0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает многоточие в стихах

Многоточие как знак препинания

Многоточие (…) — знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. Используется для обозначения прерванности речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте.

Многоточие знак препинания, впервые указанный в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Правда, в то время известное нам многоточие называлось совсем другим словом — знак пресекательный. Возможно, это наименование в большей степени отражает пунктуационный смысл знака препинания.

  1. Интонация многоточия
  2. Когда нужно многоточие
  3. Незаконченность высказывания
  4. Продолжение изложения
  5. Переход от одной мысли к другой
  6. В цитатах
  7. Использование многоточия

Интонация многоточия

Современному русскому языку трудно обойтись без многоточия. С помощью этого знака передается такое специфическое чувство, как смятение или незавершенность, обрывочность фраз и суждений, чувство смущения.

Без многоточия литераторам было бы гораздо труднее передать смысл многих предложений. Давайте сравним две абсолютно одинаковые фразы, различающиеся лишь знаком препинания в конце:

Правда, во втором случае смысл фразы меняется? Если первое предложение с точкой в конце звучит уверенно и стойко, характерно скорее для взрослого человека, то вторая фраза может принадлежать более молодой особе, которая только делает первые шаги во взрослой жизни.

Передача подобных оттенков очень важна. Многоточие это не просто знак препинания. Это настоящий полноценный инструмент, с помощью которого литератор может выразить такие мысли, какие невозможно передать никакими другими средствами русской словесности.

Когда нужно многоточие

Мнoгoтoчиe иcпoльзyeтcя и тaм, гдe пpoдoлжaeтcя пpepвaннoe paнee пoвecтвoвaниe. Этoт знaк пpeпинaния тaкжe мoжнo вcтpeтить в тex мecтax пиcьмeннoгo тeкcтa (или пpeдлoжeния), гдe пpoпyщeнo eгo нaчaлo:

«… нo эти caмыe пoмexи нe cтaли для нac cepьeзными пpeпятcтвиями, и мы peшили нe ocтaнaвливaтьcя».

Иcпoльзoвaниe мнoгoтoчия aктyaльнo и в тex cлyчaяx, кoгдa нeoбx­oдимo oбoзнaчить пayзy, кoтopaя вoзникaeт вcлeдcтвиe пepex­oдa oт oднoгo дeйcтвия к дpyгoмy. Taкoй пepex­oд мoжeт быть вызвaн cмeнoй мыcлeй, кaкиx-тo peшeний и дaжe пpи нeoжидaнныx вывoдax:

«Пoгoдa былa пpeк­pacнoй, coлнцe coгpeвaлo тeплoм cвoeгo яpкoгo cвeтa, и кaзaлocь, чтo ничтo нe мoжeт пpeдвeщaть бeды…. Bдpyг, вceгo чepeз нecкoлькo мгнoвeний нeбo зaтянyли мpaчныe тyчи, cтaлo тeмнo, и нeoжидaннo пpoгpeмeл гpoм».

Многоточие знак препинания, который применяется во многих случаях. Разберем некоторые случаи более подробно, дабы читатель и сам научился пользоваться широчайшими возможностями, которые дарит многоточие.

Незаконченность высказывания

Правильно иные говорят, что многоточие это следы на цыпочках ушедших слов. Если надо передать незаконченность суждения, лучшим другом литератора становится уже знакомое нам многоточие.

Давайте посмотрим, как это выглядит, на живом примере:

«Да-да, помню… Были мы тогда в Москве»

В этом рассказе однозначно чувствуется, что, несмотря на то что герой утверждает о живых воспоминаниях, в реальности они не такие уж и живые. Не так уж хорошо герой помнит, что тогда было. Возможно, были в Москве. Но с той же степенью вероятности говорящий может заблуждаться и говорить о своих ложных воспоминаниях.

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причем знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например:

Простите, государь. Стоять я не могу… Мои колени слабеют…
Душно… Душно… Где ключи? Ключи, ключи мои.

Надо понимать, что означает многоточие, чтобы грамотно пользоваться инструментом. Это серьезный знак препинания, который не следует ставить при любых сомнениях говорящего. Подобно тому, как не следует разбрасываться сильными словами, чтобы не обесценить их, так и не следует разбрасываться знаками препинания. Они этого не любят и жестоко наказывают автора за непочтительное отношение к себе.

Если не учитывать, когда ставится многоточие, и использовать знак препинания просто так, тогда читатель не поймет, где же действительно сильные эмоции и переживания, а где таковыми можно пренебречь. Увы, предложение с многоточием востребованно относительно редко, но упустить его, не поставить знак препинания — это такое же преступление перед русской словесностью, как и разбрасываться столь важными элементами языка.

Продолжение изложения

Порой предложения с многоточием используются, когда автор или герой произведения вполне уверены в себе и своих знаниях. Но, если надо указать на продолжение начатого ранее рассказа, нет ничего лучше знакомого нам многоточия.

  • «Не удостоив ответа, незамедлительно продолжил: …А потом пошел еще в магазин за продуктами и встретил своего закадычного друга»

Вот что такое многоточие в русском языке и в чем его сила! Все три точки, но сколько в них сторон и насколько разными способами они проявляются в предложениях в зависимости от текущего контекста! Воистину, если бы не было многоточия, его бы обязательно следовало придумать.

Многоточие в случае продолжения начатого ранее рассказа говорит не столько об интонации рассказчика, сколько об особенностях повествования. Здесь многоточие используется в основном в утилитарных целях, но не пренебрегайте им! Не думайте о многоточии свысока. Без него читатель не понял бы, что перед ним только продолжение повествования и что в первой части может быть очень важная информация.

Обычно многоточие знак, используемый в этом случае с целью:

  • Отделить одну часть рассказа от другой. Читателю в одинаковой степени может быть позволено узнать первую часть или не позволено, если так нужно для сюжета.
  • Указать на характер диалога, в котором один персонаж хочет прервать другого, но ничего не получается.
  • Процитировать какие-то сведения. Обычно с этой целью многоточие употребляется в научно-популярной и публицистической литературе.

Переход от одной мысли к другой

Каждый человек ведет внутри себя диалог. Иногда разговор затухает, порой раздувается вновь. Случаются паузы, за которые мысль переходит от одного объекта к другому, меняется настолько сильно, что, если бы кто-то задумал вести стенограмму внутреннего диалога, такой переход обязательно надо было бы обозначить.

В этом опять поможет знак пресекательный из девятнадцатого века, или знакомое многоточие. Разумеется, этот способ записи одинаково подходит как для стенограммы внутреннего диалога, так и просто для описаний.

«Павел не отвечал… Вдруг достал бутылку с водой и осушил половину»

Очевидно, это не то же самое, что:

«Павел не отвечал. Вдруг достал бутылку с водой и осушил половину»

В первом случае перед нами смятение и напряжение. Почему Павел не отвечает? Не знает? Боится? Что-то скрывает? Чувствует напряжение? Затем Павел подтверждает нарастающий драматизм ситуации тем, что быстро осушает половину бутылки с водой.

Но, если обратить внимание на второй случай, здесь все гораздо проще и даже как-то буднично. Павел не отвечал, но это не произвело достаточного эффекта. Потом достал бутылку, осушил половину. Вероятно, просто пересохло в горле и сразу после утоления жажды наш герой вновь включится в разговор.

Пауза при переходе от одной мысли к другой — мощный инструмент, которым пользуются мастера русской словесности, когда хотят передать напряжение. Драматическая остановка, пауза — тот самый момент, когда что-то вот-вот произойдет, об этом все знают. Но до тех пор, пока развязка не случилась, герои произведения и сам читатель могут представить кульминацию или додумать ее.

Ожидание очень часто волнует больше самого события.

В цитатах

Порой многоточие востребованно в цитатах. Здесь знак препинания вновь употребляется с сугубо утилитарными задачами — как указание на пропуск места. Хотя правила русского языка допускают цитирование с пропусками, ни в коем случае не следует выдергивать фразы из контекста и предлагать их в качестве самостоятельной цитаты.

Мало того что это дурной тон, вдобавок такой автор приобретет не самую хорошую репутацию. Если мысль автора станет интересна читателю, захочется познакомиться поближе с процитированным первоисточником.

Что же там будет обнаружено? Доказательства того, что автор крайне безответственно обошелся с процитированным материалом. Хорошо еще, если по собственной неосторожности или невнимательности. Такое случается со всеми, и надо просто извиниться перед читателем за такую ошибку.

Гораздо хуже, если ошибка случилась по злонамеренной воле. В этом случае печальная слава автору гарантирована, и в будущем придется сильно постараться, чтобы обелить самого себя.

В качестве примера правильного цитирования можно привести слова Александра Сергеевича Пушкина:

«А поэзия… должна быть глуповата»

В оригинале слова поэта звучат следующим образом:

«А поэзия, прости господи, должна быть глуповата»

Хотя речевой оборот пропущен, смысл слов не поменялся и читатель не был введен в заблуждение.

Использование многоточия

Богатство ситуаций, при которых может применяться многоточие, порой поражает. Трудно представить себе научно-популярную литературу или серьезный публицистический текст без многоточия. В таких книгах, вероятнее всего, знак препинания используется для цитирования прямой речи или передачи важных сведений.

Читать еще:  Какое склонение у слова стихах

В математике многоточие используется в значении «и так далее» и, в частности, означает:

  • Пропуск части последовательности, суммы, произведения и т. п.
  • Бесконечно повторяющиеся цифры в периодической десятичной дроби. Например: 1/3=0,33333…
  • Известное трансцендентное число. Например: число пи равно 3,14159265…

В некоторых языках программирования (Си/С++ и др.) многоточие используется для обозначения произвольного количества неизвестных аргументов в описании функции.

В шахматной нотации многоточие — знак хода чёрных.

В художественной литературе многоточие обязательно будет востребовано неуверенным в себе герое. Те же самые три точки. Но в зависимости от ситуации они проявляют себя то так, а то совершенно иначе.

Горе тому человеку, кто попробует нарушить красоту инструментария русского языка и использовать символ неподобающим для него образом. И да славится тот мастер русской словесности, который использует по делу многоточие знак препинания!

Многоточие — правила и примеры постановки знака препинания

Многоточие — знак препинания, который представляет собой три точки в конце предложения.

В каких случаях используется, как правильно его писать в тексте, где ставятся другие знаки препинания — обо всём этом и другом расскажем далее.

Что означает многоточие в русском языке

Многоточие ставится в тексте и обозначает незаконченное сообщение или паузу. Часто используется в психологии при недосказанности, стремлении натолкнуть собеседника на мысль.

Вопросительный и восклицательный знаки правильно ставить перед многоточием. Пробел ставится только после многоточия.

Функции многоточия

Многоточие пишется в тексте:

Как символ недосказанности высказывания или в случаях молчания.

Часто постановка многоточия используется в переписке, выполняя роль заминки.

В начале предложения его нужно поставить, когда продолжается предыдущая мысль после её прерывания.

Многоточие несет значение большой паузы или расстояния между числами в математике и информатике.

Этот знак препинания по правилам, употребляется при применении цитат в тексте:

с целью обозначения границы отрывка из оригинального текста;

при обозначении пропуска в середине или начале самой цитаты.

Для обозначения цитаты используются кавычки, скобки употребляются только для указания автора.

Примеры предложений

Троеточие — достаточно важный знак препинания, старшеклассникам нужно запомнить примеры его использования:

«Наступила осень, и лес накрыла полная тишина. ».

«Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…» (А. С. Пушкин).

«А теперь. а теперь, мне просто нужно остаться наедине с самим собой и подумать о самом важном».

«Что же дальше. Я не знаю, мне нужно всё обдумать и принять решение».

—>Литературные узоры —>

Вторник, 26.10.2021, 09:30

Развитие значений многоточия идет по пути углубления его содержательной значимости: указание на подтекстное содержание, алогизмы, указание на неожиданность и неоправданность каких-либо сочетаний слов и т.п. Вот некоторые примеры на употребление многоточия, указывающего на глубокое подтекстное содержание: Я перепугалась и смотрела в воду: может быть, ничего не увижу, а может, увижу, как это глубоко. (А. Грин); Если б теперь вернуться к Коле, вымолить прощение. Но Коля за стенами и замками. (В. Тендряков); Тогда, в 41-м. (Моск. комс., 1981, 11 ноября).

В примере Нужна ли ученому наука. (заголовок в газете — Моск. комс., 1981, 4 ноября) подчеркивается неожиданность высказывания, в какой-то мере абсурдность его.

Многоточие способно подчеркнуть алогизм, неоправданность сочетания каких-либо слов, указать на факты, противоречащие здравому смыслу. Вот примеры подобных заголовков в газетах: Туристские тропы. под землей (Комс. правда, 1981, 17 ноября); Роса. по заказу (Веч. Москва, 1981, 28 окт.); Громкая. тишина (Коме, правда, 1981, 25 окт.); О конкуренции и. равенстве (Комс. правда, 1981, 29 окт.); Целебная вода под. городом (Правда, 1981, 25 сент.); Разнообразие. по стандарту (Правда, 1982, 18 июля).

Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуального напряжения. Такое многоточие может заключать в себе очень большое и глубокое содержание, объяснимое лишь широким контекстом: Сердце выпрыгивало из груди, когда он наконец поспел вовремя. Ялик с прекрасным гребцом. белая рубашка, отложной ворот, кудри, высокомерный взгляд. на корме дама в широкополой шляпе с солнечным зонтиком. бочком, как амазонка, лица под полями не разглядеть. лодка с разгона, шурша, ткнулась в песок, юноша выпрыгнул и подтянул ее к берегу. стройный! подал руку и дама подняла лицо. заплаканное! Там они расстались, под соснами, на песчаной тропе. Игорь, как мог, остановил мгновение: Александр Александрович. чтобы в лицо. но это был уже кто-то совсем другой, хоть и тоже в белой рубашке, но с ракеткой под мышкой: стоял поближе к кустам и озирался направо и налево. (А. Битов).

Многоточие как знак эмоционального напряжения, как знак, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно, и вместе с тем наметить перспективу в восприятии и осмыслении текста, очень часто используется в поэтических произведениях:

Слезы. опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль;

Снова мрак. и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

Многоточие так популярно у поэтов, что подчас употребление его перерастает в некий композиционный прием, позволяющий скрепить части стихотворения в единую сложную форму, как, например, у А. Блока:

Твои движения несмелые,

Неверный поворот руля.

И уходящий в ночи белые

Неверный призрак корабля.

И в ясном море утопающий

Печальный стан рыбачьих шхун.

И в золоте восходном тающий

Бесцельный путь, бесцельный вьюн.

Это не означает, конечно, что в стихотворных текстах невозможно обычное употребление этого знака, например при передаче недосказанности речи, прерывистости, при передаче обычных разговорных пауз:

Когда-то в меня влюблен.

Был скромный такой мальчишка,

Без просьбы уж к нам не придет.

Иногда многоточие ставится в начале абзаца, передавая разрыв в повествовании, резкий переход от одной темы к другой. Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего:

Он не помнил, почему они тогда поссорились. Шла кампания, которую Евгений называл «перетягивание каната».

. Евгений лег на землю, на душные душистые иголки, и, подложив ладони под затылок, стал смотреть в небо (В. Токарева).

Близко к этому употребление многоточия и в следующем примере, где разрыв в повествовании обнаруживается при переходе от описания единичного, конкретного факта к событиям последующим, данным уже в их длительности и постоянстве:

Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

. И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (М. Шолохов).

Что означает многоточие в стихах

Многоточие

Многоточие ставится в конце предложения или внутри его, отделяя друг от друга члены предложения. Но, наряду с этой общей отделительной функцией, многоточие обладает целым рядом конкретных, разнообразных значений, чаще всего связанных с эмоциональной стороной речи, а отчасти и с содержательной.

Многоточие прежде всего знак, передающий недосказанность мысли, недоговоренность, например: — Да, жизнь. — сказал он, помолчав и подбрасывая в огонь новое полено (В. Короленко); Вот, скажем, хоть к этому примеру: еду я ночью, увидел огонь и заезжаю к вам. и сейчас вы мне уважение, самоварчик. (В. Короленко); Он. вы не думайте. Он не вор и не что-нибудь. только. (В. Короленко); — Пожалуйста, к папаше, скорее,- сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением.- Несчастье, о Петре Ильиче. письмо,- всхлипнув, проговорила она (Л. Толстой); — Да вот еще. — начала было Наташа.- Нет, не то. Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно. Ну да. — он не договорил, потому что встретившийся взгляд их договорил остальное (Л. Толстой).

С помощью многоточия передается прерывистый характер речи, ее затрудненность, вызванные большим эмоциональным напряжением. Это свойственно, естественно, художественной литературе и именно тем частям произведений, где передается речь персонажей (см. примеры выше).

Многоточие может означать прекращение повествования по воле автора, если это повествование представляется излишним по ходу развития сюжета или художественного образа. Вот пример: Он [Платон Каратаев] уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу.

— Как-то, друг мой любезный, жил я еще дома,- начал он.- Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, а наш дом, слава тебе богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случись.

И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты (Л. Толстой).

Читать еще:  Стихи розенбаума за что вы любите мужчин

Многоточие может передавать и многозначительность сказанного, указывать на подтекстное содержание, другой, тайный смысл, который заключен в высказанных словах. Например: Мимо острова в это самое время тихо проплыл гигантский корабль, такой же, как и тот, на котором приехали лозищане. Распущенный флаг плескался по ветру и, казалось, стлался у ног медной женщины, которая держала над ним свой факел. Матвей смотрел, как европейский корабль тихо расталкивает своею грудью волны, и на глаза его просились слезы. Как недавно еще он с такого же корабля глядел до самого рассвета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца начинали золотить ее голову. А Анна тихо спала, склонясь на свой узел. (В. Короленко).

В этом отрывке нет никаких пропусков, и многоточие употреблено здесь как условный знак, позволяющий читателю самому расширить рамки повествования, домыслить детали, вызвать необходимые ассоциации, т. е. в конечном счете продолжить текст уже на основе своего воображения и в соответствии со своим, индивидуальным проникновением в замысел автора, рождая подтекст — либо однозначный, если автор «жестко» руководит развитием сюжета или образа, либо многозначный, если возможны различные линии его осмысления.

Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуального напряжения. Такое многоточие может заключать в себе очень большое и глубокое содержание, объяснимое лишь широким контекстом.

Необычайно трудно диктовать эти строки отсюда, из Караганды. Нас всех словно оглушила неожиданная трагичность случившегося. Вчера беседовали с врачами, договаривались, как и где нам позволят встретиться с ребятами.

И только возвращаешься памятью к началу июня, когда они стояли втроем на бетонных плитах у подножия ракеты и даже во время рапорта не могли погасить улыбки — так нетерпеливо они рвались в космос.

— Если бы мне сказали, что я не полечу, я, кажется, умер бы,- сказал накануне Георгий Добровольский.

— Я не понимаю, как новое дело может быть неинтересным, особенно такое огромное, важное для всего человечества, как освоение космоса,- признался Виктор Пацаев.

— Это будет трудный полет, ребята, и все же я жду с нетерпением, когда смогу сказать: «Здравствуй, космос!»-говорил Владислав Волков.

Кто мог предположить, что это их последняя встреча с журналистами?

Вот сейчас я думаю о них и невольно задаю себе вопрос, который, на-верное, многие задают. Ну, а если бы, если бы накануне старта кто-нибудь сказал им: всякое, мол, может случиться, решайте заново, идти или не идти? Сделал ли бы кто-нибудь из них шаг назад?

Таких людей, как они, не испугать предполагаемой опасностью. Хотя бы уже потому, что они лучше, чем кто-либо, знают и возможности техники, и ту неизбежную долю риска, без которой ничто новое на свете не совершается. Они выбрали свой путь не накануне старта, они обдумывали свое решение не в одночасье, накоротке. Это был выбор жизни, выбор призвания. Я видел их за месяц, за два дня, за день, за два часа до полета. Не могу найти других слов: они были очень счастливы.

Только что приехал в гостиницу Иван Григорьевич Борисенко, спортивный комиссар. Оттуда. От корабля. Глядя куда-то поверх наших голов, с остановками, словно удивляясь собственным словам, стал рассказывать. Какое утро было тихое, и как все шло точно по расписанию, и как мягко сел корабль- чуть полынь качнулась. Только связь почему-то прервалась. А потом люк открыли.

Да, дорого иногда дается нам счастье.

Мне кажется, сегодня утром человечество стало старше. Сколько раз и прежде мы говорили о том, что освоение космоса — трудное, полное неизведанных глубин дело. И вот космос вновь грозно заявил о себе, напомнил, что путь к звездам действительно ведет сквозь тернии.

(«Правда», 1971, 1 июля.)

Первое многоточие стоит после слова счастливы, выделенного абзацем. Впереди уже было слово счастливы (они были очень счастливы). Здесь это слово наполнено конкретным смыслом: космонавты были действительно счастливы, готовясь к полету-подвигу. Но они погибли. И за вторым счастливы (уже с многоточием!) целая бездна горя и страдания. Катастрофа потрясающая и очевидная. Но верить не хочется. Это инстинктивное сопротивление очевидности, желание отстраниться от нее передается журналистом просто и ясно (см. текст): А потом люк открыли. Продолжать излишне. И бесконечно тяжело. Пусть читатель сам вообразит себе, что там увидели, а пишущему достаточно поставить многоточие.

Многоточие — знак эмоционального напряжения, знак, расшифровывающий подтекст, знак скрытого смысла. Такую функцию выполняет этот знак, трижды употребленный, и в следующем тексте:

Он стоял на сером бетонном поле аэродрома — один, даже тени не было возле него. Жаркое африканское солнце висело в зените, и все тени спрятались под ноги людям. Несколько последних часов для Мануэля были нервными, напряженными. В городе шли жестокие схватки, вокруг умирали люди — его Друзья среди них были тоже,- а он, оставив их, пусть ненадолго, отправлял из города нас.

Вот таким он запомнился мне: невысокий человек с кудрявой, окладистой, иссиня-черной бородой на умном тонком лице — одни на поле. А за спиной у него уже раздавались выстрелы — перестрелка из центра города сместилась к территории аэропорта.

«(Комс. правда», 1975. 12 июня.)

Многоточие как знак эмоционального напряжения, как знак, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно, и вместе с тем наметить перспективу в восприятии и осмыслении текста, очень часто используется в поэтических произведениях:

Многоточие в поэтических текстах передает нескончаемость перечисляемого ряда, подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания:

Многоточие так популярно у поэтов, что подчас употребление его перерастает в некий композиционный прием, позволяющий скрепить части стихотворения в единую сложную форму, как, например, у А. Блока:

Это не означает, конечно, что в стихотворных текстах не^ возможно обычное употребление этого знака, например при передаче недосказанности речи, прерывистости, при передаче обычных разговорных пауз:

Иногда многоточие ставится в начале абзаца, передавая разрыв в повествовании, резкий переход от одной темы к другой. Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего:

Но есть у славы свои каверзные законы. Разница в «размерах» театральной и киноаудитории, триумф «Чапаева» сыграли с актером не одну сердитую шутку. Например, люди несведущие спрашивали в ту пору о Бабочкине: что за самородок, откуда, как удалось ему сразу подняться на вершину искусства? Между тем в героическом комдиве на экране зрители уже тогда встретили «не мальчика, но мужа», одного из ведущих мастеров советского театра.

. 1920-й год. Отец, железнодорожный служащий, вручил сыну в дорогу пуд муки, который изъяли на какой-то станции. И вот шинель, сапоги да саквояжик — весь багаж, а шестнадцать лет — вся биография паренька, приехавшего из Саратова в Москву.

(«Правда», 1974, 17 янв.)

Близко к этому употребление многоточия и в следующем примере, где разрыв в повествовании обнаруживается при переходе от описания единичного, конкретного факта к событиям последующим, данным уже в их длительности и постоянстве:

Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

. И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые.

Наконец, многоточие может подчеркивать алогизмы, указывать на неожиданность и содержательную неоправданность сочетания каких-либо слов, подчас даже абсурдность таких сочетаний, но абсурдность, оказавшуюся реальностью; факты, противоречащие здравому смыслу. Примеры такого употребления многоточия очень характерны для многих газетных заголовков: На лыжах. за ягодами («Правда», 1969, 16 ноября); Карпа ловят в. море («Правда», 1970, 10 янв.); Виза. на критику («Правда», 1975, 23 июня); Мост. в «тупике» («Комс. правда», 1975, 26 июня); По Амуру на. такси («Известия», 1975,4 июля); Море, которое было. озером («Правда», 1975, 9 июля); Акселерация у. семги («Комс. правда», 1975, 12 ноября).

Многоточие может означать и просто пропуски частей текста, отдельных слов, например в общеизвестных выражениях, употребленных в качестве заголовков: Все флаги в гости.. («Известия», 1975, 27 июня); В чужом глазу соломинку. («Лит. газ.», 1975, 12 ноября); На каждого хитреца. («Коме, правда», 1975, 11 ноября); Взялся за гуж. («Коме, правда», 1975, 13 ноября); Не красна изба углами. («Коме, правда», 1975, 14 ноября); в цитатах: «Восторги, возбужденные «Русланом и Людмилою», равно как и необыкновенный успех этой поэмы. гораздо естественнее и понятнее, чем яростные нападки на нее бутырских классиков»,- писал В. Г. Белинский; «Содержание всегда бывает соответственно форме, и наоборот. » (В. Белинский); «. «Кавказский пленник» принадлежит к числу тех произведений Пушкина, в которых он является еще учеником, а не мастером поэзии (В. Белинский).

Читать еще:  Стихи того кого люблю

Пропуск, обозначенный многоточием в заголовке, может восполняться всей заметкой, сообщением: Мы написали в газету. («Известия, 1975, 13 ноября); Гости уступили, но. («Сов. спорт», 1975, 15 ноября); Мой комсорг — это. (Комс. правда», 1975, 15 ноября). Примерно то же при постановке многоточия в препозиции: . Тем приятнее победа («Сов. спорт», 1975, 13 ноября); «. Замурлычет напевы пунцовые» («Лит. газ.», 1975, 12 ноября).

Из этических соображений многоточие ставится на месте пропущенных бранных слов в тексте: Сам ступай, какой тебя. держит? (М. Шолохов).

Многоточие может иногда выступать как составная часть сложного знака — в сочетании с вопросительным и восклицательным знаками. Происходит в таких случаях функциональное объединение двух знаков: Сотня, слушай мою команду. Рысью марш. (М. Шолохов); По старой памяти играешь на две руки. Как это на тебя не кричать. А ну, без разговоров! (М. Шолохов).

Как видим, многоточие — знак достаточно емкий: при общей своей отделяющей функции (между предложениями и частями предложений) он обладает способностью передавать также, подчас еле уловимые, оттенки значений: с одной стороны, это чисто условный сигнал преднамеренного пропуска частей текста (роль многоточия здесь предельно формальна); с другой, это знак содержательно и эмоционально наполненный — показатель наличия скрытого смысла, подтекста, недосказанности, эмоционального и психологического напряжения, затрудненности и прерывистости речи.

Всё ли так просто с многоточием?

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Техническая справка

Историческая справка

Многоточие использовалось ещё и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости,
закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления

Когда употребляется многоточие?

  1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):

Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷ )
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике

Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете

Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7… 1
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…45 2

В новостях, в добавление к «далее»:
далее… 3

Правила использования

Как правильно его использовать?

    Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:
    Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…

Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:
Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.

Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:
Ну, что вы опять задумались.
При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается знак, то добавляется одна точка!
Да, сколько можно копаться, в концов.

В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:
—Вы подумали. Вы уверены. — сказала она ослабшим голосом.

Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:
Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»

Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.
В поисках правды…
или
Купит ли Microsoft Yahoo…

Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:
…Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.

В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:
С н о в а… и с н о в а…
а не
С н о в а … и с н о в а …

В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:
1…3
+29…+31

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

    перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:
    «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;

в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:
Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;

после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:
М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».

Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:
Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики , но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из статьи П. Рейфмана.

Примечание

  1. />

/> Такой вариант я вообще предлагаю не использовать, слишком громоздко и плохо запоминается даже при текущей работе, для подобной нумерации есть пункты на просматриваемых страницах, не так ли?

Вообще такую формулировку последнее время используют всё меньше, заменяя её подходящей по смыслу фразой:
Некоторое время назад мы рассказывали вам о запуске сервиса Mooteam.ru и, получив массу полезных комментариев, решили рассказать о новой возможности на сайте — сервисе свиданий — и ещё раз послушать конструктивную критику.

/>Пункты 10, 11 полностью скопированы из справочника Розенталя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector