1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что присутствует в стихах блока

🧡 Метафоры в стихах Блока

  • 🍷 Блок

Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.

Метафора является одной из самых распространённых художественных троп в литературе. Метафорические сравнения (определения) основываются на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.

С помощью метафор Александр Блок насыщает свои стихи яркими красками, не сушит строки и наполняет их глубиной смысла. Это придаёт произведениям блоковский колорит, но не усложняет их анализ и заучивание.

Использование троп мы рассмотрим на примерах средств выразительности в стихотворениях:

  1. Жизнь.
  2. Летний вечер.
  3. О доблестях, о подвигах, о славе.

Примеры помогут глубже воспринимать стихи автора Незнакомки и откроют в некоторых строфах межстрочный смысл.

Жизнь

Стихотворение «Жизнь» написано в 1899 году молодым поэтом и показывает видение бытия Блоком. В нем присутствуют метафоры:

  1. Уходят годы в бесконечность.
  2. Вдыхаем жадно природы мощные дары.
  3. Творца… её печать.
  4. Жизнь… дышит беспощадно.
  5. Дитя миров благоуханных.

На примере третьего метафорического сравнения видно, что мы имеем в жизни на себе печать Творца. Это находит истоки ещё в Евангелии – «созданы по образу и подобию». Бог нам подарил жизнь, и она дышит по его замыслу, что показывает следующая метафора.

Нам мнится — дышит беспощадно
Жизнь, занесенная в миры.

Тропы в стихотворении «Жизнь» украшают строки и убирают из них банальную простоту, не усложняя до непонимания одновременно.

Летний вечер

В стихе «Летний вечер» мы находим следующие средства выразительности:

  1. Дремотой розовой объята трава.
  2. Лучи заката лежат на поле.
  3. Умчись. навстречу ночи и луне.
  4. Красный диск луны.

Показывая траву в объятьях розовой дремоты Блок рисует нам идеальную картину июльского или августовского вечера, когда природа готовится ко сну. В третьей метафоре автор предлагает не ждать наступления ночи, а мчаться ей навстречу, приближая приход луны. В это время лучи заходящего солнца уже лежат на поле и в мире наступает покой до восхода.

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.

С помощью СХВ Блок позволяет окунуться в атмосферу летнего вечера и почувствовать аромат засыпающих трав и умирающей до утра природы.

О доблестях, о подвигах о славе

Стих «О доблестях, о подвигах…» показывает нам страдания лирического героя, которому ничего не интересно в мире, когда рядом нет любимого человека. Он мается, скучает о уходе Дамы из дома, но в конце концов выбрасывает заветное кольцо в знак разрыва отношений.

В стихотворении использованы метафоры:

  1. Ты отдала свою судьбу другому.
  2. Лицо сияло.
  3. Приют своей гордыне. нашла.

Судьба не чемодан, её нельзя отдать в руки другого, но Блок показывает её так, что придает сюжету стиха реалистичности.

Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Также метафора используется, чтобы показать гордыню любимой женщины. Она чем-то обижена и автор думает, что в руках другого она нашла этому чувству приют и там останется навсегда.

Используя сходства предметов и явлений с помощью метафорических сравнений Александр Блок подает нам на литературный стол изысканные блюда, от которые не откажется ни один гурман поэзии.

Исторические хроники Блока

В финале предлагаем посмотреть документальный фильм «Хроники Блока, 1906 год», из которого вы узнаете много интересного о поэте-символисте серебряного века.

Художественный мир лирики Блока

Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественный мир лирического произведения – это мир эмоциональных переживаний, чувств поэта.

Характерные черты лирики А. Блока

Лирика А. Блока — уникальное явление в отечественной культуре. При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение. Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский отмечал, что «сны» и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.

Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки. Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов. Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».

Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.

В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А. Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой». Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.

Основными признаками лирики Блока являются:

  • Возвышенность тематики
  • Музыкальность
  • Мистическая настроенность
  • Многозначность
  • Расплывчатость образов
  • Недосказанность.

Готовые работы на аналогичную тему

Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю. Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.

Внешняя композиция лирики Блока

Свой «роман в стихах» А. Блок делит на три тома. Каждый том обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения».

«Вочеловечение» — это слово, взятое и богословского лексикона, оно обозначает воплощение Бога в облике человека, явление Сына Человеческого.

Образ Христа в поэтическом сознании А. Блока связан с идеей личности творческой – артиста, художника, который всей своей жизнью служит пересозданию мира на основах красоты и добра.

Основу сюжета трилогии составляет путь лирического героя. В рамках каждого из этапов общего движения большое количество частных ситуаций и эпизодов. Как правило, в романе прозаическом конкретный эпизод – содержание главы. В лирическом же романе А. Блока – содержание стихотворного цикла.

Самой распространенной ситуацией является встреча лирического героя с разнообразными явлениями и фактами природного и социального мира. На пути героя возникают реальные преграды, обманчивые миражи, испытания и соблазны, открытия и ошибки. На пути много перекрестков и поворотов, страданий и сомнений. Но каждый эпизод обогащает лирического героя бесценным духовным опытом, расширяет его кругозор. Пространство романа по мере движения расширяется концентрическими кругами и в конце пути взгляду героя предстает пространство всей Росси.

Читать еще:  Почему мне не нравятся стихи маяковского

Кроме внешней композиции, которая определяется делением на тома и циклы, трилогия вочеловечения имеет и более сложную внутреннюю композицию – систему мотивов, лексические, образные и интонационные повторы, которые связывают в единое целое отдельные стихотворения и циклы.

В отличие от темы, мотив является категорией формально-содержательной. В поэзии мотив служит композиционной организации отдельных стихотворений в единое целое. Ввиду отсутствия прямых сюжетных связей между стихотворениями мотив восполняет композиционную целостность цикла и даже всей лирики Блока. Он создается повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими образами и ситуациями.

Основные мотивы лирики А. Блока

Центральным циклом первого тома лирической трилогии А. Блока является «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи для Блока на протяжении всей жизни были самыми любимыми. Этот цикл принципиально многопланов. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта встреча должна преобразить героя и весь мир, соединить землю и небо. Участниками этого сюжета являются «он» и «она». В противопоставлении небесного и земного, в неравенстве Прекрасной Дамы и лирического героя заключается драматизм ситуации ожидания. Наряду с мотивом ожидания встречи звучит мотив ее боязни. Прекрасная дама в миг воплощения может превратиться в создание греховное, а нисхождение ее в мир может оказаться падением.

Во втором томе трилогии отчетливо проявляются перемены, произошедшие в душе поэта. В его сознание вторгаются события окружающей действительности, которые требуют осмысления. Блок воспринимает эти события как динамичное начало. Второй том трилогии связан в первую очередь с мотивами погружения в жизненные стихии.

Ведущим мотивом третьего тома является омертвение мира современной городской цивилизации. Лирический герой осознает, что поиски личного счастья греховны. В «страшном мире» счастье может обернуться моральной глухотой и душевной черствостью.

Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока” ; повторить основные признаки символизма.

Начинается урок с беседы по законспектированному материалу.

У. В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

— отрицание существования объективной реальности;

— проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

— идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

— в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

У. Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

У. Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

У. Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, — символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
  3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
  4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
  5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
  6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Читать еще:  Пусть сдохнут те кто нас не захотел стих

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

  1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?
  2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
  3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
  4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

У. Переходим к третьей группе стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?

  1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
  2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
  3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
  4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

  1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
  2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД (ученики четвёртой группы) по вопросам и проанализированным стихотворениям.

— Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

— Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия”.

«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)

БЛОК И СИМВОЛИЗМ.

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

Все эти термины Владимир Соловьев позаимствовал у немецких романтиков, которые всё земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Ещё одной важной чертой «соловьевского» мировоззрения была идея платоновского «двоемирия», то есть существование иных миров. Также важной чертой символизма был «мифологизм» — восприятие мира как мифа. Интересно и то, что символисты, описывая явления земного мира. Одновременно подразумевали и все то , что соответствует этому явлению в иных мирах. И земная действительность, и иные миры находятся в полной гармонии друг с другом.

Читать еще:  Стихи как и звезды светят людям

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. В становлении русского символизма можно выделить три этапа (периода). Первый этап – 1890-е годы. С этим этапом А.А.Блок не связан. С конца 1890-х начала 1900-х годов Блок начинает интересоваться «новым искусством». Второй этап в развитии символизма – 1900-е – 1907-е годы. Третий этап 1908-е -1910-е годы, — «кризис символизма». «Кризис» проявляется в том, что у многих символистов происходит отторжение от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме можно было говорить в прошедшем времени.

Александр Александрович Блок родился в 1880-м году. Имя поэта очень многое значит для русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и «новое искусство».

Как известно, на дальнейшую жизнь любого человека влияет его семья и воспитание. Блок не был исключением. На него очень сильно повлияла «бекетовская» культура. Многие родственники поэта напрямую были связаны с литературой. Прабабушка Александра Александровича вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, тётя и мама занимались переводами, а также сами писали стихотворения. Сам Блок начал писать очень рано, ещё в пятилетнем возрасте. Первые свои стихотворения Александр Блок показывал только матери и тетке. Серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Александру Александровичу с детства начали прививать любовь не к «новому искусству», а к классической литературе. В «бекетовской семье» господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Семья не воспринимала и не хотела воспринимать «новое искусство». Из-за этого первоначальное отношение поэта к «новому искусству» было негативным. Но, не смотря на это, Александр часто отрицал «бекетовские» традиции и одновременно возвращался к этим традициям.

Первыми стихотворениями поэта были лирические стихотворения, и ко времени выхода первой книги «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. В первую книгу вошли лишь 100 стихотворений. До поступления в университет Александр Александрович не знал, что такое символизм и «новое искусство». Первыми, кто прочитал Блоковские стихотворения из посторонних, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы. Блоку не нужно было мучиться над сочинением стихотворений. В день он мог написать от трёх до пяти стихотворений, однажды он написал двадцать шесть стихотворений – это был почти весь сборник «Снежная маска» .

Первые стихотворения Александра Блока (1897-1900 года), впоследствии объединенные в цикл « Ante Lucem », не предвещали конфликта с «бекетовской» культурой. Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт во многом учится у русских романтиков (у Пушкина, Лермонтова) и лириков середины века (у Фета, Тютчева). Хотя и тогда у него создаётся стиль, во многом тяготеющий к символизму. В 1898-1900 года Блок ещё не был представителем «нового искусства». В цикл « Ante Lucem » входят стихотворения: «Пусть светит месяц — ночь темна…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Каждый вечер, лишь только погаснет заря…» и другие.

Следующий этап в творчестве Александра Александровича – это время создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 год). Воздействие «бекетовских» традиций сменилось глубоким чувством к Л.Д.Менделеевой, предреволюционными настроениями народа и впечатлениями от мистической лирики Владимира Соловьева. Все это резко изменило мир Александра Блока.

Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшего символиста. В 1900-1901 годах Александр Александрович не связан ни с «декадентами», ни с «соловьевцами». Только в 1902 году Александр Александрович знакомится с Мережковским, а через семью Соловьёвых сближается с А.Белым. Уже с начала века поэт внутренне противостоит влиянию «бекетовской» культуры.

«Стихи о Прекрасной Даме» — одно из самых глубоких явлений символистического искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. В своём сборнике поэт сумел создать реальное поэтическое единство различных символов. В стихотворениях видно сочетание двух, противопоставляемых друг другу миров: «мистического» и «реального». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта, но с другой стороны, в них раскрывается символистское ощущение мира, его понимание и пути развития вселенной.

Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.

Главной героиней стихотворений является Любовь Дмитриевна Менделеева – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. С Менделеевой поэт познакомился в имении Шахматово, она ему сразу понравилась. Блок пытался ухаживать за ней, но долгое время она была для него неприступной и не уделяла ему большого внимания. Александр Блок писал «Стихи о Прекрасной Даме» до тех пор, пока он не объяснился Менделеевой в любви и не сделал ей предложение. Последнее стихотворение цикла было написано 5 ноября 1902 года. Как и другие представители символизма придумывали в стихотворениях свой идеал любимой женщины, так и А.Блок придумал свой идеал женщины, и этим идеалом была Любовь Дмитриевна Менделеева.

У Александра Александровича смысл одних стихотворений проникает в тексты других. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествования неразрывно связаны. Многие стихотворения относятся и к мистическим, и к реальным переживаниям. Иногда в стихотворениях изображения земных чувств оттесняет мистику на задний план. Одной из существенных особенностей цикла является то, что «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не в мир мистических утопий символистов, а в мир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический герой и объект его высокой любви. Читатель ощущает все чувства и переживания героев. Во всех стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт перед нами как воплощение чего-то божественного, неизведанного, волшебного. Поэт ни в одном из стихотворений не дает нам чёткого портрета Прекрасной Дамы, её образ неясный, туманный. Как Александр Александрович Блок описывает Прекрасную Даму и свои чувства к ней, что в цикле стихотворений является символистическим, всё это можно понять, проанализировав одно из стихотворений из этого цикла.

Проанализируем стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», написанное 25 октября 1902 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector