1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха тютчева смотри как роща зеленеет

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

08.10.2020

Тютчев Ф. “Смотри, как роща зеленеет”

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:

Главные герои стихотворения “Смотри, как роща зеленеет” и их характеристика

  1. Автор. Лирический герой. Поражен красотой зеленеющей рощи, ее прохладой.

План пересказа стихотворения “Смотри, как роща зеленеет”

  1. Зеленеющая роща
  2. Палящее солнце
  3. Нега от ветки и листа
  4. Под корнями
  5. Шепот родника
  6. Бред вершин
  7. Полуденный зной
  8. Крик орлиный

Главная мысль стихотворения “Смотри, как роща зеленеет”

Прекрасно в роще в полуденный зной.

Чему учит стихотворение “Смотри, как роща зеленеет”

Стихотворение учит любить природу, любоваться ее красотами. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение “Смотри, как роща зеленеет”

Мне очень нравится это стихотворение, в котором автор рассказывает о красоте зеленой рощи. Эта роща дает приют усталым путникам, защищает их от жары. Родник помогает утолить жажду. Поэт рисует картину жаркого летнего дня, когда вся природа, кажется, погружена в сон. В такую жару не хочется двигаться, а хочется сидеть в прохладном полумраке, любуясь природой.

Анализ стихотворения “Смотри, как роща зеленеет”

Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Смотри, как роща зеленеет”
Эпитеты: палящим солнцем, сумраке немом, полдневный зной, крик орлиный.
Метафоры: солнцем облита, негой веет, сядем под корнями, обвеянный мглами, в зной погружены, крик доходит.
Олицетворения: поимых родником, он шепчет, бредят вершины

Пословицы к стихотворению “Смотри, как роща зеленеет”

Хорошо в лесу, береги его красу.



Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Смотри, как роща зеленеет”

Над головой бредят вершины деревьев, погруженные в зной, и только одинокий крик орла доносится с вышины.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Смотри, как роща зеленеет”

Читать стихотворение “Смотри, как роща зеленеет”

Технологическая карта урока по литературе на тему “Ф.Тютчев “Смотри, как роща зеленеет. “(4 класс)

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»

Технологическая карта открытого урока литературы в 4 классе

1) Обучающая: обучение анализу поэтического текста, элементам стилистического анализа поэтической речи:

2) Развивающая: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, внимания.

3) Воспитывающая: воспитание бережного и чуткого отношения к родному языку; привитие чувства любви к родной природе, раскрытие богатства эмоционального мира стихотворения;

Планируемые результаты обучения:

Предметные УУД: знание основных понятий анализа поэтического текста, умение ориентироваться в поэтическом тексте, умение производить анализ (с элементами стилистического) стихотворения, умение видеть языковые образные средства в тексте стихотворения;

Метапредметные УУД:

познавательные: умение производить анализ, обобщение, сравнивать и делать выводы; умение отвечать на вопросы учителя;

регулятивные: владение способностью понимать учебные задачи, умение организовывать собственную деятельность индивидуально, в группе;

коммуникативные: умение работать в паре, в группе; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения собственных чувств, мыслей, формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русской литературы, формировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, диалогический, исследовательский, опрос (анкетирование).

Технологии: педагогическая мастерская проблемное обучение (элементы), ИКТ.

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочие листы, толковый словарь С.И.Ожегова

Используемые ЦОР: презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского “Времена года”,

Краткое описание: урок-мастерская по литературе, запланированное время 40 минут (1 урок).

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает интересная работа: обычная и необычная. С одной стороны, мы будем заниматься знакомым делом, мы будем анализировать стихотворение, с другой – работать мы будем не по плану, как всегда, а в форме урока – мастерской. Итак, я приглашаю вас в нашу мастерскую…

– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь анализировать стихотворение? Так ли важно это уметь для вашего образования? (Опрос учеников)

Беседа – мотивация к целеполаганию.

Отвечают на вопрос учителя, ставят цели урока.

(Примерные ответы: анализировать – значит, понимать, что хотел выразить поэт; уметь понимать поэтическую речь, владеть средствами выразительности языка…)

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, установление причинно-следственных связей, формулирование идеи.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

– Начнём нашу работу, у каждого из вас есть рабочий лист, где вы будете фиксировать всю свою работу на уроке. Прежде чем мы начнем наш совместный анализ стихотворения, предлагаю «разогреть» мыслительную деятельность, в частности, – ассоциативное мышление.

– Помните, что такое ассоциации?(Опрос)

Посмотрите на интерактивную доску на

1-ый слайд: это фото летнего пейзажа.

– Как, вы думаете, какой летний месяц запечатлён на фото?

– Мне тоже кажется, что это июнь, поэтому рассматривать мы будем этот пейзаж под музыку П.И.Чайковского «Времена года» (Июнь, «Баркарола»).

(Звучит музыка П.Чайковского)

– Ребята, запишите ассоциации своих ощущений, которые возникают у вас, если вообразить, что мы находимся «внутри картины». Ваше время – 2 минуты.

– Ребята, мы не случайно созерцали данный фотоэтюд, он в содержательном плане связан со стихотворением, которое вы будете анализировать. Так что ассоциации, которыми мы обменялись, возможно посетят вас ещё.

Обращает внимание на презентацию (Слайд 2), задаёт вопрос об ассоциациях.

Представление фото и музыкального сопровождения («Времена года» П.И.Чайковского).

Беседа по содержанию фотокартины.

Предлагает работу на индивидуальных рабочих листах (запись ассоциативных рядов).

После зачитывания ответов открыть

Мотивация к будущей работе.

Отвечают на вопрос учителя об ассоциациях

(Примерный ответ: ассоциации – спонтанно возникающие мысли, впечатления, ощущения при рассматривании объекта).

Рассматривают фото под звуки музыки.

Самоконструкция: каждый участник мастерской записывает свои ассоциации.

Социоконструкция: работа в паре, учащиеся сопоставляют получившиеся ассоциативные ряды слов.

Социализация: один из пары зачитывает работу

прохлада тени, свежий ветерок

тишина и умиротворение,

желание отдохнуть, блаженство. Ассоциации солнечного пространства: палящее солнце,

ослепительный свет, жара

2 . Знакомство со стихотворением

Стихотворение, с которым нам предстоит работать на мастерской, принадлежит поэту XIX века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Вспомним, насколько нам известны стихи этого русского поэта. Какие из них вы можете назвать? (Опрос)

Сообщение темы исследования.

Опрос изученных стихотворений поэта.

Учащиеся вспоминают названия ранее изученных стихов Ф.И.Тютчева.

Вспоминают названия стихотворений («Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Неохотно и несмело…», «Весенняя гроза»…).

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, обобщение, объяснение образа, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи,

Регулятивные УУД: овладение способностью понимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и анализировать услышанное

Личностные УУД: смыслообразование; положительное

отношение к учебной

– . Запишите название стихотворения. «Смотри, как роща зеленеет…». Оно напечатано на форзаце вашего учебника литературы.

Сейчас я прочитаю это стихотворение , а вы постарайтесь представить картину, которую рисует поэт. (Чтение стихотворения)

– Что изображает Фёдор Иванович Тютчев?

Какую особенность в изображении летнего пейзажа заметили вы?

– Ребята, посмотрите на картину Архипа Куинджи «Берёзовая роща». Не кажется ли вам, что в ней угадывается сюжет тютчевского стихотворения?

– Как в литературе называется такое явление , когда что-то чему-то противопоставляется?

Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения.

Работа с презентацией. Слайд 4.

После определения понятия, открывает слайд 5.

Слушают стихотворение, отмечают особенности пейзажа.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят сходства между двумя произведениями искусства.

(Примерный ответ. И на картине А.И. Куинджи, и в стихотворении Ф.И. Тютчева природа представлена в двух планах: солнечном и тенистом, которые как бы противопоставлены друг другу).

Узнают понятие «контраста».

– Теперь снова обратимся к рабочим листам. Первое задание нашей мастерской: впишите в таблицу 2 состояния пейзажа и подберите к ним из стихотворения ключевые слова ; назовём наши колонки «Солнечный пейзаж» и «Тенистая роща». Ваше время – 2 минуты… (Звучит музыка урока)

Задание на деконструкцию текста.

Участники мастерской распределяют тест стихотворения на ключевые слова, словосочетания к его двум тематическим планам.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, объяснение образа, установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Читать еще:  Любовь-что это стихи

– Какие ключевые слова вы подобрали к теме «Солнечный пейзаж»( «Тенистая роща»)?

(В конце этапа афиширования открывает слайд 6)

Зачитывают свои варианты подобранных ключевых слов.

( «Солнечный пейзаж»: « палящее солнце», «бредят вершины», « полдневный зной». «Тенистая роща»: « сумраке немом», «обвеянный их мглами», «над корнями дерев»).

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

– Ребята, теперь, когда вы знаете, на какие тематические планы делится стихотворение, вам не трудно будет самим сформулировать тему всего стихотворения. Сейчас вы объединяетесь в пары и, опираясь на ваши записи, совместными усилиями формулируете тему стихотворения.

Организация работы в парах и сообщение задания.

В паре формулируют и записывают тему стихотворения «Смотри, как роща зеленеет…».

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение, объяснение образа. Регулятивные:

искать пути решения учебной задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстником в паре, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

– О чём же стихотворение «Смотри, как роща…»?

Контроль правильности формулирования тем участниками мастерской.

Выступающие от пары зачитывают свои ответы.

(Примерный ответ: тема стихотворения – картина летнего дня, контраст двух состояний природы ( на солнце и в тени).)

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

У нас физкульминутка! Сегодня мы её выполняем под музыку Петра Ильича Чайковского, которая периодически звучит на нашей мастерской. Музыка июня называется вообще-то «Баркарола», он связана с прогулкой на лодке в июне.

Представим, что мы управляем лодкой, в которой возможно поместилась большая компания, и , удерживая прямую осанку, плывём. Наша задача – мерно, небыстро грести вёслами.

Показывает упражнение, объясняя название музыкального произведения.

Выполняют упражнения , слушая информацию учителя.

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на

Задание №2 (лексико-стилистический анализ)

Итак, мы определили тему стихотворения, следующие задания помогут нам определить идею стихотворения, что не всегда бывает просто сделать.

Распределимся на группы по 3-4 человека и поработаем с лексикой стихотворения.

Помните ли вы, чем отличается словарный состав лирики поэтов 19 века и наша современная речь? Какими словами пользуется поэт Ф.И. Тютчев и всегда ли они нам понятны? (Речь идёт о лексике, с которой мы часто сталкиваемся при анализе стихотворений поэтов 19 века)

Сообщение задания. Организация работы в группах.

Делятся на группы.

Отвечают на вопрос.

(Примерный ответ: это слова «высокого» стиля, старославянизмы, которые встречаются в лирике прошлых столетий, они придают особый торжественный , возвышенный пафос ).

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные УУД: овладение способностью понимать учебную задачу.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

– Три группы будут искать и выписывать лексику высокого стиля, их функция – поиск, а одна группа будет определять значения непонятных слов, пользуясь толковыми словарями, их функция – лингвистическое исследование.

Организация групп по способностям.

Первая, вторая, третья группы выписывают лексику «высокого» стиля , а четвёртая- работает над определением значений непонятных слов.

Познавательные УУД: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока

Регулятивные:

искать пути решения учебной; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

– Проверим, что у вас получилось . Какие слова вы определили , как «высокую» лексику и что из содержания стихотворения вам не понятно?

Стихотворение и анализ «Смотри, как роща зеленеет…»

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, –

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины…

Краткое содержание

И. Шишкин. Дубовая роща. 1887

Произведение начинается с обращения поэта к неведомому другу. Он приглашает его войти с ним под сень деревьев летней рощи, где всё проникнуто жизнью и цветением. Тютчев ярко и образно описывает зеленеющую рощу, которая служит для него олицетворением самой жизни. Поэт, подобно чуткому камертону, воспринимает красоту окружающего мира и делится своими эмоциями.

Сначала мы видим летнюю рощу снаружи, а затем – изнутри: таким образом создаётся ощущение объёмности происходящего в природе. Мы будто бы присутствуем рядом с поэтом, наблюдая за происходящим лично. Автор передаёт ощущение летнего зноя через описание бредящих вершин деревьев, родникового шёпота, орлиного крика. Этот громкий крик – единственный звук, нарушивший тишину зеленеющей рощи.

История создания

Произведение появилось на свет в августе 1857 года. Этот год был особенно знаменательным для поэта: в апреле он получил почётный статус: «Действительный статский советник». Спустя год Тютчева назначили на должность Председателя Комитета иностранной цензуры, на которой он пробыл пятнадцать лет.

Данное стихотворение относится к периоду позднего творчества поэта. В этот период его муза была полностью подчинена государственным интересам: Тютчев создаёт множество «зарифмованных лозунгов» и «публицистических статей в стихах». Данное стихотворение в этом смысле исключительно: в нём не затрагиваются волнующие автора государственные проблемы. Произведение насквозь проникнуто эмоциями радости и счастья от встречи с природой. Поэт, словно устав от дел насущных, приглашает нас прогуляться и погрузиться в красоту летней рощи.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр лирического обращения. Произведение начинается с повелительного глагола, употреблённого в единственном числе: «Смотри!». Посредством его использования автор вносит в повествование интонацию живой устной речи. При этом неясно, к кому конкретно обращается автор: в роли его адресата выступает кто-то неопределённый – «ты». Именно с ним поэт делится впечатлениями от прогулки по летней роще, наполненной солнцем.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «чистое искусство». В нём Тютчев, не касаясь острых социальных и бытовых тем, обращается к прекрасному миру летней природы, наблюдению за ней.

Композиция

Структурно произведение построено согласно кольцевой композиции: происходит постоянная смена пейзажных картин, начиная с первой строфы. Всего в стихотворении три строфы. Тютчев мастерски конструирует многомерность поэтического пространства. С точки зрения пространственного восприятия, произведение можно разделить на две части:

Первая часть – мы видим летнюю рощу целиком глазами лирического героя, но, словно бы, издалека.

Вторая часть – мы видим зеленеющую рощу фрагментарно. Лирический герой концентрирует своё внимание, как наблюдатель, исключительно на отдельных ветках и листьях, погружённых в полуденный сон.

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой палитрой содержательных образов, помогающих автору раскрыть основную идею:

образ зеленеющей рощи – центральный. Создаётся ощущение пространственной многомерности. Роща рассматривается лирическим героем с двух ракурсов: сначала издалека, затем взгляд героя сосредоточивается на отдельных фрагментах, таких как ветки и листья. Во втором четверостишии происходит резкая смена картины. Роща символизирует мир и покой: она расцветает под лучами щедрого солнца точно так же, как расцветает душа человека от вида прекрасного;

образы сумрака и мглы – это два важнейших образа для поэта. Они символизируют прохладу, тишину и успокоение. Лирического героя окутывает нега, исходящая «от каждой ветки и листа»;

образ родника – привычный всем родник превращается в произведении в незаменимый, драгоценный источник всего живого на земле. Это символ полноценности человеческого существования;

образ лирического героя – романтический герой оказывается внутри рощи. Он присаживается возле дерева, непрестанно наблюдая за происходящим. Смотрит вниз, пытаясь заглянуть внутрь земли, увидеть древесные корни, которые питаются родниковой водой. Затем, герой вдруг резко переключает своё внимание, устремляя взгляд ввысь, к вершинам деревьев. Таким образом, он пытается постичь сущность природы и мироздания, но сделать это человеку не под силу.

Темы и настроение

Главная тема произведения – наслаждение красотой полуденной природы. Лирического героя настолько переполняют чувства радости от встречи с цветущей, залитой солнечными лучами рощи, что он приглашает неизвестного нам собеседника разделить с ним счастливые эмоции. Стихотворный текст наполнен настроением нежной истомы, солнечного света. В нём много звука и цвета. Мастерски передана интонация радости и счастья.

Читать еще:  Вера полозкова стихи вот что для меня любовь

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас автор, заключается в следующем: только в полном слиянии с природой человек может испытать истинное счастье и умиротворение. Тютчев полагает, что человек не должен быть жадным на чувства: радостью и счастьем следует щедро делиться с окружающими. Поэтому поэт приглашает неизвестного нам спутника совместно насладиться зеленеющей рощей.

Средства выразительности

Описывая красоту летней рощи, утопающей в янтарной зелени, Тютчев использует классический арсенал средств выразительности:

эпитеты – «крик орлиный», «палящим солнцем», «в сумраке ночном», «полдневный зной»;

метафоры – «солнцем облита», «негой веет», «сядем под корнями», «крик доходит»;

олицетворения – «поимых родником», «он шепчет», «бредят вершины»;

высокопарная лексика – «дерев», «поимых», «нега».

Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев ” Смотри как роща зеленеет”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_smotri_kak_roshcha_zeleneet.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф.И.Тютчев « Смотри как роща зеленеет»

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе
  1. Интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению « Смотри как роща зеленеет», звукозапись стихотворения.
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева

I. Оргмомнет. Разминка.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции .

Гимнастика для щёк, губ, языка .

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

Скороговорка .( На парте одна на пару). Работа в паре .

– Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

– Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

– Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

– Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

– Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Подал грабли крабу краб.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

О чём же содержание этого рассказа – события?

(Содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана).

На дом каждый ряд получил своё задание.

Ряд 1 . Допишите рассказ (возможный финал).

Ряд 2 . Представьте себе, что Петька решил написать письмо гимназисту Мите. Напишите письмо от его лица(т.е. от первого).

Ряд 3 . Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Какой же эпизод занимает центральное место в рассказе и почему?

Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

( Писал стихи о природе).

Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

Фёдор Иванович Тютчев – русский поэт, дипломат, публицист.

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком .

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”.

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя – в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили? ( Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением « Смотри как роща зеленеет». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

Работа по учебнику с.116

Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет. » поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита. ”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“. А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”);

Входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником. ”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“. И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины. ”).

Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

Палящим солнцем облита. —

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

. какою негой веет

От каждой ветки и листа! —

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями

Дерев, поимых родником.

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его : “Смотри, как роща зеленеет. ”, “Войдём и сядем под корнями. ”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

Выразительное чтение стихотворения.

Творческая работа. Работа в группе. ( на парте у каждого листок ).

Придумать четверостишье о природе.

Итог урока. Рефлексия.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

Вы стали лучше – хуже?

За что ты можешь оценить свою работу.

Домашнее задание . Подготовить выразительное чтение стихотворения.

( по желанию выучить наизусть).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест.

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМК “Школа 21 века” Ф.Тютчев, анализ стихотворения “Зима недаром злится”Цель: познакомить детей с творчеством Ф.Тютчева.

Конспект урока по литературному чтению.

Данный конспект урока поможет Вам провести урок интересно для детей, живое чтение и пение воодушивит Вас на создание собственных презентаций с использованием сети Internet.

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл.

Урок разработан по технологии критического мышления.

Презентация к стихотворению Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою. &quot.

Помогите пожалуйста анализ стихотворения “Смотри, как роща зеленеет,” Заранее спасибо, огромное!!)

вопрос опубликован 17.01.2017 02:06:48

«Смотри, как роща зеленеет…» Ф.Тютчев

Главная » Анализ стихотворений

«Смотри, как роща зеленеет…» Фёдор Тютчев

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,

Этот напиток приводит к сильнейшему похудению! Будьте осторожны, пейте 1 ложку. 1 стакан этого напитка, высушил весь жир! Осторожно, минус 10 кг, за неделюПохудели с мамой до истощения! Осторожно, 1 стакан сжигает 3 кг жира! Запиши рецепт.

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»

Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть корни, которые питает родниковая вода. Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место. Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: «нега», «дерев», «поимых».

В рассматриваемом тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – «мгла» и «сумрак». В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день. Последний случай как раз относится к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…». В нем «сумрак» и «мгла» становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая «от каждой ветки и листа».

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол «смотреть» в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт. Его адресат – неопределенный «ты», с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями.

О переложении стихов на музыку

«Смотри, как роща зеленеет…» Фёдор Тютчев

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
_______

Стихи Ф.И.Тютчева необычайно музыкальны. В юности своей я иногда импровизировал на ф-но, поставив перед собой томик его стихов вместо нот.
И вот сейчас, используя свои компьютерные программы Пианола и Трио, я пытаюсь восстановить звучание того, что когда-то играл.
Это непросто – пианино-то у меня нет, а есть только компьютер. Хотя наброски мелодий с аккордами от той, давней поры остались.

Сейчас я хочу рассказать о тех интонациях, которые я слышу в строках этого стихотворения, и к которым я стремился.
«Смотри …» – яркие стволы берёз с глубокими тенями между ними восходят октавными аккордами к высокому небу с «палящим солнцем».
«Войдём и сядем…» с хроматическими ходами и неожиданной трелью ручейка.
Такими же хроматическими ходами, раскачиваясь туда-сюда «Над нами бредят» вершины берёз.
Раскачивание постепенно замедляется, и тут – реприза. Повтор начала в новом качестве.
Форте. Небо раскрывается, и оттуда, высоко над берёзами, с невообразимой «вышины» разносится орлиный крик. Торжественно. Как будто бы орлиная трель родилась от трели ручейка у корней берёз.
Октавная трель разливается в воздухе и замирает под палящим солнцем.

Как-то так. И вот пока я это всё делал, и обсуждал процесс на сайте проза.ру, меня надоумили добавить к музыке и видеоряд. Короче говоря, результат тут – http://youtu.be/DBf1Lj_oQXk

Озвучивание по нотам, это творческий процесс. Я каждый раз открываю для себя что-то новое.
Вот например,если музыка сопровождается словами, то в эти слова надо по ритмике попасть. Конкретнее, строка стихотворения содержит ударные и безударные слоги. Как выразительно передать эти ударения? Сделать звуки на ударениях громче?
Вовсе нет. Ноты, соответствующие ударным слогам следует чуть затянуть. Сделать время их звучания чуть дольше. Не так, чтобы было бы совсем уж заметно, но чуть-чуть.
А вот для обычной инструментальной музыки это необязательно.
________

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: