0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учат стихи чуковского

Разбираем стишки Чуковского

Мой ребенок сейчас в таком возрасте, что ему надо читать книжки на ночь. И конечно же самым читаемым автором является К.И. Чуковский. Но в детстве я и не подозревал, что воспаленное воображение детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти. Возьмем, например «Краденое солнце»:
«Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,»

Это ж триллер какой-то, чесслово. Лично мне представляются совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длинной, с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание — не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!

«Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.»

да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом.

«А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»

Шальные собаки, если кто не понял — это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры.

Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?

«Айболит». Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза:
«Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,»
Какой трамвай может быть на дорожке. И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай убийца и отрезать обе ноги нах? У меня в возрасте пяти лет чуть дорожкофобия не развилась. Но продолжение умиляет:
«И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Ага. Хромой. МАМАША. ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ.
Дальше — страшнее:
«И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,»

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то похерились, валяются на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор?
«Он опять побежит но дорожке».
Надо полагать, до следующего трамвайчика.

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!»
Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа. Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить — перитонит и абзац!

«Бармалей». Всего одна цитата:
«Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

Жанне Дарк, и Джордано Бруно посвящается. Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи, шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму.

Айболит — любимый герой повествований Чуковского. Вот какая апокалептическая картина творится у дверей его дома:
«А там, у порога, толпятся убогие:
Слепые утята и белки безногие,
Худой лягушонок с больным животом,
Рябой кукушонок с подбитым крылом
И зайцы, волками искусанные.»
Слепых утят видимо привели безногие белки. Зайцы, волками искусанные: обломки костей, торчащих из открытых переломов, частично скальпированные тушки, волочащиеся по траве кишки, измазанные в крови и фекалиях.

Есть у этого автора стих, который можно было не писать вообще. Оставить только название. Оно само по себе гениально: «Ёжики смеются» (Хы-хы-хы. Оставь ещё напасик. )
Ещё одно название:»Муха в бане». Наверняка опечатка. Должно быть:»Мухахахаха в бане».

О вреде тяжелых наркотиков говорит нам стихотворение «Обжора»:
«Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.
Но был осетёр
Хитёр
И снова нырнул в костёр.»
Я конечно осетров из костра не тягал, но вот Черного Человека однажды ночью в квартире видел. Это, я вам доложу, пострашнее будет.

Теперь небольшой тест. не знаю, чем руководствовался Корней Иванович Чуковский, когда подбирал рифмы, но когда я читаю вслух один участок из стихотворения «Телефон», жена почему-то всегда смеётся. Да и мне с трудом удается прочитать правильно. А теперь вы попробуйте подставить правильное слово в пробелы (лучше читать вслух):
«А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не __________,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!»

И что получилось? У меня то же самое.

«Тараканище». Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма «Звездный десант». И в первых же строках мы встречаем угадайте кого? Не угадаете.
«А за ними раки
На хромой собаке.»
Интересно, это те же самые раки и собака, которые в «Краденом солнце» являлись пособниками Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат?

«Волки от испуга
Скушали друг друга.»
Я в детстве помниться мучительно пытался представить себе эту картину. Помниться даже схематично изображал кушающих друг-друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: «Скушали». То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки. Это какой-то микроколлапс пространства произошел и они схопнулись в другую реальность?
Ну ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят — это что за редкое расстройство — от страха съедать ближайшего, кто к тебе находиться? Ведь и
«Бедный крокодил
Жабу проглотил.»
(крокодил бедный. ага. А жаба от счастья небось светится, живьем перевариваемая в желудочной кислоте. )
«А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.»
Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться. И только теперь я понимаю, что жалеть надо нифига не слониху. ЁЖИКУ-ТО КАБЗДЕЦ НАСТАЛ. Его расплющило нахрен. 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку. Там хоронить нечего было. Жене и детям цветы возложить некуда. Всё, что осталось от бедного ёжика пристало к слоновьей заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите. И какая дурацкая надпись будет на могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей жопой».
Кстати эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные эмоции:
«А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.»
Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на миллионы лет. Пускай будет только слон.

Возвращаясь к Айболиту. Помните, у меня появилось подозрение, что Айболит содержит нелегальный банк органов. Это подозрение только крепнет после прочтения «Топтыгин и Лиса». Мы даже можем немного узнать, кто явился донором преступному доктору:
«Засмеялся добрый
Доктор Айболит.
Глупому Медведю
Доктор говорит:

«Ладно, ладно, родной, я готов.
У меня сколько хочешь хвостов.
Есть козлиные, есть лошадиные,
Есть ослиные, длинные-длинные.
Я тебе, сирота, услужу:
Хоть четыре хвоста привяжу. «

Начал Мишка хвосты примерять,
Начал Мишка перед зеркалом гулять:
То кошачий, то собачий прикладывает
Да на Лисоньку сбоку поглядывает.»

Выводы делайте сами.

В стихах Чуковского нередко появляются злодеи. И какой самый простой способ победить отрицательного персонажа? Воспитанное на голливудских боевиках поколение хором кричит :»Мочить казла. » Но задолго до Голливуда этот способ победы Добра над Злом проповедовал К.И. Чуковский. Причем с уклоном в каннибализм.

Вспоминаем: Бармалей сожран крокодилом. Крокодил, в свою очередь поломан медведем. Старичок-паучок обезглавлен мародером-комаром. Таракан живьем проглочен воробьем.

Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского

Елена Карпова
Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского

Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принципов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.

Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством.

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством.

Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы побывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.

Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К. И. Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.

Читать еще:  Давид самойлов стихи о как я поздно понял

Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.

Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К. И. Чуковского.

К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского.

Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.

В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».

Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого мастера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы помнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.

Первая сказка – «Муха-Цокотуха»вызвала много положительных эмоций: дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки.Затем прошла беседа по вопросам:

– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)

– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригласить друзей)

– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)

Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.

– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)

Знакомство с понятием «хлебосольная».

– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, скупой)

– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)

– Как можно такое поведение назвать? (трусость)

– А вас когда-нибудь бросали в беде?

Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с поведением Мухиных гостей.

– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила о помощи)

– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый поступок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)

Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и не бросать никого в беде.

Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и страхе, «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности, «Краденое солнце» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежливого телефонного разговора, «Федорино горе» (как поддерживать порядок в доме, в классе, на своем рабочем месте, «Айболит» (воспитание доброты, отзывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии, «Бармалей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо вступать в борьбу со злом).

Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представление об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произведений.

Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становления личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращаются к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о поступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружающих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечатления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить душевно здорового ребенка. Сказка учит жить.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика — грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.

Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.

Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.

Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар.

Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие.

Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику.

Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».

Изба. В сказке «Федорино горе»много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.

Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.

Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.

Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.

Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху».К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.

Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование, лепку. Этот самовар мы украсили розами из П — П платков.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка — детский сад № 44»

«Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского«

Подготовила, провела воспитатель: Карпова Е. С.

Консультация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире» Воспитатель: Коробкова Т. В. Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире Размышления.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника Галкина Т. Ф., воспитатель МБДОУ- комбинированного.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека.» В. Г. Белинский. Основные положения.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Актуальность. Сегодня мы очень часто становимся свидетелями.

Значение творчества К.И. Чуковского в воспитании детей

Значение творчества К.И.Чуковского в воспитании детей.

«Детским писателем нельзя сделаться,

им должно родиться.

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание — великое дело:

им решается участь человека».

Может ли такой человек, как К.И. Чуковский, наделенный литературным талантом, через свое творчество воспитывать детей, формировать их личностные качества, формировать представления о добре и зле, любви, милосердии, дружбе ? Конечно – да. К.Д.Ушинский писал: «Только личность может влиять на воспитание развития другой личности». Среди многочисленных занятий Корнея Ивановича, одним из таких фундаментальных были его занятия детской психологией. Еще в 1911 году он написал книжку «Матерям о детских журналах», которая потом называлась «Маленькие дети», а потом с какого-то момента она стала называться книга «От двух до пяти» и это название вообще вошло в обиход, оно существует даже в массовом сознании. К.И. Чуковский знал своего читателя, знал что сказать, и как сказать. Он знал, какие неисчерпаемые возможности познания таит в себе детский развивающийся мозг. Способность улавливать объяснения, накапливать знания с самых ранних лет у ребенка громадная. И Чуковский умело будил в душе ребенка добрые чувства, свойственные именно его возрасту. Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры. Ведь именно в них зарождается будущее богатство духовного мира ребенка. К.И.Чуковский подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 году писал «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Любовь и привязанность к людям, животным, природе, первое чувство дружбы и товарищества, первая благодарность за добро, ненасытная любознательность — вот что должно наполнять духовный мир ребенка». Как играют дети? Какие рисунки рисуют? Как говорят дети? Мы видим, каким солнечным, ярким, переполненным самыми невероятными чудесами видится им мир! Таким же рисует мир в своих произведениях Чуковский. Он вселяет в детей веру в этот прекрасный мир! Чуковский — самый первый поэт, он входит к нам бессознательно. Мы не читаем сами Чуковского, его нам читают взрослые, сами наслаждаясь яркими картинами прочитанного. А у нас остается вечная связь взрослые — Чуковский. Встреча с ним длится всю нашу жизнь. Чуковский — это сегодняшнее детство наших воспитанников. Это первые слова наших детей, повторяющие за нами, может и не все понимая : «Муха-цокотуха. «. Это и наше собственное детство, когда сердце сжималось от страха за бесстрашного Айболита. Чуковский — это наша многолетняя привязанность, это радость встречи с русской поэзией. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, любви, внимания и уважения. Какие же качества личности формирует Чуковский у детей через свои произведения? Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего. Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, не только внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень.» Выполняя поставленную задачу, Чуковский ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других. Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Они дают понять ребенку, что героические поступки могут совершать не только «супермены», но и обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту и какие бы страшные события не происходили, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской. К.И Чуковский пишет для детей с огромной любовью. В его произведениях для детей соблюден наиважнейший принцип формирования нравственных ценностей: принцип ценностного отношения к Человеку – признание Человека наивысшей ценностью.

Читать еще:  Наталья дроздова стихи спасибо всем кто нам мешает

Нужно ли читать детям стихи и сказки Корнея Чуковского

Если вы думаете над тем, что почитать малышам, обратите внимание на стихи и сказки Чуковского. Они добрые, интересные, поучительные.

Немного о Корнее Ивановиче Чуковском

Корней Чуковский – русский поэт, детский писатель, переводчик, журналист. На данный момент он считается самым издаваемым детским писателем в России.

Свою молодость и зрелость Чуковский занимался журналистикой и литературной критикой, а к детскому творчеству пришел только в 1916 г., когда выпустил свой первый сборник детских стишков. В том же году мир увидела его первая сказка «Крокодил», а через несколько лет появились сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

Параллельно с этим писатель изучал детскую психологию и речь. Основываясь на своих наблюдениях, он выпустил книгу для родителей «от 2 до 5». Также Чуковский выпустил Библию для детей, адаптированную под принципы Советского Союза.

Смысл сказок

В каждую сказку автор закладывал идею, которую хотел донести до маленького читателя. Вот лишь несколько примеров:

  • Муха-Цокотуха. Любовь к окружающим, взаимовыручка и поддержка. Ребенок понимает, как важно приходить на помощь тем, кто попал в беду.
  • Мойдодыр. Важность гигиены для ребенка.
  • Айболит. Любовь к людям и животным, дружба, понимание, поддержка, помощь.

Почитайте с малышом сказки Корнея Ивановича и попробуйте вместе разобраться, что именно автор хотел сказать каждой из них.

Чему учат сказки Чуковского

Каждое произведение этого автора готовит маленького читателя к жизни во взрослом мире. В шутливой форме автор учит кроху всем положительным качествам. В каждом произведении царит любовь и взаимопонимание. Малыш учится ценить семью и друзей, приходить на помощь, быть поддержкой и опорой для родителей.

Все произведения заканчиваются счастливым концом, что важно для детской неокрепшей психики.

Сейчас модно искать в сказках глубинный подтекст и доказывать, что, например, прообразом для Тараканищи стал Сталин и т. д. На самом деле, Чуковский не закладывал в свои стихи и сказки ничего, кроме доброты и безграничной любви к детям, ведь он и самым был отцом 4 малышей. Ему, как и любому отцу, было важно воспитать в своих наследниках храбрость, острый ум, чувство юмора и другие черты характера.

Заведите в своей домашней детской библиотеке книжки Чуковского. Сначала вы будете читать их малышам вслух, а позже они смогут обучаться по ним чтению. Малышам всегда легче читать то, что нравится.

О сказках Корнея Чуковского

Недавно в одном из постов с удивлением прочитала, что многие мамы ругают Чуковского за его странные стихи. И я хочу встать на защиту этого замечательного писателя.

У Корнея Чуковского есть замечательная книга «От двух до пяти», она о, скажем так, лингвистическом развитии деток в возрасте от двух до пяти лет. Так вот, прочитав эту книгу, вы поймёте, что Чуковский знал и очень много общался с детьми этого возраста, поэтому знал свою целевую аудиторию, и — да! — он писал свои сказки для ДЕТЕЙ, а не для их родителей!

Когда я десять лет назад читала сыну «Муху-Цокотуху», я, смеясь, говорила мужу, что все современные триллеры сняты по мотивам этой сказки. Но мне даже в голову не приходило НЕ читать её своему ребёнку или каким-либо образом изменять текст. Почему? Да потому что на сказках Чуковского выросло не одно поколение детей (в том числе и мы с вами), и не надо думать, что наши мамы-бабушки были глупыми, одни мы, умные, догадались, что Чуковский писал не замечательные добрые сказки, а кровожадные стишки. Это МЫ своим взрослым извращённым умом видим в «Мухе-Цокотухе» сексуально озабоченного садиста и невинную жертву, а дети видят совершенно другое: бедняжка Муха, которую обидели, злой Паук и добрый отважный Комарик. И если что-то в этой сказке поменять, то лучше её вообще не читать, так как теряется весь смысл этой сказки. А какой же смысл у этой ужасной сказки? Да, собственно, такой же, как и у половины произведений всей мировой литературы: ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ! Вот что пишет сам Чуковский о своей работе над этим произведением (кстати, написал он его для своей трёхлетней правнучки): «Для ребёнка отвратительны сказки и песни с печальным концом. Живя иллюзией вечного праздника, дети упрямо заменяют печальные концовки наших сказок и песен благополучными, радостными…Ибо малые дети не терпят, чтобы в тех сведениях о жизни, какие дают им литература, театр или живопись, был хоть намёк на окончательную победу несчастья и зла». О том же и его «Краденое солнце», и «Тараканище».

Что я, взрослая придирчивая тётка, прочла в «Тараканище»? То, что трусливые мамаши-звери «плачут, надрываются, с малышами навеки прощаются» вместо того, чтобы придавить этого гадёныша поднять Таракана на рога. А что видят дети? То, что большие и рогатые тоже иногда чего-то боятся; что для того, чтобы кого-то победить, вовсе не надо быть самым-самым; что часто у страха глаза велики (а ведь многие детки боятся чего-то незначительного — пар от кастрюли, ковёр на стене, тень от вазы и т.п.).

Сказки Чуковского ещё учат доброте, взаимопомощи («Телефон», «Айболит»). А ещё его сказки учат сопереживанию, соучастию. Сам Чуковский говорил, что дети любят его сказки-перевёртыши как раз за бессмыслицу, так как дети любят исправлять эти бессмыслицы, показывая, что они знают, что такого не может быть (корова не может кукарекать, медведю нельзя пришить хвост павлина, а болезнь нельзя вылечить шоколадкой). Чем не развитие мышления у ребёнка?

Сейчас многие детские книжки написаны для родителей, они учат самостоятельно есть ложкой, ходить на горшок, правильно вести себя в детском саду, читать и считать, и всё реже современные книги учат доброте, взаимовыручке, сопереживанию… Я не хочу сказать, что не нужно прививать детям социальные навыки (кстати, чистоплотности сказки Чуковского тоже учат — «Мойдодыр», «Федорино горе»), но в погоне за воспитанием самых умных и социально адаптированных не стоит забывать и о развитии нравственных качеств наших любимых деток.

В общем, о творчестве Корнея Чуковского написана не одна книга, и в моей защите он вовсе не нуждается, в защиту Чуковского говорит то, что его сказки НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ! Его сказки занимают почётное первое место на нашей книжной полке, и я эти сказки своим детям читала, читаю и буду читать! Причём читаю их без цензуры, в лицах и с выражением, и если у Чуковского Корыто рыдает, то я рыдаю вместе с ним, а когда моя дочь кидается меня успокаивать, я могу быть уверена, что на Земле растёт ещё один добрый человечек!

Читать еще:  Стихи как жаль что ты меня не понял

olika2011

olika2011

Прочла тут случайно довольно забавную «рецензию» на стихи Корнея Ивановича Чуковского! Предлагаю прочесть и вам! Ха-ха. Посмеялась от души! Хотя у меня совершенно противоположное мнение. Я, как и многие дети, выросла на его стихах, и кстати, до сих пор считаю их отличными!

А вот другое мнение:

«Мой ребенок сейчас в таком возрасте, что ему надо читать книжки на ночь. И конечно же самым
читаемым автором является К.И. Чуковский. Но в детстве я и не подозревал, что воспаленное
воображение детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти. Возьмем, например «Краденое солнце»:
«Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,»

Это ж триллер какой-то, чесслово. Лично мне представляются совершенно кошмарные черные
блестящие чудовища по три метра длинной, с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно
подкрадываются они во мраке (обратите внимание — не в темноте, а именно во мраке) к ничего не
подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!
«Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.»

Да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках.
Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом.

«А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»

Шальные собаки, если кто не понял — это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же
мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры. Но как можно предполагать о
собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?
«Айболит». Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала
недоумение фраза:

«Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,»

Какой трамвай может быть на дорожке. И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой
момент из-за угла может выскочить трамвай убийца и отрезать обе ноги нах? У меня в возрасте
пяти лет чуть дорожкофобия не развилась. Но продолжение умиляет:

«И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Ага. Хромой. МАМАША. ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ.

Дальше — страшнее:
«И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,»

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то похерились, валяются на трамвайных путях,
пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает.
Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку.
А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько
трупов у тебя на совести, доктор?

«Он опять побежит но дорожке».

Надо полагать, до следующего трамвайчика.

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!»

Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей
таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа. Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить — перитонит и абзац!

«Бармалей». Всего одна цитата:
«Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

Жанне Дарк, и Джордано Бруно посвящается. Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи,
шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря
сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму.

Айболит — любимый герой повествований Чуковского. Вот какая апокалептическая картина творится
у дверей его дома:

«А там, у порога, толпятся убогие:
Слепые утята и белки безногие,
Худой лягушонок с больным животом,
Рябой кукушонок с подбитым крылом
И зайцы, волками искусанные.»

Слепых утят видимо привели безногие белки. Зайцы, волками искусанные: обломки костей,
торчащих из открытых переломов, частично скальпированные тушки, волочащиеся по траве кишки,
измазанные в крови и фекалиях.
Есть у этого автора стих, который можно было не писать вообще. Оставить только название. Оно
само по себе гениально: «Ёжики смеются» (Хы-хы-хы. Оставь ещё напасик. ) Ещё одно
название:»Муха в бане». Наверняка опечатка. Должно быть:»Мухахахаха в бане».
О вреде тяжелых наркотиков говорит нам стихотворение «Обжора»:

«Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.
Но был осетёр хитёр
И снова нырнул в костёр.»

Я конечно осетров из костра не тягал, но вот Черного Человека однажды ночью в квартире видел.
Это, я вам доложу, пострашнее будет.
Теперь небольшой тест. Не знаю, чем руководствовался Корней Иванович Чуковский, когда
подбирал рифмы, но когда я читаю вслух один участок из стихотворения «Телефон», жена почему-то всегда смеётся. Да и мне с трудом удается прочитать правильно. А теперь вы попробуйте
подставить правильное слово в пробелы (лучше читать вслух):

«А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не __________,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!»

И что получилось? У меня то же самое.

«Тараканище». Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма
«Звездный десант». И в первых же строках мы встречаем угадайте кого? Не угадаете.

«А за ними раки
На хромой собаке.»

Интересно, это те же самые раки и собака, которые в «Краденом солнце» являлись пособниками
Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат?

«Волки от испуга
Скушали друг друга.»

Я в детстве помниться мучительно пытался представить себе эту картину. Помниться даже
схематично изображал кушающих друг-друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: «Скушали». То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки. Это какой-то микроколлапс пространства произошел и они схопнулись в другую реальность?

Ну ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят — это что за редкое
расстройство — от страха съедать ближайшего, кто к тебе находиться? Ведь и «Бедный крокодил
Жабу проглотил.» (крокодил бедный. ага. А жаба от счастья небось светится, живьем перевариваемая в желудочной кислоте. ) «А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.»
Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться. И только теперь я
понимаю, что жалеть надо нифига не слониху. ЁЖИКУ-ТО КАБЗДЕЦ НАСТАЛ. Его расплющило
нахрен. 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку. Там хоронить нечего было.
Жене и детям цветы возложить некуда. Всё, что осталось от бедного ёжика пристало к слоновьей
заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите. И какая дурацкая надпись будет на
могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей жопой».
Кстати эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и
трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные
эмоции:

«А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.»

Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на
миллионы лет. Пускай будет только слон.
Возвращаясь к Айболиту. Помните, у меня появилось подозрение, что Айболит содержит
нелегальный банк органов. Это подозрение только крепнет после прочтения «Топтыгин и Лиса». Мы даже можем немного узнать, кто явился донором преступному доктору:

«Засмеялся добрый
Доктор Айболит.
Глупому Медведю
Доктор говорит:
«Ладно, ладно, родной, я готов.
У меня сколько хочешь хвостов.
Есть козлиные, есть лошадиные,
Есть ослиные, длинные-длинные.
Я тебе, сирота, услужу:
Хоть четыре хвоста привяжу. »
Начал Мишка хвосты примерять,
Начал Мишка перед зеркалом гулять:
То кошачий, то собачий прикладывает
Да на Лисоньку сбоку поглядывает.»

Выводы делайте сами.
В стихах Чуковского нередко появляются злодеи. И какой самый простой способ победить
отрицательного персонажа? Воспитанное на голливудских боевиках поколение хором кричит :»Мочить казла. » Но задолго до Голливуда этот способ победы Добра над Злом проповедовал К.И.
Чуковский. Причем с уклоном в каннибализм.
Вспоминаем: Бармалей сожран крокодилом. Крокодил, в свою очередь поломан медведем.
Старичок-паучок обезглавлен мародером-комаром. Таракан живьем проглочен воробьем.
Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?»

И действительно, странные идеи посещали Корнея Ивановича, однако у детей довольно гибкая психика, они вообще все по-другому воспринимают. Я в детстве с удовольствием читала Чуковского и как-то даже мне в голову не приходило, что кто-то по-настоящему пострадал. Если медведь примерял хвосты, то мне например, думалось, что у Айболита просто они были в загашнике. И все тут. Может он их при помощи генной инженерии выращивал. И меня даже не посещала такая мысль, что он их предварительно у кого-то оторвал.:))) Это же сказка. Дети верят в чудеса. Ведь в сказках умирают не по настоящему. Пресловутый Бармалей, так тот совершенно не переварился в желудке у крокодила, а даже подобрел и был отпущен на поруки :)) Да и чувство юмора у детишек, кстати, тоже есть. Так что, если конечно, препарировать стихи Чуковского, разбирать по фразам и словечкам, то текстики действительно довольно странные, но вряд ли они учат детей жестокости. Я допустим очень люблю животных :))) и зайцев под трамвай не забрасываю. хотя и выросла на его стихах, впрочем, как и мой сын!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector