0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается рассказ в стихах от обычного рассказа

«ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ».
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_4_oktyabr.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ»

Программное содержание: формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, обучать звуковому анализу слов; протягивая гласные звуки; уточнять, систематизировать представления о жанровых особенностях сказки; развивать эмоциональный мир детей, чувство сопереживания героям; формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

— Ребята, я знаю, что вы любите сказки, рассказы и стихи. Герои этих произведений приглашают нас в гости.

Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Наш ковер лети-лети

В сказку двери отвори.

— Посмотрите на картинку, вы знаете эту сказку?

Перед детьми иллюстрация к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».

— Что случилось в сказке? Расскажите. (Ответы детей).

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

Сказку помоги найти

— Эта сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Как вы думаете волку было больно, когда его хвост замерз в проруби? Какие звуки он издавал? (у-у-у)

— В каком домике живет этот звук? (в красном) Почему? (ответы детей)

— Какие еще бывают звуки? (согласные) Чем они отличаются?

— Посмотрите, какую рыбу поймал волк. Помогите ему поселить звуки в домики.

Звуковой анализ слова «рыба»

— Какие же вы умники… и умницы!

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

И в стихи нас принеси

— А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.

Я люблю свою лошадку.
Шерстку ей гладко причешу.
Хвостик приглажу гребешком
И поеду верхом в гости.

Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.

— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», термины «рифма», «проза», «поэзия».

— А как вы думаете, поэт пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.)

— А кто пишет сказки? Чем сказки отличаются от стихотворения? И чем сказки отличаются от рассказов?

Наш ковер лети-лети,

С песней нам легко в пути.

Пение песни Э. Чуриловой «В сказках – чудеса».

— Ну вот мы и дома. В каких сказках мы побывали? Чем сказка отличается от рассказа, стихотворения? (Ответы детей) Все верно. Прекрасное путешествие у нас получилось. И все потому, что вы дружные, отзывчивые, добрые. Спасибо вам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям».

Сказки, которые можно рассказать руками

Подборка сказок в помощь родителям и воспитателям.

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»

Тема: «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной«Где чей дом?»».

Сборник рассказов и стихотворений для формирования у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне.

тематические рассказы и стихотворения для знакомства дошкольников с ВОв.

Картотека рассказов и стихотворений о семье

В картотеке содержатся произведения о тсемье А.Барто, В.Сухомлинского, Б.Алмазова, В.Драгунского, Е.Благининой, М.Дружининой, Н.Артюховой, О.Бундур, Т.Агибаловой, Я.Аким.

Круглый стол для родителей и детей «Как написать сказку, рассказ или стихотворение» в рамках акции «Ёлочка, ёлочка живая иголочка»

Цели: повышение уровня экологического сознания дошкольников; понимание значимости проблемы сохранения хвойных лесов.Задачи: обучить работе с малыми литературными формами; укреплять де.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказка — это повествование с выдуманными героями и . Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение.

Разница между стихотворением и рассказом

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Анна Смбатян
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

Воспитатель: Смбатян Анна сергеевна

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: книги, иллюстрации, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по увлекательному миру литературы. Нас ждет много приключений, мы побываем – в королевстве сказок, в мире рассказов и в краю стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Королевство сказок»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?. (Колобок)

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

У Золушки с ножки

Была не простою она,

а хрустальной (туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки «Репка «)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Дидактическая игра «Кто сказал слово

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

(Дети повторяют описываемые движения)

«Мир рассказов»

Чем отличается сказки от рассказов? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «Найди к какому рассказу иллюстрации»

«Косточка» Л. Толстой

«Под грибом»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Чей нос лучше» В. Бианки

«Лягушонок» М. Пришвин

«В краю стихов»

Чем отличаются рассказы от стихов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Продолжи слово»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал. («Мяч» С. Маршак)

Стала девочка котенка спать укладывать.

— Вот тебе под спинку

Сверху на перинку

Вот тебе под ушки

Белые подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она

Застучала бы она каблучками. («Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты ел. («Помощница» А. Барто)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика по стихотворению

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)

Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

  • Наше Новое кино

Книжная полка

  • Читать онлайн

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Проверим себя и оценим свои достижения

  • Образование

Ответы к стр. 34

    В чём отличие стихотворения от прозаического произведения? Докажи своё мнение.
    Какие слова можно использовать при ответе? Дополни список.

Отражает настроение , рассказывает о герое, написано прозой, употребляются волшебные слова, в произведении есть рифма , ритм ,

содержание и звучание слов несут определённый смысл, стихотворение можно пропеть, стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, поэзия использует более живые образы, в поэзии чаще используются более эмоциональные слова, яркий пафос и тонкая лирика.

  • Определи, что значит читать стихотворение с выражением. Дополни своими мыслями:
  • читать громко;
  • читать, выделяя голосом некоторые слова;
  • читать, выделяя голосом знаки препинания;
  • читать, чётко проговаривая все звуки;
  • читать целыми словами;

читать, передавая настроение автора; читать, соблюдая темп (ускоряя или замедляя его, в зависимости от содержания); читать, правильно распределяя дыхание.

  • Отметь, что ты хорошо усвоил «+».

+ Я наблюдаю, как поэт использует рифму и ритм.

+ Я научился читать стихи, передавая с помощью голоса настроение поэта.

Чем отличается рассказ от сказки и других литературных форм

Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, может помочь только анализ содержания произведения.

Что такое рассказ?

Для начала нужно определить основные признаки рассказа. Сам по себе этот жанр в России не существовал до девятнадцатого века, а был лишь подвидом повести. Впрочем, граница между этими двумя разновидностями прозы до сих пор весьма расплывчата.

Чаще всего рассказы в своей основе имеют некую жизненную историю, произошедшую с главным героем, которая могла случиться и в реальности. Это основное, чем рассказ отличается от стихотворения и сказки, где ситуации могут быть выдуманными и совершенно нереальными. Количество основных персонажей и описываемых сюжетных линий – это косвенный признак, помогающий не спутать эту малую литературную форму с повестью, где описываемых героев и ситуаций бывает несколько.

Главное (и порой самое сложное для автора) в рассказе – его краткость. В совсем небольшом объеме повествования необходимо уместить ту основную мысль, которую автор хотел раскрыть в своем произведении. В такой ситуации нет возможности для пространных описаний мыслей героя. Вместо этого больше внимания приходится уделять деталям, делая их яркими и характерными.

Отличие от сказки

Самое главное, чем отличается рассказ от сказки, это реалистичность сюжета и героев. Сказка по природе своей является вымышленной приключенческой историей, которая призвана донести до читателя (чаще всего, ребенка), определенную мысль.

Целевая аудитория сказок диктует принципы повествования. Каждый герой здесь – не просто обычный человек, а некий символ, олицетворяющий определенную черту характера (хитрая лиса, злой волк, трусливый заяц, скромная падчерица, отважный принц и тому подобное). Так ребенку с самого раннего возраста прививают понятия хорошего и плохого, последствий определенных поступков и закладывают нормы морали.

Вспомни, чем рассказ отличается от сказки, из собственного опыта. Многие традиционные сказочные сюжеты похожи друг на друга и подчиняются определенной схеме. Если рассказ повествует лишь о какой-то одной сцене из жизни героя, то сказка – это всегда цепь событий, испытывающих персонажа и либо меняющая его жизнь в лучшую сторону (если персонаж изначально был добрым), либо помогающая ему самому стать другим.

На вопрос, чем рассказ отличается от сказки, ответы стоит искать в преданиях, дошедших до нас из глубины веков, ведь именно они и стали родоначальниками историй, которые мы сейчас рассказываем детям.

Отличие фантастики от сказки

Есть один литературный жанр, на примере которого сложно определить, чем отличается рассказ от сказки. Речь идет о фантастике, где мир является плодом воображения автора, а повествование буквально пропитано условностью и символизмом.

Чтобы точно определить, чем сказка отличается от фантастического рассказа, можно взглянуть на место и время действия в произведении. События сказок чаще всего происходят в давнем прошлом или вообще не имеют привязки ко времени, тогда как фантастика предпочитает предсказывать будущие события или представлять другие планеты.

Еще одно отличие этих жанров в том, что сказки в своем финале обычно содержат ярко выраженную мораль, а фантастические рассказы показывают нам, что может произойти в будущем или какой могла бы быть жизнь в иных, отличных от нашего, мирах.

Мир сказки – волшебство, чудеса и очеловечиваемые животные (иногда даже предметы), в то время как рассказ, пусть даже фантастический, во главу угла ставит повествование с минимумом выразительных средств. Это и есть то, чем отличается рассказ от сказки.

Отличие от новеллы

Новелла является краткой прозаической формой, как и рассказ, однако имеет ряд отличий от него.

Лаконичность и краткость изложения, характерная для рассказа, еще сильнее выражена в новелле. Здесь нет места авторскому изображению персонажа и описанию его психологического состояния. Вместо этого центром повествования становится некое необычное событие, сюжет, удерживающий внимание читателя.

Цепляющая завязка, динамичный сюжет, неожиданный финал – это те три стержня, на которых строится новелла. Основная тема здесь ясна, без всякого двойного толкования (которое допустимо в рассказе). Стиль написания новеллы обычно нейтральный, а вот рассказ может быть юмористическим, философским, жестким или мелодраматичным, в зависимости от авторской задумки.

Отличие от стихотворений

Стихотворение практически невозможно спутать с прозаической формой, которой является рассказ. Для стихов характерно ритмическое построение текста, в котором ударные и безударные слоги четко чередуются, образуя стихотворный размер.

Обычно стихотворение разделяют на отрезки – строфы – из нескольких строк, окончания которых рифмуются между собой. Впрочем, существуют и белые стихи, рифма в которых отсутствует.

Символизм, описание переживаний лирического героя и глубоко личностное описание – вот что всегда характерно для поэзии.

Какие существуют литературные формы?

Объясните, пожалуйста, какие литературные формы существуют и что их определяет? Какие требования к объему? Например, эссе — прозаическое произведение до 25 страниц.

I. Прозаические литературные формы:

1. Эссе — близкое к журналистике, небольшое сочинение на свободную тему, чаще всего затрагивающее какую-то проблему и выражающие индивидуальное отношение (авторскую позицию) по отношению к предмету. Обычно эссе — это малая форма до 20-25 страниц. Чтобы понять, что такое эссе — надо вспомнить школьное сочинение. Так вот — школьное сочинение — это жестко структурированное эссе с заданными учителем параметрами, а эссе — это «сочинение на свободную тему. (примером эссе является философское эссе «Миф о Сизифе» А. Камю)

2. Рассказ — это малая эпическая форма отличающаяся ясной проработкой образов, лиц, фактурным повествованием, психологизмом. Рассказ в отличие от эссе (от которого может отличаться несколько бОльшим объемом) не обязательно отражает авторскую позицию, а в эссе обычно нету иных персонажей, кроме автора. (А.П. Чехов был мастером рассказа)

3. Новелла (разновидность рассказа) — это сверх-малая эпическая форма, отличающаяся от рассказа быстрой завязкой, нейтральным стилем изложения, стремительной развязкой. Как правило, новелла короче, чем эссе. (А.И. Куприн был мастером новеллы)

4. Очерк (разновидность рассказа) — это малая эпическая форма, отличающаяся от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта, описательностью. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди. В принципе очерк не лимитирован по количеству страниц, часто биографический очерк может быть и средней или даже крупной формой (А.И. Куприн писал и очерки).

5. Притча — назидательный рассказ в прозе нравоучительного или символически-мистического (парабола) характера. Например, притча о блудном сыне в Новом Завете (Библия) или «Легенда о Великом Инквизиторе» внутри романа «Братья Карамазовы». Чаще всего притча в ХХ-ХХI веке — это форма, помещенная внутрь другой формы. Но есть и исключение. По сути «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса по своей форме есть притчи (параболы) мистически-сказочного характера.

6. Повесть — произведение «средней» эпической формы, близкое к роману. Повесть в отличие от романа отличается большей однонаправленностью сюжета, скудостью сюжетных линий, обычно она посвящена одно-единственной теме, которая раскрыта в ней полностью. Примеры повестей — «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла, «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Собачье сердце» М.А. Булгакова).

7. Роман — большое по форме эпически-повествовательное произведение отличающееся разнообразием персонажей, развитым сюжетом, большим количеством затрагиваемых тем (чем он отличается от повести)

8. Эпопея — гигантское (монументальное) по объему и широте затрагиваемых тем произведение, в рамках которого ставятся философские, социальные и исторические проблемы, характерные для целой эпохи. Обычно это описание каких-то монументальных исторических событий — вымышленных или реальных, описанных художественным языком. Реалистической эпопеей является «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя и т.п. Научно-фантастической эпопеей является цикл романов Д. Симмонса «Песни Гипериона», фэнтези-исторической эпопеей произведения Дж. Р.Р. Мартина из цикла «Песнь Льда и Пламени» (5 романов), более известные как «Игра престолов» (по названию первого романа).

9. Биография — сочинение, в котором в полудокументальном-полухудожественном стиле излагается жизнь какого-либо известного исторического лица. Существует такая разновидность биографии как автобиография — краткое описание своей собственной жизни и, на стыке автобиографии и романа возникает автобиографический роман.

10. Манифест — это программное литературное высказывание в прозаической форме, связанное с эстетическими принципами определённого литературного направления, течения, школы, группы. Например, «манифест эгофутуристов» (поэтической школы Серебряного века).

11. Трактат — это литературная форма соответствующих научному или философскому сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения (часто полемически заострённого), ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету. Чаще всего трактаты в истории писали философы. Трактат близок к эссе, но обычно в отличие от эссе, содержит в себе логическо последовательное, опирающееся на научную или философскую методологию обсуждение абстрактной научной или философской проблемы.

II. Поэтические литературные формы

1. Стихотворение — малая форма лирической поэзии, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

2. Элегия — разновидность лирически-описательного стихотворения, проникнутая настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь

3. Послание — это разновидность стихотворения, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др.

4. Ода — вид стихотворения, которое отличается торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

5. Сонет — особая поэтическая форма, содержащая 14 стихов (строк), которые образуют два четверостишия и два трехстишия.

6. Стихотворение в прозе — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. (см. русский поэт и писатель И.С. Тургенев и его «стихотворения в прозе)

7. Баллада — средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

8. Былина — разновидность поэтической фольклорной баллады в стихах, повествующей о подвигах мифических русских богатырей.

9. Басня — форма литературной притчи в стихах, имеющая нравоучительно-назидательный характер (см. «Басни» И.А. Крылова)

10. Поэма — средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Например поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Драматические (театральные) литературные формы:

1. Комедия — разновидность драматургического произведения, в котором показывается в смешном виде характеры, положения или действия персонажей (см. «Горе от ума», комедия в стихах А.С. Грибоедова)

2. Драма — разновидность драматугического произведения с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

3. Трагедия — разновидность драматургического произведения в котором в основу положены неразрешимые для персонажей конфликты или конфликт, заканчивающиеся их гибелью.

Пока хватит. Старался придерживаться именно «форм», а не жанров. Жанры, если хотите (задайте вопрос) попробую описать отдельно.

Читать еще:  У кого из русских поэтов вы читали стихи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector