0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха тютчева в часы когда бывает

«В часы, когда бывает…» Ф. Тютчев

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны, –

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам:

И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Дата создания: 1858 г.

Анализ стихотворения Тютчева «В часы, когда бывает…»

Любовь способна творить чудеса, и это ее свойство было хорошо известно Федору Тютчеву. В самые тяжелые периоды своей жизни, когда казалось, что даже самые близкие люди превратились в заклятых врагов, Тютчев искал утешения в этом возвышенном чувстве, мысленно обращаясь к женщинам, которых боготворил. Так случилось, что в достаточно зрелом возрасте Тютчев влюбился в юную Елену Денисьеву, которая ответила ему взаимностью. Однако этот роман стал причиной грандиозного скандала, так как поэт был женат, а его любовница вскоре забеременела, после чего лишилась наследства.

И для Тютчева, и для его избранницы настали далеко не самые лучшие времена. Елена Денисьева превратилась в настоящего изгоя, перед ней закрылись двери самых известных домов Москвы. Любовная связь негативно сказалась и на карьере Тютчева, который рассчитывал вновь вернуться к дипломатической деятельности, но так и не получил нового назначения за границу. Тем не менее, в 1858 году поэт публикует стихотворение «В часы, когда бывает…», из контекста которого следует, что он абсолютно ни о чем не жалеет. Ведь даже тогда, когда «сердце изнывает и тьма лишь впереди», он не перестает помнить о женщине, сумевшей сделать его по-настоящему счастливым. Ее любовь он сравнивает с лучом света, который «войдет украдкой к нам и брызнет огнецветной струею по стенам». Под его воздействием жизнь буквально преображается, уходят куда-то все горести и печали, из-за которых жизнь кажется мрачной и неприветливой. При этом Тютчев отмечает, что сами по себе такие лучи любви нематериальны, они не обладают защитными свойствами и не в состоянии решить возникшие проблемы. «Уроков и советов они нам не несут», – отмечает поэт, подчеркивая при этом, что от любви исходит незримая благодать.

Человек, испытывающий это восхитительное чувство, словно бы начинает жить заново, а окружающий мир предстает пред ним в радужных тонах. «И меньше мы тоскуем, и легче нам дышать», – подчеркивает автор. Правда, до самого последнего момента он не раскрывает своей тайны и не называет имени той, чья любовь «так мило-благодатна» была для его души. Однако если сопоставить даты, то выясняется, что именно в этот период Тютчев в очередной раз становится отцом, так как юная любовница дарит ему сына. Елена Денисьева ничего не требует взамен и даже не настаивает на том, чтобы поэт развелся со своей законной супругой. Эту деликатность и жертвенность Тютчев оценивает по достоинству, еще больше привязываясь к женщине, любовь которой служит ему утешением и отрадой.

Федор Тютчев — В часы, когда бывает

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
№ 4 И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
№ 8 Друзей нам не смешны, —

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
№ 12 Струею по стенам;

И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
№ 16 В окно на нас пахнет.

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
№ 20 Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
№ 24 И легче нам дышать.

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
№ 28 Любовь твоя была.

V chasy, kogda byvayet
Tak tyazhko na grudi,
I serdtse iznyvayet,
I tma lish vperedi;

Bez sil i bez dvizhenya,
My tak udrucheny,
Chto dazhe uteshenya
Druzey nam ne smeshny, —

Vdrug solntsa luch privetny
Voydet ukradkoy k nam
I bryznet ognetsvetnoy
Struyeyu po stenam;

I s tverdi blagosklonnoy,
S lazurevykh vysot
Vdrug vozdukh blagovonny
V okno na nas pakhnet.

Urokov i sovetov
Oni nam ne nesut,
I ot sudby navetov
Oni nas ne spasut.

No silu ikh my chuyem,
Ikh slyshim blagodat,
I menshe my toskuyem,
I legche nam dyshat.

Tak milo-blagodatna,
Vozdushna i svetla,
Dushe moyey stokratno
Lyubov tvoya byla.

D xfcs, rjulf ,sdftn
Nfr nz;rj yf uhelb,
B cthlwt bpysdftn,
B nmvf kbim dgthtlb;

,tp cbk b ,tp ldb;tymz,
Vs nfr elhextys,
Xnj lf;t entitymz
Lheptq yfv yt cvtiys, —

Dlheu cjkywf kex ghbdtnysq
Djqltn erhflrjq r yfv
B ,hspytn juytwdtnyjq
Cnhet/ gj cntyfv;

B c ndthlb ,kfujcrkjyyjq,
C kfpehtds[ dscjn
Dlheu djple[ ,kfujdjyysq
D jryj yf yfc gf[ytn///

Ehjrjd b cjdtnjd
Jyb yfv yt ytcen,
B jn celm,s yfdtnjd
Jyb yfc yt cgfcen/

Yj cbke b[ vs xetv,
B[ cksibv ,kfujlfnm,
B vtymit vs njcretv,
B ktuxt yfv lsifnm///

Nfr vbkj-,kfujlfnyf,
Djpleiyf b cdtnkf,
Leit vjtq cnjrhfnyj
K/,jdm ndjz ,skf/

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Фёдор Иванович Тютчев. «В часы, когда бывает…»

Фёдор Иванович Тютчев

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны,-

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;

И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Елена Денисьева

Любовь способна творить чудеса, и это ее свойство было хорошо известно Федору Тютчеву. В самые тяжелые периоды своей жизни, когда казалось, что даже самые близкие люди превратились в заклятых врагов, Тютчев искал утешения в этом возвышенном чувстве, мысленно обращаясь к женщинам, которых боготворил. Так случилось, что в достаточно зрелом возрасте Тютчев влюбился в юную Елену Денисьеву, которая ответила ему взаимностью. Однако этот роман стал причиной грандиозного скандала, так как поэт был женат, а его любовница вскоре забеременела, после чего лишилась наследства.

Читать еще:  Какой образ музы создал своих стихах некрасова

И для Тютчева, и для его избранницы настали далеко не самые лучшие времена. Елена Денисьева превратилась в настоящего изгоя, перед ней закрылись двери самых известных домов Москвы. Любовная связь негативно сказалась и на карьере Тютчева, который рассчитывал вновь вернуться к дипломатической деятельности, но так и не получил нового назначения за границу. Тем не менее, в 1858 году поэт публикует стихотворение «В часы, когда бывает…», из контекста которого следует, что он абсолютно ни о чем не жалеет. Ведь даже тогда, когда «сердце изнывает и тьма лишь впереди», он не перестает помнить о женщине, сумевшей сделать его по-настоящему счастливым. Ее любовь он сравнивает с лучом света, который «войдет украдкой к нам и брызнет огнецветной струею по стенам». Под его воздействием жизнь буквально преображается, уходят куда-то все горести и печали, из-за которых жизнь кажется мрачной и неприветливой. При этом Тютчев отмечает, что сами по себе такие лучи любви нематериальны, они не обладают защитными свойствами и не в состоянии решить возникшие проблемы. «Уроков и советов они нам не несут», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что от любви исходит незримая благодать.

Человек, испытывающий это восхитительное чувство, словно бы начинает жить заново, а окружающий мир предстает пред ним в радужных тонах. «И меньше мы тоскуем, и легче нам дышать», – подчеркивает автор. Правда, до самого последнего момента он не раскрывает своей тайны и не называет имени той, чья любовь «так мило-благодатна» была для его души. Однако если сопоставить даты, то выясняется, что именно в этот период Тютчев в очередной раз становится отцом, так как юная любовница дарит ему сына. Елена Денисьева ничего не требует взамен и даже не настаивает на том, чтобы поэт развелся со своей законной супругой. Эту деликатность и жертвенность Тютчев оценивает по достоинству, еще больше привязываясь к женщине, любовь которой служит ему утешением и отрадой.

Анализ стиха тютчева в часы когда бывает

Творчество Ф.И. Тютчева занимает очень небольшое место в школьной программе, и возникает вопрос, как в рамках одного урока раскрыть сложность, глубину поэзии Тютчева, её значение в русской литературе. Эта проблема усугубляется ещё и тем, что для лирики Тютчева характерны контрастность образов, противоречивость переживаний лирического героя (раздвоение, “тревожное, мятущееся мироощущение поэта” отмечалось в литературоведении, см.: К.В. Пигарёв. «Тютчев и его время», Б.Бухштаб. «Русские поэты»). Поэтому, рассматривая на примере десяти стихотворений несколько основных тем творчества поэта, мы создаём у школьника ощущение неоднозначности, алогичности, непонятности Тютчева и этим затрудняем восприятие и без того непростой для шестнадцатилетнего человека поэзии.

Между тем тютчевское восприятие мира в его контрастах, трагических противоречиях, переживание всемирного разлада мироздания предполагает именно единство личности и стоящее за мыслями и переживаниями единое ощущение, которое Б.Бухштаб описывает как “чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном «я»”.

Поэтому необходимо рассматривать творчество Тютчева в его внутренней цельности, объединить анализ стихотворений вокруг определённой концепции, что представляется более правильным и с литературоведческой, и с педагогической точек зрения, чем фрагментарный обзор основных тем и особенностей стиха. Разумеется, эта концепция не может формулироваться как «Тютчев — поэт-мыслитель», или «Тютчев — певец природы» (о невозможности рассматривать творчество Тютчева как философскую систему подробно сказано у Б.Бухштаба).

Попробуем с помощью литературоведческого анализа определить тот единый стержень, вокруг которого можно выстроить урок по Тютчеву и представить его поэзию по возможности полно, адекватно и понятно для школьника. Рисуя образ поэта в стихотворении «29-ое января 1837», Тютчев использует метафору “орган”. Поэт — “богов орган живой”, так сказано о Пушкине. Метафора “орган” используется и по отношению к природе («Не то, что мните вы, природа. »). Музыкальное восприятие мироздания характерно для Тютчева:

«Певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах. »; “. пойми, коль может, органа жизнь глухонемой” («Не то, что мните вы, природа. »); “. Внимай их пенью — и молчи. ” (« Silentium! »). Поэт подобен природе, “всесилен, как стихия” («Не верь, не верь поэту, дева. ») и сравнивается с инструментом, улавливающим и воспроизводящим гармонию, полифонию мирового бытия в его борьбе, конфликтах и согласии. Отсюда и тютчевское изображение мира через бесконечные противопоставления, подобие и различие, двойственность и полифоничность, через трагическое переживание мирового “разлада”, и чуткость к гармонии в малейших её проявлениях. Такое мироощущение поэта и должно стать отправной точкой при анализе стихотворений.

Поэзия Тютчева действительно “поэзия контрастов и антитез” (Б.Бухштаб). Поэтому дать более или менее полное представление о Тютчеве можно только при рассмотрении основных тем и идей его лирики через противопоставления, антитезы. Остановимся на них коротко: день и ночь («День и ночь»), где дневной, внешний мир — всего лишь “блистательный покров” ночи, иллюзорный дом человека, тогда как “в чуждом, неразгаданном, ночном он узнаёт наследье родовое”; связанное с предыдущим противопоставление изначального хаоса («О чём ты воешь, ветр ночной. ») и дневного мира; буря и покой, их противоположность и гармоничное сочетание в природе («Море и утёс»; «Певучесть есть в морских волнах. »). Тема человека в мироздании тоже изобилует противопоставлениями: человек как часть природы, живущий общей с природой жизнью, испытывающий такие же состояния («Слёзы людские. », «Тени сизые сместились. », «Осенний вечер», «Когда в кругу убийственных забот. », «Ещё земли печален вид. » и другие), единство природы и человека и диссонанс природы и разума, сознающего себя как нечто отдельное, индивидуалистическое “я”:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

(«Певучесть есть в морских волнах. »)

Человек смертен — мироздание же бессмертно, поэтому человеческие порывы постичь вечное, достигнуть бессмертия обречены:

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

(«От жизни той, что бушевала здесь. »)

Возможности смертного разума ограничены, и человек не понимает мир и своё место в нём. Человек мнит себя царём природы, а оказывается ничтожеством:

А я здесь, в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земли.

(«С поляны коршун поднялся. »)

Катастрофу самодовольного человеческого разума, окончательно переставшего слышать природу и себя, Тютчев рисует в стихотворении «Безумие». Противоречие мнимой способности к пониманию высшего и полной глухоты к миру показано и в стихотворении «Не то, что мните вы, природа. » (“Не их вина: пойми, коль может, органа жизнь глухонемой. ”). Обладание разумом соединяется в то же время с непониманием жизни в природе (« Probleme », «Сфинкс»), в себе, в другом человеке:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

В человеке, в отличие от природы, стихийное, ночное и дневное не образуют гармонии, но делают жизнь человека двойственной:

Так ты — жилица двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон — пророчески-неясный,

Как откровение духов.

(«О вещая душа моя!»)

Человек, раздираемый конфликтами, противоречиями, всякой своей деятельностью несёт разрушения, зло («14-ое декабря 1825», «О, как убийственно мы любим. »). Противоречие стремлений и возможностей мы видим и в других стихотворениях: личность, возомнившая, что может по своей воле изменить историю, терпит крах («Наполеон», «14-ое декабря 1825»). Исключение — стихотворение «Колумб». Колумб — редкий пример гармонии активного “я” с мирозданием, понимания человеком природы:

Читать еще:  Люди как звезды стихи

Так связан, съединён от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Но обычный человек современности мучается от собственной двойственности: его душа рвётся к свету, но разум не может смириться и уверовать («Наш век»). Всё, что связано с человеком, дисгармонично. И в первую очередь “разлад” обнаруживается в любви. Любовная лирика Тютчева полна противопоставлений: любовь как соединение и в то же время как борьба, поединок («Предопределение»); любовь — “близнец” самоубийства («Близнецы»); очарование любви и гибельность страсти («О, как убийственно мы любим. », «Люблю глаза твои, мой друг. »); вообще любовь, ласка, забота оказываются губительными («Недаром милосердным Богом. », «Предопределение»). Любовь — это призрак, а реальностью оказывается разлука, невозможность слияния душ («В разлуке есть высокое значенье. »). Невозможность соединения порождает и противоречие между старостью человека и его молодым и любящим сердцем, в конечном итоге — между его смертностью и порывом души к вечности («Последняя Любовь»). Любовь разрушительна, но всё же это высокое состояние души, которое оказывается в противостоянии с пошлостью толпы («Чему молилась ты с любовью. »). Толпа глуха, слепа, неспособна к пониманию сокровенного («Две силы есть — две роковые силы. »). Жизнь человеческого общества изобилует конфликтами, диссонансами («Русской женщине», «Над этой тёмною толпой. », «Encyclica» и другие).

В политике Тютчев видит преодоление противоречий, исполнение Россией её провиденциальной миссии («Славянам», «Два единства», «Эти бедные селенья. »). Россия, как глава славянского мира, символ братства и взаимной любви, противопоставлена индивидуалистическому Западу, действующему через насилие. Россия исполняет свой высший долг и тем самым причастна к вечности, поэтому в человеческом восприятии она, как и природа, как всё вечное, — сфинкс; бедность, скудость, убожество русской жизни контрастируют с её невидимой взору духовной мощью («Эти бедные селенья. », «Умом Россию не понять. »).

Таким образом, поэзия Ф.И. Тютчева открывает нам мир природы, человеческой души, человеческих взаимоотношений в их противоречиях, конфликтах, совпадениях и контрастах. Поэтому так важны у Тютчева приёмы противопоставления и аналогии. Кроме рассмотренных выше, можно привести много других примеров противопоставлений. Противоположные идеи могут содержаться в одном из стихотворений, а могут быть выражены в разных произведениях, и подчас создаётся впечатление, что поэт противоречит сам себе, тогда как на самом деле в этом своеобразие творчества Тютчева. Приведём в пример два стихотворения 1835 года, стоящие одно за другим в первом томе Сочинений в двух томах (М., Правда, 1980), в которых выражены совершенно разные ощущения: «Тени сизые сместились. », где лирический герой стремится слиться с ночным миром, пережить уничтожение “я”; и «Нет, моего к тебе пристрастья. », где воспеваются весна, радость, сила жизни. Мир у Тютчева предстаёт в его кажущихся и реальных контрастах, отсюда и тяга его стихотворений к парадоксу («Сфинкс», «Нам не дано предугадать. »). Также и внутренние рифмы, ассонансы и аллитерации, описанные в статье В.Брюсова «Ф.И. Тютчев» и затем в работе К.В. Пигарёва «Ф.И. Тютчев и его время», являются не просто средствами создания благозвучности стиха, не только усиливают основное настроение стихотворения, но в то же время выражают тютчевское ощущение полифоничности мироздания. Так, в стихотворении «Слёзы людские. » внутренняя рифма, усиливая рифму в смежных строках, вызывает чувство безысходной грусти и одновременно акцентирует идею подобия всего в мире, выраженную сравнением человеческих слёз со “струями дождевыми”. Внимание Тютчева к звучанию стиха, постоянное использование им ассонансов и аллитераций также связано с музыкальным восприятием мира его лирическим героем. Объединяющим моментом в понимании неоднозначного, двойственного мира выступают у Тютчева “минуты роковые”. Это именно те мгновения, когда слепой разум человека прозревает истину, человек видит мир по-настоящему, становится подобным Богам:

Есть некий час в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир.

В такие минуты человек понимает не только мир, но и тайны собственной души. Так, перекличка мгновений, разделённых временем, заставляет лирического героя вновь переживать давнюю любовь («К.Б.»). Именно миг, отдельный момент, когда открывается красота, вечность и нетленность мира, постоянно используется Тютчевым, как приём описания природы.

Таким образом, импрессионичность лирики Ф.И. Тютчева, стремление определять предметы “по впечатлению, какое они производят в данный миг”, о чём писал В.Брюсов (статья «Ф.И. Тютчев»), обусловлены особой ролью времени в художественном мире его поэзии. Мгновения, когда человеку открывается вечность, — это и любовь («В часы, когда бывает так тяжко на груди. »; «К.Б.»), и сны («Сон на море», «Сны»), и, конечно, смерть (« Memento »). Для слабого, терзаемого противоречивыми стремлениями человека такие моменты не только прекрасны, но и страшны: “в страшную минуту роковую” (« Memento »); “Бывают роковые дни” («Цицерон»). И высшее достижение человеческой души – это умение всё пережить и не потерять себя:

И тут же нам, сквозь слёз, понятно стало,

Что чья душа так царственно светла,

Кто до конца сберёг её живую

— И в страшную минуту роковую

Всё той же будет, чем была.

Такой человек подобен бессмертной природе, равно вмещающей покой и бурю. Умение всё пережить – это и способность выстоять в неравной борьбе с Роком, где поражение и смерть оказываются внутренней победой человека («Два голоса»). Роковые моменты противопоставлены вечности и покою и в то же время неразделимы с ней, они открывают извечные тайны мироздания.

Итак, идейным стержнем, вокруг которого может строиться урок, знакомящий школьника с творчеством Ф.И. Тютчева, нам видится представление о мировой полифонии, гармонии, включающей в себя и диссонансы, и контрасты; роль времени в художественном мире Тютчева (учитывая противопоставления бессмертия мироздания и смертности человека, вечности и “роковых моментов”, значение “роковых минут” в человеческой жизни). Сквозь призму этих положений можно показать многообразие оттенков тютчевской лирики (имея в виду темы и идеи), особенности поэтики Тютчева, назначение художественных средств в его стихотворениях.

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и всё былое» Тютчева

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 99.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 99.

Стихотворение “Я встретил вас – и всё былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Краткий анализ “Я встретил вас – и всё былое” по плану можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.

Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает её с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что всё это – истинная любовь.

Жанр – это лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, в произведении отражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причём они чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Эпитеты“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.

Гипербола“после вековой разлуки…”.

Олицетворения“…всё былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.

Метафоры“весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.

Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.

Анафора“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.

Градация“Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Её имя было зашифровано им в буквах К.Б. (Крюденер баронессе).

Читать еще:  Маршак стихи что мы сажаем

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нём прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…” .

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты” , но понимаем, что лирический герой любил её.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое” , они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства: “и сердцу стало так тепло” .

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…” . И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь” .

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвёртой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Жанр, в котором было написано произведение, – лирическое стихотворение. В нём переданы самые сокровенные чувства, переживания лирического героя.
Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце” , “время золотое” , “душевной полноты” , метафоры: “весь обвеян дуновеньем” , “сердцу стало так тепло” .

Также интересны олицетворения: “…всё былое… ожило” , “…жизнь заговорила вновь” , гипербола: “после вековой разлуки…” .

Особая мелодичность и напевность стихотворению придаётся за счёт повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные приёмы, как анафора ( “Тут не одно…” , “Тут жизнь…” ; “И то же в вас…” , “И та ж в душе…” ), и градация ( “Бывают дни, бывает час” ).

«Я встретил вас – и все былое» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – средства выразительности, жанр, идея

Стихотворение “Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Я встретил вас – и все былое” по плану. Данный разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.

Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.

Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Эпитеты“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.

Гипербола“Как после вековой разлуки…”.

Олицетворения“…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.

Метафоры“весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.

Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.

Анафора“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.

Градация“Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector