0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать нам с бессмертными стихами

Что делать нам с бессмертными стихами.

Вопрос, заданный Н. Гумилевым, остается актуальным и поныне, поскольку жажда самовыражения и творческий потенциал любого ребенка практически безграничны, в том числе и в области художественного слова. Главным условием реализации этих возможностей является максимальная свобода в выражении своих чувств и мыслей. Подтверждение тому я получил более 15 лет назад, работая завучем гимназии в глубоко провинциальном небольшом бывшем шахтерском городке Тульской губернии, на примере педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Натальи Владимировны.

Сначала был просто «Арбат» — уголок в кабинете Натальи Владимировны, куда каждый ученик приносил свои произведения (рассказы, стихи, рисунки). Название было неслучайным, ведь Арбат – не просто улица в Москве, а в первую очередь, место, где каждый может проявить свои творческие наклонности.

За год набралось такое количество работ, что ребята предложили учителю издавать свой собственный журнал. И название («В мечтах о свете»), и эпиграфы к рубрикам они придумывали сами. Материалы альманаха были распределены по нескольким разделам: «Поэзия», «Проза», «Публицистика» («Я чувствам массовость придам…»), «Литературная критика» («Тот не познал победы упоенья, кто не сражался словом, как мечом»), «Музыкальная страничка» («Мелодию дает душа, а музыку рождают руки…»).

После семинара Натальи Владимировны по поэзии Серебряного века старшеклассники решили создать собственный манифест в стиле неофутуризма, если так можно сказать. Этим манифестом и открывался первый выпуск гимназического альманаха. Потом был издан второй номер журнала, затем – третий…

Мне хотелось бы познакомить читателей с некоторыми произведениями гимназистов из тех альманахов.

«Объяснение» стихов – задача сложная и неблагодарная, ведь настоящая поэзия воздействует на читателя сильнее любых комментариев…

***
Густой туман в белесый спрятал кокон
Весь город, не боясь ни светлых окон,
Ни гула запоздалого авто…
И мокрой пряжею свисает до земли,
Не могут с ним поспорить фонари…
Смешно подумать, все ведь для того,
Чтоб, заблудившись в дымке мелочных обид,
Я не сумела отыскать следов твоих…

***
Она хотела б птицей улететь
За облака. Купаясь в бездне синей,
Она хотела бы на мир смотреть,
Почувствовав себя свободной, смелой, сильной!
Оранжерейным быть хотела бы цветком,
Что грациозен, горд и всеми так любим,
Иль изумрудом быть в сплетеньи золотом
Кольца – шедевра дорогих витрин.
Бездумной рыбкою уплыть бы в океан
Она желала… Тщетны все надежды.
Но у мольберта воплотить обман
Она опять пытается, как прежде.

***
Ветер и дождь – душа промокла!
Ветер и дождь – вдребезги стекла!
Ветер и дождь – глоток свободы!
Ветер и дождь — …каприз непогоды…

***
Может, это – сон?
В унисон сердца наши стучат.
Может, это – бред?
Шепчешь: «Нет!» — и чему ты так рад?!
Может, это – ложь?
Ну так что ж! Обидно, если так.
Может, это вновь – любовь?
Ну уж нет! Пусть лучше… «странное
стечение обстоятельств».

(Любовь, 11 класс).

***
Небо бездонно, как Океан
Шалью синей окутало мир,
Это иллюзия, это обман:
Небо – в Земле-медальоне сапфир…

***
Странник мрачный, весь черный от пыли,
Сквозь года и столетья бредет.
Кусок хлеба с запахом гнили, —
Вот и все, что с собой он несет.
Он идет по дорогам, тропинкам,
По зеленым холмам и лугам.
Он идет с вдохновеньем в обнимку,
И нет отдыха сильным ногам.
Он поэт и он странник навеки,
Богом избран он вечно бродить.
Он хотел бы весь мир полюбить,
Чтоб за промахи ближних ответить,
Но обязан он вечно бродить
На заблудшем неправедном свете…

(Екатерина, 9 класс).

Мне кажется, что и для прозаических произведений гимназистов не нужно никаких комментариев, потому что у них своя собственная жизнь, свой ритм – как в музыке: крещендо, диминуэндо, пиано, фортиссимо…

Музыка моего дня

«…И вновь я смотрю в твои печальные глаза. Что вижу я в них? Ожидание, грусть? Нет, в твоих глазах что-то туманное, большое, пугающее… Я люблю смотреть в твои глаза. Через секунду ты можешь улыбнуться, но не исчезнет выражение глаз, только сожмется вместе со зрачками-угольками что-то огромное, манящее, и едва дернутся ресницы в ожидании счастья.

В эти мгновения твой взгляд одинок и задумчив, он устремлен в бездну, в ПЕРВОЗДАННОЕ НИЧТО. Я сижу и молчу. Я жду, что скажешь ты. Но тишина и безмолвие, лишь изредка ты поправляешь свои волосы. Нет тебя, нет меня, нет маленькой уютной комнаты, нет больше жгучего ветра за окном и серебристых колючих снежинок… Только две мерцающих звезды сияют в нашей темноте – твои глаза. Может быть, это наши судьбы – две золотые нити, которым не суждено сплестись воедино…

Одинокий крик вороны возвращает нас из обволакивающей темноты молчания на слепящий, безжалостный свет настольной лампы. Замечаю часы – двенадцать. Пора… Я ухожу, и что-то новое, что-то совсем непонятное появляется в выражении твоих глаз. Это обреченность и безысходность. Такое случается не всегда, только в самые холодные и печальные дни…

Захлопнулась дверь. Гулко ударила кровь в висках. Я здесь оставил сегодня часть своей души, но я стал богаче. Я знаю, что со мной воспоминания о тебе. Пусть это даже выражение глаз. Но и это уже не мало…»

(Виталий, 11 класс).

«Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень,
И сон – дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья…

Я открываю книгу в красной кожаной обложке с золотым оттиском, но эта драгоценная кожа и яркая позолота – ничто по сравнению с тем, что содержит книга. Бледно-желтые страницы пропахли прошлым, они нежны и тонки, как солнечный свет. Я люблю их, я боготворю их, я охраняю их, словно какой-нибудь дракон в пещере свое золото.

Но вся суть этой книги совсем не в желтых страницах, а в словах, которые есть тонкая паутина пушкинской души. Душу великого поэта называют восьмым чудом света, настолько многогранна и глубока ее красота. Каждый из нас видит совершенно разные ее грани, но я вижу особую, которая напоминает отражение в разбитом зеркале. Гибель поэта повернула ход времени…

Небесные воды озарил блеск лунных меланхолий, и черные леса Земли упали в геенну огненную, поля обелились молочными туманами ангельских одежд. Земля дышала, содрогаясь от тихого прикосновения осеннего листа и, упиваясь горькими дождями, ждала, ждала его шагов. Все было ярко и прекрасно, так солнечно, так сочно и тепло. Природа рисовала лучшей своей гуашью: гуашевые холмы, гуашевые поля, которые тут же смывал гуашевый холодный дождь.

Время-то шло как всегда, но оно еще никогда так широко не улыбалось, оно почему-то забыло замедлить шаг… Пусть же теперь вязнет в тусклых зловонных болотах Вселенной!

Эта разбрюзгшая, мягкая земля уже не дышит, а природа спрятала гуашь и рисует мелом. Хотя туманы, однако, и похорошели, они будто сладкое молочко… Обман, все обман.

Погибла душа душ, туман туманов, земля земель… песочный ангел с человеческим сердцем и руками, чтобы держать перо:

Душа небес хранится в облаках,
Её крыла чисты для сильных гроз.
Ты спрятан на её немых руках,
Мой неземной поэт, хранитель грез…

Макая перо бирюзового облака в небесные воды, озаренные блеском лунных меланхолий, он пишет в небе Смерть и Жизнь. Вы думаете, Он – это мы? Он – ангел, который тайно покинул райский сад. Он пришел страдать и говорить правду.

Посмотрите вниз – там безжизненная почва, посмотрите вверх – там тусклое небо, а вокруг – Время, которое все идет и идет вперед, а мы бежим за ним и не успеваем, но все же бежим…

Остановитесь и вы, увидите время – это желтые листья, снежный пух, серебряные ручьи и золотое солнце. Вы поймете, что умеете любить и прощать, вы поймете Его, который и есть оранжевый лист, хриплый ветер, воздух и вода, частица души каждого из нас. ОН – Пушкин!

Его тело тленно, его книги тленны, но его слова бессмертны, как наши души.

Я закрываю книгу и прячу ее далеко в полку. Я люблю ее, я боготворю ее, я охраняю ее, как дракон свое золото…»

Гумилёв Николай Шестое чувство

Автор: Гумилёв Николай
Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Читать еще:  Ахматова стихи как соломинкой пьешь мою душу

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
1921

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.08.2016. Наедине с тобой. В. Евсеев
  • 21.08.2016. Все это называется разрыв В. Евсеев
  • 10.08.2016. И я желаний не стыжусь! В. Евсеев
  • 08.08.2016. Я прошёл босиком по России Виктор Пашков
  • 06.08.2016. Гумилёв Николай Шестое чувство
  • 04.08.2016. Что прощает любовь и чего нам любовь не прощает? В

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Николай Гумилев — Шестое чувство: Стих

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Что делать нам с бессмертными стихами

Что делать нам с бессмертными стихами?

Салтыков-Щедрин однажды пошутил, что стихи писать – все равно, что ходить по разостланной по полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая. Трудно. Очень трудно. А читать, понимать стихи? Наверное, не менее трудно. Этому надо учить, как и чтению любого художественного произведения. Ведь художественное произведение – диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения. Общение, успех которого определяется в большей мере тем, каков читатель, слушатель, — даже не определяется, а предопределяется степенью его духовного настроя на сопереживание, его желанием и умением “осуществить”, а не “исказить”… Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в зависимости от “нравственно-интеллектуальных усилий” (С.Аверинцев) читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог, в процесс общения с текстом. Этому тоже надо учить.

Мне могут возразить, что трудность воспитания талантливого читателя состоит в том еще, что читать наши дети не хотят, не любят. Чтение художественной литературы год от года уступает место другим занятиям. И хорошо еще, если заменяют его просмотром фильмов, передач достойных. Но проблема чтения становится проблемой в кубе, когда дело касается чтения лирики.

В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Тут причин много. Но главные, на наш взгляд, следующие: сложность восприятия такого рода литературы, что не всегда учитывается в школьном преподавании; недостаточное разнообразие в школьной программе стихов; отсутствие интереса к поэтическим произведениям у самих учителей и отсюда однотипность уроков по изучению стихов “хороших и разных” поэтов.

“Само чтение поэта есть уже творчество”, — считал несравненный русский лирик и педагог И.Ф. Анненский.

А порой у детей нет желания вообще участвовать в этом.

Так ли необходимы стихи? Мы нормально живем, ходим, смотрим телевизор. Мы очень заняты. Когда нам голодно, мы заявляем о своем желании отнюдь не стихами. Когда нам больно, мы не прибегаем к ямбу и хорею. Когда в нас пробуждается важная, неотложная мысль, — мы не слагаем сонет. Всякий раз мы обращаемся к услугам “презренной”, но, право, такой необходимой прозы.

Очевидно, всем стихи не бывают нужны всегда – как хлеб, воздух, вода. Но ведь никто не отрицает вечной истины: не хлебом единым жив человек.

В определенные, значительные в жизни моменты духовного, нравственного напряжения, осмысления содеянного, стихи просто необходимы. Это тоже пища, но пища не для желудка, а для души.

Не следует только думать, что богатства поэзии откроются любому и каждому, лишь произнесешь волшебное: “Сезам!” Это очень трудно и очень сложно. Начинать нужно как можно раньше. С начальной школы. Ребенок лучше взрослого умеет преображать явь в сказку.

Начинаем с “Подскажи словечко” на уроках русского языка. Решаем и литературные (поэтические) и орфографические задачи.

Елка слишком высока
Достает … [до потолка].
На зеленую полянку
Вышел мишка … [спозаранку].

Методическая литература по этому вопросу полна заблуждений, “белых пятен”. Например, программы педагогов, которые как-то занимаются поэзией, выглядят примерно так:

5 класс. Стихи и проза. Наблюдение над поэтической интонацией, звукозапись, яркость поэтического слова, рифма. Ритм.

6 класс. Кому и зачем нужна поэзия? Анализ стихотворений о русской природе.

7 класс. Чудо поэтического слова. Многозначность слова в лирическом стихотворении.

8 класс. “Души прекрасные порывы…”. Обобщение представлений о лирической поэзии.

9 класс. Стихи современных русских поэтов.

10 класс. “Только влюбленный имеет право на звание человека”.

11 класс. Рок-концерт стихов о любви.

На первый взгляд, все хорошо. Стройно. Системно. Даже солидно. Но программа эта не отвечает на вопрос, как быть в промежутке между 5 и 6, 7 и 8 классами. Это же целая эпоха в жизни ребенка. Он стремительно меняется. Любовь не будет ждать нашу программу до 10 класса.

Читать еще:  Можно ли писать стихи в исламе

Итак, начинаем со стихов. “Подскажи словечко”, поэтические пятиминутки, письмо по памяти, обучение игре в буриме и т.д. Запоминаем имена поэтов. (Обычно в начале 5-6 классов кроме Пушкина, Барто, еще называют 1-2 имени).

Главное на этом этапе – не перегрузить. Не навредить. Вводить умело, неназойливо. Чтобы было интересно.

Учитывать возрастные и даже сиюминутные потребности. Влюбленность. Необходимость развивать вкус.

Быть тактичным. Поэзия – это очень личное.

Здесь нет ничего второстепенного. Важно все. Даже то, что текст у каждого перед глазами. Бумага различного формата, цвета, папки разных цветов. Шрифт, оформление, иллюстрации. Все должно быть выполнено аккуратно, с любовью.

Дети часто воспринимают все по-своему. Не высмеивать, не обижать. Позже, почувствовав заинтересованность учителя, дети будут читать, будут доверять и учителю и классу.

Учить наблюдать, быть внимательным читателем. Поддерживать интерес к поэзии.

Не бросая занятий по поэзии на уроках русского языка, с 5-6 класса необходимо проводить специальные уроки поэзии.

И.С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что для того, чтобы “вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние”.

Чтобы “вполне оценить” произведение художественной литературы как явление искусства слова, чтобы “приблизиться к нему”, надо обратиться к его языковому анализу, понять, как живут, как взаимодействуют слова в стихотворении, как они зависят друг от друга, как велико значение каждого звука в строке.

🔀Шестое чувство

  • 👀 Жизнь
  • 😢 Гумилёв

В стихотворении Николая Гумилёва «Шестое чувство» поэт пытается поделиться с нами философскими взглядами, задаёт вопросы, но не отвечает на них. Строки написаны автором за год до расстрела в 1920 году и увидели свеет через год, когда вошли в сборник «Огненный с толп». Почему этот момент символичен станет понятно из анализа стихотворения. В стихе Гумилёв пытается дать оценку прекрасному, задавая читателю вопрос, почему одно достижимо для нас, второе никогда не приближается на расстояние вытянутой руки.

Чем можно насладиться в жизни с пониманием

Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.

Далее Гумилёв приводит пример того, что:

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.

Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:

Какое наслаждение нам не дано понять

Мы в этом состоянии похожи на маленького мальчика, которому интересно подсматривать за девичьим купанием, но смысла любви он ещё не знает. Желание растёт внутри него, но он ещё не может его осознать, потому что не дорос до этого. Так и человек не дорос до понимания вечности, в нём горит таинственное желание её понять, но мал Homo sapiens разумом и часто скуден душой для этого.

В предпоследнем четверостишье Гумилёв сравнивает человека с первыми млекопитающими, которые только выбрались из воды, они стремятся к полёту, хотят быстрее побежать-полететь, уже чуют набухающие за спиной крылья, но малы для этого. Пройдут тысячи лет прежде чем вышедшая из воды тварь станет птицей, пройдёт ещё ни одна тысяча лет, прежде чем человек начнёт физически понимать вечные тайны мира.

Гумилёв в концовке стихотворения обращается к Господу с извечным вопросом – скоро ли человек вырастет из пелёнок детства и в нём родится шестое чувство для полного понимания окружающего мира. Скоро ли мы сможем видеть то, что есть, а не то, что нам сейчас дано видеть, скоро ли разорвём границы таинства, скоро ли появятся крылья?

Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Также рекомендуем обратить внимание на стихи неизвестных поэтов, ведь среди их строк можно найти много доброго, вечного и мудрого. Хороший выбор малоизвестных стихов на сайте https://upoems.ru, блог Stihirus24.ru рекомендует этот сайт от всей души. Кстати, рна этом сайте вы можете разместить и свои стихи.. став из неизвестных известным поэтом.

Ничего за 100 лет не изменилось

Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.

Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК

Текст

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Читает Валерий Гаркалин

Неплохо прочитал стихотворение, как говорят с душой, Валерий Гаркалин.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва

Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство».

Сочинение и анализ «Шестое чувство» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Текст стихотворения «Шестое чувство»

Николай Гумилёв

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Краткий анализ произведения

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

  • История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921‑м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
  • Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
  • Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
  • Жанр – философская элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.
Читать еще:  Стихи о том что деньги не главное

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.

Анализ стихотворения «Шестое чувство»

Н.С. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство», по-моему мнению, хотел указать на онтологическую невозможность восприятия человеком всей полноты окружающего мира. В произведении используются перекрестная рифма; мужская чередуется с женской.

Для более четкого понимания разберем его по строфам.

И добрый хлеб, что в печь для нас садится»

Здесь автор рисует образы насущных, но оттого не менее привлекательных, продуктов, подчеркивая их расположенность, предназначенность человеку через олицетворение – «Влюбленное вино», «Добрый хлеб что в печь для нас садится».

Этот прием, как мне кажется, используется для усиления антитезы между понятными для нас, а оттого и благосклонными, вещами и совершенно неясными, о которых речь пойдет во второй строфе.

Сперва измучившись, нам насладиться.»

Здесь Гумилёв ставит доступную нам женщину в один ряд с вином и хлебом. Принципиально важно, на мой взгляд, что чтобы насладиться женщиной, изначально следует ей «Измучиться».

В этом и заключается отличие наслаждения ею от наслаждения вином или хлебом, так как последние изначально создавались людьми для человека, а женщина создавалась людьми, но не для человека, потому изначально представляется нам загадочной и неясной.

Однако, расположив её к себе, измучавшись, человек перестает воспринимать всю её загадочность и недоступность, а полученное наслаждение вполне обоснованно сравнивает с наслаждением от хлеба или вина.

Это, как я считаю, одна из самых интересных мыслей стихотворения.

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?»

Здесь прослеживается явная антитеза между ясными аспектами окружающего мира: хлебом, вином, доступной женщиной и таинственными: зарей, небесами и стихами. Сущность таких явлений для человека непонятна, он, как и автор, будто обращается к небу, говоря

«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять,

Здесь Гумилёв подходит к главной теме: человеку нечем воспринимать вещи, суть которых ему неясна. Наблюдая за розовой зарей, человек не может уловить всей полноты данного мгновения. А оно просто проходит, оставляя его наедине с осознанием своей ничтожности.

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;»

Здесь Гумилёв очень точно сравнивает представления человека о неясных ему явлениях с представлениями маленького мальчика любви. Он, конечно, может попытаться вообразить себе, что это такое, но представления его будут глупы и наивны.

Ревела от сознания бессилья,

Тварь скользкая, почуя на плечах,

Здесь автор второй раз подряд подбирает точное сравнение: в своем бессилии перед прекрасным человек подобен гусенице. Он лелеет надежду на осмысление высоких материй, словно гусеница надежду на появление у нее крыльев.

Из этого же образа мы понимаем, что Гумилёв считает вопросом времени способность осмысления природы прекрасного, ровно, как и вопрос времени превращение гусеницы в бабочку.

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.»

Кульминация стихотворения подтверждает изложенную мной в комментариях к прошлой строфе мысль и открывает перед нами еще одну важную деталь.

Природа прекрасного есть Бог, который наблюдает за человеком, как лечащий врач за больным, и ведёт диалог по средствам природы и искусства. Человек же постоянно движется к осознанию божественного – «Рождая орган для шестого чувства».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.

Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы.

Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

  • Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик, следит”.

Сочинение о стихотворении Шестое чувство

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой.

Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Поэт приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту.

И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector