0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чьи стихи читает райкин

Стихи советских и русских поэтов читает Костантин Райкин

Только что насладилась изумительным выступлением Константина Райкина. Как он читает стихи! Пожалуй, те, кто слушал, не могут поэзию не любить. Я просто в восторге! И читал он произведения моих любимых поэтов. Я немого повторю их для вас.

Давид Самойлов

А вот и старость подошла

На цыпочках. Глаза прикрыла

Мои ладонями, спросила:

– Кто я? – Не мог я угадать.

Она сказала: – Я могила.

Она была так молода,

Что вовсе страшной не казалась,

Она беспечно улыбалась.

Переспросил: – Ты старость? – Да.

ПЕСТЕЛЬ, ПОЭТ И АННА

Там Анна пела с самого утра

И что-то шила или вышивала.

И песня, долетая со двора,

Ему невольно сердце волновала.

А Пестель думал: «Ах, как он рассеян!

Как на иголках! Мог бы хоть присесть!

Но, впрочем, что-то есть в нем, что-то есть.

И молод. И не станет фарисеем».

Он думал: «И, конечно, расцветет

Его талант, при должном направленье,

Когда себе Россия обретет

Свободу и достойное правленье».

— Позвольте мне чубук, я закурю.

А Пушкин думал: «Он весьма умен

И крепок духом. Видно, метит в Бруты.

Но времена для брутов слишком круты.

И не из брутов ли Наполеон?»

Шел разговор о равенстве сословий.

— Как всех равнять? Народы так бедны,-

Заметил Пушкин,- что и в наши дни

Для равенства достойных нет сословий.

И потому дворянства назначенье —

Хранить народа честь и просвещенье.

— О, да,- ответил Пестель,- если трон

Находится в стране в руках деспота,

Тогда дворянства первая забота

Сменить основы власти и закон.

— Увы,- ответил Пушкин,- тех основ

Не пожалеет разве Пугачев…

— Мужицкий бунт бессмыслен…-

Не умолкая распевала Анна.

И пахнул двор соседа-молдавана

Бараньей шкурой, хлевом и вином.

День наполнялся нежной синевой,

Как ведра из бездонного колодца.

И голос был высок: вот-вот сорвется.

А Пушкин думал: «Анна! Боже мой!»

— Но, не борясь, мы потакаем злу,-

Заметил Пестель,- бережем тиранство.

— Ах, русское тиранство-дилетантство,

Я бы учил тиранов ремеслу,-

«Что за резвый ум,-

Подумал Пестель,- столько наблюдений

И мало основательных идей».

— Но тупость рабства сокрушает гений!

— На гения отыщется злодей,-

Был славный. Говорили о Ликурге,

И о Солоне, и о Петербурге,

И что Россия рвется на простор.

Об Азии, Кавказе и о Данте,

И о движенье князя Ипсиланти.

Заговорили о любви.

Заметил Пушкин,- с вашей точки зренья

Полезна лишь для граждан умноженья

И, значит, тоже в рамки введена.-

Тут Пестель улыбнулся.

Матерьялист, но протестует разум.-

С улыбкой он казался светлоглазым.

И Пушкин вдруг подумал: «В этом соль!»

Они простились. Пестель уходил

По улице разъезженной и грязной,

И Александр, разнеженный и праздный,

Рассеянно в окно за ним следил.

Шел русский Брут. Глядел вослед ему

Российский гений с грустью без причины.

Деревья, как зеленые кувшины,

Хранили утра хлад и синеву.

Он эту фразу записал в дневник —

О разуме и сердце. Лоб наморщив,

Сказал себе: «Он тоже заговорщик.

И некуда податься, кроме них».

В соседний двор вползла каруца цугом,

Залаял пес. На воздухе упругом

Качались ветки, полные листвой.

Стоял апрель. И жизнь была желанна.

Он вновь услышал — распевает Анна.

Николай Заболоцкий

Поэма весны

Ты и скрипку с собой принесла,

И заставила петь на свирели,

И, схватив за плечо, повела

Сквозь поля, голубые в апреле.

Пессимисту дала ты шлепка,

Настежь окна в домах растворила,

Подхватила в сенях старика

И плясать по дороге пустила.

Ошалев от твоей красоты,

Скряга вытащил пук ассигнаций,

И они превратились в листы

Засиявших на солнце акаций.

Бюрократы, чинуши, попы,

Столяры, маляры, стеклодувы,

Как птенцы из своей скорлупы,

Отворили на радостях клювы.

Даже те, кто по креслам сидят,

Погрузившись в чины и медали,

Улыбнулись и, как говорят,

На мгновенье счастливыми стали.

Это ты, сумасбродка весна!

Узнаю твои козни, плутовка!

Уж давно мне из окон видна

И улыбка твоя, и сноровка.

Скачет по полу жук-менестрель,

Реет бабочка, став на пуанты.

Развалившись по книгам, апрель

Нацепил васильков аксельбанты.

Он-то знает, что поле да лес –

Для меня ежедневная тема,

А весна, сумасбродка небес, —

И подружка моя, и поэма.

Николай Рубцов

ЭЛЕГИЯ

Стукнул по карману — не звенит.

Стукнул по другому — не слыхать.

В тихий свой, таинственный зенит

Полетели мысли отдыхать.

Но очнусь и выйду за порог

И пойду на ветер, на откос

О печали пройденных дорог

Шелестеть остатками волос.

Память отбивается от рук,

Молодость уходит из-под ног,

Солнышко описывает круг —

Жизненный отсчитывает срок.

Стукну по карману — не звенит.

Стукну по другому — не слыхать.

Если только буду знаменит,

То поеду в Ялту отдыхать…

Осип Мандельштам

Бессонница, Гомер, тугие паруса

Бессоница, Гомер, тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На головаx царей божественная пена —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер все движимо любовью.

Куда же деться мне? И вот, Гомер молчит,

И море Черное, витийствуя, шумит

И с тяжким гроxотом подxодит к изголовью.

Александр Сергеевич Пушкин

(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги,

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Всё это, видите ль, слова, слова, слова. (1)

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не всё ли нам равно? Бог с ними.

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

— Вот счастье! вот права…

Это маленькая толика того, что читал Райкин

Константин Райкин. Стихи о любви

Уже давно я отмечаю для себя выступления Константина Райкина со стихами. Обычно это бывает на больших концертах, транслируемых каналом КУЛЬТУРА, с участием лучших артистов, певцов и танцоров, с правительством в зале.

Читать еще:  Стихи любимой девушке когда она болеет

raykin2.jpg

И вот выходит Константин Райкин – и читает стихи. И я – в совершенном обалдении (не уверена, что в синхроне с членами правительства!) Де ло в том, что читает он. нет, не так. Чтением это не назовешь, даже трудно назвать исполнением.

Такое впечатление, что он ставит себя на место автора, родившего этот стих, и извлекает его из самого нутра, еще первобытный, в родовой слизи. В этом процессе участвуют и тело, и руки, и, естественно, все регистры и модуляции голоса.

В начале февраля по каналу КУЛЬТУРА показали небольшой поэтический концерт Константина Райкина. Это называлось «Избранные стихи» — и действительно было избранными стихами. Авторы и стихи «избирались» самим исполнителем на основе его предпочтений и пристрастий. Согласитесь, — интересно. Когда еще узнаешь, каких поэтов и что именно из их наследия любит большой артист.

Нужно сказать, что всегда относилась к Константину с некоторым предубеждением. Мне казалось, что многое он делает «вопреки отцу», прекрасному Аркадию Райкину». Мне не очень нравились его поздние драматические работы на театре, в моем сознании жил его легкий и пластичный образ – такой, каким он был в пору юности, веселый и бесшабашный танцор, экcцентрик, с некрасивыми – особенно в сравнении с отцом – чертами лица, но с такой яркой улыбкой, такой бешеной энергетикой, что ты поневоле подпадал под их воздействие.

1442784819_arkadiy-raykin.jpg

С годами в этом лице все больше проступала тяжесть, милота юности уходила, череп обнажился, теперь ему больше подходили роли злодеев, сильных и мрачных характеров.

Видела несколько спектаклей в «Сатириконе» и в других театрах – и везде, как мне казалось, он слегка переигрывал, используя эксцентрику. Однако то, что большой актер, было видно всегда. И вот что еще добавлю.

Похоже, у Райкина нет никаких проблем с памятью, она у него бездонна и свободно вмещает все, на что упал его взгляд. Он не ошибается, не путает, не напрягается, силясь вспомнить. Такая память – дар Божий!

Чтение стихов — еще одна грань таланта, и здесь, как кажется, мало кто из сегодняшних артистов может тягаться с Константином Райкиным. Разве что Юрский (написано ДО смерти Сергея Юрьевича Юрского).

Итак, концерт на канале КУЛЬТУРА. Артист выбрал для себя интересный наряд. Элегантный черный фрак, белая манишка, кирпично-красная бабочка на шее и такого же цвета уголок платка, выглядывающий из кармана. Стильно, очень ему идет и как-то хорошо подходит к чтению стихов.

Поневоле вспоминается итальянец-импровизатор из пушкинских «Египетских ночей», чей наряд вначале вызвал у Чарского недоумение, но оказался весьма уместен на концерте. ( К сведению читателей, фальшивого алмаза в петлице у Райкина не было).

Nikolay_Zabolockiy.jpg

Что за поэты читались? Пятеро. Заболоцкий, Рубцов, Мандельштам, Гумилев и Лопе де Вега.

Довольно неожиданная подборка. Из двух последних поэтов было прочитано по одному стихотворению. Больше всего стихов выпало на долю Мандельштама. По всему, этот — из любимых.

Обо всех поэтах Константин сказал несколько слов.

О Заболоцком, который, попав в ГУЛАГ, несмотря на пытки и истязания, никого не выдал из своих друзей.

О Мандельштаме, умершем в лагере под Владивостоком и оставшемся без могилы, а до того, в последнем письме, просившем прислать хоть немного теплых вещей.

О Рубцове, с его сиротством и неустроенностью, так рано погибшем и такой дикой нелепой смертью!

А предварил Константин Аркадьевич свое чтение «мартирологом», напомнив своим слушателям, что не один большой российский поэт не умер естественной смертью — всех или убили, или затравили.

Скажу в этой связи, что в Советском Союзе предпочитали не акцентировать преследования поэтов.

Помню, в 10-м классе я делала доклад о Заболоцком. В книге с его биографией ничего не было ни о лагере, ни о том, что поэта взяли практически «за стихи» («Столбцы»). Да что говорить! О бездомном бесприютном Мандельштаме тогда писали, что они с женой любили менять местожительство и вели кочевой образ жизни.

Osip_Mandelshtam.jpg

Недаром у меня, школьницы и студентки филфака, было постоянное ощущение, что я не знаю истории своей страны и судеб ее писателей, а так хотелось проникнуть за забор из умолчаний и сознательного вранья, узнать то, что тщательнр скрывалось идеологической обслугой. Сделать это удалось только с Перестройкой.

Однако я отклонилась в неправильную сторону. Сегодняшяя моя колонка, выходящая в День Всех Влюбленных, не должна быть драматичной.

Константин Райкин читал много мандельштамовских стихов. Разных. В том числе драматических. Но в день Святого Валентина мне хочется коснуться только любовных стихов Мастера, с которых начал артист. Константин прочитал любовное стихотворение Осипа Эмильевича, написанное тем в 18 лет.

Вот несколько фраз, записанных мною за Райкиным: «Гениальный, ни на кого не похожий, таинственный. Врожденное мастерство. Никто так не писал о любви. Ахматова о нем: «Лучшие любовные стихи 20-го века».

Соглашусь со всем. И скажу, что в 19-м веке был только один поэт, писавший такие же прозрачные, нежные, как дыхание ребенка, любовные строчки. Это Лермонтов.

Nikolay_Gumilev.jpg

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке

Встречу ль глаза твои

Душа им навстречу

Из груди просится,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Мужчины, не правда ли в День всех влюбленных именно такие стихи хочется читать возлюбленным и женам?! И главное – именно такими они представляются.

Не знала стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка», единственного прочитанного Райкиным из всего наследия Гумилева. И действительно, оно из лучших у поэта. Приведу его полностью:

Волшебная скрипка

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

Читать еще:  Стихи цветаевой откуда такая нежность

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Дорогие женщины, согласитесь, молодой Скрипач — редкостно романтичен. Позднее Александр Грин создаст своего капитана Грея, приплывшего к Асоль на корабле с алыми парусами. Возможно, вы, как многие сегодня, с усмешкой воспринимаете все «романтическое». Ахматова отзывалась о вещах Грина: «Перевод с иностранного».

Но разве ее муж, Николай Гумилев, не был романтиком? И разве нам с вами не хочется, чтобы наш спутник был мужествен и бесстрашен?

Пишу и думаю, что новые поколения, вполне возможно, вместо «мужественный и бесстрашный» поставят какие-то другие эпитеты, например, «пробивной и богатый» или «обеспеченный и изворотливый». Но нет, говорю я себе, повсеместно такого быть не должно, ведь, если мужчины перестанут нести в себе главные мужские черты, человеческий род просто выродится.

Поэтический концерт Константина Райкина, в согласии с моей праздничной колонкой, кончился отрывком из монолога влюбленного испанского кавалера, посвященного Любви. Итак, Лопе де Вега , пьеса «Дурочка» в переводе Марка Донского.

Об авторе и переводчике Константин говорит одинаково – «гениальный». И вообще ставит Лопе де Вегу в один ряд с такими гениями, как Шекспир и Мольер. Прислушайтесь к этим стихам – мудрые и одновременно веселые — они учат развлекая. Что до Любви, которой пропет в них дифирамб, то последняя ее характеристика кажется мне самой замечательной: «И тот, к кому пришла она, невеждой быть уже не сможет».

Но приведу весь отрывок:

Любовь, сеньоры, это гений,

Тот дух, который мы зовем

Вселенским разумом. Лишь в нем

Источник всех людских свершений,

Всех наших помыслов и дел.

Любовь нам открывает дали.

Не от нее ли мы узнали

Нам предназначенный удел?

Любовь божественна. Платон

Так поучал; того же мненья

И Аристотель. Вот сужденье,

Бесспорное для всех времен.

Любовь рождает созерцанье,

Приходит следом восхищенье

И порождает размышленье.

Итак, любовь родит познанье.

Любовь нам суть открыть сумела

Ремесл, художеств и наук;

Твореньем каждым наших рук

Мы ей обязаны всецело.

Любовь — живой воды струя,

Путь к справедливости и счастью;

Она своею неясной властью

Дает законы бытия.

Любовь, сплотив людей в народ,

Жить учит мирно и достойно,

И то, что разрушают войны,

Она опять воссоздает.

Любовь растит плоды земли

И птичьи вдохновляет хоры;

На океанские просторы

Она выводит корабли.

Любовь зовет к деяньям славы

И указует нам пример

Изящных вкусов и манер.

Любовь шлифует ум и нравы.

Любовь поэзию открыла,

Нас в царство музыки ввела

И живопись изобрела.

Любви живительная сила

Волнует, будит и тревожит:

Любовь — враг тупости и сна,

И тот, к кому пришла она,

Невеждой быть уже не сможет.

(Перевод Марка Донского)

IMG_0462.jpg

Моя колонка плавно спланировала от концерта Константина Аркадьевича Райкина ко Дню святого Валентина. Ведь о самом человеческом из всех чувств лучше всего говорить стихами.

С праздником — Днем всех влюбленных, — дорогие читатели!

ПриветСочи

Константин Аркадьевич Райкин «Самое любимое»

«Когда я понял, что не стану чемпионом мира, я решил наказать спорт своим отсутствием» — вот так мировой спорт лишился очередного чемпиона, зато мир театральный и творческий приобрел прекрасного артиста, режиссера, преподавателя Константина Аркадьевича Райкина. Вчера на сцене Зимнего знаменитый театральный деятель представил моноспектакль «Самое любимое». Как ясно из афиши, это представление-монолог с единственным исполнителем, и, как утверждают многие артисты, нет ничего сложнее, чем играть в театре одного актера. Когда нет возможности спрятаться за других артистов, декорации, музыку, раствориться в тумане из дым-машины. Все твои эмоции, чувства, неискренность или просто дурное мастерство тут же вылезут наружу и будет видны зрителю. Но К. Райкин артист того уровня, который легко справляется со своей задачей. А задача, как мне показалось, была непростая – вытащить зрителя из его обыденной жизни, поделиться с ним любимыми поэтическими произведениями и заставить его прочувствовать весь гений, простоту и красоту стиха.

Райкин — профессионал. Нынешний зритель трудно раскачивается, поэтому артист, как опытный психолог, сначала располагает его к себе, делится личными историями, (о том, как провел детство в театре, как убирал за животными в зоопарке, как упорно не хотел стать актером, как сдавал экзамены в театральное училище им. Б. Щукина), и все это артистично, с юмором, пантомимами. Зритель смеется. Немного успокаивается (обещали ведь серьезную поэзию: Мандельштам, Пушкин, Заболоцкий, и даже, о Боже, Лопе де Вега!, а тут такой милый Райкин травит байки со сцены). Зритель растекается в кресле, обмякает – и вот он, готовенький, воспринимает артиста уже как своего друга и готов безоговорочно внимать ему. Изящное решение, выполненное с невероятным мастерством (это нам кажется, что просто вышел и рассказывает о своей жизни, ан нет, тут кроется четко продуманный текст, отработанные жесты и вообще отточенная театральная постановка).

И вот такого расслабленного, тепленького зрителя Райкин начинает постепенно «приподнимать». Честно признается: «Папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней». Когда мне исполнилось пятьдесят, я принял решение: не ездить по миру с концертами – просто работать в театре, а если и выступать, то только читать стихи.» Вот оно, признание, всегда читай стихи, «имеющий уши, да услышит». И еще одно признание: «Я всегда считал, что надо ставить немыслимые задачи и костьми ложиться, чтобы их решать». Поэтому неважно, что вы, может, совсем не понимаете Мандельштама и искренне считаете Пушкина скучным, и стесняетесь признаться в этом окружающим, важно, что вы пришли сегодня сюда, оторвались от своих повседневных дел, потратили деньги и время и открыты поэзии. Райкин, как говорит нынешняя молодежь, вас «проймет». Даже самого толстокожего зрителя тронет его невероятный магнетизм. Активные жесты, резкие гримасы, какая-то просто невероятная амплитуда вращения глазами и голос – от рычащего тигра до тоненького женского фальцета. Для меня все было слишком чересчур, но я человек, к поэзии в принципе восприимчивый, даже когда школьник с унылым лицом монотонно читает есенинскую «белую березу под моим окном», у меня теплеет на душе. Вчера зритель был доволен. Райкин не нагружал редкими произведениями, большинство стихов было знакомо, в самый раз, чтобы вспомнить, обрадоваться, прочувствовать. У Заболоцкого «Некрасивая девочка», у Мандельштама «Нежнее нежного», программное «За гремучую доблесть грядущих веков. », у Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне. ». Небольшие комментарии о самих поэтах. Все очень четко дозировано: об авторе, чтобы не отвлекаться, но в то же время задать нужное направление восприятия; самих авторов – немного, чтобы завтра мы смогли вспомнить, чьи стихи вообще читали; по жанру — и лиричные (Д. Самойлов «Снегопад»), и юмористические (чего стоит рубцовская «Коза»! «Побежала коза в огород./ Ей навстречу попался народ. / — Как не стыдно тебе, егоза? — / И коза опустила глаза. / А когда разошелся народ, / Побежала опять в огород.). И по объему как раз столько, чтобы не заскучали. Отвешено, как в аптеке – чтобы не было слишком много, и посмеяться, и погрустить, чтобы до конца держать внимание зрителя.

Читать еще:  Стихи как я рад тебя видеть

Снимать было запрещено, потому фото и видео из Интернета. Здесь Райкин читает стих Давида Самойлова «Гость у Цыгановых».

Большое спасибо. Огромнейшее спасибо Константину Аркадьевичу за такой выбор, подачу, игру. «Счастье – это не станция назначения, это способ путешествовать», вспоминал он вчера цитату. Так вот я вчера в своем путешествии отмотала не один десяток километров с таким талантливым и душевным спутником.

Под конец артист галантно польстил залу, вспомнив статистику, что в театр ходит меньше 10% населения. И как он рад, что ему приходится общаться с этими лучшими десяти процентами. А для тех, кто хочет принадлежать этой особо отмеченной аудитории, небольшой анонс мероприятий Зимнего театра на ближайшую неделю:

Органный зал, 27 марта (воскресенье), 17:00
«Органный хит-парад». Прозвучат сочинения Д.Букстехуде, И.С.Баха, А.Вивальди, Г.Перселла, Б.Черногорского, Ш.Видора.

Зимний театр, 27 марта (воскресенье). 19:00
Комедия «Он в Аргентине». Жизненная комедия с Татьяной Васильевой и Еленой Воробей.

Органный зал, 1 апреля (пятница), 19:00
«Сергей Прокофьев». Концерт Сочинского симфонического оркестра к 125-летию со дня рождения великого композитора.

Зимний театр, 1 апреля, 19:30
«Царский подарок». Комедия с Николем Добрыниным и Екатериной Волкововой.

Зимний театр, 2 апреля (суббота), 11:00 и 13:00
«Приключения в заколдованном лесу». Музыкальная сказка для детей и взрослых с фокусами и фейерверками.

Органный зал, 2 апреля (суббота), 17:00
«Органа чарующие звуки». Концерт органной музыки.

Зимний театр, 2 апреля (суббота), 19:00
«Жизнь и судьба». Премьера мюзикла о любви с творческим трио звезд театра и телевидения Эдуарда Шульжевского, Глеба Матвейчука и Анастасии Макеевой.

Органный зал, 3 апреля (воскресенье), 17:00
«Из глубины веков». Вечер органной музыки.

Зимний театр, 3 апреля (воскресенье), 19:00
Балет «Спящая красавица». Имперский русский балет под руководством Гедиминаса Таранды.

Константин Райкин: «Стихи сродни молитве»…

«Стихи сродни молитве. Их нужно читать вслух, а не глазами», — сказал народный артист России, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, обращаясь к своим поклонникам во время поэтического моноспектакля «Обычные слова». Выступал народный артист России на сцене Брестского областного общественно-культурного центра.

Константин Райкин.

Такой подарок брестчанам сделали организаторы международного театрального фестиваля «Белая Вежа», проходившего в городе над Бугом с 8 по 15 сентября, пригласив великого артиста выступить в заключительный день МТФ.

Два часа Константин Аркадьевич без перерыва читал и восторгался стихами своих любимых поэтов, которые в разные годы были опальными в России. И все это время он не давал публике отвлечься от сцены, хотя бы на миг, «структурируя» ее.

Перед началом спектакля несколько раз предупредили о запрете съемок и звонках мобильных телефонов, которые отвлекают зрителей и мешают артисту, а иногда «даже срывают концерты».

Но через час в одной из пауз в абсолютной тишине зала все-таки раздался телефонный звонок. Тогда Райкин, слегка раздраженный, как показалось, бросил в зал фразу: «Ну ответьте же, наконец». А спустя несколько минут артист сделал замечание поклоннице, втихаря включившей камеру.

— Это как на праздник Крещения, когда после прочтения молитв и освящения вода становится праздничной и лечебной, и вы структурируетесь. Господь Бог запоминает, что вы два часа здесь структурируетесь. Это – духовная поликлиника. Два часа пройдет, и вы забудете об этом. У меня такая модель, она правильная, — отметил артист, поясняя почему надо отвлечься от всего и посвятить себя стихам.

— Вот Николай Рубцов. Ни одного лишнего слова, и сразу в цель, — сказал Райкин и прочитал «Ласточку», а затем другие яркие стихотворения поэта, включая «Козу»:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

— Как не стыдно тебе, егоза?

— И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород.

— Рубцов погиб в 35 лет. Он — детдомовский парнишка из Вологодских краев. Отец ушел на фронт, мать умерла. А его стихи – мощнее сердечной мышцы. Он пел их под гармонь, чтобы снять пафос. (…) Стихи нужно читать вслух. Это очень очищает. Люди очень меняются, когда звучит искусство, — отметил Райкин.

Один из блоков был посвящен великому поэту Осипу Мандельштаму. Опасные книги опального поэта хранились в семье Райкиных, их читали. На них воспитывался Константин.

— Никто так не пишет о любви как Мандельштам. Ахматова сказала о нем наперед: «Лучше о любви никто не напишет». И ведь не написал. В 18 лет Осип пишет стихотворение «Нежнее нежного лицо твое», — сказал артист публике и прочитал проникновенные строки, цепляющие за живое…

— Но какая страшная судьба у него. Никто не знает где его могила. Убит, закопан в асфальт? (…) Он был светлым человеком, — рассказывает о жизни Мандельштама Райкин. – А ведь его арестовали за стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Он мог отказаться от своего авторства, но не сделал этого.

— (…) Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

Так же искренне Константин Аркадьевич читал стихи и рассказывал о жизни и творчестве Александра Пушкина, Николая Заболоцкого, Лопе де Веги и других поэтов.

— Беларусь – это отдельное место, святое, — сказал артист, развивая тему единого культурного пространства. – Так меня научили родители. (…) Я абсолютно интернациональный. Есть народы прекрасные, и есть очень прекрасные. Поэты ХХ века – гордость национальной культуры, — резюмировал артист.

В конце вечера гостю вручили диплом участника МТФ «Белая Вежа».

Напомним, за два часа до выступления Константина Аркадьевича в зале ООКЦ студенты 3 курса театральной школы сценических искусств Константина Райкина дали спектакль «Школа.Метро.Сны», который как и моноспектакль их педагога произвел фурор в заключительный день «Белой Вежи-2019».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector