0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем интересны стихи михалкова

Сочинение по произведениям С. Михалкова.

Сочинение по произведениям Михалкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_po_proizvedeniyam_mihalkova.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Произведения Сергея Михалкова знакомы и любимы каждым ребёнком с самого раннего детства. Немало поколений выросло на знаменитых произведениях Сергея Владимировича Михалкова. Практически все детские произведения Сергея Михалкова, начиная с 30-х гг XXвека, включены в программы школьного и дошкольного образования, в книги для чтения, буквари и хрестоматии. Дети с огромным удовольствием разучивают наизусть его стихи и песни не один десяток лет. Наверное, секрет состоит в том, что произведения Михалков писал так, что они становились понятными для детей и по содержанию и по форме. К тому же, истории оказались не только захватывающими и интересными, но также и очень поучительными. Ну а бессмертный «Дядя Стёпа» давным-давно воспринимается не как персонаж стихотворения, но как давний друг всех детей и взрослых. Он прочно сросся с личностью самого Михалкова и является, пожалуй, главным его героем.

Стихи Михалкова, весёлые и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. В своих стихах Михалков учит нас различать «хорошо» и «плохо», добро и зло. И мы, отторгающие любые поучения, которые пытаются «навязать» нам взрослые, принимаем добрые советы Михалкова охотно и с радостью.

Я думаю, что Михалков специально нас не смешит, а напротив его повествование серьёзно, волнительно, но мы улыбаемся и смеёмся. Особенно это заметно в стихах «Про мимозу». «Фома», «Если», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», да и в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается. Дядя Стёпа – это настоящий пример для подражания. Он честный, добрый, смелый, отважный.

Все детские стихотворения Михалкова чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий.

Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.

Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.

Сергей Михалков: 10 фактов и 5 книг, которые заинтересуют родителей и детей

Сергей Владимирович Михалков — один из авторов, чьи книги считаются атрибутами счастливого детства. В стихах или прозе, короткие или длинные, собственные или переводные, они сопровождают взросление практически каждого ребенка на постсоветском пространстве.

О жизни Сергея Михалкова известно многое. Упомянем самые интересные факты из жизни мастера и вспомним несколько его знаменитых произведений для детей.

1. Михалковы происходили из старого дворянского рода. Изначально фамилия семьи произносилась как Миха́лковы, позже ударение сместилось на букву О.

2. Сергей воспитывался гувернанткой по имени Эмма Розенберг, немкой. К 6 годам Михалков читал в оригинале Гете и свободно изъяснялся на немецком.

3. Первые стихи Михалков написал в 9 лет, и они были высоко оценены известным поэтом Александром Безыменским. А в 15 лет Сергея его стихи уже были напечатаны в одном из ростовских журналов.

4. Михалков был человеком не робкого десятка. Войну прошел военным корреспондентом. Однажды он написал письмо Сталину, в котором ручался за Николая Кружкова, ложно обвиненного главного редактора газеты «За Родину!». Письмо спасло Кружкову жизнь.

5. Иосиф Виссарионович обратил внимание на поэта, случайно увидев стихотворение «Светлана». Сталин решил, что произведение посвящено его дочери, Светлане Аллилуевой, хотя Михалков написал его для одной девушки из университета. Но вождю стихотворение понравилось, а это было главным.

6. За сочинение слов к гимну СССР Михалков получил скромные 500 рублей гонорара и небольшой продуктовый набор к Новому году.

7. Его талант ценили не только на Родине, но и за рубежом. Наряду с 17 отечественными орденами и 15 почетными званиями и премиями, Сергей Владимирович заслужил 18 международных наград.

8. Михалков пробовал себя во многих литературных жанрах, но наибольшую известность ему принесли именно сочинения для детей. Он написал сценарии к 16 кинолентам и 29 мультфильмам, 28 пьес, около 200 басен и множество стихотворений.

9. В честь Сергея Владимировича назван астероид 9540 Mikhalkov.

10. Произведения маэстро переведены на все основные языки мира, а в России они до сих пор издаются тиражом более 1 млн экземпляров в год.

Самыми известными персонажами Михалкова стал, вероятно, дядя Степа. Он сформировал положительный образ советского милиционера и помог воспитать доверие граждан к органам правопорядка. Книги о дяде Степе неизменно входят в число детских бестселлеров.

Для домашней библиотеки ребенка отлично подойдут следующие книги Сергея Михалкова:

  • «Дядя Степа». Знаменитая поэма вышла в новом издании с прекрасными иллюстрациями Ювеналия Коровина.

  • «Три поросенка. Сказки». Полноформатный сборник сказок с историей о поросятах, которая учит детей осторожности и ответственности.

  • «Мы едем, едем, едем… Стихи для маленьких». Первые стихи для самых юных читателей помогают формировать у малышей хороший вкус, чувство ритма и начальные речевые навыки.

  • «Большая книга для семейного чтения». Красочная книга, где найдутся не только стихи Михалкова, но и произведения С. Маршака, Э. Успенского, К. Чуковского и других легенд детской литературы.

  • «Лучшие стихи для малышей». Компактная книга с самыми известными и веселыми стихами Сергея Владимировича. Ее удобно взять с собой в дорогу.

Читайте с детьми книги Михалкова. Классики много не бывает.

Чем интересны произведения Сергея Михалкова?

Задания по литературе для 2 класса Расскажи, чем интересны произведения С. Михалкова. Назови свое самое любимое стихотворение.

Произведения Сергея Михалкова пользуются популярностью у детей и взрослых уже много лет. Язык у него краткий, лаконичный, очень выразительный, понятный детям.

В своих произведениях Михалков высмеивает недостатки, которые часто есть у детей. Это лень, грубость, хваставство, неряшливость. Но все это делается в простой легкой форме. Рифмы его стихов понятны и легко запоминаются. Нет, наверное, такого человека, который бы не знал знаменитую Песенку друзей.

Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку,

Вот, компания какая!

Взрослое поколение, раньше пело эту песенку своим родителям, потом своим детям, а сейчас уже и внукам. Эта одна из самых любимых песенок.

Произведения Михалкова не стареют, востребованы будут еще очень долго. Они нравятся детям, а также родителям.

Я очень люблю творчество детского писателя Сергея Михалкова. В его произведениях всегда все хорошо заканчивается, он умеет и насмешить и заставить задуматься своими сказками и стихотворениями. Его герои легко узнаваемы, сюжеты необычны и привлекательны, они сразу запоминаются. учить стихотворения Михалкова наизусть просто удовольствие, слова словно сами приходят в голову.

Мне очень нравится его стихотворение «Дядя Степа» про человека огромного роста, который помогал и детям и взрослым, и даже животным.

Мне нравится его сказка «новогодняя быль» про елочку, которую не стали рубить на новый год.

Очень люблю стихотворение «А что у вас?» про детей, которые рассказывали, что у них интересного.

Произведения Сергея Михалкова мне нравятся своей добротой и благожелательностью. У него всегда много положительных героев, которым сопереживаешь. Автор находит очень точные слова для описания и героев и событий. А сами события, описанные Михалковым и смешные и серьезные. Мы не просто улыбаемся, когда читаем его произведения, но и думаем о прочитанном.

Вот взять прекрасную сказку «Новогодняя быль» в которой лесник нарядил елочку в лесу. Ведь это очень правильно, зачем губить молодое деревце, если можно прийти в лес и там сделать праздник и для себя и для елочки.

Если я вас правильно поняла, то вы ищите ответы (ГДЗ — готовые домашние задания) к тетради

по литературному чтения для 2 класса автора Кац Э.Э. ? Не саму тетрадь?

Если ответы, то вот вам ссылка, там две части.

Первая часть ГДЗ 2 класс:

Вторая часть ГДЗ Литературное чтение 2 класс:

Это тетради с ответами, выглядят вот так:

Надеюсь, это именно те, ГДЗ что вы искали.

Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.

Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.

По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.

Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.

Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.

В этой сказке Лиса, как во всех сказках, хитра и лукава. Она добивается, чтоб Тетерев спустился с дерева, ее намерения понятны. Эта хитрость Лисы неприятна, ведь она хочет просто-напросто съесть Тетерева.

А Тетерев тоже непрост. Но он не столько лукав, сколько умен. Во-первых, сразу догадался, чего от него хочет Лиса.

Во-вторых, быстро сориентировался и поймал Лису в ее же собственную ловушку. Она придумала хитро, а он — хитрее.

Тетерев нравится своей догадливостью, сообразительностью и мудростью.

Казалось бы, и у того, и у другого героя присутствует хитрость, одинаковое свойство.

На самом деле Лиса хитрит ради того, чтоб причинить зло другому, а Тетерев спасает себя и никому другому вреда не желает.

Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.

Эти произведения можно разделить условно на три группы. Басни, Были и Рассказы. Но на самом деле различие между этими произведениями не велико — все они носят назидательный характер и учат маленького человека научиться совершать правильные поступки.

В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.

Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:

Взаимопомощь. В этом и заключается дружба. Как говорит пословица «сам погибай, а товарища не бросай», или «Рука руку моет». Только такая дружба на сегодняшний день очень большая редкость. Сейчас люди в основном сами по себе. Наверное самый большой друг это бабушка. Вот это действительно человек который тебя не бросит в трудную минуту и станет за тебя горой, чего не скажешь о дворовых друзьях.

Творческая исследовательская работа «Секреты творчества Сергея Владимировича Михалкова»

(Творческая исследовательская работа)

Проблема исследовательской работы

Безмятежным летним вечером я увидел по телевизору сюжет о том, что 27 августа 2009 года, на девяносто седьмом году, ушёл из жизни Сергей Михалков.

— Тот самый Михалков, который сочинил дядю Стёпу? – спросил я у мамы.

— Тот самый, — подтвердила мама и тут же вспомнила, что в детстве перечитала все стихи этого замечательного поэта.

— Я тоже выросла на его стихах, — вступила в разговор бабушка.

И тут я понял, что Сергей Михалков — один из самых знаменитых детских писателей , стихи его читали в детстве наши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.

Захотелось узнать, почему у поэзии Сергея Михалкова такая длинная и счастливая дорога? Захотелось открыть секреты его творчества.

Задачи исследовательской работы

Открыть секреты творчества Сергея Михалкова.

Реализовать мою задумку мне помогли классный руководитель и одноклассники. Так появилась на свет исследовательская работа

«Секреты творчества Сергея Михалкова».

Популярность Сергея Михалкова

Приблизиться к разгадке помогли в городской детской библиотеки. Венера Александровна рассказала нашему коллективу о жизни и творчестве Михалкова.

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. По словам самого поэта, в детстве ему привили любовь к русской литературе. Может быть, поэтому творчеством Сергей Михалков занялся в очень юном возрасте: ему было всего 15 лет, когда его стихотворение «Дорога» опубликовал журнал «На подъеме».

При жизни Сергею Михалкову приходило много писем от детей. «Москва. Сергею Михалкову». Оказывается, так просто, нисколько не сомневаясь, что письмо дойдёт, дети нередко надписывали конверт со своими письмами и рисунками. Все письма доходили. Почему?

Да потому, что поэт Михалков известен всем. Кто же не знает его дядю Степу? Кто не повторяет со смехом много раз – и ребята и взрослые: «А что у вас?» — А у нас в квартире газ» или «Мамы всякие нужны». Ведь его стихи живут более 70 лет, и все, кто учился в школе, был в детском саду, читал его стихи. С. В. Михалкова знают не только в нашей стране. Его книги, стихи переведены на 60 языков. Они издаются почти во всех странах мира. Не случайно тиражи детских книг Сергея Михалкова сегодня превысили 300 миллионов экземпляров. Таких гигантских масштабов не знал в ХХ веке ни один писатель. Ведь плохую книжку никакой родитель в руки своему ребенку не даст. Михалков стал первым русским детским писателем, получившим мировую известность…

Вот мы и открыли одну очень важную особенность Михалкова как поэта – его популярность.

Любовь к детям

Каждой русской семье близки его стихи. Стихи других наших любимых поэтов – А. Барто, Я. Акима, В. Берестова, С. Маршака – тоже с удовольствием читают малыши и взрослые. А вот стихи С. Михалкова любим по-особенному – в них всё близко нашему разуму, душе. Стихотворение «Мы с приятелем» написано так, как будто это говориться о каждом из нас, о нашей жизни, нашей дружбе, о том, что было с нами, когда не стало «двух ужей и двух чижей». А стихотворение о двух барашках – «утром рано утонули два барана»! Читая его, мы смеёмся вместе с поэтом и над баранами и над самими собой – над своим упрямством. Почему? Потому что Михалков хотя и высмеивает и хвастуна, и трусишку, который боится укола, но не зло, не обидно. В его стихах столько тёплого чувства, столько любви к большим и к маленьким и к плохим, и к хорошим, что они всем читаются с любовью. Эта любовь и даёт жизнь стихам С. В. Михалкова.

Вот мы и открыли другой секрет поэзии Михалкова: любовь к детям.

Особенность стихов

Читая стихотворения Михалкова в классе, дома, вслух или про себя мы заметили, что они текут необыкновенно живо и запоминаются сами собой, без малейших усилий. Всё больше убеждались, что они легки, ясно написаны, умны, забавны. Один мальчик сказал: «Когда я прочитал «Дядю Стёпу», мне показалось, что это я написал».

Так мы открыли третий секрет поэзии Сергея Михалкова. Самая важная особенность его стихов – они написаны талантливо.

Талант поэта Михалкова ещё и в том, что ему понятны и близки переживания своих героев. И нам становиться жалко девочку, потерявшую щенка, и щенка, искусанного пчёлами и забинтованного, и приятелей, которые ищут в зоопарке своего чижа.

Итак, теперь мы понимаем, что без любви к тому, о чём пишешь, не бывает талантливых стихов. Читая стихи С. В. Михалкова, мы чувствуем, понимаем, что он здесь, со своими героями и с нами.

Многогранность творчества

Впрочем, только ли поэт Михалков?

Ольга Михайловна продолжала нас знакомить с творчеством Михалкова. Узнали, что писать стихи Серёжа начал рано, когда ему не было и девяти лет. Стихи, написанные в детстве, пропали, но через много лет несколько стихов нашлось. И среди них басня. Она заканчивалась моралью:

Мораль сей басни такова:

Что много тех людей на свете белом,

Которым надо рассказать,

Что людям надо помогать,

Что людям лучше помогать

Не только словом, но и делом.

Замечательная мораль! Её стоит усвоить всем детям.

Интересно рождались его басни. Как-то он сидел в кафе в Кисловодске. Пёс-попрошайка был постоянным гостем этого кафе. «Однажды он откликнулся на мою кличку: «Шарик!» — рассказывает поэт, — и подошёл к моему столу. А через минуту он повернул голову к другому столу, где его позвали: «Бобик!» Кажется ничего особенного, но поэт написал басню «Шарик-Бобик» о людях без гордости и самолюбия, не желающих честно трудиться и живущих на подачки.

«Работая в поэзии для детей, я всегда мечтал написать сказку, которая была бы понятна и интересна детям всего мира, которые составляют лучшую часть человечества, которых нельзя не любить», — пишет поэт. Вот с какими мыслями поэт творил и стихи, и сказки, и пьесы. Так он сочинил сказку «Праздник непослушания» и другие.

А ещё С. В. Михалков создал сатирический киножурнал «Фитиль», в котором разоблачал воровство, подлость, халатность, лень.

За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков.

Так для нас открылся ещё один секрет творчества Михалкова: оно многогранно.

Борец, который служит обществу .

В первые дни Великой Отечественной войны Михалков в числе многих литераторов был послан на фронт. Работал в красноармейской газете, писал заметки о подвигах наших солдат, о боях и листовки для фронтовиков и для тех, кто был в плену: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покорённой!»

Вместе с солдатами он дошёл до Берлина. Он видел надписи наших солдат на стенах рейхстага и вот, что он написал тогда:

Они дошли до стен рейхстага,

Друзья: боец и командир,

И стены были им бумагой

Для первых подписей за мир.

У Кремлёвской стены, где горит вечный огонь, зажженный в память о неизвестном солдате, выбиты на камне слова Сергея Михалкова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Строгие строки, но они заставляют вспомнить, какой ценой завоёвана победа над фашистской Германией.

А ещё он создал текст гимна России. Гимн выражает нашу любовь к Родине, к России. Михалков дважды сумел выразить эту любовь — в тяжелый 1943 год и в не менее тяжкий 2001-й, открыв своим Гимном новое столетие и новое тысячелетие российской народной жизни и истории.

Можно сделать вывод:

Сергей Владимирович не просто поэт, писатель, баснописец, он – борец, который служит обществу. Это тоже секрет его творчества, который нам удалось разгадать.

Награды Сергея Владимировича Михалкова

За высокое служение отечественной литературе и культуре Герой Социалистического труда Сергей Михалков награжден:

четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1988), орденом Красного Знамени (1945), орденом Октябрьской революции (1971), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Красной Звезды (1943), орденом Дружбы народов (1993), орденом Почета (1998), за заслуги перед Русской Православной церковью — орденами Св. Сергия Радонежского и Св. Благоверного царевича Дмитрия(1993,1998).

Михалков — лауреат Ленинской премии (1970), четырех Государственных премий СССР (1941, 1942, 1949, 1978), Государственной премии РСФСР (1977), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
Именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы (1999).
В 2001 году поэт получил приз «Патриарх» («Патриарху Отечественной литературы, театра и кино для детей и юношества») от фонда Ролана Быкова и диплом «Человек года» в связи с победой в конкурсе на создание текста Государственного Гимна РФ от Русского биографического института.
К 90-летию со дня рождения С.В. Михалков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в честь 95-летия — орденом Андрея Первозванного.

Сергей михалков и его светлана

Часть первая. Необыкновенное открытие профессора Душечкиной.

Событие и факты
В 1935 году Сергею Михалкову — будущему классику детской литературы и автору сразу трех государственных гимнов 22 года. У молодого человека за плечами почтенный дворянский род; в паспорте фамилия чуждая пролетарской власти; в голове абсолютная к режиму лояльность; ну а что впереди? Впереди — будущее, которое всегда мечтается светлым, большим и счастливым, но пока не наступит выглядит чем-то темным и неясным. Еще Сережа увлечен поэзией, пишет стихи, работает и время от времени публикуется в столичных газетах. Ничего особенного. Сколько в молодой республике подобных юношей? Сотни, тысячи, миллионы? И вот, ура, долгожданный успех! В газете 1935 году печатается «Дядя Степа».
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан!
Страна познакомилась с сильным, справедливым и очень симпатичным великаном! дядю Степу с удовольствием заучивала и знало наизусть не одно поколение советских детей. Но не добрый милиционер Степан Степанович Степанов принес Михалкову славу. Успех, славу и карьеру ему дала Светлана.
Как-то в начале лета Сергей Владимирович относит несколько исписанных листочков в газету Известия» и на утро просыпается знаменитым!
— Наши Известия сделали нашего Сережу известным! – с затаенной завистью подшучивали над Михалковым собратья по перу.
Ты не спишь,
Подушка смята,
Одеяло на весу…
Носит ветер запах мяты,
Звезды падают в росу.

Как поется в песенке, — это было летом. летом. жарким летом. Сталин находился в Кунцево на своей даче. Известно, что вождь любил работать по ночам, поэтому утром рано не поднимался. В тот день, как обычно, после завтрака Сталин, встав из-за стола, прошел в свой кабинет. Его ждала трубка и стопка свежих газет. Набив трубочку табаком из папиросы «Герцеговина Флор» Сталин чиркнул спичкой и стал раскуривать трубочку. Пыхнул дымок, Сталин сел и открыл первую газету. Это были «Известия». Внимательно прочитав передовицу, он перевернул страницу и увидел стихотворение с названием «Светлана». Прочел, задумался, еще раз прочел и глянул на подпись под текстом. С. Михалков. Стихотворение Сталину понравилось. Не исключено, суровый вождь, в эту минуту мог вспомнить про свою любимую дочь.

Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Владимировна Душечкина в 2009 г. В журнале «Литература» опубликовала статью «Предание не верит в случайности» с подзаголовком — Об адресате одной колыбельной.
В статье профессор речь повел о истории написания стихотворения С. Михалкова «Светлана». Начинается статья с замечания, что «Восстановить эпизод, связанный с публикацией стихотворения «Светлана», в реальных его подробностях представляется мало осуществимым, но какую-то, хоть и не вполне чёткую, линию событий проследить можно.»
-Интересно! – киваю я и принимаюсь за чтение.
Задачу своего расследования Елена Владимировна определила так: «Моя цель состоит в том, чтобы показать, как, с одной стороны, Михалков, а с другой — его, так сказать, “обвинители” и “разоблачители” подтасовывают и расцвечивают факты, которые выстраиваются в красивые, но малоправдоподобные, а иногда и совсем неправдоподобные сюжеты».
Затем профессор обозначает две главные версии.
Первая принадлежит самому Михалкову. Она изложена в автобиографической книге «От и до…».
Ее же с несущественными отличиями неоднократно рассказывал старший сын Андрей. И наконец, В 2003 г. озвучил сам, Сергей Владимирович, в документальном телефильме.
Итак, определен основной источник семейного придания. Эта книга С. Михалкова «От и до…» изданная в 1998 г.
«Михалков, — пишет Е. В. — в середине 1930-х годов работал на разборке писем в газете «Известия» и время от времени печатал на страницах этой газеты свои детские стихотворения. Тогда Михалков был студентом Литературного института им. А.М. Горького и “испытывал нежные чувства” к девушке-блондинке, которая училась там же, была старше его и не проявляла к нему никакого интереса. “В тот памятный день, —указывает Михалков, — я встретил её в Доме литераторов… Назавтра в «Известиях» должно было появиться моё новое стихотворение «Колыбельная». А мне так нужно было, чтобы Светлана заинтересовалась мной! И я сказал: «Хочешь, я напишу стихотворение о тебе, и завтра оно появится в “Известиях”?» Девушка … рассмеялась и ушла. Но — гусарить так гусарить! Сейчас же поехал в «Известия», переименовал стихотворение, превратив его из «Колыбельной» в «Светлану», вставил это имя и в строки… Наутро оно вышло в свежем номере газеты … вскоре меня внезапно пригласили в ЦК КПСС!»
Далее Сергей Владимирович рассказывает, как его принимает “ответственный товарищ в большом кабинете” и во время беседы сообщает, что его стихи в «Известиях» понравились товарищу Сталину.
Любопытно здесь отметить, как эту же историю преподносил Андрей Кончаловский. Рассказывая по существу ту же историю, старший сын зачем-то позволяет ее дополнительно беллетризировать. «В Литературном институте училась очень красивая блондинка по имени Светлана. Отец красивых девушек не пропускал, пытался за ней приударить. Встретил её в Доме литераторов, выпил бутылку вина, подошёл: «Хочешь, завтра в “Известиях” будут напечатаны стихи, которые я посвятил тебе?» —
«Глупости какие!» — «Вот увидишь». Отец позвонил в редакцию: «Назовите стихотворение “Светлана”». На следующий день газета вышла со стихотворением «Светлана». Случайность, но имя девушки совпало с именем дочери Сталина”.
Зачем факты из жизни отца позволяет себе досочинять сын? Что, проявился зуд творческого человека или было что-то иное? Оставим вопрос пока без ответа. Нам надо поспевать вслед за профессором Душечкиной двигаться дальше.
А перед этим давайте на секунду вернемся к упомянутому документальному фильму. Напомню, его в 2003 г. к юбилею отца снял младший сын Никита. Подарок от режиссера сына поэту отцу. Так вот, Никита Сергеевич в этом фильме задает папе вопрос: — как отреагировала блондинка красавица Светлана на публикацию? Вопрос риторический. Отец, отлично зная правила игры, делает неопределенный жест и отвечает: “А. Она его даже не прочитала”!
После такого разочарования разве еще могут быть вопросы? Или все же могут? Вопрос должен был прозвучать иначе:
— «Папа, может все же расскажешь кто была эта Светлана? Ведь кроме имени ты же еще что-то про нее знал?».
Но этот вопрос Никита Сергеевич отцу не задает! Почему? Это еще один вопрос. А может потому и не задает, что отлично знает – ответа у папы на него нет.
Версия вторая
Предложив семейную, так сказать, официальную легенду, Елена Владимировна переходит к изложению версий так называемых «злопыхателей». Подобного рода историй много. Все они существуют в форме «непридуманных анекдотов”. В основном все эти анекдоты так или иначе касаются Сталина. Интонация в «михалковских анекдотах» всегда одна. Поступок Сергея Владимировича рассматривается как исключительно карьерный.
Профессор Душечкина подчеркивает, что история в этих версиях всегда тенденциозно и передается с существенными фактическими ошибками.
Вот как к примеру, в книге «Невыдуманные анекдоты», изданной А.Л. Жовтисом в 1995 году, преподносится эта же история:
«За несколько дней до дня рождения дочери Сталина Светланы, — пересказывает автора Елена Владимировна, — Михалков принёс в редакцию газеты «Пионерская правда» стихотворение «Светлана». Редактор, осознав, что оно адресовано дочери Сталина, вначале испугался, но потом всё же отважился рискнуть и опубликовать принесённый Михалковым текст. “Через три дня девочка Светлана открыла «Пионерскую правду», увидела стихотворение, которое не могло не относиться к ней, поскольку именно ей, а не какой-нибудь другой девочке сегодня исполнилось десять лет, и побежала показывать его папе. Папа прочёл стихи, усмехнулся в усы и восхищённо подумал: «Ну и жук этот Михалков!»
Или вот еще из этой же серии вариант. «В книге Ю.Б. Борева «Сталиниада», — пишет Елена Владимировна, -совмещены обе версии — Михалкова и Жовтиса, но при этом добавляется нечто новое. Как раз в день рождения Светланы Сталиной «Правда» опубликовала стихотворение Михалкова «Светлана», посвящённое им любимой девушке. “Михалкова пригласили в ЦК и сообщили: ваши стихи понравились товарищу Сталину, он поинтересовался, как вы живёте … Так благодаря случайным стечениям обстоятельств, в том числе, что дочь Сталина звали Светланой”, жизнь Михалкова изменилась».
В самом деле, — подводит итог версиям «злопыхателей» Елена Владимировна, — в этом варианте есть и “любимая девушка” Светлана, есть приглашение поэта в ЦК — и есть кардинальное изменение его судьбы».
Изложив обе версии, профессор Душечкина приступает к расследованию. Сперва она «пристально всматривается» в семейную легенду.
«Неоднократно рассказывая историю своей колыбельной, — подмечает профессор, — Сергей Владимирович явно не учёл того факта, что её адресат, студентка Литинститута, должна была (как и он сам) родиться ещё до Октябрьского переворота, а потому имела слишком мало шансов быть названной Светланой. Михалков родился в 1913 году; “прекрасная блондинка”, по его словам, была старше его, значит, дата её рождения может быть определена несколькими годами ранее. А потому существование соученицы Михалкова Светланы представляется маловероятным. Личное имя Светлана возникло как имя неканоническое и требовало второго, крёстного имени. В дореволюционные годы этим именем называли исключительно редко. Достаточно отметить, что с 1900 по 1916 год в Москве не было зарегистрировано ни одной Светланы. Имя это активизируется после прихода большевиков к власти, и его популярность существенно возрастает как раз в годы учёбы Михалкова в Литинституте. В начале 1930-х годов взрослых Светлан было ещё очень мало…»

Была ли девочка?

Далее Елена Владимировна ставит вопрос — «Если была реальная красотка с именем Светлана, то кто она?»
Задав этот главный вопрос, профессор начинает искать ответ.
Казалось бы, «найти ее, — продолжает рассуждать Е. Душечкина не составляет большого труда. Стоит только познакомиться со списком студентов Литинститута первых лет его существования. Четыре года назад (в 2005г.) в «Вестнике Литературного института им. А.М. Горького» был напечатан биобиблиографический указатель и даны алфавитные списки слушателей его творческих семинаров за 1933–2003 годы. Литинститут был открыт 1 декабря 1933 года к 40-летию творческой деятельности А.М. Горького. Сначала это был Вечерний рабочий литературный институт, а с 1936 года получил современное название. Михалков становится его студентом в 1935 году, но уже в 1937-м, женившись, родив сына и став членом Союза писателей, оставляет студенческую скамью». Далее Елена Владимировна пишет, что «Со слов самого поэта известно, что колыбельная «Светлана» написана и опубликована в годы его учёбы в Литинституте (напомню это 1935 год. Прим. С. Ц.) «Значит, — продолжает Е. В. Д. — Михалков в момент выхода текста в свет учился на первом курсе. А это так же значит, что “прекрасную Светлану” следует искать среди студентов 1933, 1934 и 1935 годов поступления. В 1933 году, как свидетельствует «Биобиблиографический указатель», было зачислено 45 человек, в 1934-м — всего 8, в 1935-м — 27. Ни одной Светланы за эти годы приёмов не обнаружено». «Правда, — добавляет профессор, — инициалы некоторых студентов остались нераскрытыми. Однако из всех студенток этих лет обучения с именем, начинающимся на букву С, — указана только С.М. Штут (это она упомянута в анонимном письме “группы студентов”, посланном в конце февраля 1953 года в ЦК КПСС: “Эти критики-космополиты свили себе гнёзда в литературных журналах, где под руководством заведующих отделами критики и библиографии («Новый мир» — Кацева, «Октябрь» — С.Штут, «Знамя» — И.Гринберг) процветают сионистские настроения, семейственность и групповщина”. С.М. Штут, родившаяся в 1908 году звалась Саррой Матвеевной».

Последняя попытка профессора Душечкиной

Не обнаружив среди учащихся литинститута никакой Светланы, Профессор предпринимает попытку хоть что-нибудь прояснить в этой истории.
«…Вопрос, — заявляет Елена Владимировна, — где и когда была напечатана колыбельная «Светлана»?
Тут версия семьи профессору кажется наиболее достоверной. В самом деле, Михалков говорит о газете «Известия», где он с 1933 года работал внештатным сотрудником отдела писем. «При этом в версиях «злопыхателей» — отмечает Елена Владимировна, — наблюдается путаница. Одни упоминают «Пионерскую правду», другие ОРГАН ПАРТИИ «Правду». Все при этом сходятся на 1935 годе».
День рождения Светланы Сталиной профессору Душечкиной известен. Это 28 февраля 1926 г. Профессор идет в архив; отыскивает газету «Известие» за 28 февраля; от начала до последней буквы ее перелистывает; и никакой «Светланы» не находит.
— Может Сергей Владимирович ошибся? – пожимает в недоумении плечами профессор. — Может где- то в другой газете.
Тогда Елена Владимировна упорно начинает просматривать другие газеты. Все бесполезно. Под этой датой нет стихотворения ни в «Правде», ни в «Пионерской правде».
— «Но, может быть, — размышляет озадаченный профессор, — всё-таки не 1935-й, а 1936 год? Может быть, прав А.С. Жовтис, указавший, что Светлане Сталиной в момент публикации колыбельной исполнилось десять, а не девять лет?»
Елена Владимировна поднимает нужные ей подшивки. И снова пусто. Тогда отчаявшаяся женщина принимается за тотальный просмотр и ей наконец-то улыбается удача! В подшивке «Известий» за 1935 год она обнаруживает «Светлану». Стихотворение было опубликовано на третьей странице 51-го номера газеты за 29 июня.
Вывод для Елены Владимировны Душечкиной очевиден:
— «Ко дню рождения Светланы Сталиной стихотворение Михалкова не имеет никакого отношения. Кроме того, — сообщает Елена Владимировна, — июнь — это первый летний месяц 1935 года, того самого года, когда Михалков стал студентом. Но когда зачисляли студентов в Литинститут? – спрашивает себя Е. В. Д. — Зачисляли ли их в июне? Когда вообще начинались занятия? Вряд ли всё-таки в первый летний месяц. А ведь Михалков к этому времени, по его словам, уже учился и даже успел влюбиться в красавицу-блондинку».
Явная фактическая нестыковка. Вопросов стало еще больше.
На этом расследование профессора Елены Душечкиной оканчивается.
«Вопросы остаются, но дело уже не в них. — завершая статью, говорит Елена Владимировна, — Мне хотелось показать, как, в зависимости от рассказчика, его заинтересованности в теме и цели рассказывания подтасовываются факты».
И тем не менее, профессору Душечкиной удалось многое. Во-первых, — Елена Владимировна со стопроцентной убедительностью показала, что никакой блондинистой красотки по имени Светлана у Сергея Михалкова на момент публикации стихотворения не было. Во-вторых, было доказано — стихотворение Сергея Михалкова «Светлана» со Светланой Алилуевой связи никакой не имеет.
(продолжение смотреть в части второй)
8 ноября 2020 Москва

Чем интересны стихи михалкова

В ВЕСЁЛОЙ И ДОБРОЙ СТРАНЕ МИХАЛКОВА

Литературные именины

Дети входят в библиотеку. Звучит «Песенка Крокодила Гены» («Пусть бегут неуклюже. » ; муз. Вл. Шаинского, слова А. Тимофеевского)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы ждали вас с нетерпением.

Дети: Здравствуйте! (проходят и рассаживаются в читальном зале)

Ведущий: Проходите в читальный зал (дети проходят и рассаживаются в читальном зале)

Ведущий: Кто любит праздники?

Дети: (хором) Я! Я! Я!

Ведущий: А какой праздник вы любите больше всего?

Дети: (хором) День рождения.

Ведущий: А вы знаете, что праздник рождения или именин отмечают не только люди, но и книжки. Книги тоже рождаются на свет. Как?

Сначала писатель думает, о чём написать книгу. Долго думает, и когда, наконец, ему в голову приходит светлая мысль, о чём писать, он берёт ручку, бумагу и пишет, пишет, пишет. А написав, относит её в редакцию, где её издадут (напечатают). После этого книгу печатают, и новенькая книга выходит в свет, то есть попадает на полки библиотек или книжных магазинов. Этот момент появления книги в свет и называется рождением книги или именинами книги.

Раньше Книжкины именины не праздновали. Самые первые Книжкины именины прошли 70 лет назад в Москве, в Колонном зале в далёком 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Ребятишкам тогда жилось очень грустно, плохо, на их долю выпали испытания — голод, холод, смерти родных и близких людей, а часто и сами дети погибали в эту пору. Дети военной поры помогали взрослым, а в свободное времяиграли в свои любимы игрушки и игры и, конечно,читали книги. Книги помогали детям хоть на какое-то время, погрузившись в чтение, отвлечься от грустных мыслей. Других развлечений не было. Не было ни телевизоров, ни Интернета. Да и самим взрослым некогда было заниматься детьми: одни были на войне, где стреляли и убивали, другие были заняты работой, нужно было помогать армии. И, чтобы помочь детям, сделать жизнь детей менее тяжёлой , отвлечь их от грустных мыслей, детские писатели, воспитатели, библиотекари устроили детям большой литературный праздник во время весенних каникул, на котором происходили встречи с детскими писателями, читали книги, делились впечатлениями о прочитанном, дети рассказывали о своих любимых книгах, рассказывали стихотворения, участвовали в литературных викторинах и конкурсах, пели, танцевали. Праздник получился на славу, самым настоящим книжным праздником. А детский писатель Лев Кассиль назвал этот праздник Книжкиными именинами. В следующем году этот праздник праздновали не только в Москве, но и в Ленинграде, сейчас этот город называется Санкт-Петербург. На третий год Книжкины именины отмечали во всех библиотеках нашей большой страны. С той поры не было года, чтобы не отмечали именины книжкам. Книжкиным именинам в этом году исполняется уже 70 лет.

Книжкины именины называют ещё Неделей детской книги, потому что именины идут целую неделю, последнюю неделю марта, в период весенних школьных каникул. Празднуют Книжкины именины в библиотеках, потому что библиотека — это родной дом для книжек: здесь они живут, сюда приходят к ним в гости читатели, которые на время забирают книги к себе домой, чтобы их прочитать. Но потом книги всё равно возвращаются к себе домой, в родную библиотеку.

В 2013 году очень много хороших детских книг отмечают свои именины. (далее ведущий проводит обзор книг-именинниц у выставки «Именины детской книги», обязательно подчёркивается возраст книг)

Вам, ребята, очень повезло. Вы попали не только на Книжкины именины, но ещё и на литературные именины.

Сегодня мы отмечаем литературные именины Сергею Владимировичу Михалкову (ведущий показывает портрет взрослого С.В. Михалкова). В этом году 13 марта мы отмечаем его столетний юбилей. Он родился 13 марта 1913 года. Только представьте! 100 лет назад!

Существенным недостатком наших именин является отсутствие именинника, его уже нет в живых. Но зато у нас есть книги Михалкова, которые живы. Потому что книги Михалкова очень любят все читатели и читают с удовольствием.

Ведущий: Ребята, я думаю, Сергей Владимирович нас сейчас слышит и радуется, что мы отмечаем его день рождения. Давайте вместе его поздравим. Вместе, хором скажем ему: «С днём рождения, Сергей Владимирович!»

Ведущий и дети: (хором) С днём рождения, Сергей Владимирович!

Ведущий: На дни рождения дарят подарки. Лучшим подарком для Сергея Владимировича, я думаю, будет чтение его стихов. Кто знает стихотворения Сергее Михалкова?

Дети: (читают стихи С.В. Михалкова всем присутствующим)

Ведущий: Молодцы! Кто не знает «Дядю Стёпу»? «Дядю Стёпу» знают все! Потому что все в детстве, в детском саду его читали. А вы читали?

Дети: Да!

Ведущий: Сейчас проверим. Я буду читать отрывки из поэмы «Дядя Стёпа», а вы их должны продолжить. Будьте внимательны.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

Дети: (хором) . Каланча!

Ведущий: По фамилии.

Дети: (хором) . Степанов

Ведущий: И по имени.

Дети: (хором). Степан.

Ведущий: Из районных великанов

Дети: . великан.

Ведущий: Уважали дядю Стёпу

За такую высоту

Шёл с работы дядя Стёпа,

Дети: (хором) . за версту.

Ведущий: Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Дети: (хором) . сапоги.

Ведущий: Он разыскивал на рынке

Дети: (хором) . ботинки.

Ведущий: Он разыскивал штаны

Дети: (хором) . ширины.

Ведущий: Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Лай собаки поднимали:

Думали, что лезет.

Дети: (хором). вор.

Ведущий: Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа

Дети: (хором). табурет.

Ведущий: Молодцы! Вижу, что вы читали «Дядю Стёпу». А теперь для нашего именинника давайте споём песню, которая начинается словами «Пусть бегут неуклюже. «, которую мы всегда исполняем во время празднования дней рождения.

Ведущий и дети: (исполняют под фонограмму песни)

Ведущий: Сергей Владимирович Михалков любимый поэт и взрослых, и детей. И хотя он был взрослым человеком, но его стихи всегда были интересны детям. А всё потому, что у него был свой секрет: он жил в волшебной Стране. А какой вы узнаете из его стихотворения «Мой секрет» ( чтение стихотворения).

В той удивительной Стране,

Где я увидел свет.

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ,

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда с мной

Однажды с этою Страной

Держава детства далеко

«Хочу назад!» — сказать легко.

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

И, как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

Ведущий: Вы догадались, в какой стране он жил?

Дети: Детство.

Ведущий: Он умел возвращаться в своё детство, ощущать и чувствовать себя ребёнком. Поэтому его стихи так хорошо понимали дети.

Дети очень любили стихи С.В. Михалкова и писали ему письма о том, как им нравятся его стихи. Стихи у него получались на славу.) Я вам прочитаю такое письмо. Его написала дошкольница Наташа Зыкова очень давно. Вот послушайте: «Дорогой дедушка Сергей Михалков у меня есть ваши книжки служу советскому союзу быль для детей весёлые зайцы я очень люблю ваши книги мне 6 лет пишите ещё хорошие книги для нас Наташа Зыкова.» И нарисовала для любимого поэта рисунки (демонстрация детям письма). А знаете почему стихи Михалкова любят взрослые и читают своим детям? Потому что сами когда-то были детьми и любили читать его книги. А кто из вас хочет стать взрослым? Поднимите руки.

Дети: (поднимают руки)

Ведущий: А я хочу стать маленькой. Как вы думаете, у меня получится?

Дети: Нет!

Ведущий: А у меня получается. Я становлюсь маленькой, ощущаю себя снова в детстве. Знаете, как у меня это получается? Нет, я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки. Но стоит мне взять в руки любимую мною в детстве книжку Михалкова и прочитать любимые стихи, моё воображение переносит меня в детство. И мне кажется, что я маленькая. Такая как вы. Правда здорово?

Поэтом Сергей Владимирович стал не сразу. Сначала он был таким же ребёнком, как и вы. Посмотрите на этот портрет (ведущий показывает детям портрет маленького Серёжи Михалкова).Так же как и вы он любил в детстве играть в игрушки. Внимательно посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какая игрушка была у Серёжи в детстве любимой? Что он держит в руках?

Дети: Ружьё.

Ведущий: Уже взрослым С.В. Михалков написал стихотворение «Андрюшка» о своей любимой в детстве игрушке (ведущий читает стихотворение).

Читать еще:  Кто написал стих темная ночь
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector