165 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что объединяет стихи заболоцкого с произведениями солженицына

Лирика в последний период творчества Заболоцкого. Разные подходы к проблеме красоты в русской литературе

Эти годы (1953–1958) – от смерти Сталина и до конца жизни самого Заболоцкого – вместили в себя и тяжелую болезнь поэта (инфаркт), и поездку его в Италию в составе делегации советских поэтов, и тяжелую размолвку с женой, и активную переводческую деятельность. В сентябре 1956 года Николай Алексеевич единственный раз после ареста побывал в Ленинграде. Заболоцкий вместе с женой и друзьями прошли через Михайловскую площадь по Итальянской улице к тому дому, где некогда жили Заболоцкие. Поэт вошел в парадную дверь дома номер девять, поднялся по той самой лестнице, по которой восемнадцать лет назад спустился в сопровождении следователя и его помощника, прошел коридором к двери своей бывшей квартиры. И тут его поразил когда-то купленный им почтовый ящик, как ни в чем не бывало висящий на старом месте. Он отличался от всех других ящиков, и не узнать его было нельзя. Обращаясь к своим спутникам, Николай Алексеевич воскликнул:

– Посмотрите! Прошло столько лет! Бог знает что совершилось за эти годы – войны, гибель миллионов людей, смена правителей, а дверях висит мой старый почтовый ящик! Как все-таки живучи вещи…

В этот последний период творчества Заболоцкого на первый план выходит уже не разум, а сердце, человеческая душа, страдающая и одинокая, ведущая свое таинственное бытие. Исследователь творчества Заболоцкого Македонов так пишет об этом:: «Лирический голос поэта приобретает новую теплоту и сердечность. Он обращается к гигантским по своим возможностям нравственным началам, которые заложены в сердце отдельного человека, живущего обычной повседневной жизнью. «Чудо земли» раскрывается как глубинное чудо человечности, не абстрактной, а вооруженной всем жизненным опытом» * .

Расширяется лирическая тематика Заболоцкого. Интересно, что именно в этот период стихи Заболоцкого становятся настоящей лирикой (подчеркнуто нами. – С.К.). «Столбцы» совершенно лишены лирического начала; характерно в этом отношении окончание стихотворения «Отдых»:

«Заглушенный голос» поэта в этот последний период творчества начинает звучать в полную силу; лирическая тематика Заболоцкого расширяется: здесь и любовная лирика, и философско-лирические пейзажи, и пейзажная лирика в более узком смысле слова; разрабатывается новая тема – внутреннее, душевное напряжение человека, который стремится к освобождению всех своих светлых душевных сил.

В 1955 году Заболоцкий пишет стихотворение «Некрасивая девочка» – одно из самых любимых читателями. Перед вами отрывок из него.

В этом стихотворении Заболоцкий ставит проблему красоты, традиционную для русской литературы. Понятие красоты меняется со временем, как и восприятие ее. «Красота спасет мир! – эти слова традиционно приписывают Ф.М. Достоевскому, хотя произносит их не сам писатель, а герой его романа «Идиот», Ипполит. Другой герой – Дмитрий – в романе «Братья Карамазовы»так говорит о красоте: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что бог задал одни загадки… ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» * .

Чтобы нам лучше понять, как же Заболоцкий определяет красоту, попытаемся дать представление о разных подходах к проблеме красоты в русской литературе. В стихотворении «Красавица» А.С. Пушкин пишет: «Все в ней гармония, все диво, // Все выше мира и страстей», и в этих строках – признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление. Красота для Пушкина самодостаточна, для него она заключается в прекрасной внешности. Такое отношение к красоте идет от античной эстетики, которая предполагала необходимым условием для красоты правильные черты лица в состоянии полного покоя. Любое движение души нарушало бы спокойствие черт и лишало лицо гармонии. Требованием античной эстетики объясняется состояние покоя, характерное для пушкинской красавицы: «Она покоится стыдливо // В красе торжественной своей».

По-другому воспринимается Пушкиным красота любимой его героини Татьяны Лариной.

Более того, Пушкин указывает, что ее нельзя было назвать красавицей.

Ослепительная «мраморная», т.е. гармоничная и неподвижная красота Нины сопоставлена с «прелестью» Татьяны, о которой мы, собственно, узнаем только через отрицательные определения. Чтобы представить себе Татьяну в тот момент, читатель должен вспомнить всю ее историю, восстановить для себя внутренний мир (подчеркнуто нами. – С.К.) Татьяны, молодой, но уже перестрадавшей женщины, счастливой тем, что ей удалось сохранить свое достоинство послушной дочери и верной жены. Таким образом, Пушкин уравнивает нравственную привлекательность и красивую внешность.

Можно сказать, что в русской литературе первый заметил возможный контраст между прекрасной внешностью и злой душой М.Ю. Лермонтов. Героиня его стихотворения «Тамара»

В стихотворении «К портрету» мы читаем:

Парадоксальным является ощущение невозможности сопротивляться злому началу, воплощенному в красивое тело.

Эту же идею, воплощенную в прозе И.Бунина, мы встречаем в рассказе «Красавица». «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Она было невелика и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий». Ее муж и первым браком был женат на красавице, «и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?» «И вот вторая красавица возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно его не замечает». Бунин не описал лица красавицы. Ее «спокойная ненависть к ребенку, видимо, должна ясно представить читателю характер этой самоуверенной, самовлюбленной женщины, красота которой, в ее глазах, была и основанием, и оправданием ее действий» * .

Этот краткий очерк дает нам возможность по-новому посмотреть на заключительные строки стихотворения «Некрасивая девочка».

Радость чужого человека, как своя, полное отсутствие зависти, «умысла худого», младенческая грация души» – вот что такое истинная красота для Николая Заболоцкого.

В этом стихотворении поэт достигает той предельной простоты, которая невнимательному взгляду может показаться примитивностью, но которая требует высокого и сложного мастерства.

В стихах этих лет Заболоцкий создает образ античеловеческого разума, оторванного от души и сердца. В 10-м номере журнала «Новый мир» за 1956 год было опубликовано стихотворение Заболоцкого «Противостояние Марса». Звероподобный дух, полный разума и воли, лишенный сердца и души, – это и тот «дух» фашизма, в борьбе с которым Россия понесла столько жертв, но это и звероподобный дух выродков сталинских времен, это дух всякого холодного, индивидуалистического, лишенного нравственных критериев разума.

Конечно, это стихотворение нельзя рассматривать как прямую политическую аллегорию. Образность этого стихотворения тяготеет к символу, символу многогранному, включающему в себя разные пласты смыслов. Надмирное и «бессмысленно страшное величие» становится темой еще одного стихотворения Заболоцкого этого времени – «Казбек».

Мы сказали о многогранности символа в анализируемых стихах, и одной из граней смысла можно считать богоборческую направленность образов «Казбека» и «Противостояния Марса». Нечеловеческая, мучительная тоска, которая скрыта у Заболоцкого даже за самыми строгими и сдержанными образами позднего творчества, связана с традиционной для религиозной мысли проблемой теодицеи. Возможно ли совместить мысль о бытие Божием и то страдание и человеческую боль, которая окружает человека? Вот что мучило сердце Заболоцкого, и в некоторых своих стихах он в символическом виде решал именно эту проблему. Решал он ее по-разному. С одной стороны, в «Казбеке», «Противостоянии Марса», с другой – в «Вокзале», стихотворении «Это было давно».

Читать еще:  Кто написал стихи для песни дуремара

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н. Заболоцкого:

Что объединяет стихи заболоцкого с произведениями солженицына

В творческую пору жизни Николай Заболоцкий вступил уже после революции. С молодых лет он взыскательно относился к своим произведениям и их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. Заболоцкого отличает упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции мироздания.

Период ученичества и подражаний кончился для него в 1926 году, когда поэту удалось найти свой собственный поэтический метод. Основная тема его стихотворений 1926-28 годов —зарисовки гордской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени.

О мир, свернись одним кварталом,
Одной разбитой мостовой,
Одним проплеванным амбаром,
Одной мышиною норой,
Но будь к оружию готов:
Целует девку — Иванов!

Поэт убежден в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой, отсюда сатирическое изображение пошлости и духовной ограниченности обывателя ( «Вечерний бар», «Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.)

Определеннное влияние на своеобразную поэтическую манеру Заболоцкого оказало его увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля, с одной стороны, и с другой, его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства. Среди обериутов в те годы были Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов.

Первая книжка Заболоцкого «Столбцы» имела шумный успех. Автора заметили и поддержали Маршак, Тихонов, Тынянов. Но вот дальнейшая литературная судьба поэта оказалась сложной, критики очень враждебно относились к творчеству поэта. После публикации поэмы «Торжество земледелия» в 1933 году травля Заболоцкого усилилась. Он получил клеймо поборника формализма и апологета чуждой идеологии. Его перестали печатать. Но Заболоцкий выбрал жизненным принципом веру и упорство. Средства к существоанию ему давала работа в детской литературе. Наиболее известен его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Ему принадлежит также переложение книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и романа де Костера «Тиль Уленшпигель».

В своем творчестве Заболоцкий все более сосредотачивался на философской лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете, Хлебникова, читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды. В 30-х годах он познакомился с работами великого Циолковского. В письме к ученому он писал: «. Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

У поэта сложилась своя натурфилософская система. В ее основе — представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, о их взаимодействии и взаимопревращении. Развитие идет от первобытного хаоса к гармонии всех элементов. И основную роль здесь играет сознание человека. Именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Заболоцкий хорошо помнил слова Хлебникова: «Я вижу конские свободы и равноправие коров». В поэме «Торжество земледелия» беседуют люди, беседуют и животные:

Смутные тела животных
Сидели, наполняя хлев,
И разговор вели свободный,
Душой природы овладев.

Поэт ратует за то, чтобы социальная справедливость распространялась на отношения человека к животным и всей природе. В его стихах и поэмах 30-х годов и растения, и деревья, и птицы, и животные одушевлены, они имеют свой голос и ведут разговор о смысле бытия на Земле, о месте человека в природе.

Как необыкновенно описание природы в стихотворении «Ночной сад». Перед нами лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка ночная, тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. «Железный Август в длинных сапогах». И снова — ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул «мгновенный пламень звездного осколка». Эта вспышка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется. Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года.

Жизнь идет, и постепенно положение Заболоцкого в литературе укрепляется. В 1937 году выходит сборник стихов «Вторая книга». На рабочем столе поэта лежат начатое поэтическое переложение «Слова о полку Игореве», переводы с грузинского, свои новые стихи. Но наступившее благопорлучие оказалось обманчивым. В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, семьи и свободного человеческого существования.

Только в 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Он вернулся к своим литературным замыслам. В стихах Заболоцкий размышляет о нравственных связях человека и природы, над внутренним миром человека.

Два мира есть у человека:
Один,который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Поэт утверждает созидание, творчество, искусство. В его творчестве появляются образы, выражающие состояние человека и природы одновременно. Человек наделяется «приметами» природы, а она, наоборот, «очеловечивается».

Я люблю этот сумрак восторга,
Эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы,
Вещий холод на темной реке,
Эту молнию мысли и медленное появленье
Первых дальних громов —
Первых слов на родном языке.

В «Творцах дорог» и других стихотворениях о труде строителей продолжается разговор о человеческих свершениях, начатый еще до 1938 года («Север», «Седов»). Дела современников и свой опыт работы на восточных стройках поэт соизмерял с пекрспективой создания архитектуры природы.

Большое значение для Заболоцкого стала иметь красота природы и ее воздействие на внутренний мир человека. Красота как итог и смысл творчества, как утверждение жизни, вечной, многообразной, утверждение чистоты и полноты человеческого бытия:

Так из темной воды появляется
В мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево
Увидавшие небо стада.

Предощущение творчества описано в стихотворении как слияние человека и природы в одном едином порыве. А «светлоокая дева» напоминает рождение богини красоты и любви Афродиты.

И, играя громами,
В белом облаке катится слово,
И сияющий дождь
На счастливые рвется цветы.

Человек — часть природы, но в то же время он творец такой «природы», какой в самой природе нет. Жизнь человека и природы представляется Заболоцкому цепью превращений. Человек как будто не умирает, он остается жить в природе. Очень проникновенно пишет об этом автор:

Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.

Поколения сменяются, но их мысли передаются «дальнему потомку», который «доделает» то, что не завершил предшественник. Жизнь вечна и неистребима, а потому и прекрасна. Об этом «Завещание» Н.Заболоцкого.

Читать еще:  Мы все когда нибудь умрем стих

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, —
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг.

В лирике московского периода появилась ранее несвойственная Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность. Поэт говорит о связи внутреннего мира человека и его внешности. Так, мне очень нравится стихотворение «О красоте человеческих лиц». Лицо человека как «дом», в котором живет человеческая душа. Дома — разные, и души разные: у кого надменная, у кого жалкая, у кого мрачная, у кого равнодушная. Поэтому мы находим тепло необязательно в большом и пышном «доме», а иногда и в «маленькой хижинке», из «окошка» которой струится «дыханье весеннего дня», И правда, есть люди, от которых всегда идет свет и тепло.

Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Внимание к человеку выражается в жанрово-сюжетных зарисовках в стихотворениях «Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др. Совершенствуется поэтика Заболоцкого. Формулой его творчества стала провозглашенная им триада: мысль — образ — музыка. Вызывает восхищение цикл стихотворений «Последняя любовь». Безусловно, это вершина поэтического творчества поэта.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Создавая «другой мир», мир искусства, Заболоцкий духовно обогащает читателя-современника, заставляя его внимательнее вглядываться в себя самого и в тайны бытия, постигать их, ценить все живое.

В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный прижизненный сборник стихов Заболоцкого. Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: «Пишу вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнеия, что автор — подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений».

Предсказание Чуковского сбылось. Сейчас поэзия Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, о ней пишут диссертации и монографии.

За несколько дней до смерти Николай Алексеевич написал литературное завещание, в котором точно указал, что должно войти в его итоговое собрание, структуру и название книги. В едином томе объединил он смелые, гротескные стихотворения 20-х годов и ясные, классические произведения более позднего периода, тем самым признав цельность своего пути. Поэт в итоге создал книгу, продолжившую традицию русской философской лирики. И я думаю, визиткой поэзии Николая Заболоцкого стали строки

. что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Тесты по русской литературе ХХ века.

Тесты по русской литературе ХХ века

Тест №1

1. Назовите двух главных героев романа Замятина «Мы». а) D-503, I-330 б) R-13, Z-202 в) Единое государство, Мефи.

2. Когда начинаются и когда заканчиваются события в романе «Тихий Дон»? а) 1912 – 1922; б) 1917 – 1929; в) 1914 – 1919.

3. Назовите автора стихотворных строк

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

а) Есенин; б) Мандельштам; в) Заболоцкий.

4. Назовите автора стихотворных строк

Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

а) Пастернак; б) Есенин; в) Рубцов.

5. Кто является автором цикла стихотворений «Лебединый стан»? а) Ахматова;

б) Мандельштам; в) Цветаева.

6. Стихотворение «Тихая моя родина» написал… а) Пастернак; б) Есенин; в) Рубцов.

7. Под псевдонимом Сирин в 1920-х годах писал… а) Набоков; б) Платонов; в) Замятин.

8. Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику? а) Иванов б) Сеченов в) Преображенский г) Борменталь.

9. Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил а) солдат Шухов б) сам Солженицын в) это собирательный образ.

10. Как назывался сборник сатирических рассказов М. Булгакова, вышедший в 1925 г.? а) «Стальное горло»; б) «Записки юного врача»; в) «Дьяволиада»; г) «Роковые яйца».

11. Для языка какого писателя характерны намеренное косноязычие, обилие советских неологизмов? а) Горький; б) Платонов; в) Шолохов.

12. Строки какого отрывка принадлежат Ахматовой

а)Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

б)Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

13. Была ли А. Ахматова хоть раз в заключении? Варианты: а) да б) нет.

14. В качестве редактора журнала «Новый мир» прославился… а) Твардовский; б) Солженицын; в) Распутин.

15. Повесть В. Распутина «Деньги для Марии» заканчивается а) гибелью Марии б) спасением Марии в) открытым финалом.

16. Лирический герой какого поэта исполнен оптимистического пафоса а) Есенина б) Цветаевой в) Пастернака.

17. Автором эпопеи «Красное колесо» является а) Платонов б) Леонов в) Солженицын.

18. Всего четыре книги за свою жизнь опубликовал а) Заболоцкий б) Солженицын в) Рубцов.

19. Какое из перечисленных произведений А. Солженицына было опубликовано раньше? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Раковый корпус»; в) «В круге первом».

20. Лирика какого из перечисленных поэтов исполнена трагизма? а) Заболоцкого; б) Пастернака; в) Цветаевой.

Тест №2

1. Последняя поэма В. Маяковского называлась: а) «Про это»; б) «Хорошо!» в) «Во весь голос».

2. В каком году состоялся I съезд советских писателей? а) 1934; б) 1936; в) 1938.

3. Кто из героев-коммунистов в финале романа «Поднятая целина» остается жив? а) Давыдов б) Разметнов в) Нагульнов.

4. Назовите автора стихотворных строк

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

а) Есенин; б) Мандельштам; в) Заболоцкий.

5. Назовите автора строк

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же.

а) Пастернак; б) Твардовский; в) Рубцов.

6. Назовите писателя из списка, который не имел отношения к группе ОБЭРИУ: а)Введенский; б) Заболоцкий; в) Пастернак; г) Хармс.

7. Кто является автором «Поэмы без героя»? а) Ахматова; б) Цветаева; в) Мандельштам.

8. Действие в «Поднятой целине» происходит в… а) станице Вешенской б) хуторе Гремячий Лог в) деревне Спас-Клепики?

9. Какой любимый музыкальный инструмент был у Полиграфа Полиграфовича Шарикова? а) гусли б) гитара в) гармошка г) балалайка.

10. Исторические романы не писал а) А.Толстой б) А.Твардовский в) А.Солженицын.

Читать еще:  Как выучить стих во глубине сибирских руд

11. К школе имажинизма принадлежал а) Есенин б) Пастернак в) Ахматова.

12. Строки какого отрывка принадлежат С. Есенину?

а) Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

б) Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу.

13. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны: а) «В окопах Сталинграда» б) «Сашка» в) «Василий Теркин»?

14. Наиболее философской можно считать лирику а) Ахматовой б) Цветаевой в) Пастернака.

15. Автором рассказа «Уроки французского» является… а) Распутин б) Шукшин в) Солженицын.

16. Тему человек и природа не разрабатывал а) Астафьев б) Шукшин в) Трифонов.

17. Какое из произведений является по жанру романом-антиутопией: а) «Архипелаг ГУЛАГ» б) «Мы» в) «Русский лес»?

18. Из трех томов состоит а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Архипелаг ГУЛАГ».

19. Какое из перечисленных произведений было опубликовано в период «оттепели»? а) «Василий Теркин» А. Твардовского; б) «Не хлебом единым» В. Дудинцева; в) «В списках не значился» Б. Васильева.

20. Повесть «Привычное дело» написал… а) В. Астафьев; б) Ю. Трифонов; в) В. Белов.

Тест №3

1. Михаил Кошевой и Дуняшка – герои романа… а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».

2. Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии? а) Твардовский б) Пастернак в) Булгаков г) Цветаева.

3. Кому принадлежит крылатая фраза: «Поэт в России – больше, чем поэт»? а) Есенин б) Пастернак в) Евтушенко.

4. Назовите автора строк

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

а) Есенин б) Пастернак в) Вознесенский.

5. Назовите автора строк

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

на даче было это.

а) Маяковский; б) Есенин; в) Пастернак.

6. Строки какого отрывка принадлежат Рубцову

а) Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

б) С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

7. Кто является автором «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца»? а) Цветаева б) Ахматова в) Пастернак.

8. В образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное? а) Берлиоз; б) мастер; в) Понтий Пилат.

9. В каком городе родился М. Булгаков? а) Москве б) Киеве в) Воронеже г) Саратове.

10. Кто является автором романа «В окопах Сталинграда»? а) В. Некрасов б) В. Кондратьев в) Б. Васильев?

11. Кто из перечисленных авторов не принадлежит к писателям-деревенщикам? а) Б. Васильев б) В. Белов в) В. Распутин?

12. Роман «Мастер и Маргарита» заканчивается а) помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя б) эпилогом в) исповедью Воланда.

13. Героя-чудика ввел в русскую литературу… а) Распутин б) Шукшин в) Астафьев.

14. Настоящая фамилия Хармса а) Бортников б) Ювачев в) Гладилин.

15. Автором повествования в рассказах «Царь-рыба» является… а) Трифонов б) Шукшин в) Астафьев.

16. Первая публикация романа «Мастер и Маргарита» состоялась в а) 1940 г. б) 1960 г. в)1966 г.

17. Последнее произведение Астафьева а) роман «Печальный детектив» б) роман «Прокляты и убиты».

18. Интимная лирика отсутствует в творчестве а) Маяковского б) Пастернака в) Твардовского.

19. Расшифруйте смысл названия романа «Доктор Живаго». а) живой, любящий жизнь; б) ненавидящий все живое.

20. Образ коммунистического рая в романе Платонова «Чевенгур»: а) светлое будущее б) предмет авторской сатиры.

Тест №4

1. Трагедия Григория Мелехова – это а) трагедия типа б) трагедия личности.

2. К «врагам» в романе «Поднятая целина» относятся: а) Половцев, Лятьевский, Островнов б) Давыдов, Нагульнов, Разметнов в) Майданников, Куженков, Щукарь.

3. Назовите автора стихотворных строк

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? а) Есенин; б) Мандельштам; в) Заболоцкий.

4. Назовите автора стихотворных строк

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете. а) Твардовский б) Пастернак в) Рубцов.

5. Путь от восхваления революции до сатиры на нее прошел а) В. Маяковский б) А. Толстой в) А. Платонов.

6. Строки какого отрывка принадлежат Пастернаку

а) Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

б) Ветер всхлипывал, словно дитя,

За углом потемневшего дома,

На широком дворе, шелестя,

По земле разлеталась солома.

7. Саша Дванов и Степан Копенкин – герои романа… а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».

8. Кто является автором повести «Обмен»? а) Распутин б) Шукшин в) Трифонов.

9. Девичья фамилия Ахматовой… а) Гумилева б) Горенко в) Садовская.

10. На двух языках создавал свои произведения а) Хармс б) Набоков в) Пастернак.

11. В каком университете А. Ахматова получила почетную степень доктора наук? а) Стенфордском университете б) Оксфордском университете в) В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

12. Назовите профессию Булгакова: а) актер, б) композитор, в) врач, г) музыкант, д) ученый.

13. Лара является героиней романа а) «Русский лес» б) «Чевенгур» в) «Доктор Живаго»?

14. Какой из романов не принадлежит перу Леонова: а) «Барсуки» б) «Пирамида» в) «Прокляты и убиты»?

15. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был опубликован а) в 1954 г. б) 1962 г. в) 1970 г.

16. Первое опубликованное произведение Булгакова а) фельетон «Грядущие перспективы» б) повесть «Дьяволиада» в) повесть «Роковые яйца».

17. Света в романе «Мастер и Маргарита» не заслужил а) мастер б) Левий Матвей в) Иешуа.

18. Бабочками наряду с литературой профессионально занимался а) Пастернак б) Набоков в) Заболоцкий.

19. Кто является автором повести «Железный поток»? а) А. Фадеев; б) Д. Фурманов; в) А. Серафимович.

20. При жизни А. Твардовского не была опубликована поэма: а) «За далью – даль»; б) «По праву п амяти»; в) Теркин на том свете».

КЛЮЧИ к тестам

Тест №1.

1.а)2.а) 3. в). 4. б) 5. в) 6. в) 7. а) 8.в) 9.а) 10. б) 11. б) 12.а) 13.б) 14. а) 15.в) 16.в) 17.в) 18.а)

19. а) 20. в)

Тест №2.

1.в) 2. а) 3.б) 4. в) 5. б) 6. в) 7. А) 8.б) 9.г) 10.б) 11.а) 12.а) 13.в) 14.в) 15.а) 16.в) 17.б) 18.в) 19. б)

20. в)

Тест №3.

1.б) 2.б) 3. в) 4. а) 5. а) 6.б) 7.а) 8. в) 9.б) 10.а) 11.а) 12.б) 13.б) 14.б) 15. в) 16.в) 17.б) 18.в) 19. а)

20. б)

Тест №4

1.б) 2.а) 3. в) 4. а) 5.в) 6.а) 7. а) 8.в) 9.б) 10.б) 11.б) 12. в) 13.в) 14.в) 15.б) 16.а) 17.а) 18.б)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector