0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бертран де борн стихи

Бертран Де Борн 2

Bertran de Born.
Трубадур
BERTRAN DE BORN
(1159-1215)

Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор (Hautefort). Этот трубадур прославился тем, что вмешивался в военные и политические дела своих соседей и часто доводил дело до войн. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны. И пел Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Рыцарь Ордена поэтов

Произведения

  • Viva La Vida— поэмы, 30.11.2017 20:40
  • Расса— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 20:31
  • Молитва о молодом короле— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 20:23
  • Клеветникам— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 14:02
  • Сирвента— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 07:40
  • Мне весело, когда от поцелуя.— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 10:09
  • Мила мне радость вешних дней— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 08:26
  • Люблю я видеть как народ.— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 07:34
  • ***— сонеты, канцоны, рондо, 30.11.2017 20:15

Избранные авторы:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Бертран де Борн (Поэзия)

Материал из Мир Ахаса.

Бертран де Борн
1140— 1215

Содержание

[править] Люблю я видеть, как народ.

Люблю я видеть, как народ,
Отрядом воинским гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним,
И радуясь душою,
Смотрю, как замок осажден,
Как приступом берется он,
Иль вижу над рекою
Ряды построенных полков,
Укрытые за тын и ров.
И также люб тот рыцарь мне,
Что, первым ринувшись вперед,
Бесстрашно мчится на коне
И войску бодрость придает
Отвагой удалою.
Лишь только битва закипит,
Пусть каждый вслед за ним спешит,
Рискуя головою:
Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить, и пасть готов!
Дробятся шлемы и щиты
Ударом палиц и мечей.
Редеют воинов ряды,
И много мечется коней,
Не сдержанных уздою.
Кто соблюдает честь свою,
Быть должен одержим в бою
Заботою одною—
Побольше размозжить голов.
А страха нет для храбрецов!
Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать
Пред схваткой боевой;
Мне любы крики «Помоги!»,
Когда сшибаются враги
И бьются меж собою,
И средь поломанных древков
Мне любо видеть мертвецов.

[править] Сирвента

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Пусть мне милая солжёт,
Ежели солгал я в этом!

Нрав свиньи мужик имеет,
Жить пристойно не умеет,
Если же разбогатеет,
То безумствовать начнёт.
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле.

Кто своих вилланов холит,
Их ни в чём не обездолит
И им головы позволит
Задирать — безумен тот.
Ведь виллан, коль укрепится,
Коль в достатке утвердится,
В злости равных не найдёт —
Всё разрушить он стремится.

Если причинят виллану
Вред, увечье или рану,
Я его жалеть не стану —
Недостоин он забот!
Если кто о нём хлопочет,
Он тому помочь не хочет
Хоть немножко в свой черёд.
Злобой он себя порочит.

Люд нахальный, нерадивый,
Подлый, скаредный и лживый,
Вероломный и кичливый!
Кто грехи его сочтёт?
Он Адаму подражает,
Божью волю презирает,
Заповедей не блюдёт!
Пусть Господь их покарает!

[править] Мила мне радость вешних дней.

Мила мне радость вешних дней,
И свежих листьев, и цветов,
И в зелени густых ветвей
Звучанье чистых голосов,—
Там птиц ютится стая.
Милей — глазами по лугам
Считать шатры и здесь и там
И, схватки ожидая,
Скользить по рыцарским рядам
И по оседланным коням.

Мила разведка мне — и с ней,
Смятенье мирных очагов,
И тяжкий топот лошадей,
И рать несметная врагов.
И весело всегда я
Спешу на приступ к высотам
И к крепким замковым стенам,
Верхом переплывая
Глубокий ров,— как, горд и прям,
Вознесся замок к облакам!

Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.

Вот, под немолчный стук мечей
О сталь щитов и шишаков,
Бег обезумевших коней
По трупам павших седоков!
А стычка удалая
Вассалов! Любо их мечам
Гулять по грудям, по плечам,
Удары раздавая!
Здесь гибель ходит по пятам,
Но лучше смерть, чем стыд и срам.

Читать еще:  Ирина асеева стихи-болтушки которые помогут малышу заговорить скачать

Мне пыл сражения милей
Вина и всех земных плодов.
Вот слышен клич: «Вперед! Смелей!»
И ржание, и стук подков.
Вот, кровью истекая,
Зовут своих: «На помощь! К нам!»
Боец и вождь в провалы ям
Летят, траву хватая,
С шипеньем кровь по головням
Бежит, подобная ручьям.

На бой, бароны края!
Скарб, замки — всё в заклад, а там
Недолго праздновать врагам!

Публикуется по изданию: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов». Москва, Художественная литература, 1974

[править] Мне весело, когда от поцелуя.

Мне весело, когда от поцелуя
Весны на дереве распустится листва

Мне весело, когда птенцы, ликуя,
Шлют трели дивные и небу, и цветам.

Но радостнее мне, когда я вижу
На поле брани славные шатры,
Когда цвет рыцарства, спеша, идет на битву,
Когда вокруг пируют топоры.

Ей-ей, сражение мне сладостней веселья
Весенней радости. Чу! Слышу чей-то крик:
«Вперед в атаку! Прочь души сомненья!
Дави врага! Господь нам помоги!»

Внемлите мне, бароны:
Штурмуйте города!
Не ждите, пока враг
Ударит вам навстречу.
Проснитесь, Папиоль,
Решайте, Да иль Нет.
Настало время, время выбирать —
Да или Нет. Решение за вами.

КОГДА РАЗНИЦА ВИДНА ОТЧЁТЛИВО

Салют, дорогие друзья! Желаете самостоятельно проанализировать менталитеты различных народов? У меня есть пара текстов для сравнения…

Один из ярчайших воспевателей рыцарской доблести и наиболее последовательный выразитель феодальной идеологии француз Бертран де Борн написал в XII веке:

«СИРВЕНТ О ВИЛЛАНЕ

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, не обогретым!

Пусть мне милая солжёт,

Ежели солгал я в этом!

Нрав свиньи мужик имеет,

Жить пристойно не умеет,

Если же разбогатеет,

То безумствовать начнёт.

Чтоб вилланы не жирели,

Чтоб лишения терпели,

Надобно из года в год

Век держать их в чёрном теле.

Кто своих вилланов холит,

Их ни в чём не обездолит

И им головы позволит

Задирать — безумен тот.

Ведь виллан, коль укрепится,

Коль в достатке утвердится,

В злости равных не найдёт —

Всё разрушить он стремится.

Если причинят виллану

Вред, увечье или рану,

Я его жалеть не стану —

Недостоин он забот!

Если кто о нём хлопочет,

Он тому помочь не хочет

Хоть немножко в свой черёд.

Злобой он себя порочит.

Люд нахальный, нерадивый,

Подлый, скаредный и лживый,

Вероломный и кичливый!

Кто грехи его сочтёт?

Он Адаму подражает (см мой верхний пост — все верно!),

Божью волю презирает,

Заповедей не блюдёт!

Пусть Господь их покарает!»

В том же XII веке, только немного пораньше, другой крупный феодал Владимир Мономах составил совершенно иной текст:

«Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.»

Комментировать ничего не буду. Судите сами.

stepan2017

  • Add to friends
  • RSS

Подсрачник общественному вкусу

Развелось любителей славного средневековья, е-мое! Особенно многих умиляют славные рыцари, эти славные благородные мужи в латах, кои они не снимали месяцами. Специально для любителей благородной старины — исторический документ, с позволения сказать, творчество одного из благородных рыцарей. Что тут можно сказать? Как можете сами убедиться, мы не далеко ушли из Темных Веков. Ну и еще, лишний раз нахожу подтверждение тому, что эти прославленные рыцари, князья, попы и прочие паразиты давних лет, ровно как их коллеги из современности больны. Точный диагноз пусть ставят специалисты, но садизм, сексуальные извращения и нарцистизм налицо.

Читать еще:  Стих что это значит быть половинкой

Бертран де Борн. Рыцарские песни

Люблю красавицу весну,
Люблю лугов цветной убор,
Люблю в проснувшихся лесах
Услышать звонких птичек хор.

Но мне дороже втрое,
Чем птицы, нивы и сады,
Палаток белые ряды,
Когда, готовы к бою,
Плечом к плечу, за рядом ряд
Стрелки и всадники стоят.
О, как мне весело, когда
Штурмуют вражеский редут
И в страхе люди и стада
При виде воинов бегут!

О, дивная картина,
Когда, войною сметена,
Трещит и рушится стена:
Полки штурмуют бастион!
И в поле с четырех сторон
Врывается лавина.
Ручьи кровавые кипят,
Кругом бушует пламя,
И кони яростно храпят
Над мертвыми телами.
О, сколько павших! Груды тел!
Но сладостен такой удел.
Ведь лучше пасть героем,
Чем струсить перед боем!

Сброд торгашей, мужицкий сброд,
Зловонный городской народ –
Восставшие из грязи
Тупые, жадные скоты!
Противны мне до тошноты
Повадки этой мрази.
Едва такой ничтожный пес
Добудет денег – кверху нос,
На все глядит без страха.
Так батогами бейте их,
Стригите их, срывайте с них
Последнюю рубаху!

Пускай крестьянин с торгашом
Зимой походят нагишом.
Друзья, забудем жалость,
Чтоб чернь не размножалась!
Теперь закон у нас таков:
Плетьми лупите мужиков!
Плетьми – заимодавцев!
Убейте их, мерзавцев!

Их мольбам не внемлите вы!
Топите их, кидайте в рвы.
Навек свиней проклятых
Сажайте в казематы!

Бесчинства их и похвальбу
Давно пресечь пора нам!
Смерть мужикам и торгашам!
Погибель горожанам

Если мужика отмыть и накормить. Сирвент

1
Точно всё должно быть на своих местах.
Лордам — доблесть, а рабам-виланам — страх.
Королям прилично милосердье, да.
А мужик — тот скуп и мелочен всегда.

Если же иначе в мире. Впрочем, сам гляди.
И не только это ты увидишь впереди.

2
Если мужика отмыть и накормить,
Станет ли обычай лордов он любить,
Миловать поэтов, разума искать?
Или, власть стяжая, станет воровать.

Что тогда случится, знаешь? Впрочем, сам гляди.
И не только это ты увидишь впереди.

3
Зри: и среди солнц — неравенства пример.
Или день хорош, а завтра — скучен, сер.
Если все — равны, то лучшего — и нет! —
Не о чём мечтать и никчему поэт!

Что тогда случится? Впрочем, сам гляди.
И не только это ты увидишь впереди.

4
Средь планет вселенной — разные чины.
Ангелы пред Богом так сотворены.
Но коль в равной чести варвар с мудрецом,
Должно сожалеть нам и скорбеть о том!

Что же происходит, знаешь? Впрочем, сам гляди.
И не только это ты увидишь впереди.

5
Если зло — добро, ты мыслишь, а добро есть зло,
День тогда тебе, как ночь, а в темноте — светло.
Точно все должно быть на своих местах.
Лордам — доблесть, а рабам-вилланам — страх.

В мире, где желают равенства искать,
Рыцарю-поэту счастья не видать.

СИРВЕНТ О ВИЛЛАНЕ

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Пусть мне милая солжёт,
Ежели солгал я в этом!

Нрав свиньи мужик имеет,
Жить пристойно не умеет,
Если же разбогатеет,
То безумствовать начнёт.
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле.

Кто своих вилланов холит,
Их ни в чём не обездолит
И им головы позволит
Задирать — безумен тот.
Ведь виллан, коль укрепится,
Коль в достатке утвердится,
В злости равных не найдёт —
Всё разрушить он стремится.

Если причинят виллану
Вред, увечье или рану,
Я его жалеть не стану —
Недостоин он забот!
Если кто о нём хлопочет,
Он тому помочь не хочет
Хоть немножко в свой черёд.
Злобой он себя порочит.

Люд нахальный, нерадивый,
Подлый, скаредный и лживый,
Вероломный и кичливый!
Кто грехи его сочтёт?
Он Адаму подражает,
Божью волю презирает,
Заповедей не блюдёт!
Пусть Господь их покарает!

Бертран де борн стихи

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Бертран де Борн. Люблю я видеть, как народ.

Люблю я видеть, как народ,
Отрядом воинским гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним,
И радуясь душою,
Смотрю, как замок осажден,
Как приступом берется он,
Иль вижу над рекою
Ряды построенных полков,
Укрытые за тын и ров.
И также люб тот рыцарь мне,
Что, первым ринувшись вперед,
Бесстрашно мчится на коне
И войску бодрость придает
Отвагой удалою.
Лишь только битва закипит,
Пусть каждый вслед за ним спешит,
Рискуя головою:
Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить, и пасть готов!
Дробятся шлемы и щиты
Ударом палиц и мечей.
Редеют воинов ряды,
И много мечется коней,
Не сдержанных уздою.
Кто соблюдает честь свою,
Быть должен одержим в бою
Заботою одною—
Побольше размозжить голов.
А страха нет для храбрецов!
Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать
Пред схваткой боевой;
Мне любы крики «Помоги!»,
Когда сшибаются враги
И бьются меж собою,
И средь поломанных древков
Мне любо видеть мертвецов.

Читать еще:  А напоследок я скажу чьи стихи

XII-XIII век (точную дату не нашёл, но, вполне возможно, она установлена)

Канцлер Ги. Прощание Бертрана де Борна

Перевал судьбы качает
Колыбель прошедшей жизни;
Оставляю все, что было –
Сожалений нет!
Равнодушно отмечает
Путь закат, что в небе киснет,
Усмехается уныло
Бестолковый свет.
Опираясь, как на палку,
На подшибленную лапку,
Скачет ворон, бедный мой ругатель.
Жизнь земная надоела –
С этим нечего поделать! –
Открывай ворота, настоятель!

На лицо души усталой
Тени прошлого ложатся;
Знаешь, жребий незавидный –
Быть причиной ссор!
Мне б истечь водою талой,
И к земле щекой прижаться,
И окончить свой недлинный
С жизнью разговор.
От себя не отрекаясь,
Пред лицом Господним каюсь
Я – чужих судеб дурной ваятель.
Покаянье неумело,
Ну кому какое дело? –
Открывай ворота, настоятель!

Напоследок скрипнут двери,
Тихо спросят – «Что с тобою?»
Я сдаюсь душой и телом
В добровольный плен.
Я душе своей поверил,
И теперь ищу покоя
В тишине слепой и белой
Монастырских стен.
Ухожу прямой дорогой –
Жизнь моя, меня не трогай!
Я тебе уж больше не приятель.
Я пришел к финалу – снова
По доске стучу дубовой:
Открывай ворота, настоятель.

Данте. Персонажи. Провансальцы. Бертран де Борн

«Люблю я гонцов неизбежной войны,
о как веселится мой взор!
Стада с пастухами бегут смятены,
и трубный разносится хор
сквозь топот тяжёлых коней.»
А.А.Блок «Роза и Крест».

Бертран де Борн (Бертрам даль Борнио). Этот провансалец неоднократно привле-
кал пристальное внимание поэтов и историков разных эпох, в том числе и великого
Данте Алигьери, который неоднократно обращается к фигуре Бертрана, каждый раз да-
вая разные оценки его личности. Наверное, по-другому и не могло быть: в ней умес-
тились талантливый поэт, рыцарь, обожавший войну, политик и придворный.
Он родился приблизительно в 1140 году в семье синьора владения Отфор. Фамилия
семьи Бертрана происходит от названия местечка Борн, на границе Перигора с Лимо-
жем. Унаследовал отцовское владение, но долгое время до этого участвовал в воору-
жённом конфликте с братьями и по поводу наследства, и по политическим мотивам:
они поддерживали разных властителей, которые боролись за власть в Англии и Прован-
се.
Бойцовские качества Бертрана находили своё отражение в его поэзии.
Данте в своём трактате «О народном красноречии» высоко ставит его творчество, от-
неся его к лучшим поэтам, писавшим о войне. В другом трактате «Пир» Данте говорит
о щедрости рыцаря-трубадура.
Но в «Комедии» Бертран становится героем одной из самых трагических и ужасаю-
щих сцен:

«Чтоб ужас и мой трепет передать
передо мной встал призрак безголовый,
идущий, как другие, в мгле суровой,

и, как фонарь, он нёс в своей руке
отрезанную голову. В тоске
та голова кровавая стонала:
она светильник трупу заменяла. »
Данте, «Ад»,песнь 28, пер. М.Л.Лозинского

За что же такая страшная кара?
По старопровансальской легенде, владелец Отфора сыграл решающую роль в кровавой
междоусобице, разыгравшейся во французских владениях английской королевской
семьи Плантагенетов. Чуть ли не был её главным виновником.
Реальные же события складывались несколько иначе: сын Генриха Второго, тоже
Генрих, прозванный «Молодым королём» — друг Бертрана, был, по воле отца короно-
ван в ещё юном возрасте. Причиной называют внезапную болезнь Генриха Второго
и его желание поделить королевские владения между своими сыновьями.
Другой его сын, Ричард по прозванью «Львиное сердце», любимец матери Алиеноры
Аквитанской, получил во владение материнские земли. Его брат Генрих почувство-
вал себя обделённым; ведь отец продолжал удерживать контроль над всем в своих
руках. Генрих начал вооружённый конфликт с братьями и отцом.
После внезапной смерти Генриха младшего, Ричард при поддержке матери и француз-
ского короля продолжил конфликт с отцом.
Конечно, Бертран не мог быть главным » консультантом» развернувшейся семейной
драмы; он был лишь верным сюзереном и другом, — сначала «Молодого короля»,
потом Ричарда, который очень ценил рыцаря-трубадура.
В конце жизни Бертран удалился в монастырь в Дадоне, приняв мирную кончину
в 1215 году.

Отголоски жизни и песен де Борна слышатся в драме Александра Блока «Роза
и Крест». Главный герой, верный рыцарь-слуга графского замка носит имя Бертран.
Русский поэт исползует свой вольный яркий перевод одной их песен Бертрана де
Борна, как песню Первого меренстреля:

«Люблю я дыханье прекрасной весны
и яркость цветов и дерев,
я слушать люблю средь лесной тишины
пернатых согласный напев
в сплетеньи зелёных ветвей;
люблю я палаток белеющий ряд,
там копья и шлемы на солнце горят,
разносится ржанье коней,
сердца крестоносцев под тяжестью лат
без устали бьются и боем горят.»

. Следует добавить, что Бертран, как настоящий рыцарь, не очень мучился
угрызениями совести, если жертвами его воинской прыти становились невинные прос-
тые люди, крестьяне и горожане. Горе всем, кто оказался на его пути!

«Люблю я видеть, как народ
отрядом воинским гоним,
бежит, спасая скарб и скот,
а войско следует за ним.

. Мне любы крики: «Помоги!»
Когда сшибаются враги
и бьются меж собою,
и средь поломанных древков
мне любо видеть мертвецов.»

Использованы материалы: Злыгостев А.С. — «Литературное наследие»
А.Вискарди «Дантовская энциклопедия»
А.А.Блок «Роза и Крест»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector