Чем отличаются стихи опять сон и детская
Знакомство с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».
Дата: 24.01.2019 г.
Предмет: Литературное чтение
Тема: Знакомство с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить детей с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».
Задачи урока:
Образовательная: познакомить детей с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».
Развивающая: формировать качества полноценного чтения, развивать умение выразительно читать, развивать артикуляционные способности детей, расширять кругозор, обогащать словарный запас обучающихся;
Воспитательная: прививать интерес к литературе, воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ: знают название раздела, биографию В. Я. Брюсова; стихотворения «Опять сон», «Детская».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: самостоятельно выделять и формулировать цель урока, осуществлять смысловое чтение, объяснять смысловое значение некоторых слов; умение подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: постановка целей и задач на основе соотнесения того, что уже известно обучающимся, и того, что ещё неизвестно, умение прогнозировать содержание произведения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: владение монологической и диалогической формами речи, умение высказывать своё мнение, участвовать в диалоге.
ЛИЧНОСТНЫЕ: учёт точки зрения своих одноклассников, определение характера героев с опорой на текст и собственный опыт.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс ч.2, автор Л. Ф. Климанова, УМК «Школа Россия».
-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и тихо садитесь.
– Проверьте готовность к уроку. Все
необходимое у вас есть? Садитесь.
Приветствуют.
Актуализация знаний
Солнце село за селом,
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес…
Сон в страну свою унес
– Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса, шепотом, с ускорением, с замедлением, выразительно.
– Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Как он называется?
– Прочитайте с чем мы познакомимся в этом разделе, чему научимся, чему будем учиться.
– Как, по-вашему , какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных?
– Чем стихи отличаются от прозы?
– Читают стихотворение с ускорением, с замедлением, выразительно, шепотом, вполголоса
– Мы будем читать стихи
– в стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткость, точностью
Определение темы и содержания произведения
— Знакомство с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова.
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.
Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.
В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.
Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.
После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».
Подготовка к восприятию
– Прослушайте стихотворение В. Я. Брюсова «Опять сон» (Аудиозапись)
-Почему стихотворение называется «Опять сон»?
– Объясните значение слов:
– Подберите синонимы к слову «упрямо»
– Отвечают на вопросы
– Дебри- место, заросшее непроходимым лесом
– Гиппопотам- бегемот
– настойчиво
-Все встанем, и проведем физминутку.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Восприятие произведения
– Самостоятельное чтение про себя. Работа по вопросам и заданиях 1-4 на с.69 и выразительное чтение стихотворения.
– Работают, читают выразительно стихотворения
Самостоятельная работа
– Прослушайте следующее стихотворение.
– Над следующим стихотворением вы поработаете самостоятельно.
– Прочитайте его, обдумайте, о чем оно, какое настроение передает, и выразите все это при чтении в слух.
– Сравните свое чтение с чтением актера.
– Прочитайте его выразительно
– Работают по стихотворению
8.Обобщающая беседа. Рефлексия
– Каким настроением проникнуты стихотворения.
– Отличаются ли стихотворения друг от друга. Чем?
– Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня я сумел…
– На этом уроке я похвалил бы себя за…
– Домашнее задание: выучить одно стихотворение