0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чьи стихи в фильме хождение по мукам

Новое «Хождение по мукам»: Вместо Алферовой — Чиповская, а за Лазарева — Мерзликин

2 ноября 2016 1:00

Экранизировать роман «Хождение по мукам» к юбилеям революции в некотором смысле традиция. Первым стал режиссер Григорий Рошаль — в 1957 году, к 40-летию выстрела «Авроры», он выпустил экранизацию первого тома, а затем и фильмы по двум оставшимся книгам.

Но в памяти народной живее, конечно, 13-серийный телефильм Василия Ордынского 1977 года. Революции — 60, а в главных ролях — молодые актеры, в скором времени составившие цвет советского кино: Алферова, Соломин, Лазарев… Это был классический сериал в нашем сегодняшнем понимании — зрителей манила отнюдь не идеологическая составляющая, а мелодраматическая канва сюжета.

Новое прочтение знаменитого романа снимают к 100-летию Великой Октябрьской революции и покажут соответственно в будущем году на канале НТВ. Съемки пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге. Мы сравнили героев советского и российского сериалов.

АРКАДИЙ ЖАДОВ

Война — родная стихия для поручика. Он не задумывается, зачем она и какие будут последствия. Он просто воюет и делает это с упоением. Людей, испытывающих органическую жажду убивать, он считает стоящими «на высшей ступени современного сознания»

1977: Александр Лазарев

Его Жадов — жгучий брюнет с безуминкой в глазах.

2017: Андрей Мерзликин

Андрей Мерзликин не раз играл людей в форме. Вот и сейчас сразу видно: оружие ему к лицу.

ЛИЗА РАСТОРГУЕВА

Толстой пишет о ней так: «красивая, рослая и румяная девушка, с близорукими, точно нарисованными глазами, и одевавшаяся с таким безвкусием, что ее ругали за это даже телегинские жильцы».

1977: Инна Гулая

Роль была маленькая и не оставила заметного следа в биографии этой замечательной и трагически ушедшей актрисы.

2017: Светлана Ходченкова

Как по-разному понимали безвкусный облик в семидесятые и понимают сейчас! Челка Ходченковой уже наделала шуму: мол, Светлана стала неузнаваемой.

АЛЕКСЕЙ БЕССОНОВ

Поэт-декадент, звезда тусовки футуристов. В мрачных стихах предрекает конец России. Сам гибнет от рук душевнобольного солдата, олицетворяя собой ненужную часть русской интеллигенции.

1977: Михаил Козаков

Его Бессонов высокомерен и малосимпатичен — такой и должна быть много возомнившая о себе интеллигенция.

2017: Антон Шагин

На первый взгляд Шагин («Стиляги», «Бесы») кажется куда более трагичным, чем Козаков. Кроме того, он откровенно смахивает на Александра Блока, а ведь Толстого всегда подозревали в том, что в образе Бессонова он вывел этого поэта.

ИВАН ТЕЛЕГИН

Инженер Балтийского завода. «У него было загорелое лицо, бритое и простоватое, и добрые синие глаза, должно быть, умные и твердые, когда нужно». Ключевой персонаж: он олицетворяет пробуждающуюся Россию.

1977: Юрий Соломин

До сих пор эту роль называют в числе главнейших в творческой биографии актера и режиссера. На момент окончания работы над картиной Соломину было 42 года.

2017: Леонид Бичевин

Актеру 31 год, и по возрасту он ближе к романному герою.

Бичевин — актер Театра им. Вахтангова, засветился в фильмах и сериалах «Груз 200», «Морфий», «Куприн».

ДАРЬЯ БУЛАВИНА

Романтичная натура. Влюбляется в инженера Балтийского завода Ивана Телегина, который впоследствии вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.

1977: Ирина Алферова

Первую свою настоящую роль Алферова получила, будучи студенткой выпускного курса ГИТИСа. Серьезного актерского опыта не было, всему училась прямо на съемочной площадке. 13 серий снимали 7 лет! А потом актриса проснулась знаменитой: не влюбиться в ее огромные глаза было невозможно.

2017: Анна Чиповская

За плечами Ани три десятка картин, одна из которых сделала ее знаменитой, — речь, конечно, об «Оттепели». Не помешает ли Ане профессионализм изобразить очаровательную Дашину наивность?

ЕКАТЕРИНА БУЛАВИНА

Будучи замужем за адвокатом, изменяет ему с поэтом-декадентом Бессоновым. А потом влюбляется в царского офицера Вадима Рощина.

1977: Светлана Пенкина

Роль стала дипломной работой актрисы из Беларуси и прославила ее, как и Алферову, на весь Советский Союз. Снявшись еще в нескольких фильмах, Светлана вышла замуж за руководителя «Песняров» Владимира Мулявина и ушла из кино. Актрисы не стало буквально на днях, когда в Питере только-только начали снимать новый сериал по «Хождению по мукам». Ей было всего 65 лет.

2017: Юлия Снигирь

Звезда сериалов и кино ощутила вкус славы сполна. И царицу сыграла — Екатерину Великую, и даже в очередном «Крепком орешке» у самого Брюса Уиллиса эпизод.

ВАДИМ РОЩИН

Царский, а затем белогвардейский офицер. Образован и умен, влюблен в Катю. Горячий патриот, он возвращается с Первой мировой в состоянии глубокой растерянности: «Родины у нас уже нет. Великая Россия — теперь навоз под пашню». Изначально антипод Телегина, но затем принимает революцию.

1977: Михаил Ножкин

К моменту съемок актер уже был чрезвычайно знаменит (после «Ошибки резидента» и «Судьбы резидента» в первую очередь). Рефлексию Рощина Ножкин трактует как «вопрос смысла жизни»: «Важно защищать свои принципы. Ошибся — найти силы изменить их».

2017: Павел Трубинер

Его персонаж будет ухаживать за героиней Юлии Снигирь, что забавно: они уже работали в тандеме в сериале «Великая» (актриса играла Екатерину II, а Павел — Григория Орлова).

ДОСЛОВНО

Режиссер Константин Худяков:

— Наш фильм — это не сокращенное изложение известного произведения, это история по мотивам книги. Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа, — проблемы вечные.

3 НАИВНЫХ ВОПРОСА

1. О чем роман?

«Хождение по мукам» — это трилогия, у каждого из романов есть собственное название: «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Это эпопея о судьбах русских интеллигентов до революции, во время нее и после. В центре повествования, в частности, сестры Даша и Катя Булавины. В дальнейшем одна из них влюбляется в белого офицера, а другая — в красноармейца. Члены одной семьи разделены идеологическими противоречиями.

2. Кто написал?

Алексей Николаевич Толстой — автор «Приключений Буратино», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина», романа «Петр Первый». Отчество мы указали, чтобы вы не путали писателя с Алексеем Константиновичем Толстым («Упырь», «Смерть вурдалака»). За трилогию в 1943 году Толстой был награжден Сталинской премией в размере 100 тыс. руб. (около 15 млн. руб. на сегодняшние деньги) и немедленно перевел их на строительство танка «Грозный».

3. Чем все кончилось?

Как ни странно, хеппи-эндом! Четверо главных героев (в новом сериале их играют Снигирь, Чиповская, Бичевин и Трубинер) выжили, полюбили новый строй всем сердцем и в феврале 1920 года воодушевленно слушают в холодном Большом театре доклад Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО (по развитию народного хозяйства за счет электрофикации всей страны).

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

По мукам ходили близкие

Впервые фильм был экранизирован в 1957 году, вышли три серии (режиссер Григорий Рошаль); затем, в 1977 году, сняли 13-серийную версию (режиссер Василий Ордынский). В новом сезоне свое прочтение романа предложит канал НТВ: фильм Константина Худякова на суд телезрителей представят в октябре. И в связи с этим кажется важным вспомнить тех, кто, собственно, стал прообразами знаменитых героев знаменитого романа Алексея Толстого.

Руфина-Нифонтова (Катя, справа) и Нина Веселовская (Даша) в фильме 1957 года / Кадр из фильма«Хождение по мукам»

Блистательный офицер, перешедший на сторону красных, был списан Алексеем Толстым с Евгения Александровича Шиловского (1889–1952), его. зятя. Увы, имя этого человека исключительной порядочности сегодня знакомо немногим. И более того — про Шиловского говорилось немало гадостей. Безусловно, описание его жизни достойно романа, но попробуем передать хоть что-то вкратце.

Лейб-гвардеец Шиловский, представитель небогатого тамбовского дворянского рода, никогда не был кровавым масоном, как написал когда-то «Наш современник». Его отец избирался в Госдуму, а Евгений после военного училища стал офицером-артиллеристом, воевал на Первой мировой, за храбрость награждался именным оружием, аккурат перед революцией окончил военную академию.

Почему он перешел на сторону красных — трудный вопрос. Возможно, виной тому идеализм, очарование некоторыми иллюзиями того времени, желание быть «вместе с народом».

Как бы там ни было, свой выбор Евгений Александрович сделал и оставался ему верен. Все досужие разговоры о нем были связаны с личной драмой. В 1921 году Шиловский, тогда — помощник начальника штаба Западного фронта, недолго, кстати, командовавший 16-й армией, влюбился в жену своего заместителя, и Елена Нюренберг-Неелова стала его женой. Он продолжал делать карьеру, родился сын. В 1929 году он уехал в командировку, а томившаяся неясными сомнениями относительно своего семейного счастья Елена Шиловская отправилась в гости, где встретила Михаила Булгакова. Любовь свела обоих с ума.

Читать еще:  Анализ стиха что шепчет парк

Дальше была измена, мучительные попытки остаться с мужем — детей было уже двое, но затем — окончательный уход к писателю и болезненная «дележка» сыновей. Шиловскому инкриминировали какие-то сцены, которые он якобы закатывал писателю; коли и так — как его не поймешь? Однако в итоге он отпустил жену почти спокойно. Почему? Сдается, исключительно из благородства: постоянно находясь, как и многие его коллеги, под «дамокловым мечом», Евгений Александрович вполне мог «отпустить» пару, отводя таким образом удар и от писателя, автора весьма сомнительного с точки зрения советской власти романа «Дни Турбиных».

В новом фильме Ивана Телегина сыграл Леонид Бичевин (слева), Вадима Рощина — Павел Трубинер / Кадр из фильма «Хождение по мукам»

Как он пережил удар? Бог знает. Но жил после ухода Елены одиноко, растил сына. А в 1935 году преподаватель Академии Генштаба Евгений Шиловский познакомился в санатории «Узкое» с очаровательной и умненькой аспиранткой, приехавшей поправить здоровье после неудачных опытов по биохимии. Звали девушку Марианной Алексеевной Толстой. Случился роман, он завершился хорошо — и Евгений Александрович обрел счастье, хотя был старше жены на двадцать один год. Толстой «возрастного» зятя принял — он сам переживал в этот момент развод, уходя к молодой. Потом они крепко дружили, благо в Москве жили рядом.

Образец офицерской чести, работяга, друживший со многими видными военными, не раз вульгарно «пинался» за то, что якобы стрелял в Булгакова; его не стеснялись называть даже Дантесом! Как далеко все это было от истины. 27 мая 1952 года Евгений Александрович умер от инфаркта — в своем служебном кабинете. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

Поручик Петр Файдыш, фото 1912 года / Фото: Из архива

Под именем Алексея Бессонова в романе выписан Александр Блок. Он не единожды занимался сатирой на поэта: в «Приключениях Буратино», например, Блок без труда узнавался в образе трагического Пьеро. В «Хождении по мукам» все сочится намеками на поэта — у Бессонова даже инициалы те же, «А.А.Б.» Что любопытно, Толстой задевает Блока во множестве произведений. Оскорбивший Петра Первого голландец, получивший оплеуху, носил фамилию Блок. Убитый в провинции губернатор — Блок. Совпадение? Нет, конечно. Анна Ахматова трактовала это как сведение счетов! Но за что и почему? Ведь Блок ничем не обижал Толстого! Предположений по этому поводу было много, от тривиальной ревности — Блок восхищался Натальей Крандиевской, женой Толстого, до еще более тривиальной — зависти. Но, скорее, в Блоке Толстой видел некий символ ушедшей эпохи. Уже после выхода романа в свет Толстой прочел изданную переписку Блока и Белого и сожалел, что намекал на поэта так откровенно.

Наталья Крандиевская, фото 1908 года / Фото: Из архива

Едва окончив первую часть романа, «Сестер», Толстой признавался: «Катя — это все Наталья Васильевна». Да, это была она, его «Туся» — в непростой, но счастливый период жизни, когда Толстой был рядом.

Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963) выросла в «литературной» семье и была невероятно одарена. Писать стихи она начала в семь лет, ее еще полудетскую прозу читал Горький, а стихи — Иван Бунин, который стал ее литературным учителем и критиком. Бунин научил ее запредельной строгости к себе, отчего Крандиевская выпустила не так много книг. После первой встречи с Толстым Крандиевская тонко высмеяла его откровенно слабые стихи, писателю «шпильку» передали, чем дело и кончилось. Но потом Наташа волей случая оказалась за соседним столиком со второй женой Толстого, Софьей Дымшиц: они учились живописи. Она уже была замужем, Толстой находился в стадии предразвода; так странно и вопреки всему завязался их роман. Пережив непростые расставания, они соединились и прожили вместе двадцать лет — с 1914 до 1935 года. Надо признать, что Толстой был вполне прагматичен: он понимал, что Крандиевская, для которой любовь означала самоотречение и полное растворение в любимом, обеспечит ему быт и комфорт на высоте. Так и было.

В трудные времена в эмиграции, например, Крандиевская выучилась на портниху, чтобы обеспечивать семью. Она обшивала русских эмигранток, что еще были при деньгах, а затем капризных француженок и не роптала. Летом 1923 года они решили вернуться: пароход «Шлезиен» доставил всю семью в Советскую Россию.

Евгений Шиловский, фото 1950 года / Фото: Из архива

Тяготы эмиграции были позади: Толстого встречали с триумфом. Прежде не изданные романы обрели союзную славу, Крандиевская находилась в глухой монументальной тени мужа, вела его дела, от переписки до вычитки корректуры, а стихи написала лишь единожды, откликнувшись на просьбу любимого сочинить «Песенку Пьеро». Тем временем приближается беда: Толстой заявляет, что у него осталась лишь работа, никакой личной жизни нет. В своих воспоминаниях Крандиевская констатирует: «События развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне. » Притом что она любила его больше жизни, Наталья Васильевна была едва ли не единственной из тех, кто пытался. оправдать мужа: «Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар — ты не прав и ты побежден. Если ты молод — ты прав и ты побеждаешь». Не сойти с ума ей помогли осознание долга — надо было поднимать детей, да творчество. В октябре 1935 года 52-летний Алексей Толстой женился на 29-летней Людмиле Баршевой, заявив, что прежде никогда не любил.

«Туся» осталась в Ленинграде, он уехал в Москву, где был осыпан благами. Во время войны она город на Неве не покинула. Выжила на пайке хлеба в 125 граммов. Хоронила близких. Ее стихи о блокаде уникальны.

Известие о смерти Алексея Толстого пришло в 1945 году. Это был непереносимый удар. А вскоре в издательстве «зарубили» ее книгу, что было еще одним ударом. Наталья Васильевна скончается в 1963 году, и книга эта увидит свет лишь спустя двадцать лет после ее ухода.

В новой киноверсии романа Катю играет Юлия Снигирь (слева), а Дашу — Анна Чиповская / Кадр из сериала «Хождение по мукам» (2017)

Сестра Наташи, Надежда Крандиевская (1891–1963), «Дюна», также была одарена. Ее учителем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Сергей Волнухин — автор памятника Ивану Федорову, а потом — знаменитый скульптор Бурдель. Ярчайшая женщина, Надежда Крандиевская — автор множества изумительных скульптурных портретов, среди которых колоритные Буденный и Чапаев. Ее руками создан и образ подруги — Марины Цветаевой, и удивительная маска Пушкина, и надгробный памятник Короленко, установленный в Полтаве, и другие чудесные работы.

Неудивительно, что и образ мягкого, интеллигентного Телегина был подсмотрен Толстым в ближнем окружении. Его черты он увидел в муже Надежды Васильевны, Петре Петровиче Файдыше (1892– 1943). Горько, но и его имя сегодня можно услышать очень редко. Петр Файдыш был превосходным архитектором, живописцем и скульптором. После смерти его отца, Петра Степановича, управляющего предприятием Саввы Морозова, меценат положил вдове приличную сумму «пенсии» из благодарности отличному работнику, а также понимая, что одна она семерых детей поднять не сможет. Деньги Морозова помогли Анастасии Ивановне дать детям образование. Талантливый Петр окончил Школу живописи, ваяния и зодчества.

Грянувшая революция изменила ход событий, но Файдыш без работы не остался: он, в частности, трудился над костюмами к постановкам Художественного театра, а позже вместе с коллегами разрабатывал проект Библиотеки имени Ленина и некоторых станций метро.

На Первую мировую Петр Файдыш отправился добровольцем. Георгиевский крест и тяжкое ранение в бедро были его «трофеями». От мамы, происходившей из духовенства, чистейший человек Петр Файдыш унаследовал и смирение, и духовную силу. А внешняя красота ему была дана от Бога. В Надежду Крандиевскую он влюбился с первого взгляда. Их первый ребенок, Миша, погиб от пневмонии — привезенные Файдышем из Румынии детские вещички не пригодились. Горе семья переживала вместе.

Увы, Петр Файдыш ушел очень рано — в 1943 году, попав под репрессии. В 1914 году он попал в плен, это припомнили. Но главное было не в этом. В тот страшный год он поехал навестить жену и дочь в Тарусе. В этот момент в город вошли немцы. Вернувшись в Москву, он посидел вечер с двумя друзьями-соседями по кооперативному поселку «Сокол», заметив вскользь, что немцы в Тарусе не особо свирепствуют. Забрали его на следующий день, показательно проведя через поселок. Так все и кончилось.

. Свои таланты родители передали детям. Дочь Файдыша и Крандиевской, Наталья Петровна Навашина-Крандиевская, в 1947 году с отличием окончила Суриковку. Ее работы украшают Третьяковку и другие музеи, за ее плечами — огромное количество выставок. А сын, Андрей Петрович, был скульптором-монументалистом, членкором Академии художеств, но скончался очень рано, в 47 лет, в 1967 году. Вот так переплелись в романе частички правды и художественного вымысла, реальность и фантазии. Нам остается лишь перечитывать его, оценивая вновь и вновь минувшее столетие.

Читать еще:  Кто написал катюшу стих

Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» состоит из р оманов «Сестры» (1921–1922), «Восемнадцатый год» (1927–1928), «Хмурое утро» (1940–1941).

ФИЛЬМ 1957 ГОДА

■ Иван Телегин — Вадим Медведев

■ Вадим Рощин — Николай Гриценко

■ Дарья — Нина Веселовская

■ Катя — Руфина Нифонтова

СЕРИАЛ 1977 ГОДА

■ Иван Телегин — Юрий С оломин

■ Вадим Рощин — Михаил Ножкин

■ Дарья — Ирина Алферова

■ Катя — Светлана Пенкина

СЕРИАЛ 2017 ГОДА

■ Иван Телегин — Леонид Бичевин

■ Вадим Рощин — Павел Трубинер

■ Дарья — Анна Чиповская

■ Катя — Юлия Снигирь

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

История создания фильма «Хождение по мукам» Василия Ордынского. Смотрела и обсуждала вся страна!

Жанр: киноповесть
Многосерийный фильм по роману А.Толстого. История четырех представителей интеллигенции, ввергнутых в водоворот революции и гражданской войны.

Петербург 1914 года, город мрачных рабочих окраин и яркой артистической жизни. Героини фильма — сестры Катя и Даша Булавины. Старшая, Катя, жена либерального адвоката Смоковникова, уже долгое время живет в тоске и отчаянии от пустоты собственной жизни. От мыслей самоубийства ее спасает офицер русской армии Вадим Рощин. Даша посещает кружок поэтов — футуристов, затем уезжает в Самару и на пароходе встречает своего давнего петербургского знакомого Ивана Телегина.

Наступает восемнадцатый год. Катя и Рощин едут на юг, в Ростов. Здесь Рощин встречает старого знакомого, корниловского офицера. Горячие споры о судьбах русского народа приводят к разрыву отношений между Катей и Рощиным. Даша и Телегин тоже расстаются, и Иван записывается в Красную Армию.

При обороне Царицына Иван Телегин получит ранение, его направят в госпиталь, где он встретит Дашу. Рощин дезертирует с фронта и направляется на поиски Кати. После долгих и мучительных скитаний все четверо встретятся в Москве.

Голод, война, хаос, разруха. Россия накануне революции.

В 1977 году — экранизация 2 и 3 частей одноименной трилогии А.Толстого:
5 серия «Разлом», 6 серия «Телегин», 7 серия «Катя»,
8 серия «Даша», 9 серия «Рощин», 10 серия «Полночь», 11 серия «Ожидание», 12 серия «Зарево», 13 серия «Хмурое утро».

В фильме снимались: Юрий Соломин, Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Анатолий Кацинский, Александр Пашутин, Инна Гулая, Валерий Погорельцев, Лаймонас Норейка, Владимир Комратов, Георгий Бурков, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Вера Комисарова, Николай Ерёменко (мл.), Роман Хомятов, Петр Любешкин, Лев Дуров, Анатолий Борисов, Юрий Каюров, Николай Афанасьев, Владимир Гостюхин, Андрей Юренев, Татьяна Распутина, Евгений Казаков, Валерий Зотов, Александр Павлов, Александр Чернов, Михаил Голубович, Николай Засухин, Виталий Безруков, Юрий Николаев, Светлана Тормахова, Семён Морозов, Александр Савостьянов, Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Крыченков, Евгений Быкадоров, Вернер Титце, Георгий Светлани, Ролан Быков, Георгий Шахет, Сергей Яковлев, Алла Богина, Владимир Акимов, Юрий Горобец, Георгий Соколов, Александр Филиппенко, Эммануил Левин, Евгений Лазарев, Валерий Еремичев, Валентин Перкин, Константин Григорьев, Владимир Богин, Анна Каменкова, Виктор Волков, Николай Пеньков, Зиновий Гердт, Готлиб Ронинсон, Любовь Чиркова-Черняева, Николай Сморчков, Пётр Тимофеев, Михаил Владимиров

Режиссер: Василий Ордынский
Сценаристы: Василий Ордынский, Олег Стукалов-Погодин
Оператор: Николай Васильков
Композитор: Юрий Буцко
Художники: Юрий Кладиенко, Абрам Фрейдин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1974-1977
Премьера: 19 октября 1977 (ТВ)
Cерий: 13

Из интервью со Светланой Пенкиной

«Я не похожа на Катю. Просто живу ее испытаниями»

— Еще за полгода до всех событий толстый серый том Алексея Толстого «Хождение по мукам» вдруг стал со мной неразлучен. Даже нельзя сказать, что я перечитывала роман, — нет, скорее, вникала, ощущала в нем потребность. Хотя, естественно, и представить не могла, что вскоре он станет моей жизнью на целых 7 лет.

«Хождение по мукам»

И вот однажды в маленькой газетке «Кинонеделя Белоруссии» я прочитала информацию, что на «Мосфильме» собираются его экранизировать, — первый сериал по такой замечательной литературе! Очень было интересно, кто же кого будет играть… Вскоре стали известны первые фамилии актеров — Михаил Ножкин (Рощин), Юрий Соломин (Телегин), на роль Даши утверждена выпускница ГИТИСа Ирина Алферова, а вот Катю пока не нашли…

— И вы втайне начали о ней мечтать?
— Я, студентка театрально–художественного института Минска, даже не мечтала об этой роли, ну поверьте! Хотя девизом моим в то время было: очень хотеть, истинно верить.

«Хождение по мукам»

Тогда сбывается. Вообще, за любым новым витком жизни, за поднятием на какой–то иной уровень следует плата, испытание — это, как мне кажется, непременно. Я бы никогда не сыграла Катю, меня никогда бы не утвердили, я никогда не прошла бы конкурс — а он был мощный, фактически шел год — искали молодую актрису от 20 до 27.

Помните, Даша в романе все время спрашивает: «Катя, почему у тебя все время грустные глаза. Муж замечательный, живешь ты хорошо, и я тебя люблю…» Так вот, я бы не попала в фильм, если бы не жертвоприношение, уготованное мне судьбой. Мне не было и 19 лет, когда случилось несчастье с моей мамой Ларисой Никифоровной, мужественной и очень красивой женщиной: она оказалась прикованной к постели в самом расцвете жизни. Вот так у избалованной счастливой девчонки, которой я росла, появились грустные глаза… А утверждение на роль произошло всего за 9 дней, очень быстро.

— Вам просто позвонили в институт? Но откуда все–таки они узнали о вашем существовании?

— В конце 4–го курса мы все сдавали фотографии администратору «Беларусьфильма». Я припозднилась. Догоняла администратора, помню, уже чуть ли не в фойе института — а назавтра он уезжал на «Мосфильм», так что отложить это было невозможно. Свою фотографию зачем–то обернула в ту самую газету «Кинонеделя Белоруссии», где была заметка о сериале, о том, что ищут Катю, — раз–раз и побежала. Отдавая фото в газетке, сказала просто так, в воздух: «Меня им не хватает!»

«Хождение по мукам»

— И закодировали, «наколдовали»?

— Выходит. Фото попало на глаза режиссеру Ордынскому. Спасибо нашему педагогу Школьникову — на фото я была в возрастном гриме, мы с ним этим увлекались… «Если хотите попробоваться, приезжайте срочно!» — сказали мне по телефону из Москвы. А надо сказать, что кинопробы в институте не приветствовались, нас готовили на театральную сцену, а кино считалось — это Тверская, легкая жизнь.

Но актерское мастерство — и человеческое! — мне преподавал замечательный Александр Иванович Бутаков. Я позвонила ему и уехала, думая, что даже просто попробоваться — это уже замечательно…
Приехала в Москву. Мой внешний вид совершенно не совпадал с фотографией. Молода и экстравагантна — пончо, макияж. Ордынский посмотрел и сказал: «Сфотографируйте девочку и отправьте».

«Хождение по мукам»

Но Наташа Эсадзе, администратор, смыла с меня «индейский окрас», накинула простой халатик и что–то там, наверное, проявилось в природе… Забегая вперед, скажу, что Василий Сергеевич после одного доверительного разговора обронил такую фразу: «А ведь Катя была красивой». И поселил во мне чуть ли не комплекс: что делать с внешностью?

А тогда меня «размытую» отправили к режиссеру на «смотрины», и он вдруг, поменяв решение меня отправить восвояси, предложил почитать сцены. Но роман–то был уже полгода во мне! И зашевелилось, началось движение…

Поклонники Даши никогда не могут стать поклонниками Екатерины Дмитриевны. И наоборот. Это две совершенно различные женские природы. Когда меня спрашивали, какие трудности я испытала во время съемок, я говорила, что по характеру я не Катя. В 20 лет я ею быть не могла. Тем не менее Катя — это 7 лет моей жизни, с 20 до 27. Мое формирование шло под ее влиянием.

«Хождение по мукам»

— А почему так долго создавался сериал?

— Мы отсняли несколько сцен в Ленинграде — Петербурге, и — опять испытание. У Ордынского, когда он показывал отснятый материал высочайшему руководству телевидения, случается инфаркт.

Да, во время счастливого мгновения, когда начальство мало того, что одобрило просмотренное (а могло быть совершенно иначе, могли запросто заменить актеров или даже остановить весь проект: что вы думаете, тогда сериал на ЦТ — это было очень серьезно!), так еще дали дополнительную поездку в Париж плюс пленку «Кодак»! (После расставания с мужем, по роману, Катя уезжает во Францию…

«Хождение по мукам»

Так что мне довелось почти месяц работать совместно с французским каналом RTF.) Но в тот момент прямо в кабинете Лапина сердце Ордынского не выдержало — не выдержало счастья. Режиссер попал в больницу на год. Картина была закрыта. Кстати, Ирина Алферова в это время родила дочку Катюшу. Я же вернулась в Гродно.

И вскоре получила первое письмо от Василия Сергеевича, в котором он попросил меня о том, чтобы я нигде не снималась. Ибо хотел, чтобы за актрисой, которая играет Екатерину Дмитриевну, не было шлейфа иных образов. И я дала слово.
— Сериал, съемочную группу не наградили?

— Нет. Были выдвинуты на госпремию, но победили «Рожденные революцией». Хотя фильм Ордынского с большим успехом пошел сначала в Восточной Европе, потом у нас. Зрительский интерес был колоссальный.

Читать еще:  Попугай который читает стихи пушкина

«Хождение по мукам»

О съёмках фильма вспоминает Михаил Ножкин

«Ордынский на самом деле предложил мне сначала играть Телегина. А я очень любил кино и люблю кино, я всю эту кухню, как говорят, киношную, телевизионную, уже тогда первый «Голубой огонек» параллельно шел, с 1962 года на телевидении в передачах участвовал и т. д., это отдельный разговор.

«Хождение по мукам»

И я говорю: «Вот, Василий Евгеньевич, все хорошо, но только вот мне ближе Рощин».
Он говорит: «Да, конечно, Рощин, ну я вот Телегина все-таки…» И вот он меня уговаривал-уговаривал и все-таки не уговорил. И я очень доволен, Юра Соломин Телегина играл, и замечательно сыграл, а мне Рощин ближе по натуре, по динамике, по более активной жизненной позиции. Они оба хорошие, по характеру человеческому мне ближе Рощин был.

Я, конечно, его с удовольствием играл, к сожалению, многие кадры не вошли в кино, хорошие, не вошли, по разным соображениям, по дурацким некоторым соображениям. Например, сцена была роскошная, долго снимали в Алабино, на лошадях я скакал, рубил, и сцена, когда я вытаскиваю шашку, выхватываю шашку, и когда у него осечка была, хотел застрелиться, а я говорю: «Ты что устроил спектакль перед всеми?»

Потому что его ругали, полк пропал, и вроде бы хотел застрелиться, не получилось, осечка, у него действительно осечка была, и я его чуть не зарубил, ухо, половину, часть уха отрубил лошади, завелся, я тоже заводной, на съемках… В общем, лихая сцена была, лошадь у меня еще такая капризная, заводная была, никак не встает, я нервничаю, она нервничает, передается же, крутится вокруг. Ну и результат. Кто-то сказал: «Это нехорошо, командиры на виду ссорятся, да еще так крупно, какой пример солдатам подают?» Какой солдат? Из-за такой чепухи вырезали роскошную сцену.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Хождение по мукам — отзыв

В фильме нет той глубины постижения революционной эпохи, что имеется в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Посмотрела по НТВ новую экранизацию романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» и была несколько разочарована фильмом. Сам роман я читала очень давно, и не помню деталей, но видно невооружённым глазом, что фильм получился много мельче и посредственнее, чем литературный первоисточник. Впрочем, нынешние режиссёры всегда прикрываются спасительной фразой – «по мотивам произведения». Это очень удобно – сочиняй, что хочешь…

Итак, в сериале представлена эпоха глобального разлома российской жизни. Суровые и жестокие события Первой мировой войны, затем Октябрьской революции и Гражданской войны железным катком прошлись по всему обществу, начиная от дворянского сословия, заканчивая крестьянами и рабочими. Однако в фильме основной акцент делается на судьбы русской интеллигенции, которой революция принесла полный слом привычного образа жизни, страдания и мучения, кровь и слёзы. А также необходимость делать мучительный выбор: как жить дальше, с кем идти – с красными или с белыми, принимать советскую власть или думать о бегстве за границу. Такой выбор делают и главные герои сериала – сёстры Булавины – Катя и Даша, и их любимые мужчины – офицер Вадим Рощин и инженер Иван Телегин.

Основным недостатком фильма я считаю НЕЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Герои попадают в сложнейшие ситуации, а я почему-то смотрю на всё это равнодушно, как бы со стороны. Не переживаю за них, а просто наблюдаю, что там дальше приключится, какая очередная «мука» их ожидает. Кстати, в чудесной экранизации 1977 года ощущения отстранённости от героев не было. Наоборот, там я переживала за каждого из них очень сильно. Почему недостаточная эмоциональность поселилась в новом фильме – не знаю, наверное, это упущения в сценарии или недочёты режиссуры.

Несколько разочаровал показ предреволюционной жизни интеллигенции в Петербурге. Ну нет в фильме ощущения того чудесного, волшебного «серебряного века», когда всё вокруг кипело, бурлило, дышало новыми социальными идеями, необыкновенным творчеством, предощущением грядущих перемен. Хотя довольно чётко с экрана прозвучала мысль о том, что богатая и образованная часть общества сама виновата в том, что стряслось в 1917 году. Она ведь только развлекалась и пировала, не думая, что кто-то рядом тяжело работает — сеет хлеб, стоит у станка, прислуживает аристократам, а живёт при этом очень скудно и голодно. Предчувствие революции в фильме продекларировано ярко, но не ощущается эмоционально, хотя есть сцены и рабочей демонстрации, и разгона её казаками, и митингов в заводских цехах

Хочется сказать несколько слов о главных героях. Больше всего мне понравилась Даша Булавина в исполнении артистки Анны Чиповской. Она милая, обаятельная, эмоциональная девушка. Храбрая, когда это необходимо, трудолюбивая, внимательная и добрая, когда ей приходится работать в госпитале. Но не очень-то она похожа на дореволюционную барышню – современность проскальзывает во всех её словах и действиях.

Катя в исполнении Юлии Снигирь не впечатлила меня совсем. Она выглядит старой, слишком худой и измождённой, равнодушной ко всему, даже к своим страданиям. Особой интеллигентности в ней я тоже не заметила. Чаще всего на неё неприятно смотреть.

Иван Телегин в исполнении Леонида Бичевина предстаёт каким-то наивным мальчишкой. Причём, он не взрослеет ни на германском фронте, ни в сражениях Гражданской войны, хотя тяжёлых испытаний на его долю приходится очень много. Раздражает также вечно лохматая, нестриженная шевелюра Телегина в бытность его на фронтах в качестве офицера.

Вадим Рощин в исполнении артиста Павла Трубинера показался мне весьма строгим и основательным человеком, но, по-моему, ему не хватает блестящей офицерской выправки.

Потряс меня поэт Бессонов в исполнении Антона Шагина. Это нежить какая-то – аморфная и заунывная, а не живой человек. К тому же, по роману Толстого, он гибнет на германском фронте, а тут его удивительные приключения продолжаются вплоть до закономерного финала в Советской России. Видимо, создатели фильма хотели показать типичную судьбу русского поэта в годы революции (напрашивается сравнение с Александром Блоком).

Сильно не понравился мне батька Махно (арт. Евгений Стычкин): это отталкивающая, карикатурная фигура, и его хочется просто раздавить, как клопа. У Толстого, помнится, он тоже нехорош, но не до такой же степени.

На протяжении второй половины сериала меня очень раздражали второстепенные персонажи – Лиза Расторгуева (Светлана Ходченкова) и Аркадий Жадов (Андрей Мерзликин). Видимо, их сюжетная линия необычайно увлекла создателей фильма, и они решили показать нам в рамках основного действия ещё и крутой мини-детектив с ограблениями, перестрелками, погонями, убийствами – хотя ничего этого нет у Алексея Толстого. Мне кажется, что НТВ и так заполонило телеэкран всякими «ментовскими войнами», а тут ещё и в исторической ленте мы вынуждены смотреть на этот бандитский беспредел. Хотя мотивы «хождения в бандиты» этих двух персонажей абсолютно ясны: работы не было, денег не было, несколько дней не ели. В такой ситуации беспринципные люди идут и грабят.

Но вернёмся к сюжету. Начинается Первая мировая война, и резко обрывается беззаботная жизнь русской интеллигенции. Мужчины уходят на фронт, женщины работают в госпиталях. Довольно сильно прописаны сцены германского плена Телегина и его побега. А в петербургских гостиных к началу 1917 года уже отчётливо звучит мысль о том, что эта война никому не нужна, она несёт только гибель и горе, и что зря Россия ввязалась в эту войну, потакая амбициям самодержавия.

А потом начинается череда революций, привычная жизнь героев ломается полностью, и они начинают метаться, искать способы выжить в новых условиях.

Меня удивило то, как предвзято создатели фильма оценили Октябрьскую революцию. По улицам шатается пьяная матросня, не менее пьяные рабочие идут куда-то с красными транспарантами и революционными песнями, другие пролетарии крушат оборудование на заводе, где до этого работали. У «буржуев» экспроприируется жильё, и в освободившиеся комнаты заселяется какое-то отребье. Но если все кругом пьяные и дурные, кто же тогда сумел построить новый мир на обломках Российской империи? Впрочем, в последней серии режиссёру пришлось-таки показать и этот новый мир, ведь Алексей Толстой писал последнюю часть своего романа, уже вернувшись из эмиграции. И соответственно, пересмотрел своё отношение к Октябрю…

Гражданская война раскидала главных героев по враждебным лагерям. Причём, выбор каждого во многом был случаен: так сложились обстоятельства. Рощин считает, что победили хамы и быдло. Он их ненавидит, а сам, в поисках Кати, идёт к красным. То есть, семейные ценности для него важнее, чем политика или будущее устройство страны. Горчайшая мысль о том, что воюют свои против своих, и все кругом теперь враги, не мешает нашим героям помогать друг другу в критических ситуациях, спасать близких от гибели и бед. И в этом опять проявляется высшая правда, ведь на самом деле людям-то нужно простое человеческое счастье: любовь, семья, дети. И ради этих вечных ценностей можно преодолеть любые испытания и вытерпеть любые муки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector