0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чьи стихи очарована околдована

Признание. Николай Заболоцкий

*****
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
(1957 г.)

Это авторский текст стихотворения Николая Заболоцкого (1903-1958).
Источник:
Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
**
Популярная песня на его основе называется «Очарована, околдована» (текст Заболоцкого при этом немного изменен), автор песни — питерский бард Александр Лобановский (р. 1935).
Текст песни:

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую.

Что не сбудется – позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица?
Или это мне это просто чудится?

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
***
«В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 г. Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни «Очарована, околдована», а также ещё пяти песен, присвоенных М.Звездинским.
Суд подтвердил авторство Лобановского.»
(Из Интернета)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.10.2017. Песни нашей юности! Осенний свет
  • 11.10.2017. Признание. Николай Заболоцкий

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Николай Заболоцкий — Признание: Стих

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

Очарована. околдована. Николай Заболоцкий.

Николай Заболоцкий (1903-1958),
Александр Лобановский (р. 1935),
Латников (-)
ко всем с поклоном.

раньше пел для одной.
и не раз.
и даже со сцены.
наскучило.
ей…
ПЕРЕПОЛНИЛО МЕНЯ ЖЕЛАНИЕМ НЕ ЖДАТЬ МАРТОВСКИХ ДНЕЙ.
Всем нашим талантливым девчонкам, которым от меня часто достаётся.
коленопреклоненный.

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина.

Ни весёлая, ни печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотворениями
Обожгу тебя горькую, милую.

Читать еще:  Саша черный стих кто

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — то позабудется ..
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или мне это только чудится.

Рейтинг работы: 55
Количество отзывов: 13
Количество сообщений: 18
Количество просмотров: 3021
© 20.11.2009г. Юрий Слыжов
Свидетельство о публикации: izba-2009-121998

  • ««
  • «
  • 473
  • 474
  • 475
  • 476
  • 477
  • 478
  • 479
  • 480
  • 481
  • »
  • »»

Алекс 19.09.2020 17:43:17

Александр Лобановский(муз.Очарована, околдована) умер 3 августа 2015 г.

читатель 29.11.2014 18:46:01

Что-то новое, сногсшибательное в Вашем исполнении прозвучало в новой версии. Голосом Господь не обделил, но главное умение им грамотно распорядиться. Всё замечательно, никого не дублируя, как всегда по-своему — с размахом и от души. И женщина сошла не с «тёмного», а с » синего» неба. Вы исправили ошибку автора слов. Женское начало. от него должен исходить свет, ни смотря ни на что.
Спасибо, Юрий, за прекрасное исполнение песни.
Ваша давняя слушательница Г.Л.

Выдохнул, но вижу то, что хотелось было не допустить, но. не люблю лакировать.
просто иногда надобно показывать не качество пения, а «высоту» своих эмоций, чувств и отношения к «объекту» преклонения.
а это мало кто себе позволяет делать.
Вчера Алсу услышал.
Кряхтела, кряхтела. серьги до груди, лоск до потолка, а девчонки на подголосках — НАМНОГО ЛУЧШЕ ПЕЛИ И ТАЛАНТЛИВЕЕ.
Сколько сейчас МУСОРА на эстраде.

Редко, Володь, я захожу на ранее записанное, которое в общем-то пользуется спросом.
Вот заставил меня вновь прослушать и перечитать рецензии.
А когда-то же меня это удовлетворило.
Единственное в записи, которую ты принял, я бы пятёркой отметил только свою искренность.

Послушал Валюху — горюху и перепел, чтобы не было мучительно больно за использование минуса 🙂

с теплом и благодарностью за поддержку.

скан 17.11.2014 03:43:30

Очарована, околдована стоит в одном ряду с Зимней ночью Пастернака и Аптекой Блока.
Поэт Сергей Каныгин

СПАСИБО за эту информацию Вааам.

я отдалился уже давно от минусов.
Когда я пришёл сюда без опыта звукозаписи и разместил свой гитарный вариант «Радовать. «,
Несколько человек, во главе с Юрой Евсеевым, которого я, естественно ранее не знал, посоветовали мне найти минус и перепеть.
Когда я это сделал, они поддержали моё покорство.

я сейчас другой, Валь. Сильно другой. Не в характере, а в отношении к сценам, песням, записям.
я УЖЕ ДАВНО не могу смотреть, и часто здесь о том писал, на те же самые рожи, начиная с Киркорова и кончая золотого горла Баскова!
Даже Лепс замызгал своим участием моё к нему отношение.
Всегда возмущаясь говорил: «ДА КОГДА ЖЕ ВЫЙДУТ ТАЛАНТЫ НА СЦЕНЫ! Когда вся эта шушара будет сметена со сцен, которые собою засидела последние десятилетия. Даже Валерия надоела.
И что произошло.
А тоооо. что живу от пятницы до пяяятницы в ожидании программы «ГОЛОС. »
вООО какие голоса-то есть в России. Мало того, что по ТВ на дачке смотрю, потом прихожу домой, через «Пирс» захожу на 1 канал, открываю и. нескольких человек И УМНЕЙШИЕ ВЗГЛЯДЫ, связанные с оценкой, в первую очередь Градского и Агутина «пересматриваю» по десятку раз.
Всёёёё. Происходит то, о чём я мечтал.
скоро Пугачиха вылетит с треском за свои деяния, связанные с выбором тех, которые не дай Бог, спели бы лучше ЕЁ.

тааак.
успокааааиваюююсь.
силы ещё нужны для борьбы.
Теперь Америке хана, Сердюкову вдарили. а Шооойгу.
жаль, что такие везде нужны, но подленькие всюду, да жадные.

—>Блог обыкновенной мамы —>

Вторник, 26.10.2021, 09:57

Один из самых любимых моих романсов «Очарована, околдована» на стихотворение Николая Заболоцкого

Когда вы прочтете еще раз стихотворение Николая Заболоцкого, убедитесь, что звучит оно несколько по-другому. К тому же выброшено самое сильное (на мой взгляд) четверостишие. Впрочем, песня «Очарована, околдована» воспринимается чуть ли не как народная, так что изменения в тексте, видимо, произошли от бесконечного количества исполнений.

Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.

Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный лирический цикл на излете жизни. Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки. », Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец…» (Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»). Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года. Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии. Более известен другой уроженец Уржума — Сергей Костриков (партийная кличка — Киров). Именем последнего теперь зовется и областной центр, и вся область. Заболоцкому же в Кирове посвящена одна-единственная мемориальная доска на улице Дрелевского — там жил его отец, и он его навещал.

Постепенно Заболоцкий отходит от обэриутов, его эксперименты со словом и образом расширяются. К середине 30-х годов Николай — довольно известный поэт.

А потом — арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество. Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.

Ему разрешили с семьей поселиться в Москве — свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей. Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов. Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве, даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы). Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям.

Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.

Читать еще:  Стихи на тему этот день мы приближали как могли

Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:

За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).

Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца — опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.

Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.

Перечитайте стихотворения 1957 года — «Гроза идет», «Голос в телефоне», «Можжевеловый куст», «Встреча», «Сентябрь», «Послед­няя любовь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Вы не пожалеете. Но даже на их фоне «Признание» стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.

Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер.

Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.

Романс этот кто только не пел и группа «Санкт-Петербург и Михаил Звездинский и Александр Малинин и т.д.
Всегда считала, что автор музыки Михаил Звездинский.
А вот, что нашла в нескольких источниках в интерненте:
1.»Во всех источниках указывается,чо автор музыкм Михаил Звездинский.Правда у Заболоцкого стихотворение начинается со слов «Зацелована,заколдована. » ,и состоит из пяти строф.Четвёртой строфы,на мой взгляд лучшей из всех,почему то нет в песне.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
В процессе поиска полной версии песни,обнаружил,что музыка оказывается питерского барда Александра Лобановского.И что даже были судебные ссоры из за этой песни (и нескольких других).Прошерстил все альбомы Лобановского,но этой песни ни в одном не обнаружил.И только недавно нашёл эту песню в исполнении Лобановского.Правда немного отличающегося от привычного исполнения, но к моему радостному изумлению-полностью.Т.е. все пять куплетов.
Так,что лично для меня авторство не вызывает сомнений.
Для меня только остаётся вопросом-почему Звездинский (Малинин и др.),исполняли её не полностью.Что они нашли крамольного в 4-ой строфе.Полностью красивый романс,стал был ещё прекрасней.

Это авторский текст стихотворения Николая Заболоцкого (1903-1958). Популярная песня на его основе называется «Очарована, околдована» (текст Заболоцкого при этом немного изменен), автор песни — питерский бард Александр Лобановский (р. 1935). В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни «Очар ована, околдована», а также еще пяти песен, присвоенных Звездинским. Суд подтвердил авторство Лобановского.( http://a-pesni.org/drugije/otcharovana.htm?q=a-pesni/drugije/otcharovana.htm)

Сравните оригинал стихотворения с любимым романсом

Очарована, околдована, словно в оковы закована.

Нет, это не реклама моих коллег или меня самой с новинкой про любовь по принуждению. Сегодня мне хочется обсудить именно песню Заболоцкого/Лобановского «Очарована, околдована. » Напомню текст.

Очарована, околдована
С ветром в поле когда-то повенчана
Вся ты словно в оковы закована
Драгоценная ты моя женщина

Ни весёлая, ни печальная.
Словно с темного неба сошедшая
Ты и песнь моя обручальная
И звезда ты моя сумасшедшая

Я склонюсь над твоими коленями
Обниму их с неистовой силою
И слезами, и стихотвореньями
Обожгу тебя добрую, милую

Что не сбудется — позабудется
Что не вспомнится, то не исполнится
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или мне это просто почудилось.

Безумно красивые, трогательные слова. Безумно красивые и трогательные чувства. Никого никогда ничего не смущало-не коробило в этой песне? У меня вот такие вопросы вдруг возникли.

Во-первых, отчего же красавица плачет?! Перед ней на коленях мужчина, полный страсти и восторга. Рассыпается в чувствах — а она плачет. И явно не от растроганности — ведь тогда она не скрывала бы слез умиления, и он не сомневался бы, что ему чудится.

Во-вторых, «словно в оковы закована». Ну в самом деле же, странная метафора для возлюбленной. Разве можно сказать о женщине — нет, о любом человеке, счастливом в любви – что он в оковы закован?

Итак, героиня плачет, закована в оковы. А герой пылает к ней неземной страстью. Очевидно, что его чувства невзаимны и девушка несчастна рядом с ним. И что на самом деле между ними происходит, что скрывается за этими красиво-трогательными словами и чувствами?

Вот что вижу здесь я. Мужчина не понимает свою возлюбленную. Она для него – загадка. Он осыпает ее обильными похвалами: драгоценная, добрая, милая, красавица… Но это в самом деле про нее – или про то, что он хочет видеть в ней?

Мужчины тянутся к загадочным женщинам. Женщины тоже не отстают, нас тоже манят мужчины-загадки. Люди, недоступные нашему пониманию. Закрытые для нас. В них так легко вообразить все, что мы хотим встретить в близком человеке.

Наш мозг так устроен – при отсутствии информации он начинает создавать ее сам. Когда мы не понимаем, что происходит, или какие реальные качества и характер человека, мы начинаем додумывать. Так рождается проекция. Перенос наших внутренних домыслов на реального человека и закрепление на нем.

Ну а потом уже легко впасть в безумную страсть. «Я его слепила из того что было, а потом что было то и полюбила» — другая песня про тот же самый процесс, более приземленная и откровенная. Тем нас и манят загадочные мужчины и женщины, что их закрытость и загадка облегчает процесс проецирования наших личных домыслов.

Читать еще:  Рюмка водки на столе чьи стихи

А что при этом происходит с человеком-загадкой? С тем, кто в него влюблен, разобрались. А он сам – в данном случае она – почему закрыта, заколдована, в оковы закована? Почему ни веселая ни печальная, то ли плачет, то ли почудилось?

Да тут все еще проще. Человек-загадка такой, потому что он вами не дорожит. Тот, кто влюблен, хочет раскрыться с тем кого любит. Он не будет отстраненным и недоступным. Его непреодолимо тянет выражаться перед вами, показывать всего себя, не оставить тайн и загадок.

А непонятный и закрытый – еще и скованный-закованный – явно не испытывает чувств, от которых тянет раскрываться и выражать себя. Такой человек может быть продуманным манипулятором, играть дистанцией, провоцировать влюбленного на проекции и страсть, чтобы получить материальную выгоду. Так делают альфонсы и содержанки. Либо же выгоду нематериальную: увлечь собой человека, заинтересовать его, влюбить – а потом играть его чувствами, самоутверждаясь и повышая самооценку.

Но это другая история, здесь явно не про то. Манипуляторы не плачут. Либо героиня безответно влюблена в другого (с ветром в поле когда-то повенчана – не намек ли. ) И плачет, потому что не может ответить на страсть героя песни. Либо ни в кого не влюблена, но и этот мужчина чувств не вызывает. Ситуация та же – сокрушение о том, что рядом с тобой не тот, возможно, разочарование или даже чувство вины за неспособность ответить на такую неземную страсть.

Такие у меня мысли по поводу этой песни. Любопытно было бы спросить автора – есть ли прототип у героини и как сложились его отношения с ней…

А что вы слышали в этой песне? Согласны с моей интерпретации или вам совсем иначе видится ее сюжет? Если никогда не слышали, рекомендую исполнение группы Санкт-Петербург – ровный тембр и интонации, без пафоса или «блатняковых» ноток. Именно его я слышала в детстве, именно оно навеяло такие ассоциации.

«Зацелована, околдована»: кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года в Уржуме Вятской губернии. В юности он стал студентом Питерского института имени Герцена, и будучи студентом стал участником группы ОБЭРИУ. Отношение к женщинам у обэриутов было чисто потребительское, и сам Заболоцкий был среди тех, кто «ругал женщин яростно». Шварц вспоминал, что Заболоцкий с Ахматовой просто не выносили друг друга. «Курица — не птица, баба — не поэт», — любил повторять Заболоцкий. Пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь и в любовной лирике замечен не был.

Но несмотря на такие жизненные подходы брак и Николая Алексеевича сложился удачно и был весьма прочным. Он женился на однокурснице – стройной, темноглазой, немногословной, которая стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой.

От обэриутов Заболоцкий постепенно ушёл, его эксперименты со словом и образом существенно расширились, а к середине 1930-х он стал известным поэтом. Но донос на поэта, случившийся в 1938 году, разделил его жизнь и творчество на две части. Известно, что Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Его сослали в Караганду и жена с детьми последовала за ним. Освободился поэт только в 1946 благодаря хлопотам известных коллег, в частности, Фадеева. После освобождения Заболоцкому разрешили поселиться в семьей в Москве. Его восстановили в Союзе писателей, а писатель Ильенков предоставил ему свою дачу в Переделкино. Он много работал над переводами. Постепенно всё наладилось: публикации, известность, достаток, квартира в Москве и орден Трудового красного знамени.

Но в 1956 году случилось то, чего Заболоцкий никак не ожидал – он него ушла жена. 48-летняя Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видевшая от него ни заботы, ни ласки, ушла к писателю и известному сердцееду Василию Гроссману. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

На смену удивлению пришёл ужас. Заболоцкий был беспомощен, сокрушён и жалок. Его горе привело его к Наталье Роскиной – 28-летней одинокой и умной женщине. В растерянности от произошедшего он просто позвонил некой даме, которая любила его стихи. Это всё, что он о ней знал. Он позволил той, что знала все его стили с юных лет, они встретились и стали любовниками.

В этом треугольнике счастливых не было. И сам Заболоцкий, и его супруга, и Наталья Роскина мучились по-своему. Но именно личная трагедия поэта и подвигла его к созданию цикла лирических стихов «Последняя любовь», ставшего одним из самых талантливых и щемящих в отечественной поэзии. Но среди всех стихов, вошедших в сборник, особняком стоит «Признание» — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. В этом стихотворении две женщины поэта слились в один образ.

Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал уже смертельно больной человек. Через 1,5 месяца после возвращения жены Николай Заболотский скончался от второго инфаркта.

Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется.
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Николай Заболоцкий

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector