0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем басни отличаются от стихов

Разница между басней и стихотворением

Литературное творчество многогранно. В ряду его произведений свое место занимают стихотворение и басня. Они во многом похожи, но обладают и индивидуальными признаками. Итак, чем отличается басня от стихотворения?

  • Определение
  • Сравнение
  • Связь с реальностью
  • Таблица

Определение

Стихотворением называется небольшое (в отличие, к примеру, от поэмы) произведение, написанное, как правило, в соответствии с законами ритма. Однако размеренность и рифма присущи такому произведению не всегда. Например, существует жанр «стихотворение в прозе», в котором метр и рифма не являются определяющими критериями, но присутствуют такие стихотворные особенности, как повышенная эмоциональность, отображение субъективных впечатлений, небольшой объем.

Басня – своеобразный рассказ, стихотворный (реже прозаический), который носит назидательный характер. Создателем жанра считается Эзоп, который, будучи рабом, не мог прямо выражать свои мысли и придумал способ делать это в иносказательной форме («эзопов язык»). С тех далеких времен басня прошла определенное развитие. Она пребывала также в стадии притчи или нравоучительного примера, прежде чем зарекомендовать себя как самостоятельной жанр. Гением басни в русской литературе стал И. Крылов.

Сравнение

Расскажем подробней про отличие басни от стихотворения.

Характер

Этот признак является очень значимым. Стихотворение не ограничено по своему содержанию, целям. Оно может быть признанием в любви, философским размышлением, выражением гражданской позиции и т. д. В одних произведениях поэт описывает окружающую реальность, в других приоткрывает для публики дверь в собственный внутренний мир.

Басня обязательно поучает. Она через представленных персонажей высмеивает людские пороки, обнажает определенные недостатки и заключает в себе наставление, касающееся нравственных истин. Мораль – обязательный компонент подобного произведения. Басня идет рука об руку с сатирой.

Герои

Действующие лица стихотворения могут быть абсолютно любыми: исторические личности, дети, влюбленные… Нередко такие и вовсе отсутствуют, например в стихах о природе. В глубокой лирике на первое место выносятся чувства, эмоции, переживания.

Особенность басни – зачастую олицетворение животных. Каждому из них присущи четкие черты характера человека. Так, если на «сцену» выводится волк, у читателя или слушателя возникают ассоциации с кровожадностью, злобой; свинья – с невежеством; стрекоза – с легкомысленной беззаботностью…

Подобный прием (олицетворение животных) щадит самолюбие человека. Читатель как бы не принимает повествование на свой счет, ведь речь идет о существах, совершенно от него отличных. Однако обязательно происходит сопоставление личных качеств и тех, что описываются в басне. И результатом является эффективный нравственный урок.

Связь с реальностью

Еще один важный момент, указывающий на то, в чем разница между басней и стихотворением. Содержание стихотворения может быть тесно связано с действительностью. Но это необязательно. Вымысел, мечты, фантастические сюжеты изображаются в стихах наравне с реальностью. Зачастую стихотворение не содержит описания конкретной ситуации.

Басня с ее иносказаниями и своеобразными героями хоть и переносит читателя в другой, воображаемый, мир, но подразумевает под собой то, что существует на самом деле. За поверхностной выдумкой скрываются актуальные нравственные проблемы, касающиеся как человека отдельно, так и общества. Описываемая ситуация является типичной, наболевшей.

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 105 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 105 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4 и 5.

Учебник 1 часть — Страница 105.

Ответы 2021 года.

Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А. Крылов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»?

История, которая разворачивается в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», одновременно и грустная, и смешная. Становится смешно, потому что персонажи из-за своей глупости и легкомыслия тянут воз в разные стороны. Но становится немного грустно, ведь они так и не смогли договориться между собой, не сумели выполнить дело. Выражение «воз и ныне там» означает, что дело так и не сдвинулось с места. Ничего у лебедя, рака и щуки не получилось.

Читать еще:  Анализ стиха кое-как удалось разлучиться

Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в «Рабочей тетради».
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

У сказок и басен общее то, что в этих произведениях могут быть задействованы персонажи-животные, которые имеют свой характер, могут разговаривать и думать, как люди. Также в конце басни всегда есть мораль (нравоучение). В сказке такое нравоучение приводится в виде пословицы или поговорки.

Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?

В басне И. А. Крылова три героя: лебедь, рак и щука. Все они хотели по-разному вести воз с поклажей. Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула воз в воду. Главное, что они не сделали – не договорились, как будут действовать.

Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.

Захотели Даня, Света и Люба подарить бабушке к юбилею каждый свой подарок. Даня решил нарисовать рисунок. Света задумала испечь торт, а Люба собралась сделать поделку из бисера. Когда бабушка пришла домой, она увидела, что дети спорят и ругаются. Оказалось, что никто не успел сделать задуманное. Тогда бабушка позвала их к себе и объяснила, что лучше делать одно дело вместе. Она сказала, что нужно договариваться и помогать друг другу. Бабушка сразу вспомнила строки из басни: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Ребята, услышав эти слова, сразу побежали в другую комнату. Через полчаса они подарили бабушке красивый рисунок, который нарисовали вместе.

Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабочей тетради».

Автор предупреждает людей о том, что нужно сначала договориться, прежде чем приступить к совместной работе. Чтобы получить результат, нужно работать слаженно и сплочённо. Причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки в том, что они не приняли решения, куда и как они будут тянуть воз. Одно из условий совместной работы – согласованность в действиях. Также следует прислушиваться друг к другу.

Чем отличается басня от сказки, рассказа и стихотворения

Почему главный герой согласился играть на деньги?

Почему автор назвал свой рассказ именно уроки французкого?

Когда мне было 5-6 лет папа мне читал сказки.И с раннего детства я предстовлял рассказчика папу.Когда я пошел в школу мне задали вопрос каким я предстовляю рассказчика, тогда я им описал своего папу»-Он высокий, кудрявые темные волосы,голос успакайивающий,он хорошо передовал интонации героев,он добрый,когда он читал диалог злого персонажа и доброго он все время менял интонацию)

5 глава. Ночью все кошки серы

Д’Артаньян видит разницу в благородстве миледи и ее субретки.
Миледи готовится встретить якобы графа де Варда.
Вместо него является гасконец.
Миледи его не узнает и дарит кольцо.
В перстне Атос узнает свою фамильную драгоценность и почти понимает, что миледи – это его бывшая жена.
Д’ Артаньян пишет письмо миледи от имени графа, что тот не сможет часто бывать в доме миледи, потому что дела.
Миледи взбешена: дворянин не мог написать женщине такого письма.

Грохается в обморок, но быстро приходит в себя, показывая, что она сильна.

5 глава. Ночью все кошки серы
40. Д’Артаньян поочередно смотрел на этих двух женщин и вынужден был признать в душе, что, создавая их, природа совершила ошибку…41. Миледи протянула ему руку для поцелуя. Это было сделано не из кокетства…42. Получив письмо будто бы от графа, как миледи отблагодарила субретку?43. В ответ на ласковое прикосновение… Разгадываем жест.44. Миледи приказала погасить в доме все лампы, даже в спальне. Причина?45. Вместе графа на свидание идет гасконец. Миледи: Я тоже люблю вас. И в знак своей любви что-то дарит.46. Что узнал в этот презенте Атос?47. У презента была одна особенность. Какая?48. Миледи получает письмо якобы от Варда. Кричит вне себя: Не может быть! Не может быть! Дворянин не мог написать женщине такого письма. А что такое страшное было в письме?

Читать еще:  Ты прекрасна как луна стихи

Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.

Тема: Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.

Цель: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об басне, познакомить с особенностями басни. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.

Тип урока: урок новых знаний.

МТО: учебник, тексты басен, иллюстрации к басням.

1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).

Что такое мораль басни?

Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Слово учителя:

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю

Следует выделить такие особенности басни:

б) Аллегорический (иносказательный) смысл;

в) Типичность описываемой ситуации;

д) Осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни.

Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика. «. Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации

Вторая особенность басни , пишет Жуковский, заключается в том, что «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.

Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – пишет Жуковский.

Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»

Читать еще:  Поздравления с днем рождения в стихах подруге которой 12 лет

Мораль и нравоучения

Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно — для маленьких детей.

В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне — это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

Олицетворение

Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

Юмор и сатира

Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

Учитель . А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

Домашнее задание_________________________________________________

Басня Крылова

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector