0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем стихи отличаются от сказок

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Анна Смбатян
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

Воспитатель: Смбатян Анна сергеевна

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: книги, иллюстрации, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по увлекательному миру литературы. Нас ждет много приключений, мы побываем – в королевстве сказок, в мире рассказов и в краю стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Королевство сказок»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?. (Колобок)

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

У Золушки с ножки

Была не простою она,

а хрустальной (туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки «Репка «)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Читать еще:  Стихи о прекрасной даме о чем

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Дидактическая игра «Кто сказал слово

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

(Дети повторяют описываемые движения)

«Мир рассказов»

Чем отличается сказки от рассказов? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «Найди к какому рассказу иллюстрации»

«Косточка» Л. Толстой

«Под грибом»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Чей нос лучше» В. Бианки

«Лягушонок» М. Пришвин

Читать еще:  Стихи о женщине которой 50 лет

«В краю стихов»

Чем отличаются рассказы от стихов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Продолжи слово»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал. («Мяч» С. Маршак)

Стала девочка котенка спать укладывать.

— Вот тебе под спинку

Сверху на перинку

Вот тебе под ушки

Белые подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она

Застучала бы она каблучками. («Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты ел. («Помощница» А. Барто)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика по стихотворению

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)

Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Разница между стихотворением и рассказом

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Читать еще:  Как выучить месяца с ребенком в стихах

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector