Чем басни отличаются от стихов
Разница между басней и стихотворением
Литературное творчество многогранно. В ряду его произведений свое место занимают стихотворение и басня. Они во многом похожи, но обладают и индивидуальными признаками. Итак, чем отличается басня от стихотворения?
- Определение
- Сравнение
- Связь с реальностью
- Таблица
Определение
Стихотворением называется небольшое (в отличие, к примеру, от поэмы) произведение, написанное, как правило, в соответствии с законами ритма. Однако размеренность и рифма присущи такому произведению не всегда. Например, существует жанр «стихотворение в прозе», в котором метр и рифма не являются определяющими критериями, но присутствуют такие стихотворные особенности, как повышенная эмоциональность, отображение субъективных впечатлений, небольшой объем.
Басня – своеобразный рассказ, стихотворный (реже прозаический), который носит назидательный характер. Создателем жанра считается Эзоп, который, будучи рабом, не мог прямо выражать свои мысли и придумал способ делать это в иносказательной форме («эзопов язык»). С тех далеких времен басня прошла определенное развитие. Она пребывала также в стадии притчи или нравоучительного примера, прежде чем зарекомендовать себя как самостоятельной жанр. Гением басни в русской литературе стал И. Крылов.
Сравнение
Расскажем подробней про отличие басни от стихотворения.
Характер
Этот признак является очень значимым. Стихотворение не ограничено по своему содержанию, целям. Оно может быть признанием в любви, философским размышлением, выражением гражданской позиции и т. д. В одних произведениях поэт описывает окружающую реальность, в других приоткрывает для публики дверь в собственный внутренний мир.
Басня обязательно поучает. Она через представленных персонажей высмеивает людские пороки, обнажает определенные недостатки и заключает в себе наставление, касающееся нравственных истин. Мораль – обязательный компонент подобного произведения. Басня идет рука об руку с сатирой.
Герои
Действующие лица стихотворения могут быть абсолютно любыми: исторические личности, дети, влюбленные… Нередко такие и вовсе отсутствуют, например в стихах о природе. В глубокой лирике на первое место выносятся чувства, эмоции, переживания.
Особенность басни – зачастую олицетворение животных. Каждому из них присущи четкие черты характера человека. Так, если на «сцену» выводится волк, у читателя или слушателя возникают ассоциации с кровожадностью, злобой; свинья – с невежеством; стрекоза – с легкомысленной беззаботностью…
Подобный прием (олицетворение животных) щадит самолюбие человека. Читатель как бы не принимает повествование на свой счет, ведь речь идет о существах, совершенно от него отличных. Однако обязательно происходит сопоставление личных качеств и тех, что описываются в басне. И результатом является эффективный нравственный урок.
Связь с реальностью
Еще один важный момент, указывающий на то, в чем разница между басней и стихотворением. Содержание стихотворения может быть тесно связано с действительностью. Но это необязательно. Вымысел, мечты, фантастические сюжеты изображаются в стихах наравне с реальностью. Зачастую стихотворение не содержит описания конкретной ситуации.
Басня с ее иносказаниями и своеобразными героями хоть и переносит читателя в другой, воображаемый, мир, но подразумевает под собой то, что существует на самом деле. За поверхностной выдумкой скрываются актуальные нравственные проблемы, касающиеся как человека отдельно, так и общества. Описываемая ситуация является типичной, наболевшей.
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 105 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 105 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4 и 5.
Учебник 1 часть — Страница 105.
Ответы 2021 года.
Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А. Крылов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»?
История, которая разворачивается в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», одновременно и грустная, и смешная. Становится смешно, потому что персонажи из-за своей глупости и легкомыслия тянут воз в разные стороны. Но становится немного грустно, ведь они так и не смогли договориться между собой, не сумели выполнить дело. Выражение «воз и ныне там» означает, что дело так и не сдвинулось с места. Ничего у лебедя, рака и щуки не получилось.
Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в «Рабочей тетради».
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
У сказок и басен общее то, что в этих произведениях могут быть задействованы персонажи-животные, которые имеют свой характер, могут разговаривать и думать, как люди. Также в конце басни всегда есть мораль (нравоучение). В сказке такое нравоучение приводится в виде пословицы или поговорки.
Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
В басне И. А. Крылова три героя: лебедь, рак и щука. Все они хотели по-разному вести воз с поклажей. Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула воз в воду. Главное, что они не сделали – не договорились, как будут действовать.
Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Захотели Даня, Света и Люба подарить бабушке к юбилею каждый свой подарок. Даня решил нарисовать рисунок. Света задумала испечь торт, а Люба собралась сделать поделку из бисера. Когда бабушка пришла домой, она увидела, что дети спорят и ругаются. Оказалось, что никто не успел сделать задуманное. Тогда бабушка позвала их к себе и объяснила, что лучше делать одно дело вместе. Она сказала, что нужно договариваться и помогать друг другу. Бабушка сразу вспомнила строки из басни: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Ребята, услышав эти слова, сразу побежали в другую комнату. Через полчаса они подарили бабушке красивый рисунок, который нарисовали вместе.
Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабочей тетради».
Автор предупреждает людей о том, что нужно сначала договориться, прежде чем приступить к совместной работе. Чтобы получить результат, нужно работать слаженно и сплочённо. Причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки в том, что они не приняли решения, куда и как они будут тянуть воз. Одно из условий совместной работы – согласованность в действиях. Также следует прислушиваться друг к другу.
Чем отличается басня от сказки, рассказа и стихотворения
Почему главный герой согласился играть на деньги?
Почему автор назвал свой рассказ именно уроки французкого?
Когда мне было 5-6 лет папа мне читал сказки.И с раннего детства я предстовлял рассказчика папу.Когда я пошел в школу мне задали вопрос каким я предстовляю рассказчика, тогда я им описал своего папу»-Он высокий, кудрявые темные волосы,голос успакайивающий,он хорошо передовал интонации героев,он добрый,когда он читал диалог злого персонажа и доброго он все время менял интонацию)
5 глава. Ночью все кошки серы
Д’Артаньян видит разницу в благородстве миледи и ее субретки.
Миледи готовится встретить якобы графа де Варда.
Вместо него является гасконец.
Миледи его не узнает и дарит кольцо.
В перстне Атос узнает свою фамильную драгоценность и почти понимает, что миледи – это его бывшая жена.
Д’ Артаньян пишет письмо миледи от имени графа, что тот не сможет часто бывать в доме миледи, потому что дела.
Миледи взбешена: дворянин не мог написать женщине такого письма.
Грохается в обморок, но быстро приходит в себя, показывая, что она сильна.
5 глава. Ночью все кошки серы
40. Д’Артаньян поочередно смотрел на этих двух женщин и вынужден был признать в душе, что, создавая их, природа совершила ошибку…41. Миледи протянула ему руку для поцелуя. Это было сделано не из кокетства…42. Получив письмо будто бы от графа, как миледи отблагодарила субретку?43. В ответ на ласковое прикосновение… Разгадываем жест.44. Миледи приказала погасить в доме все лампы, даже в спальне. Причина?45. Вместе графа на свидание идет гасконец. Миледи: Я тоже люблю вас. И в знак своей любви что-то дарит.46. Что узнал в этот презенте Атос?47. У презента была одна особенность. Какая?48. Миледи получает письмо якобы от Варда. Кричит вне себя: Не может быть! Не может быть! Дворянин не мог написать женщине такого письма. А что такое страшное было в письме?
Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.
Тема: Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.
Цель: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об басне, познакомить с особенностями басни. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, тексты басен, иллюстрации к басням.
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Слово учителя:
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю
Следует выделить такие особенности басни:
б) Аллегорический (иносказательный) смысл;
в) Типичность описываемой ситуации;
д) Осмеяние человеческих пороков и недостатков.
В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни.
Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика. «. Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни , пишет Жуковский, заключается в том, что «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»
Мораль и нравоучения
Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно — для маленьких детей.
В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне — это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.
Олицетворение
Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.
Юмор и сатира
Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.
Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.
Учитель . А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
Домашнее задание_________________________________________________
Басня Крылова
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,