0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихи баратынский где сладкий шепот моих лесов

«Где сладкий шёпот…» Е. Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.

О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Дата создания: октябрь – декабрь 1831 г.

Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…»

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10–15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря…», где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы – способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера – двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение 4 класс.

Урок 20. Е.А. Баратынский «Весна». «Где сладкий шёпот» А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с произведением.
  2. Анализ произведения.

Глоссарий по теме:

Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

Очи – глаза (устар.).

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый

Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

Незримый – недоступный зрению, невидимый, тайный.

Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьё-нибудь

Ропот – невнятный и заунывный шум.

Дол – устаревшее поэтическое название долины.

Мгла – помутнение воздуха.

Ключевые слова:

Лирическое произведение; весна; осень; настроение автора; средства; художественной выразительности текста.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
  2. Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 16-21

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

Сегодня мы с Вами отправимся в чудесный мир русской классики. Рассмотрите картины русских живописцев.

Как вы думаете, что объединяет эти картины? Эти картины о природе. Но не просто о природе, эти картины о временах года.

Наша планета прекрасна в любое время года. У каждого времени года есть свои прелести. Кто-то любит весну, кто-то зиму, кого-то завораживает осенняя пора. Времена года, неизменно сменяющие друг друга, имеющие свою неповторимую особенность, всегда вдохновляли художников, музыкантов, поэтов, писателей.

На этом уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов – классиков и ответим на вопрос, с помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Первое произведение, которое мы прочитаем, написал Евгений Абрамович Баратынский. Баратынский родился в эпоху Пушкина и считался после Александра Сергеевича первым поэтом.

Детство Баратынского прошло в родовом имении Мара Тамбовской губернии.

Дивная природа окружала его с самого рождения. Село раскинулось в живописной местности. «Начальной любовью» называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы. В лирике поэта тема природы занимает важное место.

Произведение, с которого мы начнём, называется «Весна, весна! Как воздух чист»!

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне…

Вопрос (В)- О чём это стихотворение?

Ответ – Это стихотворение о весне.

В – Какой момент весны показал автор в своём произведении?

О – Начало весны, момент пробуждения природы.

В – Как вы думаете, с каким чувством Баратынский писал эти строки?

О – Чувство восторга, радости, восхищения.

В — А какое чувство вызвало у вас это произведение?

В – Подумайте, а как поэту удалось передать нам, читателям, своё настроение?

Читать еще:  Стихи когда crew

— Давайте внимательно посмотрим на пунктуацию. Автор ставит много восклицательных знаков не только в конце, но и в середине строки. Что Баратынский хотел этим передать?

Автор хотел с помощью восклицательных интонаций передать восторг, восхищение, ликование, радость.

А что поэт ставит в конце произведения? Пауза

Многоточие. Как вы думаете, для чего он использовал многоточие?

Автор ещё много чего хотел сказать, но не все слова могут передать того, что происходит у него на душе.

Обратите внимание, как автор играет звуками. Повторяются согласные звуки, во второй строфе 6 раз повторяется звук [ л]. Так автор передаёт нам всю нежность, мягкость, которая скопилась у него на душе.

А в 3 строфе мы слышим громкий, звонкий звук [ р]. Так автор даёт нам услышать, почувствовать мощь, силу реки, на которой ранней весной с треском лёд. Такой приём в литературе называется аллитерацией.

Аллитерация – это повтор одинаковых согласных звуков.

В – Какие ещё литературные приёмы использует Баратынский в своём произведении?

О — Баратынский использует эпитеты и олицетворения.

Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные. Например — хрустальная чаша – хрустальный голос.

Давайте найдём в этом произведении эпитеты.

Живая лазурь, торжествующий хребет, ветхий лист и т.д

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета человеческими качествами. Например, вьюга злилась, деревья стонали.

Подумайте, какие олицетворения в этом стихотворении. Пауза

Летают облака, лист шумит, взревев, река несёт.

А сейчас давайте познакомимся ещё с одним произведением Евгения Баратынского, которое называется «Где сладкий шёпот»

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.11.2019

Баратынский Е. «Где сладкий шепот»

Главные герои стихотворения «Где сладкий шепот» и их характеристика

  1. Поэт, автор. Романтик, философ.

План пересказа стихотворения «Где сладкий шепот»

  1. Пропавший шепот лесов
  2. Голые деревья
  3. Немой ручей
  4. Злой ветер
  5. Метель в окне
  6. Огонь в печи
  7. Бури бытия
  8. Забытое горе

Главная мысль стихотворения «Где сладкий шепот»
Беды проходят и забываются, а любовь остается.

Чему учит стихотворение «Где сладкий шепот»
Стихотворение учит не бояться бури, не бояться жизненных трудностей и проблем. Учит помнить о том, что любое горе проходит, а все доброе и хорошее остается в памяти навсегда.

Отзыв на стихотворение «Где сладкий шепот»
Мне нравится это милое стихотворение. Оно начинается описанием непогоды, описанием зимы, и кажется грустным. Но далее поэт отвлекается от мыслей о бури и собственных тревогах. Он смотрит на веселый огонь и ему самому становится весело.

Анализ стихотворения «Где сладкий шепот»
Стихотворение было написано Евгением Баратынским в 1831 году.
По жанру это любовная и пейзажная лирика.
Поэт сравнивает непогоду с жизненными бурями, и говорит о том, что как легко можно забыть о непогоде в уютном и теплом доме, так легко следует забывать и о жизненных трудностях.
Стихотворение состоит их трех частей, представляющих собой законченную мысль. В первой части описывается непогода, во второй поэт пишет о собственной тоске, и о том, как она развеивается, а в третьем благодарит проведение за избавление от тоски.
Стихотворный размер — ямб, рифмовка сплетенная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Где сладкий шепот»
Эпитеты: сладкий шепот, ледяной корой, ветер злой, седою мглой, огонь трескучий, пыл летучий, беспечный взгляд, живой игрой, мятежной метелью, любовью нежной, крутое горе, гробовой лик, мятежный крик.
Метафоры: ковер зимы, ледяной корой, его игрой, бурь бытия, метелью бед.
Олицетворения: шепот лесов, ропот потоков, ручей немеет, ветер воет, бури вой, природы лик, непогоды крик.
Перифраз: любимцу счастья.

Пословицы к стихотворению «Где сладкий шепот»
Где тепло, там и добро.
Жизнь нельзя прожить играючи.
Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Все пройдет, пройдет и это.
Река не море, тоска не горе.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Где сладкий шепот»
Поэт спрашивает себя, где сладкий шепот лесов, ропот потоков и луговые цветы.
Деревья стоят голыми, все покрывает ковер зимы. Под ледяной корой онемел ручей, и лишь злой ветер покрывает небо седой мглой.
Поэт тоскуя смотрит в окно на метель.Но его взгляд веселит трескучий огонь в печи, и поэт забывает про бурю за окном.
Он забывает и про бури бытия, его согревает нежная любовь. И он забывает о горе, так же, как забывает о крике непогоды.

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Выбранный для просмотра документ Баратынский Евгений Абрамович портрет.doc

Баратынский Евгений Абрамович

(02.03.1800 — 11.07.1844)

Выбранный для просмотра документ Правила работы в группе.doc

Правила работы в группе

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлага й!

Выбранный для просмотра документ баратынский. конспект.doc

МОУ города Горловки «Школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель: Филатова анна Викторовна

Дата 11.11.2019

Урок литературного чтения по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с творчеством Е. А. Баратынского; научить составлять буриме, вырабатывать навык анализа поэтического текста; формировать умение и навыки выразительного чтения, используя эпитеты, формированть умение работать в группах; развивать и обогащать речь, внимание, творческое воображение через прием словесного рисования; воспитывать интерес к предмету и культуре общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову

Оборудование : компьютер, учебник, рабочие тетради, карточки, портрет, сборники

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством Е. А. Баратынского и содержанием его произведений «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»;

научатся : видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности

Метапредметные:

Познавательные: составлять буриме самостоятельно, подбирать фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.

Регулятивные: фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Читать еще:  Тружусь как пчелка стих

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осмысливать настроение лирического произведения
Е. А. Баратынского; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания в группах

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Кто из вас нашел дополнительную информацию о жизни и творчестве А. А. Фета?

Ребята, далее я вам предлагаю разбиться на группы для проверки домашнего задания. Вспоминают правила работы в группе, которые вы должны соблюдать во время нашего урока.

Запомни и соблюдай
простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

В сових группах капитаны заслушивают выученные стихотворения наизусть и выбирают одного лучшего чтеца, который быдет декламировать стихотворение для всего класса. Остальным участникам группы вы должны будете обоснованно выставить оценки за подготовленное домашнее задание. Слушаются несколько стихотворений лучших чтецов.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают дополнительную информацию об авторе.

Стихотворения наизусть на оценку учащиеся рассказывают в группах. Вспоминаю правила работ в группах

Запомни и соблюдай
простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

оценивают себя самостоятельно. Затем каждая группа определяет 1–2 лучших чтецов, которые рассказывают стихи у доски всему классу. Читают рассказы о весеннем дожде.

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Знакома ли вам фамилия этого поэта, его
стихи?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

III. Знакомство с творчеством
поэта

Прослушивание видеоролика о жизни творчестве поэта. Показывает портрет поэта.

– Евгений Абрамович Баратынский – один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-романтиков– Один из самых тонких ценителей творчества
Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством»

Слушают запись. Задают вопросы. Заполняют карточки

ФИО………………………………………………………..

Отец его был помещик, отставной генерал-лейтенант. Будущий поэт получил …………………..образование.

Самый известный сборник назывался «……………….».

Самые известные поэмы «……….» и «……………. ».

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

IV. Анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»

Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух в аудиозаписи.

Проводит беседу после чтения по вопросам:

– Определите тему стихотворения.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Что чувствует поэт?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Какой вам представилась весна?

– Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

– А как об этом сказано у Баратынского? Прочитайте.

– Какими средствами поэтам удается передать красоту природы?

– С помощью чего они передают нам то, что видят, слышат, чувствуют сами?

– Как могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать то же самое?

– Обратите внимание на пунктуацию

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.

– Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

– Как система знаков препинания помогает раскрыть замысел автора? С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

– Что мы слышим, читая стихотворение?

– С помощью чего автору удается донести до нас эти звуки?

– Да, при повторе одинаковых или близких звуков создается звуковой эффект

– Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

– Мы слышим журчание ручья, рев реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.

– Аллитерация – повтор согласных звуков

– Заполните таблицу «Звуки».(если позволяет время, отведенное на уроке)

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читать еще:  Яков петрович полонский стихи

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Евгений Абрамович Баратынский. «Где сладкий шепот…»

Евгений Абрамович Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.

Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10—15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря…», где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы — способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера — двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Евгений Абрамович Баратынский стр. 143 — 144

Весна, весна! Как воздух чист! Стр. 143

Какие чувства переполняют поэта? Почему? Как ты прочитаешь стихотворение? Объясни.

Настроение стихотворения можно охарактеризовать как воодушевлённое и вдохновлённое.

Наличие множества восклицательных предложений позволяет самим почувствовать эту скорую весну и расцвет природы.

Жаворонок поёт, облака летают — по этим строкам можно понять, что автор несказанно рад и счастлив.

Он ждал весну, и вот, она пришла, со своим теплом и светом.

Это стихотворение читается легко, и после него на душе становится веселее, появляется хорошее настроение.

Я бы прочитал это стихотворение максимально задорно и душевно.

Где сладкий шёпот моих лесов? Стр. 144

1. Какие изменения произошли в природе? Обрати внимание на подчёркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

Автор рассказывает нам о том, что тёплая пора прошла, и наступили холода.

Зима пришла, а вместе с ней холод и морозы.

Деревья стоят голые без листвы, на холмах лежит снег.

Особенно ярко отображает картину описание беспокойного ветра, который грохочет и злится.

Подчёркнутые слова наглядно показывают настроение природы в эту пору года.

Когда автор описывает лето, он использует такие слова, как сладкий шёпот, цветы, луга.

В противоположность весне встаёт морозная зима.

Слова меняются на более сердитые.

А именно: ручей немеет, деревья голые, злой ветер.

На этом контрасте поэт сравнивает два противоположных времени года.

А читателям ещё интересней наблюдать за изменениями состояния природы и настроением стихотворения.

2. Каким настроением проникнуто произведение? Почему ты так думаешь?

В первых строках присутствуют вопросительные предложения.

Автор спрашивает, где же делось тепло и лето, куда пропала нежная и ласковая погода.

Далее настроение всё больше нагнетается.

А всё потому, что автор описывает морозную зиму.

Снег он сравнивает с ледяной корой. Читая эти строки невольно переносишься в ту пору года и по коже пробегают мурашки.

Ты как будто чувствуешь на себе эти завывания ветра и тёмную мглу.

Автор передал абсолютно противоположное лету настроение.

И сделал это так, что даже в самую жару, читая это произведение, сам переносишься в этот мороз.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector