1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что объединяет стихи пушкина и лермонтова

Что объединяет стихи пушкина и лермонтова

в чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? пушкин различие лермонтов сходство мироощущение

Вопрос о сходстве и различии между Лермонтовым и Пушкиным интересовал многих исследователей на протяжении всего XIX и начала XX в., но наиболее глубокое разрешение его мы находим в кратких замечаниях Белинского. И в Пушкине, и в Лермонтове Белинский видел «несокрушимую силу духа и богатырскую силу выражения», но стихи Пушкина были «столько же полны светлых надежд предчувствия торжества, сколько силы и энергии»; в стихах же Лермонтова «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие». Белинский не только указал на различие творческого облика двух поэтов, но и намекнул на социальную причину этого различия. «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества».
В этих кратких словах намечено разрешение вопроса о связи и различии двух величайших русских поэтов. Поэты, принадлежавшие почти к одному и тому же времени, оба воспринявшие передовую систему идей, прошедшие одну и ту же литературную школу байронизма, они не могли не быть творчески близки.
Борьба с деспотизмом, сочувствие освободительному движению Европы, зарисовка типического образа современной интеллигенции — лишнего человека, усиливающийся интерес к демократическим кругам — все это объединяло обоих поэтов, все это делало их произведения схожими по мыслям, настроениям, персонажам.
Самое мастерство Пушкина-художника оказывало влияние на поэтические приемы Лермонтова. Следует, однако, несколько остановиться на том, что черты несомненного сходства обоих поэтов только подчеркивают их чрезвычайно выразительные отличия друг от друга.
Поэты двух следовавших один за другим моментов в истории развития страны, они и должны были, при всех признаках близости, отличаться друг от друга. «Светлые надежды, предчувствие торжества» (Белинский) в творчестве Пушкина соответствовали общественному подъему оппозиционно настроенных элементов страны. Эта вера и радость, эта «жажда жизни и избыток чувств» не заглушенными звучат в поэзии и зрелого Пушкина, поры его высшего расцвета. Поэт знает гнет современного ему социального строя, он испытывает все муки, порожденные властью, но он полон веры, бодрости, упования, не исчезнувших с днями его отлетевшей молодости. Безотрадность, безверие, омрачающие душу вопросы, отсутствие надежды мы слышим в поэзии Лермонтова, оформившейся в пору разгрома декабристского движения, в пору мрачных настроений многих поэтов 30—40-х годов. Но эта мрачность сочетается с «избытком несокрушимой силы духа и богатырской силы», с непреклонной волей поэта. Гармоническая муза, мудрая и уповающая, соприкоснулась с поэзией мучительной тревоги, взволнованных призывов и гордой мужественности. Соприкасаясь, поэты отталкивались; их различие было резче и ярче их сходства.
Немногочисленные дошедшие до нас замечания Лермонтова о Пушкине говорят о своеобразном сочетании у Лермонтова глубокого преклонения перед гениальным поэтом и, вместе с тем, непрестанного несогласия и борьбы с ним.
Лермонтов не раз берет пушкинские темы, но он наполняет их совершенно особым, своим, лермонтовским духом. Недаром Чернышевский, говоря о подражании молодого поэта старшему, отмечает, что идея этих стихотворений «чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей».
Нет никакого сомнения, что «Три пальмы» воспроизводят тему IX «Подражания Корану». В пустыне растут пальмы (у Лермонтова три, у Пушкина — одна); у их корней протекает ручей; к этому маленькому оазису направляет свой путь — у Лермонтова караван, у Пушкина — странник; прохлада оазиса успокаивает уставших путников; но пальма погибает — все дико и пустынно.
Однако, при всем сходстве содержания, строфики, отдельных строк и образов, пред нами два совершенно различные произведения, насыщенные совершенно различными настроениями и мироощущением : победой молодости и добра заканчивает свое стихотворение Пушкин ; победой пустыни, бесплодных просторов — Лермонтов.

Разница между придворным (почти) красавчегом и кадровым штурмовиком? Один завяз в бабах, другой на Кавказе. Но стихи хороши, нет слов, у обоих.

Сходство оба поэта различие пушкин круче а у лермонтова есть стихи нескладушки — это мое ощущение а ихнее только бог теперь знает.

я уже давно вышла из рамок школьной программы, а что- у вашего ребенка это на сегодня домашнее задание?

Пушкин больше пишет про дружбу, любовь и т.п., а Лермонтов, про одиночество,

Пушкин был оптимистом, а Лермонтов — реалистом, иногда даже пессимистом,

И кто же знает, как в действительности ощущали мир Лермонтов или Пушкин?

Пушкин был оптимистом, а Лермонтов — реалистом, иногда даже пессимистом

да они вообще братья близнецы )) . в детстве я их даже путала

сходство — оба писали про дядю..различие — вот няни были разные

оба писали о любви только один к людям а другой к природе.

давайте как-нибудь посидим и напишим с вами сочинения

Лермонтову до Пушкина было как до Киева тазом вперед.

пишем сочинение или реферат? )) мне надо страниц 15-20.

Пушкин по веселее был))Лермонтов совсем груть!)))

Что объединяет стихи пушкина и лермонтова

В чём схожи и чем различаются стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» и приведённое ниже одноимённое стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами лёгкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую во двинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, &nbsp&nbsp

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

М. Ю. Лермонтов

3.1. Что означает фраза «Глаголом жги сердца людей»?

3.2. Зачем А. С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные церковнославянизмы и устаревшие слова?

3.1. В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро. В этом и заключается смысл фразы «Глаголом жги сердца людей».

3.2. Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом, изобилующим церковнославянизмами и устаревшими словами. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. Передать замысел Пушкина — показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле — и помогает особый язык стихотворения, обращающий нас к упомянутой части Библии — книге пророка Исайи.

Оба стихотворения объединены темой поэта и поэзии. Пушкин в своем «Пророке» показал тяжелый путь становления поэта, превращения простого смертного человека в проповедника Всевышней воли на земле. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества. В стихотворении Пушкина звучит оптимизм, вера в свободу, в светлое будущее, которое грядет за болью. Совсем иное настроение у Лермонтова: поэт один, в мире нет надежды. Однако, несмотря на отличия, и Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта — быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Сопоставление произведенийПроизведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа2Произведения поверхностно, формально 3 сопоставлены в заданном направлении анализа1Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализаПри сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,

3. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

3 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

«Пророк» — сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Читать еще:  Я такой какой есть стихи

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

Главная идея

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

  1. В стихах Пушкина описывается процесс преображения поэта в пророка и даётся направление следования.
  2. Стихи Лермонтова больше внимания уделяют тому, насколько труден и наполнен страданиями этот путь.

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

  1. Предназначение поэта и поэзии – быть избранными Богом пророками. Их главное предназначение – донести до человечества истину.
  2. Проблема отношения поэта и толпы – у Пушкина она не раскрыта, но Лермонтов наглядно показывает её. Пророк у него не понят окружающими, унижен и изгнан из общества.

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

  1. Эпитеты – они придают речи экспрессивности и выразительности (пример: мудрые, пылающий, чистые, грешный, лукавый).
  2. Метафора – более обобщённый приём, перенос значения по похожему признаку.
  3. Олицетворение – придание признаков живого существа («звёзды слушают» и пр.).
  4. Сравнение.
  5. Гипербола – используется, чтобы подчеркнуть мысль о богоизбранности пророка, его исключительную роль.
  6. Антитеза – поэты противопоставляют любовь злобе, жизнь — смерти и пр. Это усиливает яркость образов главного героя и среды, в которой он существует.

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Сравнительный анализ

Сопоставительное сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова — таблица:

сравнительный признакхарактеристика у Пушкинахарактеристика у Лермонтова
жанрлирическое повествованиелирическая исповедь
поднятые вопросыдолг поэта перед обществом и его место в миреотношения поэта и толпы
литературные приёмыгиперболы, сравнения, метафоры, эпитетысравнения, метафоры, эпитеты, антитезы
главная идеядолг поэта-пророка донести истину до людейнепринятие пророка толпой
стиль написанияклассицизм, можно сопоставить с одой у мастеров старой поэтической школынеоромантизм
основное сходствоподнята проблематика роли поэта в обществе, написано в лирической тональности четырёхстопным ямбом, используется линейная и циклическая композиция
различияповествует о начале пути пророкараскрывает дальнейшую судьбу пророка и его отношения с людьми

Стихотворение Пушкина является логическим началом темы отношений поэта и общества. Здесь описано самое начало истории – поиск героем знаний и истины, явление ему божьего посланника, духовное и физическое преображение. В аллегорической форме здесь отражена способность поэта видеть и чувствовать то, что недоступно остальным людям.

«Пророк» Лермонтова логически продолжает тему. Здесь как будто показано, какое будущее ждёт того, кто стал исполнителем Божьей воли и прорицателем истины. Лермонтов в своём стихотворении описывает не только себя. Он ссылается на библейский стих – пророк Иеремия также подвергался гонениям от своих современников.

Здесь просматривается намёк и на другого гениального пророка – Пушкина и его судьбу. Ему тоже приходилось неоднократно становиться добровольным узником, скрывшись в своём родовом имении.

Персонаж Лермонтова может быть счастливым только в уединении, ведя диалог со звёздами и животными. В этом отражается вся трудность пути пророков. Для обычных людей они становятся изгоями. Ведь большинство людей верит лишь тому, чему хочет верить.

Оба произведения написаны в лирическом жанре и основаны на библейских темах. Они подчёркивают общность судьбы тех древних пророков и поэтов в современном им обществе.

Что объединяет стихи пушкина и лермонтова

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Читать еще:  Как провести выкуп невесты в стихах

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба. Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 87 666 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Содержимое публикации

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

В данной статье мы анализируем основные подходы к термину «поэт», «поэзия». Делаем акцент на выявление различий и сходств в понятии терминов «поэт» и «поэзия».

Ключевые слова: поэт, поэзия, творчество

Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

А.С. Пушкин был основоположником развития новых традиций, тем самым внес неоценимый вклад в литературу. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества. В нашей статье мы хотим остановиться на творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а именно из творчества А.С.Пушкина рассмотреть стихотворение «Поэт» и повесть «Египетские ночи»; из творчества М.Ю.Лермонтова рассмотреть стихотворения «Поэт» и «Смерть поэта».

Стихотворение « Поэт» является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом. Поэт жил с народом и для народа. В каждом слове звучит вечная тема о миссии поэта в обществе. Пушкин высказывает мысль о том, что душа творческого человека полна поэтического дара. В вечной суете и серых буднях без творчества душа погибнет. Только поэзия спасает поэта и движет вперед. Таким образом, поэт приходит к выводу , без творчества, без возможности писать он погибнет духовно. То есть именно творчество — не просто смысл жизни, оно самая суть поэта. Поэт уверен и убежден в том, что поэзия пробудит светлое начало, встряхнет народ. Поэт призывал своих единомышленников к тому, чтобы говорить о проблемах общества, призывать народ к единству, стойко стоять на своем, не поддаваться соблазнам.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение — донести до общества суть и смысл жизни.

Анализируя следующее произведение гения повесть « Египетские ночи» , мы пришли к следующему : темы поэта и толпы, гения, человеческих искушений и пороков, роли поэта — это основа творчества Пушкина. Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.

Немаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.

Поэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова — это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.

В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Читать еще:  Стихи спасибо что ты помнишь обо мне

Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу — тема поэта и поэзии традиционна, в центре — мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.

Важными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.

Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.

 1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981

 2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981

 3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979

 4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982

 5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972

 6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.

 7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. — М., Наука, 1991

 8. Турбин В. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1973

 9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. — Л., 1961

Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выбранный для просмотра документ Духовной жаждою томим.docx

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи:

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его! ”

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи:

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его! ”

Выбранный для просмотра документ пророк.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пушкин «Глаголом жечь сердца людей» Лермонтов «Воспламенять бойца для битвы»

Назначение поэзии Поэт в ранней лирике одинокий избранник, «странник меж людей». Его поэзия — это Божий дар и «всесожигающий костер», она приносит и радость и вдохновение, и боль и страдание. Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современниками.

Различные точки зрения на стихотворение «Пророк» «Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина (Краткая Литературная Энциклопедия, с. 449). «. наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, — это либо невежество, либо гордость» (Б.М. Эйхенбаум). «Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца». «Ошибочно думать, что в конце жизни Лермонтов пришел к заключению о ненужности поэтического слова» (И. Каплан. — Литература, 1994, №18).

Сравнительный анализ Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова? Как заявлена именно эта тема в стихотворениях? Мы убедились, что Лермонтов продолжает «пушкинскую тему». Но ведь есть и отличия, и они существенны. Какие из них сразу обращают на себя внимание?

Оба поэта обращались к библейским источникам. Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов — к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

Обратимся к лексическому строю и попытаемся сделать сравнение. В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.

Как создают образ поэта-пророка Пушкин и Лермонтов? Пушкинский преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении (цитата). У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности (цитата). Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский — суров.

Что открылось поэту-пророку в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья».

Как усилено противостояние поэта и общества в стихотворении Лермонтова? Какие образы создают представление о трагедии поэта? Старики и дети. Две мудрости. Но здесь не о мудрости речь. Речь старцев — это наказ новому поколению. Таким образом усиливается противостояние поэта и общества — это извечный конфликт.

Выходит, дар его не нужен? Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа — творение Бога — откликается на духовный зов поэта (цитата).

Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт? В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта.

Вспомним, какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина? В стихотворении Пушкина пустыня — это символ бездуховности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты.

Какова же роль поэта в обоих стихотворениях? У Пушкина мы видим веру в человека, в общество; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко трагично.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Безбородова Марина АнатольевнаНаписать 12980 04.01.2016

Номер материала: ДВ-304713

  • Русский язык
  • 9 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.01.2016 1210
    04.01.2016 852
    04.01.2016 1357
    04.01.2016 1628
    04.01.2016 1575
    04.01.2016 614
    04.01.2016 376

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector