0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем маяковский сравнивает написание стихов

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок 31. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского»

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о том, как видел Владимир Маяковский предназначение поэта и поэзии.

· Разберёмся, в чём заключалась основная цель Владимира Маяковского как поэта.

· Узнаем, с чем сравнивал Маяковский труд поэта.

Поэтесса Марина Цветаева говорила, что Маяковский намного обогнал своё время. Даже сейчас, практически век спустя, Владимир Маяковский во многом остаётся непонятым и непринятым поэтом. Его стихи обвиняли в грубости и небрежности. А злые языки говорили, что свою знаменитую лесенку поэт использовал для того, чтобы увеличить свой гонорар. Ведь стихи оплачивались издателями построчно. Есть и те, кто считает Владимира Маяковского не поэтом, а агитатором, которого прославил советский режим.

Верить в это – значит, не понимать новаторства поэзии Маяковского. Не видеть того, насколько его стихи соответствовали духу времени. Забыть о том, как тщательно работал поэт над каждой стихотворной строкой, образом, словом.

«Поэзияпроизводство. Труднейшее, сложнейшее, но производство». Так звучит один из главных выводов в статье Владимира Маяковского «Как делать стихи?»

Эту статью поэт написал в 1926 году.

Эта же мысль звучит в стихотворении «Разговор с финиспектором о поэзии».

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

«Разговор с финиспектором о поэзии» – это результат долгих размышлений Владимира Маяковского о роли поэта и поэзии, предназначении и сути творчества, о поэтическом труде.

Интересный факт. «Разговор с фининспектором о поэзии» – это не абстрактное рассуждение поэта о литературном труде. Дело в том, что в августе 1926 года Владимир Маяковский написал в Мосфинотдел заявление. В котором просил о снижении ставки подоходного налога и объяснял причину, по которой не подал декларацию о предполагаемых доходах.

Такую декларацию были обязаны подавать торговцы. Те, кто не работал на государственных предприятиях. И люди так называемых «свободных профессий»: литераторы, художники, артисты.

В этом заявлении в поэт писал: «… в сложном поэтическом производстве почти невозможно точно учесть производственные расходы и способ их определения. Для этой только начатой работы нужны целые научные труды».

Действительно, как исчислить и взвесить труд поэта? Оценить производственные расходы?

В вашей анкете

вопросов масса:

– Были выезды?

Или выездов нет? –

десяток пегасов

за последние

Можно высчитать сумму, затраченную на поездки. Выяснить, сколько стоил «пуд соли столовой», которую приходится съесть

драгоценное слово

из артезианских

людских глубин.

Но душевные силы посчитать невозможно!

с годами изнашиваешь.

Говорят:

Все меньше любится,

все меньше дерзается,

с разбега крушит.

страшнейшая из амортизаций –

амортизация

сердца и души.

Кроме того, поэту оскорбительна сама мысль о том, что государственная бюрократическая машина приравнивает поэтов к собственникам, имеющим лабазы и угодья. Поэзия – это тяжёлый труд, который «любому труду родствен».

Для чего же весь этот изматывающий труд, в результате которого поэт ещё и остаётся в долгу

не успел написать».

Поэт дарит бессмертие тому, о чём он написал. Но важно и то, что поэт

народа водитель

и одновременно –

народный слуга.

Маяковский не приемлет «чистого искусства». Его муза сродни некрасовской. Предназначение поэта Маяковский видел в служении человечеству.

рифма поэта –

Композиция стихотворения развивается последовательно. Лирический герой сначала извиняется перед фининспектором за беспокойство, потом объясняет суть поэтического труда. А заканчивается стихотворение саркастическим вызовом:

вам кажется,

что всего делов –

это пользоваться

чужими словесами,

«Разговор с фининспектором о поэзии» относят к гражданской лирике. Но в нём есть и сатирические элементы с критикой бюрократии, и философские размышления о сути творчества и предназначении поэта и поэзии.

Стихотворение было написано в мае 1926 года. Впервые издано уже в июне того же года отдельной книгой. Над оформлением работал знаменитый художник-авангардист Александр Родченко. А осенью того же года стихотворение появилось на страницах журнала «Новый мир».

Ещё одно знаменитое стихотворение, посвящённое теме поэта и поэзии, называется «Юбилейное». Владимир Маяковский создал его в 1924 году к 125-й годовщине дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

В стихотворении «Юбилейное» лирический герой ведёт себя как футурист – стаскивает Пушкина с пьедестала.

Удивляетесь, конечно?

Извините, дорогой.

Но футурист он уже повзрослевший, многое прочувствовавший, передумавший и испытавший. Пушкина тащит с пьедестала не для того, чтобы выбросить памятник поэту на задворки истории, а для того, чтобы поделиться наболевшим и сокровенным. Мыслями о поэзии. Как и «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное» написано в форме монолога, обращённого к безмолвному собеседнику.

В начале стихотворения можно увидеть, что поэт в завуалированной форме извиняется перед Пушкиным за тот манифест.

и от плакатов.

Поэт признаёт величие таланта Пушкина, но утверждает мысль о том, что каждая эпоха требует от поэта свои художественные средства. Так Пушкину в XX веке пришлось бы «бросить ямб картавый», потому что теперь «наши перья – штык», а «битвы революций посерьёзнее “Полтавы”».

России нужны таланты уровня Пушкина, утверждает Маяковский. Интересно, что таким талантом поэт признаёт себя и поэта-гражданина Николая Некрасова. Ещё одно важное заявление – это протест против «хрестоматийного глянца», уродующего истинный облик писателей и поэтов. Живых людей, ярких, тонких, со своими страстями и недостатками.

Читать еще:  Стих спасибо что ты есть другу

Финальные строки подчёркивают заявление поэта о том, что поэзия должна быть актуальной, живой, чувствующей пульс времени. Поэт заключает:

всяческую мертвечину!

всяческую жизнь!

Третье стихотворение, о котором мы будем говорить на нашем уроке, тоже построено в форме монолога-обращения. Называется оно «Сергею Есенину». Маяковский написал его после самоубийства Сергея Есенина. О том, что отношения двух великих поэтов были очень непростыми, давно известно. Поэты часто пытались уязвить друг друга.

Например, Маяковский о Есенине в стихотворении «Юбилейное» написал такие строки

мужиковствующих свора.

в перчатках лаечных.

Раз послушаешь.

но это ведь из хора!

Балалаечник!

А вот довольно специфическое признание таланта Владимира Маяковского Сергеем Есениным: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».

Лиля Юрьевна Брик писала об их взаимоотношениях так.

«При жизни Есенина Маяковский полемизировал с ним, но они знали друг другу цену. Не высказывали же своё хорошее отношение — из принципиальных соображений.

Есенин переносил своё признание на меня и при встречах называл меня “Беатрисочкой”, тем самым приравнивая Маяковского к Данте».

Стихотворение «Сергею Есенину» Маяковский назвал в статье «Как делать стихи?» «наиболее действенным из последних своих стихов». Маяковский откровенно признавался, что по-человечески ему было жаль поэта. Но такой финал жизни Сергея Есенина казался закономерным. Так, поэт не пытается скрыть или завуалировать тот факт, что Есенин в последние годы страдал от алкоголизма. Но при этом Маяковский спорит с утверждениями советских поэтов о том, что пьянство Есенина связано с отсутствием идейности, с тем, что погибший поэт не посвятил себя классовой борьбе.

Нельзя не заметить то негодование, которое у поэта вызывают бесконечные стихотворения памяти Есенина. По мнению Маяковского, бездарная и слащавая поэтическая чушь только оскорбляет память о великом поэте Сергее Есенине.

Встать бы здесь

гремящим скандалистом:

мямлить стих

Признавая талант Есенина, Маяковский негодует на поэта за то, что тот поддался слабости:

Вы в своём уме ли?

смертельный мел?!

загибать умели,

Маяковский очень остро отреагировал на предсмертное стихотворение Сергея Есенина. А именно на эти строки:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

«Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именностих, подведёт под петлю и револьвер», – писал Маяковский. «С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом», – утверждал поэт.

Борьба с романтическим ореолом, который окружает самоубийство в есенинском стихотворении, начинается с первых же строк. Маяковский создаёт прекрасную картину полёта души, освободившейся от земных тягот. И тут же это видение разрушается грубым, сниженным образом:

в звёзды врезываясь.

Ни тебе аванса,

Кроме того, душа поэта в звёзды «врезывается», что тоже разрушает видимость гармонии посмертия.

Есенинскому пессимизму Владимир Маяковский противопоставляет жизнеутверждающий оптимизм и готовность к борьбе. Призыв не сдаваться.

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

у грядущих дней.

В этой жизни

Сделать жизнь

значительно трудней.

В автобиографической книге «Я сам» Владимир Маяковский написал о себе: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».

Тест по биографии и творчеству В. Маяковского

Тест по биографии и творчеству В.В. Маяковского

Укажите годы жизни В.В. Маяковского.

А) 1891 – 1933; Б) 1895 – 1934; В) 1890 – 1931; Г) 1893 – 1930.

По словам Вс. Мейерхольда, грубость Маяковского была…

А) неизмеримо нежной; Б) беспредельно хрупкой;

В) абсолютно выдуманной; Г) осознанно жесткой.

Откуда родом был В.В. Маяковский?

А) из Армении; Б) из Абхазии; В) из Грузии; Г) из Молдавии.

Какой поэт при встрече с Маяковским сказал ему: «Да вы ж гениальный поэт»?

А) Д. Бурлюк; Б) В. Хлебников; В) А. Крученых; Г) Н. Асеев.

В поэме «Люблю» В. Маяковский заявляет, что на нем…

А) разуму места нет; Б) с ума сошла анатомия; В) бушует пламя страсти; Г) безумие пляшет.

К кому ревнует лирический герой поэмы «Люблю»?

А) к Шекспиру; Б) к Колумбу; В) к Наполеону; Г) к Копернику.

Сколько плакатов в ночь делал Маяковский, работая в «Окнах РОСТА»?

А) 50; Б) 60; В) 70; Г) 80.

Сколько дней провел вне Москвы Маяковский в 1927 году, посетив 40 городов?

А) 99; Б) 155; В) 181; Г) 247.

Какую поэму В. Маяковский написал в 1927 году?

А) Облако в штанах; Б) Хорошо!; В) Люблю; Г) Левый марш.

Из какого журнала был изъят фотопортрет, посвященный 20-летию творческой деятельности поэта?

А) Печать и революция; Б) Рабочая смена; В) Советский кинематограф; Г) Огонек.

Кто автор книги «О мастерстве Маяковского»?

А) Н. Богословский; Б) И. Андроников; В) З. Паперный; Г) С. Рассадин.

В какой статье В. Маяковский написал о процессе написания стихов?

А) Поэтическая мастерская; Б) Как делать стихи?;

В) Я пишу стихи; Г) Откуда берется вдохновение?.

С чем Маяковский сравнивает написание стихов?

А) с выплавкой золота; Б) с поиском ртути; В) с добычей радия; Г) с ковкой меди.

Какой авторский неологизм В. Маяковского вошел в русский язык?

А) сантиментальность; Б) прозаседавшиеся; В) сердцелюдый; Г) сонница.

Вставьте пропущенные слова в строки В. Маяковского: «Я хотел бы жить и умереть в …. если б не было такой земли – …..

Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – Г; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – Б; 15 – Париже, Москва.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
Читать еще:  Я леплю из пластилина пластилин нежней чем глина стихи

  • Ischanov Ruslan KanafiyevichНаписать 11337 02.01.2019

Номер материала: ДБ-337085

  • Литература
  • 9 класс
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    02.01.2019 214
    02.01.2019 1072
    02.01.2019 205
    02.01.2019 1814
    02.01.2019 1283
    02.01.2019 103
    02.01.2019 1024
    02.01.2019 725

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Об основных достоинствах стиха Маяковского

Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как «агитатора, горлана, главаря» общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения. Нас же в этой короткой беседе интересует хотя бы малая частица того, что он внес в советское стихосложение.

Прежде всего, он обостренно чутко, как только может поэт, вслушивался в то явление или тот факт, что подлежали освещению: если надо было воссоздать что-то из прошлого, значит, надо тщательно изучить исторические документы и факты, восстановить в памяти свои впечатления от прошлого, сопоставить с настоящим, использовать воспоминания очевидцев и, наконец, поэтически воссоздать обстановку прошлого, борьбу идей и взглядов.

В практике стихосложения он не отрицал длинных стихов: они полезны для эпических повествований, для торжественных выступлений и т. п. Признавал он и короткие стишки, пригодные для веселых каламбуров, для частушек, для едкой сатиры и других целей. Вы знаете, что для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Но в работе над любой темой, большой или самой маленькой, требования к себе у него были всегда самые высокие.

Итак, тема выбрана, материал подобран, намечен тип произведения, появляется забота о ритме. Чтобы ритм был свой, а не заимствованный откуда-то, автор упорно искал и строил его размер. По его словам, он делал это так: в начале работы создавал ритмический рисунок на одной строчке (для первого стиха), а потом по ее подобию — на четверостишии и, утвердившись в определенном ритме, продолжал работу над всей темой. Избранный размер (точнее сказать: им составленный) он записывал для себя, как ноты для пения. Складывая ритм, он даже мычал без слов, нащупывал размер, как это делал для ведущей строфы к стихотворению «Сергею Есенину» (об этом подробно рассказано в статье поэта «Как делать стихи»). Наконец за счет упорного кропотливого труда над размерами и содержанием строфа получилась такая:

Малые цезуры указали тот ритм, над которым работал поэт. Акцентные ударения расположились по убывающей волне: три, три, два и одно. Содержание получилось точным, ясным, не допускающим кривотолков по его смыслу и предельно скупым, а ритмика малыми цезурами утвердила определенность и ясность суждения. Недаром Маяковский заявлял: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха».

А рифма? Без нее он вообще не признавал стихов. Он настойчиво старался избегать банальных, затасканных рифм, даже обычные сочетания в пределах одной части речи (глагол с глаголом) его мало интересовали. Поэт старался рифмовать необычные сочетания, искал их. В приведенной выше строфе он подыскивал рифму к слову трезвость (в четвертом стихе). Первым появилось слово резвость — отличная рифма, а Маяковский ее пе принял — банальная. Поэт стал подыскивать другие: рез, резв, резерв, влез, врез, врезываясь. И обрадовался: счастливая рифма найдена! Посмотрим.

Врезываясь — трезвость (сочетание деепричастия с существительным) — рифма неточная и на неравных размерах: гипердактилическая и женская клаузулы, во втором слове применена к тому же усеченная рифма. А это то, что было нужно поэту, главное — убедительно. И звучит по-новому.

Что такое рифма? Точно в переводе с греческого это — соразмерность, согласованность. А в русском стихосложении принято такое определение: рифма — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчеркивающих ритм стиха.

«Сделав стих. надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.

Читать еще:  Стихи которые читает сам есенин

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.

Все-таки все читают стих Алексея Толстого:

читается как провинциальный разговорчик:

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строчку так, как делаю я:

При таком делении на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное (сгущенное — Г. С.) экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды» и т. д.

Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного, — подчеркивал Маяковский, — является концовка. Иногда весь стих переделаешь, чтобы была оправдана такая перестановка».

Так сам автор разъясняет основные приемы своего тонического стихосложения. Действительно, какими знаками препинания заменишь его цезуры хотя бы в таком катрене из поэмы «Хорошо!»:

Ритм каждого стиха (заметили, что Маяковский везде называл их строчками, так было принято тогда) определяют здесь три акцентных ударения, и все они расставлены по ступенькам, т. е. связаны с акцентными паузами. В результате сила стихов от этого только выиграла.

вы видите, как удачно в основу всей строфы положен слоговой ритм: четкий ямб.

Какими знаками препинания заменишь такие ступеньки?

Рассматривая такие примеры (а они типичны для творчества поэта), мы еще раз подчеркиваем, что в его акцентном стихосложении существует и слоговой ритм, близкий к классическому, и даже порой классический. Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест — все это встречается у поэта в том или ином виде сочетаний. Стихи его несут двойную ритмическую нагрузку — слоговую и акцентную, причем акцентная — главная, ведущая. Но забывайте, акцентная нагрузка может быть без пауз (только повышение голоса, подчеркивающая интонация), а чаще с паузой — цезурой, что усиливает экспрессию акцента. Все это вы встречали не раз в произведениях поэта.

В художественной манере Маяковского неожиданные, яркие сравнения, сопоставления, антитезы всегда обостряют, направляют наше внимание на то главное, что он хотел выделить. Особенно хороши в этом отношении поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос». В них что ни страница, то сравнение, сопоставление по сходству, по смежности фактов и явлений (в историческом или бытовом плане). Особенно резки в поэмах противопоставления, тут уж трудно обойтись без гипербол, литот, тут уж обязательно надо рубить ступенчатым акцентом, с паузами, ярко выраженными:

Да и другие средства художественного воздействия на мысли и чувства читателя и слушателя вы встретите в произведениях Маяковского: эпитеты, метафоры, олицетворения (особенно в сатире), аллитерации, ассонансы, звукоподражания и пр. Таков, например, апофеоз «стране-подростку» в финале поэмы «Хорошо!».

В поисках новых, революционных, бунтарских, зажигательно обличающих, чеканно-весомых и, наконец, величественно гордых слов и оборотов речи Маяковский шел трудным путем. В раннюю пору своего творчества он сближался с футуристами, их бунтарская закваска во взглядах, дерзаниях и поступках импонировала тогда его настроениям и замыслам. В моде было изобретать новые слова и обороты речи.

Жизнь вскоре показала, что большинство этих стараний и дерзаний перевернуть мир искусства, дать «пощечину общественному вкусу» (подразумевались, конечно, буржуазные вкусы) оказалось весьма недолговечным и кануло в Лету. Пролетарская революция, строительство нового строя, социалистического общества, новые отношения между людьми несли уже новые понятия и придавали новый смысл прежним словам.

Новые понятия и представления, зародившиеся в народной речи, стали ложиться в основу поэтических картин Маяковского. Он выступал против канцелярщины, бюрократизма, против цветистой, трескучей болтовни о коммунизме, против попыток перекрасить мещанский, обывательский норов под революционный быт, он разоблачал пороки, подвергал их убийственному осмеянию.

Недаром называл он себя «ассенизатором и водовозом» на Фронте поэзии.

Новые взгляды, новые мысли приносило людям новое время, а с ними и новые слова, новые термины и обороты речи. Принимая их, Маяковский начисто отметал явную шелуху модных кривляний, чутким ухом поэта улавливал в речевом гомоне своей эпохи то полезное, что привлекало его творческое внимание, и смело вносил в свои произведения. Появилось тогда много неологизмов, оправданных историей и жизнью, весьма удачных и необходимых в быту, да и в поэзии тех дней. Но не все неологизмы тех времен дошли до наших дней, и в том нет вины их авторов: если в свое время они были правомерны — значит, хорошо! Ну и пусть остаются иные в литературном наследстве как документы эпохи.

На этом разговор о тоническом стихосложении и о роли Маяковского в нем, конечно, не заканчивается. Пока что перед вами кое-что проясняется и горизонт ваших представлений о тоническом стихосложении расширяется, вы уже интересуетесь, каким богатством поэтических красок оно обладает и как, например, мастер поэзии Маяковский строит на этой почве прекрасные произведения искусства: «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос» и многие другие.

Как видите, мы в своих беседах приоткрыли дверь только в первый зал сказочного дворца поэзии. А за ним следуют еще и еще. Белый стих, вольный стих, свободный стих, стихотворение в прозе и ритмическая проза и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector