Что такое хорей стихи
Как определить размер стихотворения: 3 простых способа
Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.
- Text Link
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.
Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на:
- двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
- трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|
А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|
Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|
Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|
М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.
Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|
С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.
Анапест
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|
И.А. Бродский, 1962 г.
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
- Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
- Иван — ямб:
«И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
- Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
- Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
- Иоанн — анапест:
«Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Хорей, ямб и другие стихотворные размеры
Виды стихотворных размеров
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
И.Сельвинский «Сонет»
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
- В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
- В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
- Дактиль,
- Анапест,
- Амфибрахий.
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
- Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
- Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
- Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
- Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
- Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
Читайте также:
Хорей: стихотворный размер и примеры
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.
Хорей – стихотворный размер, наряду с ямбом широко распространенный в мировой и русской поэзии.
Благодаря короткой стопе, стихам, написанным хореем, характерна отрывистость и стремительность, в отличие от трехсложных дактиля, амфибрахия и анапеста, чей ритм медлителен и плавен.
Хорей и ямб являются двусложными стихотворными размерами, но их легко отличить с помощью простой памятки. Подобно тому, как буква “х” идет в алфавите перед буквой “я”, ударение в хорее ставится на первый слог стопы, а в ямбе на второй.
Примеры стихов, написанных хореем
Примеры стихов, написанных хореем – это всем известные строки:
- “Буря мглою небо кроет, // Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, // То заплачет, как дитя…” А. С. Пушкина (стихотворение называется “Зимний вечер”),
- “Не пылит дорога, // Не дрожат листы… // Подожди немного, // Отдохнешь и ты.” М. Ю. Лермонтова (“Из Гёте”)
- “Жди меня, и я вернусь, // Только очень жди. // Жди, когда наводят грусть // Желтые дожди…” К. Симонов (“Жди меня”)
- “Я пришел к тебе с приветом, // Рассказать, что солнце встало, // Что оно горячим светом // По листам затрепетало…” А. Фет (“Я пришел к тебе с приветом”)
- “Крошка сын // к отцу пришел, // и спросила кроха: // — Что такое // хорошо // и что такое // плохо?” В. Маяковский (“Что такое хорошо и что такое плохо”)
Хорей в современной поэзии
В данном разделе представлены примеры стихов, написанных хореем современным русским поэтом и писателем 21 века Данилом Рудым.
“Ночь и мрак”
Ночь и мрак. Кругом ни звука.
Мир уснул. Движенья нет.
Испугавшись сердца стука,
Я хватаю пистолет. читать стихотворение
“Роковые вектора”
“Роковые вектора”
стихи о Системно-Векторной психологии
В результате постепенной
Перестройки сфер во мгле
Восемь векторов Вселенной
Проявились на Земле:
Половина встала снизу,
Остальным дались верха –
Если ты готов к сюрпризу,
Следуй вектору стиха.
“Последний день семестра”
Я промучился полгода:
Голодал, не спал, влюблялся,
Погибал среди народа,
Тосковал – но я дождался!
И в последний день семестра,
Согревая сердце верой,
Я ищу средь нот оркестра
Ту, что станет лучшей мерой. читать стихотворение
“Опера войны”
Перед боем поле брани
Занимает тишина –
Тонет в предрассветной рани
Чувств и мыслей вышина.
Музыканты тихо-тихо
Строят пушки в унисон,
Чтобы начали те лихо
Представленья грозный звон.
читать стихотворение
“Родина”
Вы хотите счастья, братцы?
Что ж, тогда ответьте мне:
Отчего за дело браться
Мы способны лишь во сне?
Почему, когда приходит,
Долгожданный час трудов,
Меж движений леность бродит,
На плечах – по сто пудов?
“Я сегодня пьян”
Я сегодня пьян,
Как гусарский полк:
Я, лихой смутьян,
В винах знавший толк.
Как развеять грусть
Звоном полных чаш
Помню наизусть,
Словно «Отче наш»:
Ямб и хорей
1. Что такое стихотворный размер
Размер – это сочетание в стихотворении ударных и безударных звуков, расположенное в определенной последовательности. Без него любое поэтическое произведение воспринимать было бы очень сложно.
Размер – это внутренний пульс, он помогает восприятию стиха. Бывает разный: сонный, энергичный, яростный и нежный. Под определенное настроение поэтом выбирается нужный размер.
Благодаря поэтическим мастерам XVIII века Тредиаковскому и Ломоносову в нашем языке установилось силлабо-тоническое стихосложение, где чередуются ударные и безударные слоги.
2. Популярные и часто используемые размеры
Поэты чаще всего используют в своем творчестве ямб, хорей, также дактиль, амфибрахий и анапест.
Здесь тоже существуют свои разновидности:
- Двусложные (состоящие из слов в два слога): хорей и ямб;
- Трехсложные: дактиль, анапест, амфибрахий.
Сегодня мы исследуем два самых простых размера.
3. Особенности ямба
Ямб (от греч. слова ямбос – музыкальный инструмент) – бодрый, энергичный, ественный и быстрый, строгий двусложный размер с ударением на втором слоге (второй, червертый, шестой и так далее). Схематичное его изображение таково: – / – /– /– /
Его специфика: открытость, разносторонность и многогранность; популярен у большинства русских поэтов.
Возьмем, к примеру, классическое творение гениального Михаила Лермонтова:
Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты.
Это четырехстопный ямб.
Вот великолепный образец четырехстопного ямба от корифея поэзии Александра Пушкина:
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Итак, если ударение на четном слоге, то это – ямб.
4. Особенности хорея
Слово образовано от греческого хорейос, что означает “круговой танец”. Это двусложный размер, легкий и стремительный. Ударение на первый слог. Схематичное его изображение таково: — — — —.
Песенный, элегический хорей был одним из любимых размеров несравненного лирика Сергея Есенина. В его цикле «Персидские мотивы» чаще всего используется пятистопный хорей:
Или снова, сколько ни спроси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далеком имени – Россия,
Я известный, признанный поэт.
5. «Не мог он ямба от хорея…»: сравнение размеров
В знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» главный герой испытывает затруднение, путая два размера – ямб и хорей. Давайте их сравним. Это двухсложные размеры. Основное различие между ними в ударении: у одного на четные (ямб), у второго – на нечетные (хорей).
Попробуйте определить размер следующего стихотворения Александра Пушкина:
“Всё моё”, — сказало злато;
“Всё моё”, — сказал булат.
“Всё куплю”, — сказало злато;
“Всё возьму”, — сказал булат.
Взяв в руки карандаш, начертите его схему.
Конечно же, это четырехстопный хорей.
6. Выводы
Не нужно бояться стихотворных размеров и считать их чем-то чересчур сложным. Все дело в практике. Интересная задача для начинающего поэта: написать стихотворение определенным размером, сохраняя его на протяжении всего стиха. Попробуйте – может, именно у вас получится.
Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов
Стихотворный размер – это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.
Единица измерения стихотворного размера – стопа. Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие – безударные.
Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй – безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.
Что такое ямб и хорей. Примеры стихов
Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры – ямб и хорей.
Хрей – двудольный размер с ударением на первую долю.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ямб – двудольный размер с ударением на вторую долю
Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный
Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов
Самые распространенные трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий и анапест.
Дактиль – один ударный слог, за которым идут два безударных.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
Амфибрахий – второй слог ударный, первый и третий безударные.
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.
Анапест (антидактиль) – два безударных слога, а затем один ударный.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю
Как определить стихотворный размер
Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных – столько и слогов.
Прочтите строку вслух и расставьте ударения.
Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.
Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.
Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.
Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.
Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думАть не мо́г
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
А.С. Пушкин, «Зимний вечер»
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т
Н.А. Некрасов, «Железная дорога»
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Александр Блок, «К Музе»
Как запомнить названия стихотворных размеров?
Ямб и хорей запоминаем от противного.
В слове «я́мб» ударение ставится на первый слог. В слове «хоре́й» – на второй. Запомните, что в самих размерах всё наоборот: в ямбе под ударением будет второй слог, а хорее – первый.
Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:
Ива́н – ямб
Ва́ня – хорей
Ва́нечка – дактиль
Ваню́ша – амфибрахий
Иоа́нн – анапест
Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.
Во́все не сло́жные [дактиль]
Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]
Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]
Да́ктиль – он пе́рвый, [дактиль]
Второ́й – амфибра́хий, [амфибрахий]
Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]
Какие еще бывают стихотворные размеры?
Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов