0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает сочинять стихи

Как писать стихи — несколько полезных упражнений и советов

Как писать стихи — несколько полезных упражнений и советов.

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом — это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Вы просто выбираете тему — задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут «А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.» Не тревожтесь. Стиль — атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется — он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца — вашего настоящего Я.

Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно — сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия — это ваше!

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

1. Не начинайте «издалека», пусть первая строчка будет вашей рекламой — старайтесь заинтересовать читателя.

2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была — реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.

3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас — это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

7. Дописывайте до конца. Синдром «последней строчки» знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия — это другое)

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

Читать еще:  Кто автор стиха мистер твистер

г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично — времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу «фаза напряжения чередуется с фазой расслабления». Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, «детские» или «гуслярские» рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются «на одном дыхании».

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора — НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.

Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Вступление. Рифма

Эпиграф.
Таки я начинаю новую серию концертов под названием «А».
Аркадий Северный.

Значится, мальчики и девочки, с этого времени я стану рассказывать вам об том, как сочинять стихи.
Ничего заумно-академического вы в моих повествованиях не увидите, вам не придется напрягать моск в размышлениях над всякими клаузулами, параллелизмами и постоянным объемом анакрузы – все будет по-простому, но с осознанием, как пельмени и сто грамм.
Разумеется, сим не ставлю никакой цели перевоспитать закостенелых грешников от паэзии, мне они, вообще, по барабану, мое дело – обозначить все, как есть, а там – хоть потоп.

И начнем, пожалуй, с РИФМЫ.

Известное нам (жителям этой страны), слово «Рифма» произошло от древнегреческого «ρυθμος» — «размеренность, ритм, такт».
Черт его знает, почему оно так произошло, ведь эллины не были знакомы с рифмой в современном ее понятии.
Но… назвали рифму «рифмой», куда теперь деваться?
Оставим все, как есть.

А рифма – оно такая штука, которая «звуковой повтор в конце ритмической единицы в стихе», иначе – созвучие окончания строк.

Рифма может быть только точной, все остальное – китайская подделка.

Как там написано у Булгакова? –
«Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».

Кстати, насчет китайцев. А ведь это они изобрели рифму задолго до европейских поэтов-богословов и прочих трубадуров.
Потом рифмовать стали арабы, и только затем – «белые люди».

Но вернемся к «осетрине первой свежести».
Почему рифма может быть только точной?
Да потому, что она – единственная, которую человеческий слух воспринимает без отторжения и прочих сомнений.

Рассмотрим все это дело на конкретных примерах. Разумеется, всякие «Москве-земле» и прочие «иди-смори» препарировать не станем – с ними и так все понятно.

1.
Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно
.
(Вшивая лена).

Скажите вы ему: мы уезжаем –
Отсюда уезжаем насовсем:
Нам Хайфа послезавтра станет раем,
Без гойских шахер-махерских систем…

(Автор)

Т.е., дураку понятно, что «вечер-овечки» — «кротких-беззаботно» вообще никак не смотрятся (не читаются, не воспринимаются), на фоне «уезжаем-раем» и «насовсем-систем».

В общем, полнейшее безобразие, раздрай и халтура.

2.
Мысль до всех донести я хочу постараться,
знаю: умный читатель оценит ее.
Вы ещё не читали таких диссертаций,
отразивших «по полной» мышленье мое
.
(гришка липец)

«Постараться-диссертаций» — тоже никакая не рифма, а профанация.
Зато, вот, «постараций-диссертаций» или «постараться-диссертаца» – оно самое то, но слов «постараций» и «диссертаца» в русском языке, к счастью, нет.

Настал веселый праздник Пурим —
и беспокоиться на кой?!
А сердце снова «просит бури,
как будто в бурях есть покой

(Тоже гришка липец)

«Пури-бури» — вполне так себе рифма, нафик ей нужна лишняя буква «Р»?

3.
Очень часто граждане мудрят с последними буквами в словах, которые пытаются срифмовать между собой: общеизвестные «строек-героев», «покрытый-копытом», что тоже совсем не есть хорошо.

4.
Разумеется, всякие а-ля «кашель-капель» – тоже рифмами не являются.

Вот и получается, мои дорогие маленькие метроманчики, что вы все мнили себя хвеликими паетами, а на деле оказались всего лишь молекулами из многомиллионной биомассы, подверженной совершенно неправильному представлению о рифмах вообще.

Но не переживайте, старик Могилкин включит вам свет в конце беспробудного туннеля и выведет на правильный путь.
И так, вот они, незыблемые постулаты, чтобы все сложилось хорошо:

1. Окончания в рифмующихся строках обязаны полностью соответствовать друг другу.
2. Желательно рифмовать между собой разные части речи (типа: «струна-влюблена», «нить-говорить»).
3. В преимуществе – разное количество слогов в рифмующихся словах должно быть разным (особенно в т.н. «глагольных рифмах»), но это необязательное, хотя и нелишнее требование.
4. Рифмы типа «случай-колючий», «пиво-красива» и «грубым-трубам» ошибкой не являются, поскольку прекрасно воспринимаются на слух.
5. «Кровь-любовь-морковь» — не заезженный криминал. Все зависит от того, как оно подано.
6. Вполне себе можно искать что-то новое, интересное, типа:

«Познав кайф умиротворенья,
Бедняга умер от варенья
»,

«Макака думала,
Что какаду мала
»,

«родители-родите ли», «одно-о дно» и т.д.

Все достаточно просто, однако.

Но, как всегда, есть нюанс.
Вышеозначенная биомасса, претендующая на гордое звание «поэтов всея сея», фигачит, как бох на душу положит, пытаясь бессистемно «рифмовать» рифмуемое и нерифмуемое.
А, вот, например, Говарду Уткину – оно вообще по барабану,
Софья Юрьевна – в катренах с «перекрестной рифмой» — всегда АА «срифмует» точно, «ББ» — по собственному желанию,
а некий «Александр Барин» (точнее, одно его произведение), вообще является апофеозом того, как рифмовать нельзя, но, тем не менее, оно – яркий пример уперто-тенденциозной индивидуальности «Aut Caesar, aut nihil», в которой «ничего» оказалось-таки на высоте (не у каждого оно так получится):

Душит голод (собака) душу мне
Эх, сейчас бы беляш общепитовский!
Я его с удовольствием скушал бы,
Чтоб зажмурился глаз навыкате

Наслаждался бы нежной мякотью
Там, где мясо граничит с тестом и
Где-то слышал: армяне, якобы,
Их в тандыре пекут, по-местному

Ну а те, кто не верит повару:
«Не берите, мол, он отравленный»
Просто жмотят свои рублевые
И не ведают счастье. Явно ведь.

Сочинять стихи

Сонник Сочинять стихи приснилось, к чему снится во сне Сочинять стихи? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Сочинять стихи, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Сонник — Стихии и темперамент

Самое большое внимание люди издавна уделяли четырем стихиям – огню, воздуху, воде и земле.

Считалось, как отмечала Блаватская, эти элементы лишь обличья вдохновляющих их духов.

Для древних народов это были боги – независимые и устрашающие, способные разрушать или поощрять.

Философы находили, что в стихиях объединены силы слепые и разумные.

Современная цивилизация свела сущность стихий к простым химическим элементам, их составляющим.

Однако, когда эти стихии-первоэлементы появляются в наших сновидениях, мы меньше всего думаем о таблице менделеева.

Бессознательное, эта древнейшая часть человека, по-прежнему воспринимает стихии так же, как наши далекие предки, то есть как проявления духов.

Когда гремит гром и полыхает огонь, мы встречаемся с богом огня – зевсом или агни.

Перед нами появляется бог воды нептун – когда священная река или фонтан поглощает нас.

В обожествлении природных сил заключалось умение различать материальное и духовное в силах природы.

Не найдены пока объяснения и для таких феноменов, как ясновидение, телепатия, вещие сны, хотя факты их проявления уже не отрицаются.

Не только стихиям, но и всем предметам присуща двойственная сторона – материальная и духовная.

Через свою духовную природу предметы несут нам сообщения в наших сновидениях.

Сонник — Стихи

Слагать стихи во сне или говорить стихами предвещает получение радостных известий об успешном продвижении ваших дел.

Декламировать стихи во сне означает, что ваши заслуги будут оценены по достоинству. Слышать стихи во сне — к получению известий. Запомните, о чем говорилось в этих стихах. Возможно, в них будет подсказка, которая поможет вам преуспеть в жизни.

Сонник — Стихи

Сонник — Стихи

Стихи читать — утрата иллюзий / мирное соседство.

Стихосложение-2. Зачем люди пишут и читают стихи?

Как мне кажется, первая «глубинная» причина стихотворчества заключается именно в эстетическом удовольствии от самого ритма, звука, эмоций, образов, характерных для поэзии. В принципе, любое художественное творчество — это преломление реальности, которое выражается художником в специфической форме и наполняется его переживаниями, видением и опытом.

Искусство есть запись смещения действительности, производимого чувствами.
Б. Пастернак

Субъективное человеческое сознание и восприятие одновременно уникально и ограниченно. Мы чувствуем и понимаем мир по-разному, но наше восприятие постепенно «устаканивается», эмоции теряют былую яркость, глаз замыливается, а некоторые сферы бытия вообще оказываются недоступными.

Тут-то и помогает искусство, посредством которого люди обмениваются эмоциями, чувствами и даже мировосприятием. Благодаря картинам, музыке, романам и стихотворениям, мы можем не только получить новые впечатления, но и увидеть привычные вещи и явления свежим нестандартным взглядом. Обыденность как бы оживает под другим углом зрения. Наш внутренний мир становится богаче, а мир воспринимается ярче и разнообразнее.

Творец, способный очаровать и увлечь своим видением, своим ритмом и звуком других людей, в итоге и становится востребованным и популярным.

Конечно, стихотворчество не обязательно может быть рассчитано на публику. Начинающие поэты нередко утверждают, что творят «для себя». И в этом есть определенный смысл. Всё зависит от того, какие цели в данный момент ставит перед собой человек.

Если цель — просто излить переполняющие душу эмоции, снять напряжение, провести сеанс психологического самоанализа, то в этом нет ничего зазорного. Недаром писание стихов часто начинается в подростковом периоде, когда внутренний мир особенно бурлит от избытка гормонов. Недаром любимыми темами становятся влюбленность, депрессии, непонимание окружающими. Обычные прозаичные дневниковые записи зачастую не в состоянии передать весь этот накал и тонкие переливы настроения. Подобные стихотворные «дневники души» очень помогают осознать самого себя, провести внутренний диалог, дают психологическую разрядку и зарядку. Не зря Марсель Пруст писал, что «Поэзия есть чувство собственного существования». Марсель Пруст
Фото: Otto Wegener, ru.wikipedia.org

Беда у такого подхода одна. Как правило, в творчестве, направленном исключительно на себя, для автора не важна ни форма, ни техника. Поэтому такие стихи редко являются актом искусства, и со временем их или перестают писать, или они вырождаются в некий «душевный онанизм». По сути дела, это самый низкий уровень поэтического самовыражения, хотя, повторяю, в этом нет ничего зазорного, если стихотворчество доставляет вам удовольствие и приносит удовлетворение.

Чтение «плохих» стихов — удовольствие слишком краткое, они быстро вызывают насыщение. Но зачем читать? Почему бы каждому самому не сочинять «плохие» стихи? — Возьмитесь, и вы увидите, что сочинение «плохих» стихов делает человека намного счастливее («…уверенным в себе божьим любимцем, довольным собственной верой…»), чем чтение самых «распрекрасных» стихотворений…
Г. Гессе

Нет ничего зазорного и в том, что поэт хочет своими поэтическими опытами произвести впечатление на окружающих. Где-то в глубине души любой «новобранец» хочет стать «генералом». Если же вы не адресуете своё творчество другим читателями (реальным читателям, а не воображаемому духовному «двойнику»), то знайте — ваша «поэзия» умрет вместе с вами.
Герман Гессе
Фото: ru.wikipedia.org

На самом деле немного людей сравнится по своему тщеславию с деятелями искусства. И причина здесь не только в подверженности низкому чувству. Творя стихи, вы автоматически попадаете в поле мировой культуры, чувствуете себя если и не в одном ряду с Пушкиным и Блоком, то, по крайней мере, сопричастными им, лучше понимаете их талант и мастерство.

Поэтому, даже если из вас и не получится великого поэта, вы станете хорошим читателем и удовольствия от чужого творчества получите намного больше.

Неверно представлять всё здание поэзии неким «замком из слоновой кости», парящим в невиданной выси над грешной землёй. Безусловно, истинная поэзия всегда устремлена ввысь. Но это вовсе не обязывает стихосложение служить только идеальным возвышенным целям. Умение сочинять стихи может пригодиться и для самых утилитарных целей.

К таким целям относятся стихотворные посвящения и поздравления своим родным, друзьям, возлюбленной. Поверьте, даже написанные коряво и безыскусно, они доставят огромное удовольствие адресату. По-моему, нет ничего хуже открыток с заранее заготовленными и напечатанными стандартными поздравлениями.
Норберт Шроедл, «Поэт Анакреон с своими музами»
Фото: artchive.ru

Немало удовольствия приносит и сочинение смешных, шуточных и даже скабрезных стишков. Сюда можно отнести и детские дразнилки, и деревенские частушки. Подобным творчеством не брезговало и большинство великих поэтов.

Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный,
Но, всё-таки, в нетрезвом виде, —
В квартире у себя установил орган.
ИнстрУмент заревел. Толпа жильцов в обиде.
За управдомом шлют — тот гневом обуян, —
И тотчас вызванный им дворник Себастьян
Бах! бах! — машину смял, мошеннику дал в зубы.
Не в том беда, что Себастьян — грубьян,
А плохо то, что бах какой-то грубый…
О. Мандельштам

Некоторые из написанных к случаю стишков имеют даже более долгую жизнь и громкую славу, чем «возвышенные» творения. Например, далеко не каждый знает поэму В. Маяковского «Облако в штанах», зато многие вспомнят, написанное на злобу дня:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!

Умение слагать стихи требуется и для множества других бытовых целей. Например:

  • написание сценариев для детских мероприятий или игр;
  • написание пародий и шуток для КВН;
  • сочинение рекламных слоганов, девизов

И, наконец, еще один важный момент. Последнее время, когда чистая поэзия уже не имеет былой популярности и влияния на умы, огромное количество поэтической энергии уходит в песенное творчество — немало поэтов проявляет себя в бардовской или рок-музыке. Конечно, написание текстов песен имеет свою специфику, но без умения писать стихи вы вряд ли напишите сильный песенный текст.

Воденников, Кудряшева и Родионов — о том, зачем они пишут стихи

В издательстве «Эксмо» выходит антология стихотворений проекта Андрея Орловского «Живые поэты», где именитые литераторы встретились с музыкантами и малоизвестными молодыми авторами. «Афиша Daily» публикует несколько стихотворений из сборника (в авторской редакции), а их авторы отвечают на простой вопрос: зачем они пишут стихи.

Дмитрий Воденников

«Стихи — это всегда попытка увидеть себя очищенным. Не обязательно в хорошем смысле. Ты можешь быть очищенным и злым. И дурным. И темным. Но это важно — понять о себе основное. А то вся жизнь пройдет, потратит себя на пустяки, а ты так ничего про себя главного и не узнаешь. Поэтому люди и пишут. Как бы выворачивают себя, рассматривают свою изнанку, изучают карту внутреннего звездного неба».

Здравствуйте, Уолт Уитмен, здравствуйте, Чарлз Буковски, —
Анна Андревночка, здравствуйте — и Елена Андреевна, здравствуйте!
Здравствуйте, Марина Иванна, здравствуйте, Ян Сатуновский. —
Я не для вас их вытаскивал, но вам бы они — понравились.

Нет, не кончилась жизнь, самурайская вздорная спесь,
диковатая … [на фиг], стихи о любви и о Боге.
— Если кто не заметил, мои ненаглядные: я еще здесь,
сижу как бомж и алкоголик у дороги.

Господи, вот мой компьютер, вот брюки мои, носки,
а вот — шесть книжек с грубыми стихами.
Я их выблёвывал, как отравившийся, — кусками
с богооставленностью, с желчью и с людьми.

— Одно стихотворение (лежащее под спудом
и неписавшееся года два, как долг)
открылось только в нынешнем июле —
и вот оскаливает зубы словно волк.

Другое тоже завалилось за подкладку,
но я достал его, отмыл, одел в пальто
и наспех записал, оно — о счастье.
А пятое пришло ко мне само.

…Так что схлопнулось, всё! — дожила, дописалась книжка
в темных катышках крови и мёда, в ошметках боли
(как сказала однажды подвыпившая директриса,
проработав полжизни в советской школе:
— Я люблю вас крепко, целую низко,
только, дети, — оставьте меня в покое…) —
и стою я теперь сам себе обелиском,
поебенью-травою счастливой во чистом поле.

— Я, рожавший Тебе эти буквы, то крупно, то мелко,
зажимая живот рукавами, как раненый, иступленно,
вот теперь — я немного попью из твоей голубой тарелки,
а потом полежу на ладони твоей — зеленой.

Потому что я знаю: на койке, в больнице, сжимая в руке апельсины
(…так ведь я же не видел тебя никогда из-за сильного света…) —
ты за это за всё никогда меня не покинешь,
и я тоже тебя — никогда не покину — за это.

Анна Герасимова (Умка)

рок-музыкант, поэт, литературный переводчик

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector