3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учат стихи а.с.пушкина

Зачем нашим детям Пушкин. Отвечают писатели

О самом Пушкине мы знаем порою больше, чем о биографиях своих родных. Он — наша гордость и любовь, и эти чувства мы стараемся передать нашим детям.

Редакция сайта «Русское поле» задала вопрос популярным авторам детской литературы, почему, на их взгляд, современным детям интересно читать Александра Сергеевича Пушкина — и вот что они ответили.

Наталья Щерба:

— Александр Сергеевич Пушкин написал много замечательных произведений, среди которых есть и чудесные сказки, и прекрасные лирические поэмы.

У него лёгкий, увлекательный слог и особенный самобытный стиль, его произведения давно вошли в наш быт и были разобрали на цитаты, которые используются по сей день.

И каждый, кто читал его произведения, обязательно находит «своего Пушкина». Моё самое любимое произведение Александра Сергеевича — это «Барышня-крестьянка». Кстати, есть фильм, снятый по этой книге, который настоятельно рекомендую вам посмотреть!

— Я придаю большое значение тому, что знакомство с Пушкиным у наших детей, благодаря родителям, начинается в раннем детстве, когда они еще и читать не умеют.

Они слушают Пушкина. В первую очередь сказки. Их веселая пестрота, яркость, юмор, их складность легко входят в ребенка. Сватья баба Бабариха – разве можно ее не запомнить?

Никаких барьеров между автором и маленьким слушателем вообще не возникает, одно доверие.

Я думаю тогда закладывается интерес к творчеству Пушкина. И потом, когда они уже сами читают, к примеру, «Капитанскую дочку» или «Повести Белкина» или «Зима. Крестьянин, торжествуя…» и другие вещи, они видят, как он разнообразен, познавателен, как он современен, наконец. И при этом читается так легко, как дышится.

И я думаю, юный читатель чувствует, как велик, высок его собеседник, (то есть автор) и сам при этом растет.

— За что вы любите Пушкина?

— За то же, что любят дети, о чем написала выше, но еще за неисчерпаемость, за внезапные открытия, которые совершаешь всякий раз, когда читаешь его. И — возьми любой том, начни читать — светлое гармоничное настроение тебе обеспечено.

Он твой искренний, остроумный друг, твой великолепный поэт, он твой гений. Люблю.

— Юрий у вас две книги о Пушкине детям: «Пушкин, кто такой» и «Плыви, силач!». Что для вас стало новым в биографии Пушкина?

— С Днём рождения поэта! Я узнал много нового об взаимоотношениях Пушкина с отцом, о семье Пушкина и о его главном наставнике и друге — поэте Жуковском.

Ребенку может быть интересно, как талантливый человек находит призвание и добивается высших успехов в своей профессии (сочинителя), какие опасности его поджидают на этом пути и как ему могут помочь родители и друзья.

Сейчас я считаю, что лучшая книга на русском языке — «Сказка о царе Салтане». Но в детстве и юности я этого не знал. Чтобы это понять, мне надо было прочитать не только Марк Твена, Александра Дюма и Ярослава Гашека, но и Данте, Гёте, Рильке, Музиля, Воннегута, Сэлинджера, Ивлина Во, Олдоса Хаксли, Владимира Набокова и Сашу Соколова, Ивана Бунина, Гайто Газданова, Андрея Платонова и ещё десятка два великих авторов.

Уже после завершения такого самообразования, после «Сказания о Гильгамеше», после того, как я сам начал писать про Гоголя, Ломоносова и Пушкина, тут-то до меня дошло, где наше сокровище зарыто. Да не зарыто оно, а стоит почти во всех домашних библиотеках на видном месте, но оно относится к разряду детских, поэтому всерьёз его почти никто на воспринимает.

Конечно, нам подавай Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского, вопросы вечные и неразрешимые. А царя Салтана не хотите? Вот она, наша сокровенная, вошедшая в кровь и плоть культуры, и потому незаметная ценность! Позволю себе цитату из книги «Плыви, силач!»

«В творчестве Пушкина тема семьи была исключительно важна, а семейные отношения были для него так же важны в жизни. Вспомним 1824 год, когда поэт был на волосок от катастрофы: после высылки из Одессы под надзор в Михайловское произошла ссора Александра с отцом…

Прошло шесть лет – и судьба Александра оказалась в руках отца, для свадьбы понадобились деньги. Сергей Львович делает великодушный жест – отписывает сыну село Кистенёвку, и на средства от заложенного имения, сорок тысяч рублей, Пушкин смог жениться. После свадьбы Пушкин написал «Сказку о царе Салтане».

Сочинял он её летом 1831 года в Царском Селе, где соревновался в сочинении сказок с другом и учителем – Жуковским – и длил медовые месяцы после свадьбы с Натальей Гончаровой. Вся радость этого чудесного счастья – семьи восстановленной, большой и дружной, и семьи новой, с её огромной любовью и воплощёнными надеждами, сбывшимся счастьем, есть в «Сказке о царе Салтане»».

Чего и вам желаю!

— Пушкин действительно ВЕЛИКИЙ поэт, потому что умеет разговаривать образным языком на вечные темы. Он не пыжится, выискивая тему. Он ЖИВЁТ и ДЫШИТ поэзией. Это редкое качество уметь сказать просто, но при этом образно и в стихах.

Во всяком времени есть те темы, которые никуда не исчезают: дружба и любовь, коварство и хитрость, жадность и злость, борьба за мир и честь. В любой эпохе это актуально. Даже простое любование природой. У него нет сложной мысли, к которой нужно пристроиться и привыкнуть. У него есть великий дар сказать о том, что все думают, но как поэт.

Пушкин и правда «воздвиг» себе нерукотворный памятник. С присущим ему юмором он адекватно оценил своё умение. Как много авторов уходят в небытие. А Пушкин будет ВСЕГДА. Так же, как и всё вечное на Земле, то о чём он писал.

У Пушкина мне нравится почти всё! Но самая любимая сказка «О рыбаке и рыбке».

— А какие цитаты Пушкина вы часто вспоминаете?

— Чаще из Евгения Онегина что-то. «Я Вам пишу, чего же боле. » Или из стихотворения: «Мороз и солнце — день чудесный!» Или из «Руслана и Людмилы»: «О, Боже. То была Наина!» Это засело в повседневную жизнь и говорится от себя)).

Мороз и солнце очень нравится. Такое русское настроение, светлое. Очень вдохновляет. Кстати, мои первые стихи в детстве, мне года четыре было «Мороз и солнце» и Лермонтов: «Белеет парус одинокий».

Татьяна Бокова:

— Мое любимое стихотворение, как ни странно, «Сказка о рыбаке и рыбке». По трем причинам. Во-первых, эта сказка очень жизненная: в ней очень просто объясняются один из главных законов: «умерь свои желания».

Если сказать по-другому, радуйся подаркам судьбы, но при этом все равно веди себя скромно, оставайся трудолюбивым и уважительным ко всему, что с тобой происходит. Во-вторых, это одна из самых волшебных, мистических сказок Пушкина, основанных на народных притчах, а притча, как известно, это концентрированная мудрость многих поколений людей из народа.

И в третьих, мне интересно это произведение Александра Сергеевича, как писателю: язык простой, но глубокий, повествование насыщенное, но не сложное, а еще, заметьте, что сказка начинается и заканчивается одной и той же сценкой про старуху, которая сидит у разбитого корыта.

Вот чтобы нам с вами не остаться у пустого корыта, нужно много читать и проявлять любознательность ко всему, что нас окружает. А еще глубоко всматриваться в самые простые и обычные вещи, чтобы разглядеть в них что-то особенное.

Беседовала Елена Еременко

Иллюстрации: личный архив авторов

Изображение на заставке: использована иллюстрация художника Евгения Подколзина из ниги «Плыви, силач!»

Чему нас учит Пушкин?

Все меньше и меньшеостается времени до 215-летия со Дня рождения самого любимого поэта А.С.Пушкина, поэта, чье имя сопровождает нас всю жизнь.
Мы любим Пушкина и повсеместно празднуем его день. Празднуем его не просто в день его рождения, а в день его бессмертия, празднуем не только на 37 физически прожитых им лет, а на всю даль веков, которая есть и которая еще грядет. В этом смысле у Пушкина дня смерти нет. Есть только день рождения – 6 июня.
Пушкин…Без него непредставима наша большая литература. Непредставима ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Лучше Пушкина никто не сказал о человеке, власти, мире, любви, родине, природе, женщине. Прикасаясь к поэзии Пушкина, мы как бы прикасаемся к неисчерпаемому источнику, который поит нас живой водою. Читая Пушкина, мы становимся лучше.
Многому можно учиться у Пушкина. В современном мире у многих людей стало меньше любви и привязанности к родному месту, дому, семье. А это очень обедняет человека. Лиши дерево корней – оно погибнет. Так же и с человеком. Пушкин не только заботился о своих корнях, он трепетно относился ко всему, что связывало его с предками, родным, родительским домом. Или – любовь к Отчизне. Как просто и мудро сказал Пушкин о том, что служить Родине, отдавать ей все лучшее, на что человек способен – высшее его назначение. Эта мысль вылилась в страстный призыв, обращенный поэтом не только к своим современникам, но и к будущим поколениям, к нам, живущим сегодня: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Чему еще можно учиться у Пушкина? Есть такие вечные понятия: долг и память. Долг – категория нравственная. Память – категория нравственная и духовная. Они впрямую связаны между собой. А.С.Пушкин так это выразил в своих стихах:

Читать еще:  Как называется стих пушкина буря мглою небо кроет

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

6 июня в России отмечается Пушкинский день. Память о Поэте давно преодолела рубежи России. И за границей, и в России памятники Поэту украшают площади, парки, скверы разных городов и поселков. Его имя носят улицы, города, школы, институты. В старом Алексине есть Пушкинский переулок, а в микрорайоне Петровское — улица Пушкинская.
В преддверии 215-летия со Дня рождения великого русского поэта в Алексинском художественно-краеведческом музее подготовлена интерактивная игра для школьников «Пушкин и почта». А для любителей творчества А.С.Пушкина на кануне Дня рождения поэта пройдет литературно-музыкальный вечер его памяти.
К Пушкину приходишь не однажды. Как жизнь открывается человеку постепенно, так и творчество поэта…Давайте, в День его рождения зажжем свечу и помянем добрым словом и светлой радостью гения земли русской. Хотя важно не то, как мы отметим его юбилей, а то, чтобы в душе каждого проснулась и запела как весенняя птица, любая нота поэзии Александра Сергеевича. Она прекрасна!

Татьяна САЛЬНИК,
зав. отделом АХКМ
.

Культура ВРН

Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира

Литература

Портрет работы Ореста Кипренского

Чему нас Пушкин может научить.

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: news.yandex.ru

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Жуковскому. 1818.

Он пришёл в этот мир в Светлый День Вознесения Господня. Тогда, 26 мая (по старому стилю) 1799 года, по-весеннему ярко светило солнце на безоблачном небе. И всюду цвела сирень. И по всей старинной Москве торжественно и празднично звонили колокола. Колокольный звон по всей Руси в тот день был в честь рождения внучки императора Павла I.

Но ведь ни один смертный не знает точно истинных причин происходящего.

…Он получил смертельную рану на закате метельного морозного дня 27 января по старому стилю 1837 года на Черной Речке.

Между этими двумя датами – Светлой и Чёрной – пронеслась целая удивительная жизнь.

…И вот уже больше двух веков мы размышляем над этой жизнью, над этой удивительной Судьбой.

В наше меркантильное время позволим себе задать меркантильный вопрос: какой нам прок от Пушкина сегодня? Чему, в конце концов, он может нас, и так обременённых бескрайней информацией, научить?

Среди пушкинистов бытует мнение: Пушкин по природе своей не был учителен. И это, пожалуй, справедливо.

Но…
…………………………..
Пока живётся нам, живи,
Гуляй в моё воспоминанье;
Молись и Вакху и любви
И черни презирай ревнивое роптанье;
Она не ведает, что дружно можно жить
С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом;
Что ум высокий можно скрыть
Безумной шалости под лёгким покрывалом.


Это послание – «К Каверину» – датировано зимой 1817 года. В нём сегодня некоторые термины темноваты для нашего понимания, ведь в Лицее давалось и классическое образование – в терминах античной Греции. Сегодняшним гимназистам их надо разъяснять. Кифера (Афродита, Киприда) – в греческой мифологии богиня красоты и любви, вечной весны и жизни. Портик – галерея, между колоннами которой в Афинах философы рассуждали о том, что такое Истина и Красота Добро и Зло, – метафора Философии, Мудрости, жажды Познания. То же и «книга».

«Наставления» о том, как жить, кому «молиться», какие ценности исповедовать, даёт, по сути дела, подросток, «узник» Лицея. И кому даёт! Пётр Павлович Каверин был к тому времени уже офицером лейб-гвардии гусарского полка, участником боевых действий 1812 года, до начала войны с Наполеоном учился в Московском и Геттингенском университетах, то есть человеком, «понюхавшим» и наук и пороху, имеющим богатый жизненный опыт. Понятно, что составляющие Счастья – Любовь, Красота, Знание, Вакх (символ лёгкости и веселья), а также «ум высокий» и «безумные шалости» – 17-летний автор формулирует, прежде всего, для себя самого. Здесь весь диапазон нормальных человеческих проявлений молодого человека, открытого миру. Пётр Каверин – лишь предлог и зеркало.

Теперь-то мы знаем, что Пушкин практически до последних дней жизни не изменял сформулированным ещё в Лицее ценностям, стремился следовать им, накапливал Знание, Мудрость, создавал Красоту и её окружение. В общем-то и сегодня, два века спустя, к 17 годам каждый молодой человек может взять эти ценности за основу и ориентир в жизни.

Всё творчество Пушкина – эмоциональный или рациональный (в зависимости от возраста и состояния) выплеск Души и непрерывный диалог с самим собой. Причём настолько порой, особенно в пору юности, непосредственный, нисколько не рассчитанный на оценку потомков или современников, что ставил в тупик этих самых современников и давал повод думать об авторе Бог весть что. Чего стоят хотя бы такие строки: «А я, повеса, вечно праздный, / Потомок негров безобразный…» и т.д. (Юрьеву. «Любимец ветреных Лаис…».1821 г.). Да и, правда, – повесничал. В паузах: «Пока не требует поэта/К священной жертве Аполлон…» («Поэт». 1827 г.). Чем старше, тем реже повесничал, тем чаще призывал его Аполлон к исполнению функции Поэта.

Тему главных для себя ценностей поэт выверяет на протяжении всего творчества. Выйдя из Лицея, Пушкин пишет послание «Жуковскому» – эмоциональное признание начинающего Поэта Поэту уже свершившемуся. Стоит привести его целиком. В нём он, кстати, расшифровывает строку «И черни презирай ревнивое роптанье». Курсивом выделяю эпитеты и метафоры, несущие особую смысловую нагрузку:

Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле,
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе, —
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным!

В целом юношеское послание «Жуковскому», на мой взгляд, одно из самых солнечных и мудрых в творчестве Пушкина, заключает в себе все признаки романтизма, который торжествовал в России во втором десятилетии XIX века. А опекун юного Пушкина, Василий Андреевич Жуковский, был к тому же наиболее ярким представителем романтического направления.

Это послание следовало бы подробно и заинтересованно разбирать в школьном курсе литературы. В нём почти каждая строчка удивительна и мыслью, и общим эмоциональным настроем, и формой (какие метафоры, гиперболы, сравнения!). При этом не следует понимать пушкинские строки в узком смысле. «Быстрый холод вдохновенья/Власы подъемлет на челе» не только когда именно поэта осеняет гениальная строка, но любого Творца в любой области, в которой человек своевременно нашёл себя и преданно, с любовью исполняет своё призвание.


Полагаю, что и Дмитрия Ивановича Менделеева пронзил «быстрый холод вдохновенья», когда ему пришло на ум расположить химические элементы в таблице по мере возрастания их атомной массы. В юношеском послании к «Жуковскому» для понимания ценностных ориентаций Пушкина очень важен анализ эпитетов. Мир – мечтательный, Душа – возвышенная, мгла – волшебная. Это всё определения из словаря романтиков той поры. Их по мере творческого взросления поэта становится меньше. Но вот другие эпитеты (талант – строгий, истина – священная, мысли – высокие) с течением времени остаются неизменными и особо подчёркиваются поэтом в других стихотворениях, посвящённых творчеству и личной ответственности перед Богом и обществом.

Мы привели только два юношеских стихотворения 1817 и 1818 годов, в которых Пушкин формулирует для себя ценности жизни. Но практически до последних дней жизни в его творчестве регулярно появляются жемчужины мудрости, которые всё более спрессовываются в чеканные максимы.


С возрастом Пушкин ведёт довольно жёсткий диалог не просто с самим собой, как неким земным обычным человеком с конкретной фамилией и именем, а уже с олицетворяющей Поэта Музой. В стихотворении «Поэту» 1830 года также подчеркнём существенные определения, призывающие человека современного к размышлению.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

В этом стихотворении в форме сонета каждая строка – итог размышлений о ценностях жизни умудрённого трудным опытом человека. И от нас, от читателя, требует глубокого осмысления. Усовершенствовать «плоды любимых дум/Не требуя наград за подвиг благородный» способны, конечно не все. Пушкин, как говорится «в лоб» поясняет читателю: «Они в самом тебе»! То есть сама возможность творить, постоянно усовершенствуя своё творение, и есть уже награда. Это значит, что ты, человек, на верном пути. Нашёл своё призвание. И благодари Бога за это!

Читать еще:  Стих про ангела которого зовут мама

Поневоле вспоминаются слова великого драматурга А.Н. Островского: через Пушкина «умнеет всё, что может поумнеть».


Важную смысловую нагрузку несёт и словосочетание «взыскательный художник». Всякий развитый человек должен предъявлять требования высокой меры, прежде всего, к самому себе («всех строже… оценить свой труд»), к плодам своего труда, своей жизни. То есть уметь оценивать объективно, прежде всего, себя. А как часто встречаемся мы с людьми, которые либо недооценивают свой труд и свои возможности, но ещё чаще – переоценивают. Немало людей считают себя непогрешимыми, а в своих неудачах и невзгодах обвиняют всех, кроме себя, а то и всё общество в целом. Такая позиция чаще всего и толкает людей на «революционные подвиги».

А вот стихотворение уже 1836 года.

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова*
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права!

Звёздочкой отмечена Пушкиным цитата из монолога Гамлета.

Все утверждаемые Поэтом ценности здесь – вневременные. Они актуальны для творческого, мыслящего человека как XIX века, так и нашего, двадцать первого. Надо почаще к ним обращаться, чтобы очистить свои мысли, свою Душу от всякого агрессивного окружающего сора, стремящегося её умертвить.


Всего за пять месяцев до роковой дуэли, в августе 1836-го, поэт заканчивает «Памятник» — отчёт об исполнении земного призвания.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Здесь, как видим, Поэт персонифицируется уже посредством Музы – некоего высшего надмирного мифического существа, которое и по происхождению где-то рядом с античными богами. В этих четырёх строчках «Памятника», в сущности, ещё более лаконично, чем в приведённом выше стихотворении «Поэту» 1830 года, утверждается та же мысль: творить – по высшему счёту. «Не требуя венца», то есть наград. «Они в самом тебе». «Ты сам свой Высший суд». Если следовать пушкинским советам в реальной жизни, скольких огорчений можно избежать! И можно приблизиться к гармонии – с самим собой и с внешним миром.

Итак, внимательно прочитав в хронологическом порядке строки Пушкина, в которых он утверждает главные ценности жизни, мы убеждаемся: Поэт постоянно формировал себя, ведя с собой непрерывный, трудный и честный диалог («Напрасно я бегу к Сионским высотам…»). Поэтому его сочинения, в любом жанре излучают Свет, Добро и Мудрость. Будучи проникновенно осмысленными нами грешными, они вполне могут облегчить нашу суетную жизнь.

Остаётся только пожелать: возьмите Пушкина в друзья, вчитайтесь и вдумайтесь в его строки. И ваша жизнь наполнится Светом!

Школе NET

  • Колесо Фортуны
  •  через Вконтакте

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 3811459

Васян Коваль

Помогите пожалуйста Надо написать сочинение на тему «чему нас учит поэзия Пушкина?»

Лучший ответ:

Главный Попко

Ценность поэзии А.С.Пушкина заключается в том, что поэт учит нас благородству и красоте, раскрывает нам богатства духовной жизни, внутреннего мира, что так понятно и близко большинству людей. Автор учит нас чувству красоты, меры, гармонии; любую, самую прозаическую, обыденную повседневность уметь облагородить, обнаружить таящуюся в ней красоту. Даже само увядание природы в стихотворении «Осень» Александр Сергеевич изображает как могучее проявление жизни. Писатель учит нас видеть подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «В багрец и в золото одетые леса». При этом он откровенно признается: Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса… Пример общечеловеческих духовных ценностей мы видим и в стихотворении «Я вас любил…» Благородной простоте, высокому уму и нежным чувствам мы можем поучиться здесь. Светлая печаль автора вызвана безответной сильной любовью. Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь: Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим, Я вас любил так искренно, так нежно… Но чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству – самоотвержения. Лирический герой сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже любовного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он не хочет причинить зло любимой и желает ей полного счастья: «Как дай вам бог любимой быть другим…» Многим людям, находящимся в подобной ситуации, это произведение помогло поступить благородно.Каждое новое стихотворение А.С.Пушкина содержит обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему его произведения стали школой истинной гуманности.В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» автор показывает, как встреча с любимой, воплотившей в себе нежность и красоту, способна воскресить человека. Пушкин верит и нас учит верить в истинную, глубокую любовь, которая выводит человека из тяжелого состояния души: И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь. Лирика Пушкина учит нас бороться с грустью и печалью, глубоко верить в жизнь, в ее светлые начала. В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» героем овладевают печальные раздумья о смерти как о неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но раздумья заканчиваются мотивами победы жизни: И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять. Пушкин – мыслитель, Пушкин-гуманист полон оптимистической веры в будущее, этой верой пронизано все творчество поэта. Гоголь имел полное право написать следующие строчки, размышляя о лирике Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Учимся у Пушкина.
статья по теме

Воспитательная функция литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
uchimsya_u_pushkina.docx14.74 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ У ПУШКИНА…

И.С.Латынцева, учитель русского языка и литературы

Учащиеся старших классов находятся в том возрасте, когда возникают первые чувства, приходит первая любовь…Но разобраться во всём этом самостоятельно ребята не могут. Где найти ответы на многие вопросы? На помощь приходит русская литература.

Ответы на многие вопросы, интересующие старшеклассников, можно найти в программных лирических произведениях. Сама по себе лирика – это особый род художественной литературы. Она выражает человеческие чувства, переживания, передает отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирические произведения обращены к сердцу читателя, к его духовному миру.

Некоторые программные лирические произведения бывают сложны для понимания учащихся, которые имеют проблемы со слухом. Им тяжело даются обобщения в стихотворениях, специфическая образность, т.к. в лирическом произведении за внешней реальностью скрыт мир образов и обобщений.

Разбирая на уроках лирические образы, чувства, переживания, важно максимально приблизить неслышащих учащихся к самому лирическому произведению, перенести некоторые вещи в реальную жизнь, чтобы на жизненных примерах объяснить те вещи, которые учащиеся, имеющие проблемы со слухом, воспринимают с трудом. Такая работа раскрывает ребят, они делятся сокровенными тайнами, видя в учителе того человека, который поможет разобраться в новых чувствах. Поэтому уроки литературы для многих ребят являются уроками жизни. Не каждый ученик раскроет душу своим родителям, а на уроках литературы создаётся интимная обстановка, позволяющая разобраться в своих чувствах и параллельно разобрать лирическое произведение.

Чтобы показать многогранность чувств, отношения между мужчиной и женщиной, я обратилась к лирике А.С.Пушкина. Весьма интересен был анализ стихотворения А.С.Пушкина «Признание», посвящённого А.И.Осиповой.

Современные дети не всегда понимают те чувства и страсти, которые царили в пушкинскую эпоху. Некоторые взаимоотношения между мужчиной и женщиной были большим открытием для ребят. Например, когда поэт признаётся в любви («У ваших ног я признаюсь!»)Оказывается, любовь – это болезнь («Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Я вдруг теряю весь свой ум» и т.д.) В классе царила какая-то необычная атмосфера. Напрасно говорят, что современная молодёжь бесчувственная! Это мы уделяем ей слишком мало внимания, ссылаясь на свою занятость. На уроке я увидела, что у моих учеников такие же переживания и чувства, какие были у героев пушкинских произведений. Сначала ребята не могли раскрыться, стеснялись показать свои чувства, но, видя, что на уроке литературы они найдут ответы на наболевшие вопросы, постепенно раскрылись.

Глядя на своих учеников, я убедилась, что любовь – это сильное чувство, которым трудно управлять. Учиться любви, правильному отношению к женщине нужно на поэзии А.С.Пушкина. Чем больше мы изучали любовную лирику великого русского поэта, тем больше возрастал интерес учащихся к лирическим произведениям.

Чтобы показать многогранность любви, я выбрала для изучения такие стихи А.С.Пушкина, как «Сожжённое письмо», «На холмах Грузии», «Я вас любил…» В этих произведениях показана эволюция чувств поэта, его взросление, т.к. поэт — земной человек, его чувства и страсти близки всем нам. Читая стихи А.С.Пушкина, мы узнаём себя, свои жизненные ситуации.

Изучение лирических стихотворений А.С.Пушкина, несомненно, является хорошим воспитательным моментом в формировании у неслышащих детей правильного отношения к жизни. Ведь каждое лирическое произведение побуждает учащихся к воображению, вызывает у них определённые переживания. Эти переживания приобретают признаки художественного образа, что позволяет говорить об образе-переживании в лирических произведениях.

Если образы и обобщения лирики становятся понятными учащимся, которые имеют различные нарушения слуха, думаю, что это большая заслуга учителя…

Зачем нашим детям Пушкин. Отвечают писатели

О самом Пушкине мы знаем порою больше, чем о биографиях своих родных. Он — наша гордость и любовь, и эти чувства мы стараемся передать нашим детям.

Редакция сайта «Русское поле» задала вопрос популярным авторам детской литературы, почему, на их взгляд, современным детям интересно читать Александра Сергеевича Пушкина — и вот что они ответили.

Наталья Щерба:

— Александр Сергеевич Пушкин написал много замечательных произведений, среди которых есть и чудесные сказки, и прекрасные лирические поэмы.

У него лёгкий, увлекательный слог и особенный самобытный стиль, его произведения давно вошли в наш быт и были разобрали на цитаты, которые используются по сей день.

И каждый, кто читал его произведения, обязательно находит «своего Пушкина». Моё самое любимое произведение Александра Сергеевича — это «Барышня-крестьянка». Кстати, есть фильм, снятый по этой книге, который настоятельно рекомендую вам посмотреть!

— Я придаю большое значение тому, что знакомство с Пушкиным у наших детей, благодаря родителям, начинается в раннем детстве, когда они еще и читать не умеют.

Они слушают Пушкина. В первую очередь сказки. Их веселая пестрота, яркость, юмор, их складность легко входят в ребенка. Сватья баба Бабариха – разве можно ее не запомнить?

Никаких барьеров между автором и маленьким слушателем вообще не возникает, одно доверие.

Я думаю тогда закладывается интерес к творчеству Пушкина. И потом, когда они уже сами читают, к примеру, «Капитанскую дочку» или «Повести Белкина» или «Зима. Крестьянин, торжествуя…» и другие вещи, они видят, как он разнообразен, познавателен, как он современен, наконец. И при этом читается так легко, как дышится.

И я думаю, юный читатель чувствует, как велик, высок его собеседник, (то есть автор) и сам при этом растет.

— За что вы любите Пушкина?

— За то же, что любят дети, о чем написала выше, но еще за неисчерпаемость, за внезапные открытия, которые совершаешь всякий раз, когда читаешь его. И — возьми любой том, начни читать — светлое гармоничное настроение тебе обеспечено.

Он твой искренний, остроумный друг, твой великолепный поэт, он твой гений. Люблю.

— Юрий у вас две книги о Пушкине детям: «Пушкин, кто такой» и «Плыви, силач!». Что для вас стало новым в биографии Пушкина?

— С Днём рождения поэта! Я узнал много нового об взаимоотношениях Пушкина с отцом, о семье Пушкина и о его главном наставнике и друге — поэте Жуковском.

Ребенку может быть интересно, как талантливый человек находит призвание и добивается высших успехов в своей профессии (сочинителя), какие опасности его поджидают на этом пути и как ему могут помочь родители и друзья.

Сейчас я считаю, что лучшая книга на русском языке — «Сказка о царе Салтане». Но в детстве и юности я этого не знал. Чтобы это понять, мне надо было прочитать не только Марк Твена, Александра Дюма и Ярослава Гашека, но и Данте, Гёте, Рильке, Музиля, Воннегута, Сэлинджера, Ивлина Во, Олдоса Хаксли, Владимира Набокова и Сашу Соколова, Ивана Бунина, Гайто Газданова, Андрея Платонова и ещё десятка два великих авторов.

Уже после завершения такого самообразования, после «Сказания о Гильгамеше», после того, как я сам начал писать про Гоголя, Ломоносова и Пушкина, тут-то до меня дошло, где наше сокровище зарыто. Да не зарыто оно, а стоит почти во всех домашних библиотеках на видном месте, но оно относится к разряду детских, поэтому всерьёз его почти никто на воспринимает.

Конечно, нам подавай Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского, вопросы вечные и неразрешимые. А царя Салтана не хотите? Вот она, наша сокровенная, вошедшая в кровь и плоть культуры, и потому незаметная ценность! Позволю себе цитату из книги «Плыви, силач!»

«В творчестве Пушкина тема семьи была исключительно важна, а семейные отношения были для него так же важны в жизни. Вспомним 1824 год, когда поэт был на волосок от катастрофы: после высылки из Одессы под надзор в Михайловское произошла ссора Александра с отцом…

Прошло шесть лет – и судьба Александра оказалась в руках отца, для свадьбы понадобились деньги. Сергей Львович делает великодушный жест – отписывает сыну село Кистенёвку, и на средства от заложенного имения, сорок тысяч рублей, Пушкин смог жениться. После свадьбы Пушкин написал «Сказку о царе Салтане».

Сочинял он её летом 1831 года в Царском Селе, где соревновался в сочинении сказок с другом и учителем – Жуковским – и длил медовые месяцы после свадьбы с Натальей Гончаровой. Вся радость этого чудесного счастья – семьи восстановленной, большой и дружной, и семьи новой, с её огромной любовью и воплощёнными надеждами, сбывшимся счастьем, есть в «Сказке о царе Салтане»».

Чего и вам желаю!

— Пушкин действительно ВЕЛИКИЙ поэт, потому что умеет разговаривать образным языком на вечные темы. Он не пыжится, выискивая тему. Он ЖИВЁТ и ДЫШИТ поэзией. Это редкое качество уметь сказать просто, но при этом образно и в стихах.

Во всяком времени есть те темы, которые никуда не исчезают: дружба и любовь, коварство и хитрость, жадность и злость, борьба за мир и честь. В любой эпохе это актуально. Даже простое любование природой. У него нет сложной мысли, к которой нужно пристроиться и привыкнуть. У него есть великий дар сказать о том, что все думают, но как поэт.

Пушкин и правда «воздвиг» себе нерукотворный памятник. С присущим ему юмором он адекватно оценил своё умение. Как много авторов уходят в небытие. А Пушкин будет ВСЕГДА. Так же, как и всё вечное на Земле, то о чём он писал.

У Пушкина мне нравится почти всё! Но самая любимая сказка «О рыбаке и рыбке».

— А какие цитаты Пушкина вы часто вспоминаете?

— Чаще из Евгения Онегина что-то. «Я Вам пишу, чего же боле. » Или из стихотворения: «Мороз и солнце — день чудесный!» Или из «Руслана и Людмилы»: «О, Боже. То была Наина!» Это засело в повседневную жизнь и говорится от себя)).

Мороз и солнце очень нравится. Такое русское настроение, светлое. Очень вдохновляет. Кстати, мои первые стихи в детстве, мне года четыре было «Мороз и солнце» и Лермонтов: «Белеет парус одинокий».

Татьяна Бокова:

— Мое любимое стихотворение, как ни странно, «Сказка о рыбаке и рыбке». По трем причинам. Во-первых, эта сказка очень жизненная: в ней очень просто объясняются один из главных законов: «умерь свои желания».

Если сказать по-другому, радуйся подаркам судьбы, но при этом все равно веди себя скромно, оставайся трудолюбивым и уважительным ко всему, что с тобой происходит. Во-вторых, это одна из самых волшебных, мистических сказок Пушкина, основанных на народных притчах, а притча, как известно, это концентрированная мудрость многих поколений людей из народа.

И в третьих, мне интересно это произведение Александра Сергеевича, как писателю: язык простой, но глубокий, повествование насыщенное, но не сложное, а еще, заметьте, что сказка начинается и заканчивается одной и той же сценкой про старуху, которая сидит у разбитого корыта.

Вот чтобы нам с вами не остаться у пустого корыта, нужно много читать и проявлять любознательность ко всему, что нас окружает. А еще глубоко всматриваться в самые простые и обычные вещи, чтобы разглядеть в них что-то особенное.

Беседовала Елена Еременко

Иллюстрации: личный архив авторов

Изображение на заставке: использована иллюстрация художника Евгения Подколзина из ниги «Плыви, силач!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector