Чьи стихи нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется
27 февраля 1869 поэт Федор Иванович Тютчев создает знаменитое стихотворение:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
От этих строк мы и оттолкнемся, начиная разговор о силе слова.
По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, всем что нас окружает. Вспомним у Н. Гумилева (стихотворение написано в 1921 году):
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Словом можно ранить, а можно исцелить человека. «Доброе слово и кошке приятно».
Но, к сожалению, человек часто не ценит дара слова или пользуется им в корыстных целях. Вспомним недавние «группы смерти» в соцсетях, когда с помощью дистанционного вербального воздействия, с помощью слова молодых людей подталкивали к самоубийству.
Мы часто не задумываемся над тем, какой великой силой может обладать слово, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому Тютчев призывает быть осторожными просчитывать последствия сказанного. И наш ограниченный разум порой не в состоянии всех этих последствий оценить. Стихотворение Гумилева заканчивается словами:
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Мертвые слова… как часто мы их произносим! Говорим бездумно, безответственно, безапелляционно. И в этом случае слово превращается в игрушку, теряет свою благодать, возвышенность, силу. Человек сам перестает верить в эту силу, а значит, теряет дар произносить слова откровения.
Как бы разрушая высокий пафос стихотворения Гумилева, позднее поэт Николай Глазков пишет стихотворение, в котором есть такие строчки:
И я сказал:
– Дождь! Не иди!
Ты видишь: я иду!
С любимой я, а не один,
Имей её в виду!
Поэта дождь послушался
И капать перестал,
Лишь ручейки да лужицы
Омыли тротуар.
Тогда любимая, смеясь,
Спросила вдруг:
– Какая связь
Между дождём и словом? –
И я хотел ответить ей,
Что я, поэт, сильней дождей.
Но дождь закапал снова.
И в этом, на наш взгляд, трагедия современного человека, утратившего способность говорить так, чтобы слово выражала суть понятий.
Возьмем, к примеру, слово «любовь», слово, которое в силу частоности употребления кажется нам истертым, потерявшим свой глубокий смысл. В этимологическом словаре Л.В. Успенского читаем: «Любо;вь. Начало слова в прилагательном «любъ» — «милый», «желанный».
Словарь Ожегова дает нам шесть значений:
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Даже этот перечень значений показывает, как нивелировалось понятие, как обесценивалось слово в процессе употребления.
Но и сейчас внимательный к слову человек способен увидеть глубинный его смысл, понять, почувствовать его красоту и мощь. В этом смысле показательно слово «чаять», которое если вдуматься, содержит в себе несколько семантических пластов: это и ждать, и надеяться, и уповать, и полагаться, и верить в лучшее, причем все это – с радостью и воодушевлением (ср.: нечаянная радость, нечаянная встреча). Отнюдь не случайно «Символ веры» православных христиан заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Прежде, до «девальвации» в языке (в которой виновны его носители, то есть мы с вами) любое слово имело более высокую цену. Человек до грехопадения с помощью слова мог повелевать миром: Адаму Господь Бог дал право назвать всех животных и птиц с Земли. Этим даром совершения чудес с помощью слова обладали ветхозаветные пророки.
Но тогда возникает вопрос, чьей силой и во имя кого человек мог с помощью слова управлять миром, определять, систематизировать все, что его окружает? Очевидно, что во имя Того, Кто создал человека, то есть во имя Творца. Гумилев пишет:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Вот об этом мы не следует забывать. Слово – дар Творца человеку. Более того, в Евангелии сам Господь называется словом (по-гречески «Логос»). Словом Господь создал Вселенную, и людям было принесено благое слово, благая весть (по-гречески «Евангелие»). И этот дар исцеления словом, благим воздействием на человека и окружающий мир обладали апостолы.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3,2). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф.12,36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12,37).
Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.
А.С. Шишков возводил этимологию слова «человек» непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно). Вот на какую неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1-3).
И еще: слово, русский язык, русская речь являются ниточками, соединяющими нас с культурой, традициями своего народа, с нашими предками. Слово выполняет объединяющую, скрепляющую нас как нацию функцию. Известный писатель, филолог-языковед Василий Давыдович Ирзабеков пишет: «Подлинное взросление человека нередко наступает с момента, когда он начинает понимать себя, подлинную мотивацию собственных мыслей и поступков, их происхождение. Наверняка родословные древа заключают в себе, помимо иных, еще и эту функцию. Насколько же важно в этом контексте осознание своих подлинных корней — а значит, и духовных корней целой нации».
Таким образом, человек, плохо знающий родной язык, не желающий его изучать, добровольно отказывается от своих корней, а значит, теряет источники, питающие его силы, становится похож на перекати-поле.
У нас должен быть общий язык, великий и могучий, благодаря которому мы будем понимать друг друга, находить компромиссы, благодаря которому мы будем оставаться сильными, способными достойно пережить не только радостные моменты, но и трудные времена. Скажу больше, сохранение родного языка есть задача государственного масштаба, средство сохранения нации, путь выживания россиян.
В этой связи закончить мне бы хотелось стихотворением Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое (что очень символично) написано в самые страшные для нашей страны времена – в 1942 году:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Федор Тютчев — Нам не дано предугадать: Стих
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать» было написано в 1869 году. Впервые опубликовано было лишь в 1903 году, в сборнике «Северные цветы». Произведение представляет собой философское размышление поэта на тему общения и взаимоотношений в обществе.
Основная мысль
Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…»,
Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.
Структура стихотворения
Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» поэт написал, используя классический четырехстопный ямб, с характерной кольцевой рифмой. Чтобы подчеркнуть и выделить главную мысль он использовал анафоры, метафоры и сравнения.
По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.
Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.
Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.
Вывод
С момента написания стихотворения «Нам не дано предугадать» прошло больше века, все метафоры и многие слова, которые использовал поэт во время написания своего произведения давно потеряли актуальность и по праву считаются устаревшими. Несмотря на это, сама тема и идея стихотворения на сегодняшний день как никогда актуальна и востребована в современном обществе. Любой человек, который прочитает данное творение автора прочувствует каждую мысль и эмоцию, вложенную в написание строк и примет их близко к сердцу, задумавшись о главной теме стихотворения.
Нам не дано предугадать
Ф. Тютчев.
“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. “
Нам не дано предугадать,
судьбы крутые повороты
её падения и взлёты
Нам не дано предугадать.
Нам не дано себя понять,
какими будем через годы,
как не познать каприз природы.
Нам не дано себя понять.
Нам не дано, увы, узнать,
чем наше слово обернётся,
когда последний день прервётся.
Нам не дано, увы, узнать.
Нам не дано вернуть назад
весны прелестное дыханье
и детских лет воспоминанье
нам не дано вернуть назад.
Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло.
Коль не дано, так будем ждать.
А так ведь хочется узнать.
Рейтинг работы: 105
Количество отзывов: 15
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 84814
Добавили в избранное: 1
© 28.02.2010г. Мартемьянов
Свидетельство о публикации: izba-2010-151985
- ««
- «
- 184
- 185
- 186
- 187
- 188
- 189
- 190
- 191
- 192
- »
- »»
Индрик 29.12.2019 04:11:59
Отзыв: положительный
Наше слово
Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся,
И нам молчание даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.Тютчев
“Нам не дано…”
бессилья крик
И крик Души исторгнул Тютчев.
Дано ли нам познать Могучий,
Великий, Вечный наш язык?
Да, нам дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Когда оно от Бога вьётся –
Осмысленна и благодать.
Пока духовные отцы
И мы
о Сути слов гадаем,
Их Сокровенный Смысл не зная,
Все мы – Духовные слепцы.
Да, нам дано предусмотреть,
Как наше слово воплотится –
Уйдёт в песок? Взлетит, как птица?
Что в Мир несём мы – Жизнь иль Смерть?
Словесной твари высший долг –
Распознавать Язык Небесный
И с ним сверять наш строй словесный,
Чтоб понимать в Природе Толк.
Чтоб знать, не веря наобум, –
В начале был Язык у Бога,
Устроенный порядком строгим,
И Слово первое – о, Ум!
И Белосветный сей Язык
Созвучен с Русской дивной речью,
Что Правду Бого-Человечью
Хранит в листах Священных книг.
Русь! В Слове
Истины держись
И знай, как отзовётся Слово!
Живи и нравно и толково,
Ведь в Слове Русском
дышит Жизнь!
Нам не дано предугадать…
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020
Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт. Темы, которые он затрагивал в своих стихотворениях, актуальны и по сей день. Таково, например, произведение «Нам не дано предугадать». Для ознакомления с творчеством Тютчева предлагаем прочитать анализ приведённого стихотворения по плану. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!
История создания
Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.
Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.
Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.
Жанр, направление, размер
«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.
Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.
Композиция
Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.
- В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
- Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.
Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.
Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.
Темы, проблемы и настроение
Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.
Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.
Основная идея
Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.
Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).
Средства выразительности
Тютчев использует довольно мало художественных приёмов. Среди них:
- развёрнутое сравнение («как нам даётся благодать»),
- метафора («слово… отзовётся»),
- анафора («как, как»).
Значительную роль играет и возвышенная лексика, подчёркивающая ценность мысли, высказанной автором.
Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.
Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.
Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.
Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.
Сравнение – “как нам дается благодать“.
Метафора – “слово наше отзовется“.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»
Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.
Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.
Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.
Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.
Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.
Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.
К-во Просмотров: 8663
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!
История создания
Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.
Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.
В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.
Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.
В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.
«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза
Композиция
Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.
В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.
Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)
Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.
В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.
Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)
Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.
Рассмотрим первые две строки стихотворения:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.
Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.
Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.
Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.
В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.
Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.
Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.
Вклад поэта в наследие русской литературы
Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.
Средства выразительности
Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.
Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.
Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.
Основная мысль
Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:
«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,
Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.
Роль и значение стихотворения
Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.
Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.