Чему учат стихи токмаковой
Чему учат стихи токмаковой
Ирина Токмакова
«. детская душа умеет слышать звуки иных
незнакомых нам миров, их поэзию, их гармонию»
Ирина Токмакова всегда относилась к детям с уважением, она признавала за малышами определенные преимущества в отношении некоторых душевных и интеллектуальных возможностей. Возможно, поэтому она вошла в детскую поэзию очень легко и непринужденно.
Признавая свободолюбивый нрав малышей, Токмакова никогда в своих стихах не пыталась их переделать, переучить. Пожалуй, главное слово, которое она всегда ставила превыше всего — это свобода. Свобода от бессмысленных нравоучений, свобода творчества и самовыражения.
В стихах для детей Токмакова всегда использовала какие-то фольклорные мотивы. Она вообще очень трепетно относилась к народному творчеству. В ее творчестве много детских стихотворений, в основу которых вошли русские фольклорные образы. Ее излюбленный жанр — это стихи-потешки. Любимые детские эмоции — неподдельная радость и бунт против несправедливости.
Токмакова всегда относилась к написанию детских стихов серьезно. Она словно стремилась доказать, что детская поэзия — дело вовсе нешуточное. Очень часто в своих произведениях она использовала перекличку звуков. К примеру, в строчке «Летний дождь лужи нашел» часто повторяющийся звук «л» имитирует звучание льющейся воды. Это прекрасная тренировка не просто воображения малыша, но и его звукового восприятия.
В детских стихах Токмаковой все персонажи одушевленные, они все имеют свой характер. И это созвучно с детской психологией, когда малыши склонны переносить человеческие качества на любые предметы. У Токмаковой в этом плане примечателен цикл «Деревья», где каждое дерево ассоциируется с тем или иным ребенком: ива всегда плачет, осинка мерзнет даже на солнышке, березке нужно заплести косички, крепкой силе дубка можно только позавидовать и т.д.
Ирина Токмакова прекрасно умеет передавать детские интонации и моментально чувствует малейшие изменения в настроении крохи. Ее лирический герой — тонко чувствующий прекрасное малыш, который в тоже время имеет свое мнение и способен отстоять его при необходимости. Ему знакомо не только чувство безграничной любви, но и всепоглащающей ненависти.
Я ненавижу Тарасова,
Пусть он домой уходит!
В стихах для детей Токмакова вкладывает не только положительные, но и отрицательные эмоции. Ее героям может быть больно, они могут протестовать, упрямиться. Некоторые стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их сочинила не взрослая тетя, а какой-нибудь карапуз. Токмакова использует характерные для детей речевые конструкции, фразы и поговорки.
Токмакова и сама верит в чудо, и доносит эту веру своим маленьким читателям. Это чудо она видит в том, что находится совсем рядом, в каждом предмете, который нас окружает. В ее детских стихах дорога к чуду пролегает через страну «вообразилию».
И хотя поэтесса предпочитает использовать миниатюрные стишки, но одновременно с взрослением ее читателей, объем стихотворений увеличивается.
Букваринск
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
А — аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар,
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофер, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья!
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят усни-трава
Знает сонные слова;
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы:
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.
Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь,
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу.
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой — в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть.
Кто — то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу,
Время быстро пройдет,
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто — то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень — очень давно.
К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит, прямо в дом!
И говорит все об одном:
— Почаще мойте уши!
А мы кричим ему в ответ:
— Мы точно знаем, гномов нет! —
Смеется он : — Ну нет так нет, —
Вы только мойте уши!
В чудной стране
В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Десять птичек — стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки.
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растёт.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка
И крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
Летний ливень лужи налил –
Целые моря!
Дача встала у причала,
Бросив якоря.
Только мой корабль отважный
Борется с волной.
И неважно, что бумажный
Парус надо мной.
Чьи там крики у пруда?
-КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА-КВА-КВА-су, простоКВАши,
Надоела нам вода!
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
На свете есть котята –
Касьянка, Том и Плут.
И есть у них хозяйка,
Не помню, как зовут.
Она котятам варит
Какао и компот
И дарит им игрушки
На каждый Новый год.
Котята ей находят
Пропавшие очки
И утром поливают
Укроп и кабачки.
Котят купить просили
Продукты на обед.
Они сходили в город
И принесли… конфет.
Натерли пол на кухне
Касьянка, Том и Плут,
Сказали: «Будет кухня –
Совсем замерзший пруд».
И весело катались
По кухне на коньках.
Хозяйка от испуга
Сказала только: «Ах!»
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
Весь день играли в жмурки
Котята и кроты.
А бедная хозяйка
Грустила у плиты.
Косили на опушке
Касьянка, Плут и Том.
Нашли в траве щегленка
С оторванным хвостом.
Они снесли больного
К щеглихе-маме в лес
И сделали припарки,
Примочки и компресс.
Ходили как-то к речке
Касьянка, Том и Плут,
Проверить, хорошо ли
В ней окуни живут.
Приходят, а у речки
Лежит стрик судак
И до воды добраться
Не может сам никак.
Скорей беднягу в воду
Забросили они
И крикнули вдогонку:
«Смотри не утони!»
Сказала раз хозяйка:
«Схожу куплю букварь,
Неграмотный котенок –
Невежда и дикарь».
И в тот же вечер дружно
Уселись за столы
И выучили буквы
Касьянка, Плут и Том.
А после, взявши ручки
И три карандаша,
Такое сочинили
Послание мышам:
«Эй, мыши-шебуршиши,
Бегите из-под крыши,
Бегите из подвала,
Пока вам не попало».
И подписались все потом:
«Касьянка, Плут и Том».
Мне грустно – я лежу больной.
Мне грустно – я лежу больной.
Вот новый катер заводной.
А в деревне – лошади.
Папа мне купил тягач,
Кран игрушечный и мяч.
А в деревне – лошади.
Мне грустно – я лежу больной.
Вот вертолетик жестяной.
А в деревне – лошади.
Я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил,
Она сухарь жевала
И головой кивала.
Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили,
Приходил Егорка,
Приносил ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-нáбело отмыли.
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Токмакова Ирина стихотворение «Котята»
Читательский дневник по стихотворению «Котята» Ирины Токмаковой
Автор: Ирина Петровна Токмакова.
Название произведения: «Котята».
Число страниц: 2.
Жанр произведения: стихотворение.
Главные герои: Касьянка, Том, Плут, Хозяйка.
Характеристика главных героев:
Касьянка, Том и Плут — шкодливые, но добрые котята.
Они любят играть и проказничать.
Помогают всем вокруг.
Умные и грамотные.
Хозяйка — добрая и заботливая.
Краткое содержание стихотворения «Котята»
У хозяйки было трое котят — Касьянка, Плут и Том.
Они любили проказничать, но во всём помогали своей хозяйке.
К тому же они спасли маленького щеглёнка и судака.
Хозяйка купила букварь и научила котят грамоте.
А они даже послание написали мышам, в котором указали, чтоб их боялись.
План стихотворения:
- Три котёнка.
- Котята в городе.
- Спасение щеглёнка.
- Спасение судака.
- Букварь.
- Послание.
Основная мысль стиха «Котята»
Главная мысль произведения в том, что грамота всегда пригодится.
Основная идея стихотворения в том, что нужно находить время и на отдых, и на учёбу.
Чему учит стихотворение
Стихотворение учит нас быть умными и грамотными, добрыми и отзывчивыми.
Учит пользе грамоты.
Краткий отзыв о стихотворении «Котята» для читательского дневника
Прочитав этот стих, я подумала о том, как весело можно жить, если у тебя есть добрые друзья.
С ними можно придумать столько увлекательных игр! Но важно и про учёбу не забывать.
Это смешное и увлекательное стихотворение.
Автору удалось рассказать не только про игры и баловство героев, но и про полезные занятия — помощь и учение.
Мне очень понравились три озорных котёнка. Они очень весёлые, но добрые.
Они не забывают помогать хозяйке, а ещё учатся читать и писать.
Я всем советую прочитать этот стих и подумать о том, что весело может быть не только в играх, но и в учении.
Пословицы к стихотворению
- Доброе слово и кошке приятно.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Делу — время, потехе — час.
- Ученье — свет, неученье — тьма.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
Словарь неизвестных слов
- Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
- Жмурки — игра в прятки.
- Припарки, примочки — лечебные процедуры.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Касьянка, Том и Плут,
Сказали: «Будет кухня —
Совсем замёрзший пруд».
И весело катались
По кухне на коньках.
Хозяйка от испуга
Ещё читательские дневники по произведениям Ирины Токмаковой:
- «Купите собаку»
- «Сказочка о счастье»
- Краткая биография Ирины Токмаковой для презентации
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
Елена Николаевна Румянцева
Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
• Развитие артистических навыков.
• Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
• Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
• Социализация детей, расширение границ общения.
• Домик, волшебные деревья.
• Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.
• Презентация, ноутбук, телевизор.
• Детский игрушечный магнитофон.
• Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой).
•Накидки: елка (зеленого цвета) и мушка (серого цвета).
•Игрушки: цветок и жучок.
•Маски: 2 синицы и дятел; гусь, щенок, козел.
• Мнемотаблица для заучивания стихотворения; символические изображения типа воспроизведения стихотворения.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Ритуал начала занятия.
Дети стоят в кругу. Упражнение «Доброе приветствие».
Стоящие по кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом.
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем хором,дружно:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И внимательно глядим.
2. Введение в проблемную ситуацию.
Сегодня утром я получила посылку. Только открыть её я не смогла. Может быть, вы мне поможете? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь есть какой-то листочек. Посылку сможем мы открыть, когда отгадаем загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Когда дети отгадали загадку, воспитатель достает из посылки книгу И. Токмаковой «Поиграем», открывает книгу и предлагает детям поиграть.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
/Руки согнуты в локтях перед собой; ходьба, высоко поднимая колени. /
На машине ехали,
До реки доехали.
/Руки согнуты в локтях перед собой, ладошки сжаты в кулаки и движутся поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулём; бег на месте. /
Трр! Стоп! Разворот.
/Притопнуть ногой, повернуться кругом. /
На реке – пароход.
/Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль. /
До горы доехали.
/Пружинящие полуприседания, руками имитировать бинокль. /
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
В нём мотор гудит:
/Прямые руки в стороны, покачивание корпусом. /
И. Токмакова.
3. Путешествие начинается.
Ребята, где это мы оказались? По-моему, перед нами Чудная страна! Я знаю, что вы умеете слушать, и сегодня вы услышите много интересного. Ведь в этой Чудной стране все – и звери, и птицы, и люди, и деревья – говорят стихами Ирины Петровны Токмаковой.
«Чудная страна»
В одной стране,
В чудной стране,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране.
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова.
У ботинка есть язычок, так почему ему не лакать молоко. У картошки есть глазок, должна же она куда-то смотреть. Отчего бутылке не петь, если у нее есть горлышко? А старинные стулья на гнутых ножках так и просятся в пляс! Что еще может происходить в этой стране? Давайте пофантазируем? Для чего расческе зубы? (Грызть семечки). А у книг есть листочки. Как у деревьев. Вероятно, в этой стране они растут в лесу? Как может забавляться троллейбус? Ведь у него есть рога. (Бодаться). Все это может быть в чудной стране, только надо поверить. Чудная страна И. П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить …
За речкой лес. Далекий лес.
Туда спешу с утра я.
Ключи несу. И все в лесу
… Чтоб лес открыть,
Нужны глаза и уши.
Мои ключи: смотри, молчи,
И примечай. И слушай.
(Перевод И. Токмаковой из И. Свободы.)
4. «Разговоры».
Воспитатель: Одна из книг Ирины Петровны так и называется «Разговоры». Если внимательно прислушаться к звукам, которые наполняют лес,можно услышать лесные разговоры:
… Есть у нас магнитофончик,
Он на тоненькую пленку
Что сказал комар зайчонку,
Тихо, тихо, ни словечка!
Мы нажали кнопку.
Так о чем спросила речка
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете.
И. Токмакова.
В. : Давайте и мы послушаем эти разговоры.
Дети читают наизусть по ролям стихотворения из цикла «Разговоры».
«Разговор большой ели и мушки»
– Ты кому, большая Елка,
В небе пасмурном киваешь?
И не ты ли втихомолку
Тучи с тучами сшиваешь?
– Что ты, глупенькая Мушка,
Я не шью и не тачаю.
Я тихонько на верхушке
Ветер маленький качаю.
И. Токмакова.
«Разговор лютика и жучка»
– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
И. Токмакова.
«Разговор синиц и дятла»
Червячка из глубины,
На дорожку у сосны.
И. Токмакова.
5. «Угадай, зачем?».
Воспитатель по очереди читает строчки стихотворения, дети высказывают свои предположения.
Я насыпал проса.
Взял я в руки палку.
И. Токмакова.
6. Прочтем стихи вместе.
Стихотворение, которое прозвучит сейчас, имеет одну особенность. В нём есть слова, которые повторяются несколько раз. Эти повторяющиеся слова мы будем произносить все вместе, хором.
Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение И. Токмаковой «Медведь».По моему знаку вы должны будете говорить: «…снег, снег».
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
И. Токмакова.
При заучивании используется мнемотаблица.
Давайте попробуем прочитать это стихотворение (или одну строчку)по-разному:
– очень медленно/ быстро;
– очень тихо/ громко;
– так, чтобы всем стало весело;
– так, чтобы всем стало грустно;
– так, чтобы всем стало страшно;
– так, как будто ты спрашиваешь об этом и т. д.
7. «Спляшем и споем вместе!»
Стихи Ирины Петровны Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны, а на одно из них даже написана песня. Она называется «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского).
Звучит фонограмма песни, дети выполняют движения инсценировки под музыку песни.
«Спляшем, Пегги»
У Пэгги жил весёлый гусь,
Он знал все песни наизусть.
Ах, до чего ж весёлый гусь!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
У Пэгги жил смешной щенок,
Он танцевать под дудку мог.
Ах, до чего ж смешной щенок!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
У Пэгги старый жил козёл,
Он бородой дорожки мёл.
Ах, до чего ж умён козёл!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
Ах, до чего жизнь хороша!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
8. «Ура! Подарок!».
Придумывает Ирина Токмакова не только стихи, но и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват!» – весёлое введение в математику. Именно эти книги мы сегодня и получаем в подарок.
9. Путешествие заканчивается.
Подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Вернуться домой нам поможем стихотворение Ирины Токмаковой «Счастливого пути!»
«Счастливого пути!»
(Из голландской народной поэзии)
Карета кое-как ползёт,
Усталый конь её везёт.
Усталый человек идёт,
Рукой с лица стирает пот.
Пусть тот, кто едет и идёт,
Всегда свой путь домой найдёт.
(Перевод И. Токмаковой).
10. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Ребята, наше путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за это интересное путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему,пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго,пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» – таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким пожатием рук.
Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите вверх руки и похлопайте, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Прикреплённые файлы:
irina-tokmakova-p_e5ca8.pptx | 5489,85 Кб |
Конспект организованной деятельности «Путешествие в волшебную страну красок» Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
«Путешествие в зимний лес». Конспект организованной образовательной деятельности по музыке Под песню «Зима» муз. Ю. Лозы в зал забегают дети подготовительной группы. Исполняют танцевальную композицию. Музыкальный руководитель:.
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию «Путешествие в Спортландию» Задачи: 1. Обучающие: – способствовать формированию и развитию знаний о спорте; – продолжать учить выполнять ходьбу и бег с заданием, развивать.
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в страну Геометрических фигур» Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП “Путешествие в страну Геометрических фигур” Цель: закрепить знания детей о.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в Африку» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Путешествие в Африку». для детей средней группы.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по сказкам» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: познакомить детей со свойствами магнита, формировать.
Конспект Организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну Доброты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 «Ладушки» города Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» Цель: Развитие умения находить нестандартные подходы к решению задач. Задачи Задачи познавательного развития: Формировать умение называть.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Цель: Формирование у.
«Путешествие в страну знаний». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Цель: познакомить с составом числа 8 из единиц и цифрой 8 Задачи: Образовательные: 1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки.
Чему учат стихи токмаковой
Новинки
Популярное
На садиковский утренник, на ночь, для развития речи: какое бы назначение вы не выбрали, любому из них идеально соответствуют доброжелательные стихи Токмаковой для детей. Уже не одному поколению знаком цикл «Разговоры», который на понятном малышам языке трогательно описывает маленькие события, взаимодействия всего живого в природе. Тем самым добрые строки учат ребят удивляться и радоваться, замечая удивительные детали, которые взрослые воспринимают как данность.
В школьной программе чтению и разучиванию стихов Ирины Токмаковой отводится время в первом или втором классе, и конечно, эти произведения отличаются от тех, что предназначаются дошколятам: увеличенным объемом, ритмикой, интонационными особенностями. Интересно, что первые стихотворения автор написала в качестве переводов со шведского языка и исключительно для личного употребления. Но благодаря супругу они вышли за рамки семьи, сделав свою создательницу известной на весь СССР.
Имя я щенку придумал
И его видал во сне.
Я мечтаю: вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!
Косили на опушке
Касьянка, Плут и Том.
Нашли в траве щеглёнка
С оторванным хвостом.
Они снесли больного
К щеглихе-маме в лес
И сделали припарки,
Примочки и компресс.
Ходили как-то к речке
Касьянка, Том и Плут,
Проверить, хорошо ли
В ней окуни живут.
Приходят, а у речки
Лежит старик судак
И до воды добраться
Не может сам никак.
Скорей беднягу в воду
Забросили они
И крикнули вдогонку:
«Смотри не утони!»
Сказала раз хозяйка:
«Схожу куплю букварь,
Неграмотный котёнок —
Невежда и дикарь».
И в тот же вечер дружно
Уселись за столом,
И выучили буквы
Касьянка, Плут и Том.
А после, взявши ручки
И три карандаша,
Такое сочинили
Послание мышам:
«Эй, мыши-шебуршиши,
Бегите из-под крыши,
Бегите из подвала,
Пока вам не попало».
И подписались все потом:
«Касьянка, Плут и Том».
И.П. Токмакова. Творческий путь. Стихи для детей. Сказки-повести
Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Она избрала один из труднейших участков — литературу для дошкольников.
Писать она пыталась рано, еще в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.
Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчелы хоровод» появился в I960 г. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.
В 1962 г. выходит из печати сборник «Крошка Вилли-Винки» с пересказами народных шотландских песенок, выполненных в лучших традициях поэтических переводов, утвержденных в детской советской литературе еще в 20—30-е годы К. Чуковским и С. Маршаком. Образ гнома Вилли-Винки, сказочного, но шаловливого и веселого, как ребенок, удался поэтессе так, как будто он всецело 5ыл создан ее творческой фантазией.
Тогда же, в 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой — «Деревья». В нем — девять стихотворных зарисовок о яблоньке, березе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространенных на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребенка. С яблонькой хочется подружиться («Я надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, значит, закаленный»). Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дернули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» — маленькие елочки; березa, если бы ей дали расческу, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.
За книгой «Деревья» последовали сборники «Звенелки», «Где спит рыбка», «Зернышко», «Вечерняя сказка», «Поехали», «Котята», «Кукареку», «Весело и грустно». С. Маршак, оценивая первые творческие шаги поэтессы, отмечал, что в ее стихах есть непосредственное чувство, фантазия и словесная игра; стройность и законченность формы.
В 1967 г. вышел сборник «Карусель», в котором было опубликовано основное из написанного Токмаковой за десять лет. И. Токмакова становится признанным мастером поэзии для дошкольников.
Одним из любимых жанров И. Токмаковой является литературная сказка. «Вечерняя сказка», «Кукареку», «Букваринск», «Котята» стали добрым вкладом поэтессы в воспитание детской души.
«Вечерняя сказка» (1965) вобрала в себя, с одной стороны, традиции литературных сказок, а с другой — фольклорные: в ней угадываются элементы колыбельных песен и волшебных сказок.
Активная роль принадлежит рассказчику. Функцию зачина выполняют строки:
Я целый день бродил в лесу,
Смотрю — уж вечер на носу.
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след
Во мгле орешник потонул.
Затихла сонная сосна.
И наступила тишина:
И клест молчит, и дрозд молчит,
И дятел больше не стучит.
Эти строки создают определенное настроение, способствующее восприятию сказочной ситуации. Здесь нет еще открыто выраженных сказочных образов, но все соседствует с ними, все — на границе между метафорой, олицетворением и антропоморфизацией: ели притихли, дуб уснул, сосна сонно притихла. Ребенок как будто переносится в сказочный лес, который должен ожить и заговорить. И он оживает: ухнула и заговорила сова:
— Уху! Уходит время зря,
Потухла на небе заря.
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна.
Ей ответила вторая. Разговор сов служит завязкой сказочной ситуации. Рассказчик узнает, что совы собираются украсть и превратить в совенка мальчика Женю, который не спит по ночам и, капризничая, кричит:
Не просите меня,
Мальчик этот — сосед рассказчика. Ему пять с половиной лет, он сам умеет есть кашу, рисовать линкор, дрессировать злых собак. Единственный недостаток этого «странного мальчика» — тот, что он «все ночи напролет кричит, буянит и ревет».
Рассказчик, являющийся и героем сказки, хочет спасти Женю — опередить сов. Совы — антагонисты героя в сказке. Но есть и друзья, волшебные помощники. Это дятел, мышь, крот, светлячки, которые все вместе помогают рассказчику найти дорогу в темном лесу и прибежать домой раньше сов. Сказочное испытание завершается благополучно, развязка проста: как только Женя узнал, что совы хотят его заколдовать, он сразу замолчал и с тех пор «как только скажут: «Спать пора», он засыпает до утра».Концовка: «А совы по ночам не спят, капризных стерегут ребят» — не выводит из сказочной ситуации, сохраняя ее как назидание капризным детям, аналогичное тому, что встречается в колыбельных песнях, наподобие «придет серенький волчок, он ухватит за бочок и утащит во лесок».
Итак, в «Вечерней сказке» есть эволюция сказочного фольклора и развитие традиций литературной, авторской сказки. pa ее, как можно убедиться, восходит к композиции народных сказок (зачин, мотив путешествия героя, свой и чужой, антагонистический мир, сказочное испытание, концовка). В то же время в сказке четко проявляется авторская индивидуальность. Прежде всего она выражается в ритме стиха, в его подвижности, изменчивости в зависимости от ситуационных поворотов и характеристики персонажей. То это ритм колыбельной песни (в зачине, например), то наполненный аллитерациями прерывистый ритм (в диалоге сов), то протяжный ритм плача (трижды повторенный монолог мальчика). Необычно дан и образ героя. Это одновременно и герой, и рассказчик, поэтому нет его характеристики со стороны, чужими глазами. Ребенок сам приходит к выводу о том, что это добрый, отзывчивый человек. Трансформирован и мотив путешествия: герой бродит по лесу, не имея определенной цели,— она появляется позже, когда совы раскрывают ему свой замысел.
В 1980 г. был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В одном — стихотворения из сборников «Деревья», «Зернышко», «Где спит рыбка», «Весело и грустно», «Разговоры»; в другом — стихотворные сказки («Вечерняя сказка», «Кукареку», «Сказка о Сазанчике», «Котята»); в третьем — прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».
Несправедливость взрослых по отношению к ребенку — очень серьезный конфликт, который разрабатывается поэтессой в таких стихотворениях, как «Это ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова», «Как пятница долго тянется», «Я могу и в углу постоять». Но и здесь поэзия Токмаковой не утрачивает присущей ей мажорности. Только характер мажорности меняется.
Раньше она была наивным приятием всех новых впечатлений: «Маленькая яблонька, подружись со мной!»; «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»; «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем». Теперь это активное проявление маленьким человеком своей позиции: «Но он же совсем взрослый — не мог он неправду сказать!»; Я ненавижу Тарасова. Пусть он домой уходит!»; «Я не брал эту запонку красную, ну зачем говорите напрасно вы!». Стихи Токмаковой полны внутреннего движения, даже когда они, как в приведенных примерах, представляют собой монологи лирического героя.
Поэзия Токмаковой была диалогична, как отмечала критика, уже в раннем периоде: вопросы и ответы, загадки и отгадки — характерная особенность ее мастерства:
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
В зрелых стихах поэтессы диалогичность становится полемической, меняется ее наполняемость:
Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка
Какое ей тут житье.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит.
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
В каждой строке полемика с бездушием: боль за «ничью» кошку, протест против тех, кто обижает слабых. Поэзия Токмаковой — гуманистическая поэзия, она пробуждает активную доброту, развивается в русле тех нравственных идей, которые были присущи и устному творчеству народа, и классической литературе.
Проза составляет своеобразный раздел творчества Токмаковой. Повести «Сосны шумят», «Ростики Кеша», сказочная повесть «Аля, Кляксич и буква «А», поэтические очерки «Далеко — Нигерия» и «Синие горы, золотые равнины» прочно привлекли внимание детей.
Творческое дарование Ирины Токмаковой многогранно и тем важнее то, что основной адресат ее книг — ребенок дошкольного возраста. Это придает целеустремленность и глубину ее поэтическому поиску, продолжающемуся более четверти века.
Конспект и презентация по теме “Стихи И.Токмаковой”. 2 класс. Школа России.
Конспект и презентация по литературному чтению “Стихи И.Токмаковой”. 2 класс. Школа России.
Просмотр содержимого документа
«s1680766_0»
УМК Школа России
Тема. «Стихи И. Токмаковой
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для развития навыков выразительного чтения, формирование знаний о творчестве И. Токмаковой; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведениями И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»
личностные: воспитание интереса к литературе, с помощью чтения произведений И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»; формирование уважительного отношения к иному мнению
предметные: развитие умений воспринимать текст на слух; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; относить произведения к жанрам по определённым признакам
метапредметные: развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание; овладение логическими действиями анализа, обобщения; развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, определять общую цель и пути ее достижения.
Оборудование: компьютер, проектов, интерактивная доска, презентации, учебник, аудиозаписи
Этапы урока
действия учителя
I . Организационный этап
– Здравствуйте ребята, садитесь
– Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!
II. Актуализация знаний, мотивационный
на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
– Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы с вами на прошлом уроке?
– Какие произведения мы с вами читали?
– Вспомните, кто такой В. Берестов?
– Какое домашнее задание у вас было?
– А сегодня у нас новая интересная встреча с творчеством ещё одной детской писательницы и поэтессы
Расшифруйте слова, уберите ненужные буквы и узнаете фамилию этой поэтессы.
SQИRPDZИLHQWATFODSKMZQAWYKOGBA
III . Открытие новых знаний
– Она родилась 3 марта 1929 года в городе Москве, Токмакова – наш современник. Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста.
Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.
Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга.
И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
– И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова?
– А вот сейчас я предлагаю вам познакомится с поэтессой лично, она вам сейчас прочитает сама свои стихотворения.
– Откройте учебник на с. 153
– Давайте обратимся к первому стихотворению Токмаковой в нашей книге. Как оно называется?
– Что можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию она вам поможет.
– Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.
– Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения
– И так, ребята, что такое плим?
– О чем это стихотворение?
– Чем оно необычно?
– Какое открытие сделал мальчик?
– Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?
– Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?
– Как надо читать это стихотворение?
– Используя памятку выразительного чтения, подготовьтесь читать вслух.
– А сейчас давайте выразительно прочитаем песенку. Какие критерии необходимо соблюдать при чтении?
– С какой интонацией будем читать произведение?
– Ребята, давайте оценим наших читателей. Соблюдали ли они критерии
IV . Открытие новых знаний
– А мы переходим к чтению следующего произведения.
– Прочитайте название произведения
– Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет произведение?
– Давайте послушаем аудиозапись
– Чем оно необычно произведение?
– Кого вам напомнил ботинок?
– А остальные вещи?
– К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?
– Верите ли вы ей?
– Где может находиться такая страна?
– Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
– Чем похожи в стихотворении слова: язычок, глазок, горлышко, ножки?
– Как такие слова называются в русском языке?
– Как это понимать?
– Приведите примеры таких слов сами.
– Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. Какие критерии необходимо соблюдать при чтении?
– С какой интонацией будем читать произведение?
– Ребята, давайте оценим наших читателей. Соблюдали ли они критерии
— Понравилось стихотворение? Почему?
– А сейчас я предлагаю вам, познакомится с еще одним стихотворением Ирины Токмаковой «Где спит рыбка»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
– О чем это стихотворение?
– Вам понравилось данной стихотворение?
– А вы когда-нибудь задумывались, где спят рыбки?
– Как вы думаете, где спят рыбки?
– Давайте выразительно прочитаем стихотворение. Какие критерии необходимо соблюдать при чтении?
– С какой интонацией будем читать произведение?
– Ребята, давайте оценим наших читателей. Соблюдали ли они критерии
V . Итог урока. Рефлексия.
– А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе.
– Что вы узнали на уроке?
– Какие произведения пишет Ирина Токмакова?
– За что вы похвалили бы себя?
– Что у вас особенно получилось?
– Понравились ли вам произведения?
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли
Поднимите руки, если работать вам понравилось, но возникали трудности
Поднимите руки, если вы многое не поняли и у вас возникали трудности
– Ребята, кому за работу на уроке можно поставить 5?
– Почему вы так думаете?
– Спасибо за работу
VI . Домашнее задание.
с. 153-154 Выучить по выбору стихотворение.
Просмотр содержимого презентации
«s1680766_1»
Литературное чтение 2 класс (Стихи И.Токмаковой)
Автор: Исхакова Мария Васильевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 с.Бакалы
Чтобы узнать автора, расшифруйте слово
SQ И R P DZ И L H QW A
T F O DS KM ZQ A WY KO G BA
Расшифруйте слова, чтобы узнать названия произведений (первая строка – тёмные, вторая – светлые)
Тема урока:
Ирина Токмакова «Плим»,
«В чудной стране»
Артикуляционная гимнастика (сначала читаем медленно, потом быстрее и очень быстро)
Купил a б a буся бусы М ap усе
Прочитайте, добавляя окончания слов
Ири… Токмакова родила… 3 март… 1929 года в Моск…. Отец работ… инженером-электротехник…. Мам..– по профессии педиатр, заведовал.. столичным «Домом подкидыше…». Здесь на перв… этаж… и жила её сем…,
другого жил…
попросту не бы….
Познакомься с выставкой книг И.Токмаковой
Гимнастика для глаз
1) Быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5.
2) Крепко зажмурить глаза и считать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, считать до 5.
3) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6.
На с. 153 прочитайте название стихотворения.
– Как вы думаете, о чем оно?
- Проверим, верны ли ваши предположения.
(чтение стихотворения учителем)
– Какое открытие сделал мальчик?
– Что оно значит?
- Как мы будем читать это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение,
Прочитайте стихотворение
Загораю на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе-
Будет их не сто, а двести!
- О чём пойдёт речь дальше?
(чтение стихотворения учителем)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какую страну автор имел в виду?
- Где может находиться такая страна?
Прочитайте текст на стр. 154 сначала молча, потом вслух
Восстанови текст по памяти
В одной __________, в чуднoй __________, Где не бывать тебе и _______, Ботинок черным __________ С утра лакает___________, И целый день в окошко Глазком глядит___________. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером__________, А стул на гнутых ножках Танцует под____________. В одной стране, в чуднoй __________… Ты почему не веришь________?
Итог урока
Домашнее задание с. 153-154, выучить по выбору стихотворение.