0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что развивает заучивание стихов

О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5–6 лет

Наталья Колычева
О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5–6 лет

Сожалею, что вынуждены оставаться дома. Но сохраняя здоровье себе и своим близким, #СидимДома и помогаем своим детям развиваться.

Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые родители,

О пользе заучивания стихов наизусть для детей 5 – 6 лет

Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей.

Какова же польза заучивания стихов для развития ребенка?

1. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребёнок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

2. Заучивание стихов способствует формированию общего уровня культуры человека. Формируется чувство языка. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, он говорит правильным литературным языком.

3. Развитие мозга. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные по смыслу слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

5. Заучивание стихов способствует развитию памяти.

Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную – это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку» и т. д. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.

Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причём учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идёте в выходные дни гулять – по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счёт шагов – ведь стихи так ритмичны! Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.

Заучивание стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу.

Выбирайте простые стихи для детей и учите их маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относиться к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если ребёнок этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме. Для того, чтобы легко запоминать стихи, можно поиграть, например, в такую игру: читать стихи по паре строчек с различной интонацией (например, вопросительно, удивленно, радостно, утвердительно и т. д.). Можете также устроить концерт, где ваш ребёнок будет главным артистом.

А для того, чтобы ребёнок мог увидеть свои ошибки (если, например, он читает стих очень тихо или слишком тропится, предложите ему рассказать стихотворение перед камерой для фильма. Поскольку многим малышам нравится, когда их снимают на камеру или фотографируют, это его развлечёт.

Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, занятость на работе, поездка, да и просто нежелание ребёнка.

Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок. Пользуйтесь тем моментом, когда ребёнок сам просит вас прочитать для него стихотворение, как правило, понравившееся произведение ребёнок просит прочесть снова и снова – вот вам и способ для заучивания стихов по желанию, а не насильно.

Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте. Рассказывайте это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка – рассказывайте, купаете – рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7 – 8 лет дети мало учат стихов.

Советую учить как можно больше произведений до поступления ребёнка в школу, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников. А возраст 5 — 6 лет самый подходящий для этого, именно сейчас у детей появляется наибольшее желание выступать перед публикой. И они гордятся собой, когда у них получается запомнить стихотворение или роль и выразительно рассказать. Поэтому нельзя упускать это благодатное время, нужно помочь детям развить их память.

В свою очередь мы в детском саду каждую неделю стараемся дать детям для заучивания произведения, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки, по 6 – 8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.

Советы родителям при заучивании стихотворений.

1. Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

2. Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

3. Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

4. Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

5. Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Заключение

Итак, стихи развивают память.

Память человека способна «расширяться», наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют, что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.

Стихи совершенствуют интеллект.

Поначалу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано – память, что очень нужно в жизни каждому человеку, а не только маленьким детям.

Желаю вам мудрости, уважаемые родители.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Фотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возраста *** Ой, Мороз, Красный нос, Мы тебя не знаем. И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Ой, Мороз, Красный нос, Песню запеваем И тебя в хоровод.

Фотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню Матери Простое слово (И. Мазнин) На свете Добрых слов Живёт немало, Но всех добрее И нежней одно – Из двух слогов Простое слово «ма-ма», И нету.

Картотека стихов про маму для детей 4–5 лет Стихи для мам к празднику – 8 марта 1. 8 МАРТА Я вскочил, убрал кровать, Хоть и мог еще поспать. На будильник не ворчу, Я на кухне хлопочу.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему «Имеет ли смысл учить наизусть?»Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом. Актуальность данной консультации в том, что дети дошкольного возраста.

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Заучивание стихотворения С. А. Есенина с использованием мнемотаблицы. Мнемотаблицы -это схема, в которой заложена определенная информация.

Подборка стихов для заучивания детям дошкольного возраста, к празднику 23 февраля Уважаемые коллеги! Приближается самый мужественный праздник 23 февраля! Праздник настоящих мужчин! Вашему вниманию предлагаю подборку стихов.

Подборка стихов о труде для детей Подборка стихов о труде для детей Приучать детей к труду, безусловно, лучше всего на личном примере. Выполняя вместе с ребенком посильную.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.

Стихи для взрослых: что они делают с мозгом

В детстве мы все заучивали стихи наизусть, чтобы получить пятерку по литературе или подарок от Деда Мороза. А на самом деле получали гораздо больше — мы тренировали память, развивали речь. А если рассказывали с выражением, то еще раскрывали актерский талант. Насколько полезно учить стихи взрослым, чем это может помочь мозгу?

Читать еще:  Каким я вижу лермонтова в его лирических стихах

Наша память не бесконечна. Чем больше у нас интеллектуальная нагрузка, тем сложнее все удерживать в голове. Вспомните студенческие сессии: в экстремальном режиме мы способны заучить огромное количество материала, воспроизвести его на экзамене. Но стоит переступить порог аудитории с отметкой в зачетке — как будто не читали ничего вовсе. Память обладает различными свойствами, которые необходимы в тех или иных ситуациях. Постоянная тренировка способна улучшить эти свойства, а стихи — самый простой и быстрый способ.

Почему стихи выучить проще?

Для заучивания материала очень важно понимать его смысл. Банальное зазубривание приведет лишь к механическому запоминанию, которое не несет практической пользы. Стихи же являются полноценным литературным произведением с сюжетом, развитием событий, яркими образами. Визуализация материала способствует его запоминанию — при прочтении мы рисуем в голове определенную картину, которая потом помогает нам воспроизвести стихотворение. Соответственно, происходит тренировка визуальной памяти.

Кроме того, нам проще запомнить что-то ритмичное. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, которые демонстрируют закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации. Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению. Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Консультация для родителей «Заучивание стихов с детьми — для чего?
консультация по развитию речи

В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. Я с большим удовольствием использую это в своей работе.

Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeleynuzhno_li_uchit_stihi_s_detmi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«НУЖНО ЛИ УЧИТЬ СТИХИ С ДЕТЬМИ»

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

В Древнем Китае считали, что будущая мама должна петь, читать стихи, заниматься каллиграфией ещё будучи беременной. В этом случае считалось, что на свет появиться будущей гений.

Современные ученные (Акушер-гинеколог доктор Паула Марсиовичи и доктор Даниэла Акаси ведущий неонатолог больницы им. Альберта Энштейна, расположенной в Сан-Пауло ) доказали, что начинать читать стихи, слушать музыку нужно малышу ещё в утробе матери, он хоть и не понимает фонетической речи родителя, отлично различает ритм и тональность звуков, а так же запоминает их. Таким детям легче запоминать стихи, были случае когда заговорив ребенок мог рассказать те стихотворения которые ему читала мама до рождения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому нужно подбирать такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким. У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько раз, а ребенок его уже выучил. От многих родителей можно услышать фразу: «Он буквы еще не знает, а стихи рассказывает так, как будто по книге читает». Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг. Вообще, дети знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.

Как стихи развивают память .

Заучивание стихов – это, так называемая, своеобразная гимнастика для мозга, развивающая не только память, но и внимание. Мозг ребенка способен в памяти удержать около 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться. Даже очень слабую память можно развить, разучивая стихотворения. Главное, на что стоит обратить внимание – стихи должны нравиться ребенку. Ежедневное заучивание в день хотя бы по одному четверостишию положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется.

Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте.

Как стихи влияют на интеллектуальное и речевое развитие ребенка .

Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной. Кроме того, у ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии. Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно развиваться память малыша. И, чем больше ребенок будет учить стихотворений наизусть, тем больший объем памяти у него формируется для дальнейшего обучения.

Как учить с ребенком стихи

Совет 1. Найдите непонятные слова Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Тата, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозаписьстихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило

. Совет 13. Никакого насилия! Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

Совет 15. Учите с целью Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

Если ребенок не хочет учить стихи

Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза, а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Человеку, знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее. Ему до конца жизни не грозит потеря ясного ума и твердой памяти.

Как влияют на развитие ребенка стихи наизусть.

Заучивание стихов наизусть в детском возрасте – один из важных обучающих и развивающих моментов в жизни каждого человека. Почему именно стихи? Стихи обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес. Проза же, наоборот, быстро утомляет детей своей монотонностью.

Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким. У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько раз, а ребенок его уже выучил.

От многих родителей можно услышать фразу: «Он буквы еще не знает, а стихи рассказывает так, как будто по книге читает». Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти.

Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг. Вообще, дети, знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.

  1. Для малышей.
  2. Для дошкольников.
  3. Для школьников.

Как стихи развивают память.

Заучивание стихов – это, так называемая, своеобразная гимнастика для мозга, развивающая не только память, но и внимание. Мозг ребенка способен в памяти удержать около 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться. Даже очень слабую память можно развить, разучивая стихотворения. Главное, на что стоит обратить внимание – стихи должны нравиться ребенку. Ежедневное заучивание в день хотя бы по одному четверостишию положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется. Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте.

Как стихи влияют на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной.

Кроме того, у ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии.

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно развиваться память малыша. И, чем больше ребенок будет учить стихотворений наизусть, тем больший объем памяти у него формируется для дальнейшего обучения.

Как правильно учить стихи с ребенком.

Прежде всего, необходимо подобрать стихотворение, соответствующее возрасту ребенка. Стихи должны быть интересными, понятными и содержательными, тогда ребенку легче будет его выучить. Для маленьких детишек выбирайте короткие и простые четверостишия. Для дошкольников можно выбрать стихотворения побольше. Их память способна запоминать и усваивать большие объемы текста. Главное – выбрать то стихотворение, которое понравиться самому ребенку. Дети школьного возраста способны запоминать достаточно длинные стихотворения.

Важно, чтобы ребенок понимал смысл стихотворения. Если в стихотворении есть незнакомые слова, нужно объяснить ребенку их значение. Если этого не сделать, ребенок будет запинаться или коверкать непонятные слова.

Перед тем, как начать учить стихотворение, его нужно несколько раз прочитать малышу. Чтобы оно лучше запомнилось, читать стихотворение нужно медленно и с выражением. Сначала прочитайте строчку сами, а малыш пусть ее повторить. Повторяйте строчку до тех пор, пока ребенок не расскажет ее без запинок. Далее таким же образом учится вторая строчка. Потом обе строчки соединяется. После того, как ребенок повторит обе строчки без запинок, учится третья строчка и также соединяется и т.д.

Хороший результат дает «пропевание» строчек. Особенно это эффективно для деток с заиканием. «Простукивание» стихотворение способствует развитию фонематического слуха, а также оно помогает ребенку не сбиться.

Детям школьного возраста рекомендуется учить стихотворения по четверостишиям, сначала заучивается одно четверостишие, потом второе. Затем их следует соединить и т.д. При заучивании стихотворения можно подглядывать в книгу, с каждым разом стараясь подсматривать как можно реже. Можно использовать подсказку: запишите по вертикали начальные буквы каждой строки, закройте книгу, а ребенок пусть воспроизведет текст, опираясь только на эти буквы.

Очень хорошо себя зарекомендовал рассказ стихотворения наизусть перед сном и утром, сразу после того, как ребенок проснется. Если ребенок забыл строчки, не следует его за это ругать. Иначе можно просто отбить желание у ребенка к заучиванию стихотворений. Лучше вместе проговорите текст.

Новый год – один из любимых праздников у ребят.

Близится Новый Год, а вместе с ним и время новогодних утренников в детских садах и школах. А поэтому пора начинать к нему готовиться. Особенно малышам. Этот праздник всегда ассоциируется со сказкой и волшебством. Все ребята ждут, не дождутся увидеть Дедушку Мороза, рассказать ему свой стишок и получить за это заветный подарок. Мы подготовили для вас подборку самых интересных стихов про Новый Год для детей разного возраста. Их можно будет рассказать на праздничной елке, на утреннике в детском саду или школе, в теплом семейном кругу, встречая год Собаки. Красивые и добрые стихи добавят празднику еще больше волшебства и чудес.

Какие стихи учить для развития памяти

Как стать гением или хотя бы оказаться ближе к нему? Как вариант — учить стихи для развития памяти! Это полезно и детям и взрослым. К какой собственности никто на свете не сможет предъявить право на наследование? Ответы на эти вопросы в предлагаемой статье.

Мнемостихи для запоминания

Знаете, для запоминания чего эти стихи:

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Правильно — это число Пи — 3.1415926.

Этот стих позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры.

Например еще вариант для запоминания сложных правил.

Спряжение глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Есть ли смысл в заучивании стихов?

Человек любого возраста может наизусть продекламировать хотя бы пару стихотворных строк. Но не все с удовольствием их учили. Для кого -то это было мучением. Но разве прекрасное, а в данном случае, поэзия, может быть мучением?

Ответ на этот вопрос человек может получить через много лет. Осознав, что благодаря закрепившимся в памяти произведениям поэтов, он обладает богатством, которым может пользоваться безраздельно и в любое время. И главное, никто никогда не предъявит прав на наследование этой собственности!

Прежде чем человек придет сам к таким выводам, его принуждают заучивать сначала короткие стишки под началом взрослых:

Затем более объемные и серьезные стихотворения:

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть

Объясняется все благими намерениями по развитию его памяти и мозга. При заучивании,строки сначала откладываются в кратковременной (так сказать оперативной) памяти, а затем, при повторении, переходят в долговременную.

Умные люди говорят, что заученные поэтические строки помогают человеку приблизить свой мозг к образу мыслей гениев. Бесспорно, что стихи обогащают речь, помогают усвоению иностранных языков, придают особый шарм окружающему миру.

Заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейропластичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.
Как видим, одно важное предназначение стихов: они развивают и укрепляют память и взрослых и детей.

Стихи всем возрастам покорны

Универсальным методом развития памяти вне зависимости от возраста человека считается заучивание стихов. Оно помогает не только запоминанию информации, но и улучшению биохимических реакций в мозге, возникновению новых нейронных связей, повышению учебных способностей. Последнее особенно актуально для детей дошкольного и школьного возраста.
Детство – самый оптимальный возраст для запоминания. Если это стихи, первым условием их выбора должна быть их простота и понятность. Обилие непонятных и трудных слов вряд ли привлечет ребенка к их заучиванию. Ритм, мелодичность, образность стихотворных строчек, содержание всего произведения должны соответствовать возрасту маленького и одновременно большого человека. Быть привлекательными не только в плане развития памяти, но и доставления ему эмоционального наслаждения.

Для детей в 5 – летнем возрасте

Если для детей до 5 лет предпочтительнее небольшие четверостишия или короткие стишки с глаголами, существительными и увлекательным содержанием, то требования к стихам для пятилетних малышей более серьезные.

а смену стихотворным текстам с описаниям знакомых предметов и действий приходят стихи о природе, о самих детях. У них появляется мотивация: рассказать выученное перед аудиторией: родителями. Да и вам сам разве не понравиться декламация произведений вашим ребенком перед друзьями или на утреннике в детском саду?
При разучивании таких произведений можно развивать актерские способности ребенка, предлагая разыграть сценку или прочитать его в лицах.

Логопедические стихи

Отдельно можно рассмотреть необходимость разучивать логопедические задания. Детям будет гораздо интересней тренировать свое произношение в стихотворной форме, чем в обычном повторении.

Они же могут быть и скороговорками. Сейчас у каждого есть смартфон с диктофоном. Запишите чтение ребенком стихов и скороговорок и дайте ему его прослушать. Тогда ему самому сразу будут видны (слышны) свои ошибки. А еще вы вместе весело посмеетесь! Пример:

Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!

Для детей 6 лет

Начиная с этого возраста, рекомендуется знакомить ребенка со стихами большего объема. Это дальнейшая тренировка мозга и логического мышления. В 6 лет он должен научиться отвечать на вопросы по содержанию текстов. Легкие и веселые произведения Самуила Маршака и коротенькие веселые четверостишия Агнии Барто — прекрасно подходят для шестилеток. Они и легко запоминаются и «воспитывают» малыша:

Какие стихи нужно учить для улучшения памяти

Вы знаете, чем особенны эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Мнемостих – профессиональный приём

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Заучивание стихотворений как метод улучшения памяти: хитрости

Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.

Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.

В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.

Детская поэзия для развития памяти

  1. Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
  2. Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
  3. Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
  • В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
  • С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
  • В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
  • С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.

Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.

Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми

При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.

Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.

Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:

  1. Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
  2. Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
  3. Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.

Общие закономерности

В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:

  • Визуалам (людям, проще воспринимающим информацию через зрительный канал) легче заучивать печатные тексты из книги.
  • Аудиалам (людям, легче воспринимающим информацию на слух), целесообразнее проговаривать стихотворение или слушать его с аудионосителя.
  • Люди с выраженной моторной памятью легче запомнят поэтический материал, если будут сопровождать заучивание жестами и пантомимой.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector