0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что это за стихи

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  1. гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  2. философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  3. пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  4. городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  5. любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  1. белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  2. рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

    Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».

  • Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе.

    Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
  • Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф (что это такое?). Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать.

    У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5-6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
  • Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.


    В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

    «Лизни ей нежно руку
    За всё, в чём был и не был виноват»…

    Что нужно помнить при анализе стихов

    Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

    Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

    Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

    Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

    Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

    Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

    Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (9)

    А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

    Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

    Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

    очень понравилось спасибо

    Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

    Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

    Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

    Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

    Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

    Мотивирующие стихи, стихи для поднятия духа, позитивные стихи

    Разделы категории «Стихи»

    Голосовые поздравления

    Ты — сокровище Вселенной — стихиС днем рождения В стихах День святого Валентина День святого Валентина В стихах

    Стихи: Без тебя я как лютик в пустыне!Любовь и дружба Признания в любви Забавные признания День святого Валентина День святого Валентина В стихах Шуточные поздравления

    Готов тебя восславить я в стихахЛюбовь и дружба Забавные признания День святого Валентина День святого Валентина В стихах Шуточные поздравления

    Учила бабушка меня:
    «Нет, не течёт вода под камень,
    А в печке не зажжешь огня,
    Коль не заполнена дровами.

    А если сладко хочешь спать,
    Не уповай на Божью милость,
    Соломку надо подстилать,
    Да и следить, чтобы не сбилась.

    Не смей — чужого не бери!
    Своё — храни. Уж, как сумеешь.
    А слёзы вытри, не реви,
    От жалости к себе — слабеешь.

    У Бога много не проси,
    Но верь, что край придет — поможет.
    Гнев неразумный погаси,
    И на судьбу не злись, негоже.

    Не жди, что кто-то принесёт,
    Поди, возьми, ведь ноги держат.
    А коль беда — то кто спасёт?
    Сама хоть что-то сделай прежде.

    Пусть боязно, пусть не с руки,
    Другие могут — ты пытайся.
    Глаза у страха велики —
    Но всё получится — старайся.

    А за обиды не держись —
    Прощай их… Если бы я знала…»
    Учила бабушка, а жизнь
    Её науку подтверждала.

    Хочется дурой набитою стать,
    Чтоб не уметь ни писать, ни читать,
    Чтобы валяться круглые сутки.
    Чтобы смеяться на глупые шутки.
    Чтобы переться от розовой шмотки,
    Чтобы подруги — одни идиотки,
    Чтоб в ридикюле духи и жЫвачка,
    Чтоб Петросян насмешил до ус . ки.
    Чтобы компьютер — большой калькулятор,
    Чтобы с ашипкай писать «гиниратор»,
    Чтобы Дом2 — «зашибись передача»,
    Кучу любовников и побогаче.
    Чтобы в наушниках — «Шпильки» с Биланом,
    Чтобы трусы — только «Дольче Габана»,
    Чтоб «кибернетика» — страшное слово,
    Чтобы «политика — это не клёво».
    В общем, хочу быть набитою дурой,
    Брать не умом, а лицом и фигурой,
    Всё достигать, обнажая коленки.
    Стать бы такой. И убица ап стенку
    . . . .
    Станешь такой — офигеешь от скуки!
    Будут вокруг не подруги, а суки.
    Все мужики будут гады и жмоты,
    Отдых достанет ну просто до рвоты.
    Будут в квартире не стены — застенки.
    Будут скучать друг по другу коленки.
    Так что ресницами глупо не хлопай.
    Взгляд в монитор и работай-работай.

    найдено на просторах интернета

    Как часто в жизни нас берутся осуждать,
    Как часто попусту нам лезут в душу
    Как редко будут бескорыстно помогать,
    Как редко нас и в правду будут слышать.

    Как часто нам захочется упасть,
    Самим упасть! И не сопротивляться
    И может даже вовсе не дышать.
    А может встать.. и снова попытаться?!

    Как часто жизнь нас не стесняясь бьет в лицо,
    Как часто люди невзначай ударят в спину.
    Ты главное не бойся ничего!
    И добрым будь! Хотя б на половину.

    И в жизни встретишь разных ты людей!
    И разные они с тобой сыграют роли.
    Ты только верить не переставай! Не смей!
    Ведь на войне готовятся к победе. А не к боли!

    И главное — ты человеком будь!
    И не смотря на все, сумей же им остаться!
    И да! Нелегок будет этот путь!
    Но знай! Что счастлив тот, кто не готов сдаваться!

    Читать еще:  Когда ты уезжаешь стихи

    Запомни раз и навсегда,
    Что жизнь одна-она твоя!
    Не надо слушать никого,
    Они не знают ничего.
    Твоих эмоций и страданий,
    Твоих обид,любви,прощаний.
    Не знают,что в душе,на сердце,
    Не знают,чем тебе согреться.
    Кто нужен,дорог,кто любим,
    Кто до безумия тебе необходим.
    Не знают снов твоих,
    Не видят боли.
    И никогда не быть им в твоей роли.
    Ведь жизнь одна,она твоя,
    Ты делать всё сама должна.
    Решать,брать,видеть, говорить,
    Звонить,кричать,страдать и ждать.
    И ненавидеть,и скучать,
    И крепко за руку держать.
    Смотреть в глаза и обнимать,
    Смеяться,плакать и мечтать.
    Не побояться полюбить.
    Тогда поймёшь,
    Что значит ЖИТЬ.

    © Copyright: Татьяна Никалайчик, 2013. Свидетельство о публикации №113080610163

    Кричали люди: «Это невозможно !»
    И он подозревал, что воплотить мечту в реальность будет сложно,
    Но, не желая верить их словам,
    Сказал себе: «Ты должен убедиться в этом сам !»

    Он не боялся трудностей и принялся за дело
    И, не теряя веры, к цели шёл решительно и смело,
    С улыбкой преодолевая все преграды.
    Он верил, что успех станет ему наградой !

    Ему кричали люди: «Кем себя считаешь ты ?»
    Но он не обращал вниманье на насмешки:
    К заветной цели шел уверенно, без спешки.
    Прогнав сомненья прочь, он спину распрямил
    И каждый день трудился, не жалея сил.
    Преодолев с улыбкой все преграды,
    Он победил: успех стал для него наградой !

    И ты не верь тому, кто скажет: «Это слишком сложно !»
    Не слушай тех, кто будет утверждать, что это невозможно,
    Не бойся трудностей – скорей берись за дело,
    Гони сомненья прочь – к мечте иди решительно и смело !

    И даже если все вокруг смеются над тобой,
    Не обращай вниманья на насмешки, будь собой !
    Иди вперёд, с улыбкой преодолевая все преграды,
    И свято верь: в один прекрасный день успех станет твоей наградой !

    Хокку — что это за стихи?

    Хокку (хайку) — (буквально — начальные стихи) японские трёхстишия, состоящие из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине (5+7+5 слогов, всего 17). Однако встречаются трёхстишия, в которых авторы не соблюдают эту строгость.

    Основным содержанием хокку является пейзажная лирика. Разновидности хокку, выделившиеся в самостоятельные жанры, это сэнрю (японское трёхстишие политического или бытового содержания) и сясэй (японское трёхстишие, зарисовка с натуры).

    Поначалу японцы писали так называемые танка, это стихотворения в пять строчек. Потом оказалось, что это слишком много — и стали сочинять трёхстишия. В японских стихах рифмы нет, такой уж у них язык, — не принимает рифмы и всё тут. Тысячи японских поэтов увлекались сложением хокку, но среди всех можно выделить четыре великих имени, известных всему миру:

    Мацуо Басё (1644-1694),
    Ёса Бусон (1716-1783),
    Кобаяси Исса (1769-1827),
    Масаока Сики (1867-1902).

    О чём или о ком у них стихи? Да обо всём на свете! О родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, естественно, о природе — о лете, о зиме, о букашках-таракашках, о зверье, о птицах, о деревьях и травах. Но в любом трёхстишие всегда незримо присутствует человек. Японские поэты учат нас беречь всё живое и любить всё живое, потому что жалость и сострадание — великие чувства. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. К сожалению, есть люди жестокие, которым ничего не жалко, ни собаку, ни кошку (вспомните о брошенных животных на дачах), ни даже маму родную, которая состарилась. Этих людей никто в детстве не учил жалеть, и детей своих они этому не учат.

    Японские поэты говорят: ВСМАТРИВАЙТЕСЬ! Всматривайтесь в привычное — и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое — увидите красивое, всматривайтесь в простое — увидите сложное, всматривайтесь в частицы — увидите целое, всматривайтесь в малое — увидите великое. Всматривайтесь, не проходите мимо.

    Хокку — самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.

    Я люблю эти, кажущиеся на вид простоватыми, стихи давно. Завораживает в них, порой, неожиданный ход или поворот мысли. Прекрасна игра ассоциаций. Иногда мысль, заложенная в трёхстишие, может заменить не только миниатюру, но и целый рассказ. Нередко прослеживается ирония или юмор. В этом есть своя прелесть.

    Видел на Прозе.ру авторов, пишущих хокку (хайку). По-разному пишут, но есть и интересные. Пишите, пробуйте, у вас должно получиться!

    Душевные стихи

    Чудо человеческой души в том, что музыка, картины и стихи могут вызывать у нас радость и боль, счастливые и грустные воспоминания. Душевные стихи могут стать собеседником, когда никого другого нет рядом, дать нам немного тепла и надежды. Мы собрали для вас красивые и трогательные душевные стихи, которые поддержат в самые черные дни или станут красивым посвящением близкому человеку. Их можно написать в открытке, сохранить для себя, поделиться с другом. Здесь классика поэзии и новые авторы. Пусть эти прекрасные стихи помогут вам отвлечься от повседневности и задуматься о важном.

    В нашей подборке:

    • душевные стихи о любви
    • душевные стихи о маме
    • душевные стихи о детях
    • известные душевные стихи
    • душевные стихи современных авторов

    Душевные стихи о любви

    «Я поняла —
    Ты не хотел мне зла,
    ты даже был предельно честен где-то,
    ты просто оказался из числа
    людей, не выходящих из бюджета.
    Не обижайся,
    Я ведь не в укор,
    ты и такой мне бесконечно дорог.
    Хорош ли, нет ли —
    это сущий вздор.
    Любить так уж любить —
    без оговорок.
    Я стала невеселая.
    Прости.
    Пуская тебя раскаяние не гложет.
    Сама себя попробую спасти,
    никто другой меня спасти не сможет.
    Забудь меня.
    Из памяти сотри.
    Была — и нет, и крест поставь на этом.
    А раны заживают изнутри.
    А я еще поеду к морю летом.
    Я буду слушать, как идет волна,
    Как в грохот шум ее перерастает,
    как, отступая, шелестит она,
    как будто книгу верности листает.
    Не помни лихом,
    не сочти виной,
    что я когда-то в жизнь твою вторгалась,
    и не печалься —
    все мое — со мной.
    И не сочувствуй — я не торговалась.»

    Вероника Тушнова

    Под лаской плюшевого пледа
    Вчерашний вызываю сон.
    Что это было? — Чья победа? —
    Кто побежден?

    Все передумываю снова,
    Всем перемучиваюсь вновь.
    В том, для чего не знаю слова,
    Была ль любовь?

    Кто был охотник? — Кто — добыча?
    Все дьявольски-наоборот!
    Что понял, длительно мурлыча,
    Сибирский кот?

    В том поединке своеволий
    Кто, в чьей руке был только мяч?
    Чье сердце — Ваше ли, мое ли
    Летело вскачь?

    И все-таки — что ж это было?
    Чего так хочется и жаль?
    Так и не знаю: победила ль?
    Побеждена ль?

    Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же
    Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.
    Было все в нашем сне на любовь не похоже:
    Ни причин, ни улик.

    Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,
    Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.
    Обожания нить нас сильнее связала,
    Чем влюбленность — других.

    Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,
    Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши!
    Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота
    В пробужденьи души.

    В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме.
    (В нашем доме, весною…) Забывшей меня не зови!
    Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
    Самой грустной — любви.

    Марина Цветаева

    Я помню, любимая, помню
    Сиянье твоих волос.
    Не радостно и не легко мне
    Покинуть тебя привелось.

    Я помню осенние ночи,
    Березовый шорох теней,
    Пусть дни тогда были короче,
    Луна нам светила длинней.
    Я помню, ты мне говорила:
    «Пройдут голубые года,
    И ты позабудешь, мой милый,
    С другою меня навсегда».
    Сегодня цветущая липа
    Напомнила чувствам опять,
    Как нежно тогда я сыпал
    Цветы на кудрявую прядь.
    И сердце, остыть не готовясь,
    И грустно другую любя
    Как будто любимую повесть,
    С другой вспоминаю тебя.

    ***
    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Потому, что я с севера, что ли.

    Я готов рассказать тебе поле,
    Эти волосы взял я у ржи,
    Если хочешь, на палец вяжи —
    Я нисколько не чувствую боли.
    Я готов рассказать тебе поле.

    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Там, на севере, девушка тоже,
    На тебя она страшно похожа,
    Может, думает обо мне…
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Сергей Есенин

    Читать еще:  Что за мужики пошли стих

    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь,
    Не желай добра
    Всем, кто знает наизусть,
    Что забыть пора.
    Пусть поверят сын и мать
    В то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать,
    Сядут у огня,
    Выпьют горькое вино
    На помин души…
    Жди. И с ними заодно
    Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь,
    Всем смертям назло.
    Кто не ждал меня, тот пусть
    Скажет: — Повезло.
    Не понять, не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать
    Только мы с тобой,-
    Просто ты умела ждать,
    Как никто другой.

    Константин Симонов

    Я хочу быть твоею милой.
    Я хочу быть твоею силой,
    свежим ветром,
    насущным хлебом,
    над тобою летящим небом.

    Если ты собьешься с дороги,
    брошусь тропкой тебе под ноги
    без оглядки иди по ней.

    Если ты устанешь от жажды,
    я ручьем обернусь однажды,—
    подойди, наклонись, испей.

    Если ты отдохнуть захочешь
    посредине кромешной ночи,
    все равно —
    в горах ли, в лесах ли,—
    встану дымом над кровлей сакли,
    вспыхну теплым цветком огня,
    чтобы ты увидал меня.

    Всем, что любо тебе на свете,
    обернуться готова я.
    Подойди к окну на рассвете
    и во всем угадай меня.

    Это я, вступив в поединок
    с целым войском сухих травинок,
    встала лютиком у плетня,
    чтобы ты пожалел меня.

    Это я обернулась птицей,
    переливчатою синицей,
    и пою у истока дня,
    чтобы ты услыхал меня.

    Это я в оборотном свисте
    соловья.
    Распустились листья,
    в лепестках — роса.
    Это — я.

    Это — я.
    Облака над садом…
    Хорошо тебе?
    Значит, рядом,
    над тобою — любовь моя!

    Я узнала тебя из многих,
    нераздельны наши дороги,
    понимаешь, мой человек?
    Где б ты ни был, меня ты встретишь
    все равно ты меня заметишь
    и полюбишь меня навек.

    Маргарита Алигер

    Душевные стихи о маме

    Ты жива еще, моя старушка?
    Жив и я. Привет тебе, привет!
    Пусть струится над твоей избушкой
    Тот вечерний несказанный свет.

    Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне,
    Что ты часто xодишь на дорогу
    В старомодном ветxом шушуне.

    И тебе в вечернем синем мраке
    Часто видится одно и то ж:
    Будто кто-то мне в кабацкой драке
    Саданул под сердце финский нож.

    Ничего, родная! Успокойся.
    Это только тягостная бредь.
    Не такой уж горький я пропойца,
    Чтоб, тебя не видя, умереть.

    я по-прежнему такой же нежный
    И мечтаю только лишь о том,
    Чтоб скорее от тоски мятежной
    Воротиться в низенький наш дом.

    я вернусь, когда раскинет ветви
    По-весеннему наш белый сад.
    Только ты меня уж на рассвете
    Не буди, как восемь лет назад.

    Не буди того, что отмечалось,
    Не волнуй того, что не сбылось,-
    Слишком раннюю утрату и усталость
    Испытать мне в жизни привелось.

    И молиться не учи меня. Не надо!
    К старому возврата больше нет.
    Ты одна мне помощь и отрада,
    Ты одна мне несказанный свет.

    Так забудь же про свою тревогу,
    Не грусти так шибко обо мне.
    Не xоди так часто на дорогу
    В старомодном ветxом шушуне.

    Основы стихосложения: «золотое правило» и др..

    Сначала мне хотелось бы привести вам одно своё стихотворение, на основе которого я и написал это изложение своего взгляда на вопросы, затрагивающие только что начинающего писать поэта. Сам я набил немало шишек, сталкиваясь с теми, кто говорил, или вернее сказать, пытался «научить меня» в кавычках правильному стихосложению. и как бы в ответ на их критику я выразил это всё сначала в стихах, а теперь вот решил, более подробно изложить всё это в прозе.

    Когда, от форм освобождаясь,
    Приходит грация стиха
    И рифма — с чувств уподобляясь,
    Подобна взмаху мотылька,

    Какой закон стихосложенья
    Встаёт внутри, чтобы истлеть,
    Чтоб ассонансу дать теченье
    И вспыхнув — сердцу возгореть?

    Созвучьем ямба иль хорея,
    Иль анапестом правишь стиль —
    Над амфибрахием радея,
    По строчкам чествуешь дактиль?

    Ты не задумываясь дышишь:
    Глубок ли будет этот вздох.
    А муза… как её ты слышишь?
    Тебе ль понятен её слог?

    Слова — как музыка созвучья,
    Как отголосок чувств души…
    Под диссонансом равнодушья
    Бывают ли тебе слышны?

    За право взяв, без чувства мерить
    За каждой буквой рифмы слог.
    Быть может, кто-то и поверит —
    Лишь в окончанье кратких слов.

    Когда ж прольётся изливая,
    Из жизни выхватив слова,
    Душа наполнено — живая,
    Одним огнём освящена,

    Когда не ищется ответа,
    Само собой — несёт волна,—
    Лучом, коснувшимся рассвета,
    Встаёт Элизиум стиха,

    Ты открываешь горизонты,
    Ты зришь на реки, на поля:
    Как вдохновлённо и покорно
    Проходит жизни череда!

    Как нужно писать стихи?
    Какими они должны быть?
    Как выглядеть и как восприниматься?
    Какая в них должна быть рифма?

    Все эти вопросы попахивают какой-то нелепой несуразицей, принимая во внимание ту точку зрения, что стих или стихотворение, идущее из глубины неведомых уголков души, возникающие как бы по наитию, по сути своей являются попыткой самовыражения, так сказать, отпечатком, оттиском того или иного явления, отображающих чувства написавшего их в момент своего возбуждения, вдохновленного этим явлением и выраженное по средством своего восприятия, мироощущения. И когда кто-то говорит, что эти стихи не должны быть такими, что они слишком просты или написаны неправильно (как будто вообще, можно только правильно излагать свои чувства, следуя каким-то правилам по особым законам), что у них слабая рифма и вообще, они понимаются с трудом и никому не понятны… Скажу вам прямо: плюньте и размажьте! Ведь, по сути, вам говорят, что у вас неправильная душа, что вы её неправильно интерпретируете,— наверное, им со стороны видней, но ведь это ваша душа, и кому, как ни вам, знать её лучше, чем вы сами.

    Но начнем обо всём по порядку.
    Какое определение дадим мы слову поэзия? открываем словарь Ожегова и на первой позиции читаем: словесное художественное творчество, преимущественное стихотворное,— дальше: стихи, произведения написанные стихами,— и наконец: изящество и красота чего-нибудь, возбуждающие чувства очарования. Но что же такое стихи или стих? Посмотрим и это. Стих — единица ритмически организованной речи, строка стихотворения. Существуют разные ритмические размеры: будь то ямб или хорей, амфибрахий или дактиль… но не об этом здесь я хотел бы рассказать вам. Это всем, мало-мальски пишущим людям давно уж ясно, и я не буду здесь заострять внимание: где и на каком слоге в них должно стоять ударение,— скажем просто: это ритмика стиха. Но когда… мне пытаются объяснить, что первое четверостишие должно походить на второе, а второе на следующие, потому что кому-то трудно уловить ритм и не сразу всё легко читается, мне так и хочется сказать: господа! если вы привыкли к шаблонам… это не моя вина! Идите и учите Дьюка Эллингтона играть похоронный марш! Может он вас и поймёт. И вообще, в наше время, когда музыка стирает границы ритма, когда джаз звучит, являя собой импровизацию, смешивая ритм как таковой, меняя тональности и музыкальное ударение, разве нельзя или невозможно это же делать со словами, меняя акценты и альтерацию. И в том не моя вина, что у нас в стране все только и умеют, что ходить под бой барабана ровным шагом.

    Ну да ладно, с ритмом более-менее понятно; большинство стихов, так или иначе, пишется под тем или иным размером, подбираясь ритмичностью, музыкой восприятия. А что мы можем сказать о самой рифме? Существует рифма мужская и рифма женская, точная и не точная,— всё это также более-менее всем известно, и мне не хотелось бы приводить полемику о стихосложении Сумарокова с Ломоносовым. Давайте лучше обсудим «Золотое правило стихосложения» (это, когда рифма должна быть везде, либо её не должно быть нигде). Так как мне кажется это более-менее актуально. Когда я принёс своё стихотворение «Сибирь» в союз писателей, мне прямо указали на это, что нужно строго соблюдать такое правило и, придерживаясь его, искать нужные слова. Но только маленькая загвоздка: я не хотел менять ни одного слова,— почему? Да потому, что все слова уже были давно подобранны, хоть и без строгой рифмы. Смени я хоть одно слово — сменилась бы и окраска стихотворения, так сказать, его образность восприятия. Так и хотелось привести стихи Есенина (интересно, как бы назвали его, с точки зрения золотого правила? Наверно, так же неумехой.):

    «Дар поэта — ласкать и карябать,
    Роковая на нём печать.
    Розу белую с черной жабой
    Я хотел на земле повенчать.»

    Прорифмуйте: карябать — жабой. И если не поленитесь, прочитайте всё стихотворение «Мне осталась одна забава», примеряя к нему золотое правило.

    Истинные чувства это всегда нарушение шаблонов и правил. И как вообще возможно изливать свои чувства и душу по правилам? Кто тогда поверит сказанному? Это будет выглядеть как простое рифмоплетство. Говорят: «поэт говорит образами», но вы нигде не найдете такого высказывания, что поэт говорит рифмой,— в этом есть что-то от графоманства; благо есть рифмословы в интернете — можно потерять образность, но сохранить рифму. По мне так, если рифма мешает передачи образа,— к черту! такую рифму. Главное — это слово, слышимое и отражаемое в полной мере тот образ, который хочется показать, донести до слушателя, а не подгонка слов под буки-стуки, трали-вали.

    Читать еще:  Природа мать когда б таких людей стих

    В русском языке фонетика намного богаче, чем её буквенное выражение на письме, и порой рифма слышится там, где её по определению, с позиции буквенного восприятия, не может и не должно быть. И если уж возводить правила в поэзии, тогда её следует рассматривать как науку, как такие предметы как алгебра, физика, геометрия и т.п., и тогда, как в любой науке, в ней есть свои теоретики и свои практики. И тот, кто действительно придает большее значение правилам, похож на недоучившегося студента, пытающегося систематизировать то, что по своей основе вряд ли когда-то имело свою систему. Стихи — это чувства, порывом вынесенные на бумагу, и объяснять всю их глубину с точки зрения правил, было бы неправильно, ведь даже в каждом правиле есть свои исключения. А исключительность наших чувств также несомненна, как и отпечатки пальцев на наших руках: нет ни одной похожей друг на друга души. Все разговоры о том, что есть какое-то правило для этого, считаю абсурдом. И само слово «стих»— «стихи» не говорит ли, что это СТИХИЯ — ничем и никем несдерживаемая сила; попробуйте поймать ветер, когда он закручивает вихрями, производя торнадо,— вам вряд ли это придёт в голову, а как насчет вашей головы со стихией слов?

    Часто стихи сравнивают с драгоценным камнем, который требует своей огранки и филигранной шлифовки. Но вот, им попадается самородок — и в силу своей привычки они начинают обтачивать и шлифовать его, не понимая того, что подгоняя под общий шаблон, он теряет свою уникальность, красоту, которая им в силу их шаблонности неизвестна. Эти-то «теоретики от науки» не понимают того, что они уже безнадежно отстали от своих сверстников, которые давно уж на практике получили, куда большие знания, чем они сами.

    Поэзия, в большем значении этого слова, это отображение чувств, состояния души, возбуждаемое посредством понимания своего мироощущения от того или иного явления, действия или даже бездействия, выражаемое ритмичностью, музыкой восприятия приходящих и проходящих, как сквозь призму этого понимания, слов; и как это всё организованно,— по дактилю или анапестом, или, вообще, верлибром,— это уже второстепенно и к гениальности стиха не имеет значения. Равно как возникает в нас чувства радости или горя, хочется нам плакать или смеяться, также возникает потребность писать так, а не иначе. Можно ли научить человека радоваться так, как нам этого хочется, чтоб он только прыгал и хлопал в ладоши, когда будет радоваться? Наверно: можно… но эта будет совсем не та радость, с которой мы привыкли его воспринимать. Искренность — всегда проста, и втискивать её в узкие рамки правил каких бы то ни было законов нам и в голову не придёт. Так, почему же мы требуем от поэта, чтобы он соблюдал внешнюю рифмованость в своих произведениях в ущерб его искренности, самобытности.

    Хочу ещё сказать «теоретикам»: идите, научитесь, что значит: «Я люблю»! Если нет чувств, их приходиться играть, и для этого-то нужны правила. А кто влюблен по настоящему он и так всё чувствует и не отдает отчёт никому. Творить по правилам — не моя стихия, мне важнее содержание с ассонансом музыкальности произведения.

    Говоря о содержании, нельзя не вернуться к образности: читая некоторых более-менее известных современных поэтов, диву даешься… Куда уходит образность? Чем у них наполнена душа? Но не дай мне Бог, критиковать чьи-нибудь стихи, так как я понимаю, что это почти всегда внутренние чувства, их понимание мира… Ну, раз такая у этих людей душа — чем я виноват! Но всё таки кажется: образность пропала совсем… Идёт какая-то констатация чего-то такого, что хорошо ложится под рифму, или же возникают такие образы,— что лучше было бы и без них. Хотя писать стихи — это лучшее занятие, чем стрелять из автомата, и, перефразируя высказывание Сократа, я бы сказал: хоть мне и не нравиться это стихотворение, но я и пальцем не пошевелю, чтоб их автор забросил это занятие. В истории есть один изумительный пример: когда Жуковский впервые показал Пушкину произведения, тогда ещё никому не известного Тютчева, даже Александр Сергеевич, не все приняв в них, опубликовал небольшую подборку, в которую не вошло такое стихотворение, которое сейчас называют одним из шедевров лирической литературы той эпохи «Silentium». А вспомним Цветаеву, как она писала о своих стихах:

    «Моим стихам о юности и смерти,
    -Не читанным стихам! —
    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берет!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.»

    Так что пишите, и не обращайте внимание на то, что говорят вам. Настоящий поэт сам выбирает своих учителей, излагая всё так, как это свойственно ему; у него нет учителей, которые навязывают ему свою точку зрения: и только лишь говорят, что нужно писать так, а не иначе, уподобляясь библейским фарисеям, которые вроде бы верят и чтут, но мало что и понимают. Если бы можно было научиться писать стихи — уверяю вас, к ним бы уже стояла очередь за два квартала вперёд. И то, что свойственно лишь пропускать через себя и изливать на бумагу, нельзя вторично вогнать обратно и пропускать сквозь чужую призму предрассудков, ибо это будут уже не ваши чувства, а какая-то смесь, непонятная, что и с чем.

    Поэтом или дано — или… как сказал классик: поэтом можешь ты не быть… Ведь настоящий поэт сам понимает что ему нужно, а что только шелуха, нестоящая его внимания. Кто сможет научить чувствовать, любить? Это или есть, или этого не дано. Оберегайте свои чувства, а не правила, которые нужны лишь для того, чтобы их нарушать, ставя в тупик тех, кто их создаёт.
    Вот: как то так!

    anchiktigra

    СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

    Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

    Лучшие стихи о любви

    Не убегайте от своей любви…
    Не разрушайте маленькое счастье,
    Не говорите тихо: » Уходи «,
    Когда душа разорвана на части.

    Не убегайте от своей любви !
    Не стройте стен, они вам не спасенье.
    Себе не лгите, что свободны вы,
    Кто любит — обречен на заточенье.

    Не убегайте от своей любви,
    Дарите счастье тем, кто рядом с вами.
    Не позволяйте зависти и лжи
    Овладевать вдруг вашими сердцами.

    Не убегайте от своей любви !
    И никогда её не оставляйте !
    И даже если стерты все следы,
    Любите, верьте, только не теряйте !

    Не убегайте от своей любви !
    Сквозь боль и слезы напролом идите !
    Не говорите тихо: » Уходи «,
    А просто все забудьте и простите.

    Не убегайте от своей любви !
    Ведь это лучшее, что есть у вас отныне !
    Храните чувства светлые свои,
    Хоть это тяжело в жестоком мире.

    И никогда любить не перестанет.

    Ведь просто человеку нужен человек.

    Но можно вырастить с любовью и заботой.

    И крепко прижимал меня к себе.

    Берегите друг друга от бед и коварных измен,
    Сохраняйте тепло ваших душ даже в холод и вьюгу,
    Никогда не просите любви у любимых взамен,
    Просто сами любя, от невзгод берегите друг друга.

    Берегите друг друга, у жизни короткий полёт,
    И отточенных злостью, обид никогда не храните,
    Может кто-то давно так прощения вашего ждёт,
    Научитесь прощать, не порвав истончившейся нити.

    Нам любимых, ушедших от нас, никогда не вернуть,
    И ошибок, терзающих душу, уже не исправить,
    Берегите друг друга, ступая на жизненный путь,
    Чтоб ненастные дни вы смогли бы любовью разбавить.

    На что мы тратим жизнь?
    На мелочные ссоры,
    На глупые слова, пустые разговоры,
    На суету обид, на злобу — вновь и вновь.
    На что мы тратим жизнь.
    А надо б на любовь.

    Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то —
    На нудные дела, ненужные заботы.
    В угоду обществу придумываем маски.
    На что мы тратим жизнь!
    А надо бы на ласки.

    Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
    На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
    На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
    На что мы тратим жизнь.
    А нужно бы на дружбу.

    Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
    Чего-то ищем все — а более теряем;
    Всё копим — золото, тряпьё и серебро.
    На что мы тратим жизнь!
    А надо б на добро.

    Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
    С серьёзностью смешной вещички выбираем.
    Но сколько не гадай — всё выберешь не ту.
    На что мы тратим жизнь.
    А надо б на мечту.

    Боимся радости, боимся верить в сказки,
    Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
    Боимся полюбить, чтоб после не тужить.
    На что мы тратим жизнь?!
    А надо просто жить!

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector