0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что дают стихи

Консультация для родителей «Что дают стихи, как их читать и учить»

Ольга Григорьева
Консультация для родителей «Что дают стихи, как их читать и учить»

Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично.

Ведь ритм – это то, что очень полезно человеческому организму. Все,что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму. Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику.

Ну, а если посмотреть еще глубже? Стихи – это зарифмованные строчки! Поэтому, повторяя их, малыш говорит полными предложениями.

Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами. Хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь!

Память – это мускулатура, которую также можно развивать. Ее надо начинать развивать как можно раньше. Повторение стихов, к тому же, улучшает произношение – ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.

Что еще дают стихи?

Развивают ритмический слух – важный компонент слуха музыкального. Ритм – основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у деток еще и математические способности. Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам, учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!

Так когда же начинать учить с ребенком стихи?

Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями. Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.

Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?

Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии.

Очень хороший прием – читать стихотворение с договариванием (т. е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!

Еще один хороший прием – читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр – огромное множество. Такой прием и развивает лучше всего ритмический слух.

Сейчас такое огромное количество детской литературы, что порой не знаешь, на чем остановиться, какие стихи читать своему малышу?

Лучше придерживаться классики детской поэзии. Почти каждому ребенку очень нравятся стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и К. Чуковского …

Очень хороши и всегда познавательны стихи А. Усачева и А. С. Пушкина. Английский поэт и философ С. Т. Кольридж, живший в XIX веке,сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». А ведь мы желаем своим детям всегда только самого лучшего, правда?

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему «Имеет ли смысл учить наизусть?»Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?» Книга– это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?» Некогда читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой:современные дети не тянутся к книге, не любят читать,не воспринимают.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Многие родители читают детям-дошкольникам -это самый простой способ привить ребенку любовь к чтению! В настоящее время легче поставить.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Самый простой способ привить детям дошкольного возраста любовь к чтению-это чтение родителями книг,это должно стать хорошей и полезной.

Консультация для родителей «Почему полезно читать ребёнку на ночь?» Очень важно перед сном читать ребёнку сказку. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой! Как это занятие сближает.

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

ЧТО ДАЮТ СТИХИ, КАК ИХ ЧИТАТЬ и УЧИТЬ?
консультация (старшая группа)

Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично.

Ведь ритм – это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму. Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику.

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_dayut_stihi_1.docx7.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДАЮТ СТИХИ, КАК ИХ ЧИТАТЬ и УЧИТЬ?

Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично.

Ведь ритм – это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму. Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику.

Ну, а если посмотреть еще глубже? Стихи – это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш — говорит полными предложениями.

Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами. Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь!

Память – это мускулатура, которую также можно развивать. Ведь развиваете же вы своего ребенка физически, чтобы в дальнейшем будущем он был физически крепким и здоровым? Также и с памятью. Ее надо начинать развивать как можно раньше. Повторение стихов к тому же улучшает произношение – ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Ну, на эту тему очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые, просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.

Что еще дают стихи?

Развивают ритмический слух – важный компонент слуха музыкального. Ритм – основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у детки еще и математические способности. Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!

Так, когда же начинать учить с ребенком стихи?

Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями. Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.

Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?

Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии.

Очень хороший прием – читать стихотворение с договариванием (т.е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!

Еще один хороший прием – читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр – огромное множество. И такой прием-то и развивает лучше всего тот самый ритмический слух. Сейчас такое огромное количество детской литературы, что порой не знаешь, на чем остановится, какие стихи читать своему малышу?

Лучше придерживаться классики детской поэзии. Почти каждому ребенку очень нравятся стихи А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова и К.Чуковского …

Очень хороши и всегда познавательны, стихи А.Усачева. и А.С. Пушкина – «Лукоморье», да отрывки из «Сказки о Царе Султане» (белка песенки поет…). Английский поэт и философ С.Т. Кольридж, живший в XIX веке, сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».

А ведь мы желаем своим детям всегда только самого лучшего, правда?

ЧТО ДАЮТ СТИХИ, КАК ИХ ЧИТАТЬ и УЧИТЬ?

Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм — это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца — все подчиняется ритму.
Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир — особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки — в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику. Ну, а если посмотреть еще глубже?
Стихи — это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш хочет-не хочет, а говорит полными предложениями. Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами.
Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь! Память — это мускулатура, которую также можно развивать. Ведь развиваете же вы своего ребенка физически, чтобы в дальнейшем будущем он был физически крепким и здоровым? Также и с памятью. Ее надо начинать развивать как можно раньше.
Повторение стихов к тому же улучшает произношение — ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Ну, на эту тему очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые, лично я считаю, просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.
Что еще дают стихи? Развивают ритмический слух — важный компонент слуха музыкального. Ритм — основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у детки еще и математические способности.
Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам J учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!
Так, когда же начинать учить с ребенком стихи? Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями.

Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.
Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?

Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии J.
Очень хороший прием — читать стихотворение с договариванием (т.е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!
Еще один хороший прием — читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр — огромное множество. И такой прием-то и развивает лучше всего тот самый ритмический слух.
Сейчас такое огромное количество детской литературы, что порой не знаешь, на чем остановится, какие стихи читать своему малышу?
Мое мнение, что лучше придерживаться классики детской поэзии. Моему ребенку очень нравятся стихи А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова и К.Чуковского (хотя я лично не в восторге от последнего — слишком уж сюжеты порой не детские, особенно «Муха-цокотуха», но ребенку очень нравится). Очень хороши и всегда познавательны, на мой взгляд, стихи А.Усачева. Мы читаем и А.С. Пушкина — «Лукоморье», да отрывки из «Сказки о Царе Султане» (белка песенки поет…).
Английский поэт и философ С.Т. Кольридж, живший в XIX веке, сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». А ведь мы желаем своим детям только самого лучшего, правда?

Нужна ли поэзия современному человеку

Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*

Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.

Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.

Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.

Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.

Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.

С этой точки зрения, поэзия бесполезна для общества. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Общество манит нас глянцевыми развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением. “На бегу” невозможно читать стихи — это слишком серьёзное занятие.

Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?

Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.

Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?

Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.

Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.

Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.

Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.

В обществе нам предписывается играть социальные роли, быть сдержанными в выражении чувств и не слишком распространяться о прожитой жизни. Мы не рискуем быть слишком откровенными просто потому, что это может вызвать у окружающих непонимание, насмешки, злорадство, в лучшем случае – недоумение. А ведь опыт каждого из нас – со всеми переживаниями, мучительными размышлениями, внутренними конфликтами, неожиданными озарениями -, пожалуй, одно из самых главных наших богатств. И то, что мы узнали о жизни, промыслительно может оказаться важным для людей, столкнувшихся с какой-то проблемой, стать тем самым недостающим ключом к её решению. Я полагаю, что в этом состоит одна из разгадок мощного влияния поэзии на человека.

Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:

“Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок”.

Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым”.

Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя. В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.

Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.

Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.

Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников.

Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.

Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.

Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.

Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.

Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.

Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

* Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012)

Зачем нам нужна поэзия?

Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Рифмы жизни« я хочу с вами поговорить о стихах. Тему выбрала такую — „Зачем нам нужна поэзия?“ Нет, я далеко не знаток поэзии, а просто любитель душевной лирики. Разумеется, человеческой мысли и душе иногда нужен отдых от повседневной жизни. А поэзия – это как раз то состояние души. Но это почти гипноз. Никогда не задумывались над тем, что стихов большое множество? Конечно же, волнуют далеко не все, а лишь некоторые.

. не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать. (А.С.Пушкин).

Прав Александр Сергеевич Пушкин в том, что хорошие стихи не так легко писать.

Что важно в стихах?

Прежде всего, правда и искренность — вот что так дорого в поэзии. Но, веришь рифмам жизни о любви, разлуке, расставаниях и встречах. Обо всем том, что близко и понятно каждому человеку. Поэзия, бесспорно, должна трогать и заставлять думать. И, к тому же, всё равно кем они написаны классиками или нашими современниками. Именно она помогает услышать диалог, поколений и народов:

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства. (Н.С.Гумилев).

Борис Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Стихи прекрасные, нежные, как и вся его любовная лирика. К примеру, стихотворение „Зимняя ночь“, которое занимает центральное место в творчестве поэта.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Борис Пастернак ).

Несомненно, стихи были всегда, поскольку они предшествовали всем остальным жанрам. Неважны главные особенности построения стихотворения – ритм, рифмы и т.п. Но, важна сама суть, смысл, духовность стихов. Конечно же, в настоящее время написать стихи сможет компьютер при помощи генератора рифм, а выразить музыку души может только настоящий поэт.

Сравнение очень точное может дать мастер пера. Когда читаешь стихотворение Анны Ахматовой „Заплаканная осень, как вдова“, обязательно сочувствуешь, сопереживаешь лирической героине и, конечно же, самой поэтессе:

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало. (А.Ахматова) .

Пожалуй, многим близка и понятна поэзия Ильи Резника. Искренние, настоящие, идущие от всего сердца. Например,»Край березовый».

Побегут в моря
Воды вешние,
Зацветет земля,
Сердце радуя.
Ах ты, Русь моя,
Песня нежная,
Сторона моя неоглядная.

Я пойду в поля
Вересковые,
Опущу ладонь
В синь озерную.
Ах ты, Русь моя,
Песня новая,
Задушевная и привольная.

Ты изведала
Горя горького,
Но всегда была
Всем заступницей.
Ах ты, Русь моя,
Песня гордая,
Беззаветная, неподкупная!

Ты дала мне
Силы несметные,
Ты — любовь моя
И спасение.
Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый, край Есенина.

Ах ты, Русь моя,
Песня светлая,
Край березовый,
Бесконечный край! ( Илья Резник).

Какие бывают стихи?

Наверное, бывают стихи, как песня, без которой не можешь жить. Встречаются, как книга, которую ты должен изучать, перечитывать по нескольку раз и, в результате, можешь не понять ее сути. Но не хочу показаться вам невеждой. Я, например, перечитывала несколько раз Иосифа Бродского, его эзотерические стихотворения, чтобы докопаться до смысла, но так и не нашла его.

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
(И.Бродский).

То же самое с Мандельштамом, который писал, себе одному понятному, кодами. Но не буду обижать классиков поэзии. Более того, я не против них, а за их творчество. Тем более, что молодежь в наше время гораздо разумнее нас. При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных. (О.Мандельштам).

Мне нравятся стихи Эльдара Рязанова, нашего любимого режиссера. Многие его стихи звучат, как песни потому, что все наполнены глубоким смыслом. Если читаешь их, то невольно думаешь о том, что строки стихов совпадают с твоей жизнью.

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак минус,
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось всё, что было.
А было всё! И всё сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло всё моё! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Всё это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта. ( Эльдар Рязанов).

Несомненно, мне, как и многим, ближе стихи животрепещущие, об истинных человеческих чувствах. Доступные сразу, например, как у Ольги Партала и других современных поэтов.

Мне нравятся стихи живые,
О чувствах, о мечтах людей,
И пусть им не хватает стиля,
Эмоции порой важней.

Слова, идущие от сердца,
Что могут даже камни взволновать,
В моей душе всегда находят место,
Я их не устаю читать!

Стихи простых людей или больших поэтов,
Стихи, рождающие в сердце добрый свет,
Слова волшебные, как вихрем добрых ветров,
Впорхнут к нам в душу и дадут на всё ответ! (Ольга Партала).

Вы задавали себе вопрос: зачем нам нужна поэзия?

Разумеется, в настоящей поэзии присутствует магия и сила, как и в любом виде искусства. Как хорошая музыка приводит в восторг, так и в стихах. В России интерес к поэзии никогда не исчезал. Прежде всего, сборники стихов постоянно печатаются и продаются. Безусловно, проводятся поэтические вечера. Они, надо полагать, не собирают стадионы, как раньше 60-70 годы. Но камерные залы постоянно наполнены.

Кому сейчас нужны стихи,
Когда вся жизнь – сплошная гонка?
Мелькают люди, как штрихи,
Влечёт их времени воронка.

Чем ближе к центру, тем быстрей,
Летят мгновениями годы
Там, у распахнутых дверей,
Где ждут нас новой жизни роды. (Владимир Пономарев Одесский).

Мне кажется, что стихи, музыка, живопись, кино, литература – нужны, необходимы и благоприятствует тому, чтобы мы могли быть временами нежными и добрыми людьми.

Напоследок

Недавно прочла стихи Михаила Жванецкого «Все люди, как книги, и мы их читаем. »». Была, пожалуй, удивлена. Не знала, к своему стыду, что он пишет стихи. Несомненно,очень понравились. Жванецкий не может писать плохо. Между тем, стала искать другие стихотворения из его творчества, но не нашла. Расстроилась. Почему так мало написано? Но опять захотелось самой прочесть эти строки и смонтировать клип. Вот что получилось,оцените.

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам интересна тема поэзии, подписывайтесь на обновление статей в рубрике «Рифмы жизни» . Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Что дают стихи для развития ребёнка?

ЧТО ДАЮТ СТИХИ, КАК ИХ ЧИТАТЬ и УЧИТЬ?

Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм – это то, что очень полезно нашему, человеческому организму. Все, что нас окружает: от смены дня и ночи, времен года до биения сердца – все подчиняется ритму.
Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир – особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки – в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику. Ну, а если посмотреть еще глубже?
Стихи – это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш хочет-не хочет, а говорит полными предложениями. Это очень важно, ведь в быту малыши ленятся и обходятся обычно одним-двумя словами.
Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь! Память – это мускулатура, которую также можно развивать. Ведь развиваете же вы своего ребенка физически, чтобы в дальнейшем будущем он был физически крепким и здоровым? Также и с памятью. Ее надо начинать развивать как можно раньше.
Повторение стихов к тому же улучшает произношение – ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Ну, на эту тему очень много есть скороговорок и чистоговорок, которые, лично я считаю, просто необходимо заучивать с ребенком во избежание дефектов речи в будущем.
Что еще дают стихи? Развивают ритмический слух – важный компонент слуха музыкального. Ритм – основа музыки. Кстати, ритм и музыка развивают у детки еще и математические способности.
Ну и, конечно же, годам к трем ребенок, благодаря любимым стихам и праздникам J учится выступать на публике. Согласитесь, очень важный навык, который пригодится в школьной жизни!
Так, когда же начинать учить с ребенком стихи? Первые рифмованные строчки малыш с удовольствием слушает и запоминает, когда мама ему поет колыбельные, рассказывает какие-то потешки, пальчиковые игры (та же незаменимая «сорока-ворона кашу варила» или «идет коза рогатая»). Стихи со звукоподражаниями.

Потом начинаем читать перед сном, проводить тематические занятия, в которые включены стихи.
Как же читать стихи так, чтобы ребенок их лучше запоминал?
Ни в коем случае не учить стихи специально! Ребенок живет игрой, и во время игры можно научить его чему угодно: счету, чтению, в том числе и привить любовь к поэзии J .
Очень хороший прием – читать стихотворение с договариванием (т.е. когда ребенок договаривает последние слова). Этот прием вообще очень хорош для развития речи. Читать надо, разумеется, эмоционально, с чувством. Вот тогда точно запомнится!
Еще один хороший прием – читать на ходу, либо с сопровождением стиха действиями. Например, читаете: топ-топ и делаете в это время то же самое. Таких стихов-игр – огромное множество. И такой прием-то и развивает лучше всего тот самый ритмический слух.
Сейчас такое огромное количество детской литературы, что порой не знаешь, на чем остановится, какие стихи читать своему малышу? Мое мнение, что лучше придерживаться классики детской поэзии. Моему ребенку очень нравятся стихи А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова и К.Чуковского (хотя я лично не в восторге от последнего – слишком уж сюжеты порой не детские, особенно «Муха-цокотуха», но ребенку очень нравится). Очень хороши и всегда познавательны, на мой взгляд, стихи А.Усачева. Мы читаем и А.С. Пушкина – «Лукоморье», да отрывки из «Сказки о Царе Султане» (белка песенки поет…).
Английский поэт и философ С.Т. Кольридж, живший в XIX веке, сказал: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». А ведь мы желаем своим детям только самого лучшего, правда?

Читать еще:  Стихи о тех кто ушел за радугу
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector