0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чьи стихи умом россию не понять

Федор Тютчев — Умом Россию не понять: Стих

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Ф. И. Тютчев значительную часть своей жизни провел за границей в качестве дипломата. При этом он писал стихотворения, описывающие красоту русской природы, удивительно точно воспроизводя по памяти самые незначительные детали. Многих удивляла эта способность поэта. Ответом Тютчева можно считать небольшое философское стихотворение, написанное в 1866 г.

Стихотворение «Умом Россию не понять» очень часто цитируется. Первая строчка стала крылатым выражением для обозначения особого русского пути развития. Примечательно, что такую оценку своей стране дал опытный дипломат, прекрасно знающий европейские страны. В момент написания стиха в России прошло всего пять лет с указа об отмене крепостного права. Одновременно проводились масштабные реформы во всех основных областях общественной и государственной жизни. Российская судебная система за короткое время стала одной из самых прогрессивных и гуманных в мире. Однако самые передовые технологии и идеи соседствовали с вековым бездорожьем, нищетой и неграмотностью.

Этот контраст дает Тютчеву основание утверждать, что развитие России всегда идет по своим особым законам, которые недоступны логическому анализу европейца. Да и сами русские не понимают этих законов, отдавая все воле Божьей. На протяжении веков в России складывался уникальный национальный характер. Главная особенность русского человека – поступать не в соответствии с требованиями ума, а по велению сердца.

«В Россию можно только верить» — очень глубокая фраза, неоднократно подтвержденная всей русской историей. С момента образования Древнерусского государства наша страна была постоянным объектом нападок для разных «великих завоевателей». Нищая голодная Россия с необъятными природными ресурсами представлялась легкой добычей. Где эти завоеватели? Вроде бы уже поставленная на колени страна, ждущая последнего решительного удара, находила в себе силы и давала такой сдачи, что русские войска доходили до Парижа и Берлина. Единственным спасением русского народа была безграничная вера в свою Родину, позволяющая с голыми руками идти на танки и побеждать.

Россиян упрекают в том, что они никак не могут сформулировать свою национальную идею. Стихотворение Тютчева дает свой ответ на это. Национальная русская идея живет в душах всех россиян, она не может быть выражена в словах, а тем более в каких-то логических системах.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Зимняя дорога
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Пущину

Читать похожие стихи:

  1. Умом мужчину не понять
  2. Федор Тютчев — Эти бедные селенья
  3. Федор Тютчев — Вечер
  4. Федор Тютчев — Утро в горах
  5. Игорь Северянин — Ты потерял свою Россию

Конечно Воля Божья, другого пути у России нет, личным жестоким Примером, вдохновить себя искать Лица Божьего и еще весь мир спасти от адских мучений и привести в Царство Божие…☝☝. Вот Призвание достойное Великой мученицы России… ☝☝☝. Умом действительно Это не понять… Спасибо, Федор Иванович… ☝☝.

Тютчев понимал гораздо больше. «Умом» это значит левым полушарием, а думают им в основном био-роботы, созданные Аннунаками, а у славян преобладает разУм, а не ум. потому Западу Россию своим умом левополушарным и не понять никогда…

очень лёгкий и маленький стих который очень нужен

Россия, по своему определению, есть деградированная Русь изначальная.
Если по древнерусскому РУСЬ = РУ-С-Ь = РУ — Защита, С — Свет, Ь — Окружающий мир = «Защита Света в Окружающем мире».
РА-СЕЯ = Сеять Свет (РА). Вся наша Культура есть Культ-РА = Культура Света, Божественного Света, который наука уже признала изначальным кирпичиком любой материи. Мы же на весь мир, говорим — на всём белом Свете. Светлый человек, светлая голова, блестящие способности, доблесть, ваше сиятельство, ваша светлость, светлейший князь и т.д. Т.е. изначально в нашей Культуре всё разсматривается с позиции: свет это или тьма.
РОССИЯ = РО-С-СИ-Я = РО — Взаимодействие, С — Слово, СИ — Возможность, Я — Явный мир, проЯвление = «Возможность Проявления при Взаимодействии со Словом». Если слово Русь и по сей день на севере означает светлое место, а по сути есть Защита Света во всём мире, то Россия уже не способна защитить Свет, а лишь имеет возможность возРОДиться при взаимодействии со Словом, т.е. вспомнив изначальные смыслы русских слов и употребляя их по своему изначальному назначению. Ведь именно русским Словом и был сотворён весь этот Мир, а древнерусский язык и был тем изначальным и единственным на планете, о чём говорится даже в библии. Т.е. наши Предки были настолько Могущественны, что их считали богами на земле, что и отражено в первой буквице Азбуки: А — Азъ.

А наша Прародина ДаАрия, находившаяся на затонувшем материке Арктида, как написано у Геродота и во многих других источниках в разных странах, считалась великой страной, где живут счастливые люди. Настолько великой и настолько счастливыми там были наши Предки, что это место считалось просто Раем на земле. Понять Россию и всё, что угодно, конечно, можно, если есть желание. Только в нашем Языке это называется Ведать, а верить — от слова ВЕРА = ВЕ-РА = ВЕдание божественного Света — РА. Верить в Россию нужно, но, что понимать под Россией? НезаКОНную монархию, особенно немецкую в лице так называемых «романовых», а в действительности Гольштейн-Готторпов, помещиков, дворян, попов и аристократов, так называемую «элиту», которой по принципу равенства сотворения человеков в природе никогда не было, нет и быть не может? Или, всё-таки основную и главную производительную силу всех богатств страны — её наРОД?

У русского народа, как носителя своей изначальной и единственной Культуры, соответствующей смыслу этого слова, конечно, есть и всегда был свой путь, и его легко увидеть, если знаешь свой Язык — Древнерусскую Буквицу, которая сейчас обрезанная и искажённая, лишённая своей образной Азбуки, называется русским языком, имеющим лишь без-образный Алфавит. Нет большего авторитета по любому вопросу, чем самый древний и самый мудрый, самый Богатый, волшебный русский язык в его Матрице — Древнерусской Буквице. Этот путь был нам завещан нашими Светлыми Богами и открыт для всех — просмотрите значения и качества, соответствующие каждой из 49 буквиц и вы увидите этот путь от животного к людине, от людины к человеку и от человека к богу на земле. То же самое и в нашей славяно-арийской модели духовно-нравственного развития, состоящей из 4 ступеней.

Даже само выражение «русский человек» сейчас уже мало кто понимает. А ведь так никогда не говорили ни про какого бы то ни было другого иноземного человека. Потому что выражение «русский человек» не является признаком национальности, как все остальные человеки, а признаком соответствия самому высокому стандарту человека — человека с большой душой и совестью, который не будет счастлив, если рядом кому-то плохо; человеку, который будет защищать справедливость во всём мире и помогать тем, кто нуждается в помощи, будет защищать тех, кто нуждается в защите, потому что главная суть русского человека — это общинность, жизнь в обществе, коллективе, а не для себя одного. Жизнь по принципу «если всем будет хорошо, то и мне будет хорошо». Именно это есть главное качество непобедимости русского народа, потому что он легко отдаст свою жизнь ради ОБЩЕГО дела.

Читать еще:  Стих что такое 30 лет

Как сказал один из классиков: «Родиться русским слишком мало, им надо стать, им надо быть!»
И как не вспомнить слова одного из самых величайших людей за всю официальную историю челоВЕЧЕства — И.В.Сталина — «Я русский человек грузинской национальности». Вот уж кто действительно был и гигантом мысли, и гигантом дел, создавшим из отсталой, нищей, рабовладельческой, колониальной России передовую индустриально и аграрно развитую страну, защитивший её от европейского нашествия фашизма и возсоздавший на руинах войны в немыслимо кратчайший срок нашу великую СверхДержаву — СССР, который неоднократно и во всём доказывал неоспоримое преимущество общественного социализма перед паразитарным капитализмом. Ленин и Сталин — вот настоящие гиганты — эталоны Русского Человека с большой буквы.

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Краткое содержание

И. Прянишников. Крестный ход. 1893

Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…

История создания

Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.

Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Композиция

С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».

Темы и настроение

Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:

Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.

Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.

Основная идея

Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.

Читать еще:  Когда я закрываю глаза стихи

Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.

Средства выразительности

В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:

антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;

олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.

Тютчев Федор Иванович

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
1870
(* посвещено баронессе Крюденер)

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
* * *
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

* * *
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

* * *
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Чьи стихи умом россию не понять

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев

.. .
Умом Россию не понять…
И на кобыле не объехать,
« Элите» на народ начхать
И с этим… надо что-то сделать.

Неравенство — как в ад билет,
Народ с успехом обманули,
За двадцать пять последних лет
Мы в эру дьявола шагнули.

В стране безнравственность и ложь,
Народ — банкрот, заводы сдали,
Всю экономику — за грош
По «загогулине» отдали.

Успехов никаких в ответ,
В долгах все семьи потонули,
Нам дали платный туалет,
В придачу всю страну « разули».

В кармане кучки богачей
Страны огромной — все доходы,
Украденных взамен идей
Глотка невиданной свободы.

С таким успехом скоро жди,
Всё украдут, как в подворотне,
И будут жить на всей Руси
Привольно три-четыре сотни.

Народу не дадут дышать,
Загонят в стойла, да… в подвалы,
Заставят люд за щи пахать,
Чтоб множить чьи-то капиталы.

Оденут кандалы, как встарь,
Во рты по кляпу, чтоб молчали,
А в руки вложат инвентарь,
Чтоб все на упырей пахали…

Что делать нам, когда в ответ
На все, что ставим мы вопросы,
Нам вешают лапшу-привет
От местных и заморских боссов?

Задрали цены в три конца,
Две трети пенсий отобрали
И строят рейтинги лжеца,
И СМИ нам лгут, чтоб мы молчали.

А треть народа — за чертой…
Мечтает хлебушка покушать,
Идёт с протянутой рукой,
Да фальшь из «ящиков» послушать.

Продукты — как в плохом кино,
Царьки не видят, им бы править…
Повесить бы клеймо « Дерьмо»,
Да всех « царьков» хлебать заставить!

Хлеб с рапсом и гнилым овсом,
Фуфло — молочные продукты,
А мясо пахнет тухлым мхом,
Нитраты в овощах и фруктах.

Нам оставляют вариант:
Молчать, с предложенным мириться
И есть смердящий провиант,
Что в корм и свиньям не годится.

В стране, где газ кишит клубком
Из всех щелей, болот и скважин,
Люд топит древним угольком
И тем гордится, тем отважен.

Он горд, что может устоять
Крутым, отеческим морозам,
Голодным быть, тоску унять,
Не проронив по жизни слёзы.

Нас заставляют жить в хлеву,
Дерьмом питаться, быть холопом,
И в мозг нам гадит власть в бреду,
« Имея» всю страну нон-стопом.

Виновен сам, честной народ,
Не плачься, что живот скрутило,
Ведь с той едой, что ел весь год,
Не мудрено, что лишь стошнило.

Мрут люди будто на войне
С еды худой, палёной водки…
А прибыль множится вдвойне
И жизнь — как век дырявой лодки.

Всем миром правит янки-шут,
А шутом правят капиталы,
Тем временем, людишки мрут,
В душах печаль — судьбы обвалы.

Ну что, — как прежде нам терпеть
И жить в дерьме, с ворьём во власти?
А может, — … стоит осмелеть
И разогнать слуг злой напасти?

Поднять любимый, толстый зад
Начать борьбу лишь взглядом в дали,
И, как во сне, вернуть назад
Все то, что упыри украли.

Вернуть им деньги, но лишь те,
Что хитрованы заплатили,
Когда имущество страны,
На марки, доллары сменили.

Не захотят — ввязаться в бой,
И дать отпор всей комарильи,
Прогнать их вшивою метлой,
Чтоб быстро-быстро укатили.

Войной пойдут — вернуть им взад
Все их ублюдские подходы,
Послать, как много лет назад
С пилой’ да в дальние походы.

Тогда есть шанс, что поживём
И внуки встретят вздравье старость,
И песню жизни запоём
Преодолев страны отсталость.

Знай точно, кинутый народ,
Тебя давно верхи продали,
Их наглый, лживой чести свод
Лишь шапка айсберга морали.

Мораль властей — и смех, и стон,
Своим всё то, что пожелают,
А остальным — сухой закон,
Пусть платят, пашут, голодают.

Читать еще:  Стих а когда я умру ты заплачешь это будет прекрасное утро

А ты, народ, надейся, жди,
Что не начнут войну, скитанья,
С обедами — повремени,
Стяни ремень недоеданья.

И вновь затикали часы,
Народа мудрость смотрит вдали
Готовой снять с себя трусы,
Лишь бы войну не начинали.

Войною будут нас пугать
Все те, что бредят Русью « вольной»,
А больше всех паниковать
Сродни « отцам» Первопрестольной.

Толкают нас к войне, скоты,
Из «ящиков» трубят об этом
И пудрят мозг стране « отцы»,
И к водке ходят за ответом.

Народ в бомбёжках видит сны
И соглашается с судьбою…
Пусть только б не было войны,
Уж лучше « над», чем « под» землею.

В бреду кричит народ страны:
« Мы все согласны, нас спасайте,
От ужасов шальной войны,
Детей, страну оберегайте».

Тем временем лихой главарь
С друзьями — шайкой кровососов,
Присваивают всё как встарь
Под управлением пиндосов.

Пластинку крутят круглый год,
Суют в мозги гнильё сужденья,
Все деньги — им, а хрен — в народ,
Он серый, стерпит без сомненья.

Чиновник веселится всласть,
Осваивая груз бюджета,
За раз способный всё украсть
И даже гвозди из лафета.

Прошла Некрасова пора,
Но слышим старые вопросы…
Живут в России « на ура»
Лишь бюрократ с партийным боссом.

А с ними — их друзья-братва,
Друзья друзей братвы с галеры,
Друзья галерного раба,
Сжирая всё без чувства меры.

Гуляет на бюджет страны
Малина власти воровская,
Тандемы звёзд шальной братвы
И партия их плечевая.

Их терпишь? — вдаль и не смотри
Открытым взглядом пониманья,
Небесной манной каши жди
Живя в хлеву чудес сознанья.

Рецепт простой: «Народу встать
С колен протёртых жизнью нищей,
Рабовладельцев всех прогнать
Наддав по заду голенищем.

Усилить Армию и Флот —
Единственных друзей народа,
Коль нам закроют небосвод —
Готовым быть идти в походы.

На сильных Армий в бой не прут, —
Их все трусливые боятся,
Нагадить? — могут, там, иль тут
И гневом, злобой утешаться.

Все « загогулины» унять,
Вернуть в страну все биржи, банки
И экономику поднять,
И скинуть с шеи лживых « янки».

Вернуть все денежки в казну,
Рабочим — фабрики, заводы,
Привлечь учёных по уму
И нефть, и газ вернуть народу.

Раздать сельчанам землю, лес,
Поля, озёра и речушки,
Чтоб задышал в селе прогресс
И тестом полнились кадушки.

Чтоб счастье в избах расцвело:
Дать денег людям — не кредиты
И всей страной поднять село
В укор безнравственной « элите».

Богатств страны не перечесть,
Засевших в лапах казнокрадов…
А большинство мечтает есть
И скинуть с шеи мерзких гадов.

Надеяться нет сил, видать,
Для слабых — с края варианты,
Глаза в последний раз поднять
И завязать на шее « банты».

А сильным духом — на коней,
Отбросить к бесу кровососов
И без оглядки на «друзей»,
На янки и заморских боссов.
.. .
В стране проблемы: водка, лень,
Продажных множество идей
И власть, что прячет смуты тень
Под лик отчаянных людей.

Витает в воздухе дымок
Не разрешённых в срок проблем,
Народ в разборках черств и строг…
Опять в стране пора дилемм.

Опять невежды строят власть
На обнищание людей,
Где сможет жить вольготно, всласть,
Лишь кучка жадных упырей.

Пришла пора разборок вновь,
В стране большой сорняк косить…
Опять прольют холопью кровь
За право есть, за право жить.

Нет больше мочи боль терпеть
И в унижениях страдать,
Пора страною всей трезветь
И дух свободы воскрешать.

Пусть будет то, чему бывать,
Чему случиться суждено,
Чего никак не миновать,
Что сверху Богом ВСЕМ дано!
.. .

Земля непаханных полей
И сочинителей обмана,
Земля невольных соболей
И серебристого тумана…

И вновь отходит теплоход
К брегам зелёного банкнота,
Оставив мир людских невзгод,
Край безнадёги, край болота…

PS!
Прошу хозяев честных душ
Не путать Родину, гражданство
С болотом воровских чинуш
И с их бандитским, лживым ханством.

Стихи Тютчева о Родине, России

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Читать стихи «Умом — Россию не понять…», «Эти бедные селенья», «Итак, опять увиделся я с вами», «Русская география», «Единство», «Ты долго ль будешь за туманом…»

Умом — Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866г.

Эти бедные селенья

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
1855г.

Итак, опять увиделся я с вами

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах…

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!

Русская география

Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам их судьбы обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Единство

«Единство, – возвестил оракул прежних дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью –
А там увидим, что прочней…

Ты долго ль будешь за туманом

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?
Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда —
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись — теперь иль никогда…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector