Бальмонт стих как я пишу стихи
Константин Бальмонт — Как я пишу стихи: Стих
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю.
Анализ стихотворения «Как я пишу стихи» Бальмонта
Произведение «Как я пишу стихи» Константина Дмитриевича Бальмонта – часть сборника «Фейные сказки», вышедшего с посвящением дочери поэта.
Стихотворение датируется 1905 годом. Поэту 38 лет, он ярый символист, пламенный революционер (чуть позже ему даже пришлось бежать в Париж, опасаясь ареста за участие в беспорядках и за сочинение крамольных стихов), путешественник (к примеру, в конце 1904 года он отправился в Мексику). Надо отметить, что это еще и период начала конца триумфального шествия бальмонтовской поэзии по России. Стихотворение (как и весь сборник) адресовано четырехлетней Нине Бальмонт. Она и есть та самая «солнечная Ниника», которую отец звал в камерный мир грез, волшебства и мелодичности. Жанр – элегия о секретах вдохновения, размер – ямб с перекрестной рифмовкой. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам поэт, избранник ветреной Музы. Интонация практически пушкинская, да и сам строй стихотворения почти классической ясности. Лексика возвышенная и нейтральная. Через восемь строк стихотворения словно перекатываются волны. Начинается оно с инверсии и единственного эпитета: рождается внезапная строка. Автор говорит о том, что поэзия властно врывается в его душу, не объясняя саму себя. Если вдохновение снизошло – поэту остается только записывать. «Немедленно»: без кропотливой работы, литературных приемов. Череда инверсий и перечислительная градация продолжаются, как и олицетворение, одушевление поэтических строчек. Одна из них даже заливается смехом, дразня автора. Ряд числительных придает происходящему видимость логического процесса, порядка. Одно слово, образ порождает другое. Хрестоматийное утверждение о музыкальности лирики К. Бальмонта здесь также обыгрывается. Звукопись – каркас мысли, фантазии поэта. По сути, тавтология: и после, и потом. «Откуда, сколько»: лирический герой и рад бы рассказать конкретно, по-деловому, но не может. «И сам не знаю»: начало ряда отрицаний и кокетливое признание в собственном бессилии постичь столь высокий дар. «Не размышляю»: видимо, находится в неком измененном состоянии, не полностью принадлежит себе. «Право»: пример церемонной парентезы. «Не сочиняю»: он верит в свое призвание, и не приемлет подмены, игры во вдохновение, ремесленничества.
Миниатюра «Как я пишу стихи» из цикла «Былинки» К. Бальмонта – попытка рассказать о тайне творчества непосвященным: восторженным читателям и строгим критикам.
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Стихотворение и анализ «Как я пишу стихи»
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю.
Краткое содержание
К. Бальмонт с дочерью Ниной. Фотография начала 20 века
Прежде чем говорить о содержании поэтической миниатюры, следует заметить, что Константин Бальмонт всегда был предельно открыт для своей читательской аудитории. В данном произведении он заводит доверительную беседу с читателями, щедро распахивая перед ними двери своей творческой «лаборатории». Константину Бальмонту, как талантливому поэту и человеку широкой эрудиции, было что сказать своим читателям и миру в целом.
В данной поэтической миниатюре автор сообщает о том, что поэзия решительно врывается в его сердце, даже не пытаясь объяснить ему саму себя. Но, если пришла поэтическая Муза, то истинному творцу остаётся лишь одно – «немедленно» записывать возникшие в голове строки! Причём делать это следует без какой-либо подготовительной работы, сложных литературных приёмов и пр.
Бальмонт признаётся: когда он приступает к написанию стихов, перед ним, словно бы из воздуха, возникает череда инверсий, перечислительная градация, олицетворения, одушевляющие поэтические строки. Одно из таких олицетворений словно «заливается» смехом, намеренно дразня поэта. Несколько числительных придают творчеству видимость порядка и логики. Словом, писать стихи надо так, чтобы один образ порождал другой – и так по кругу.
По мнению Бальмонта, основной «каркас» поэтической мысли заключён в звукописи. А, значит, вполне допустима тавтология. Лирический герой (поэт) был бы рад поведать читателям «откуда, сколько», что берётся – но сделать этого он не в силах: поэзия не терпит конкретики и делового подхода. Герой говорит о том, что он и сам не ведает волшебной формулы, позволяющей постичь суть творческого дара. Скорее всего, в момент сочинительства истинный творец пребывает в изменённом сознании, а значит, не до конца принадлежит себе настоящему. Поэт утверждает: он вовсе не сочиняет стихи, они приходят к нему свыше. Он искренне уверен в своём творческом призвании и категорически не приемлет даже намёка на ремесленничество и тяжкий труд стихотворца.
История создания
Данная поэтическая миниатюра является частью стихотворного сборника под названием «Фейные сказки», вышедшего в свет с текстом посвящения дочери Константина Дмитриевича. Произведение имеет авторскую датировку – 1905 год. На момент создания стиха Бальмонту было тридцать восемь лет. Он являлся пламенным последователем и убеждённым пропагандистом литературного течения «символизм».
К тому же, поэт искренне разделял революционные идеи: несколькими годами позже Бальмонт был вынужден бежать во Францию, опасаясь ареста за участие в многочисленных беспорядках, а также за написание стихов. Поэт был заядлым путешественником: в 1904 г. он предпринял длительную поездку в Мексику.
Помимо всех вышеперечисленных фактов биографии автора, следует отметить, что год написания миниатюры «Как я пишу стихи» – это начало конца торжественного шествия поэзии Бальмонта по России. Данное произведение (а также весь поэтический сборник) посвящено дочурке Константина Дмитриевича – четырёхлетней Ниночке Бальмонт. Именно её отец именует не иначе, как «солнечная Нина», и зовёт с собою в увлекательное путешествие в камерный мир мечтаний, мелодичности и волшебства.
Жанр, направление, размер
Это небольшое произведение, состоящее из восьми строк, Бальмонт пишет в жанре элегии, повествуя в нём о таинствах и секретах вдохновения. Поэтическая миниатюра выдержана в рамках литературного направления «символизм»: именно ему был всецело предан Константин Бальмонт. Для автора не существовало острых социально-политических тем, затрагивающих реальные проблемы русского народа. Он не признавал поэтическое творчество тяжким трудом: по мнению автора, стихотворец обязан дождаться прихода Музы и затем просто записать то, что она ему «нашепчет».
Поэтический размер – ямб. Рифмовка перекрёстная. Все рифмы, за исключением одной, имеют открытый характер.
Композиция
Говоря о композиционной особенности этой яркой поэтической миниатюры, невозможно не отметить одну заметную особенность: через всё «полотно» поэтического текста словно перекатываются множественные волны:
- Начало стиха – в самой первой строчке миниатюры присутствуют инверсия и единственный эпитет.
- Продолжение стиха представляет собой признание автора в том, что поэтические строчки появляются внезапно, подобно вспышкам молнии. Проконтролировать творческий процесс, либо как-то воздействовать на него, невозможно.
Образы и символы
В этой поэтической миниатюре, повествующей читателям о том, как у поэта-символиста зарождаются стихи, присутствуют два ключевых образа:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он распахивает перед широкой читательской аудиторий двери своей поэтической мастерской, с готовностью демонстрируя её содержимое публике. Лирический герой убеждён: стихи посылаются небом, поэтому нет никакого резона специально садиться за письменный стол, чтобы их писать. Поэзия – это никакая не работа, а расшифровка и трансляция того, что диктует вдохновение;
- образ вдохновения – центральный. Главная «женщина» в творческой судьбе творца – это поэтическая Муза, вкладывающая в уста нужные слова. Если к поэту приходит вдохновение, ему остаётся лишь записать то, что оно ему «нашепчет». Сделать это следует «немедленно»: без кропотливости, без большого числа литературных приёмов.
Темы и настроение
Бальмонт поднимает в своей миниатюре «вечную» тему, которая волновала практически всех поэтов во все времена – это тема поэзии. Автор рассказывает своим читателям о том, как в его творческой «лаборатории» появляются на свет стихи. Будучи преданным приверженцем «символизма», поэт отрицает осознанную, многочасовую работу над стихом. Бальмонт убеждён: стихи снисходят сами, без активного участия самого творца. Поэту остаётся лишь одно: не упустить нужный момент вдохновения и всё записать. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями радости, позитива, абсолютной уверенности поэта в том, что он транслирует своим читателям.
Основная идея
Основная идея поэтической миниатюры, которую желает донести до нас Бальмонт, заключается в следующем утверждении: стихотворное произведение невозможно придумать по одной простой причине – поэтические строки не «сочиняются», а «рождаются». Перед нами уникальное произведение, представляющее собой реальную попытку поведать о тайне творчества всем желающим, включая строгих критиков.
Средства выразительности
В этом миниатюрном произведении представлена широкая палитра средств художественной выразительности, таких как:
- эпитет – «внезапная строка»;
- олицетворения – «рождается, встает, мелькает, смеется строка»;
- инверсии – «рождается строка», «мелькает третья»;
- однородные сказуемые – «рождается, встает, мелькает, смеется», «не знаю, не размышляю, не сочиняю»;
- многосоюзие – «… и пятая, и после, и потом, … и … никогда»;
- антитеза – «я … не знаю, но я не размышляю», здесь автор совмещает антитезу с симплокой (повторением личного местоимения вначале одного, и в середине смежного стиха).
Активное использование личных местоимений и наречий максимально приближает поэтический текст к разговорной речи. Бальмонт делает это осознанно: стихотворение, входящее в сборник «Фейные рассказы», адресовано маленькой дочке поэта, а значит, оно должно быть ей абсолютно понятно.
Константин Бальмонт — Как я пишу стихи
Автор: Константин Бальмонт
Дата записи
Константин Бальмонт — Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю.
Анализ стихотворения «Как я пишу стихи» Бальмонта
Произведение «Как я пишу стихи» Константина Дмитриевича Бальмонта – часть сборника «Фейные сказки», вышедшего с посвящением дочери поэта.
Стихотворение датируется 1905 годом. Поэту 38 лет, он ярый символист, пламенный революционер (чуть позже ему даже пришлось бежать в Париж, опасаясь ареста за участие в беспорядках и за сочинение крамольных стихов), путешественник (к примеру, в конце 1904 года он отправился в Мексику). Надо отметить, что это еще и период начала конца триумфального шествия бальмонтовской поэзии по России. Стихотворение (как и весь сборник) адресовано четырехлетней Нине Бальмонт. Она и есть та самая «солнечная Ниника», которую отец звал в камерный мир грез, волшебства и мелодичности. Жанр – элегия о секретах вдохновения, размер – ямб с перекрестной рифмовкой. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам поэт, избранник ветреной Музы. Интонация практически пушкинская, да и сам строй стихотворения почти классической ясности. Лексика возвышенная и нейтральная. Через восемь строк стихотворения словно перекатываются волны. Начинается оно с инверсии и единственного эпитета: рождается внезапная строка. Автор говорит о том, что поэзия властно врывается в его душу, не объясняя саму себя. Если вдохновение снизошло – поэту остается только записывать. «Немедленно»: без кропотливой работы, литературных приемов. Череда инверсий и перечислительная градация продолжаются, как и олицетворение, одушевление поэтических строчек. Одна из них даже заливается смехом, дразня автора. Ряд числительных придает происходящему видимость логического процесса, порядка. Одно слово, образ порождает другое. Хрестоматийное утверждение о музыкальности лирики К. Бальмонта здесь также обыгрывается. Звукопись – каркас мысли, фантазии поэта. По сути, тавтология: и после, и потом. «Откуда, сколько»: лирический герой и рад бы рассказать конкретно, по-деловому, но не может. «И сам не знаю»: начало ряда отрицаний и кокетливое признание в собственном бессилии постичь столь высокий дар. «Не размышляю»: видимо, находится в неком измененном состоянии, не полностью принадлежит себе. «Право»: пример церемонной парентезы. «Не сочиняю»: он верит в свое призвание, и не приемлет подмены, игры во вдохновение, ремесленничества.
Миниатюра «Как я пишу стихи» из цикла «Былинки» К. Бальмонта – попытка рассказать о тайне творчества непосвященным: восторженным читателям и строгим критикам.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках