0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем наполняют мою душу стихи есенина

С. Есенин. Всю душу выплещу в слова

3 октября 1895 года на Рязанской земле родился младенец Сережа Есенин, а через 30 лет, 28 декабря 1925 года, известный русский поэт Сергей Есенин ушел «к неведомым пределам, душой бунтующей навеки присмирев».
Когда его попросили написать свою биографию, Сергей в конце короткого повествования написал: «Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах».
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою, —
И стихи его с беспощадной правдой рассказывают нам о сложной, запутанной и трагической жизни поэта. О том, когда
«…впервые с рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся
Всю душу выплещу в слова»
И о том, как его дед, узнав, что внук пишет стихи, с грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет –
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
И Сергей писал и про рожь, и про кобыл:
Посмотрим –
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла..

Да, жизнь Сергея вся в его стихах. К сожалению, жить ему выпало в тяжелое и сложное время, «в сплошном дыму, в развороченном бурей быте». Буря – это Октябрьская революция 1917 года, которую, что бы там не говорили, он принял с восторгом.

Приемлю все.
Как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю…

Однако, гражданская война, разруха, голод, тиф — все это не могло не вызвать у поэта сомнений и колебаний. «С того и мучаюсь, что не пойму куда несет нас рок событий». Может это непонимание и послужило одной из причин его периода кабацкой жизни.

Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был –
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб не страдая ни о ком,
Себя сгубить в угаре пьяном.

Но при всем при этом, его сочувствие новой власти несомненно:

Теперь, в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Да, попутчиком он был, и может даже «яростным», а вот участником, строителем новой жизни он так и не стал. Другая жизнь поглотила его, в кровь изранила чувствительную душу.

Как и в детстве, я отважный и гордый,
Только новью брызжет мой шаг.
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживет.

Да, Сергей действительно споткнулся о камень и камнем этим был алкоголь. И рана, которую нанес Сергею этот «камень», кровоточила всю жизнь и, в конце концов, унесла его в могилу.
Он старался догнать уходящую от него новую Русь, но так и не догнал.
Я человек не новый, что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Однако, революцию он воспел хорошо. Одна только его поэма «26 Бакинских комиссаров» чего стоит. А Ленин? Стихотворение «Капитан земли» — лучшее, что написано о Ленине в начале 20-х годов.

Еще никто не управлял планетой,
И никому не пелась песнь моя,
Но только он, с рукой воздетой,
Сказал, что мир – единая семья.

Правда революции становиться правдой поэта:
«Но Россия… Вот это глыба…Лишь бы только Советская власть. «

Но так получилось, что новая жизнь уходила от Сергея вперед, а он все «скользил и падал». Особенно он ощутил это отставание, когда в 1924 году посетил свой родной край, свою деревню. Он не узнал ее, настолько там все переменилось. Он почувствовал себя на своей родине иностранцем.

Ах, Родина, какой же я смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец,
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
………………………………………….
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Ему тогда тоже хотелось «задрав штаны, бежать за комсомолом», но кабацкая жизнь, с ее скандалами, женщинами, загулами, как наркотик не отпускала его. По этой причине не сложилась у Сергея и личная жизнь.
Он был женат и не единожды. О первой жене он не любил вспоминать, считал, что это было по молодости и по глупости.
Вторую жену он любил. Это была красивая артистка Зинаида Райх. Она, не выдержав распутной жизни Сергея, ушла от него к режиссеру Мейерхольду, забрав с собою сына Костю.

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.

Судьба Зинаиды Райх трагична. Муж ее, режиссер Мейерхольд, был арестован, а спустя 24 дня после ареста мужа, в ночь с 14 на 15 июля 1939 года она была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в ее московскую квартиру. На ее теле было 17 ножевых ран. Тайна смерти остается нераскрытой..

Конечно, женщины Есенина любили. Но одна любила его до самопожертвования, до самоотречения. Она была близким другом Сергея, помогала ему во всем, занималась его архивом, помогала издавать его произведения. Имя этой женщины Галина Бениславская. Она всю жизнь надеялась, что Сергей придет к ней и предложит руку и сердце. Она надеялась, когда ушла от него Зинаида Райх; надеялась, когда распался очередной брак Сергея с Надеждой Вольпиной-Есениной. Но Сергей неожиданно женится на Айседоре Дункан – знаменитой танцовщице, слава о которой гремела на всю Европу и Америку. Она с симпатией относилась к нашей революции, и в начале 20-х годов приехала в Россию, чтобы учить детей рабочих и крестьян искусству танца. И здесь, в Росси, судьба свела Есенина с ней. Ей было 45 лет, ему – 27.

Мучительно больно ревновала Галя Сергея к Дункан. Вскоре Дункан увозит Сергея за границу. Она хотела показать ему Европу и Америку, думала, что Есенин будет в восторге, Есенин же, наоборот, увидев «западный рай» возненавидел его.
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? – пишет он своему другу Сахарову. – Кроме фокстрота здесь ничего нет, здесь жрут и пьют и опять фокстрот… Вы не знаете Европы… Такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется».
Про Америку: «Вот где она, страна негодяев!»
Вскоре, после поездки в Европу и Америку, Есенин взволнованно скажет: «…я еще больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистам, как романтик в моих поэмах, — я близок им умом…»
«Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

В своих письмах из-за рубежа поэт размышляет о пагубном влиянии «господина доллара».
Есенин там задыхался. Устраивал частые скандалы Айседоре, чуть ли не дрался с русской эмиграцией, особенно в Париже.
Наконец, Дункан привезла Есенина обратно и, как и следовало ожидать, их брак распался. После этого Айседора прожила совсем недолго. 15 сентября 1927 года она села на поджидавший ее спортивный автомобиль и, улыбаясь, произнесла последние в своей легендарной жизни слова: «Прощайте, мои друзья! Я еду к славе!» Машина проехала всего несколько метров. Красный шарф с длинными концами съехал с плеча Айседоры и скользнул к заднему колесу. Вмотавшись в спицы, шарф дернул горло Дункан. В один миг крепкая ткань переломила шейный позвоночник и порвала сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.

После развода с Дункан, Есенин на короткое время возвращается к Гале Бениславской, но затем вдруг женится на внучке Льва Толстого – Софье. Гале Сергей пишет записку: «Милая Галя, ты мне очень дорога, как человек и как друг, но я тебя нисколько не люблю как женщину».
Они продолжали оставаться друзьями. Галя жила только ради Сергея, чтобы хоть изредка видеть его, слышать, знать, что он рядом. В ее дневнике обнаружили такую запись:
«Так любить, так беззаветно и безудержно любить. Да разве это бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было умереть – не колеблясь, а если бы при этом знать, что он, хотя бы ласково улыбнется, узнав про меня, смерть стала бы радостью».

Не узнал. После гибели Сергея, жизнь для Гали потеряла всякий смысл. Она пришла на могилу Сергея и покончила жизнь самоубийством – застрелилась. Могила ее рядом с могилой Сергея Есенина.

По официальной версии, Есенин повесился в Ленинградской гостинице «Англетер». Перед смертью своей кровью написал стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый, ты у меня в груди,
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Верил ли Сергей в Бога? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Мое мнение: Есенин потерял Бога и всю жизнь его искал.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

В одном из юношеских писем он писал своему задушевному другу Грише Панфилову: «Гриша, в настоящее время читаю Евангелие и нахожу в нем очень много для себя нового… Христос для меня совершенство»
Пройдет время, и он в январе 1918 года напишет «Инонию», где будут такие строки:
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.

Мне кажется, не выплюнул Сергей тело Христово. Не смог он, выросший в богомольной крестьянской семье, вот так легко расстаться с Богом,
Сестра Сергея Екатерина так рассказывала об одном эпизоде из жизни Сергея:
«Когда я вошла к Сергею, он лежал с закрытыми глазами и, не открывая глаз, спросил: «Кто?» Я ответила, тихо села на маленькую скамеечку у его ног.
— Екатерина, ты веришь в Бога? – спросил Сергей.
— Верю, — ответила я.
Сергей метался в кровати, стонал и вдруг сел, отбросив одеяло. Перед кроватью висело распятье. Подняв руки, Сергей стал молиться:
«Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне…»

А вот еще из воспоминаний переводчицы Айседоры Дункан Лолы Кинел о разговоре Есенина и Дункан.
Есенин: «Большевики запретили употреблять слово «Бог» в печати, ты знаешь?»
Дункан: «Но большевики правы. Нет Бога. Старо. Глупо»
Есенин: «Эх, Айседора! Ведь все от Бога. Поэзия и даже твои танцы».

Сегодня много спорят о причинах смерти Сергея Есенина. В том, что это было самоубийство, тогда, в 20-х годах, ни у кого сомнения не вызывало. И только в 90-х годах, в период злостного охаивания всего советского периода нашей истории, вспомнили и про гибель Есенина.
И тут началось! Версии убийства поэта возникали, словно грибы после дождя. Вывод был один: убили Есенина все те же кровожадные чекисты. Сначала были статьи, затем появились книги, где доказывалось о, якобы, насильственной смерти поэта.
Из всех этих противоречивых версий необходимо было выбрать какую-то одну и тем самым поставить точку в этом споре.

Читать еще:  Какой автор стихов о чародейке зиме

И вот тогда в дело вмешался Институт Мировой литературы.
Привожу фрагмент статьи журналиста Елены Шапошниковой «Есенин: роман со смертью», опубликованной в газете «Труд» от 26 декабря 2006 года.

«По настоянию председателя Есенинского комитета профессора Юрия Прокушева была образована специальная комиссия. В нее вошли литературоведы, криминалисты, следователи, почерковеды, потомки поэта и, конечно же, авторы версий.
Из архивов и музеев страны были извлечены подлинные негативы посмертных фотографий, а из Пушкинского дома в Санкт-Петербурге посмертная маска поэта. Восстановлены протокол о смерти и судебно-медицинский акт, записи допросов свидетелей, дневники очевидцев.
Во избежание неточности каждый предмет и документ изучали сразу несколько ведущих в своей области специалистов. Эксперты восстановили фрагменты комнаты гостинцы «Англетер». А после… на себе ставили опыты. Даже резали запястья, чтобы собственной кровью написать прощальное «До свиданья, друг мой, до свиданья».
Поскольку одна из версий утверждала, что, «Послание другу» написано не Есениным, а его убийцами. Экспертиза доказала: кровь и почерк на прощальном стихотворении принадлежит Сергею Есенину. Более того – оно написано в состоянии алкогольного опьянения.
Исследования продолжались шесть лет. Результаты этого титанического труда, собранные в сборнике «Смерть Сергея Есенина. Документы, факты, версии», были опубликованы в 1996 году.
Вердикт экспертов: произошло самоубийство. В прессе это событие практически не освещалось».

Казалось бы, точка поставлена. Какие еще нужны доказательства самоубийства Есенина? Ан, нет. Разоблачительный зуд не прекратился и после вывода этой авторитетной и профессиональной комиссии.

Сергей был болен, серьезно болен, и причина болезни — алкоголь. Ответ на вопрос кто или что убило Есенина, можно найти в его же стихах. Он сам не скрывал, что был болен:

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами, как крылами птица.
Ей на шее маячить больше невмочь.
Черный человек, черный, черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек спать мне не дает всю ночь…

Психика Сергея была явно не в порядке, и об этом говорят его последние стихи:
Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит,
Словно синие листья червь.

Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица,
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца…

Сергей как бы смирился с тем, что носит в своем теле «Тихий свет и покой мертвеца». А в стихотворении «Цветы» он уже открыто признает, что с его душой «стряслась беда».
Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую, приемлю.

Весенний вечер. Синий час.
Ну как же не любить мне вас,
Как не любить мне вас, цветы?
Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми левкой и резеда.

Сергея Есенина нашли повешенном на трубе, которая проходила под потолком, 28 декабря 1925 года после 10 часов 30 минут утра. Врач определил, что смерть последовала за 6-7 часов до обнаружения трупа.

«Мы потеряли великого русского поэта», — скажет потрясенный смертью Есенина Максим Горький.

Цветите юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Сергей Есенин

Мое любимое стихотворение Сергея Есенина

В сочинении на тему «Мое любимое стихотворение Сергея Есенина», написанном специально для читателей Литероведа, автор расскажет об одном из самых известных произведений поэта – стихотворении «Письмо матери».

Имя русского поэта Сергея Есенина знакомо и детям, и взрослым. Он уверенно входит в нашу жизнь стихотворениями о белой березе, принакрывшейся снегом; красавице-черемухе, распустившей свои ветки с цветами-сережками весенней порой; о родных рязанских просторах, от которых веет особой широтой и свободой. Потом за этими легкими, красивыми, понятыми произведениями появляются уже другие, более глубокие, философские. Они заставляют задуматься, чаще перечитывать, размышлять, спорить с поэтом, восхищаться, страдать. Читая его стихи, каждый из нас представляет своего Сергея Есенина. Для меня это молодой, обаятельный человек, иногда хулиган, иногда очень глубокий и серьезный. У каждого из нас в сердце свой образ поэта, у каждого из нас в голове звучат любимые есенинские строчки.

Я не могу представить творчество Сергея Есенина без трогательного «Письма матери». Это одно из самых любимых мною стихотворений поэта. Почему самое любимое? Наверное, потому, что мама — для каждого человека самый родной человек. Как бы далеко мы ни уезжали от нее, как бы ни складывались у нас отношения с ней, в самые трудные минуты жизни мы вспоминаем именно о матери и ищем у нее помощи, защиты от жизненных вьюг.

Читая любое литературное произведение, мне, как любознательному читателю, интересно заглянуть в творческую лабораторию автора, узнать, что он чувствовал, о чем размышлял во время написания своего шедевра, что его вдохновило на его создание, какие отношение у него были с адресатом произведения. Эти же вопросы я задавала себе, читая стихотворение «Письмо матери».

Отношения с матерью у Сергея Есенина были непростые. Татьяна Федоровна Есенина (в девичестве Титова) выросла в работящей, зажиточной семье, где мужики были умелыми, ухватистыми хозяевами, отец – знатный лошадник и корабельщик. Однако к тому времени, как дочь заневестилась, Федор Титов разорился и дать за своей любимицей достаточное приданое не мог, а отец поэта — Сашка Есенин, по прозвищу Монах — брал девушку в жены за ее красоту, по любви. Однако отношения между супругами складывались не совсем гладко. Молодой муж был человеком неприспособленным, непрактичным, тихим, мягким и романтичным, совершенно не таким, какими были все мужчины в семье Титовых. Свекровь чувствовала, что невестка равнодушна к ее сыну и попрекала молодую, а муж не спешил заступаться за нее, не смея перечить матери. Все это привело к тому, что мать поэта отдала малолетнего сына в дом своих родителей и уехала на заработки в Рязань. Пять лет она, неграмотная, не имеющая паспорта и специальности, жила и работала в городе. Эти факты ее биографии для меня говорят о решительном характере Татьяны Федоровны, целеустремленности, стойкости и внутренней силе. Не каждая женщина, тем более деревенская, может бросить такой вызов судьбе. Думаю, что бунтарский дух, умение противостоять ударам судьбы унаследовано поэтом от матери. Там, в Рязани, она родила еще одного сына, однако вынуждена была отдать его, незаконнорожденного ребенка, на воспитание. Мальчика назвали Сашей, дали фамилию воспитательницы Екатерины Разгуляевой. О сводном брате поэт узнал только в двадцатилетнем возрасте и, наверное, с тех пор и начал ревновать мать к «ее сыну». Но со временем отношения с Татьяной Федоровной наладились. Поэт помогал родителям: взял опеку над сестрами, перевез их в Москву, высылал деньги на строительство новой избы вместо той, которая сгорела во время страшного пожара в 1922 году.

Стихотворение «Письмо матери» написано, по словам Галины Бенеславской, одной из близких знакомых поэта, в 1924 году в форме поэтического послания самому родному человеку. Поэт адресует свое произведение Татьяне Федоровне и разговаривает с ней о прошлом, настоящем и будущем. Для меня это стихотворение – самое искреннее и нежное признание в любви, сказанное поэтом простыми, понятными словами.

Это произведение трогает меня своей особой нежностью, чуткостью по отношению к матери. Строки стихотворения наполнены такой пронзительной глубиной и сердечностью, что воспринимаются вовсе не литературным произведением, а очень личным письмом. В нем, действительно, столько нежности, что она, подобно реке, льется нескончаемым потоком. Читаешь «Письмо матери» и чувствуешь, насколько поэт любит свою «старушку», именно так он называет ее в своем «Письме матери», хотя на момент написания произведения Татьяне Федоровне было только сорок девять лет, и на старушку она явно не походила. Когда Сергея Есенина однажды спросили, почему он так состарил мать, поэт ответил, что это не портрет, а всего лишь образ, создавая который он представлял свою бабушку, кроткую и богомольную старушку.

Лирическая героиня, как и всякая любящая мать, переживает за блудного сына, о котором, видимо, до нее доходят не совсем приятные вести. Она знает и о кабацких драках, и о погубленной жизни, поэтому часто выходит на дорогу, чтобы посмотреть, не появится ли сын на дороге, не приедет ли домой проведать ее. Одни и те же страшные мысли терзают сердце женщины: она боится, что ее кровиночку убьют во время очередной драки в каком-либо кабаке. Но поэт, как любящий сын, успокаивает родного человека, убеждает мать в том, что он не такой «горький пропойца», чтобы умереть, не увидевшись с ней. Он пишет, что остался таким же нежным и любящим сыном и мечтает вернуться в деревню, в низенькую избушку, хоть на какое-то время, чтобы избавиться от мятежной тоски, поселившейся в его душе. Он словно признается, что не все в его жизни случилось так, как хотелось и мечталось, как виделось в юности, и говорит о том, что к старому, прошлому нет возврата, оно давно осталось где-то за спиной. Поэт искренне надеется, что встреча с матерью, возвращение в родной дом излечат его от дурных мыслей, помогут забыть об ошибках прошлого. В одной только ней, доброй старушке, поэт видит «помощь и отраду», а также «несказанный свет», который способен осветить дорогу заблудшей душе. Ведь никто, кроме матери, не способен принять блудного сына таким, какой он есть на самом деле. Ни женщины, ни друзья не способны оставить такой глубокий след в жизни, не могут так понять, как мать.

В этом стихотворении я вижу вывернутую наизнанку душу Сергея Есенина. И поэтому каждый раз во время чтения в голову приходит отчетливое понимание того, что поэт может глубоко и сильно чувствовать, что он вовсе не такой уж и хулиган, а все его поведение – это всего лишь попытка замаскировать боль от нереализованных желаний, от недостигнутых целей, от упущенных по разным причинам возможностей. Стихотворными строчками поэт словно обнимает свою родную старушку, к которой не смог приехать, утешает ее, просит прощения. О его любви к матери говорят и обращения поэта: старушка, родная.

Читать еще:  Стихи про маму от которых хочется плакать на день рождения

Кроме этого, в произведении я увидела рязанского поэта чутким, отзывчивым, любящим человеком, который искренне желает родному родительскому очагу процветания и долголетия. Он хочет, чтобы еще много-много лет над родительским низеньким домиком струился «вечерний несказанный свет».

Читая мое любимое стихотворение Сергея Есенина, я представляю свою маму, уже немолодую женщину, добрую, любящую, отзывчивую, готовую всегда помочь и поддержать, отдать последнюю крошку или последний рубль своим детям. Только в ее материнских объятиях, как и великий поэт, я нахожу ответы на все волнующие меня вопросы, душевное успокоение и теплую, тихую радость. Читая стихотворение, я становлюсь духовно богаче и мудрее. Такие стихи заставляют помнить, что мать – единственный человек на свете, который готов на все ради своего ребенка, поэтому нужно к ней относиться с уважением и любовью.

Стихотворение заставляет задуматься о многом. Например, о нашем отношении к матерям: не заставляем ли мы их излишне волноваться, переживать за нас, часто ли навещаем, просим ли прощения тогда, когда словом или делом обижаем их, раним их любящие сердца. Честно ответив на эти вопросы, мы чаще всего испытываем стыд, потому что мы тоже, как и поэт, очень часто доставляем своим матерям большие хлопоты, забываем звонить или писать, обижаем резким словом или недостойным поведением, заставляем ждать нас. Все это прибавляет им морщинок и седых волос. Поэтому я и перечитываю чаще мое любимое стихотворение, которое напоминает, что матери заслуживают только самого лучшего отношения. Оно избавляет от мучительных уколов совести.

17 проникновенных и душевных высказываний великолепного Сергея Есенина

Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи — «ожившим лампадным маслом».

Но «лапти да петушки-гребешки» недолго занимали поэта. Да и ангельского в нем осталось немного: он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, запросто мог и прикурить от лампадки.

Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку.

Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать.

  1. Любовь – это купание, нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду. Если будешь слоняться вдоль берега по колено в воде, то тебя только обрызгает брызгами и ты будешь мерзнуть и злиться.
  2. Кто любил, уж тот любить не может,
    Кто сгорел, того не подожжёшь.
  3. Если раньше мне били в морду,
    То теперь вся в крови душа.
  4. По — смешному я сердцем влип,
    Я по-глупому мысли занял…
  5. Никогда я не был на Босфоре,
    Ты меня не спрашивай о нем.
    Я в твоих глаза увидел море,
    Полыхающее голубым огнём.
  6. Совершенно лишняя штука эта душа. С грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки.
  7. Жить нужно легче, жить нужно проще,
    Все принимая, что есть на свете.
  8. Да, мне нравилась девушка в белом,
    Но теперь я люблю в голубом.
  9. Если тронуть страсти в человеке,
    То, конечно, правды не найдешь.
  10. Коль гореть, так уж гореть сгорая.
  11. Я сердцем никогда не лгу.
  12. Что не могли в словах сказать уста,
    Пусть пулями расскажут пистолеты.
  13. Поэт должен думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.
  14. Жизнь — обман с чарующей тоскою.
  15. Если душу вылюбить до дна,
    Сердце станет глыбой золотою.
  16. От любви не требуют поруки.
  17. Если б не было ада и рая,
    Их бы выдумал сам человек.

Поделитесь этим постом с друзьями

Чем наполняют мою душу стихи есенина

Я читаю твой стих… а в душе теплота,
Мой далёкий… но самый мой близкий…
И сжимавшая сердце тоской мерзлота
Отпускает… и хочется жизни…

И так хочется снова увидеть рассвет…
И как звёзды за окнами гаснут…
И прожить еще сотни счастливейших лет…
И сказать тебе тёплое «здравствуй…»

И за завтраком просто болтать ни о чем,
От улыбок и солнышка жмурясь…
Пить жасминовый чай с отражённым лучом,
Меж глоточками сладко целуясь…
… показать весь текст …

«Ты самый лучший! — я вчера сказала…
Ты самый нежный… Самый дорогой…»
Но только я тогда еще не знала,
Что ты — единственный. из всех… Любимый мой!

И нет на свете ближе и дороже!
И в целом мире глаз роднее нет…
Мы друг без друга жить теперь не сможем!
Люблю. — Люблю! — ты эхом мне в ответ…

Ты мой единственный… Теперь я точно знаю…
Я так люблю, что хочется кричать
О том, о чем так долго мы молчали…
О той любви, что нас свела опять…
… показать весь текст …

Эта нежность… на кончиках пальцев — безумство Вселенной…
Закрываю глаза — и качается небо над нами…
Мне не страшно с тобою взлетать над восторженной бездной…
Мне не страшно упасть — ты меня обнимаешь крылами…

Эта нежность… тягучим ликером вливается в душу…
И заходится сердце от трепетных ласк в одночасье…
«Каждым вздохом с тобой», — я обет свой вовек не нарушу…
Только дай мне испить эту нежность по имени Счастье…

Эта нежность в касании губ — шелком лилий по коже…
Танец двух мотыльков… в поднебесье… меж адом и раем…
«Я люблю тебя, слышишь, родная…» — «Я тоже… я тоже… —
Умоляю. ещё. пусть весь мир подождет.
… показать весь текст …

Господи. Храни его от бед.
Дай ему и мудрости, и силы…
Пусть теплом касается рассвет
Губ его, таких желанно-милых…

Дай ему терпенья всё пройти…
Не упасть… и не остановиться…
Звездочкой в ночи ему свети.
Солнышком согрей его ресницы.

Пусть холодный леденящий дождь
Зде’сь прольется, на мои’ ладони…
Пусть души его не ранит ложь…
И печаль морщинки не затронет…
… показать весь текст …

Белый снег… белый шёлк белых роз…
Невесомое… тихое счастье…
И снежинка в кудряшках волос…
И тепло твоих губ на запястье…

Постоим ещё капельку… да.
Этот вечер — хрустальный, как чудо.
Ой, смотри — на ладошке звезда…
Значит, вправду, счастливою буду.

Значит, больше не будет тревог —
В Новый Год всё случается, правда.
Среди тысячи новых дорог
Мы пойдем по ступенькам из радуг…
… показать весь текст …

Струилось небо бархатом тепла.

Шёлк белых роз на белых простынях…
И нежность рук — хрустальные касанья…
И блики звёзд в ласкающих огнях…
И терпкий вкус безумного желанья…

Закрыв глаза, припомню каждый миг…
И каждый вздох, горячий, словно пламя…
И тихий шёпот, сорванный на крик…
Восторг… и предвкушенье ожиданья…

Струилось небо бархатом тепла,
Сквозь пальцы пропуская нотки дрожи…
Ты знаешь, как я эту ночь ждала…
Как ты мне с каждой звёздочкой дороже…
… показать весь текст …

Я чужая… на всех твоих «праздниках жизни»…
Слишком долог был путь мой из бездны к тебе…
Вновь рыдает душа запоздалою тризной…
Оставляя ожоги на грешной судьбе…

Я чужая… среди всех друзей и знакомых…
Не прогнать эти мысли… и жить с ними — боль…
Жалкой брошенной кошкой скучаю по дому…
И никак не вживусь в отведённую роль…

Я чужая… в звонках, да и в письмах, наверно…
Грусть слезинкой дождя снова не ко двору…
Я со школы… как глупо… привыкла быть первой…
Только жизнь — не всегда солнца луч поутру…
… показать весь текст …

Коктейль желаний пригубив слегка,
Я пью твое дыханье, чуть дыша…
И нежности волнующей рука
Ласкает бархат кожи, не спеша…

Закрыв глаза, лечу с тобой туда,
Где звездным шелком выткан небосвод,
Где месяц у зеркального пруда
Златою нитью наше счастье шьет…

Любимый! я с тобой, рука в руке,
И трепет поцелуев на губах…
Разлука дымкой растворится вдалеке,
В небесных бирюзовых кружевах.
… показать весь текст …

Мама, мамочка… ах, что ж ты жить не научила…
где спросить теперь, что’ делала не так…
больно бьюсь о жизнь синицею бескрылой…
снова меркнет солнце… снова липкий мрак…

Мама, мамочка… ах, как, родная, не хватает
теплых слов твоих: «все будет хорошо…»
мне нельзя быть слабой… надо, чтоб из стали…
или жизнь тебя, как щепку… — в порошок…

Мама, мамочка… ах, где, скажи, найти покоя
в кровь израненной, измученной душе…
так хотелось журавля поймать рукою…
глядь — а счастье… растворилось в мираже…
… показать весь текст …

Я знала — ночи будет мало,
Чтобы испить твою всю нежность,
Лаская чувствами безбрежность,
Разлук отбросив покрывало…

Шептать «Люблю…» на полувздохе
И улетать до неба к Счастью,
Восторгом сердце рвать на части,
Вплетая восхищенье в строки…

Качаться на волнах Вселенной
И замирать от сладкой дрожи…
Как лепестками губ по коже,
Скользить безумством ласк по венам…
… показать весь текст …

Вечер серебряный ласково-ласково
Звездочкой смотрит в окно…
Тени на шторах причудливой сказкою
Сладко уснули давно…

Тоненькой скрипочкой, нежным кузнечиком,
Песенку сердце поет…
Каждое слово в ней, словно бубенчики —
Милое счастье моё…

Носиком к носику… трепетно-трепетно —
Дышится, словно в Раю…
Ах, как целуют волнительно-бережно
Губки ладошку мою…
… показать весь текст …

Котёнком к сердечку прижмусь крепко-крепко, Мурлыкну на ушко — «Люблю…» И капелькой мёда волнующе-терпкой Стеку на ладошку твою… Ты слышишь, мелодия нежная льется? То Счастьем играет душа… По ниточкам золота — лучикам солнца Танцует Любовь не спеша… Твои поцелуи, как бусинки ласки, По плечику нежно скользят… Восторгом и негой сливается в сказку Рассвета пьянящего взгляд… Губами к губам — наслажденье до дрожи, Касания пальцев шальных… Мы больше прожить друг без друга не сможем — Нам Небо — одно на двоих… Измята простынки святая безгрешность, Мерцающий трепет ночей… Счастливым котёнком мурлыкает Нежность На тёплой ладошке твоей…

Я так люблю твой голос в трубке слушать!

Я так люблю… твой голос в трубке слушать!
Тебе достаточно лишь имя прошептать,
Чтоб, словно бархатом, укрыл он мою душу,
Чтоб мне в ответ тебе хотелось прокричать:
Люблю! Люблю! Люблю! Как рада тебя слышать!
Как хочется в объятия твои…
Я чувствую, как трепетно ты дышишь…
Не бойся, я твоя! Ты свет моей любви!
Ты мне сказал — как далеко ты, но так близко…
Я знаю — ведь душа моя в тебе!
И та любовь, что загорелась в сердце искрой,
Звездою вечной поведет нас по судьбе…
Молчи, любимый… Я и так все знаю…
Как ты скучал… как хочешь моих рук…
… показать весь текст …

нас тянет к тем кто нашу душу обнимает

Две судьбы, как две ниточки Счастья
Узелками навечно сплелись…
Словно Неба святого причастье,
Ты вдыхаешь тепло в мою жизнь…
Две судьбы, как две ниточки боли —
Слезы-бусинки чувствуют грусть…
Если плохо тебе — я с тобою,
До ресничек ладошкой коснусь…
Убаюкаю ласковым словом,
Всё сердечко до капли отдам…
Выпью боль, чтоб ослабить оковы —
Снова в жизнь поплывем по волнам…
Две судьбы, как две ниточки пульса —
Бьются трепетно в сердце одном…
… показать весь текст …

Читать еще:  Откуда стихи

Не грусти.

Не грусти… просто хмурая осень
Наливает печаль до краев…
Тополь листья последние сбросил,
Грустно глянув в окошко твое…

Не грусти… ничего не случилось…
Просто чуть холоднее рассвет…
И небес ледяная унылость
Сыплет наземь тоску прошлых лет…

Не грусти… в этом мире всё тленно —
Только вечны любовь и покой…
Выпьет ночь твою боль непременно…
И укроет янтарной листвой…
… показать весь текст …

Я стою на краешке звездного неба,
Я смотрю в никуда… я грущу ни о чем…
То ли был ты со мной… то ли не был…
То ли я умерла… то ли ты ни при чем…

Протяни мне ладонь! Не дай мне сорваться!
Удержи на краю, у последней черты!
Не позволь мне с небом любимым расстаться!
Как мы счастливы были здесь! Я и ты.

Как хотелось друг другу дарить свою нежность,
И слова о любви говорить невпопад,
И любить до утра, окунаясь в безбрежность…
Только в прошлый февраль не вернуться назад…
… показать весь текст …

Я приеду к тебе… новогодней хрустальною ночью…

Нежной робкой снегурочкой тихо к ладоням прижмусь…

И скажу, чуть дыша: «знаешь… как я соскучилась… очень…»
И весь мир остановится… пусть подождёт чуть-чуть… пусть…

Всё сильнее объятья… и всё невозможней дыханье —
Так не хочется нежность нечаянно нашу спугнуть…
В эту лунную ночь исполнимы любые желанья…
И под силу любой, даже самый заснеженный, путь…

Опустевший перрон… только ты, только я, только звёзды
Драгоценным подарком рассыпались прямо у ног…
… показать весь текст …

Целую Небо — в нём твоё дыханье,
И нежный шёпот в радугах зарниц…
Рассветным облачком очарованья
Касаюсь трепетно твоих ресниц…
Целую Солнце — в нём тепло родное,
Твоих ладоней невесомый свет…
Они в любую стужу успокоят,
Их в целом мире мне дороже нет…
Целую Звёзды — искорки от счастья,
В глазах твоих сиянием любви…
Они браслетиком мне на запястье
Янтарными созвездьями легли…
Целую Крылья — пёрышки желанья,
В них нашей сказки трепетный полёт…
… показать весь текст …

Я тебя вспоминаю, любимый,
Я безумно тоскую по ласкам!
Ангел нежный, любовью хранимый,
Превративший судьбу мою в сказку.

Я тебя вспоминаю, родной мой,
Перезвоном дождинок по стеклам.
Безмятежным теплом и покоем,
Ты укрыл, чтоб душа не промокла.

Я тебя вспоминаю, мой милый,
Блеском звездочек над куполами.
Наполняешь Любовь нашу силой,
… показать весь текст …

Я буду твоей Звездой,
Далекой, маленькой, нежной,
Я буду идти с тобой
По жизни твоей безбрежной.

Я буду светить в окно,
Когда на душе тревога.
Когда во всем мире темно —
Я укажу дорогу.

Согрею тебя в холода,
В жару одарю прохладой…
Я буду с тобой всегда,
Не спорь, я знаю — так надо!
… показать весь текст …

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » (С.А. Есенин)

Сергей Александрович Есенин — мастер лирической поэзии. В его стихотворениях поднимаются различные жизненные темы: счастье, любовь, природа, Родина, революция. Одним из неординарных, мелодичных произведений поэта является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию анализ этого произведения. Разбор осуществлён по плану — в нём представлены история создания произведения, жанр, особенности и композиция, а также главные темы и идеи.

История создания

Восточная культура производила огромное впечатление на Есенина: народные инструменты, женская красота, лирика — всё это влекло поэта. Автор грезил побывать в Персии, но ему не удалось осуществить свою мечту. Но в 1924 — 1925 годах поэт побывал на Кавказе. Так на свет родился его сборник «Персидские мотивы».

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » было написано на Кавказе в 1924 году. Кто же эта загадочная девушка, которую упоминает поэт в своём произведении? Долгое время существовала версия, что это всего лишь вымышленный образ, созданный Есениным. Но исследователь творчества знаменитого поэта В. Белоусов смог разгадать эту тайну. Будучи на Кавказе, в городе Батуми, Есенин повстречался с молодой армянской школьной учительницей Шаганэ Тальян. Они понравились друг другу. Поэт подарил девушке подписанный сборник своих стихов, а она дала ему на память своё фото. После отъезда Есенина они больше не общались. В 1958 году В. Белоусов смог разыскать эту девушку, и она выслала ему автобиографию и воспоминания о Есенине.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — элегия. Произведение пропитано романтикой, лирическими, философскими размышлениями. Кроме того, повествование ведётся от первого лица. В строках читаются душевные переживания поэта.

Направление произведения Есенина — имажинизм, присущий поэтам Серебряного века. Главную роль в данном направлении играет образ, переданный с помощью слов-метафор.

Размер стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — трёхстопный анапест. В произведении присутствует параллельная и кольцевая рифмовка. Идёт чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » имеет кольцевую композицию. Оно состоит из пяти пятистиший. В каждом из них идёт повторение ключевых строк, которые будто бы обрамляют строфы, тем самым создаётся глубина всего произведения.

Данное стихотворение можно разделить на две смысловые части:

  1. В первой части лирический герой адресует слова любви и нежности к Шаганэ, рассказывает о родной стороне. Идёт противопоставление России и Востока.
  2. Во второй части произведения прослеживаются грустные мотивы: воспоминания о былом, о Родине, о прекрасной девушке, которая ждёт его на русской земле.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — это сам автор. В произведении представлены образы. Главенствующую позицию занимает образ армянской девушки Шаганэ. Поэт относится к ней как к близкому другу, доверяя ему сокровенные мысли — он скучает по русской девушке, которая, вероятно, думает о нём там, на севере России. Возможно, Шаганэ ему симпатична ещё и потому, что она очень похожа на его любимую.

В стихотворении есть и образ Родины. Поэт дорожит местами, где прошло его детство и юность. Лирический герой отчётливо помнит живописные рязанские поля, о которых готов говорить с Шаганэ, ему важно донести до неё свои чувства к родной земле. Его переполняют эмоции. Русская природа для Есенина является великой ценностью. Несмотря на красоты Шираза, он не может жить без «рязанских раздолий». На Родине для него всё имеет больший смысл, даже луна для него в России «огромней в сто раз». Поэт сравнивает свои волосы с рожью, это означает, что он глубоко сроднился с русской землёй.

В данном произведении очень важно также определить символы. Есенин в своём стихотворении сравнивает широкую русскую душу с необъятным полем — символом свободы. Его светлые русые локоны тоже выступают символом Родины, полей, где колосится рожь. Девушка, которая осталась в России — это символ любви, а также символ Родины, по которой тоскует автор.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » представлена в списке:

  1. Любовь к Родине, наполняющая душу, тоска по русской земле — главная тема данного стихотворения. Лирический герой готов делиться своей любовью к России с Шаганэ, которая никогда там не была. Поэт стремится «излить душу», высказать своё счастье и боль, чтобы восточная девушка смогла понять его мир, его жизнь и настроение.
  2. Тема любви к девушке. Есенин, видя Шаганэ, называет её «моя», но лишь потому, что воспоминания о его возлюбленной, находящейся далеко, бередят его сердце: восточная девушка напоминает ему его любимую. Лирический герой надеется, что рязанская девушка о нём вспоминает. Он просит, чтобы Шаганэ не будила в нём память о прошлом, иначе ему будет ещё больнее и тоскливее.
  3. Тема природы. Есенин воспевает красоту природы — поля, «волнистую рожь», луну в небе, указывая читателям на прекрасное, заключающееся в простом, чистом и настоящем пейзаже.
  4. Интерес к Востоку. Несмотря на то, что лирический герой тоскует по родной стране, он оказывается на Востоке, чтобы увидеть другую жизнь, такую не похожую на привычную. Его притягивает новое, он рад увидеть чудесную красоту далёких мест, уважает чужие традиции, чтит восточную женскую красоту.

Проблематика произведения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » не менее интересна:

  1. Грусть по Родине. Автор заключает в своём стихотворении мысль о том, что, находясь далеко от дома, сердце находится не на месте. Как бы ни было хорошо в чужих краях, в родном месте всегда привольнее и краше. Тем не менее, он старается не вспоминать прошлое в деталях, чтобы сильно не тревожить душу.
  2. Расставание с любимой. Лирический герой, несмотря на бережное и тёплое чувство к Шаганэ, понимает, что ему милее девушка, которая сейчас не с ним. Он напрямую говорит армянке о том, что она «страшно похожа» на русскую девушку.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » — показать ощущения самого поэта, его любовь и боль, возвышенные чувства к Родине. Кроме того, автор стремится донести до читателя свой восторг от того, что встретил прелестную Шаганэ, которая внимательно слушает его искреннюю речь. Он видит в ней образ своей возлюбленной рязанской девушки, поэтому он так тепло относится к Шаганэ.

Помимо этого, Есенин говорит не только с армянской красавицей, но и со всеми ценителями его творчества, со всеми читателями, и доносит до них своё видение мира, Родины и любви. В этом заключается смысл стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ. »

Средства выразительности

Есенин весьма красноречив, в его стихотворениях всегда присутствует мелодичность, жизнь и настроение. Произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » тоже не исключение. Автор использует такие средства выразительности:

  • Есенин использует эпитеты, чтобы читатель смог увидеть все образы глазами поэта: «про волнистую рожь при луне», «красив Шираз».
  • Стихотворение также богато прекрасными метафорами: «я готов рассказать тебе поле», «не буди только память во мне», «эти волосы взял я у ржи».

Важно отметить, что поэт намеренно повторяет некоторые строки: «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я готов рассказать тебе поле», «Потому, что я с севера, что ли». Это говорит о том, что его сердце не может молчать. Из души льётся то, о чём он думает, что чувствует в этот миг. Эти строки придают силу стихотворению, глубокий смысл. Данные фразы создают яркий акцент, концентрируют читателя на смысле произведения. Чувствуется, что лирический герой достаточно вдумчиво и серьёзно говорит о своих переживаниях. Таким образом произведение приобретает музыкальный оттенок, словно это уже не просто стихотворение, а песня, которую Есенин посвящает красавице-армянке. Кроме того, строка с обращением «Шаганэ ты моя, Шаганэ» передаёт трепетность и ласку героя к восточной девушке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector