Чем рэп отличается от стихов
Поэтическая строчка и рэперский панчлайн: ищем сходства и различия
I mean I write poems in these songs dedicated to you. When you’re in the mood for empathy, there’s blood in my pen
Вспомнить точно, когда я впервые столкнулся с предположением о том, что русский рэп — это реактуализированная форма существования российской поэзии, окажется довольно затруднительно. Наверное, тогда же, когда случился первый взрыв широкой популярности этого жанра. В конце 1990-х MTV и Муз-ТВ предъявили российской аудитории Децла — модного подростка в широких штанах, читавшего о вечеринке у себя дома и рекламировавшего «Пепси». Это был сфабрикованный проект, правда, изготовленный руками главных отечественных специалистов этого жанра и подкрепленный финансированием влиятельного музмагната, а по совместительству — отца артиста.
Немудреные тексты Кирилла ориентировались на школьников и вряд ли позволяли разглядеть в себе высокий литературный жанр. Но именно в то время возникла идея — а не имеем ли мы случайно дело с перерождением поэзии?
То ли хотелось выдать желаемое за действительное — объяснить успех юного чтеца проснувшимся интересом молодого поколения к поэтическому слову. То ли еще жил в головах советский штамп о «самой читающей стране». А может, это успех жанра заставил присмотреться к подводной части этого айсберга и где-то за толщами вод разглядеть умелую работу со словом стихийных молодых поэтов, пока еще не осознающих себя таковыми.
Точка в этой дискуссии не поставлена до сих пор. Все помнят, как в эфире телеканала «Культура» экс-министр Михаил Швыдкой обсуждал поэзию Серебряного века российской поэзии с людьми, называющими себя Гнойный и Хан Замай. Подобные разговоры всякий раз инициируют люди культуры, публичные интеллектуалы, пишущая интеллигенциия. Я же представляю противоположный лагерь русского рэпа, поэтому всегда относился к этой дискуссии со скепсисом, если не со смехом.
Глубокие и продолжительные отношения с этим жанром, думаю, позволяют мне утверждать, что рэп ближе не к поэзии и вообще не к большой литературе, а к графомании.
В прошлом веке ребенка записывали в детскую библиотеку и отдавали в секцию в Доме пионеров, где он самовыражался путем выпиливания из фанеры авиамоделей. Сегодняшнему школьнику эти секции заменили планшет и смартфон с ютубом и «контачом». Одновременно и рэп превратился для него в самую легкодоступную и массовую форму самовыражения.
Путь человека в рэп всегда начинается с чистого подражания (впрочем, чего скрывать, у многих известных артистов он продолжается прямым копированием — за примерами далеко ходить не придется). Но образцами являются уж точно не Гумилев, Бродский и прочие фигуранты пыльных хрестоматий. Равнение держат на молодых и ярких героев рэп-мейнстрима.
Рэп — поэзия?
История хабаровской школьницы Насти, рэпера Оксимирона и поэта Мандельштама, «взорвавшая» Рунет, ставит вопрос ребром: рэп — это поэзия или нет?
Текст: Михаил Визель, Виктор Куллэ
Фото: фрагмент клипа Noize MC «Пушкинский рэп»
Шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель и поэт, исследователь наследия Бродского Виктор Куллэ вполне согласны в том, что современный рэп может считаться особой частью поэзии. Но беспокоят их разные вещи.
Можно вспомнить силлабические «вирши» Симеона Полоцкого, воспринимающиеся сейчас как самый настоящий рэп:
Вино хвалити или хулити — не знаю,
яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредный страсти
возбуждает силою свойственный сласти. Достаточно сравнить этот текст второй половины XVII века с текстом направленного против расистских выходок на стадионах «Пушкинского рэпа» Нойза МС:
Меня зовут Александр Сергеевич Пушкин,
моя кожа не похожа на начинку ватрушки:
Смуглое лицо, черных кудрей завитушки,
спасибо прадедушке за все эти фишки.
И убедиться, что Иван Алексеев (Нойз МС) следует традициям не только чернокожих парней из Бронкса, но и русского барокко. И умудряется при этом добиться того, что эти тексты не производят впечатления ученого эксперимента, как тексты некоторых современных «книжных» поэтов, которые сами не могут запомнить свои опусы и вынуждены читать их с экранов смартфонов – а «заводят» огромные аудитории.
Или вспомнить, что в «читку» (в специфическом рэповом смысле) собственных стихотворных текстов ударился не нуждающийся в дополнительной раскрутке Захар Прилепин. А с другой стороны, заслуженный трип-хопер Дельфин, как в сказке, ударился оземь и предстал перед поклонниками как «поэт Андрей Лысиков» – чья дебютная книжка возглавила рейтинги продаж поэтического раздела крупнейшего книжного магазина столицы.
Почему так происходит?
Проще всего посетовать на падение нравов.
Но, как известно, нравы неуклонно падают со времен Адама и Евы. Выход «Руслана и Людмилы» Пушкина разочаровал (по)читателей классических од Сумарокова и Державина, с одобрением приглядывавшихся к талантливому отроку – автору оды о Царском селе. Первые символистские стихи Брюсова и Бальмонта вызвали бешеное возмущение ревнителей «пушкинской лиры». А футуристы уже сознательно «продюсировали» скандалы и хамили символистам – как никаким рэперам с их сценическим «баттлами» (когда два «читчика» соревнуются, кто кого перетараторит) и внесценическими взаимными оскорблениями не снилось.
Кстати, сами эти баттлы тоже имеют многовековую историю, восходящую к трубадурским турнирам и галантным поединкам при ренессансных дворах. Да и в 1920-е годы крупнейшие поэты, включая Есенина с Маяковским, ими не гнушались. А заковыристые сценические имена современных «трубадуров» – тоже давняя традиция: чем они хуже имен, под которыми известны нам средневековые ваганты: Архипиита Кёльнский, Примас Орлеанский, Готье Шатильонский?
Поэтический язык непрестанно меняется; каждое поколение, входя в мир и открывая его для себя, стремится перевыразить извечные темы – любовь, дружба, социальное неравенство, предательство, – своим собственным уникальным способом. Непривычным порой поколению предыдущему.
Сам факт обращения поэзии к рэпу, вероятно, неслучаен. На предмет мировой — судить не берусь. Я исключительно о нашей, отечественной. Не секрет ведь, что после символистов, после приторной музыкальности условного Бальмонта, после чистой глоссолалии, писать фонетически красиво, искусно используя аллитерации, стало чуть ли не неприлично. У Михаила Айзенберга были строки: «Ходасевич — скрип уключин. / Я его переиграю: / вовсе голос обеззвучу». Таков был внятно артикулированный тренд, которому десятилетиями следовали — и поныне следуют — многие стихотворцы.
Но универсальных трендов не бывает. Рано или поздно они умирают собственной смертью. Мне кажется, что сейчас мы находимся в точке, когда маятник качнулся в обратную сторону. Мы присутствуем при возвращении мелоса в поэзию, и популярность рэпа — лишь частный случай этого процесса. Подобная попытка ведь уже предпринималась на нашей памяти: были Галич и Высоцкий, был блистательный поющий поэт Геннадий Жуков, были представители хорошего русского рока: тот же самый СашБаш, Янка, кто-то еще. В сущности — та же самая попытка выявить в самом слове музыкальную составляющую. Прояснить ее и использовать для придания поэтической речи нового измерения.
Проблема рэпа в том, что мы живём в «информационном обществе». По сути, львиная часть рэперов начитывает некую информацию под достаточно монотонный, примитивный — но привязчивый — ритм. На первый взгляд — чисто шаманское действо. Но ведь и в шаманском ритуале монотонный, вводящий в транс ритм — лишь прелюдия. Он начисто лишён семантической составляющей — семантика возникает в моментах ритмических сдвигов, отступления от монотонности.
Увы, выплёскивающие на публику собственный поток сознания рэперы в это пока попросту не въезжают. Они воспринимают рифму как некий примитивный мнемонический костыль, начисто лишённый семантики. Их рифмовка столь примитивна, что ни один из всерьёз относящихся к стихотворчеству людей себе подобного позволить не может.
Но ведь к низовому рэпу можно относиться и как к некоему фольклору, народному творчеству. В фольклоре редко встречается изощренная рифмовка. При подобном взгляде отпадают претензии по поводу неряшливости формы и банальности содержания. То есть современный рэп можно воспринимать как некий гумус, удобряющий почву для некоего нового витка спирали в эволюции поэзии. Рано или поздно на этой почве может появиться какой-то настоящий, большой поэт. Надеюсь, с неизбежностью появится.
Рэп или Стихи
12 May 2017 в 16:20
- 1
- 2
- вперёд
12 May 2017 в 16:20 #1
Что сложнее писать? Я утверждаю, что стихи любой может писать:1 рифма на 10 слов и стих готов. А вот рэп – это надо много рифм, ритм, так еще и в музыку чтоб, кароче оч сложно.
Сравниваются топовые стихи и топовый рэп.
Пример топового стиха не могу привести, т.к не оч увлекаюсь. Но вот Пушкин :
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Как мы видим в стихе наполненость рифмами 1%. А в рэпе 90%. => rap>стихи
upd. можете заценить мой божественный
, который был наизи написан, а вот рэп написать я так не могу. Это очередной аргумент, что рэп лучше стихов
12 May 2017 в 16:40 #2
Просто пошел вонveri1veri2
12 May 2017 в 16:40 #3
Рэп,отчасти,это и есть стихи под музыку.
Разница лишь в том,что рэп нужно подать(зачитать),а стих он и есть стих,который написан на листке.
В общем,тема – чушь
12 May 2017 в 16:41 #4
12 May 2017 в 16:43 #5
Рэп – или давай рифму, или говно а не музыка.
Стих – рифма не обязательно, главное чтобы с душой.
P.S.: Рэпом можно считать любой рифмующиисянабор слов под биты, типа:
Домой пришел вчера бухой,
Чувство, что пацан другой.
На кухне я горох поел,
Забор, стекло, песок и мел
12 May 2017 в 16:44 #6
Я с моб инета, че за рэп ты выложил?
Пс, офк рэп в 100 раз сложнее.
Стихи это первобытный рэп для слабых
12 May 2017 в 16:44 #7
12 May 2017 в 16:44 #8
I sit back with this pack of Zig Zags and this bag
Of this weed it gives me the shit needed to be
The most meanest MС on this – on this Earth
And since birth I’ve been cursed with this curse to just curse
ВОТЭТА РИФМА, АГОНЬ ПРОСТА!!(нет)veri1veri2
12 May 2017 в 16:45 #9
Не весь рэп состоит из таких простых рифм.
Надо уметь зачитать, рифмы есть.
12 May 2017 в 16:46 #10
Во-первых, любая песня кладется на музыку. Как правило, текст при этом примитивнее, чем в самодостаточной поэзии, а музыка в свою очередь гораздо проще, чем в чисто музыкальных вещах. Это как кино или театр, где всего по чуть-чуть, но ни один компонент не является полноценным.
Во-вторых, в поэзии, тем более современной, полно метров, размеров и ритмов. Тема либо вброс, либо тс балбес. Судя по аватару, вероятно и то, и другое.
12 May 2017 в 16:49 #11
Во-первых, любая песня кладется на музыку. Как правило, текст при этом примитивнее, чем в самодостаточной поэзии, а музыка в свою очередь гораздо проще, чем в чисто музыкальных вещах. Это как кино или театр, где всего по чуть-чуть, но ни один компонент не является полноценным.
Во-вторых, в поэзии, тем более современной, полно метров, размеров и ритмов. Тема либо вброс, либо тс балбес. Судя по аватару, вероятно и то, и другое.
12 May 2017 в 16:49 #12
это секретный прием
12 May 2017 в 16:51 #13
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Стихи пишут от души, со смыслом. Рифма есть даже в том стихе что ты под спойлер запихнул. Она как бы разная бывает. Ну впринципе на литре в школе скоро проходить будешь.
Рэп пишут, чтобы хорошо звучало. Т.е. смысл особо и не нужен, главное это рифма и хороший минус. Поэтому они и пишут рэп про бабло травку тачки и телок в основном (т.к. придумать что-то другое это сложно).
Почему всё так как я написал? Потому что рэперам главное поиметь бабки, с таких васильков(фынатов) которые его слушают, а стихи пишутся просто так, без умысла монетизации (в основном).
Кстати писал стихи и под рэп, и просто так. Просто писать стихи намного сложнее.
П.С. не надо мне цитировать песню Эминема, или еще какую-нибудь дрисню(шедевр). Везде есть исключения, мое мнение – субъективно обобщенное.
12 May 2017 в 16:51 #14
если взять простой пример
попадая прямо в вену
из простой вороны вынув
креостат и глазомер
если вздрагивать как ртуть
катаясь в белой простыне и
абстинентной ахинеи
мокрый порох есть и пить
если черной простыней
накрывать углы и норы
и плодами мандрагоры
отделяться от камней
если слабый негатив
под бензиновою пленкой
вдруг проткнуть сухой былинкой
вдруг проткнуть не захотев
вдруг не захотев нырнуть
в это гибкое удушье
о е у у е
шшшшшшшшььььььььь
12 May 2017 в 16:51 #15
юзлесс и реп и стихи, щас мамкины школьники буду кричать что стихи тема, что бы казаться взрослым. Юзлес такаой же как и вся художественная литература. Исключения научные, позновательные книги и тд .
12 May 2017 в 16:51 #16
I sit back with this pack of Zig Zags and this bag
Of this weed it gives me the shit needed to be
The most meanest MС on this – on this Earth
And since birth I’ve been cursed with this curse to just curse
ну да слабенька так
12 May 2017 в 16:52 #17
ок, юзлесс все интертеймент вещи, да?
12 May 2017 в 16:55 #18
Не вся, но большинство.
12 May 2017 в 16:56 #19
I sit back with this pack of Zig Zags and this bag
Of this weed it gives me the shit needed to be
The most meanest MС on this – on this Earth
And since birth I’ve been cursed with this curse to just curse
ну да слабенька так
Да, рифмы this-it-this-this и birth-cursed-curse-curse очень сильные.
12 May 2017 в 16:56 #20
Но они ведь созданы не для просвещения, а просто для того чтобы тратить время и тебе было приятно слушать/смотреть это.
12 May 2017 в 16:58 #21
ты такую рифму за всю жизнь не составишь
12 May 2017 в 16:58 #22
У керс разные значения и можно назвать это игрой слов.
12 May 2017 в 16:58 #23
причем тут слова главное звуки
посмотри на всю схему ето куда сложнее чем проста срифмовать по слову в конце строк
и есле тебе не нравется “одинаковые слова” могу привести премеры куда сложнее
12 May 2017 в 17:02 #24
12 May 2017 в 17:06 #25
Ну, отчасти я согласен. Я всегда поражаюсь рэперами, имхо. Потому что там не только рифма, но и двойные, тройные рифмы, тонкий смысл, обыгрывание слов и тд. Та же песня сверху (“You’re Eminem backwards – you’re minimes”) , и причем, они все несут смысл и задумку.
Я пытался писать стихотворения – это легко, вполне себе. И на английском, и на русском. Но написать текст, который будет полон того, что я описал сверху, найти подходящий бит, зачитать – это для меня невозможно, имхо.
щас еще накину жестких двухсмысленных строк, по моему мнению офк
Если ты супергерой, то Человек-Голубь
И в этой игре не нужны читы
Ведь я не встречал людей голубей
Не встречал людей голубей, чем ты.
(с) Витя Classic
_____
думаю, тут понятно. голубей – птиц; сравнительная форма от прилагательного “голубой”.
_______
Ведь я хищник, я из людей в черном,я мистер Зум,
Да этот факт реален, а ты в этом баре чужой,
Ты пришелец и вылетешь со скоростью света,
Ведь ты в этом баре Ален.
(c) Rickey-F
_________
чужой – Alien
“. ведь ты в этом баре Alien”
и отсылка к противостоянию Зума и Флеша из сериала
“. ведь ты в этом Бари Ален”
Да, да, тексты с версус батлов. Но всё же, любой из вас придумал бы такое и зачитал на миллионной публике?
и да, не восхищаюсь теми рэперами, которые поют про бухло, наркоту, суицид, разгульную жизнь, вписки, секс и тд. (тут нет пропаганды, модеры)
ибо так себе посыл к слушателям roflanLico