2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учат стихи детки в клетке

Анализ стихотворения «Детки в клетке» Самуила Маршака

Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.

Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.

Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».

Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».

Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».

Занятие по развитию речи. Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

Валентина Лукашева
Занятие по развитию речи. Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».

Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»;

Образовательная: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей,

Развивающая: развивать эмоциональный отклик на произведение, развивать звуковую культуру речи; развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях, развивать речевое дыхание и речевой слух, развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Материал: стихотворения С. Маршака из цикла «Детки в клетке», игрушки животных, игрушка воробья, настольный театр к произведению «Детки в клетке»

Содержание организационной деятельности детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.

Эту птицу каждый знает

В теплый край не улетает

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра

Всех торопит (воробей)

Влетает воробей. Дети здороваются.

— Откуда, воробей ты прилетел к нам?

Послушайте, что ответил воробей.

— Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

— Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? (ответы детей)

— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке?

2 Основная часть

Чтение стихотворения «Где обедал воробей? С. Маршака., с использованием настольного театра.

Воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении.

«Где обедал воробей?»

-Где обедал воробей?

-В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Погостил у носорога,

Отрубей поел не много.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

— Как хорошо воробей, что с тобой ни чего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.

Кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей?. У каких зверей и птиц обедал воробей?.

— Ребята, в зоопарке живут и другие животные. Воробей приглашает нас с вами посетить зоопарк. Хотите отправиться в зоопарк?.

Раз, два, три, вокруг себя повернись в зоопарке очутись.

Мы с вами повторим правила поведения в зоопарке:

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ

Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь!Сначала мы выполним небольшую зарядку:

В зоопарке мы гуляем

И животным подражаем

Скачет зайка на лужайке

Мы поскачем, словно зайка (прыжки на месте)

Наклоняться нам не лень

Щиплем травку как олень (наклоны вперед)

Птицы крылья расправляют,

Мы за ними повторяем (рывки руками в стороны)

А пингвин, хоть не летает,

Тоже крыльями вращает (вращение согнутыми руками)

Крутит обруч бегемот

Тренирует свой живот (круговые движения тазом)

Медвежата не скучают

Землянику собирают (приседания)

Так ребятки и зверятки вместе сделали зарядку.

— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.

Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»

Вы разве не знаете папы-

Большого, рыжего льва?

У него тяжелые лапы

И косматая голова.

Он громко кричит-басом,

И слышно его далеко.

Он ест за обедом мясо,

А мы сосем молоко.

Эй, не стойте слишком близко-

Я тигренок, а не киска!

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Полосатые лошадки Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Словно школьные тетрадки,

От копыт до головы.

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролет

И песенку такую

«На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей».

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

3. Заключительная часть

— Ребята, зоопарк закрывается нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернись в детском саду очутись.

Дети садятся на стульчики.

— Вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами были?. Каких зверей видели в зоопарке. (ответы детей). А кто больше всего запомнился?

Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.

Дидактическая игра «Назови ласково» (Воспитатель показывает картинки с изображением животных, дети называют ласково (заяц – зайчик)

Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью С. Я. Маршак «Детки в клетке» Фотоотчет. Нетрадиционная техника: рисование манкой и акварелью на тему: С. Я. Маршак «Детки в клетке» с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.

Конспект по развитию речи в средней группе «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» Программное содержание: Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей приобщатся к поэзии; Учить детей запоминать стихотворения. Развивающие:.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» Тема: Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».Программные задачи: — учить детей эмоционально воспринимать содержание стихов;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение стихотворений о зиме Чтение стихотворений о зиме. Программные задачи: 1. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. 2. развивать.

Памятка для заботливых родителей «Выразительное чтение стихотворений» Как по разному люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально.

Презентация «Детки в клетке». Ознакомление детей со стихотворением С. Маршака Тема занятия – Дошкольное образование. Развитие речи. С. Маршак «Детки в клетке» Возраст – Младший дошкольный возраст (3-4 года) Автор презентации.

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе с использованием стихотворений об осени Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию презентацию к занятию Развитие речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени.

Занятие по развитию речи «Чтение произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино» Программное содержание: — познакомить детей с произведением Э. Успенского «Трое из Простоквашино»; — учить детей понимать содержание произведения;.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь» Тема: Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь». Программное содержание: знакомить детей с мордовскими народными сказками;.

Маршак «Детки в клетке» кто главные герои и какая главная мысль?

Самуил Яковлевич Маршак «Детки в клетке» главные герои

Самуил Яковлевич Маршак «Детки в клетке» основная мысль

Чему учит произведение?

Сборник стихотворений для детей Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке» посвящен животным и их деткам, которые живут в зоопарке. Главными героями стихотворений являются звери и птицы, обитатели зоосада.

Автор в стихотворении о каждом питомце зверинца или его детеныше рассказывает что-то интересное о его повадках или его родине.

Главными героями цикла являются: тигренок, обезьяна, собака динго, совенок, лебеденок, верблюд, эскимосская собака, белые медведи, зебры и другие животные.

Полагаю, основная мысль произведения Самуила Яковлевича заключается в том, что все звери разные по внешнему виду, привычкам, среде обитания, поэтому и подход ко всем нужен разный. Автор в своих стихах хотел познакомить маленьких читателей с разными животными и их детенышами.

Детки в клетке так с любовью назвал известный писатель, переводчик и публицист С. Маршак свою книжку о зверятах, которые живут в зоопарке. Главные герои цикла стихов «Детки в клетке» — это детеныши диких животных и птиц.

Дети пошли в зоопарк и увидели там слона, тигренка, жирафа, зебр, белых медведей, львят, обезьянок, совят, страусенка, верблюда, дикую собаку Динго и пр.

О каждой зверушке писатель сочинил небольшое стихотвореньице, в котором указывает некоторые отличительные черты описываемого вида дикого животного. Иногда автор пишет шутливые стихи, как например о слоне, которому нужны не две, а четыре туфельки.

С. Маршак зебр называет африканскими лошадками,разлинован­ ными, как школьные тетрадки. С ними хорошо играть в прятки. А о тигренке писатель всех предупреждает, что это совсем не домашняя киска, к которой не следует приближаться слишком близко.

Автор высказывает главную мысль, что все звери разные, к ним требуется особый подход и бережное отношение в условиях зоопарка.

В данном цикле маленьких стихотворений идет речь о животных в зоопарке. Каждое животное как правило индивидуально для своих законов природы. Так вот именно об этом и рассказывают эти животные.

Главных героев тут много.

Главная мысль заключается в том, что каждое животное индивидуально по своему виду и роду. Законы природы для всех разные и каждое животное физически не может выполнять некоторые функции, которые им не предназначены. Если коротко, то для всех все индивидуально. Это кстати касается и человека.

Это произведение Маршака написано так, чтобы оно было понятно самым маленьким читателям. Автор как бы проводин нас по зоопарку раскрывая особенности каждого увиденного животного.

Читать еще:  Верите ли вы что стихи махамбета являются

Это стихотворение-сказка об удивительном мире животных, к которому мы прикасаемся, посещая зоопарк.

Основная мысль этого произведения – любовь к животным, акцентирование нашего внимания на разнообразие животного мира, где все звери и птицы разные не только по внешнему виду, но и характеру.

Главными героями этого стихотворения являются обитатели зоопарка и конечно же посетители, которые придумывают про увиденных зверей всякие интересные истории.

Учит на это произведение к бережному и внимательному отношению ко всему животному миру, умению подмечать индивидуальность и красоту всего живого, что есть на нашей земле в целом и тех, на кого мы идем смотреть в зоопарк .

Главные герои в цикле стихотворений «Детки в клетке» животные,которые живут в зоопарке, а также сторож, который кормит животных (среди зверей можно перечислить слона с туфельками; жирафа с длинной шеей, которому тяжело рвать цветы; тигренок, который не киска; африканские лошадки — зебры и т.д).

Главная мысль произведения заключается в том, что все животные разные, необходимо любить животных. Все животные разные со своим характером, ребенок через стихотворение представляет себе особенности животного (тигренок хоть и красивый, но он не киска, поэтому опасен; страусенок — может ударить ногой, а летать не умеет, хоть и птица).

В стихотворений «Детки в клетке» главных героев много, ведь автор нас знакомит со многими зверями из зоопарка.

Героями данного стихотворения являются

Главной мыслью данного произведения является то, что каждое животное особенное, уникальное и красивое.

Так у жирафа удивительная, длинная шея, в лев носит красивую, густую гриву.

Произведение учит любить животных, уважать их, как зверей, ведь все они уникальные.

К каждому животному необходим индивидуальный, свой особенный подход, так как каждое животное особенное — уникальное. Стоит помнить это, беречь животный мир.

Стихотворение учит любить животный мир.

В забавном цикле стихотворений «Детки в клетке» главных героев много.

Давайте их перечислим: Тигренок, Слон, Зебры, Жираф, Совята, Пингвин, Лебеденок, Страусенок, Обезьяна, Белые Медведи, Собака Динго, Верблюд, Львята и другие животные.

Главная мысль: каждое животное прекрасно по-своему, у каждого из них свои особенности, в каждом из них можно найти красоту. Так у льва красивая и пышная грива, у жирафа — длинная шея, у пингвина — красивый фрак, у тигренка — красивая полосатая шубка, у верблюда есть горб, который его и отличает от других зверей.

Это и хорошо, что все животные разные, ведь так гораздо интереснее.

Стихотворение учит любить животных и уделять им должное внимание.

Стихи С.Маршака нравятся детям, поскольку там есть детский юмор, они написаны понятным языком. Автор стихов «Детки в клетке» дает понять. что животные могут быть опасны, например, тигренок, хотя эти детки игривые, забавные и веселые. Автор предупреждает, что тигренок-это не котенок. А еще дети узнают, что родственники и свои дети есть у зверей.

Автор знакомит маленьких читателей с детенышами зверей. Герои произведения:слон, тигрёнок, зебры, жираф,пингвин, совята, страусёнок, лебедёнок, белые медведи, обезьяна, собака динго, верблюд, эскимосская собака. Главная мысль: у каждого животного есть потомство. Эти детки имеют свои особенности, они отличаются от человека. Ими можно любоваться, но следует соблюдать осторожность.

Забавное и интересное стихотворение Маршака «Детки в клетках».

Главные герои: Слон, которому дали туфельки; Жираф, которому рвать цветы легко и просто; Тигрёнок, а не киска; Белые медведи, у которых просторный водоём; Совята, которые когда едят, не спят; Страусёнок, молодой, заносчивый и гордый; Пингвин, который на большой мешок похож; Лебеденок, он недавно из пруда; Верблюд, маленький, и бедный, есть ребёнку не дают; Эскимосская собака, на прутике записка; Пингвинята, два брата, два птенца; Кенгуру, полюбуйтесь на игру; Собака Динго, не Волк и не Лиса; Львята; Львенок; Львица; Гиена, захрапели носороги; Медведь; Шакал; Слон, африканец молодой; Обезьяна; Кенгуру, длиннохвостый.

Все мы индивидуальны, что люди, что животные.

В этом произведении главными героями являются жители зоопарка. Речь идет про слона, жирафа, тигрёнка, собаку Динго, обезьяну, львят, верблюда, белых медведей, зебр, совят, страусёнка и т.д.

Произведение учит тому, что какими бы животные не казались милыми, они все равно по сути опасны. Даже слова такие есть «Я тигренок, а не киска». Следует любить животных, но при этом проявлять осторожность при общении с ними. Главная мысль в том, что все мы разные, и животные тоже разные. К каждому животному нужен индивидуальный подход. В целом то, что животные разные, это намного интереснее, чем если бы они все были одинаковыми. Интересно любить животных, изучать их и их повадки.

Рассказ о том, как Витьке удалось спасти петуха. Если бы не Витька, то петух бы не услышал басню и не закукарекал бы. Витька упросил бабушку не резать петуха, а подождать, пока петух придёт в себя. Сказка учит нас любить животных, помогать им в трудную минуту. Учит не отчаиваться, а надеяться на лучшее. Учит не делать скоропостижные решения, а прежде чем что-нибудь делать, хорошо подумать. Рассказ учит прислушиваться к советам других людей. Витька молодец, спас своего любимого петуха.

Характеристика главного героя Бобки из рассказа «Заплатка». Бобка хоть и хвастливый мальчик, но трудолюбивый, упорный и настырный. Он не бросил зашивать штаны, когда у него не получилось, а распорол и еще раз красиво пришил заплатку. Главная мысль рассказа «Заплатка» выражена в пословице » Терпенье и труд и все перетрут», рассказ «Заплатка» учит терпеливости и аккуратности.

Разделим рассказ «Заплатка» на 3 части озаглавим, план рассказа «Заплатка»

1 Хвастунишка Бобка. Дырка на штанах.

2 Заплатка. У Бобки все получилось.

3 Бобка молодец. Он хочет научиться пришивать пуговицы.

План для пересказа по частям.

Краткое содержание рассказа «Заплатка» для читательского дневника.

Бобка любил гулять в своих солдатских штанах. Штаны были очень красивые, как у настоящего солдата. Однажды Бобка, перелезая через забор, порвал штаны. Все над ним стали смеяться и Бобка просил маму заштопать штаны. Но мама отказалась. И тогда Бобка сам пришил заплатку. С первого раза не получилось, но он не бросил штаны, а зашил. И потом гордо показывал целые штаны и говорил, что теперь он сможет и пуговицы пришить, если понадобится .

Рассказ Льва Николаевича Толстого связан с эпизодом, описывающим взаимоотношения двух собак, одна из которых умеет охотиться на фазанов, а другая мешает это делать. Поэтому главными героями я бы назвала их:

  • Мильтон — умный, добрый пес, который не только не прогнал вторую собаку, а просто перехитрил ее, делая ложные маневры во время охоты;
  • Булька — завистливая и честолюбивая собака, решившая, что она самая умная и сможет заменить Мильтона в охоте на фазанов. Однако, как показал рассказ, и в этом заключена главная мысль произведения, Бульке преподали урок в том, что каждый должен заниматься своим делом и не лезть туда, где не разбираешься.

П.С. можно было бы посчитать самого автора, от лица которого ведется рассказ, главным героем. Однако, мне кажется, что это просто сказитель и своего отношения к происходящему он не демонстрирует, а смотрит на ситуацию со стороны.

Пословица, характеризующая рассказ «Мильтон и Булька, на мой взгляд подходит следующего содержания:

И хотелось бы привести цитаты из классиков, которые также характеризуют основную тему рассказа Толстого:

Как бы Булька не хитрил, но Мильтон оказался хитрее.

Надо гордиться и делиться тем, что имеешь и можешь сделать на пять, а не лезть туда, где есть более сведущие и компетентные «товарищи».

Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

Кабаева Татьяна Кузьминична
воспитатель
Малинский ЦРР-д/с «Ивушка»
городской округ Ступино
Московская обл.

Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»
конспект занятия по развитию речи

Цель: познакомить детей с яркими, поэтическими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке».

Задачи:

образовательные: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить понимать его содержание, обогащать словарь детей.

развивающие: развивать эмоциональный отклик на произведение, развивать звуковую культуру речи;

развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях, развивать речевое дыхание и речевой слух, развивать поэтический слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе.

воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Демонстрационный материал: стихотворения С. Маршака из цикла «Детки в клетке», игрушки животных, игрушка воробья, бумажное полотенце, 2 ведерочка.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.

Загадка. Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра:

-Всех торопит … (воробей).

Воспитатель: – Правильно, воробей.

Воробей влетает, дети здороваются.

Здравствуй, здравствуй воробей

Прилетай к нам поскорей!

Кушать мы тебе дадим

Воспитатель: Воробей, откуда ты прилетел к нам? Послушайте, что ответил воробей.

Загадка. Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём? (Зоопарк).

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое зоопарк?

Воспитатель: Расскажи нам воробей, что ты делал в зоопарке?

  1. II. Основная часть.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Воспитатель читает стихотворение «Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Воспитатель: – Как хорошо воробей, что с тобой ничего не случилось, и ты пришел к нам в гости.

– Ребята, а вы внимательно слушали стихотворение?

– У каких зверей и птиц обедал воробей? (ответы детей).

– Кто чуть не проглотил воробья? (ответы детей).

Воспитатель: Наш воробей у всех почти зверей побывал в гостях, пообедал. Хотите отправиться в зоопарк?

Но прежде, чем отправиться, вы должны знать правила, как вести себя в зоопарке.

НЕ пугайте животных, НЕ дразните, НЕ кормите, НЕ бросайте ничего в животных, НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки. Соблюдайте чистоту и тишину.

Воспитатель: Все готовы? Тогда в пусть!

Раз – два! Раз – два!

В зоопарк идти пора!

Мы идем в зоосад –

Посмотреть на зверят. (ходьба в колонне по одному)

Воспитатель: Вот мы и в зоопарке. И в первом вольере нас встречает тигренок. Не забывайте соблюдать тишину.

Чтение стихотворения «Тигренок»

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Воспитатель: Ребята, тигренок хочет нас напугать. А вы его боитесь? (ответы детей)

Воспитатель: А мы давайте сделаем вид, что его испугались.

Гимнастика для глаз

Крепко – крепко закрываем глаза и открываем,

А теперь посмотрим вверх, вниз, на право, на лево.

Вдруг где-то еще есть тигренок.

А тигренок уже машет нам своим хвостиком, прощается с нами.

Чтение стихотворения «Жираф»

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Воспитатель: А почему жирафу тяжело наклоняться? (ответы детей).

Потому, что у него шея и ноги длинные.

Воспитатель: Вы хотите порадовать жирафа? Давайте покажем ему нашу гимнастику.

Аудио запись. Физкультминутка.

У жирафов пятна, пятна, пятна,

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте прощаться с жирафом.

Чтение стихотворения «Слон»

Дали туфельки слону

Взял он туфельку одну

И сказал: – Нужны пошире.

Воспитатель: Ребята, а для чего слону так много туфелек? (ответы детей. У него четыре ноги, на каждую ногу).

Воспитатель: А вы хотите также порадовать слона? Давайте ему тоже покажем нашу гимнастику.

У слонов есть складки, складки,

складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки,

складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Воспитатель: – Очень хорошо порадовали мы и слона. Давайте прощаться.

Читать еще:  Детские стихи кем стать

Четвертый вольер. «Белые медведи».

Чтение стихотворения «Белые медведи»

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Воспитатель: Ребята, а какую воду любят медвежата? (Ответы детей. Прохладную, свежую).

Воспитатель: – А вы любите водичку? Давайте мы тоже с вами поиграем с водичкой. Опускайте мои ладошки в воду. Какая у вас водичка? (Ответы детей. В одной посуде теплая, в другой холодная).

Воспитатель: – Смотрите, у нас руки были сухие, а стали мокрые. Давайте их снова сделаем сухими. (Дети вытирают руки).

III. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, время уже позднее, нам пора возвращаться в детский сад. Воробей тоже устал, хочет домой, в свое гнездышко. Скажем воробью «до свидания» (Дети прощаются с воробьем)

– Раз – два! Раз – два!

Возвращаться нам пора!

Вокруг себя повернись

В детском саду очутись.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А где мы с вами были? Каких зверей видели? А кто вам больше всех запомнился в зоопарке? (ответы детей).

Воспитатель: Дети, стихи, которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детски в клетке» и мы эту новую книгу поселим в нашем книжном уголке.

А вы запомнили, про кого мы читали в стихотворениях?

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

ГБДОУ №46 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУР

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе

Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»

Воспитатель Завгородняя Марина Васильевна

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе.

Тема : «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»».

Цель занятия : Познакомить с яркими образами животных в стихотворениях С. Маршака из цикла «Детки в клетке»; развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие; Воспитывать интерес к художественно литературе.

— вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений;

— стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения;

— учить понимать его содержание, обогащать словарь детей, развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях;

— воспитывать дружеские отношения между детьми;

— воспитывать доброе отношение к животным;

— развивать эмоциональный отклик на произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;

— развивать звуковую культуру речи;

— развивать речевое дыхание и речевой слух.

Тип занятия : тематическое

Форма занятия : равнозначная, групповая

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»

Продолжительность : 15 минут

Участники : дети.

Возраст обучающихся : 3-4-года.

Оборудование и материалы : Книга стихов С. Маршака «Детки в клетке. Картинки животных: слон, белый медведь, тигренок, обезьяна, верблюд, жираф. Игрушка воробей.

Предварительная подготовка : беседа о зоопарке, рассматривание книг и картинок по теме «Зоопарк», чтение художественной литературы о животных.

Методы и приемы работы с детьми : беседа, игровая ситуация, чтение.

Мотивационный момент:

— Ребята, к нам сегодня прилетел маленький гость. А кто это угадайте.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живет.

Громко с самого утра:

Всех торопит (воробей).

(Воспитатель показывает игрушку воробья)

— К нам прилетел воробей. Давайте поздороваемся. (дети здороваются)

— Откуда ты к нам, воробей, прилетел?

Послушайте, что ответил воробей.

Это очень странный сад.

Звери в клетках там сидят.

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем? (зоопарк)

— Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей)

— Зоопарк – это парк, где живут животные.

— А как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать)

— Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных)

— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке.

Чтение стихотворения «Где обедал воробей?» С. Маршака. (воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении)

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

— Как хорошо, воробей, что с тобой ничего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.

Ребята, кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей? У каких зверей и птиц он обедал?

— Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать – чтобы не напугать животных; не кормить, не дразнить, не бросать ничего в животных, не заходить за ограждения, не прислоняться к нему и тем более не просовывать руки; соблюдать чистоту)

— Только дорога туда будет длинная. Все готовы? Тогда в путь. Сначала мы выполним небольшую зарядку.

Физкультминутка

В зоопарке мы гуляем

И животным подражаем.

Скачет зайка на лужайке,

Мы поскачем словно зайки. (прыжки на месте)

Наклоняться нам не лень,

Щиплем травку как олень. (наклоны вперед)

Птицы крылья расправляют,

Мы за ними повторяем. (рывки руками в стороны)

А пингвин хоть не летает,

Тоже крыльями вращает. (вращение согнутыми руками)

Крутит обруч бегемот,

Тренирует свой живот. (круговые движения тазом)

Медвежата не скучают,

Землянику собирают. (приседания)

Так ребятки и зверятки

Вместе сделали зарядку.

— Поехали в зоопарк (движение по кругу)

— Вот мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину. (воспитатель подходит к картинкам с животными, читает стихотворения С. Маршака из цикла «Детки в клетке»)

Поехали в зоопарк (движения по кругу)

— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.

Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»

— Посмотрите, слон стоит.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

— Что ответил слон?

— Почему слону нудно четыре туфельки?

— Кто запомнил стихотворение о слоне?

— А кто сидит у воды?

— Да, это белые медведи.

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

— Сколько медведей в водоеме? (два)

— Кто меняет воду белым медведям? (сторожа)

А кто там рычит? (тигр)

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не киска!

— Почему нельзя подходить близко к тигру?

— Тигр похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте уйдем подальше от тигра.

— Ой, а кто это прыгнул на плечо? (обезьяна)

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер на пролет

И песенку такую

«На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей.»

— Кто привез обезьяну в зоопарк? (матрос)

— Кого называют моряком?

— Человек, который ходит на корабле, пароходе, называется моряк.

— А кто это там вдали?

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

— Как вы думаете, почему верблюду не дают есть?

— Верблюд может долгое время обходиться без воды и еды, поэтому его не кормят каждый день.

— А что за зверь стоит рядом с верблюдом?

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

— Почему жирафу тяжело сорвать цветок?

— А кто запомнил стихотворение о жирафе?

Заключительная часть

— Ребята, зоопарк закрывается и нам пора возвращаться в детский сад. Воробей решил остаться вместе со своими друзьями. До свидания, воробей. А мы возвращаемся — раз, два, три, вокруг себя повернись, в детском саду очутись.

(Дети садятся на стульчики)

— Вам понравилось наше путешествие?

— Где мы с вами были?

— Каких зверей видели в зоопарке? (ответы детей)

— А кто больше всего запомнился?

— Ребята, стихи которые мы с вами сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.

С.Я. Маршак «Детки в клетке»;

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Завгородняя Марина ВасильевнаНаписать 6737 14.05.2018

Номер материала: ДБ-1590821

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.05.2018 144
    14.05.2018 156
    14.05.2018 386
    14.05.2018 371
    14.05.2018 496
    14.05.2018 754
    14.05.2018 107
    14.05.2018 1676

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чему учат стихи детки в клетке

Сборник «Книги — детям». — М.:
Детская литература, 1975. — С. 68-76.

«Детки в клетке»
(четыре строчки)

Привалова вспоминает, что Маршак сказал однажды: «Если бы я преподавал детскую литературу, я бы взял темой первой лекции самое маленькое стихотворение для самого маленького ребенка» 1 .

Представляю себе, с каким блеском проанализировал бы Маршак «четыре строки для четырехлетнего ребенка» 2 , и хочу попытаться взять тоже как бы для первого разговора его собственные строчки.

Они входят в книжку, которой он дебютировал в детской поэзии, — «Детки в клетке», выдержавшую с 1923 года десятки изданий. Маршак потом многое в ней менял, совершенствовал от издания к изданию, но это маленькое стихотворение оставил в том виде, как оно было напечатано впервые.

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Поначалу все строчки в этой книжке сочинялись как подписи к рисункам художника Сесиля Олдина, заимствованным из какой-то английской детской книги и замененным впоследствии рисунками Евгения Чарушина.

Книжки, в которых печатаются такие стихи, с давних пор называют книжками-картинками. Это самый распространенный и, наверное, один из самых привлекательных видов издания для трех-четырехлетних.

И другие стихи в книжке «Детки в клетке» совершенно в том же роде.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.

Связь подобных строчек с картинкой очевидна, и она даже подразумевается в самих стихах: «Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок», или: «Он сегодня съел с утра Только два таких ведра».

Без сомнения, искусство стихотворной подписи весьма непросто. Сюжетно она зависит от рисунка, и вместе с тем ей необходимо быть законченной, лаконичной и отточенной, чтобы запомниться сразу. Особенность стихотворной книжки-картинки и состоит в том, что, хотя в ней подпись и картинка перекликаются между собой, — ни подпись сама по себе, ни картинка не теряют отдельно своей эмоциональной и художественной ценности. Ибо, хотя они и дополняют друг друга, это все же не две половинки, составившие одно, а два целых, находящиеся в гармонии друг с другом.

Читать еще:  Голубая кофта синие глаза чей стих

Для ребенка смысл этого соединения в том, что, глядя на картинку (всякий последующий раз), он уже слышит знакомые стихи, а слушая стихи, уже видит знакомую картинку. То есть, конечно, он видит гораздо больше того, что нарисовано на картинке, потому что изображение для него не статично, а полнó движения и жизни, но он каждый раз хочет проверить себя и еще раз обрадоваться, отсюда его требовательное «покажи!», когда ему читают книжку вслух. А рассматривая картинку, он шепчет, повторяет про себя строчки подписи, самая музыка, ритм которой вовлекают его в действие, заставляют пережить изображаемое как происходящее на его глазах или даже с ним самим.

Твардовский однажды поделился сомнением, возникшим у него при мысли, что всем известные стихи Маршака будут собраны «под крышкой строго оформленного, приземистого тома». Не проиграют ли они в издании для взрослых? Все-таки мы привыкли их видеть рядом с картинкой, с иллюстрацией, которой во взрослой книге, в Собрании сочинений, естественно, не будет 3 .

Ответ тут очевиден: стихи должны быть подлинными стихами, чтобы не проиграть где бы их ни печатали.

Строчки о слоне как будто независимей от картинки, нежели их соседи по книжке, — скажем, тот же «Тигренок». Но самоценность их не в этом.

Прежде всего это стихи «без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной», что Маршак считал первым условием поэзии для маленьких 4 .

Далее (и это второе его условие), их отличает «свежесть и чистота языка», «ясное чувство формы, цельность рисунка» 5 .

Тут по одним рифмам можно прочесть стихи. Удивление: «слону» — «одну»?! И как требованье: «пошире» — «четыре»!!

А как естественно развит сюжет в четырех строчках! Вам сообщают: «Дали туфельки слону. » И вот что из этого вышло: «Взял он туфельку одну /И сказал: — Нужны пошире, /И не две, а все четыре». Развернуть в четверостишии целый сюжет, не утратив при этом простоты, изящества и естественности, под силу только блистательному мастеру.

Почти каждая подпись в «Детках в клетке» тяготеет к эпиграмме. Зверята как бы сами представляются маленькому зрителю и с юмором демонстрируют свои типичные черточки.

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!

Поэт весело фокусирует характер «детки», придавая ему в глазах ребенка особую привлекательность.

И, наконец, строчки о слоне «полны действия, игры, воображения», что отвечало у Маршака третьему основному требованью к стихам для маленьких 6 .

Несомненно, что любая подпись в этой книжке мыслится как отдельное стихотворение, недаром Маршак дает стихам заглавия, по имени зверя или птицы («Лебеденок», «Эскимосская собака» и т. п., — они как таблички на клетках).

И все-таки не в этих, безусловно важных, но как бы внешних, доступных глазу признаках заключается поэтическое значение разбираемых строк.

Существует ходячее: стихи для детей должны быть и для взрослых стихами. Все правильно, не виршами! И все же это мнение на редкость несправедливо, а вернее сказать, ложно.

Дело в том, что как бы мы ни рассматривали стихи о слоне с точки зрения взрослого, мы все равно не сможем оценить их в полной мере. Потому что-то поэтическое содержание, которое мы видим в этих строчках, неадекватно тому, что видит или, точнее, вкладывает в них ребенок. И в этом непреложный смысл поэзии для детей. Мы лишь можем догадываться о всех чувствах и ассоциациях, какие возникают у ребенка, когда он слышит эти строчки, но знать досконально все — нам не дано. Даже поэт скорее предчувствует их, нежели знает, и чем острее его интуиция (которая и есть составная таланта детского поэта), тем больше обеспечено восприятие его строчек у маленького ребенка.

В самом деле, для взрослого здесь весьма условная и наивная игра смысла, которую он оценивает лишь переключившись на детскую волну. Его восприятие поневоле схематично.

Другое дело — ребенок. Он превосходно ощущает юмор этих строчек, но при всем том и самый сюжет и стихи полны для него одному ему доступного очарования. Это потому, что элемент наивности не только не изъят из восприятия ребенка, но есть в некотором роде его главное читательское оружие.

Для взрослого здесь все просто и незанятно. Дали туфельки слону — ну и что? — а они ему не подошли. Вот и вся сказка. Для ребенка, напротив, здесь очень развернутый и интересный сюжет. (Буду фантазировать.) Жил-был слон. ну, еще слоненок. Он жил в зоопарке. Мы пошли в зоопарк с папой. И сразу пошли к слону. Он ходил по камешкам. У него туфелек не было. Я хотел дать ему свои, и вдруг. пришел дядя сторож. с туфельками. Слоненок взял одну туфельку, посмотрел. и т. д.

Пружину этого восприятия, именно данной маршаковской книжки, объяснила в свое время Марина Цветаева. Говоря, что «Детки в клетке» С. Маршака — из всех детских книг моя любимая», Цветаева далее пишет: «Начнем с названия. Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя» 7 .

Подставлять себя на место почти всякого понравившегося ему персонажа очень свойственно маленькому ребенку. Но здесь, в строчках Маршака, этот путь к тому же прямо указан: «Дали туфельки слону. » Конечно cлону предложили детские туфельки. А кому такая идея могла прийти в голову? Само собой, ребенку. Раз слоненок не обут, — значит, ему нужны туфли. «А если ему дать мои. » Чувствуя веселую несообразность ситуации ребенок вместе с тем не откажет себе в удовольствии примерить собственные туфельки даже слону.

«Дети смотрят на самих себя». Смотрят на таких же деток, как они сами, только звериных. Почему бы не поиграть с ними?

Вы думаете, для малыша это всего только игра (уж если юмор не ускользает от него)? Нет, не только. Здесь присутствует полуосознаваемое желание соотнести таким образом себя, свои размеры с гигантскими, удивительными размерами слона. «Вот если бы я был маленький слоник. «

Поэт для детей и проходит по этой едва уловимой грани между реальностью (она снята юмором) и полуосознанным стремлением увидеть себя деткой в клетке («смотрят на самих себя»).

Невозможно определить, сколько ребенок извлекает из этого сравнения. Если до двухлетнего возраста ему полагается «различать величину предметов независимо от их формы», а позднее — «проверять свои определения на глаз. с помощью условных мерок» 8 , то, пожалуй, одного этого стихотворения достаточно, чтобы поэтически (а это сильней, чем логически) утвердиться в понятиях большой и маленький. Да, слон пока еще маленький, но уже какой большой! Взрослого эта параллель не занимает, но ребенок способен извлечь из нее поэтическое ощущение.

Четыре строчки — а в них весь слон! Маленький гигант, которому не то что туфельки, а неизвестно какая великанская обувь пришлась бы впору. Он не похож ни на одного зверя, его даже не с кем сравнить в мире животных — и вдруг сразу, благодаря четырем строчкам, он приближен к ребенку, приближен настолько, что хоть собственные туфельки ему предлагай. Образ очерчен одним контрастным мазком: гигант — и маленькие туфельки. Кажется, чтó еще может быть мельче в детском обиходе, чем туфельки?

Разумеется, слон для ребенка — существо поэтическое, и его образ он осмысливает через это сравнение именно поэтически.

Маршак избирает лучший способ постижения для маленьких — сказку. Разве вы не заметили, что это слон говорящий, сказочный (как, впрочем, и многие другие зверята в той же книжке)?

Но что значит сказочный для нас — и для ребенка?

Нас, взрослых, слон, когда мы его видим, поражает, — такой он большой и умный. Мы бы, кажется, не удивились, если б он вдруг заговорил. А дети — и подавно. Они знают, что слон может заговорить, потребовать себе что-нибудь. Они уверены, что таинственный служитель, который входит к нему, принес именно то, что слон попросил его принести, и они разговаривают между собой.

Маршак смотрит на слона детскими глазами. И дети смотрят на слона глазами Маршака. Потому что он воплотил в строчках детское мышление: взял и вылил его в идеальную форму.

. Пожалуй, нет в мире поэта, у которого бы не было своего «Зоопарка» (вспомните из русских: Хлебникова, Пастернака, Сашу Черного). Видимо, то обстоятельство, что рядом с нами, в городе, живет экзотический зверь или птица, которого мы можем в любой день увидеть и рассмотреть, для которого мы сами диковинные существа, толпящиеся у клетки, — занимает поэтическое воображение с детства. И, следовательно, зоопарк для поэта — безразлично, детский он или взрослый — тема лирическая, только освоенная по-разному.

Неизвестно, написал бы когда-нибудь Маршак еще и недетские стихи о зоопарке, — так сказать, для себя. Вопрос этот праздный, и не только потому, что как поэт природно-детский он в известной мере уже здесь выразил свое виденье. Не забудем, что «Детки в клетке» — едва ли не первая его книжка для детей и, значит, зоосад — одно из тех мест на земле, куда поэт раньше всего захотел повести ребенка и о котором хотел ему поведать. Причем, в отличие от традиционных циклов о зоопарке он рассказал ему не вообще о зверях и птицах, там обитающих, а лишь о звериных детках, найдя этот ракурс наиболее интересным.

Ребенку приятно, что на одну доску с ним становится сказочный слон. И ребенок сам становится сказочным, поднимается в сказку. Потому что такое бывает только во сне или в сказке, — когда он может протянуть ему туфельки. Это его веселит, радует необычайно.

Так Маршак легко и весело утверждает малыша в мысли, что слон и в самом деле зверь большой и необыкновенный.

Ребенок не упустит случая поиграть с экзотической деткой. Эту игру и передает сюжет.

В основе его, как я уже говорил, лежит истинно детское мышление. Но есть тут и знание, которое условно можно определить как взрослое. Условно потому, что ребенок уже приобщен к этому знанию. Он уже и сам понимает, что раз у слона четыре ноги, то ему нужны четыре туфли. Но детское мышление и знание еще спорят между собой, и как весело спорят! Для маленького ребенка этот спор сам по себе источник радости. Ибо ребенок уже знает, что никакие туфли слону не нужны.

Знает, и все же охотно включается в игру со счетом, которую предлагает ему поэт. Дали туфельки слону. «Одной» — мало! «Двух» — тоже. (Три само собой ни к чему.) «Четыре» — вот сколько нужно слону!

(Кстати, отличная считалка. Так и слышишь детский голосок, который скандирует перед игрой: «Дали/туфельки/слону. «)

Что же, в конце концов, создает тут поэзию? Сюжет — раз. Игра — два. Сказка, с близкой ребенку реалистической деталью (туфельки) — три. Счет — четыре. Разнообразие интонаций, в которых и лукавая ирония, и детская серьезность, и удивление — пять.

Но сколько бы и как бы подробно мы ни перечисляли, что, по нашим понятиям, извлекает четырехлетний ребенок из этого четырехстрочного стихотворения, нам не сказать, не исчерпать всего, чтó он по-настоящему извлечет. Потому что, помимо сюжета и других категорий, поддающихся взрослому логическому анализу, есть в этих строчках — а вернее, между ними — то, что и делает их поэзией. Особой поэзией, для детей.

1. Е. Привалова. У истоков. В сб. «Я думал, чувствовал, я жил. » (Воспоминания о С.Я. Маршаке). М., 1971, с. 160. ↑

4. Письмо поэту Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С.Маршак. Собрание сочинений в восьми томах, т. 8, М., 1972, с. 457). ↑

6. Письмо Вадиму Левину от 5 января 1963 года. (С. Маршак Собрание сочинений, т. 8, с. 457). ↑

7. Марина Цветаева. О новой русской детской книге. Публикация Виктории Швейцер. «Детская литература», 1966, № 6, с. 24. ↑

8. Программа воспитания в детском саду. Изд. 6. М., 1972, с. 45 и 156. ↑

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector