорошо подчеркивается в заключительной строфе произведения.

Средства художественной выразительности

Благодаря использованию большого количества различных троп, автору удается передать все свои мысли и чувства. Здесь не обошлось без олицетворений, благодаря которым автор оживляет природу. Так же поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения.

Основной смысл

Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.

К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.

Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 15.11.2019

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» считается одним из самых значимых в творчестве Тютчева. В этом произведении автор первые громко и ясно высказал свою позицию, защищая то, что мило его сердцу – природу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор этого стихотворения по плану.

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1836 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник», но со значительными цензурными правками. Дело в том, что автор вступил в полемику с церковными мыслителями того времени, которые определяли роль природы как декорации для человека. Но вторая и четвертая строфы, где развивалась его мысль об этом, были вырезаны цензорами, и остались лишь те части стихотворения, которые были адресованы материалистам — сторонникам популярной на тот момент философской точки зрения. Они считали, что природа — мастерская для людей, где следует работать и доводить до ума то, что уже есть. Однако Тютчев был представителем и сторонником направления «чистого искусства», главной идеей которого было восхищение окружающим миром — идеалом гармонии и воплощением высшей мудрости. Таким образом, смысл стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это вызов обществу, погрязшему в чужеродной и оторванной от реальности философии, которое разучилось понимать красоту и величие природы.

Читать еще:  Стихи с добрым утром любимому который далеко

К сожалению, утраченные строфы, где было высказано мнение против церковных постулатов, навсегда утрачены, и мы знакомимся с неполным текстом.

Жанр, направление, размер

По жанровой структуре стихотворение можно отнести к элегии: оно имеет грустную тональность и насыщенную философскую проблематику.

Тютчев был сторонником чистого искусства, то есть выступал за то, чтобы политика, различные социальные волнения не входили в сферу творчества. Именно поэтому большинство стихотворений написано в философском духе и относится к философской лирике. Не стало исключением и «Не то, что мните вы, природа…».

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.

Композиция

Значительная часть композиционного элемента стихотворения была утрачена в результате губительного действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров. Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.

Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.

Образы, символы

  • Лирический герой – это тот образ, который скрепляет саму структуру стихотворения своей ясной и четкой позицией. В данном случае автор стихотворения и лирический герой совпадают, потому что у них одна и та же позиция. Читатель слышит речь мыслящего и рассуждающего человека, который, тем не менее, не разучился восхищаться природой и видеть в ней красоту, душу, смысл.
  • Образ природы – один из наиболее важных образов в системе ценностей Тютчева с точки зрения чистого искусства и его мировоззрения как творческой личности. Природа здесь становится как будто живой, ведь автор даже наделяет её языком, что, как мы знаем, свойственно только людям. Она же имеет свободу и может испытывать любовь. Природа в лирике Тютчева самодостаточна и самобытна. Она всегда была, есть и будет, независимо от того, что о ней думает человек. Мир живет и развивается сам по себе. Его ценность неоспорима.
  • В тексте присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит природу ошибочно. Это «глухонемой» человек, который пытается проникнуть «в жизнь органа», то есть тот, кто лишен способности понимать природу и ценить ее. Он заблуждается, считая, что люди или какие-то высшие силы наполняют пейзажи за окном смыслом. они ценны сами по себе.

Темы, настроение, проблемы

Основная проблема стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — заблуждения людей, которые не могут внять голосу пейзажа и понять его суть. Можно сказать, что автор поднимает здесь не только проблему уважительного отношения к природе и взаимодействия человека и природы, но и обращает наше внимание на тех людей, которые вовсе не считают окружающий мир чем-то самодостаточным и ценным. Их Тютчев обвиняет даже в том, что они глухи к голосу матери, что является одним из самых страшных преступлений.

Тема природы, как мы уже говорили ранее, довольно популярна в творчестве поэта, поэтому она поднимается и здесь, при этом сузить эту широкую тему можно до подтемы «взаимоотношения природы и человека». Современники поэта считали пейзажи реквизитом для жизни и материалом для работы, но не видели высшего смысла и права окружающего мира жить вне причинно-следственных связей и нужд человека. Он — не венец природы, а ее сын, который должен относиться к матери почтительно.

Настроение стихотворения «Не то, что мните вы, природа», в отличие от многих других произведений поэта, даже несколько боевое, особенно это подчеркивается в финальной строфе, где автор бросает обвинение в сторону глухих и безразличных к природе людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Не то, что мните вы, природа» – показать истинную сущность окружающего мира, а также продемонстрировать его ценность, независимую от людей и их мнений. Автору хочется донести до читателей, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она — самостоятельный организм, подчиненный тайным закономерностям развития мира. Ее необходимо уважать и понимать.

Для нас природа является матерью, ведь именно от нее мы получаем все то, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому нужно почтительно относиться к ней и уметь замечать ее красоту просто так, без повода и расчета. Человек обязан беречь природу, прислушиваться к ней, ведь она живая.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» передают все оттенки чувства и мысли поэта:

  • Безусловно, на первом месте среди средств выразительности будет стоять олицетворение, ведь саму природу автор оживляет, говоря, что у нее есть не только душа, свобода и любовь, но и язык.
  • Присутствуют в стихотворении и эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево».
  • Метафоры играют явно не последнюю роль в создании образа природы: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «леса не говорили».
  • Сравнение же относится к созданию образа людей, глухих к природе, автор говорит, что они живут в этом мире, как впотьмах.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 39.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 39.

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то, что мните вы, природа». Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у неё есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил» .

Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили» . В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительность философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах ».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector